Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 17

 

Поиск            

 

Указания методические по выполнению контрольной работы с использованием компьютерной

 

             

Указания методические по выполнению контрольной работы с использованием компьютерной

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ

ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

для студентов III курса,

второго высшего образования

Кафедра экономической теории

Москва –2008

Методические указания разработали:

Раздел 1:

Кандидат экономических наук, доцент Белоусова И.Э

Кандидат экономических наук, доцент Таласила О.В.

Доктор технических наук,директор ЦНОТ Торопцов В.С.

Кандидат экономических наук, зав.лабораторией

компьютерных технологий в образовании ЦНОТ Григорович Д.Б.

Зав.лабораторией методического обеспечения ЦНОТ Галкина Л.А.

Раздел 2:

Кандидат экономических наук, доцент Белоусова И.Э

Кандидат экономических наук, доцент Таласила О.В.

Методические указания по выполнению контрольной работы обсуждены на заседании кафедры Экономической теории

Зав. кафедрой,

профессор Протас В.Ф.

Методические указания одобрены на заседании Научно-методического совета ВЗФЭИ.

Проректор по УМР, председатель НМС, профессор Дайитбегов Д.М.

БКК65,5

Ó Всероссийский заочный

финансово-экономический

институт (ВЗФЭИ), 2008

1. Методика выполнения контрольной работы с использованием компьютерной обучающей программы

1.1. Назначение и структура контрольной работы

с использованием КОПР

Обязательным элементом обучения студентов третьего курса второго высшего образования является выполнение контрольной работы по дисциплине «Экономическая теория».

Контрольная работа выполняется в целях закрепления и углубления теоретических положений дисциплины и умения их использовать в решении практических задач. Таким образом, назначение контрольной работы – формирование профессиональных компетенций студентов.

Контрольная работа выполняется с помощью экспериментальной Интернет-версии компьютерной обучающей программы (КОПР) по дисциплине «Экономическая теория», предоставляющей студентам целостную систему освоения учебного материала с использованием новых образовательных технологий.

КОПР включает в себя следующие материалы, необходимые для выполнения контрольной работы:

1. Теоретический материал ;

2. Тесты для самоконтроля ;

3. Задания контрольной работы , включающие в себя два контрольных теоретических вопроса, два контрольных тестовых задания и задачу .

1.2. Определение варианта контрольной работы

Подготовка к выполнению контрольной работы начинается с выбора варианта работы, который осуществляется при помощи приведенной ниже таблицы. В основе выбора лежит начальная буква фамилии студента (например, студент Иванов- вариант № 9).

Первая буква фамилии студента

Номер варианта

Первая буква фамилии студента

Номер варианта

А

1

О

14

Б

2

П

15

В

3

Р

16

Г

4

С

17

Д

5

Т

18

Е

6

У

19

Ж

7

Ф

20

З

8

Х

21

И

9

Ц,Ч

22

К

10

Ш, Щ

23

Л

11

Э

24

М

12

Ю

25

Н

13

Я

26

В разделе 2 настоящих методических указаний для каждого варианта приведены задания контрольной работы.

1.3. Подбор литературы для выполнения контрольной работы

После определения варианта контрольной работы необходимо подобрать основную и дополнительную литературу, которая будет использоваться при выполнении контрольной работы по данной теме.

Начинать нужно с базового учебника, отражающего программу дисциплины, утвержденную Научно-методическим советом ВЗФЭИ. Все учебники, подготовленные кафедрой экономической теории ВЗФЭИ, основываются на этой программе. Для более полного представления о проблемах и отдельных вопросах по данной теме необходимо ознакомиться с их изложением в других учебниках и учебных пособиях.

При выполнении теоретических вопросов контрольной работы, кроме материалов учебника желательно использовать материалы текущей экономической периодики, прежде всего статьи из журналов "Вопросы экономики", "Российский экономический журнал", "Экономист", "Человек и труд", "ЭКО", "Проблемы прогнозирования", "Эксперт" и др.

В качестве основной литературы кафедра рекомендует следующие учебники, учебные пособия и учебно-методическую литературу:

· Экономическая теория. Учебник. Под ред. И.П.Николаевой. - М.: Проспект, 2006.

· Экономическая теория. Учебник. Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

· Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика. Учебное пособие. Под ред. И.П.Николаевой - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

· Теория переходной экономики. Учебное пособие. Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

· Основы экономической теории. Учебное пособие. Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

· Основы микроэкономики. Учебное пособие. Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

· Макроэкономика: Учебное пособие. Под ред. И.П.Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2000.

· Микроэкономика: теория и российская практика. Учебное пособие. Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.: КноРус, 2005.

· Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной. - М.: КноРус, 2004.

· Экономическая теория. Компьютерная обучающая программа / Корпоративные образовательные ресурсы ВЗФЭИ - http://www.vzfei.ru/rus/learn_resource/corp_resurs.htm. Комплект компьютерных обучающих программ для студентов I курса (КОПР1), Комплект компьютерных обучающих программ для студентов II курса. (КОПР2).

· Методические указания по использованию корпоративных образовательных Интернет-ресурсов в учебном процессе для студентов I-VI курсов всех специальностей МУ-КОРСТ-2007. – М.: ВЗФЭИ, 2007.

После изучения подобранной литературы можно приступать к выполнению контрольной работы с использованием экспериментальной версии компьютерной обучающей программы.

1.4. Порядок выполнения контрольной работы с использованием КОПР

Перед началом выполнения контрольной работы студенту предлагается ознакомиться с теоретическим материалом, включенным в КОПР для студентов 1 курса по дисциплине Экономическая теория (микроэкономика) и КОПР для студентов 2 курса по дисциплине Экономическая теория (макроэкономика). Затем самому оценить свои знания, пройдя тесты для самоконтроля знаний в КОПР по всем темам курса Экономической теории. После чего можно приступить к выполнению заданий своего варианта контрольной работы.

Для вызова Интернет-версии КОПР по дисциплине «Экономическая теория» необходимо руководствоваться «Методическими указаниями по использованию корпоративных образовательных Интернет-ресурсов в учебном процессе» для студентов I – VI курсов всех специальностей.

Ознакомиться с электронной версией данных методических указаний можно на странице «Корпоративные образовательные ресурсы» раздела «Учебные ресурсы» официального сайта ВЗФЭИ, на которой также размещены краткие инструктивные материалы по вызову Интернет-версий КОПР. Если появятся изменения в порядке их вызова, они будут отражены на этой странице.

В меню содержания Интернет-версии компьютерной обучающей программы по дисциплине «Экономическая теория (макроэкономика)» для студентов 2 курса присутствует гиперссылка «Задания контрольной работы


В меню содержания Интернет-версии компьютерной обучающей программы по дисциплине «Экономическая теория (макроэкономика)» для студентов 2 курса присутствует гиперссылка «Задания контрольной работы для студентов второго высшего образования» (она размещена в нижней части интерфейса меню):

По этой гиперссылке вызывается страница, на которой студенту нужно ввести свою фамилию, после чего нажать клавишу Enter:

После этого автоматически определяется вариант контрольной работы и на экран выводится следующая информация:

· номер варианта контрольной работы для данного студента;

· гиперссылка «Шаблон контрольной работы в формате MS Word с заданиями варианта № ...»:

Работа с КОПР, предполагающая изучение теоретического материала и выполнение заданий для самоконтроля, осуществляется с помощью экранных кнопок и других элементов интерфейса, описанных во встроенной справке компьютерной обучающей программы, вызываемой по кнопке .

Содержащийся в КОПР теоретический материал дисциплины изложен в лаконичной форме; он позволяет выделить основные понятия темы и закрепить знания, полученные на лекциях по экономической теории, а также в ходе изучения основной и дополнительной литературы по экономической теории.

После изучения теоретического материала следует переходить к тестам для самоконтроля по каждой теме КОПР. После ответа на каждое тестовое задание студент может вызвать правильный ответ и сравнить его со своим вариантом ответа. Если допущено несколько неправильных ответов, то рекомендуется вновь обратиться к теоретическому материалу данной темы, а затем снова пройти тест для самоконтроля. Количество попыток выполнения заданий тестов для самоконтроля не ограничено.

После успешного прохождения тестов для самоконтроля можно приступать к выполнению заданий контрольной работы.

Ответы на контрольные теоретические вопросы предполагают изложение их сущности, дополненное, по мере необходимости, графиками, формулами и таблицами. Если есть необходимый материал, можно показать особенности данного явления или процесса в российской экономике.

Контрольные тестовые задания представлены, как правило, в виде вопроса или утверждения и нескольких вариантов ответа. Ответ на каждое тестовое задание такой формы предполагает выбор одного правильного варианта ответа из нескольких предложенных.

В некоторых темах содержатся тестовые задания на соответствие. Они предполагают установление соответствия между элементами двух предлагаемых множеств.

Необходимо не только дать правильный ответ на контрольные тестовые задания, но и обязательно привести его обоснование, а на собеседовании по контрольной работе – продемонстрировать умение объяснить свой выбор.

При решении задачи требуется не только написать ответ, но и показать ход ее решения, объясняя каждое действие решения задачи.

1.5 Требования к оформлению работы

Выполненная работа должна быть определенным образом оформлена. У нее должны быть заполнены титульный лист (приложение №1 настоящих методических указаний), план работы (приложение №2), основная часть и список использованной литературы (приложение №3).

Работа выполняется на компьютере. Набор текста осуществляется шрифтом Times New Roman, 14 через 1,5 интервала.

Рекомендуется воспользоваться упомянутым выше шаблоном контрольной работы в MS Word, который следует открыть из Интернет-версии КОПР, сохранить на Вашем компьютере и затем заполнять и редактировать.

В этот шаблон, изначально содержащий бланк титульного листа, план работы и задания конкретного варианта, необходимо вписать:

· данные о студенте и преподавателе,

· ответы на контрольные теоретические вопросы (может занимать до 5 страниц на каждый вопрос),

· решение контрольных тестовых заданий, обоснование выбора ответов на контрольные тестовые задания. Отмечать правильные, по вашему мнению, варианты ответов на тестовые задания в данном шаблоне следует с помощью специально предусмотренных полей , внося в них символ «+»: .

· решение задачи с обоснованием хода ее решения.

· список используемой литературы.

Оформленная работа представляется преподавателю в распечатанном виде на стандартных листах А4.

На последней странице контрольной работы студент должен расписаться и поставить дату ее сдачи на рецензию.

1.6 Собеседование по контрольной работе

Выполненная работа сдается на кафедру экономической теории своему преподавателю или лаборанту кафедры. Срок рецензирования работы преподавателем - 2 недели с момента сдачи на кафедру.

Защита контрольной работы проходит в форме собеседования студента с преподавателем по теме работы.

Проверив работу, преподаватель на титульном листе отмечает "допущена к собеседованию " или "не допущена к собеседованию ", а в конце работы отмечает ее недостатки и дает вопросы к собеседованию.

Получив на руки проверенную и допущенную к собеседованию работу, студент начинает готовиться к собеседованию.

При подготовке к собеседованию нужно в первую очередь исправить имеющиеся ошибки, суметь объяснить ход решения задачи и выбор ответа на тестовые задания, ответить на замечания преподавателя по тексту работы.

Если возникают какие-то вопросы - обратитесь на консультацию к своему преподавателю или пошлите вопрос своему преподавателю на форум кафедры экономической теории. Ваш преподаватель проконсультирует Вас на форуме.

Вопросы, которые ставит преподаватель к собеседованию необходимо тщательно подготовить, прочитав соответствующую литературу.

По результатам собеседования по контрольной работе ставится «зачет» или «незачет» .

Оценку «незачет» студент получает в том случае, если не владеет материалом, не может правильно ответить на поставленные вопросы и не в состоянии дать объяснения своим письменным ответам.

Оценку «зачет» имеют работы, в которых обдуманно и правильно даны ответы на все имеющиеся вопросы. Зачет по контрольной работе — это подведение итогов самостоятельной работы студента и получение права допуска к экзамену по дисциплине «Экономическая теория».


2. Варианты и планы работ

Вариант 1.

План работы:

Контрольные теоретические вопросы:

1. Место экономической теории в системе экономических наук. Предмет, метод и функции экономической теории.

2. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, влияющие на них.

Контрольные тестовые задания:

3. Какой объем производства выберет совершенно конкурентная фирма при цене реализации готовой продукции в 8 руб.:

а) 1000 ед. (предельные издержки – 5 руб.)

б) 1400 ед. (предельные издержки – 7 руб.)

в) 1600 ед. (предельные издержки – 8 руб.)

г) 1800 ед. (предельные издержки – 9 руб.)

4. Если правительство предполагает повысить уровень реального ЧНП через действие фискальной политики, оно может:

а)снизить налоги;

б) снизить государственные закупки товаров и услуг;

в) уменьшить трансфертные платежи;

г) снизить уровень бюджетного дефицита;

д) повысить государственные расходы.

Задача:

5. Калининградский фермер выращивает пшеницу и продает ее АО «Балтмукомол» за 5 руб./кг; мукомольный завод делает из зерна муку и продает ее АО «Русский хлеб» за 10 руб./кг; из этой муки предприятие выпекает хлеб и продает его за 25 руб/кг. Какая сумма стоимости добавляется каждым хозяйствующим субъектом? Если бы национальная экономика состояла только из этих хозяйствующих субъектов, то какой бы была величина ВВП?

Список литературы.

Вариант 2

План работы:

Контрольные теоретические вопросы:

1. Основные проблемы экономической организации общества. Кривая производственных возможностей.

2. Потребление и сбережение. Факторы, определяющие их уровень.

Контрольные тестовые задания:

3. Монополист, максимизирующий прибыль, будет увеличивать выпуск продукции, если:

а) средние издержки падают;

б) затраты на рекламу растут;

в) предельный доход выше предельных издержек;

г) предельный доход равен переменным издержкам.

4. Найдите соответствие между фазами промышленного цикла и следующими явлениями:

1. Кризис

2. Депрессия

3. Оживление

4. Подъем

а) Перепроизводство товаров, спад производства

б) Рост производства, повышение цен и сокращение безработицы

в) Остановка падения производства и накопление капитала для будущих инвестиций

г) Незначительное повышение уровня производства

Задача:

5. Рассчитайте по таблице издержки: общие ТС, постоянные ТFC, переменные ТVС, предельные МС, средние ATC, средние постоянные AFC и средние переменные АVC.

Выпуск шт.

ТС

ТFC

ТVC

MC

ATC

AFC

AVC

0

20

1

40

2

60

3

90

4

130

5

200

6

280

Список литературы.

Вариант 3.

План работы:

Контрольные теоретические вопросы:

1. Экономические субъекты и объекты.

2. ВНП и методы его расчета. ВВП.

Контрольные тестовые задания:

3. Установите соответствие между экономическими показателями издержек и формулой, определяющей их величину:

Формула

Издержки

Средние общие

Общие

Средние постоянные

Средние переменные

Предельные

1. TFC : Q

2. D TC : D Q

3. TFC + TVC

4. TC : Q

5. TVC : Q

6. AFC+ AVC

7. D TVC : D Q

4. Причиной смещения кривой совокупного предложения может стать:

а) Рост цен на продукцию;

б) Рост производительности труда;

в) Рост доходов населения;

г) Рост цен на ресурсы;

д) Изменение потребностей.

Задача:

5. Рассчитать добавленную стоимость и ВВП.

Стадии производства

Продажная цена,

тыс. руб.

Добавленная стоимость, тыс. руб.

Овцеводческая фирма

60

Шерстеперерабатывающее предприятие

100

Производство костюмов

125

Оптовый продавец

175

Розничный продавец

250

Итого:

Список литературы.

Вариант 4.

План работы:

Контрольные теоретические вопросы:

1. Экономическая система и ее типы.

2. Социально-экономические последствия безработицы.

Контрольные тестовые задания:

3. Общей характеристикой рыночных структур олигополии и монополистической конкуренции является:

а) барьеры входа новых фирм на рынок трудно преодолимы;

б) действует очень большое количество продавцов и покупателей товара;

в) эластичность спроса на продукцию фирмы выше, чем в условиях чистой монополии;

г) фирмы обладают значительной монопольной властью.

4. Инвестиционные расходы в совокупном спросе зависят от:

А) Процентных ставок

Б) Доходов потребителей

В) Ожидаемой прибыли,

г) Уровня налогов.

Задача:

5. Имеются следующие сведения о структуре издержек и прибыли предприятия (в долл.):

Внутренние издержки

200

В т.ч.

- неполученные проценты на денежный капитал

30

– неполученная рента за аренду помещения

50

– неполученное менеджерское вознаграждение

120

Внешние издержки

В т.ч.

750

– оплата наемного труда

500

– оплата поставок сырья

250

Общая выручка предприятия

1000

Определить:

а) бухгалтерские издержки; б) экономические издержки; в) нормальную прибыль; г) экономическую прибыль; д) бухгалтерскую прибыль.

Список литературы.

Вариант 5.

План работы:

Контрольные теоретические вопросы:

1. Условия возникновения и этапы развития товарного производства. Деньги, их сущность и функции.

2. Сущность инвестиций, их виды. Факторы, влияющие на спрос и предложение инвестиций.

Контрольные тестовые задания:

3. Выберите признак, не соответствующий рыночной структуре монополистической конкуренции:

а) Барьеры входа в отрасль существуют, но легко преодолимы;

б) на рынке продается дифференцированная продукция;

в) фирмы обладают значительной монопольной властью;

г) прибыль максимальна, если выполняется условие MR=MC.

4. Предположим, рабочий добровольно ушел с одной работы, а через

неделю начнет работать в другой компании. Сейчас он считается:

а) циклическим безработным;

б) фрикционным безработным;

в) добровольно безработным;

г) работающим.

Задача:

5. Еженедельные расходы семей на потребление равны:

С = 4000+2/9 × DI (где С – потребительские расходы; DI – еженедельный личный располагаемый доход). Рассчитайте расходы семей на потребление и величину сбережений, а также среднюю склонность к потреблению (АРС) и среднюю склонность к сбережению (АРS), если DI = 9000 руб.

Список литературы.

Вариант 6.

План работы:

Контрольные теоретические вопросы:

1. Механизм работы рынка. Преимущества и недостатки рыночных отношений.

2. Основы теории мультипликатора.

Контрольные тестовые задания:

3. Выберите верные утверждения.

Экономические издержки:

а) включают в себя явные и неявные издержки, в том числе нормальную прибыль;

б) включают в себя явные издержки, но не включают неявные;

в) включают в себя неявные издержки, но не включают явные;

г) не включают в себя ни явные, ни неявные издержки;

д) превышают явные и неявные издержки на величину нормальной прибыли.

4. Что сократит количество денег в обращении:

а) Уменьшение нормы обязательных резервов.

б) Продажа центральным банком государственных ценных бумаг населению и банкам

в) Снижение учетной ставки процента.

Задача:

5. В таблице приведены данные о количестве занятых L и ставке заработной платы W для отдельной фирмы, а также объем предложения труда для 100 таких же фирм.

Для отдельной фирмы

Для 100 фирм

Кол-во единиц труда

Q

Ставки з/п

W

Объем спроса на труд

Ld

Объем предложения труда

Ls

1

15

850

2

14

800

3

13

750

4

12

700

5

11

650

6

10

600

7

9

550

8

8

500

1. Определите объем общего рыночного спроса Ld

2. Определите равновесную ставку з/п, общее число нанятых рабочих.

3. Как изменилось общее число нанятых рабочих, если установлен минимальный размер оплаты труда на уровне 12 $

Список литературы.

Вариант 7.

План работы:

Контрольные теоретические вопросы:

1. Спрос и факторы его определяющие. Кривая спроса. Закон спроса.

2. Сущность, причины и виды безработицы. Полная занятость и естественный уровень безработицы.

Контрольные тестовые задания:

3. В долгосрочном временном интервале:

а) фирмы, оперирующие в условиях совершенной конкуренции, получают нулевую экономическую прибыль;

б) фирмы, оперирующие в условиях монополистической конкуренции, получают нулевую экономическую прибыль;

в) фирмы, оперирующие в условиях олигополии получают нулевую экономическую прибыль;

г) фирмы, оперирующие в условиях чистой монополии получают нулевую экономическую прибыль.

4. Совокупный спрос складывается из:

А) Личного потребления

Б) Предельных издержек

В) Сумм, необходимых на обслуживание госдолга

Г) Инвестиций

Д) Государственных расходов

Е) Чистого экспорта

Задача:

5. Рассмотрите данные, представленные в таблице.

Год

Номинальный ВВП

(ден. ед.)

Индекс цен (%)

Реальный ВВП

(ден. ед.)

1990

110

112

....

1995

114

....

92

2000

....

106

104

2005

117

108

....

Задание:

1) Объясните отличие реального ВВП от номинального? С какой целью он рассчитывается?

2) Заполните пропуски в таблице.

Список литературы.

Вариант 8.

План работы:

Контрольные теоретические вопросы:

1. Предложение и факторы, его определяющие. Закон предложения. Кривая предложения.

2. Макроэкономическое равновесие. Последствия неравновесия совокупного спроса и совокупного предложения.

Контрольные тестовые задания:

3. Рыночные структуры совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:

а) выпускают дифференцированные товары;

б) на рынке оперируют множество продавцов и покупателей;

в) выпускаются однородные товары;

г) рыночное поведение фирмы зависит от реакции ее конкурентов.

4. Инфляция спроса возникает, когда:

а) в стране увеличивается масса денег из-за увеличения предложения товаров и услуг;

б) растут издержки производства из-за увеличения налогового бремени;

в) рост спроса нельзя удовлетворить за счет роста предложения из-за отсутствия резервов факторов производства.

Задача:

5. Студент ежедневно получает от родителей 20 долл. на карманные расходы (еду и развлечения). Начертите бюджетную линию студента для каждой из следующих ситуаций, обозначая продукты питания по вертикальной оси, а развлечения — по горизонтальной:

Цена продуктов питания $ (Рх)

1

1

2

0,5

2

Цена развлечений $

(Ру)

1

2

1

0,5

2

Как изменится положение бюджетной линии, если Px = Py = 1 (долл.), но доход студента увеличится до 25 долл. в день?

Список литературы.

Вариант 9.

План работы:

Контрольные теоретические вопросы:

1. Рыночное равновесие и его характеристика. Равновесная цена.

2. Сущность, причины и виды инфляции.

Контрольные тестовые задания:

3. Какое из следующих утверждений является правильным?

а) бухгалтерские издержки + экономические издержки = явные издержки;

б) экономическая прибыль – бухгалтерская прибыль = явные издержки;

в) бухгалтерская прибыль – неявные издержки = экономическая прибыль;

г) экономическая прибыль – неявные издержки = бухгалтерская прибыль;

д) явные издержки + неявные издержки = бухгалтерские издержки.

4. Определите статус лиц, перечисленных ниже с точки зрения их отношения к занятости и к рабочей силе, если они классифицируются следующим образом:

1.Занятые

2. Безработные

3. Не включаемые в состав рабочей силы

а). Работник, уволенный по собственному желанию.

б) Работник, переведенный на режим работы неполного рабочего дня.

в) Учитель, который по состоянию здоровья больше не может работать.

г) Уволенный рабочий, который в течение длительного времени не мог найти работу и поэтому прекратил ее поиски.

д) Студент, который учится на дневном отделении учебного заведения.

Задача:

5. Реальный ВВП в прошлом году составил 4 млрд. долл. Номинальный ВВП в текущем году равен 4620 млн. долл., а дефлятор ВВП 110%. Вычислите темп прироста реального ВВП в текущем году.

Список литературы.

Вариант 10.

План работы:

Контрольные теоретические вопросы:

1. Эластичность спроса по цене и по доходу.

2. Национальная экономика, ее цели и результаты.

Контрольные тестовые задания:

3. Альтернативные издержки дневной формы обучения включают:

а) оплату обучения;

б) стоимость учебников;

в) зарплату, которую можно было бы получить, работая вместо учебы;

г) стоимость проезда до института.

4. Инвестиционные расходы в совокупном спросе зависят от:

А) Процентных ставок

Б) Доходов потребителей

В) Ожидаемой прибыли,

г) Уровня налогов

Задача:

5. Заполните таблицу, показывающую зависимость издержек производства от количества выпускаемой продукции:

Выпуск (шт.)

Постоянные издержки

Переменные издержки

Валовые издержки

Средние издержки

Предельные издержки

0

1

5

9

2

6

3

12

4

4

5

13

Список литературы.

Вариант 11.

План работы:

Контрольные теоретические вопросы:

1. Эластичность предложения.

2. Основные макроэкономические показатели в системе национальных счетов.

Контрольные тестовые задания:

3. Какой из перечисленных факторов будет смещать кривую спроса на товар вправо:

а) повышение цены

б) снижение доходов

в) рост доходов

г) снижение цены

д) удешевление товаров-заменителей.

4. Кривая Лаффера показывает зависимость между налоговой ставкой и:

а) Уровнем зарплаты;

б) Налоговыми поступлениями;

в) Нормой прибыли;

г) Размером инвестиций.

Задача:

5. Прирост инвестиционных расходов на 15 млрд. руб. привел к увеличению реального ВВП в текущем году на 10% по сравнению с предыдущим годом. Величина реального ВВП прошлого года составила 440 млрд. руб. Рассчитать мультипликатор инвестиционных расходов.

Список литературы.

Вариант 12.

План работы:

Контрольные теоретические вопросы:

1. Полезность и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.

2. Экономический рост: сущность, виды и показатели.

Контрольные тестовые задания:

3. Если фирма в условиях несовершенной конкуренции выпускает такой объем продукции, при котором предельный доход больше предельных издержек, то для максимизации прибыли ей следует:

а) увеличить объем выпуска продукции;

б) снизить объем выпуска продукции;

в) оставить объем выпуска неизменным.

4. .Какая из этих агрегатных величин не включается в ВНП, рассчитанный по сумме расходов:

а) Валовые инвестиции;

б) Потребительские расходы + инвестиции + государственные расходы;

в) Чистый экспорт товаров и услуг;

г) Государственные закупки товаров и услуг;

д) Зарплата и жалованье.

Задача:

5. Изобразите кривые спроса и предложения на рынке электродеталей, используя следующие данные:

Объем спроса (т.шт)

Qd

32

28

24

20

16

12

8

Объем предлож. (т.шт)

Qs

4

7

10

13

16

19

22

Цена (долл.)

P

10

20

30

40

50

60

70

а) какова равновесная цена и равновесный объем купли-продажи на рынке электродеталей?

б) если цена электродетали составит 30 долл, какова величина дефицита на этом рынке?

в) если цена электродетали повысится до 60 долл., какова величина избытка на этом рынке?

Список литературы.

Вариант 13.

План работы:

Контрольные теоретические вопросы:

1. Кривые безразличия. Бюджетная линия. Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений.

2. Роль государства в рыночной экономике. Цели, формы и методы государственного регулирования экономики.

Контрольные тестовые задания:

3. Если два товара взаимозаменяемы, то рост цены на первый вызовет:

а) падение спроса на второй товар

б) рост спроса на второй товар

в) увеличение предложения второго товара

г) рост цен на ресурсы, используемые для производства второго товара

4. В соответствии с теорией мультипликатора прирост ЧВП больше прироста инвестиций из-за того, что:

а) Экономически целесообразны лишь те проекты, у которых сумма дисконтированных доходов выше объема инвестиций;

б) Рост инвестиций увеличивает и другие составные части совокупного спроса;

в) Инвестиции увеличивают производственный потенциал хозяйства

г) Предельная эффективность инвестиций превышает ставку процента.

Задача:

5. Рассчитайте доходы и расходы государственного бюджета, если государственные закупки составляют 70 млрд. ден. ед., трансфертные платежи – 20 млрд., проценты по обслуживанию государственного долга, составляющего 40 млрд., - 10% годовых, налоговые поступления – 100 млрд. ден. ед. Дефицитен или профицитен бюджет?

Список литературы.

Вариант: 14.

План работы:

Контрольные теоретические вопросы:

1. Издержки производства и прибыль. Экономическая прибыль и ее отличие от бухгалтерской прибыли.

2. Неравенство доходов в обществе. Кривая Лоренца.

Контрольные тестовые задания:

3. Выявите соответствие между сдвигом кривой спроса или предложения и факторами, вызывающими сдвиги этих кривых.

Сдвиг:

Изменения:

1. Кривой спроса

2. Кривой предложения

а) цен товаров-заменителей;

б) технологии производства;

в) моды на товар;

г) доходов потребителей;

д) налога на прибыль;

е) цен на сырье.

4 Совокупный спрос складывается из:

а) Личного потребления;

б) Предельных издержек;

в) Сумм, необходимых на обслуживание госдолга;

г) Инвестиций;

д) Государственных расходов;

е) Чистого экспорта.

Задача:

5. Фирма планирует выпустить учебник по экономике. Средние издержки на производство книги составляют АС = 4$ + 10000$/Q. Где Q – количество выпущенных учебников. Планируемая цена книги = $ 6. Каков должен быть тираж учебника, соответствующей точке безубыточности (ни экономической прибыли, ни убытка)?

Список литературы.

Вариант 15.

План работы:

Контрольные теоретические вопросы:

1. Издержки фирмы в краткосрочном периоде. Общие, средние и предельные издержки.

2. Социально-экономические последствия инфляции.

Контрольные тестовые задания:

3. Какой из перечней общей полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности?

а) 200,150, 100,50.

б) 200,300,400, 500.

в) 200, 200, 200, 200

г) 200,250, 270, 280

4. Что произойдет при использовании Центральным банком политики «дорогих денег»:

а) сокращение зарплаты;

б) удорожание кредита;

в) рост цен;

г) рост издержек производства;

д) снижение предпринимательской активности.

Задача:

5. В 2007 г. ВВП составил 1270 млрд. руб. (в текущих ценах), С = 510 млрд. руб., G = 370 млрд. руб., Хn = 80 млрд. руб. (где С – потребительские расходы; G – государственные расходы; Хn – чистый экспорт). Экспорт страны в этом году составлял 330 млрд. руб. Определите размер инвестиций и размер импорта.

Список литературы.

Вариант 16.

План работы:

Контрольные теоретические вопросы:

1. Издержки фирмы в долгосрочном периоде. Положительный и отрицательный эффекты масштаба.

2. Антиинфляционная политика государства.

Контрольные тестовые задания:

3. Какой из факторов будет смещать кривую предложения влево:

а) увеличение спроса на товар;

б) удешевление технологии производства товара;

в) рост стоимости оборудования для изготовления товара;

д) снижение заработной платы рабочих.

4. Какая из операций ЦБ увеличивает количество денег в обращении?

а) ЦБ повышает обязательную норму резервов;

б) ЦБ продает государственные ценные бумаги населению и банкам;

в) ЦБ повышает учетную ставку процента, под который он выдает ссуды банкам;

г) ЦБ покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке.

Задача:

5. На совершенно конкурентном рынке функционирует 1000 фирм. Ниже представлена зависимость общих издержек ТС от объема выпуска продукции Q.

Выпуск продукции Q

4

5

6

7

8

9

Общие изд-ки ТС

10

12

15

20

29

40

Чему будет равен рыночный объем выпуска продукции, если рыночная цена единицы продукции равна 3 долл.?

Список литературы.

Вариант 17.

План работы:

Контрольные теоретические вопросы:

1. Понятие и основные признаки совершенной конкуренции. Преимущества и недостатки рыночной структуры совершенной конкуренции.

2. Денежный рынок: спрос и предложение денег, денежная масса.

Контрольные тестовые задания:

3. На эластичность предложения оказывают влияние:

а) уровень доходов потребителей

б) наличие на рынке товаров заменителей

в) фактор времени

г) доля расходов на данный товар в бюджете потребителя

4. Выберите из перечисленных вариантов те, которые характеризуют инфляционный рост цен.

а) цены растут на фазе циклического подъема экономики;

б) цены возросли вследствие стихийного бедствия, неурожая;

в) наблюдается процесс обесценивания денег, как результат переполнения каналов обращения денежной массой;

г) цены повышаются, реагируя на изменение моды.

Задача:

5. В 2007 г. российский рынок труда характеризовался следующими данными: численность экономически активного населения (рабочей силы) – 73100 тыс. чел., количество занятых – 66770 тыс. чел., численность населения – 142300 тыс. чел. Рассчитайте численность безработных, уровень безработицы, численность экономически неактивного населения.

Список литературы.

Вариант 18.

План работы:

Контрольные теоретические вопросы:

1. Равновесие совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

2. Государственный бюджет, его профицит и дефицит. Методы балансирования бюджета.

Контрольные тестовые задания:

3. Кривая производственных возможностей показывает:

а) точные количества двух товаров, которые хозяйство намерено производить;

б) лучшую из возможных комбинаций двух товаров;

в) альтернативную комбинацию товаров при наличии данного количества ресурсов;

г) время, когда вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства.

4. Инфляцию спроса может вызвать:

а) резкий скачок цен на нефть

б) быстрый рост цен на оборудование

в) подорожание сырьевых ресурсов

г) увеличение доходов стране при отстающем увеличении объема производства

Задача:

5. Спрос на автомобили ВАЗ 2114 выражается функцией: Р = 5250 – 1,5 Q, а предложение Р = 5050 + 2,5 Q, где Р – цена автомобиля в Евро, а Q – количество автомобилей (в тыс. шт).

а).Какой будет равновесная цена и сколько автомобилей будет куплено по этой цене?

б) Сколько автомобилей будет продано по цене 5160 Евро?

Список литературы.

Вариант 19.

План работы:

Контрольные теоретические вопросы:

1. Антимонопольная политика государства.

2. Сущность и функции налогов. Кривая Лаффера.

Контрольные тестовые задания:

3.Термин «предельный» в микроэкономике означает:

а) небольшое изменение экономической величины;

б) несущественное изменение экономической величины;

в) пограничное изменение экономической величины;

г) дополнительное изменение экономической величины.

4. Найдите соответствующие определения экономических категорий:

1. экономический рост.

2. интенсивный экономический рост.

3. экстенсивный экономический рост.

4. экономический цикл.

а) Увеличение объемов производства и потребления привлечения дополнительной рабочей силы и дополнительных средств производства.

б) Период времени от одного кризиса до другого.

в) Увеличение объема производства и потребления за счет использования достижений НТП.

г) Увеличение объемов и структуры производства и потребления за счет их качественного совершенствования, ведущее к росту благосостояния в стране

Задача:

5. В один год ВВП страны был равен 1000 млн. ден. ед., а ее население составляло 500 тыс. чел. Несколько лет спустя ВВП страны достиг 1500 млн. ден ед., а население возросло до 600 тыс. чел., изменений в среднем уровне цен не наблюдалось. Какие изменения произошли в реальном ВВП страны и что Вы можете сказать о динамике уровня жизни в стране?

Список литературы.

Вариант 20.

План работы:

Контрольные теоретические вопросы:

1. Понятие «Чистая монополия». Максимизация прибыли в условиях чистой монополии.

2. Фискальная политика государства и ее инструменты.

Контрольные тестовые задания:

3. Графическая иллюстрация ситуации, когда рациональный потребитель максимизирует полезность это:

а) пересечение кривой безразличия бюджетной линии;

б) точка касания бюджетной линии кривой безразличия;

в) область за пределами бюджетной линии и кривой безразличия.

4 . Совокупный спрос складывается из:

а) Личного потребления;

б) Предельных издержек;

в) Сумм, необходимых на обслуживание госдолга;

г) Инвестиций;

д) Экспорта;

е) Импорта;

ж) Государственных расходов;

з) Чистого экспорта.

Задача:

5 . Изобразите кривые спроса и предложения на рынке товара А, используя следующие данные:

Объем спроса (т.шт)

Qd

32

28

24

20

16

12

8

Объем предлож. (т.шт)

Qs

5

10

15

20

25

30

35

Цена (долл.)

P

10

20

30

40

50

60

70

а) какова равновесная цена и равновесный объем купли-продажи на рынке товара А?

б) если цена товара составит 30 долл, что характерно для рынка (избыток или дефицит) и в каком объеме?

в) если цена товара повысится до 60 долл., что характерно для рынка (избыток или дефицит) и в каком объеме?

Список литературы.

Вариант 21.

План работы:

Контрольные теоретические вопросы:

1. Понятие «Олигополия». Ценообразование в условиях олигополии.

2. Банковская система, ее структура и функции в национальной экономике.

Контрольные тестовые задания:

3. При выработке решений об оптимальном объеме производства фирмы прежде всего оценивают динамику следующих видов издержек:

а) средних переменных;

б) бухгалтерских;

в) средних постоянных;

г) предельных.

4. К экстенсивным факторам экономического роста относятся:

а) повышение квалификации работников

б) модернизация действующего оборудования

в) улучшение качества производимой продукции

г) увеличение коэффициента сменности

д) повышение производительности труда.

Задача:

5. Доход домохозяйства после уплаты налогов возрос по сравнению с прошлым годом с 600 тыс. руб. до 640 тыс. руб. При этом потребление увеличилось на 30 тыс. руб. Определите предельную склонность к сбережению (MPS) и предельную склонность к потреблению (MPC).

Список литературы.

Вариант 22.

План работы:

Контрольные теоретические вопросы:

1. Монополистическая конкуренция и ее признаки. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах.

2. Денежно-кредитная политика ЦБ, ее цели, инструменты и механизм влияния на ВВП.

Контрольные тестовые задания:

3. Наличие на рынке избыточного предложения товара может являться следствием того, что:

а) цена на товар равна равновесной цене;

б) цена на товар ниже равновесной цены;

в) сократился объем предложения данного товара;

г) цена на товар выше равновесной цены;

е) увеличился объем спроса на данный товар.

4. К интенсивным факторам экономического роста относятся:

а) строительство нового цеха на предприятии

б) увеличение продолжительности рабочей недели

в) внедрение более производительной техники и технологии

г) повышение квалификации работников

Задача:

5. Студент ежедневно получает от родителей 30 долл. на карманные расходы (еду и развлечения). Начертите бюджетную линию студента для каждой из следующих ситуаций, обозначая продукты питания по вертикальной оси, а развлечения — по горизонтальной:

Цена продуктов питания $ (Рх)

5

5

10

2,5

10

Цена развлечений $

(Ру)

5

10

5

2,5

10

Как изменится положение бюджетной линии, если Px = Py = 5 (долл.), но доход студента увеличится до 50 долл. в день?

Список литературы.

Вариант 23.

План работы:

Контрольные теоретические вопросы:

1. Понятие рынка факторов производства. Отличия рынка факторов производства от рынка товаров и услуг.

2. Экономические циклы и их виды. Промышленный цикл и его фазы.

Контрольные тестовые задания:

3. Проблемы «что, как и для кого производить» могут иметь отношение:

а) только к тоталитарным системам и обществам, где господствует централизованное планирование;

б) только к рыночной экономике

в) только к слаборазвитой экономике

г) к любому обществу, безотносительно его экономической и социально-политической организации.

4. Экономический рост может быть проиллюстрирован:

а) сдвигом влево кривой производственных возможностей;

б) сдвигом вправо кривой производственных возможностей;

в) движением точки по кривой производственных возможностей;

г) движением от одной точки к другой внутри кривой производственных возможностей.

Задача:

5. Численность занятых составляет 90 млн. человек, а численность безработных – 10 млн. чел. Естественный уровень безработицы принят в 6%. Рассчитать уровень безработицы и потери ВВП.

Список литературы.

Вариант 24.

План работы:

Контрольные теоретические вопросы:

1. Рынок земли. Земельная рента.

2. Сущность социальной политики и ее основные направления.

Контрольные тестовые задания:

3. Способность рыночной экономики к саморегулированию объясняется:

а) значительной степенью правительственного вмешательства;

б) равномерным распределением доходов;

в) развитием политической демократии;

г) конкурентным механизмом, действующим на основе цен, прибылей и убытков;

д) стремлением работников наиболее выгодно продать свой труд.

4. На смещение кривой совокупного предложения оказывают влияние:

а) Рост цен на продукцию

б) Рост производительности труда

в) Рост доходов населения

г) Рост цен на ресурсы

д) Изменение потребностей

Задача:

5. Рынок минеральной воды характеризуется следующими данными:

Цена (руб.)

10

15

20

25

30

Спрос (тыс. бутылок)

70

60

50

40

30

Предложение (тыс. бутылок)

20

35

50

65

80

а) Постройте графики спроса и предложения.

б) Определите равновесную цену.

в) Какая ситуация будет на рынке при цене 15 руб.?

г) Какая ситуация будет на рынке при цене 30 руб.?

д) Если при увеличении доходов, спрос увеличился на 15 тыс. бутылок, каковы будут новые условия равновесия?

Список литературы.

Вариант 25.

План работы:

Контрольные теоретические вопросы:

1. Рынок капитала. Номинальная и реальная ставки процента.

2. Государственный долг. Виды государственного долга и управление им.

Контрольные тестовые задания:

3. К рыночной структуре монополистической конкуренции ближе всего рынок:

а) телевизоров;

б) йогуртов;

в) парикмахерских услуг;

г) электроэнергии;

д) стратегического вооружения.

4. Найдите соответствующие определения для следующих категорий:

1. конечный продукт

2. валовой внутренний продукт

3. чистый национальный продукт

4. валовой национальный продукт

а) ВНП минус амортизация

б) Сумма всех благ и услуг, произведенных национальными производителями на территории страны и за рубежом

в) Сумма всех благ и услуг произведенных на территории страны отечественными и зарубежными производителями.

г) Товары и услуги, покупаемые для конечного пользования

Задача:

5. Фактический (реальный) объем ВВП равен 560 млрд. ден. ед. Фрикционная безработица составляет 2%, структурная безработица – 5%, общий уровень безработицы – 15%. Необходимо вычислить потенциальный объем ВВП.

Список литературы.

Вариант 26.

План работы:

Контрольные теоретические вопросы:

1. Спрос и предложение на рынке труда. Безработица как проявление неравновесия рынка труда.

2. Дискреционная фискальная политика и политика встроенных стабилизаторов.

Контрольные тестовые задания:

3. Определите соответствие между типами экономической системы и их характерными чертами:

Типы экономической системы

Характерные черты

1. Традиционное общество

2. Командно-административная система

3 Рыночная экономика

а) государство распределяет экономические ресурсы и устанавливает цены на товары;

б) преобладает натуральное хозяйство;

в) многообразие форм собственности и конкуренция обособленных товаропроизводителей;

г) отсутствует или слабо развито машинное производство;

д) централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования;

е) децентрализованная экономическая система, основанная на приоритете частного интереса

4. Для кейнсианского отрезка кривой совокупного предложения характерно:

а) уменьшение номинального объема ВНП в условиях спада

б) изменение объема ВНП при неизменных ценах

в) изменение цен при неизменном объеме ВНП

г) снижение цен и рост ВНП

Задача:

5. На совершенно конкурентном рынке функционируют 1000 фирм. У каждой фирмы предельные издержки производства 5 единиц продукта в месяц составляют 2 долл, 6 единиц – 3 доллара, 7 единиц- 5 долл. Если рыночная цена продукта равна 3 долл., то сколько единиц продукта составит рыночный объем выпуска?

Список литературы.

Приложение №1

Образец оформления титульного листа.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра экономической теории

по дисциплине «Экономическая теория»

с использованием компьютерной обучающей программы

Вариант № __

Преподаватель: ____________________________________

Студент I I I курса второго высшего образования:

__________________________________________________

(Ф.И.О.)

__________________________________________________

(факультет)

__________________________________________________

(№ личного дела, № группы)

Москва – 200_

Приложение № 2

Образец оформления плана работы

План работы.

Стр.

Первый контрольный теоретический вопрос ...........................................

Второй контрольный теоретический вопрос ...........................................

Контрольные тестовые задания..................................................................................................

Задача……………………………………………………………………..

Список литературы .....................................................................................

Приложение №3

Образец оформления списка использованной литературы .

Список использованной литературы

1. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics). Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.: КноРус, 2004.

2. Экономическая теория. Учебник. Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 2006.

3. Варшавский А.Е. Значительное снижение неравенства доходов - важнейшее условие перехода к инновационной экономике, основанной на знаниях // ж. Экономика и математические методы. - 2007.- № 4. - С. 35-55.

4. Новодворский В.Д. Н. В. Клестова, А. В. Шпак Прибыль предприятия: бухгалтерская и экономическая // ж. «Финансы». - 2003.- № 4. с 64-68.

5. Шевяков А.Ю. Факторы неравенства в экономической и демографической динамике и формирование новой социальной политики государства //ж. «Уровень жизни населения регионов России». - 2008.- № 5. - С. 62-69.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. Методика выполнения контрольной работы

с использованием КОПР…………………………………………………….

1.1. Назначение и структура контрольной работы

с использованием КОПР…………………………………………………

1.2 Определение варианта контрольной работы…………………….

1.3. Подбор литературы для выполнения контрольной работы………

1.4. Порядок выполнения контрольной работы

с использованием КОПР………………………………………………..

1.5 Требования к оформлению работы…………………………………

1.6 Собеседование по контрольной работе……………………………

2. Варианты контрольных работ ...................................................................

Приложение №1 Образец оформления титульного листа .......................................

Приложение №2 Образец оформления плана работы ...............................................

Приложение №3 Образец оформления списка использованной литературы ..........

Экономическая теория. Методические указания по выполнению контрольной работы с использованием КОПР для студентов I I I курса второго высшего образования. – М.:ВЗФЭИ, 2008.

Ответственный редактор

Проф. Протас В.Ф.

Редактор _________________________

Компьютерная верстка_______________

Корректор ___________________

Директор издательства _______________

Подписано в печать ______________________.Формат 60 х 90 1/16.

Бумага офсетная. Гарнитура Times New Roman Cyr.

Усл.п.л. ______.Тираж _____ экз. Заказ №_______.

Редакционно-издательский отдел

Всероссийского заочного

финансово-экономического института (ВЗФЭИ)

Олеко Дундича, 23, Москва, Г-96, ГСП-5, 123995