Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 17

 

Поиск            

 

Пособие Южно-Сахалинск 2008 удк

 

             

Пособие Южно-Сахалинск 2008 удк

Е.М. Душнева, В.П. Максимов

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ.

Пособие

Южно-Сахалинск – 2008


УДК

Душнева, Е.М. Производственный менеджмент. : Пособие / Е.М. Душнева, В.П. Максимов. – Южно-Сахалинск : Изд-во СахГУ, 2008. –
40 с.

В пособии представлены рекомендации по выполнению и оформлению курсовой работы по дисциплине «Производственный менеджмент» студентами специальности 080507.65 – менеджмент организации специализации 080507.65–11 – производственный менеджмент.

Работа подготовлена в соответствии с учебным планом и стандартом подготовки специалиста высшего профессионального образования.

Рецензент: кандидат экономических наук, доцент Краснобаева Е.А.

© Душнева Е.М., Максимов В.П.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 4

1. Требования к теоретической части курсовой работы................................... 5

2. Расчет и анализ технико-экономических показателей (ТЭП) деятельности предприятия...................................................................................................... 15

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.............................................................. 34

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….36


ВВЕДЕНИЕ

В новых экономических условиях, определяемых рыночными отношениями, предприятия организуют производство и сбыт продукции с целью удовлетворения потребности рынка и получения прибыли. Это становится реальным тогда, когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои научно-технические, производственные и сбытовые планы в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами.

Целью курсовой работы по производственному менеджменту является самостоятельное углубление и закрепление студентами знаний и умений по основным разделам дисциплины «Производственный менеджмент», а также формирование навыков ориентации в сложных условиях социально-экономических изменений управленческой и производственной деятельности организаций.

На предприятиях имеются постоянные службы, которые заняты расчетом и анализом экономической деятельности, поэтому основывается на использовании технико-экономических показателей деятельности предприятия, касающихся программы выпуска продукции, технологического процесса изготовления изделий, эффективности использования материалов, ценовой политики, рентабельности и некоторых других аспектов.

Основными задачами выполнения работы являются:

- углубление и закрепление теоретического учебного материала;

- расширение возможности в процессе самостоятельной работы получить более точное представление о технико-экономических показателях деятельности предприятия;

- сформировать навыки исследовательской деятельности.

Для достижения этих задач необходимо:

- рассчитать необходимое количество оборудования и рабочих мест с определением коэффициента загрузки оборудования;

- определить постоянные и переменные издержки предприятия изготовления продукции;

- рассчитать сметы расходов по содержанию и эксплуатации оборудования;

- рассчитать смету цеховых расходов;

- рассчитать калькуляцию себестоимости изделия;

- обосновать программу выпуска продукции, дать сводные технико-экономические показатели (ТЭП) работы предприятия;

- провести анализ ТЭП и указать улучшение результатов деятельности предприятия.

разработана в двадцати вариантах с индивидуальным заданием каждому студенту.

1. Требования к теоретической части курсовой работы

1.1. Структура курсовой работы

Объем работы оптимально должен составить 30–35 страниц печатного текста на листах стандартной белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм). должна быть отпечатана с использованием компьютерной техники. Работа должна быть сброшюрована. Не допускаются к защите курсовой работы объемом менее 30 и более 35 страниц основного текста. Приложения в это число страниц не включаются.

состоит из следующих элементов:

Аннотация.

Введение, в котором раскрываются проблема исследования, актуальность ее разрешения, формулировка темы, цели и задач работы. Здесь же указывается теоретическое и практическое значение выполненной работы, её новизна.

Глава 1 . Теоретическая часть (тематика теоретической части представлена в приложении А).

Глава 2. Расчет и анализ технико-экономических показателей (ТЭП) деятельности предприятия (основные параметры представлены в приложении В).

Заключение , в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов. Заключение содержит краткую формулировку результатов, лично полученных автором в ходе работы.

Библиографический список.

Приложения, в том числе:

- перечень принятых терминов;

- перечень принятых сокращений.

1.2. Общие требования к оформлению

Основные положения требований к компьютерному набору:

а) Печать текста в редакторе MS WORD (формат *.doc), MS EXCEL (формат *.xls) или формате электронного документа HTML.

б) Шрифт гарнитуры Times New Roman, размер 14 пт., цвет текста черный.

в) Межстрочный интервал – полуторный.

г) Отступ слева – 1,27 см, выравнивание текста по ширине.

д) Размер поля: слева – 30 мм; справа – 15 мм, снизу и сверху – 20 мм, таким образом, чтобы на странице располагалось от 28 до 30 строк.

е) Материал курсовой работы располагается по главам, внутри которых он должен быть разделен на пункты. Каждый новая глава курсовой работы начинается с новой страницы. Так же начинаются введение, заключение, библиографический список, приложения. Пункты размещаются без разрыва страницы.

ё) Расстояние между главой и следующим за ней текстом составляет три интервала (два полуторных, то есть пропуск одной строки). Такое же расстояние предусматривается между главой и пунктом.

ж) После заголовка введения, глав, заключения, библиографического списка, располагаемых по центру строки, точка не ставится. Также не допускается подчеркивание заголовков и переносы в словах заголовка.

з) Страницы нумеруются в нарастающем порядке арабскими цифрами. Номера страниц указываются в нижней части страницы по центру. Страницы курсовой работы нумеруются все подряд, включая титульный лист, оглавление и приложения, но на титульном листе нумерация не указывается.

1.3. Титульный лист и оглавление

начинается титульным листом (приложение Б) и последующим оглавлением.

1.4. Особенности подготовки введения

Введение во многом способствует установлению контакта исполнителя курсовой работы с тем, кто будет ее оценивать. Главное предназначение введения – подготовить автора к восприятию основного текста, вовлечь его в проблематику содержания курсовой работы. Сделать это обычно удается в том случае, если автор уже на стадии ознакомления с введением заинтересован не столько тематикой курсовой работы, сколько выбором общего подхода к ее раскрытию, а также использованных для этого приемов изложения содержания. В этой связи можно порекомендовать следующее:

а) Определитесь с тем, что бы вы хотели сказать о своей курсовой работе с самого начала. Набросайте на листе бумаги ключевые мысли, возникшие у вас на этот счет.

б) Перечитайте еще раз оглавление своей курсовой работы. Прикиньте, что, на ваш взгляд, наиболее ценно в ее содержании. Сопоставьте, насколько соотносится ваша оценка сильных сторон содержания работы с тем, что вы написали перед этим. Проведите текстуальное «слияние» этих фрагментов.

в) Разработайте структуру введения (его приблизительный объем должен составлять 5–7 % от общего объема курсовой работы).

Введение обычно включает в себя преамбулу, описательную часть и текстуальную подводку. Преамбула, насчитывающая в себе несколько предложений (1 абзац), служит главным образом для того, чтобы прояснить для автора предназначение курсовой работы.

Описательная часть введения является наиболее крупной по объему и наиболее значимой по содержанию: в ней излагаются концептуальные подходы к подготовке содержания и раскрытию темы курсовой работы, кратко характеризуются этапы решения рассматриваемой проблемы, перечисляются задачи, которые следует решить для достижения поставленной цели, а также средства, позволяющие обеспечить оптимальное решение. Текстуальная подводка, также состоящая из одного, максимум двух абзацев, «перебрасывает» логический мостик между введением и первым разделом основного текста курсовой работы.

г) Составьте 2-3 рабочих варианта содержания каждого структурного элемента введения. Перечитав каждый из них, выберите наилучший с вашей точки фения или синтезируйте из них еще один вариант текста.

д) Объедините все отобранные вами фрагменты в единый текст введения. Отредактируйте его, обратив особое внимание па соподчиненность фрагментов, стилистическую монолитность и взаимную увязку содержания.

е) Откорректируйте текст. Оформите его заголовком (на третьей строке от верхнего поля первого листа прописными буквами вразрядку напишите название этой части курсовой работы).

ё) Распечатайте предварительный вариант введения для окончательного просмотра. После заключительных уточнений его содержания печатайте набело. Полученный экземпляр уложите в папку с основным текстом курсовой работы (так же поступайте и со всеми остальными окончательными вариантами частей содержания курсовой работы, если не хотите затем иметь проблем с их поиском).

1.5. Теоретическая часть (первая глава) курсовой работы

Первая глава курсовой работы должна содержать изложение основных теоретических положений, полученных в результате самостоятельной работы студента над текстологическими источниками информации, а также собранные самостоятельно в процессе прохождения производственной практики.

В этой главе студенты должны представить научные материалы, разработанные наиболее известными авторами, которые сделали свой существенный вклад в решение проблемы аналогичной или сходной темы исследования. Необходимо показать знания и умения критически подходить к рассмотрению проблемы, отвечающей её целям.

Все приводимые в курсовой работе цитаты, законодательные, нормативные и справочные данные, широко известные научные данные должны иметь ссылки на опубликованные источники, в том числе и электронные ресурсы. Последовательность изложения теоретической части может быть различной, то есть определяется самим автором работы, исходя из логики изложения темы и цели работы.

В процессе подготовки теоретической части рекомендуется использовать справочные материалы деятельности предприятий Сахалинской области, статистические сборники, Интернет-ресурсы наиболее известных предприятий Сахалинской области и Дальневосточного региона.

Первая глава выполняет связующую функцию между теоретическими положениями текста, практическим расчетом и заключением курсовой работы. В теоретической части в сжатой форме излагаются основные результаты проделанной работы. Авторские предложения и выводы, с одной стороны, должны указывать на определенную значимость выполненной курсовой работы (прежде всего в силу многоаспектности поднятой проблемы, выявлении в ней новых содержательных сторон и т. п.), а с другой – на возможные пути дальнейшего изучения этой проблемы являющиеся, с точки зрения исполнителя, оптимальными.

1.6. Оформление ссылок

В работе должны быть использованы ссылки на использованную литературу. Текст курсовой работы может содержать цитаты, мнения отечественных и зарубежных ученых, справочные, законодательные или нормативные данные, формулы, таблицы, графики. Ссылка на опубликованный литературный источник или электронный ресурс дается в прямоугольных скобках с указанием номера источника и через запятую страницы в этом источнике. Ссылки делаются в конце абзаца сразу после использованного текста, а также в заголовке таблицы или рисунка.

Например, [12, c. 123].

1.7. Оформление рисунков

Графики, диаграммы, схемы, рисунки, фотографии и прочие иллюстрации объединяются под общим понятием рисунок . Каждый рисунок должен иметь порядковый номер и название. Постоянная часть названия «Рис.». Нумерация рисунков должна производиться в пределах одной главы. Постоянная часть названия, его номер, сам текст названия располагаются последовательно друг за другом под иллюстрацией по центру страницы.

Рекомендуется иллюстрации группировать и выполнять на отдельных листах курсовой работы. Цветные иллюстрации желательно выполнять на цветном принтере. Размер одного рисунка должен быть не менее 60 х 60 мм, но не более 165 х 165 мм. Цвет названий рисунков – черный. В тексте обязательно должно быть описание рисунка и ссылка на него, которая указывается в круглых скобках.

Например, структура маркетинговой стратегии вытягивания включает оптового и розничного продавцов (см. рис. 1.1).

Рис. 1.1. Схема маркетинговой стратегии вытягивания

1.8. Требования к оформлению таблиц

Слово Таблица и ее номер указываются на отдельной строке справа. Нумерация должна производиться в пределах главы. Заголовок таблицы делается под словом Таблица прописными буквами по центру страницы. Текст самой таблицы доложен быть отредактирован, должны быть подобраны размер и гарнитура шрифта, границы текста и заливка ячеек. Рекомендуется гарнитура шрифта «Times New Roman». Цвет текста таблицы и границ – черный. Допускается цветная заливка ячеек таблицы, выполненная на цветном принтере или в оттенках серого цвета. В тексте обязательно должна быть ссылка на таблицу, которая указывается в круглых скобках.

Например, деятельность предприятия за период 2005–2006 годов была успешной, чему свидетельствует материал исследования (табл. 1.1).

Таблица 1.1

ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ (В ТЫС. РУБ.)

Показатели

200 5

200 6

Отклонения

Темп
прироста

1. Выручка от реализации

718,2

1067,8

+349,6

+48,7

2. Объем производства (количество изделий, шт.)

404,0

600,0

+196,0

+48,5

3. Полная себестоимость

430,9

640,6

+209,7

+48,6

4. Прибыль от реализации

287,3

427,2

+139,9

+48,6

5. Прибыль налогооблагаемая

143,6

213,4

+69,8

+48,6

6. Чистая прибыль

43,1

64,1

+21,0

+48,7

1.9. Особенности подготовки перечня принятых сокращений

Перечень принятых сокращений – список содержащихся в курсовой работе сокращенных терминов, единиц измерения и исчисления, наименований и пр., составленный в алфавитном порядке. Объем перечня, как правило, ограничен 1-2 страницами, и главное – не перепутать строгий порядок упоминания сокращений внутри перечня. Работу над перечнем сокращений организуйте следующим образом:

а) На третьей строке от верхнего поля первого листа, прописными буквами вразрядку напечатайте название этой части курсовой работы.

б) Последовательно просматривая страницу за страницей, выберите из содержания курсовой работы все встречающиеся в ней сокращения.

в) Проверьте соответствие написания сокращений общепринятым правилам. Убедитесь также в том, что сокращение одного и того же слова выполнено только в единственном варианте. Произведите необходимые замены и корректировки.

г) Теперь вновь обратитесь к содержанию курсовой работы и, сверяясь с рабочим вариантом перечня, удостоверьтесь в том, что в список включены все встречающиеся в работе сокращения. Пропущенные сокращения добавьте в конец перечня и сразу же проверьте их на предмет соответствия требованиям предыдущего пункта.

е) Приступайте к алфавитной расстановке сокращений внутри списка. По ее завершении распечатайте черновой вариант перечня. Досконально проверьте его и при необходимости уточните и откорректируйте. Полностью подготовленный перечень выводите на печать и укладывайте в папку с курсовой работой.

1.10. Особенности подготовки перечня принятых терминов

Перечень принятых терминов – список содержащихся в курсовой работе терминологических обозначений процессов, явлений, механизмов, устройств и приспособлений, составленный в алфавитном порядке. Объем перечня обычно не превышает 1–2 страниц. Работа над перечнем терминов организуется в основном так же, как и работа над перечнем принятых сокращений. Далее приступайте к подготовке разработанных вами ранее приложений.

1.11. Библиографический список

Библиографический список оформляется в соответствии с государственным стандартом России «Библиографическое описание документа» ГОСТ 7.1 – 2003. Общее количество использованной литературы должно составить не менее 20 наименований. Обязательно должна присутствовать нормативная литература (законы, постановления, ГОСТы). Библиографический список оформляется в алфавитном порядке без деления на какие-либо группы или разделы.

Алфавитная группировка предполагает расположение источников в алфавитном порядке фамилий их авторов либо заглавий (в тех случаях, когда точные сведения об авторах отсутствуют или их число – свыше четырех). Подобный способ группировки оправдан, когда количество источников в составе списка не превышает нескольких десятков. По этой причине им часто пользуются авторы курсовых работ. В алфавитном списке литературы не рекомендуется смешивать несколько алфавитов: в начале списка перечисляются источники на рекомендованном языке курсовой работы, и только затем на иностранных языках. Описание работ авторов-однофамильцев располагается с учетом алфавитной последовательности их инициалов, а работ одного автора – в алфавитной последовательности их названий.

1.12. Особенности подготовки заключения

Заключение курсовой работы – это последняя возможность для исполнителя сказать то, что пока еще не прозвучало в ее содержании. Предназначение заключения состоит в ином: оно резюмирует содержание курсовой работы, выгодно подчеркивая его преимущества и одновременно сглаживая имеющиеся шероховатости. Заключение ни в коем случае не должно повторять по своей сути ни оглавление курсовой работы, ни аннотацию к ней. Во избежание этой достаточно распространенной исполнительской ошибки руководствуйтесь следующим:

а) Не заглядывая в текст курсовой работы, обдумайте то, о чем вы хотели бы написать в заключении в первую очередь. Зафиксируйте 3-4 наиболее удачные, на ваш взгляд, мысли на бумаге.

б) Теперь взгляните на оглавление курсовой работы. Сравните, насколько оно соотносится с написанным вами текстом. Дополните сформулированные мысли тем, что было первоначально вами упущено, уточните их направленность.

в) Обозначьте общую структуру заключения, объем которого, кстати, может составлять 5-7% от общего объема курсовой работы. Как правило, в заключении выделяют: вводную часть, описательную, или констатирующую, а также предложения и выводы.

г) Теперь подготовьте 2-3 рабочих варианта текстуального содержания каждого структурного элемента. Прочитав все варианты, выберите наилучший с вашей точки зрения или синтезируйте из них еще один вариант текста.

1.13. Особенности подготовки приложений

Нормативный, статистический и иллюстративный материал, ксерокопии газетных и журнальных публикаций, которые расширяют представление о курсовой работе, должны быть собраны в приложении . При ссылке на эти материалы в тексте работы указывается литера приложения в круглых скобках. Название приложений должно содержать постоянную часть Приложение , букву и заголовок. Постоянная часть приложения, его номер располагаются в правой части страницы последовательно друг за другом. Название приложения оформляется прописными буквами и располагается под постоянной частью по центру страницы.

Например:

Приложение А

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИНЯТЫХ ТЕРМИНОВ

Амбар – помещение для хранения сельскохозяйственной продукции.

Барак – помещение для проживания вахтовых работников.

Главной сложностью подготовки приложений является неоднородность их содержания. Конечно, в наиболее простом случае – когда в работе имеется лишь одно приложение – проблема унификации их содержания и оформления даже не возникает. Но дело заключается в том, что чаще всего курсовые работы имеют более одного приложения. В таких случаях поступайте следующим образом:

а) Прежде всего, заготовьте титульный лист раздела: напечатайте его название на третьей строке от верхнего поля первого листа прописными буквами вразрядку.

б) Самым внимательным образом прочтите содержание приложений. Отредактируйте его там, где это необходимо, затем откорректируйте, причем не только отдельные слова, но и, к примеру, результаты расчетов, нумерацию примечаний и пояснений к графикам, схемам и т. п. Приложения, содержащие ошибку (даже опечатку в порядковом номере), усложняют ознакомление с содержанием курсовой работы.

в) Теперь убедитесь в том, что содержание приложений излагается единым стилем. Внесите в рабочие варианты приложений необходимые изменения, если вдруг выяснилось нечто противоположное вашим ожиданиям.

г) Подработанные описанным образом приложения распечатайте в черновике и еще раз тщательно проверьте «от и до». Неплохо, если в этом вам поможет кто-либо из коллег. Окончательно проверенные приложения распечатывайте «первым качеством» и складывайте в папку с курсовой работой. Иногда для приложений используется самостоятельная «рубашка» – определитесь в этом вопросе заранее.

1.14. Особенности подготовки аннотации

После того как полностью завершена работа над всеми приложениями, вы можете приступить к подготовке – Аннотации . Подготовка аннотации является обязательной лишь для научных курсовых работ. Свое название эта часть курсовой работы унаследовала от латинского языка (в буквальном переводе от исходного «annotatio»), означая не что иное, как «замечание», но фактически представляя собой краткую характеристику содержания произведения печати или рукописи, в которой раскрывается наиболее существенное из всего содержания и разъясняется содержание работы..

Аннотация насчитывает до десяти простых предложений и по объему не превышает половины, максимум двух третей страницы. Это зачастую и вызывает затруднения авторов курсовых работ, поскольку они просто не знают, что же включить в столь краткую характеристику всего содержания курсовой работы. Рекомендуются следующие советы по подготовке аннотации:

а) На третьей строке от верхнего поля первого листа прописными буквами вразрядку напечатайте название этой части курсовой работы.

б) Первое предложение текста аннотации начните вводной конструкцией типа: «Настоящая (можно указать, для какой именно дисциплины) посвящена проблеме (теме), а далее указать полное наименование темы курсовой работы.

в) Последующие два-четыре предложения следует посвятить описанию сути основных этапов курсовой работы, постаравшись при этом избежать дословного копирования названий разделов ее основного текста, например: «На первом этапе выполнения работы автором рассматриваются теоретические вопросы... (указать наименование соответствующей проблемы). На втором этапе автором выполнен анализ результатов эксперимента ... (указать, в чем сущность эксперимента) и т. д.

Таким образом, аннотация состоит из:

- названия курсовой работы;

- фамилии, имени, отчества автора работы;

- текста аннотации.

Текст аннотации включает в себя:

1. Библиографическое описание работы.

2. Перечисление основных проблем, затронутых в работе.

3. Выводы автора, его мнение, оценку.

В аннотации должны быть указаны объем работы (количество страниц основного текста, приложений), кратко сформулированы объект и цель исследования. В ней автор выделяет основные проблемы и выводы курсовой работы.

1.15. Особенности подготовки автоа курсовой работы

Авто представляет собой расширенный вариант аннотации. Он включается в состав наиболее сложных и объемных научных курсовых работ и помимо краткой характеристики ее содержания, завершающей , включает в себя: справочные данные о полистном составе курсовой работы; перечень ключевых слов; ссылку на основание выполнения курсовой работы. Для подготовки автоа следует:

а) На третьей строке от верхнего поля первого листа прописными буквами вразрядку напечатать название этой части курсовой работы.

б) Напечатать справочные данные о полистном составе курсовой работы, например: « (указать тему) содержит __ листов машинописного текста, ___ рисунков, ___ таблиц, ___ использованных источников, ___ приложений. В приложении 1 представлены расчеты, произведенные в редакторе Microsoft Excel на ___ листах. В приложении 2 представлены чертежи на ___ листах».

в) Напечатать перечень ключевых слов (содержание перечня печатается прописными буквами через запятую).

г) Напечатать ссылку на задание для выполнения курсовой работы.

д) Напечатать характеристику содержания курсовой работы.

е) Отредактировать и откорректировать содержание автоа, распечатать документ в черновом варианте.

ё) После прочтения, уточнения и дополнительного оформления автоа распечатать в окончательном, виде. Отпечатанный чистовой экземпляр автоа брошюруется вместе с курсовой работой.

1.16. Особенности подготовки оглавления

При оформлении Оглавления следует обратить внимание на соответствие тексту работы. К сожалению, именно по этой причине кое-кто из исполнителей курсовых работ теряет бдительность и включает в содержание ошибки: появляются несуществующие в самой курсовой работе пункты (порой они даже не имеют отношения к ее теме), названия существующих пунктов кишат опечатками и искажениями, а сами пункты «почему-то» перепутаны местами. Чтобы избежать всего этого, поступайте следующим образом:

а) Возьмите за основу последний уточненный вариант оглавления курсовой работы и, прежде всего, впечатайте в него (на все той же третьей строке от верхнего поля первого листа прописными буквами вразрядку) название этой части курсовой работы.

б) Теперь открывайте первый лист текста содержания и начинайте отыскивать названия всех разделов курсовой работы. Подобную операцию удобнее всего выполнять на персональном компьютере (ПК) при одновременном открытии двух окон, отображающих соответственно страницу текста и страницу оглавления – в последнюю просто копируете выделенные фрагменты «первого окна» с окончательными вариантами названий разделов. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока все названия разделов не будут перекопированы вами в оглавление. При этом старые названия, не совпадающие с изложенными в последней редакции, следует тут же удалять.

в) Сохранив текст оглавления, приступайте к его повторной сверке с исходными вариантами названий, выбирая их из распечатки текста курсовой работы (при условии, что туда внесены все изменения и корректировки). Лучше привлечь к вычитке своего коллегу (ему вы позднее окажете аналогичную услугу): Вы читаете, а он правит оглавление вашей курсовой работы, или наоборот.

Завершив повторную сверку оглавления и убедившись, что структурных ошибок в нем нет, приступайте к корректуре согласованного текста, используя для этого специальную функции сносок в составе ссылок.

Рекомендуется по ходу написания работы вести таблицу, в которую сразу же под условным номером вносить любой исходный источник информации. В правой части таблицы следует оставить 2-3 пустых столбца, в которых по мере уточнения содержания и формирования списка источников будут отражаться и соответствующие изменения в нумерации источников. Таким образом, на любом этапе создания курсовой работы Вы будете иметь точное представление о том, какой номер имеет тот или иной исходный источник информации. Это тем более важно, если Вы предполагаете ссылаться на данный источник в своей курсовой работе.

2. Расчет и анализ технико-экономических показателей (ТЭП) деятельности предприятия

2.1. Исходные данные для расчета

Основными исходными данными для расчета технико-экономических показателей (ТЭП) являются (см. Приложения В, Г):

- годовая программа выпуска детали;

- наименование операций по технологии изготовления детали и перечень оборудования;

- режим работы цеха;

- данные по материалу детали;

- данные по технологическому оборудованию.

Курсовую работу следует начать с представления исходных данных (согласно вашему варианту) в табличном виде, с указанием номера варианта.

2.2. Расчет коэффициента загрузки оборудования

Расчет числа единиц оборудования на каждой i -ой операции производится по формуле (2.1):

(2.1)

где t Р.ШТ – время обработки изделия на i – ой операции, мин. (номер операции, разряд рабочего и трудоемкость см. приложение Г);

Ф D – действительный фонд времени работы производственного оборудования в расчетном году, час ;

N R – годовая программа выпуска по плану, шт . (см.приложение В).

Действительный фонд времени работы производственного оборудования рассчитывается по формуле 2.2:

(2.2)

где Д К – количество календарных дней в году (Д К = 365 дней);

Д ПР количество праздничных дней в году (Д ПР = 11 дней);

Д ВЫХ – количество выходных дней в году (Д ВЫХ = 104 дня);

n СМ – количество рабочих смен в день (см. приложение 3);

t СМ – продолжительность смены (t СМ = 8 часов);

К ППР коэффициент потерь времени на проведение планово-предупредительного ремонта оборудования (ППР) (см. приложение В).

Обычно К ППР = 2 – 12 % . Это зависит от качества оборудования.

Например, если оборудование новое, то К ППР = 2 % , а в случае, если станок изготовлен 25 лет назад и часто выходит из строя, то К ППР = 12 % .

Используя данные Приложения В и формулу 2.1, определите расчетное количество станков Q Pi .

Принятое количество станков Q ПР i равно ближайшему целому числу при округлении QР i в большую сторону так, чтобы загрузка рабочих мест была как можно полнее.

Степень загрузки рабочих мест характеризуется коэффициентом загрузки оборудования, который рассчитывается по формуле 2.3:

(2.3)

где К З – коэффициент загрузки оборудования.

Результаты расчетов сводятся в таблицу 2.1.

Таблица 2.1

РАСЧЕТ ОБОРУДОВАНИЯ И КОЭФФИЦИЕНТА ЗАГРУЗКИ

Операция

Количество рабочих мест:

Коэффициент загрузки станков, К З i

Число производственных рабочих в n смен

Расчетное
значение, Q Pi .

Принятое
значение, Q ПР i

1

2

3

4

5

6

Итого:

Ч ЯВ =

Средний коэффициент загрузки оборудования:

(2.4)

Значения коэффициентов загрузки оборудования следует представить в виде диаграммы (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Коэффициенты загрузки оборудования

2.3. Списочное количество производственных рабочих

Списочное количество производственных рабочих должно быть увеличено из-за возможного невыхода на работу в связи с болезнями, отпусками, участием в судах присяжных или другими уважительными причинами (10 %).

(2.5)

где Ч СПИС – списочное количество рабочих;

Ч ЯВ – явочное количество рабочих;

К ПР – коэффициент, учитывающий пропуски рабочих дней (К ПР = 1,1).

2.4. Расчет переменных издержек цеха по выпуску изделий

Издержки – это затраты предприятия, которые бывают переменными и постоянными.

Переменные издержки изменяются с изменением объема выпуска изделий и включают в себя:

- материальные затраты;

- заработную плату производственных рабочих с отчислениями на социальные нужды.

Переменные издержки рассчитываются на одно изделие. С целью определения переменных издержек необходимо рассчитать элементы затрат на производство продукции.

2.4.1. Стоимость материалов

Стоимость материалов вычисляется по формуле 2.6:

(2.6)

где Ц М – цена за 1 кг материала, руб. ; (см. приложение В)

М ИЗД – масса изделия, кг; (см. приложение В)

К ИСП..МАТ – коэффициент использования материала; (см. приложение В)

Н ТЗР – норма транспортно-заготовительных расходов (H ТЗР от 2 % до
10 %) (см. приложение В).

2.4.2. Затраты на оплату труда производственных рабочих

Затраты на оплату труда производственных рабочих рассчитываются в следующем порядке.

Рассчитываются сдельные расценки для каждой операции по формуле 2.7:

(2.7)

где t Pi время обработки изделия на этой операции, мин. ;

3 ЧАС – часовая тарифная ставка рабочего, выполняющего данную операцию, руб./час. (см. приложение 3).

Часовые тарифные ставки всех рабочих определяются следующим образом:

(2.8)

где – часовая тарифная ставка рабочего на i -ой операции, руб./мин. ;

– часовая тарифная ставка производственного рабочего 1 разряда, руб./мин. (см. Приложение В);

– тарифный коэффициент i -го разряда.

= 1,0

= 1,3

=1,69

= 1,91

= 2,16

Далее определяются расценки на каждую операцию, а затем определяется расценка в целом на изделие:

(2.9)

где n – количество операций технологического процесса изготовления изделия (n = 6 ).

Итак, затраты на оплату труда производственных рабочих равны расценкам на изделие:

(2.10)

Премия производственным рабочим (норма премии Н ПР = 50 % ) рассчитывается:

(2.11)

(2.12)

где СК ПР.Р – доплаты в виде районного коэффициента, а также за труд в районах Крайнего севера и приравненных к нему районах. Для Сахалинской области эта доплата определяется умножением основной части фонда оплаты труда на совокупный районный коэффициент, который принимается 1,1:

(2.13)

Единый социальный налог, в том числе отчисления на страхование от несчастных случаев составляет ( для промышленного предприятия с нормальными условиями труда, норма единого социального налога Н ЕСН = 26,2 %) :

(2.14)

Расчеты сводятся в таблицу 2.2.

Таблица 2.2

ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ НА ЕДИНИЦУ ИЗДЕЛИЯ

Статьи затрат

Условное
обозначение

Сумма, руб.

1 . Материальные затраты

С МАТ

2. Затраты на оплату труда произв. рабочих

ЗОТ ПР.Р

3. Отчисления на соц. нужды произв. рабочих

ЕСН ПР.Р

Итого переменные издержки на 1 изделие

ПИ ИЗД

2.5. Общий фонд заработной платы производственных рабочих

Общий фонд заработной платы производственных рабочих:

(2.15)

2.6. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования

2.6.1. Затраты на оплату труда вспомогательных рабочих

Вспомогательные рабочие относятся к категории работников, труд которых оплачивается в системе повременной оплаты труда.

Действительный фонд рабочего времени вспомогательных рабочих рассчитывается по формуле 2.16:

(2.16)

где а – процент невыходов на работу по уважительным причинам, а = 10 %.

Тарифный фонд оплаты труда отдельной профессии вспомогательных рабочих, час. :

(2.17)

где Ч ВС.Р численность вспомогательных рабочих соответствующей профессии, чел.;

Ф ВС. D годовой фонд рабочего времени вспомогательных рабочих, час. ;

3 ВС i – часовая тарифная ставка вспомогательного рабочего i -го разряда, руб./час.

Для расчета затрат на оплату труда вспомогательных рабочих необходимо определить их численность, исходя из принятого количества станков. Данные заносятся в таблицу 2.3.

Таблица 2.3

РАСЧЕТ ЧИСЛЕННОСТИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ

Профессия

Количество
в 1 смену, чел.

Разряд

Общее кол-во
человек в n смен

1. Слесарь-наладчик

1 на 5 станков

5

2. Слесарь-ремонтник

1 на 15 станков

4

3. Транспортный рабочий

1 на 6 станков

3

4. Контролер

1 на 10 станков

4

5. Раздатчик инструмента

1

3

Часовые тарифные ставки вспомогательных рабочих определяются по формуле 2.8.

Для которой = 75 руб./час . – часовая тарифная ставка вспомогательного рабочего 1-го разряда.

Общий фонд оплаты труда отдельно для каждой категории вспомогательных рабочих по формуле 2.18:

(2.18)

где ПРВС.Р премия вспомогательных рабочих, руб .;

Д ВС.Р – доплата вспомогательных рабочим, руб.

Премия вспомогательным рабочим принимается 25 % от тарифного фонда оплаты труда вспомогательных рабочих.

Доплата вспомогательным рабочим, например, за вредность принимается 5 % также от тарифного фонда оплаты труда.

Дополнительная оплата труда в районах Крайнего севера и приравненного к нему районах, который рассчитывается для Сахалинской области.

(2.19)

Расчеты сводятся в таблицу 2.4.

Таблица 2.4

ГОДОВОЙ ФОНД ОПЛАТЫ ТРУДА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ

Категория вспомогательных
рабочих

Численность, чел.

ТФОТ ВС.Р , руб.

ПР ВС.Р , руб.

Д ВС.Р , руб.

СКВС.Р , руб.

ФОТ ВС.Р , руб.

1 . Слесарь-наладчик

2 . Слесарь-ремонтник

3. Транспортный рабочий

4. Контролер

5. Раздатчик инструмента

Итого:

Единый социальный налог, начисляемы от фонда заработной платы вспомогательных рабочих. Норма единого социального налога Н ЕСН = 26,2 %).

(2.20)

2.6.2. Затраты на технологическую электроэнергию, руб.

Затраты на технологическую электроэнергию находятся по формуле (2.21):

(2.21)

где Ц Э – тариф на 1 кВт·час электроэнергии, равный для Сахалинской области – 4,33 руб./кВт ;

Р УСТ i – мощность установленного оборудования, кВт; (см. приложение Г)

Q ПР i – принятое количество станков, шт. ;

К О – коэффициент одновременной работы оборудования, равный 0,7;

КПД – коэффициент полезного действия оборудования, равный 0,9;

К N коэффициент потерь в сети, равный 0,95;

К З – средний коэффициент загрузки оборудования.

Затраты на электроэнергию следует рассчитать для каждого вида оборудования, а затем суммировать.

2.6.3. Амортизация оборудования

Амортизация оборудования рассчитывается на основе балансовой стоимости оборудования и годовых норм амортизации:

(2.22)

где С Б балансовая стоимость, руб. ;

Н А годовая норма амортизационных отчислений, % (см. приложение Г).

Балансовую стоимость оборудования найдем по формуле (2.23):

(2.23)

2.6.4. Амортизация транспортных средств

Амортизацию транспортных средств рассчитаем по формуле (2.24):

(2.24)

где СТР – балансовая стоимость транспортных средств, которая составляет 40 % от балансовой стоимости оборудования. Принимаем Н А = 12,5 %.

2.6.5. Затраты на вспомогательные материалы

Затраты на вспомогательные материалы рассчитываются по формуле (2.25):

(2.25)

где ЗВС.МАТ – затраты на вспомогательные материалы, руб. (табл. 2.5).

Таблица 2.5

ЗАТРАТЫ НА СМАЗЫВАЮЩИЕ И ОХЛАЖДАЮЩИЕ ЖИДКОСТИ

Оборудование

Вид вспомогательного материала

Норма расхода на 1 станок при 2-сменной работе, кг

Стоимость,
руб./кг

Сумма затрат, руб.

Наименование

Количество

А

Эмульсия

18,1

120

Б

Эмульсия

18,1

120

В

Эмульсия

18,1

120

Г

Масло

25,6

150

Д

Масло

25,6

150

Е

Эмульсия

18,1

120

Всё оборудование

Ветошь

10,0

30

Итого на вспомогательные материалы:

2.6.6. Расходы на эксплуатацию транспортных средств

Расходы на эксплуатацию транспортных средств (З ТР ) составляют 10 % от их балансовой стоимости транспортных средств, где С ТР.СР – балансовая стоимость транспортных средств, которая составляет 40 % от балансовой стоимости оборудования.

2.6.7. Расходы на ремонт технологического оборудования

Расходы на ремонт технологического оборудования (Р ОБ ) составляют
18 % от их первоначальной стоимости, умноженные на принятое количество станков.

2.6.8. Расходы на ремонт транспортных средств

Расходы на ремонт транспортных средств (Р ТР ) составляют 9 % от их балансовой стоимости транспортных средств, где С ТР,СР – балансовая стоимость транспортных средств, которая составляет 40 % от балансовой стоимости оборудования.

2.6.9. Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов

Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов 50 % (инструмента, инвентаря) (И МБП ) – затраты на 1 станок, умноженные на принятое количество станков.

2.6.10. Затраты на сжатый воздух

Затраты на сжатый воздух СЖ.В ) составляют 3 % от затрат на технологическую электроэнергию.

2.6.11. Затраты на воду для технологических нужд

Затраты на воду для технологических нужд (З В.ТЕХ ) составляют 4 % от затрат на силовую энергию. Результаты расчетов сводятся в таблицу 2.6.

Таблица 2.6

СМЕТА РАСХОДОВ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
ОБОРУДОВАНИЯ

Статья расходов

Условное обозначение

Сумма, руб.

1. Фонд оплаты труда вспомогательных рабочих

ФОТ ВС.Р

2. Единый социальный налог

ЕСН ВС.Р

3. Стоимость технологической электроэнергии

С Э

4. Затраты на сжатый воздух

З СЖ.В

5. Затраты на технологическую воду

З В.ТЕХ

6. Амортизационные отчисления по технологическому оборудованию

А D

7. Амортизационные отчисления по транспортным средствам

A ТР

8. Расходы по эксплуатации транспортных средств

З ТР

9. Расходы на ремонт транспортных средств

Р ТР

10. Расходы на ремонт технологического оборудования

Р ОБ

11. Стоимость вспомогательных материалов

С МАТ

12. Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов

И МБП

Итого расходы по содержанию и эксплуатации оборудования

РСЭО

2.7. Расчет общецеховых расходов

В смету цеховых расходов включаются расходы по управлению цехом и на организацию работ. К ним относятся: заработная плата начальника цеха, служащих, обслуживающего персонала, единый социальный налог, амортизация производственного помещения, затраты на текущий ремонт и другие расходы.

Годовой фонд заработной платы перечисленных выше категорий работников рассчитывается, исходя из месячной ставки и количества работающих по каждой штатной должности.

2.7.1. Затраты на оплату труда по управлению цехом

В соответствии со штатным расписанием цеха (табл. 2.7) рассчитываются затраты на оплату труда по управлению цехом. Численность должна учитывать количество смен работы предприятия, но начальник цеха всегда один.

Рассчитанные данные по оплате труда сводятся в таблицу 2.8.

Таблица 2.7

ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ ЦЕХА

Должность

Численность в одну смену, чел.

Кратность МРОТ

Оклад в месяц, руб.

1. Начальник цеха

1

15

1 ×15 × МРОТ =

2. Мастер смены

12

3. Технолог-нормировщик

10

4. Экономист-бухгалтер

10

5. Кладовщик

6

6. Уборщик[1]

4

Годовой фонд оплаты труда служащих рассчитывается кратно минимальному размеру оплаты труда (МРОТ). Минимальный размер оплаты труда в месяц уточняется преподавателем с учетом принятых решений Правительством Российской Федерации. В январе 2009 года МРОТ был равен 4330 рублей.

Премия назначается в размере 25 % от оклада.

Дополнительная оплата труда в районах Крайнего севера и приравненного к нему районах рассчитывается аналогично формуле 2.19.

Единый социальный налог, начисляемый от фонда заработной платы служащих. Норма единого социального налога Н ЕСН = 26,2 % .

(2.26)

Таблица 2.8

ЗАТРАТЫ НА ОПЛАТУ ТРУДА

Категория работников

Численность, чел.

Оклад в месяц, руб.

Годовой тарифный фонд ТФОТ СЛ , руб.

Премия, ПР СЛ

Районная и северная надбавка, СК СЛ

Годовой ФОТСЛ , руб.

ЕСН СЛ , руб.

Итого затраты на оплату труда

1. Начальник цеха

2. Мастер смены

3. Технолог-нормировщик

4. Экономист-бухгалтер

5. Кладовщик

6. Уборщик

Итого:

2.7.2. Производственная площадь

Площадь цеха определяется, исходя из площади оборудования (S ОБ ), площади рабочих мест (S РМ ) и прочих производственных помещений.

Рабочая площадь оборудования приведена в таблице 2.9.

Таблица 2.9

РАСЧЕТ РАБОЧЕЙ ПЛОЩАДИ ОБОРУДОВАНИЯ

Оборудование

Количество
станков, шт.

Габаритные
размеры, м.

Рабочая площадь, кв.м

А

Б

В

Г

Д

Е

Прочие производственные помещения:

- площадь проходов 30 % от S ОБ , где S ОБ – площадь оборудования.

Общая площадь:

(2.27)

Дополнительная площадь:

- складские помещения 6 % от общей площади;

- конторские помещения 10 % от общей площади,

- бытовые помещения 15 % от общей площади.

Рассчитывается производственная площадь (S ПР ), исходя из вышеперечисленных площадей с учетом нормы площади рабочих мест производственных рабочих (S РМ ) (норма площади на 1 чел. в одну смену принята 2 кв. м ).

(2.28)

2.7.3. Чертеж производственного помещения

На основании расчета рабочей площади оборудования на миллиметровой бумаге сделать чертеж производственные помещения, включая дополнительную площадь (площадь проходов, складские помещения, конторские помещения, бытовые помещения).

Так, например, норма расстояний между оборудованием по фронту – 900 мм, в «затылок» – 1400 мм и от оборудования до стен или колонн здания тыльной или боковой сторон оборудования – 800 мм, до фронта оборудования – 1500 мм, норма расстояния между рабочими местами на конвейерах и от рабочих мест до колонн здания для горизонтально-замкнутого конвейера от стен или колонн здания до рабочей зоны – 1200 мм, до торца конвейера – 1500 мм; между конвейерами – 2800 мм, между торцами конвейеров – 1500 мм; нормы ширины проездов и расстояние между рядами оборудования и рабочих мест при: механизированном верхнем транспорте – монорельс, кран-балка – для транспортируемого изделия с размером до 1500 мм составляет 2500 мм; напольном транспорте – электротележки для транспортируемого изделия размером 1200 мм составляет – 1900 мм; нормы ширины цеховых проездов и расстояний между конвейерами составляют 2000 и 3600 мм соответственно.

Исходными данными при разработке плана расположения оборудования и рабочих мест в сборочном цехе являются: сборочные чертежи помещений; описание технологического процесса; количество рабочих мест и оборудования; габаритные размеры оборудования, оснастки, рабочих мест; производственная структура подразделений.

При разработке плана расположения оборудования и рабочих мест необходимо учитывать следующие требования: расположение рабочих мест и оборудования должно соответствовать последовательности технологического процесса; рабочие места, на которых выполняются работы, связанные с вредными воздействиями на организм человека — лужение, пропитка, должны размещаться в отдельных помещениях; обеспечение рабочих мест поточной линии комплектующими изделиями должно осуществляться непосредственно из комплектовочных кладовых; вводимые в эксплуатацию новые и реконструируемые цехи, участки должны полностью отвечать правилам техники безопасности и промышленной санитарии, требованиям к непрерывному и естественному освещению помещений в соответствии со Строительными нормами и правилами (СНиП) и Санитарными правилами и норами (СанПиН).

Планировку оборудования на участке сборки по критерию минимального грузооборота можно считать рациональной, если она удовлетворяет следующим требованиям: технологический поток изготовлении продукции должен быть последовательным; все транспортно-погрузочные и складские работы должны входить в общий технологический поток; транспортно-складские работы должны быть максимально механизированы и автоматизированы.

При организации схемы грузопотоков учитывают компоновку технологического, энергетического оборудования и накопительных систем и решают следующие основные оптимизационные задачи: сокращение общей длины транспортных связей, уменьшение числа пересечений и разветвлений, исключение влияния на имеющиеся транспортные средства и связи, обеспечение требования техники безопасности труда и пожарной безопасности, снижение капитальных и эксплуатационных затрат, ремонтопригодности.

Планировка рабочего места должна предусматривать размещение основного оборудования, технологической и организационной оснастки в соответствии с требованиями экономии трудовых движений работающих, удобства и наблюдения за оборудованием.

Оборудование и организационная оснастка должны располагаться так, чтобы был свободный доступ к зонам наладок и к любому узлу или механизму оборудования.

Планировка рабочего места должна учитывать возможность монтажа и демонтажа оборудования, соответствовать требованиям техники безопасности[2] .

2.7.4. Балансовая стоимость производственных помещений

Балансовая стоимость производственных помещений определяется:

(2.29)

где Ц 1КВ.М – цена 1 квадратного метра производственных помещений, принято 26000 руб .

2.7.5. Затраты на ремонт здания

Затраты на ремонт здания (З Р.ЗД ) принимаются 2,5 % в год от балансовой стоимости производственных помещений.

2.7.6. Амортизация производственного помещения

Амортизация производственного помещения (А ЗД ), руб. :

(2.30)

где Н А – норма амортизации производственного здания (приложение В).

2.7.7. Амортизация производственного инвентаря

Амортизация производственного инвентаря рассчитывается исходя из балансовой стоимости инвентаря, руб.:

(2.31)

где Н А – норма амортизации производственного инвентаря, принято
12,5 %;

С ИНВ – балансовая стоимость инвентаря, руб.

(2.32)

2.7.8. Затраты на ремонт производственного инвентаря

Затраты на ремонт производственного инвентаря (З Р.ИНВ ) составляют 9 % в год от его балансовой стоимости.

2.7.9. Затраты на охрану труда

Затраты на охрану труда и технику безопасности (З ОХР ) принимаются условно на одно рабочее место (500 руб. на каждого сотрудника).

2.7.10. Расходы на освещение

Расходы на освещение рассчитываются по формуле (2.32):

(2.33)

где Ц Э – тариф оплаты электроэнергии в руб. за 1 кВт·час . Принято 4,33 руб./кВт·час ;

П Э – потребность в электроосвещении (принимается 0,025 кВт на 1 кв.м. S ПР );

(2.34)

Ф ЭФ – эффективный фонд времени работы цеха, который не учитывает потери времени на планово-предупредительный ремонт:

(2.35)

2.7.11. Прочие расходы

Прочие расходы (отопление, канцелярские расходы и т.д.) (З ПР ) составляют 20 % от расходов цеха.

Расчеты необходимо свести в таблицу 2.10.

Таблица 2.10

СМЕТА ОБЩЕЦЕХОВЫХ РАСХОДОВ

Статьи расходов

Условное обозначение

Сумма, руб.

1 Фонд оплаты труда начальника цеха, служащих, обслуживающего персонала

ФОТ сл

2. Единый социальный налог

ЕСН СЛ

3. Амортизация производственных помещений

А ЗД

4. Затраты на ремонт здания

З Р.ЗД

5. Амортизация производственного инвентаря

А ИНВ

6. Затраты на ремонт производственного инвентаря

З Р.ИНВ

7. Затраты на охрану труда и технику безопасности

З ОХР

8. Расходы на освещение

З ОСВ

Итого:

9. Прочие расходы

З ПР

Всего:

ОЦР

2.7.12. Общехозяйственные расходы

В состав общехозяйственных расходов входят расходы непроизводственного назначения: содержание аппарата управления предприятием, содержание и обслуживание технических средств связи, оплата услуг банка, подготовка и переподготовка кадров и т.д.

Расходы эти условно составляют 120 % от общецеховых расходов и рассчитываются по формуле (2.36):

(2.36)

2.8. Расчет цены единицы изделия

Расчет цены единицы изделия производится на основании рентабельности изделия. Сначала необходимо рассчитать себестоимость единицы изделия для заданной программы выпуска по статьям калькуляции. Затраты на оплату труда производственных рабочих с отчислениями на социальные нужды, материальные затраты рассчитаны в работе на единицу изделия, а остальные расходы вошли в сметы «Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования», «Общецеховые расходы», «Общехозяйственные расходы». Эти расходы необходимо рассчитать на единицу изделия.

2.8.1. Расчет расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, приходящихся на единицу изделия

Данный расчет произведем по формуле (2.37):

(2.37)

где ЗОТ ПР.Р затраты на оплату труда производственных рабочих, руб . (табл. 2.2);

Н РСЭО – норма расходов на содержание и эксплуатацию оборудования (%), определяется по формуле:

(2.38)

где РСЭО – расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (табл. 2.6).

ФОТобщ фонд оплаты труда для всего предприятия:

(2.39)

2.8.2. Определение общецеховых расходов, приходящихся на единицу изделия

Общецеховые расходы, приходящиеся на единицу изделия, рассчитываются по формуле (2.40):

(2.40)

где Н ОЦР норма общецеховых расходов, %.

(2.41)

где ОЦР – сумма общецеховых расходов, руб. (табл. 2.10).

2.8.2. Определение общехозяйственных расходов, приходящихся на единицу изделия

Для того, чтобы определить общехозяйственные расходы, приходящиеся на единицу изделия, воспользуемся формулой (2.42):

(2.42)

где Н ОЦР норма общехозяйственных расходов, %.

(2.43)

где ОХР – сумма общецеховых расходов, руб . (формула 2.35).

Расчеты вводятся в таблицу 2.11.

Таблица 2.11

СЕБЕСТОИМОСТЬ ЕДИНИЦЫ ИЗДЕЛИЯ

Наименование статьи

Условное обозначение

Сумма, руб.

1 . Материальные затраты

С МАТ

2 Затраты на оплату труда производственных рабочих

ЗОТ ПР.Р

3 Отчисления на социальные нужды производственных рабочих

ЕСН ПР.Р

4 Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

РСЭО 1

5. Цеховые расходы

ОЦР 1

6 Общехозяйственные расходы

ОХР 1

Итого:

7 Внепроизводственные расходы, 20%

Итого полная себестоимость:

С ИЗД

В том числе:

- переменные издержки

– постоянные издержки

ПИ

ПОИ

Зная себестоимость, можно рассчитать цену изделия:

(2.44)

где Р – рентабельность, % (см. в приложении В).

2.9. Сводные технико-экономические показатели работы цеха

Технико-экономические показатели работы цеха и результаты сводятся в таблицу 2.12.

Таблица 2.12

СВОДНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Наименование показателя

Единица измерения

Величина показателя

1 . Годовой объем выпуска

шт.

2. Годовой объем выпуска и реализации в денежном выражении

руб.

3. Общее количество работников:

чел.

3.1. производственных рабочих (списочных)

чел.

3.2. вспомогательных рабочих

чел.

3.3. руководителей

чел.

3.4. специалистов

чел.

3.5. служащих

чел.

3.6. младшего обслуживающего персонала

чел.

4. Выработка:

4.1. на одного производственного рабочего (п.1/п.3.1)

шт./чел.

4.2. на одного производственного рабочего в денежном выражении (п.2/п.3.1)

руб./чел.

4.3. на одного работающего (п.1/(п.3-п.3.1))

шт./чел.

4.4. на одного работающего в денежном выражении (п.2/(п.3-п.3.1))

руб./чел.

5. Фонд оплаты труда

руб.

6. Среднемесячная заработная плата:

руб.

6.1. на одного производственного рабочего

руб.

6.2. на одного работающего

руб.

7. Количество технологического оборудования

шт.

8. Балансовая стоимость оборудования

руб.

9. Суммарная электрическая мощность оборудования

кВт

10. Фондоотдача (п.2/п.8)

руб./руб.

11 . Фондоёмкость (п.8/п.2)

руб./руб.

12. Фондовооруженность общая (п.8/п.3)

руб./чел.

13. Фондовооруженность производственных рабочих(п.8/п.3.1)

руб./чел.

14. Коэффициент загрузки оборудования

15. Производственная площадь цеха

кв.м

16. Себестоимость одного изделия

руб.

17. Цена одного изделия

руб.

18. Рентабельность продукции

%

19. Прибыль ((п.17-п.16) ×∙п.1)

руб.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Адамов, В.Е. Экономика и статистика фирм: Учебник [Текст] / В.Е. Адамов. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 466 с.

2. Баркалов, С.А. Задачи управления материально-техническим снабжением в рыночной экономике [Текст] / С.А. Бурлаков, В.Н. Бурков, П.Н. Курочка, Н.Н. Образцов.– М.: ИПУ РАН, 2000. – 286 с.

3. Волков, О.И. Экономика фирмы: Учебное пособие [Текст] / О.И. Волков – М.: ИНФРА-М, 2000. – 266 с.

4. Гаврилов, Д.А. Управление производством на базе MRP II [Текст] / Д.А. Гаврилов. – СПб.: Питер, 2002. – 340 с.

5. Гоберман, В.А. Основы производственного менеджмента: моделирование операций и управленческих решений: Учебное пособие [Текст] / В.А. Гоберман, Л.А. Гоберман. М.: Юрист, 2002. – 336 с.

6. Джурабаев, К.Т. Производственный менеджмент [Текст] / К.Т. Джурабаев, А.Т. Гришин, Г.К. Джурабаева. – М.: Кнорус, 2006. – 416 с.

7. Зайцев, Н.Л. Экономика промышленного предприятия [Текст] / Н.Л. Зайцев. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 224 с.

8. Зайцев, Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Практикум [Текст] / Н.Л. Зайцев. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 312 с.

9. Ильенкова, С.Д. Производственный менеджмент: Учебник для вузов [Текст] / С.Д. Ильенкова, А.В. Бандурин, Г.Я. Горбовцов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 583 с.

10. Казанцев, А.К. Основы производственного менеджмента: Учебное пособие [Текст] / А.К. Казанцев, Л.С. Серова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 348 с.

11. Мардас, А.Н. Краткий курс практического менеджмента [Текст] / А.Н. Мардас, О.А. Мардас. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2002. – 160 с.

12. Новицкий, Н.И. Организация производства на предприятиях [Текст] / Н.И. Новицкий. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 488 с.

13. Практикум по менеджменту: Конкретные ситуации, задачи и курсовые проекты: Учеб. пособие [Текст] / Под ред. В.И. Подлесных. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2001. – 272 с.

14. Производственный менеджмент: Учебник [Текст] / Под ред. В.А. Козловского. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 574 с.

15. Ребрин, Ю.И. Основы экономики и управления производством: конспект лекций [Текст] / Ю.И. Ребрин. – Таганрог: ТРТУ, 2005. – 260 с.

16. Сергеев, И.В. Экономика предприятия [Текст] / И.В. Сергеев. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 580 с.

17. Фатхутдинов, Р.А. Производственный менеджмент: Учебник [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 472 с.

18. Чейз, Ричард. Б. Производственный и операционный менеджмент: [Пер. с англ.] [Текст] / Ричард Б. Чейз, Николас Дж. Эквилайн, Роберт Ф. Якобс. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 704 с.

19. Шепеленко, Г.И. Организация и планирование производства на предприятии: 100 экзаменационных ответов / Экспресс-справочник для студентов вузов [Текст] / Г.И. Шепеленко. – М.: ИКЦ МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2003. – 336 с.

20. Экономика фирмы: Учебное пособие [Текст] / Под ред. проф. О.И. Волкова – М.: ИНФРА-М, 2000. – 324 с.

Приложение А

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСОВОЙ
РАБОТЫ[3]

1. Агрегатное планирование в организации. Содержание и стратегии агрегатного планирования .

2. Влияние типа производства на организационную структуру управления.

3. Задачи и виды производственного планирования. Методы организации работ по планированию.

4. Инвестирование в развитие производственных мощностей.

5. Интегрированная система управления материальными потоками.

6. Менеджмент как системный процесс формирования управленческих решений.

7. Место производственной программы организации в агрегатном планировании.

8. Назначение и виды расписаний в производственном менеджменте.

9. Обеспечение технологичности конструкции изделий.

10. Объем производства и производственная мощность. Планирование производственной мощности.

11. Инвестирование в развитие производственных мощностей.

12. Оперативное планирование производства . Задачи и типы оперативного планирования производства.

13. Определение потребности в трудовых, материальных и финансовых ресурсах для выполнения производственной программы.

14. Организация и основные направления совершенствования инструментального хозяйства

15. Организация и основные направления совершенствования ремонтного хозяйства

16. Организация и основные направления совершенствования складского хозяйства

17. Организация и основные направления совершенствования транспортного хозяйства

18. Организация и основные направления совершенствования энергетического хозяйства

19. Организация и управление производственным процессом .

20. Организация комплексного обслуживания производства

21. Организация конструкторской подготовки производства.

22. Организация материально-технического обеспечения производства как обеспечивающей подсистемы системы производственного менеджмента.

23. Организация поточных производств. Понятие и виды поточных производств.

24. Организация производства с применением программно-управляемого оборудования.

25. Организация производственных процессов в пространстве.

26. Организация производственных процессов во времени.

27. Организация системы качества в соответствии с ИСО - 9000.

28. Организация, планирование и управление технологической подготовкой производства.

29. Организация, производительность и оплата труда . Понятие и значение научной организации труда.

30. Основные принципы рациональной организации производственного процесса. Типы процессов и типы производства.

31. Основы оперативно-календарного планирования (ОКП).

32. Оценка качества сервисного обслуживания товара

33. Оценка уровня качества системы управления организацией

34. Оценка устойчивости функционирования организации как индикатор ее конкурентоспособности в будущем

35. Планирование и прогнозирование, уровни планирования.

36. Планирование производственного процесса на внутрицеховом уровне.

37. Порядок определения экономической эффективности совершенствования организации производства.

38. Производственная мощность . Понятие и показатели измерения производственной мощности.

39. Производственная программа и обеспечение ее выполнения.

40. Производственная структура предприятия и ее элементы.

41. Производственный цикл. Виды движения материальных потоков.

42. Производство как объект управления. Производство и производственные системы.

43. Пространственная организация производства. Методы выбора места расположения организации.

44. Размещение оборудования. Достоинства и недостатки вариантов размещения оборудования

45. Рациональное размещение подразделений предприятия.

46. Решения и системы в управлении независимыми запасами.

47. Сетевое планирование подготовки производства.

48. Совершенствование организации производства. Организационные резервы развития производства.

49. Совершенствование организации трудовых процессов

50. Содержание и основные стадии организационной подготовки производства.

51. Управление запасами. Сущность, типы и виды запасов.

52. Управление организацией и управленческие решения в производственном менеджменте.

53. Управление ресурсосбережением.

54. Формирование и регулирование запасов на предприятии.

55. Формирование пространственной сети поставщиков. Пространственная планировка организации.

Приложение Б

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ

Допущено к защите:

__________________

Дата ______________

ИВАНОВ Иван Иванович

РАСЧЕТ И АНАЛИЗ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

по дисциплине «ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

Специальность 080507.65 – менеджмент организации, 5 курс, дневное
отделение, специализация 080507.65-11 – производственный менеджмент

Научный руководитель:

старший преподаватель

Киут М.Л.

____________________

Южно-Сахалинск – 2011

Приложение В

ТАБЛИЦА ВАРИАНТОВ И ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ[4]

Вариант

Показатели

Годовая программа

Режим работы

Плановые потери времени при ремонте

Цена материала

Масса изделия

Коэффициент использования материалов

Транспортно-заготовительные работы

Тарифная ставка рабочего 1 разряда

Норма амортизации производственного здания

Рентабельность продукции