Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 20

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по разработке структуры основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 080200 «менеджмент»

 

             

Рекомендации методические по разработке структуры основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 080200 «менеджмент»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Учебно-методическое объединение вузов

по образованию в области менеджмента

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ СТРУКТУРЫ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 080200 «МЕНЕДЖМЕНТ»

Москва 2010

УДК 37.012

Методические рекомендации по разработке структуры основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» [Текст] / Государственный университет управления, Центр качества; [сост. Т.А. Кабанова, М.Б. Челышкова] – М.: ГУУ, 2010. – 108 с.

С О С Т А В И Т Е Л И

Кандидат химических наук, доцент

Т.А. Кабанова

Доктор педагогических наук, профессор

М.Б. Челышкова

О Т В Е Т С Т В Е Н Н Ы Й Р Е Д А К Т О Р

Директор Центра качества ГУУ,

доктор педагогических наук, профессор

М.Б. Челышкова

Рассмотрена структура ООП бакалавриата и магистратуры, ее основные структурные составляющие: учебные циклы и разделы, результаты и трудоемкость освоения ООП и ее компонентов, особенности разработки базовой и вариативной частей ООП бакалавриата и магистратуры по направлению «Менеджмент», представлены примеры, иллюстрирующие практические этапы проектирования основных образовательных программ. В приложениях приведены материалы, предоставленные профессорско-преподавательским составом и сотрудниками Государственного университета управления.

Для сотрудников вузов, осуществляющих разработку основных образовательных программ высшего профессионального образования по направлению «Менеджмент» в условиях введения в действие федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и перехода высшего профессионального образования на систему уровневой подготовки.

© Кабанова Т.А., Челышкова М.Б., 2010

© ГОУВПО «Государственный университет управления», 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Термины, определения, сокращения……………………………………………………..

4

Введение

7

1. Примерная основная образовательная программа и основная образовательная программа высшего профессионального образования………………………………….

10

1.1. Примерная основная образовательная программа ВПО……………………………

10

1.2. Основная образовательная программа ВПО………………………………………...

11

1.3. Общая структура основных образовательных программ…………………………..

13

1.4. Трудоемкость основных образовательных программ. Кредитный подход..………

14

1.5. Компетентностный подход к формированию основных образовательных программ ………..…………………………………………………………………………

15

2. Структура основной образовательной программы бакалавриата по направлению «Менеджмент»…………………………………………………………………………….

17

2.1. Проектируемые результаты освоения основной образовательной программы бакалавриата……………………………………………………………………………….

26

2.2. Трудоемкость учебных циклов и разделов основной образовательной программы бакалавриата………………………………………………………………….

30

2.3. Формирование содержания базовой части основной образовательной программы бакалавриата………………………………………………………………….

31

2.4. Формирование содержания вариативной (профильной) части основной образовательной программы бакалавриата………………………………………………

32

2.5. Профили подготовки бакалавриата по направлению «Менеджмент»…………….

33

3. Структура основной образовательной программы магистратуры по направлению «Менеджмент»……………………………………………………………………………..

33

3.1. Проектируемые результаты освоения основной образовательной программы магистратуры………………………………………………………………………………

37

3.2. Трудоемкость учебных циклов и разделов основной образовательной программы магистратуры…………………………………………………………………

38

3.3. Формирование содержания основной образовательной программы магистратуры……………………………………………………………………………….

41

Литература………………………………………………………………………………….

68

Приложение 1. Разъяснения по формированию примерных основных образовательных программ высшего профессионального образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов………………………………………………………………………………….

72

Приложение 2. Методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах…………..

87

Приложение 3. Карта компетенций, формируемых при освоении магистерской программы Государственного университета управления по направлению подготовки 080200 «Менеджмент»……………………………………………………….

88

Приложение 4. Документы для разработки основных образовательных программ магистратуры Государственного университета управления по направлению подготовки 080200 «Менеджмент»……………………………………………………….

101

ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ

Академическая степень – квалификация высшего образования, присуждаемая по результатам освоения соответствующих основных образовательных программ по направлениям подготовки

Вид профессиональной деятельности – методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования

Зачетная единица – мера трудоемкости образовательной программы

Итоговая аттестация обучающихся – форма государственного контроля, проводимая с целью определения степени освоения выпускниками образовательной программы

Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и требованиям, потребностям личности, общества и государства

Квалификация – характеристика уровня подготовки (готовности) к выполнению определенного вида профессиональной деятельности или конкретных трудовых функций

Компетенция – готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений и навыков при решении задач, общих для многих видов деятельности

Кредит – унифицированная единица измерения объема трудоемкости учебной нагрузки обучающегося

Модуль – часть образовательной программы, учебного курса, предмета, дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к целям и планируемым результатам освоения образовательной программы

Направление подготовки – совокупность образовательных программ различного уровня в одной профессиональной области

Направленность (профиль) образования – целевая ориентация образовательной программы, определяющая ее предметно-тематическое содержание и (или) преобладающие виды учебной деятельности

Образовательные стандарты и требования, устанавливаемые университетами – образовательные стандарты и требования по образовательным программам высшего образования, самостоятельно устанавливаемые университетами, определенными федеральным законом или указом Президента Российской Федерации

Образовательный процесс – целенаправленный педагогически обоснованный процесс обучения и воспитания, организуемый субъектом образовательной деятельности, реализующим образовательную программу

Обучающийся – лицо, зачисленное в установленном порядке в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и осваивающее образовательную программу

Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками компетенциями, развитию способностей

Объект профессиональной деятельности – системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие

Область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении;

Основная образовательная программа бакалавриата (бакалаврская программа) – совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии

Основная образовательная программа магистратуры (магистерская программа) – совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки и воспитание обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии

Практика – вид (форма) учебной деятельности, направленной на формирование и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью

Примерная образовательная программа учебно-методическая документация, определяющая содержание и объем образования, планируемые результаты их освоения и соответствующие требования к условиям образовательного процесса, структурированные по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям)

Промежуточная (текущая) аттестация обучающихся – процедура оценки педагогическим работником качества освоения обучающимися отдельной части или всего объема одного учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)

Профиль – совокупность основных типичных черт профессии (направления подготовки, специальности, специализации), определяющих конкретную направленность образовательной программы

Результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции

Уровень образования – формализованный показатель завершенного цикла образования определенного объема и степени сложности, основные характеристики которого определяются федеральным государственным образовательным стандартом

Учебная дисциплина (предмет) – система знаний и умений, отражающая содержание определенной науки и/ или деятельности, и осваиваемая в рамках образовательной программы

Учебный план – документ, определяющий перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, предусмотренных образовательной программой, временные затраты (трудоемкость) на их освоение, а также виды учебной и самостоятельной деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

Учебный цикл – совокупность дисциплин (модулей) основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере научной и (или) профессиональной деятельности

Федеральный государственный образовательный стандарт – технический нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня

Форма получения образования (обучения) – способ организации образовательного процесса по освоению образовательных программ

В настоящих методических рекомендациях в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом используются следующие сокращения:

ВПО – высшее профессиональное образование

ООП – основная образовательная программа

ПООП – примерная основная образовательная программа

ОК – общекультурные компетенции

ПК – профессиональные компетенции

УЦ ООП – учебный цикл основной образовательной программы

ФГОС ВПО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в вузах разворачивается работа по переходу уровневую систему подготовки и введению в действие федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Данному этапу реформы высшего профессионального образования предшествовала большая работа по созданию законодательной и нормативной базы, в которую вошли Федеральные законы России «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» от 24.10.2007 № 232-ФЗ и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)» от 01.12.2007 № 309-ФЗ. Указанные законы определили следующие основные изменения в законе РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 и в Федеральном законе РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 № 125-ФЗ:

Основные образовательные программы (ООП) ВПО реализуется по уровням:

· высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» – бакалавриат;

· высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр» – подготовка специалиста или магистратура.

Важными составляющими законодательной базы являются Федеральный Закон об уровневой системе ВПО и Федеральный Закон о федеральных государственных образовательных стандартах ВПО (ФГОС ВПО). Нормативные ресурсы ФГОС ВПО определили формирование Перечней направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр» и «магистр», которые введены приказом Министерства образования и науки РФ от 17.09.2009 N 337.

Ниже приведены фрагменты из общих Перечней направлений подготовки высшего профессионального образования. Эти фрагменты включают направление «Менеджмент» и смежные с ним направления.

Перечень направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр»*

Укрупненные группы направлений подготовки,
направления подготовки бакалавров

Код

Наименование

080000

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

080100

Экономика

080200

Менеджмент

080500

Бизнес-информатика

* – код квалификации (степени) «бакалавр» – 62

Перечень направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «магистр»**

Укрупненные группы направлений подготовки,
направления подготовки магистров

Код

Наименование

080000

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

080100

Экономика

080200

Менеджмент

080500

Бизнес-информатика

081100

Государственное и муниципальное управление

081200

Аудит государственного и муниципального управления

** – код квалификации (степени) «магистр» – 68

Основываясь на этих документах и руководствуясь решением Итогового совещания Совета Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента Государственный университет управления (базовый вуз УМО по образованию в области менеджмента) подготовил комплекс методических рекомендаций. Настоящие методические рекомендации входят в этот комплекс о охватывают проблемы создания методического обеспечения в части проектирования и разработки основных образовательных программ.

Методические рекомендации состоят из трех частей: в первой части рассмотрена связь между ФГОС ВПО, примерными основными образовательными программами и основными образовательными программами ВПО, вторая часть посвящена структуре ООП бакалавриата, третья – ООП магистратуры. В рекомендациях рассмотрены основные структурные составляющие ООП: учебные циклы и разделы, результаты и трудоемкость освоения ООП и ее компонентов, особенности разработки базовой и вариативной частей ООП бакалавриата и магистратуры по направлению «Менеджмент», представлены примеры, иллюстрирующие практические этапы проектирования основных образовательных программ. В приложениях приведены методические документы, разработанные Департаментом государственной политики в сфере образования, а также опыт Государственного университета управления по разработке бакалаврских и магистерских программ по направлению «Менеджмент».


1. ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА И ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 01 декабря 2007 г. № 309-ФЗ устанавливается взаимосвязь федеральных государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ в следующем виде: федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования:

· к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

· к условиями реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

· к результатам освоения основных образовательных программ.

1.1. Примерная основная образовательная программа ВПО

Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПООП ВПО) в соответствии с уровнем и направленностью разрабатывается на основе федерального государственного образовательного стандарта и может включать в себя базовый учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Примерная ООП ВПО носит рекомендательный характер: целью ее разработки является предоставление ориентировочного варианта для формирования ООП ВПО каждого конкретного вуза.

Разработка примерных основных образовательных программ в соответствии с Федеральным законодательством относится к компетенции Министерства образования и науки РФ. В настоящее время разработчики ФГОС ВПО, т.е. вузы, стандарты которых уже утверждены (cм. http://mon.gov.ru) или http://www.edu.ru) или приняты Министерством образования и науки к утверждению (см. http://mon.gov.ru), участвуют в формировании соответствующих примерных образовательных программ. Примерные ООП подготовки бакалавра и магистра разрабатываются на основе требований ФГОС ВПО и включают в себя следующие основные функциональные элементы: требования к результатам освоения основной образовательной программы; примерный учебный план; примерные программы базовых дисциплин. В Приложении 1 приведены разъяснения Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки по формированию примерных основных образовательных программ и формы документов от 28.12.2009 года.

1.2. Основная образовательная программа ВПО

Основная образовательная программа ВПО является комплексом документов, регламентирующим образовательный процесс в вузе по определенному направлению, уровню и профилю (направленности) подготовки. Вузовская ООП представляет собой систему взаимосвязанных документов, разработанную и утвержденную вузом на основе ФГОС ВПО и рекомендованной примерной ООП, с учетом потребностей реально сложившегося регионального рынка труда, на который ориентирована работа конкретного вуза, с опорой на его традиции и достижения его научно-педагогической школы, а также с учетом запросов работодателей и специфики будущей профессиональной деятельности выпускника.

В соответствии с ФГОС ВПО основная образовательная программа включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки студентов, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. ООП устанавливает цели, планируемые результаты, структуру и содержание образования, условия и технологии реализации образовательного процесса, системы деятельности преподавателей, обучающихся, организаторов образования, средства и технологии оценки и аттестации качества подготовки обучающихся на всех этапах их обучения в вузе.

Основная образовательная программа разрабатывается и утверждается вузом самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе ФГОС ВПО и примерных образовательных программ, разработку которых осуществляет Министерство образования и науки РФ (при этом примерные образовательные программы имеют рекомендательный характер). ООП подлежит ежегодному обновлению с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Для методической поддержки реализации ООП бакалавриата и магистратуры разрабатываются соответствующие учебно-методические комплексы, включающие:

- учебные планы

- рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации

- календарные учебные графики

- методические материалы по реализации активных, интерактивных и других инновационных образовательных технологий, которые способствуют развитию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся:

· интерактивных лекций

· компьютерных симуляций

· анализу деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей

· деловых и ролевых игр

· психологических и иных тренингов

· групповых дискуссии и проектов

· обсуждению результатов работы студенческих исследовательских групп

· участию в телеконференциях

· иных технологий (в соответствии со спецификой программы подготовки)

- материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, включающие методические рекомендации по выполнению всех видов учебной нагрузки:

· семинарских занятий

· лабораторных работ

· курсовых проектов/работ

· внеаудиторной самостоятельной работы студентов

· самостоятельной работы студентов в аудитории под контролем преподавателя

· домашних заданий

· контрольных работ

· практик

· НИР

· выпускных квалификационных работ.

- план воспитательной работы со студентами и др. материалы, обеспечивающие формирование компетенций

- инновационные оценочные средства сформированности общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся на разных стадиях освоения ООП (текущая и промежуточная аттестация обучающихся, итоговая государственная аттестация выпускников)

· ситуационные задания на основе кейс-метода

· компетентностно-ориентированные тесты

· тесты практических умений

· портфолио

· иные оценочные средства (в соответствии с профессиональной спецификой программы подготовки).

Данный перечень может быть расширен в соответствии с потребностями конкретной ООП.

Таким образом, основная образовательная программа ВПО является основной документацией, которую вуз самостоятельно разрабатывает и продвигает на рынке образовательных услуг.

1.3. Общая структура основных образовательных программ

Структура ООП ВПО соответствующего уровня и профиля подготовки базируется на компетентностной модели выпускника, разработанной с учетом внешних требований к качеству образования со стороны государства и других потребителей. Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов и разделов (табл. 1).

Таблица 1

Учебные циклы и разделы основной образовательной программы бакалавриата

Код

Учебные циклы и разделы

Учебные циклы

Б.1

Гуманитарный, социальный и экономический цикл

Б.2

Математический и естественнонаучный цикл

Б.3

Профессиональный цикл

Разделы

Б.4

Физическая культура

Б.5

Учебная и производственная практики

Б.6

Итоговая государственная аттестация

Основная образовательная программа магистратуры предусматривает изучение следующих учебных циклов и разделов (табл. 2).

Таблица 2

Учебные циклы и разделы основной образовательной программы магистратуры

Код

Учебные циклы и разделы

Учебные циклы

М.1

Общенаучный цикл

М.2

Профессиональный цикл

Разделы

М.3

Практики и научно-исследовательская работа

М.4

Итоговая государственная аттестация

Каждый учебный цикл ООП как бакалавриата, так и магистратуры имеет базовую (обязательную) и вариативную (профильную) часть. Результаты освоения базовой части ООП и ее содержание регламентируется образовательными стандартами на федеральном уровне с учетом потребностей национального рынка труда. Результаты освоения вариативной части ООП и ее содержание устанавливаются вузом с учетом потребностей регионального рынка труда. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре (для бакалавров) и (или) обучения в аспирантуре (для магистров).

В связи с этим при формировании ООП в ее вариативной части вузы должны конкретизировать компетентностное описание выпускника, сформулированное в базовой части ООП (ФГОС), с учетом региональных особенностей рынка труда и потребностей работодателей. Т.е. при проектировании ООП конкретного вуза должны быть сформулированы дополнительные общекультурные и профессиональные (по видам деятельности) компетенции выпускника с учетом профиля (направленности) подготовки и региональной специфики.

В структуре ООП выделяются также следующие компоненты: проектируемые результаты освоения учебных циклов и разделов; перечень дисциплин для разработки примерных программ, а так же учебников и учебных пособий; коды формируемых компетенций; трудоемкость (см. также табл. 3).

1.4. Трудоемкость основных образовательных программ. Кредитный подход

Мерой трудоемкости при компетентностном подходе к разработке ФГОС, и, следовательно, ООП ВПО, является зачетная единица. Переход от традиционного измерения трудоемкости в академических часах к зачетным единицам обусловлен процессами гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования и встраиванием в нее российской системы ВПО. Основным механизмом гармонизации стала ECTS – европейская система переноса и накопления кредитов (European Credit Transfer System). Использование ECTS облегчает измерение и сравнение результатов обучения, достигнутых обучающимися в условиях разных программ обучения. В ECTS измерение и сравнение результатов обучения производится на основании учебной нагрузки обучающихся, выраженной в показателях времени – кре́дитах. Кре́дит (от англ. credit – доверие) – величина, характеризующая объем содержания образовательной программы и трудоемкость ее освоения обучающимся. В терминологии ФГОС 1 кредиту ECTS соответствует 1 зачетная единица.

Зачетная единица является условной, она не должна буквально совпадать с трудоемкостью отдельных элементов образовательной программы, выраженной в академических часах. Трудоемкость элемента ООП, например, учебной дисциплины или практики, выраженная в зачетных единицах, как правило, не имеет прямого эквивалента в академических часах: она указывает долю трудоемкости данного элемента ООП в рамках всей образовательной программы. По имеющимся данным, средняя трудоемкость освоения результата обучения, соответствующего 1 зачетной единице, как правило, соответствует 20 – 30 часам работы студента.

Поскольку операции с зачетными единицами еще не стали привычными для отечественной системы образования, расчет трудоемкости элементов ООП в зачетных единицах на начальном этапе введения ФГОС представляется достаточно проблематичным. Поэтому в ФГОС между зачетной единицей и академическим часом установлено следующее соотношение: 1 з.е.=36 ак.час. В дальнейшем, по мере накопления вузами опыта планирования и оценки реальной трудоемкости элементов образовательных программ, видов и форм учебной деятельности студентов, применяемых образовательных технологий, а также других составляющих образовательного процесса, безусловно, будет происходить конкретизация данного соотношения.

В информационном письме Министерства образования России от 28.11.2002 года (№ 14-52-988ин/13) приводится методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах (Приложение 2).

1.5. Компетентностный подход к формированию основных образовательных программ

Выражение результатов образования в терминах компетенций отражает современные отечественные и мировые тенденции развития образования, способствует формированию студентоцентрированной направленности образовательного процесса, при которой акцент с содержания обучения переносится на результат обучения, позволяет удовлетворить внешние требования к качеству образования. При этом каждый результат обучения следует формулировать таким образом, чтобы обучающийся смог продемонстрировать его достижение на том или ином этапе освоения программы. Реализация компетентностного подхода предполагает отличное от традиционного структурирование основной образовательной программы. Поскольку основой для формирования ООП при компетентностном подходе являются результаты обучения, то именно они определяют ее компетентностную структуру, на которой базируется структура содержательная.

При формировании структуры ООП вначале необходимо проанализировать перечень задач профессиональной деятельности, зафиксированных в ФГОС, и осуществить их конкретизацию и дополнение в соответствии с направленностью реализуемой ООП. Затем определяется перечень компетенций (или их компонентов), последовательность, траектория и сроки их формирования, после этого определяется содержание образования в виде перечней учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), а также программ практик, в которых должны быть приобретены знания, умения и владения, входящие в состав конкретных компетенций.

Компетенции выпускника вуза являются интегральными надпредметными характеристиками качества его подготовки, т.е., как правило, не могут быть полностью сформированы при изучении какой-либо отдельной дисциплины. Поэтому одним из подходов к формированию компетенций может быть модульное структурирование ООП и выстраивание образовательного процесса в модульном формате, при котором каждый учебный модуль ориентирован на развитие одной или нескольких компетенций. Практика реализации модульных образовательных программ и организации модульного обучения широко распространена в мировом академическом сообществе.

В случае формирования модульных ООП содержание обучения структурируется в логически завершенные (по тематике, видам деятельности и времени освоения) автономные организационно-методические блоки – модули. Каждый из них, являясь структурными элементом учебного плана, формируется как организационно-методическая междисциплинарная структура в виде учебных дисциплин или их разделов, объединяемых по направленности на получение обучающимися той или иной компетенции (группы компетенций). Модулем может быть также совокупность видов учебной работы, например, практики, НИР и др.

При проектировании модуля должны быть определены цели, задачи, результаты и уровни его освоения; выбраны эффективные методы и формы обучения, образовательные технологии; установлены критерии оценивания заявленных результатов освоения; предусмотрены оптимальные методы и формы входного, промежуточного и итогового контроля, а также соответствующие оценочные средства и средства самооценки обучающихся.

Реализация информационных (направленных на теоретическую подготовку) и операционных (ориентированных на отработку профессиональных навыков) компонентов модуля должна обеспечивать возможность индивидуализации обучения студентов.

Обоснованию и выбору форм организации занятий и технологий обучения, направленных на формирование компетенций и интеграции их в целостную функциональную систему должно быть уделено особое внимание. В частности, в образовательном процессе необходимо использовать активные, интерактивные и другие инновационные образовательные технологии, проблемно-ориентированную самостоятельную работу обучающихся.

Кроме того, должны быть предусмотрены формы, технологии и процедуры, обеспечивающие гарантии качества подготовки обучающихся на всех этапах образовательного процесса. Принятие компетентностного подхода в образовании диктует необходимость перестройки контрольно-оценочной составляющей образовательного процесса. Сущность перестройки состоит в переходе от оценки знаний к оценке компетенций как результатов образования. Поскольку результаты контрольно-оценочной деятельности являются основным источником информации о качестве подготовки, то при разработке ООП следует уделить пристальное внимание разработке адекватных методов текущей, промежуточной и итоговой аттестации приобретенных компетенций. Для этой цели понадобятся также принципиально новые надежные и валидные оценочные средства, включающие задания, способствующие выявлению сформированности компетенций и позволяющие получить достоверную информацию о качестве подготовки (ситуационные задания на основе кейс-метода, компетентностно-ориентированные тесты, тесты практических умений, стандартизированные анкеты, портфолио и другие оценочные средства, учитывающие профессиональную специфику образовательной программы).

Для разработчиков основных образовательных программ ВПО разного уровня может представлять интерес методический подход Государственного университета управления к формированию карты компетенций, приобретаемых обучающимися при освоении магистерской программы (Приложение 3). Заполнение карты призвано помочь обоснованно отобрать необходимое содержание образования и сформировать на этой основе состав учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик и др. и разработать их согласованные рабочие программы. Общекультурные и профессиональные компетенции, заложенные в ФГОС, представляют собой результаты обучения, приобретаемые выпускниками в момент окончания программы. Однако для наблюдения динамики их формирования и развития в течение срока обучения студентов целесообразно оценивать основные признаки проявления каждой компетенции, которые должен продемонстрировать обучающийся на разных этапах освоения ООП. Составляющие результатов обучения, являющиеся базой формирования компетенции, в соответствии с ФГОС ВПО описывается в терминах «знать», «уметь», «владеть».

Более подробно составляющие ООП применительно к ООП бакалавриата и магистратуры по направлению «Менеджмент» будут рассмотрены ниже.

2. СТРУКТУРА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МЕНЕДЖМЕНТ»

Структура основной образовательной программы бакалавриата по направлению «Менеджмент» в редакции ФГОС, принятой Министерством образования и науки РФ к утверждению, приведена в табл.3.

Таблица 3

Структура ООП бакалавриата по направлению «Менеджмент»

Код УЦ ООП

Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения

Трудоем-кость (Зачетные единицы)1)

Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а так же учебников и учебных пособий

Коды формируемых компетенций[1]

1

2

3

4

5

Б.1

Гуманитарный, социальный и экономический цикл

38-48

Базовая часть

28

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

Знать

- закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории;

- основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления;

- основные нормативные правовые документы;

- основные понятия и модели неоклассической и институциональной микроэкономической теории, макроэкономики и мировой экономики;

- основные макроэкономические показатели и принципы их расчета.

Уметь

- применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;

- ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

- применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;

- использовать иностранный язык в межличностном общении и профессиональной деятельности;

- ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности;

- использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности;

- проводить анализ отрасли (рынка), используя экономические модели;

- использовать экономический инструментарий для анализа внешней и внутренней среды бизнеса (организации).

Владеть

- навыками целостного подхода к анализу проблем общества;

- навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении на иностранном языке;

- навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста на иностранном языке по проблемам экономики и бизнеса;

- экономическими методами анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства.

История,

Философия,

Иностранный язык,

Правоведение,

Экономическая теория (микро- и макроэкономика, мировая экономика),

Институциональная экономика*,

Социология*,

Психология*

ОК-1,

ОК-2,

ОК-3,

ОК-4,

ОК-5,

ОК-6,

ОК-7,

ОК-8,

ОК-9,

ОК-10,

ОК-11,

ОК-12,

ОК-13,

ОК-14

Вариативная часть ( знания, умения, навыки определяются ООП вуза)

10-20

Б.2

Математический и естественнонаучный цикл

34-44

Базовая часть

24

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

Знать

- основные понятия и инструменты алгебры и геометрии, математического анализа, теории вероятностей, математической и социально-экономической статистики;

- основные математические модели принятия решений;

- основные понятия и современные принципы работы с деловой информацией, а также иметь представление о корпоративных информационных системах и базах данных.

Уметь

- решать типовые математические задачи, используемые при принятии управленческих решений;

- использовать математический язык и математическую символику при построении организационно-управленческих моделей;

- обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные;

- применять информационные технологии для решения управленческих задач.

Владеть

- математическими, статистическими и количественными методами решения типовых организационно-управленческих задач;

- программами Microsoft Office для работы с деловой информацией и основами web-технологий.

Математика,

Статистика (теория статистики, социально-экономическая статистика),

Методы принятия управленческих решений,

Информационные технологии в менеджменте

ОК-15,

ОК-16,

ОК-17,

ОК-18

Вариативная часть ( знания, умения, навыки определяются ООП вуза)

10-20

Б.3

Профессиональный цикл

134-138

Базовая (общепрофессиональная) часть

52

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

Знать

- основные этапы развития менеджмента как науки и профессии;

- принципы развития и закономерности функционирования организации;

- роли, функции и задачи менеджера в современной организации;

- основные бизнес-процессы в организации;

- принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования;

- типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования;

- основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля;

- виды управленческих решений и методы их принятия;

- основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами;

- типы организационной культуры и методы ее формирования;

- основные теории и подходы к осуществлению организационных изменений;

- содержание маркетинговой концепции управления;

- методы маркетинговых исследований;

- основы маркетинговых коммуникаций;

- назначение, структуру и содержание основных финансовых отчетов организации;

- основные стандарты и принципы финансового учета и подготовки финансовой отчетности;

- основные показатели финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности, деловой и рыночной активности, эффективности и рентабельности деятельности;

- основные системы управленческого учета;

- фундаментальные концепции финансового менеджмента;

- принципы, способы и методы оценки активов, инвестиционных проектов и организаций;

- роль и место управления персоналом в общеорганизационном управлении и его связь со стратегическими задачами организации;

- причины многовариантности практики управления персоналом в современных условиях;

- бизнес-процессы в сфере управления персоналом и роль в них линейных менеджеров и специалистов по управлению персоналом;

- основные теории стратегического менеджмента;

- теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества организации;

- содержание и взаимосвязь основных элементов процесса стратегического управления;

- основы генезиса концепции корпоративной социальной ответственности (КСО), роль и место этики бизнеса в системе КСО;

- основные направления интегрирования КСО в теорию и практику стратегического управления;

- основные теории корпоративных финансов;

- модели оценки капитальных (финансовых) активов;

- источники финансирования, институты и инструменты финансового рынка;

- принципы организации операционной деятельности, основные методы и инструменты управления операционной деятельностью организации;

- основные концепции и методы организации операционной деятельности (MRP, MRP II, ERP);

- основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций.

Уметь

- ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

- анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;

- анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

- организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач;

- анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;

- диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

- разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность;

- использовать информацию, полученную в результате маркетинговых исследований;

- ставить и решать задачи операционного маркетинга;

- использовать техники финансового учета для формирования финансовой отчетности организации;

- анализировать финансовую отчетность и составлять финансовый прогноз развития организации;

- калькулировать и анализировать себестоимость продукции и принимать обоснованные решения на основе данных управленческого учета;

- оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения;

- оценивать риски, доходность и эффективность принимаемых финансовых и инвестиционных решений;

- уметь оценивать принимаемые финансовые решения с точки зрения их влияния на создание ценности (стоимости) компаний;

- анализировать состояние и тенденции развития рынка труда с точки зрения обеспечения потребности организации в человеческих ресурсах;

- оценивать положение организации на рынке труда, разрабатывать систему мероприятий по улучшению имиджа организации как работодателя;

- проводить аудит человеческих ресурсов организации, прогнозировать и определять потребность организации в персонале, определять эффективные пути ее удовлетворения;

- разрабатывать мероприятия по привлечению и отбору новых сотрудников и программы их адаптации;

- разрабатывать программы обучения сотрудников и оценивать их эффективность;

- использовать различные методы оценки и аттестации сотрудников и участвовать в их реализации;

- разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации

- разрабатывать корпоративные, конкурентные и функциональные стратегии развития организации;

- идентифицировать, анализировать и ранжировать ожидания заинтересованных сторон организации с позиций концепции КСО;

- диагностировать этические проблемы в организации и применять основные модели принятия этичных управленческих решений;

- разрабатывать инвестиционные проекты и проводить их оценку;

- обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источников финансирования;

- проводить оценку финансовых инструментов;

- планировать операционную деятельность организации:

- применять модели управления запасами, планировать потребность организации в запасах;

- организовывать переговорный процесс, в том числе с использованием современных средств коммуникации.

Владеть

- методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль);

- современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;

- методами разработки и реализации маркетинговых программ;

- методами анализа финансовой отчетности и финансового прогнозирования;

- современным инструментарием управления человеческими ресурсами;

- методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы;

- методами формирования и поддержания этичного климата в организации;

- методами инвестиционного анализа и анализа финансовых рынков;

- методами управления операциями;

- навыками деловых коммуникаций;

- методами планирования карьеры.

Теория менеджмента (история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение),

Маркетинг,

Учет и анализ (финансовый учет, управленческий учет, финансовый анализ),

Финансовый менеджмент,

Управление человеческими ресурсами,

Стратегический менеджмент,

Корпоративная социальная ответственность,

Безопасность жизнедеятельности,

Лидерство**,

Деловые коммуникации**,

Управление изменениями**,

Инвестиционный анализ***,

Корпоративные финансы***,

Финансовые рынки и институты***,

Управление операциями****,

Бизнес-планирование****,

Управление проектами****

ОК-19,

ОК-20,

ОК-21,

ПК-1,

ПК-2,

ПК-3,

ПК-4,

ПК-5,

ПК-6,

ПК-7,

ПК-8,

ПК-9,

ПК-10,

ПК-11,

ПК-12,

ПК-13,

ПК-14,

ПК-15,

ПК-16,

ПК-17,

ПК-18,

ПК-19,

ПК-20,

ПК-21,

ПК-22,

ПК-23,

ПК-24,

ПК-25,

ПК-26,

ПК-27,

ПК-28,

ПК-29,

ПК-30,

ПК-31,

ПК-32,

ПК-33,

ПК-34,

ПК-35,

ПК-36,

ПК-37,

ПК-38,

ПК-39,

ПК-40,

ПК-41,

ПК-42,

ПК-43,

ПК-44,

ПК-45,

ПК-46,

ПК-47,

ПК-48,

ПК-49,

ПК-50

Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки)

82-86

Б.4

Физическая культура

2

ОК-22

Б.5

Учебная и производственная практики

практические умения и навыки определяются ООП вуза

6-10

ОК-8,

ОК-13,

ОК-19,

ПК-8,

ПК-47,

ПК-49

Б.6

Итоговая государственная аттестация

12

ОК-5,

ОК-6,

ПК-1 – ПК-50*****

Общая трудоемкость основной образовательной программы

240

1) Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3, Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточных аттестаций

*) выбор вузом одной дисциплины из приведенного перечня

**) выбор вузом одной дисциплины из приведенного перечня

***) выбор вузом одной дисциплины из приведенного перечня

****) выбор вузом одной дисциплины из приведенного перечня

*****) конкретные профессиональные компетенции выбираются вузом в зависимости от формы итоговой государственной аттестации и наличия профиля обучения


Рассмотрим данную ООП более подробно.

2.1. Проектируемые результаты освоения основной образовательной программы бакалавриата

Результаты освоения ООП формулируются в терминах «знать», «уметь», «владеть» (колонка 2 табл. 3), которые в соответствии с принятой структурой являются признаками проявления компетенций (их коды приведены в колонке 5). Сформированность данных компетенций обучающийся должен продемонстрировать по окончании изучения соответствующих учебных циклов и разделов ООП. Нужно подчеркнуть, что требования к результатам освоения ООП, зафиксированные в ФГОС ВПО, относятся только к базовым частям учебных циклов и не привязаны к конкретным дисциплинам. Это обусловлено тем, что, как было упомянуто выше, большинство компетенций формируются, как правило, не отдельной дисциплиной: компоненты компетенций формируются и развиваются при изучении различных дисциплин, а также в различных формах учебной деятельности.

В соответствии редакцией ФГОС, принятой Министерством образования и науки к утверждению, перечень компетенций выпускника по направлению подготовки «Менеджмент» с квалификацией (степенью) «бакалавр», приведен в табл. 4.

Таблица 4

Компетенции бакалавра по направлению «Менеджмент» в соответствии с требованиями ФГОС

Формулировка компетенции

Код компе-тенции

Общекультурные компетенции

ОК

Знает базовые ценности мировой культуры и готов опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии

ОК-1

Знает и понимает законы развития природы, общества и мышления и умеет оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности

ОК-2

Способен занимать активную гражданскую позицию

ОК-3

Умеет анализировать и оценивать исторические события и процессы

ОК-4

Владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОК–5

Умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

ОК-6

Готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе

ОК-7

Способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность

ОК-8

Умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

ОК-9

Стремится к личностному и профессиональному саморазвитию

ОК-10

Умеет критически оценивать личные достоинства и недостатки

ОК-11

Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

ОК-12

Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы

ОК-13

Владеет одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность

ОК-14

Владеет методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

ОК-15

Имеет представления о роли и значении информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономики знаний

ОК-16

Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией

ОК-17

Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах

ОК-18

Способен осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации и т.д.

ОК-19

Учитывает последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности

ОК-20

Владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий

ОК-21

Привержен этическим ценностям и здоровому образу жизни

ОК-22

Профессиональные компетенции

ПК

О рганизационно-управленческая деятельность

Знает основные этапы эволюции управленческой мысли

ПК-1

Способен проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования

ПК-2

Готов к разработке процедур и методов контроля

ПК-3

Способен использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач

ПК-4

Способен эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды

ПК-5

Владеет различными способами разрешения конфликтных ситуаций

ПК-6

Способен к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций

ПК-7

Способен оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений

ПК-8

Способен анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений

ПК-9

Способен участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию

ПК-10

Способен использовать основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала

ПК-11

Способен оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании

ПК-12

Способен участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию

ПК-13

Владеет современными технологиями управления персоналом

ПК-14

Готов участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента

ПК-15

Учитывает аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации

ПК-16

Готов участвовать в реализации программы организационных изменений, способен преодолевать локальное сопротивление изменениям

ПК-17

Владеет методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций

ПК-18

Способен планировать операционную (производственную) деятельность организаций

ПК-19

Владеет методами управления проектами и готов к их реализации с использованием современного программного обеспечения

ПК-20

Готов участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций

ПК-21

Знает современные концепции организации операционной деятельности и готов к их применению

ПК-22

Знает современную систему управления качеством и обеспечения конкурентоспособности

ПК-23

Способен решать управленческие задачи, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации

ПК-24

Знаком с основами кросскультурных отношений в менеджменте, способен эффективно выполнять свои функции в кросскультурной среде

ПК-25

Информационно-аналитическая деятельность

Имеет представление об экономическом образе мышления

ПК-26

Способен оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления

ПК-27

Понимает основные мотивы и механизмы принятия решений органами государственного регулирования

ПК-28

Способен анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса

ПК-29

Знает экономические основы поведения организаций, имеет представление о различных структурах рынков и способен проводить анализ конкурентной среды отрасли

ПК-30

Умеет применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели

ПК-31

Способен выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления;

ПК-32

Владеет средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления

ПК-33

Владеет методами и программными средствами обработки деловой информации, способен взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы

ПК-34

Умеет моделировать бизнес-процессы и знаком с методами их реинжиниринга

ПК-35

Умеет использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и бенчмаркинга

ПК-36

Умеет проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры

ПК-37

Способен применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации

ПК-38

Владеет навыками составления финансовой отчетности и осознает влияние различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации

ПК-39

Способен анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения

ПК-40

Способен оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; имеет навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способен принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета

ПК-41

Способен проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений

ПК-42

Способен проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования

ПК-43

Способен обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источников финансирования

ПК-44

Владеет техниками финансового планирования и прогнозирования

ПК-45

Понимает роль финансовых рынков и институтов, способен к анализу различных финансовых инструментов

ПК-46

Способен проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений

ПК-47

Предпринимательская деятельность

Умеет находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею

ПК-48

Способен разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов и т.п.)

ПК-49

Способен оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности

ПК-50

При формировании вариативной (вузовской) части ООП, как было сказано выше, необходимо расширить круг компетенций, которые планируется сформировать в процессе освоения конкретной образовательной программы в соответствии с профилем (направленностью) подготовки. При этом следует иметь в виду, что компетенции как проектируемые результаты обучения, так же как и в базовой части ООП, должны быть привязаны не к конкретной дисциплине, а к вариативной части каждого учебного цикла в целом.

2.2. Трудоемкость учебных циклов и разделов основной образовательной программы бакалавриата

Общая трудоемкость освоения ООП бакалавриата составляет 240 зачетных единиц. Распределение зачетных единиц по циклам и разделам ООП бакалавриата по направлению «Менеджмент» приведены в табл. 5 (см. также табл. 3).

Таблица 5

Распределение трудоемкости освоения учебных циклов и разделов ООП бакалавриата по направлению «Менеджмент»

Код УЦ ООП

Учебные циклы и разделы

Трудоемкость, зачетные единицы

Б.1

Гуманитарный, социальный и экономический цикл

38-48

Базовая часть

28

Вариативная часть

10-20

Б.2

Математический и естественнонаучный цикл

34-44

Базовая часть

24

Вариативная часть

10-20

Б.3

Профессиональный цикл

134-138

Базовая (общепрофессиональная) часть

52

Вариативная часть

82-86

Б.4

Физическая культура

2

Б.5

Учебная и производственная практики

6-10

Б.6

Итоговая государственная аттестация

12

Общая трудоемкость основной образовательной программы

240

В соответствии с ФГОС трудоемкости освоения всех учебных циклов и разделов ООП, кроме разделов «Физическая культура» и «Итоговая государственная аттестация», приводятся в интервалах зачетных единиц. Это связано с тем, что трудоемкости изучения различных дисциплин могут значительно различаться. Например, трудоемкость раздела «Физическая культура» оценивается 2 зачетными единицами, но в «часовом» выражении она составляет 400 академических часов. Следует иметь в виду, что в соответствии с требованиями ФГОС общая трудоемкость учебной дисциплины не может быть менее 2 зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). При этом по дисциплинам, трудоемкость которых составляет более 3 зачетных единиц, должна выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»).

2.3. Формирование содержания базовой части основной образовательной программы бакалавриата

Особенностью ООП бакалавриата по направлению «Менеджмент» является наличие инвариантной и вариативной составляющих базовых частей в двух циклах: «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» и «Профессиональный цикл». Базовая часть «Математического и естественнонаучного цикла» вариативной составляющей не имеет (см. табл. 3). Дисциплины инвариантной составляющей, зафиксированные в ФГОС, являются строго обязательными для изучения во всех вузах, осуществляющих подготовку бакалавров по направлению «Менеджмент».

Наличие в структуре базовой части ООП вариативной составляющей позволяет вузу уже на ранних стадиях обучения готовить обучающихся в русле выбранного ими профиля (направленности) подготовки. Дисциплины вариативной составляющей представлены в стандарте в виде перечней (в табл. 3 они отмечены звездочками), из которых вуз по своему усмотрению выбирает дисциплины, целесообразные для формирования профилей подготовки бакалавров.

Инвариантная составляющая базовой части «Гуманитарного, социального и экономического цикла» предусматривает изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык», «Правоведение», «Экономическая теория (микро- и макроэкономика, мировая экономика)».

Вариативная составляющая базовой части «Гуманитарного, социального и экономического цикла» включает дисциплины: «Институциональная экономика», «Социология», «Психология».

Инвариантная составляющая базовой (общепрофессиональной) части «Профессионального цикла» предусматривает изучение следующих обязательных дисциплин: «Теория менеджмента (история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение)», «Маркетинг», «Учет и анализ (финансовый учет, управленческий учет, финансовый анализ)», «Финансовый менеджмент», «Управление человеческими ресурсами», «Стратегический менеджмент», «Корпоративная социальная ответственность», «Безопасность жизнедеятельности».

Вариативная составляющая базовой части «Профессионального цикла» состоит из трех блоков дисциплин. Блок общеорганизационных дисциплин включает: «Лидерство», «Деловые коммуникации», «Управление изменениями». В блок инвестиционно-финансовых дисциплин включены: «Инвестиционный анализ», «Корпоративные финансы», «Финансовые рынки и институты». Блок операционных дисциплин содержит: «Управление операциями», «Бизнес-планирование», «Управление проектами». Из каждого блока вуз выбирает по одной дисциплине в соответствии с профилем (направленностью) подготовки.

2.4. Формирование содержания вариативной (профильной) части основной образовательной программы бакалавриата

В соответствии с ФГОС, знания, умения, навыки, формируемые вариативной частью ООП, определяются вузом. Содержание вариативной части ООП должно разрабатываться в соответствии с проектируемыми результатами освоения ООП, т.е. содержание должно быть ориентировано на формирование компетенций, как зафиксированных в стандарте (см. табл. 4), так и дополнительных компетенций, соответствующих специфике конкретного профиля.

Перечни дисциплин вариативной части вносятся в таблицу 3. При заполнении колонки 2 «Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения» таблицы 3, разработчики ООП так же, как это сделано для базовой части, должны сформулировать проектируемые результаты обучения в терминах «знать», «уметь», «владеть», которые относятся к вариативной части каждого учебного цикла в целом, а не к конкретной дисциплине. Аналогичным образом заполняется колонка 5 таблицы 3 «коды формируемых компетенций». При формировании содержания вариативной части ООП необходимо помнить, что трудоемкость дисциплины не может быть менее 2 зачетных единиц. Следует также учитывать, что названия дисциплин должны служить основой для учебников и учебных пособий.

2.5. Профили подготовки бакалавриата по направлению «Менеджмент»

Под профилем подготовки понимается направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности. В проекте ФГОС ВПО бакалавриата по направлению «Менеджмент», представленном на утверждение в Министерство образования и науки Российской Федерации, предполагается реализация следующих профилей подготовки:

1. Государственное и муниципальное управление

2. Информационный менеджмент

3. Логистика

4. Маркетинг

5. Международный менеджмент

6. Производственный менеджмент

7. Управление малым бизнесом

8. Управление проектами

9. Управление технологическими инновациями

10. Управление человеческими ресурсами

11. Управленческий и финансовый учет

12. Финансовый менеджмент

3. СТРУКТУРА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МЕНЕДЖМЕНТ»

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «магистр»), утвержденном приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2009г. №636 (http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/prm636-1.pdf), в табл. 6 приводится структура основной образовательной программы магистратуры.


Таблица 6

Структура ООП магистратуры по направлению «Менеджмент»

Код

Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения

Трудоемкость (зачетные единицы)1)

Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а так же учебников и учебных пособий

Коды формируе-мых

компе-тенций[2]

1

2

3

4

5

М.1

Общенаучный цикл

5-15

Вариативная часть

(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)

ОК-1,

ОК-2,

ОК-3,

ОК-4,

ОК-5,

ОК-6

М.2

Профессиональный цикл

45-55

Базовая (общепрофессиональная) часть

18

ПК-1,

ПК-2,

ПК-3,

ПК-4,

ПК-5,

ПК-6,

ПК-7,

ПК-8

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

Знать

- основные результаты новейших исследований по проблемам менеджмента

- модели поведения экономических агентов и рынков

- основные понятия, методы и инструменты количественного и качественного анализа процессов управления;

- современные теории корпоративных финансов

- основные элементы процесса стратегического управления и альтернативы стратегий развития

- современные теории и концепции поведения на различных уровнях организации

- основные информационные технологии управления бизнес-процессами;

Уметь

- управлять развитием организации

- осуществлять анализ и разработку стратегии организации на основе современных методов и передовых научных достижений

- выявлять перспективные направления научных исследований, обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость исследуемой проблемы, формулировать гипотезы, проводить эмпирические и прикладные исследования

- обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные;

- проводить количественное прогнозирование и моделирование управления бизнес-процессами;

Владеть

- методологией и методикой проведения научных исследований;

- навыками самостоятельной научной и исследовательской работы,

- навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений

- методикой построения организационно-управленческих моделей

- информационными технологиями для прогнозирования и управления бизнес-процессами

- активными методами преподавания управленческих дисциплин

Управленческая экономика

Методы исследований в менеджменте

Современный стратегический анализ

Корпоративные финансы

Организационное поведение

Вариативная часть ( знания, умения, навыки определяются ООП вуза)

27-37

М.3

Практики и научно-исследовательская работа

45-55

ПК-9,

ПК-10,

ПК-11,

ПК-12,

ПК-13,

ПК-14

практические умения и навыки определяются ООП вуза

М.4

Итоговая государственная аттестация

5-15

OK-3, ОК-6, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12

Общая трудоемкость основной образовательной программы

120

1) Трудоемкость циклов М.1, М.2, М.3 включает все виды текущей и промежуточных аттестаций


3.1. Проектируемые результаты освоения основной образовательной программы магистратуры

Результаты освоения ООП магистратуры формулируются в терминах «знать», «уметь», «владеть» (колонка 2 табл. 6), которые в соответствии с принятой структурой являются признаками проявления компетенций (их коды приведены в колонке 5). Сформированность данных компетенций обучающийся должен продемонстрировать по окончании изучения соответствующих учебных циклов и разделов ООП. Нужно подчеркнуть, что требования к результатам освоения ООП, зафиксированные в ФГОС ВПО, относятся только к базовым частям учебных циклов и не привязаны к конкретным дисциплинам. Это обусловлено тем, что, как было упомянуто выше, большинство компетенций формируются, не отдельной дисциплиной: компоненты компетенций формируются при изучении различных дисциплин, а также в различных видах и формах учебной деятельности.

В соответствии с ФГОС перечень компетенций, которыми должен обладать выпускник по направлению подготовки «Менеджмент» с квалификацией (степенью) «магистр», приведен в табл. 7.

Таблица 7

Компетенции магистра по направлению «Менеджмент» в соответствии с требованиями ФГОС

Формулировка компетенции

Код компетен-ции

Общекультурные компетенции:

ОК

Способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования

ОК-1

Способность к изменению профиля своей профессиональной деятельности

ОК-2

Способность самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения

ОК-3

Способность принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия

ОК-4

Свободное владение иностранным языком как средством профессионального общения

ОК–5

Навыки публичных деловых и научных коммуникаций

ОК-6

Профессиональные компетенции

ПК

О рганизационно-управленческая деятельность

Способность управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями

ПК-1

Способность разрабатывать корпоративную стратегию

ПК-2

Умение использовать современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач

ПК-3

Способность разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию

ПК-4

Аналитическая деятельность

Способность использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами

ПК-5

Владение методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде

ПК-6

Владение методами стратегического анализа

ПК-7

Способность готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности

ПК-8

Научно-исследовательская деятельность

Способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы

ПК-9

Способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования

ПК-10

Способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой

ПК-11

Способность представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада

ПК-12

Педагогическая деятельность

Способность применять современные методы и методики преподавания управленческих дисциплин

ПК-13

Способность разрабатывать учебные программы и методическое обеспечение для преподавания управленческих дисциплин

ПК-14

При формировании вариативной (вузовской) части ООП, как было сказано выше, необходимо расширить круг компетенций, которые планируется сформировать в процессе обучения в соответствии со спецификой конкретной магистерской программы. При этом следует иметь в виду, что компетенции как проектируемые результаты обучения, так же как и в базовой части ООП, должны быть привязаны не к конкретной дисциплине, а к вариативной части каждого учебного цикла в целом.

3.2. Трудоемкость учебных циклов и разделов основной образовательной программы магистратуры

Общая трудоемкость освоения ООП бакалавриата составляет 120 зачетных единиц. Распределение зачетных единиц по циклам и разделам ООП магистратуры по направлению «Менеджмент» приведены в табл. 8 (см. также табл. 6).


Таблица 8

Распределение трудоемкости освоения учебных циклов и разделов ООП магистратуры по направлению «Менеджмент»

Код

Учебные циклы и разделы

Трудоемкость, зачетные единицы

М.1

Общенаучный цикл

Вариативная часть

5-15

М.2

Профессиональный цикл

45-55

Базовая (общепрофессиональная) часть

18

Вариативная часть

27-37

М.3

Практики и научно-исследовательская работа

45-55

М.4

Итоговая государственная аттестация

5-15

Общая трудоемкость основной образовательной программы

120

В соответствии с ФГОС трудоемкости освоения всех учебных циклов и разделов ООП, кроме раздела «Итоговая государственная аттестация», приводятся в интервалах зачетных единиц. Это связано с тем, что трудоемкости изучения различных дисциплин могут значительно различаться. Следует иметь в виду, что в соответствии с требованиями ФГОС общая трудоемкость учебной дисциплины не может быть менее 2 зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). При этом по дисциплинам, трудоемкость которых составляет более 3 зачетных единиц, должна выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»).

Распределение трудоемкости по компонентам ООП магистратуры показаны в табл. 9 и 10 на примерах магистерских программ Государственного университета управления.


Таблица 9

Распределение трудоемкости по компонентам ООП магистерской программы «Менеджмент на транспорте»

Код

Учебные циклы и разделы

Трудоемкость, зачетные единицы

М.1

Общенаучный цикл

14

Вариативная часть

14

М.2

Профессиональный цикл

46

Базовая (общепрофессиональная) часть

18

Вариативная часть

28

М.3

Практики и научно-исследовательская работа

45

Организационно-управленческая практика

4

Научно-исследовательская практика

15

Педагогическая практика

4

НИР

22

М.4

Итоговая государственная аттестация

15

Государственный экзамен

2

Написание и защита магистерской диссертации

13

Общая трудоемкость основной образовательной программы

120

Таблица 10

Распределение трудоемкости по компонентам ООП магистерской программы «Менеджмент в связях с общественностью и рекламе»

 

 

 

Код

Учебные циклы и разделы

Трудоемкость, зачетные единицы

М.1

Общенаучный цикл

14

Вариативная часть

14

М.2

Профессиональный цикл

48