Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 16
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
У
чебная программа
с методическими рекомендациями
для студентов очно-заочной и заочной форм обучения
Рекомендовано
учебно-методическим советом УГАЭС
УФА 2007 Автор-составитель: Политика О.И. УДК 796 (073) ББК 75 П 50 Рецензенты:
Галиуллина С.Д.
канд. мед. наук, доцент кафедры «Педагогика и психология» Уфимской государственной академии экономики и сервиса; Погадаев М.Е.
канд. биол. наук, доцент кафедры спортивной медицины Башкирского института физической культуры (филиал) ФГУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры» Физическая культура: Учебная программа с методическими рекомендациями для студентов очно-заочной и заочной форм обучения / Сост.: О.И. Политика. – Уфа: Уфимск. гос. акад. экон. и сервиса, 2007. – 72 с. Учебная программа с методическими рекомендациями по дисциплине «Физическая культура» составлена в соответствии с государственными стандартами и нормативными документами РФ и РБ. Методическое пособие содержит объем часов дисциплины по видам учебной деятельности и формам обучения для студентов по всем направлениям и специальностям, реализуемым в УГАЭС. Подробно рассмотрены разделы лекционного материала и самостоятельной работы студентов. Учебная программа предназначена для студентов очно-заочной и заочной форм обучения. © О.И. Политика, 2007 © Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2007 СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………........4 1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе………………........6 2. Объем часов дисциплины по видам учебной работы………………………….9 2.1. Направление подготовки специалист………………………………………...9 2.1.1. Очно-заочная форма обучения…………………………………….………..9 2.1.2. Заочная форма обучения…………………………………………….....…....9 2.2. Направление подготовки бакалавров………………………………………..15 2.2.1. Очно-заочная форма обучения…………………………………………….15 2.2.2. Заочная форма обучения……………………………………………...........15 3. Содержание дисциплины………………………………………………………18 3.1. Наименование лекционных тем, их краткое содержание………………….18 3.2. Темы и разделы для самостоятельного изучения дисциплины……….......24 3.2.1. Тематика самостоятельной работы студентов……………………………24 3.2.2. Перечень рекомендуемых тем ов…...……………………………28 3.2.3. Требования к написанию ов………………………………………29 3.2.4. Тематика эссе……………………………………………………………….32 3.2.5. Требования к написанию эссе...……………………………………….......33 3.3. Вопросы для подготовки к аттестации……………………………………...40 4. Методические рекомендации для преподавателя…………………………….47 5. Методические указания для студентов………………………………………..48 6. Форма и вид контроля………………………………………………………….49 7. Список литературы……………………………………………………………..50 1. Основная литература…………………………………………………............50 2. Дополнительная литература..………………………………………………..51 Приложения
……………………………………………………………….…..…53 1. Перечень документов правового обеспечения физической культуры, спорта и туризма…………………………………………………………………..53 2. Опросник Келлермана-Плутчика………………………………………….…55 3. Опросник Э. Хайма…………………………………………………………...61 4. Оформление титульного листа а………………………………….…65 5. Оформление структуры содержания а.………………………….….66 6. Самоконтроль. Дневник самоконтроля………………………………….…..66 ВВЕДЕНИЕ
Система высшего образования России представляет собой важнейший инновационный потенциал развития экономики и повышения ее конкурентоспособности на мировом уровне. К началу нынешнего столетия во многих странах сформировался новый тип интеллектуальной экономики, основанный на знаниях и инновациях, который обнаруживается во всех сферах современ-ной деятельности. Инновации, направленные на получение и накопление новых знаний, максимально быструю их передачу в промышленную и социальную среды в форме наукоемкой продукции и услуг, становятся решающим средством конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг. Это делает все более настоятельными и необходимыми разработки качественных инновационных образовательных программ. Данное направление является приоритетным для всех российских вузов. При этом основным бизнес-процессом вуза является образовательный процесс, связанный с подготовкой квалифицированных и компетентных специалистов, конкурентоспособных на отечественном и мировом рынках. Сегодня недостаточно, как это было ранее, обладать только знаниями, умениями и навыками. Поэтому преподаватели пытаются выйти за рамки «ЗУНовского» образовательного пространства. Сюда относятся все результаты, способствующие формированию социальной компетентности, личного опыта, которые нельзя получить простым суммированием знаний и умений. Для того чтобы обучающийся стал профессионалом, ему необходимо выйти из пространства знаний в пространство деятельности и жизненных смыслов. Знание и методы деятельности дисциплины «Физическая культура» требуется соединить в органическую целостность, системообразующим фактором которой служит определенная ключевая ценность – культура психологии здоровья. Современный студент постоянно находится в ситуации выбора, активно участвует в процессе формирования своей индивидуальной образовательной траектории. Активная позиция провоцирует студента уже на начальном этапе процесса образования по данной дисциплине конструировать связи между будущими профессиональными предпочтениями и областями гуманитарного знания. При таком междисциплинарном подходе у него будет формироваться не мозаичное, фрагментарное, а целостное представление об изучаемой дисциплине. Дальнейшая разработка инновационной модели «Физическая культура» гуманитарного образования должна быть связана с переходом от общетеоретического представления и ее содержания к построению предметных образовательных программ с расширением взгляда через призму культуры психологии здоровья, адекватных ей ситуационно-моделирующих технологий и контрольно-измерительных материалов. В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования физическая культура с 1994 г. объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла. Гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление будущего специалиста, воспитывают духовно богатую личность, обладающую развитым чувством социально-профессиональной и нравственной ответственности. Системная и целенаправленная гуманитарная подготовка по циклу «Физическая культура» и формируемая в ее процессе личностная культура студента определяют свойства его адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и инициативности как будущего специалиста, закладывая тем самым основы его высокого профессионализма. 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Учебная рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» разработана в соответствии с циклом общегуманитарных и социально-эконо-мических дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации, законодательных и нормативных документов России и Башкортостана с учетом регионального компонента и направленности Уфимской государственной академии экономи-ки и сервиса. Организационно-правовые основы физической культуры, спорта и туризма.
Высокая социально-экономическая значимость физической культуры спорта и туризма потребовала создать для этой сферы жизнедея-тельности законодательные основы. - Федеральный закон от 29 апреля 1999г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями от 10 января 2003г., 20 декабря 2004г., 12 июля, 16, 25 октября 2006г.). 1. Постановление правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015г.г.». 2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. 3. Конституция Республики Башкортостан от 3.12.2002г. 4. Закон Республики Башкортостан «О физической культуре и спорте» (от 13.10.94 № ВС-25/34 в редакции закона от 2.02.99 № 215-3 и от 8.11.01 № 256-3). 5. Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан «О разграничении предметов ведения и взаимного делегирования полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» от 3 августа 1994 года, Москва; извлечения. 6. Приказ Министерства образования России «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» от 02.03.2000 № 686. 7. Приказ Министерства образования России «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12.99 № 1025. 8. Приказ Министерства образования РФ «О развитии среднего и высшего профессионального образования в области физической культуры, спорта и туризма» от 10 апреля 2000 г. № 1037. 9. Инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений. Утверждена приказом Государст-венного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.94 № 777. 10. Закон Российской Федерации «О безопасности» от 05.03.1992 г. № 2446-1. 11. Письмо Министерства образования РФ «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» от 27.11.2002 г. № 14-55-996 ин/15. 12. Письмо Минобнауки РФ от 17.04.2006 г. № 02-55-77 ин/ак. 13. Инструктивное письмо Министерства образования РФ «О порядке реа-лиизации государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в различных формах обучения» от 20.07.1999 г. № 14-55-349 ин/15. Программа рассчитана на студентов очно-заочной и заочной форм обучения по всем направлениям и специальностям, реализуемых в вузе. Целью
физического воспитания в вузе является формирование физической культуры психологии здоровья личности студента и развитие способности к направленному использованию разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения, укрепления и развития здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности. 1. понимание психологии социальной роли физической культуры в развитии личности студента и подготовке его к профессиональной деятельности; 2. знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни; 3. формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в системати-ческих и целенаправленных занятиях физическими упражнениями и спортом, основанных на научном подходе; 4. владение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, а также развитие и совершенствова-ние психофизических способностей, качеств и свойств личности; 5. обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психологическую и физическую готовность студента к будущей профессии; 6. приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей. Учебная дисциплина «Физическая культура» включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала:
1. физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; 2. социально-биологические основы физической культуры; 3. основы здорового образа и стиля жизни; 4. оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика); 5. профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через следующие разделы и подразделы программы: - теоретический
, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре; - практический
, состоящий из двух подразделов: 1. методико-практического, обеспечивающего оперативное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности 2. учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения психофизического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленному формированию качеств и свойств личности; - контрольный
, определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет разделы программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функцию. 2. ОБЪЕМ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
И ФОРМАМ ОБУЧЕНИЯ
2.1.
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТ 2.1.1.Форма обучения: очно-заочная Специальность:
260703.65 Проектирование текстильных изделий Срок обучения:
4 года и 5 месяцев Виды учебной работы Всего часов семестры Общая трудоемкость курса 408 5 Аудиторные занятия 10 Лекции 10 10 Самостоятельная работа студентов 398 Вид итогового контроля: зачет/экзамен переаттестация, зачет Специальность:
080504.65 Государственное и муниципальное управление Срок обучения:
5 лет и 5 месяцев Виды учебной работы Всего часов семестры Общая трудоемкость курса 408 1 2 Аудиторные занятия 10 Лекции 10 4 6 Самостоятельная работа студентов 398 Вид итогового контроля: зачет/экзамен зачет диф/зачет Специальность:
080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Срок обучения:
5 лет и 5 месяцев Виды учебной работы Всего часов семестры Общая трудоемкость курса 408 1 2 Аудиторные занятия 10 Лекции 10 4 6 Самостоятельная работа студентов 398 Вид итогового контроля: зачет/экзамен зачет диф/зачет 2.1.2. Форма обучения: заочная Специальность:
080504.65 – Государственное и муниципальное управление Срок обучения:
5 лет и 10 месяцев Виды учебной работы Всего часов семестры Общая трудоемкость курса 408 5 6 Аудиторные занятия 10 Лекции 10 4 6 Самостоятельная работа студентов 398 Вид итогового контроля: зачет/экзамен зачет дифференциальный зачет Специальность:
080504.65 – Государственное и муниципальное управление Срок обучения:
3 года и 1 месяц Виды учебной работы Всего часов семестры Общая трудоемкость курса 408 (110) 3 Аудиторные занятия 10 Лекции 10 10 Самостоятельная работа студентов 100 Вид итогового контроля: зачет/экзамен переаттестация, диф/зачет Специальность:
150408.65 – Бытовые машины и приборы Срок обучения:
5 лет и 10 месяцев Виды учебной работы Всего часов семестры Общая трудоемкость курса 408 5 6 Аудиторные занятия 10 Лекции 10 6 4 Самостоятельная работа студентов 398 Вид итогового контроля: зачет/экзамен зачет экзамен Специальность:
150408.65 – Бытовые машины и приборы Срок обучения:
3 года и 1 месяц Виды учебной работы Всего часов семестры Общая трудоемкость курса 408 (236) 3 Аудиторные занятия 10 Лекции 10 10 Самостоятельная работа студентов 226 Вид итогового контроля: зачет/экзамен дифференциальный зачет Специальность:
100103.65 – Социально-культурный сервис и туризм Срок обучения
: 5 лет и 10 месяцев Виды учебной работы Всего часов семестры Общая трудоемкость курса 408 5 6 Аудиторные занятия 10 Лекции 10 4 6 Самостоятельная работа студентов 398 Вид итогового контроля: зачет/экзамен зачет дифференциальный зачет Специальность:
280201.65 – Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов Срок обучения
: 5 лет и 10 месяцев Виды учебной работы Всего часов семестры Общая трудоемкость курса 408 5 6 Аудиторные занятия 10 Лекции 10 4 6 Самостоятельная работа студентов 398 Вид итогового контроля: зачет/экзамен зачет дифференциальный зачет Специальность:
260204.65 – Технология бродильных производств и виноделие Срок обучения
: 5 лет и 10 месяцев Виды учебной работы Всего часов семестры Общая трудоемкость курса 408 5 6 Аудиторные занятия 10 Лекции 10 4 6 Самостоятельная работа студентов 398 Вид итогового контроля: зачет/экзамен зачет дифференциальный зачет Специальность:
280201.65 – Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов Срок обучения:
3 года и 1 месяц Виды учебной работы Всего часов семестры Общая трудоемкость курса 408 (96) 4 Аудиторные занятия 10 Лекции 10 10 Самостоятельная работа студентов 86 Вид итогового контроля: зачет/экзамен переаттестация, дифференциальный зачет Специальность:
100101.65 – Сервис Срок обучения
: 5 лет и 10 месяцев Виды учебной работы Всего часов семестры Общая трудоемкость курса 408 3 4 Аудиторные занятия 10 Лекции 10 4 6 Самостоятельная работа студентов 398 Вид итогового контроля: зачет/экзамен зачет дифференциальный зачет
Специальность:
260901.65 – Технология швейных изделий Срок обучения:
4 года и 6 месяцев Виды учебной работы Всего часов семестры Общая трудоемкость курса 408 5 Аудиторные занятия 10 Лекции 10 10 Самостоятельная работа студентов 398 Вид итогового контроля: зачет/экзамен зачет, дифференциальный зачет Специальность:
260902.65 – Конструирование швейных изделий Срок обучения:
4 года и 6 месяцев Виды учебной работы Всего часов семестры Общая трудоемкость курса 408 5 Аудиторные занятия 10 Лекции 10 10 Самостоятельная работа студентов 398 Вид итогового контроля: зачет/экзамен переаттестация, дифференциальный зачет Специальность:
260902.65 – Конструирование швейных изделий Срок обучения:
4 года и 6 месяцев Виды учебной работы Всего часов семестры Общая трудоемкость курса 408 (266) 5 Аудиторные занятия 10 Лекции 10 10 Самостоятельная работа студентов 256 Вид итогового контроля: зачет/экзамен переаттестация, дифференциальный зачет Специальность:
260902.65 – Конструирование швейных изделий Срок обучения
: 5 лет и 10 месяцев Виды учебной работы Всего часов семестры Общая трудоемкость курса 408 5 6 Аудиторные занятия 10 Лекции 10 6 4 Самостоятельная работа студентов 398 Вид итогового контроля: зачет/экзамен зачет дифференциальный зачет Специальность:
080109.65 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит Срок обучения:
3 года и 1 месяцев Виды учебной работы Всего часов семестры Общая трудоемкость курса 408 (100) 3 Аудиторные занятия 10 Лекции 10 10 Самостоятельная работа студентов 90 Вид итогового контроля: зачет/экзамен дифференциальный зачет Специальность:
080105.65 – Финансы и кредит Срок обучения:
3 года и 1 месяц Виды учебной работы Всего часов семестры Общая трудоемкость курса 408 (100) 4 Аудиторные занятия 10 Лекции 10 10 Самостоятельная работа студентов 90 Вид итогового контроля: зачет/экзамен переаттестация, дифференциальный зачет Специальность:
080105.65 – Финансы и кредит Срок обучения
: 5 лет и 10 месяцев Виды учебной работы Всего часов семестры Общая трудоемкость курса 408 5 6 Аудиторные занятия 10 Лекции 10 4 6 Самостоятельная работа студентов 398 Вид итогового контроля: зачет/экзамен зачет дифференциальный зачет Специальность:
080507.65 – Менеджмент организации Срок обучения:
3 года и 1 месяц Виды учебной работы Всего часов семестры Общая трудоемкость курса 408 (288) 3 Аудиторные занятия 10 Лекции 10 10 Самостоятельная работа студентов 278 Вид итогового контроля: зачет/экзамен переаттестация, дифференциальный зачет Специальность:
080507.65 Менеджмент организации Срок обучения
: 5 лет и 10 месяцев Виды учебной работы Всего часов семестры Общая трудоемкость курса 408 5 6 Аудиторные занятия 10 Лекции 10 4 6 Самостоятельная работа студентов 398 Вид итогового контроля: зачет/экзамен зачет дифференциальный зачет 2.2. НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ 2.2.1. Форма обучения: очно-заочная
Специальность:
260700.62 – Технология и проектирование текстильных изделий Срок обучения:
3 года и 6 месяцев Виды учебной работы Всего часов семестры Общая трудоемкость курса 408 5 Аудиторные занятия 10 Лекции 10 10 Самостоятельная работа студентов 398 Вид итогового контроля: зачет/экзамен дифференциальный зачет 2.2.2. Форма обучения: заочная
Специальность:
080100.62 – Экономика Срок обучения:
4 года и 9 месяцев Виды учебной работы Всего часов семестры Общая трудоемкость курса 408 5 Аудиторные занятия 10 Лекции 10 10 Самостоятельная работа студентов 398 Вид итогового контроля: зачет/экзамен зачет Специальность:
080100.62 – Экономика Срок обучения:
3 года Виды учебной работы Всего часов семестры Общая трудоемкость курса 408 (188) 4 Аудиторные занятия 10 Лекции 10 10 Самостоятельная работа студентов 178 Вид итогового контроля: зачет/экзамен зачет Специальность:
080100.62 – Экономика Срок обучения:
3 года Виды учебной работы Всего часов семестры Общая трудоемкость курса 408 (188) 5 Аудиторные занятия 10 Лекции 10 10 Самостоятельная работа студентов 178 Вид итогового контроля: зачет/экзамен дифференциальный зачет Специальность:
080500.62 – Менеджмент Срок обучения:
4 года и 9 месяцев Виды учебной работы Всего часов семестры Общая трудоемкость курса 408 5 Аудиторные занятия 10 Лекции 10 10 Самостоятельная работа студентов 398 Вид итогового контроля: зачет/экзамен экзамен Специальность:
030600.62 – Журналистика Срок обучения:
4 года и 9 месяцев Виды учебной работы Всего часов семестры Общая трудоемкость курса 400 3 Аудиторные занятия 10 Лекции 10 10 Самостоятельная работа студентов 390 Вид итогового контроля: зачет/экзамен зачет Специальность:
030600.62 – Журналистика Срок обучения:
4 года и 9 месяцев Виды учебной работы Всего часов семестры Общая трудоемкость курса 400 3 Аудиторные занятия 10 Лекции 10 10 Самостоятельная работа студентов 390 Вид итогового контроля: зачет/экзамен дифференциальный зачет Специальность:
280200.62 – Защита окружающей среды Срок обучения:
3 года Виды учебной работы Всего часов семестры Общая трудоемкость курса 408 4 Аудиторные занятия 10 Лекции 10 10 Самостоятельная работа студентов 398 Вид итогового контроля: зачет/экзамен зачет Специальность:
100200.62 – Туризм Срок обучения:
3 года Виды учебной работы Всего часов семестры Общая трудоемкость курса 408 (188) 4 Аудиторные занятия 10 Лекции 10 10 Самостоятельная работа студентов 178 Вид итогового контроля: зачет/экзамен экзамен Специальность:
150400.62 – Технологические машины и оборудование Срок обучения:
3 года Виды учебной работы Всего часов семестры Общая трудоемкость курса 408 4 Аудиторные занятия 10 Лекции 10 10 Самостоятельная работа студентов 398 Вид итогового контроля: зачет/экзамен зачет 3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. НАИМЕНОВАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ТЕМ И ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ № п/п Темы Количество часов лекции (час) 1 Физическая культура и психологии здоровья в общекультурной и профессиональной подготовке студентов 1 2 Социально-биологические основы физической культуры и психологии здоровья. 2 3 Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья. 3 4 Понятие и проблемы профессионального здоровья, безопасность труда, факторы профессиональной работоспособности. Профессионально-прикладная физи-ческая подготовка (ППФП) студентов. 2 5 Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Индивидуальный выбор видов спорта. Самоконтроль. 2 ИТОГО 10
Тема 1
. Физическая культура и психологии здоровья в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. (1 час)
Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Современное состояние физической культуры и спорта. Физическая культура личности. Деятельностная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры и психологии здоровья. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности студента. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Многопрофильность психологии здоровья и ее служб. Разнообразие задач: профилактических, лечебных, реабилитационных, консультативных, психотерапевтических. Роль общества и качества жизни. Индивидуальная ответственность человека за свое здоровье и физическое совершенствование. Динамика изменений «социальной анатомии» здоровья. Основные положения организации физической культуры и психологии здоровья в высшем учебном заведении. Комплексная программа развития личности – «Цветок потенциалов»: интеллектуальный, волевой, эмоциональный, физиологический, социальный и духовный аспекты здоровья (Ананьев В.А.). Первичная профилактика как система общегосударственных мер по укреплению здоровья населения. Роль физической культуры, спорта и туризма в разработке основ пропаганды и внедрения здорового образа жизни. Преодоление безответственности за свое здоровье, в процессе формирования культурологи здорового образа жизни. Вторичная профилактика – работа с группами повышенного риска заболеваемости. Роль психофизиологии в выявлении и помощи группам риска заболеваемости нервно-психическими болезнями, психосоматическими недугами, пограничными расстройствами, с наркоманией и группами с аномалиями развития. Третичная профилактика – помощь переболевшим людям в целях предупреждения рецидивов болезни, декомпенсации и инвалидизации. Основные законодательные документы и физической культуре, спорту и туризму в России и Башкортостане. Критерии физического здоровья. Наследственная предрасположенность и генетическая индивидуализация внутренних причин развития заболеваний. Роль наследственных и средовых факторов. Адаптивные резервы организма. Защитно-компенсаторные процессы. Виды функциональных резервов (биохимические, физиологические, психические). Двуединый процесс адаптации организма. Классификация признаков физиологических резервов. Двигательная активность и физическое здоровье. Оценка и самооценка физического здоровья. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Психологический аспект здоровья. Образы мужчин и женщин в массовом сознании. Негативная роль гендерных стереотипов. Представления о социальном статусе и правах мужчин и женщин. Оценка психофизического развития мужчины и женщины. Экспрессивность мужчин и женщин. Половые различия в проявлении эмоциональных типов. Доказательства генетической обусловленности различий в способностях мужчин и женщин. Половые различия в свойствах личности. Поведенческие стратегии мужчин и женщин в различных жизненных ситуациях. Потребности и цели, реализуемые мужчинами и женщинами. Представления о маскулинности и феминности. Роль физической культуры и спорта в развитии маскулинности и феминности. Социальный аспект здоровья.
Методологические подходы к изучению общественного здоровья. Психическое здоровье как отражение социального состояния общества. Анализ состояния психического здоровья населения России, Башкортостана. Соотношение микросоциальных и макросоциальных факторов. Психология семьи. Супружеские дисгармонии и семейные кризисы. Отношения «родитель–ребенок»: стили родительского отношения, родитель-ские позиции в воспитании. Семейные и родительские «сценарии». Нарушения коммуникаций в семье. Последствия нарушений семейных коммуникаций. Методы исследования внутрисемейных отношений. Проблемы жизненного цикла семьи. Патологизирующее семейное наследование. Роль семьи в формировании различных видов отклоняющегося поведения. Вертикальные и горизонтальные стрессоры; семейная история. Влияние семьи на формиро-вание культуры здоровья, физического самовоспитания и самосовершенство-вания. Здоровье и социальные организации. Организационная патология. Показатели статуса и роли людей в организации. Работа и отдых, безработица. Социальные изменения и здоровье общества. Система здравоохранения как института социального контроля.
Тема 3.
Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья. (3 часа)
Теория защитных механизмов. Понятие копинг-поведения. Процесс социальной адаптации. Компоненты приспособляемости. Когнитивные оценки (первичная, вторичная) и копинг (Р. Лазарус). Аспекты копинга (когнитивный, эмоциональный, поведенческий). Копинг-стратегии (действия по совладанию) и копинг-ресурсы. Виды копинг-ресурсов: физические (здоровье, вынос-ливость), социальные (индивидуальная социальная сеть, социально-поддержи-вающие системы), психологические (убеждение, устойчивая самооценка, общительность, интеллект, мораль, юмор) и материальные ресурсы (деньги, оборудование). Адаптивные варианты копинг-поведения. Относительно адаптивные варианты копинг-поведения. Неадаптивные варианты копинг-поведения. Методы релаксации. Основы рационального питания. Иммунная система. Иммунитет: гуморальный, клеточный; и виды иммунитета. Эндоэкологическое благопо-лучие организма. Нарушения регуляции обмена веществ. Нарушения энергетического обмена веществ. Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности. Основные пищевые вещества: белки, жиры, углеводы, витамины (ретинол, тиамин, рибофлавин, пиридоксин, цианкобаламин, аскорбиновая кислота, антирахитический, токоферолы, никотиновая кислота), минеральные вещества и микроэлементы (кальций, фосфор, калий, натрий, железо, йод), вода. Нарушения основного обмена веществ. Нарушения белкового обмена веществ. Обмен углеводов и его нарушения. Обмен липидов (жиров) и его нарушение. Нарушения вводно-солевого и электролитного обмена веществ. Эндокринные нарушения. Значение гормонов, выделяемых надпочечниками, щитовидной железой, различными отделами гипофиза, поджелудочной железой и половыми железами. Витамины и их роль в организме. Основы рационального питания. Понятие «рационального питания». Защитные и оздоровительные функции. Основы культуры питания. Особенности питания при развитии силовых и скоростно-силовых способностей. Личная гигиена и здоровье. Основы личной гигиены. Методы ухода за кожей, волосами, полостью рта. Закаливание организма: воздушные закаливающие процедуры, закаливание водой, закаливание солнцем. Двигательная активность.
Двигательная активность и здоровье. Оптимальность двигательной активности человека. Гиподинамия, гипоки-незии. Основы двигательной активности. Оздоровительные упражнения. Исследования мышечной деятельности (напряжение, физиологические механизмы). Кодекс здоровья. Профессионально-прикладная физическая подготовка. Методические принципы и методы физического воспитания. Основы обучения движениям. Основы совершенствования физических качеств. Формирование психических качеств в процессе физического воспитания. Физическое воспитание на разных возрастных этапах. Физкультурно-спортивная мотивация лиц мужского и женского пола. Спортивная деятельность мужчин и женщин. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Средства физической культуры и спорта в совершенствовании функциональных возможностей организма с целью обеспечения умственной и физической активности. Занятия женщин спортом и репродуктивная система женского организма. Влияние оздоровительной физической культуры на организм. Формы физического совершенствования. Основные направления физического самосовершенствования: утренняя гигиеническая гимнастика, оздоровительные виды ходьбы и бега, закаливание. Тема 4.
Понятие и проблемы профессионального здоровья, безопасность труда, факторы профессиональной работоспособности. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов. (2 часа)
Работоспособность как критерий профессионального здоровья. Факторы профессиональной работоспособности. Физический статус. Показатели физического статуса. Показатели социальных и социально-психологических факторов. Компоненты целевой направленности. Теоретическая основа профессиональной реабилитации. Конкретные программы реабилитации. Этапы реабилитации. Профессиональное «выгорание» и ресурсы его преодоления.
Феномен «выгорания» и его причины. Симптомы синдрома «выгорания». Я-концепция. Факторы риска: личностные (интроверсия, реактивность, высокая эмпатия, жестокость и авторитарность, низкая самооценка), статусно-ролевые факторы (ролевой конфликт и неопределенность, личностная и профессиональная неопределенность, низкий социальный статус, отверженность, негативные гендерные установки). Корпоративные (профессионально-организационные) факторы риска «выгорания». Профессиональные факторы риска «выгорания». Ресурсы стрессоустойчивости и преодоления «выгорания». Посттравматическое стрессовое расстройство. Клиника посттравматических стрессовых расстройств. Понятие стресса, острой и хронической психической травмы. Этиопатогенез ПТСР. Факторы, детерминирующие чувствительность человека к психическим травмам, влияние преморбидных особенностей на течение ПТСР и кризисных состояний. Стрессоустойчивость. Разновидность реакций на психическую травму. Прогноз и течение ПТСР. Хронические ПТСР. Осложнения ПТСР, комплексная травма. Специфика посттравматических стрессовых расстройств у жертв экологических, техногенных и военных катастроф, непосредственные и отсроченные психические реакции. Медико-психологическая реабилитация страдающих посттравматическими стрессовы-ми расстройствами. Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду. Определение понятия ППФП, ее цели, задачи, средства. Место ППФП в системе физического воспитания студентов. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП. Методика подбора средств ППФП. Организация, формы и средства ППФП студентов в вузе. Контроль за эффективностью профессионально-прикладной физической подготовленности студентов. Основные факторы, определяющие ППФП будущего специалиста данного профиля; дополнительные факторы, оказывающие влияние на содержание ППФП по избранной профессии; основное содержание ППФП будущего бакалавра и специалиста; прикладные виды спорта и их элементы. Зачетные требования и нормативы по ППФП по годам обучения (семестрам) для студентов факультета.
Тема 5.
Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.
Индивидуальный выбор видов спорта. Самоконтроль. (2 часа)
Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. Специальная физическая подготовка. Спортивная подготовка, ее цели и задачи. Зоны и интенсивность физических нагрузок. Значение мышечной релаксации. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленyости средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте. Формы занятий физическими упражнениями. Учебно-тренировочное занятие как основная форма обучения физическим упражнениям. Структура и направленность учебно-тренировоч-ного занятия.
Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий. Формы и содержание самостоятельных занятий. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Характер содержания занятий в зависимости от возраста. Особенности самостоятельных занятий для женщин. Планирование и управление самостоятельными занятиями. Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности. Гигиена самостоятельных занятий. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Участие в спортивных соревнованиях. Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи. Спортивная классификация. Студенческий спорт. Особенности организации и планирования спортивной подготовки в вузе. Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки студентов. Система студенческих спортивных соревнований. Общественные студенческие спортивные организации. Олимпийские игры и Универсиады. Современные популярные системы физических упражнений. Мотивация и обоснование индивидуального выбора студентом вида спорта или системы физических упражнений для регулярных занятий. Краткая психофизиологическая характеристика основных групп видов спорта и систем физических упражнений. Определение цели и задач спортивной подготовки (или занятий системой физических упражнений) в условиях вуза. Возможные формы организации тренировки в вузе. Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль, его содержание. Педагогический контроль, его содержание. Самоконтроль, его основные методы, показатели и дневник самоконтроля. Использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля 3.2. ТЕМЫ И РАЗДЕЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В процессе освоения курса студенты проделывают большую самостоятельную работу, включающую в себя: - подготовку сообщений по различным разделам курса; - проработку ситуаций, предлагаемых для анализа; самостоятельно, с последующим их анализом на занятиях; - составление словаря специальных терминов; - подготовку к контрольным опросам; - изучение рекомендуемой литературы; - участие в деятельности студенческого научного общества по физической культуре, спорту и психологии здорового образа жизни; - разработка индивидуальных программ развития и самосовершенствования личности 3.2.1. Тематика самостоятельной работы студентов Тема 1.
Знакомство с основными законодательными документами России и Башкортостана по вопросам физической культуры, спорта и туризма; образования и здравоохранения
(Приложение 1).
Рассмотреть основные законодательные документы (конституция, договора, указы, распоряжения, нормативные акты, целевые программы, постановления) по физической культуре, спорту и туризму: 1. Система государственных гарантий. 2. Законодательство Российской Федерации в области охраны психического и физического здоровья населения. 3. Законодательство Башкортостана в области охраны психического и физического здоровья населения. 4. Система организации физической культуры, спорта и туризма за рубежом. 5. Анализ деятельности и содержание спортивных клубов и секций в Башкортостане и городе Уфе. Тема 2.
Сравнить подходы к здоровому образу жизни в России и странах мира.
Вопросы: 5. Хронологическая статистика и анализ подходов к здоровому образу жизни в России. 6. Хронологическая статистика и анализ подходов к здоровому образу жизни в странах Европы. 7. Хронологическая статистика и анализ подходов к здоровому образу жизни в странах Азии. 8. Хронологическая статистика подходов к здоровому образу жизни в США и Канаде. Тема 3
. Изучить
рынок услуг в сфере сервиса организации здорового образа жизни населения в месте проживания.
Провести сравнительный анализ организации здорового образа жизни в Калининском, Кировском, Советском, Октябрьском, Орджоникидзевском, Дёмском районах города Уфы, городов Башкортостана. Тема 4.
Подготовить материал к дискурсу «Культура здорового образа жизни в современном российском обществе».
Задание: подготовить сообщение на тему «Формирование культуры здорового образа жизни». Вопросы: 1. Идентификация личностных ресурсов и компетенции, определение успешности и гармонизации развития личности. 2. Определение препятствий, ограничивающих личные возможности развития этих ресурсов и компенсации, варианты их преодоления в современном обществе. 3. Получение инструмента, отвечающего карьерным, профессиональным, личностным и физическим устремлениям здоровой личности. 4. Определение актуальной картины здоровья. Моделирование результата. 5. Психофизическая методика автоматического самоизлечения. Тема 5.
Просмотреть и проанализировать четырехсерийный видео-фильм «Тело человека»
(ВВС-200 СОЮЗ ВИДЕО). Вопросы: 1. Образы тела как отражения внутренних переживаний, тело – метафора бессознательного. 2. Возможности «переструктурирования» психотравматического телесного опыта. 3. Приемы, методики и навыки работы с телом и телесностью человека. Тема 6.
Анализ монографии:
Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. – Мытищи, 1996. Вопросы: 1. Основные подходы к изучению отношения субъекта к дальнейшему психическому развитию и социальной адаптации. 2. Механизмы защиты как специфические средства решения универсальных проблем адаптации. 3. Формы психологических защит личности. Диагностика характерных механизмов психологической защиты
(опросник Келлермана-Плучика). Определение основных форм психологи-ческой защиты, характерной для индивида: реактивные образования, отрицание реальности, замещение, регрессия, компенсация, проекция, вытеснение, рационализация (Приложение 2). Диагностика копинг-механизмов совладания
(методика Э. Хайма). Определение адаптивных, неадаптивных и относительно адаптивных вариантов копинга в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах (Приложение 3). Тема 7.
Прослушать и проанализировать компакт-диск «Антистресс».
Вопросы: 1. Стресс как механизм адаптации и индикатор внутренних проблем. 2. Стрессоустойчивость как личностное и профессионально важное качество личности. 3. Методы и приемы профилактики: психофизиологическая реабилита-ция, аутотренинг, автотрансформация страха, комплексная профилактика стрессовых состояний. 4. Психологическая реабилитация лиц, переживших стресс: основы мнемореабилитации, приемы NLP. 5. Комплексная постстрессовая реабилитация. Тема 8.
Просмотреть и проанализировать видеокассеты/диски по тематике «Красота и здоровье».
Вопросы: 1. Гигиена на каждый день: организация домашнего быта, значение оздоровительной гимнастики. 2. Значение правильного питания. 3. Искусство отдыха, красоты и здоровья. 4. Влияние профессиональных вредностей на кожу, профилактика и гигиена. Тема 9.
Разработать индивидуальную программу рационального пита-ния.
Задание: провести медицинское обследование, сделать анализ крови; проанализировать научную литературу по вопросам культуры здорового питания: раздельному, по результатам группы крови и т.п.; использовать результаты самооценки здоровья. Тема 10.
Просмотреть видеокассеты «Танцевальная аэробика», «Фитнес – стиль жизни», «Пилатес», «Атлетическая подготовка» и т.п.
Вопросы: 1. Методика составления индивидуальных программ и занятий оздоровительно-восстановительной направленностью с элементами танцевальной аэробики или фитнеса, или пилатеса, или атлетической подготовки, или комбинированного варианта. 2. Основные методики самомассажа. Методы предупреждения и исключения спортивного травматизма в физической подготовке. Профилактика переутомления. 3. Особенности структуры построения занятия по физической культуре с элементами растяжки, танца, атлетической подготовки. 4. Варианты разминки по оздоровительной физической культуре. 5. Организация основной части занятия. Тема 11.
Разработать индивидуальную программу двигательной актив-ности.
Задание: провести медицинское обследование, определить группу здоровья, наличие хронических и других видов заболевания. Разработать индивидуальную программу двигательной программы согласно группы своего здоровья (Д1, Д2, Д3). Тема 12.
Подготовить материал к диспуту на тему «Адаптация, стресс и профилактика профессионального «выгорания».
Задание: подготовить сообщения, отработать методики профилактики профессионального «выгорания» согласно своей специальности. Вопросы: 1. Профессиональное здоровье, функциональное здоровье, работоспособность специалистов: понятие и методики оценки. 2. Профессиональная надежность персонала и психофизиологические основы безопасности деятельности. 3. Пути, средства и методы сохранения и восстановления профессионального здоровья. 4. Психофизиологическое обоснование применения комплекса корригирующих воздействий в целях сохранения и восстановления профессионального здоровья персонала. Тема 13.
Подготовить материал к диспуту на тему «Механизмы старения организма».
Вопросы: 1. Современный взгляд на множественные механизмы старения организма. Психофизиология старения. 2. Гендерные особенности старения: старение и питание, роль сна в сохранении здоровья, движение и здоровье, жизненная позиция и здоровье, стресс и старение, возрастные изменения мозговой ткани, антиоксиданты и длительность жизни. 3. Методы и приемы, способствующие длительному сохранению здоровья.
3.2.2. Перечень рекомендуемых тем ов 1. Проблемы здоровья и здорового образа жизни в контексте российской культуры. 2. Проблемы здоровья и здорового образа жизни в контексте башкирской культуры. 3. Гармония души и тела – основа здоровья человека.
|