Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Образовательные программы по техническому творчеству детей Якутск 2009

 

             

Образовательные программы по техническому творчеству детей Якутск 2009

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

ГОУ «Республиканский Центр дополнительного образования

и гражданско-патриотического воспитания детей»

Образовательные программы

по техническому творчеству детей

Якутск - 2009

Сборник посвящен 90-летию государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей в России / М-во образования Респ. Саха (Якутия), Респ. центр доп. образования и гражд.-патр. воспитания детей; [ ред.-изд. группа: М.П. Петрова и др.]. – Якутск, 2009. – 163 с.

Редакционно-издательская группа:

М.П. Петрова – директор Республиканского Центра дополнительного образования и гражданско-патриотического воспитания детей МО РС(Я)

Р.Г.Кычкин – зав. лабораторией технического творчества РЦДО и ГПВД МО РС(Я)

С.П. Васильева – методист РЦДО и ГПВД МО РС(Я)

В сборник включены авторские программы педагогов дополнительного образования детей по техническому творчеству, внесших весомый вклад в развитие системы дополнительного образования детей

Республиканский центр дополнительного образования и гражданско-патриотического воспитания детей

МО РС (Я) , 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание ……………………………………………………………………..3

Введение…………………………………………………………………………5

I . Дополнительные образовательные программы технического направления:

1. Социально-образовательный проект «Космоска тахсар аартык: дорога в космос» ( образовательные программы ««Ракетно-космический моделизм» , «Школьная лаборатория из Космоса», ««Космическая одиссея Якутии»), Попова Тамара Николаевна, директор Малой арктической академии юных талантов, зам.директора форума «Ленский край» ………………………………………………………………………… 6

2. Трехуровневая образовательная программа по техническому моделированию («Илии-туппай», «Мин бэйэм», «Ба5а сана»), Моякунов А.С., педагог дополнительного образования Центра детского научно-технического творчества г.Нюрба Нюрбинского улуса …………………21

3. Программа для детей 12-17 лет «Радиотехническое конструирование», Томская В. И., педагог дополнительного образования Центра научно-технического творчества г.Вилюйска Вилюйского улуса ………………..47

4. Программа «Организация занятий технического творчества по

авиамодельному спорту», Иванов С.С., Уваровский С.Е., педагоги дополнительного образования Дома детского творчества с.Хатассы ..64

5. Программа «Автомоделирование», Никифоров В.А., педагог дополнительного образования Центра детского научно-технического творчества г.Нюрба .......................................................................................76

6. Программа элективного курса «Ремонт электробытовых приборов», Новгородов Г.А., педагог дополнительного образования и Колесова А.М., методист технического творчества Станции юных техников Горного улуса ………………………………………………………………………….83

7. Программа «Начально-техническое моделирование», Антонова М.П., педагог дополнительного образования Станции юных техников Горного улуса …………………………………………………………………………88

8. Программа «Основы электротехники и радиотехники», Новгородов Г.А., педагог дополнительного образования Станции юных техников Горного улуса …………………………………………………………………………100

9. Программа «Юный астроном», Усов М.А., педагог дополнительного

образования Дворца Детского творчества г.Якутск ……………………114

10. Программа «Юный дизайнер», Родионов Г.Г., Никитина С.А., педагоги

дополнительного образования детей Центра технического творчества

г.Якутск. ..........................................................................................................139

II. Дюпсюнский музей космонавтики и авиации Якутии с.Дюпсюн Усть-

Алданского улуса Республики Саха (Якутия)…………………………………….158

ВВЕДЕНИЕ

Детское техническое творчество – одна из массовых форм привлечения учащихся к творчеству. Мы характеризуем детское техническое творчество как один из эффективных способов трудового воспитания и политехнического образования, а не только как вид деятельности, направленный на ознакомление учащихся с миром техники.

В условиях научно-технического прогресса нельзя быть всесторонне развитым человеком, не имея представления о достижениях науки, техники, производства.

В процессе технического творчества у учащихся формируются различные качества личности, однако ведущими исследователями признаются готовность к творческому труду и творческое отношение к труду.

Дополнительные образовательные программы по техническому творчеству ориентируют

детей, нуждающихся в педагогической поддержке и профильном обучении, на приобретение профессии, наиболее необходимой стране, и имеют целью научно-техническую подготовку детей и подростков, включая теоретическую и практическую часть с учетом специфики учреждения.

В учреждениях разрабатываются и апробируются программы дополнительного развивающего обучения, где с учетом психофизиологических особенностей для каждого образовательного уровня проводятся занятия с детьми по углубленному изучению технических дисциплин.

В сборник включены дополнительные образовательные программы технического направления, разработанные педагогами дополнительного образования по техническому творчеству учащихся. Представленные программы являются результатом практической деятельности педагогов и могут быть использованы педагогами дополнительного образования детей в удовлетворении образовательных потребностей учащихся и обеспечении ими осознанного личного и профессионального выбора.

Социально-образовательный проект

«Космоска тахсар аартык: дорога в космос»

Попова Тамара Николаевна,

директор Малой арктической академии юных талантов,

зам.директора форума «Ленский край»

Раздел I . ОСНОВНАЯ ИДЕЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Социально-образовательный проект «Космоска тахсар аартык: дорога в космос» разработан Якутской республиканской детской общественной организацией «Малая арктическая академия юных талантов».

Малая арктическая академия создана в 2004 году и направляет свою деятельность на привлечение широкого круга детей и молодежи к научной, исследовательской, технической и творческой деятельности.

В современных условиях развития общества, техники и технологий одним из направлений деятельности академии становится участие в разработке и реализации перспективной научно-технической политики среди детей и молодежи. Реальным воплощением этого направления работы является разработка и реализация проекта «Космоска тахсар аартык: дорога в космос».

Основной идеей проекта «Космоска тахсар аартык: дорога в космос» является приобщения детей и юношества к высоким идеям устойчивого развития Космоса и раскрытие потенциала членов сообщества для созидательного участия в мирном исследовании и освоении земного и космического пространства в будущем.

Идея создания данного проекта основана на принципах Арктической идеи, разработанной Михаилом Ефимовичем Николаевым, первым Президентов РС(Якутия), Почетным председателем Северного форума, учредителем Малой арктической академии.

«Север и Арктика – это космос на земле», - отмечает Николаев М.Е. Известно, что космические программы стимулируют развитие науки, техники, высоких и наукоемких технологий. Северные программы представляются не менее ответственными и плодотворными в творческом и практическом отношении, с высочайшим порогом сложности и весомой «земной» отдачей.

Таким образом, идеи мирного исследования и созидательного освоения как Арктики, так и космоса, обуславливают необходимость широкой научной, технической, физической подготовки и творческого развития подрастающего поколения. Проект «Космоска тахсар аартык: дорога в космос» имеет своим назначением продолжить формирование национальной технической элиты, при этом особо выделяя подготовку высококвалифицированных специалистов в области освоения космических технологий.

Содержательной основой образовательной программы данного проекта являются такие виды деятельности, как исследование, проектирование, моделирование, конструирование. В рамках данной программы участникам проекта будет дана возможность непосредственного участия в этих видах деятельности, также возможность творческого восхождение и приобщения к личности и профессии космонавта.

Особенность проекта «Космоска тахсар аартык: дорога в космос» в том, что в нем сопряжены две линии: одна – арктическая, другая – космическая. Исходя из этого, в проекте будет реализована идея формирования у школьников основных составляющих профессии космонавта: выносливость, техническая грамотность, способность мыслить на уровне поставленных задач, брать ответственность на себя, крепость духа и нервов, исследовательские умения, научный потенциал, увлеченность общим делом. Таких же качеств требуют Север и Арктика.

«Космоска тахсар аартык: дорога в космос» призвана зародить в умах и сердцах юных талантов Арктики уверенность в своих силах, раскрыть возможности для приложения их личностного, интеллектуального, научного и творческого потенциала на земле и космосе в будущем. Для этого проект создается на принципах добровольности, демократичности, личностно-ориентированного обучения с учетом способностей и интересов учащихся.

Социально-образовательный проект «Космоска тахсар аартык: дорога в космос» утверждается решением президиума Малой арктической академии и реализуется под ее эгидой в Республике Саха (Якутия).

Назначение проекта: консолидация усилий заинтересованных сторон – школьников, учителей, ученых, государственных и общественных организаций – в создании системы аэрокосмического образования детей и молодежи в Республике Саха (Якутия).

Цель: Развитие личностного, интеллектуального, научного и творческого потенциала детей, молодежи и взрослых.

Задачи:

· приобщение к истории человечества по изучению, исследованию и освоению космоса;

· повышение уровня знаний в области технических, естественных и гуманитарных наук, ориентированных на изучение и освоение земного и космического пространства;

· развитие у старшеклассников творческой готовности к выбору профессий, связанных с освоением космоса и космических технологий;

· развитие у школьников личностных и образовательных компетенций, восходящих к компетенциям профессии космонавта и специалистов космоса;

· привлечения школьников и молодежи к научным исследованиям и проектной деятельности по космической тематике;

· развитие у учащихся умений и навыков исследования, проектирования, моделирования, конструирования;

· приобщение учащихся к высоким информационным технологиям;

Ожидаемый результат:

· формирование у детей и молодежи ценностей устойчивого развития космоса;

· развитие у школьников методов и способов проектной деятельности, моделирования, конструирования и исследования;

· интеграция космических технологий в образовательное пространство и развитие проектных и исследовательских работ школьников с использованием космических технологий и геоинформационных систем,

· осуществление старшеклассниками профессионального выбора в областях, связанных с исследованием и освоением космоса и космических технологий;

· повышение интереса молодежи к профессии «космонавт» и к смежным с ней специальностям;

· повышение квалификации учителей в области инновационного образования с использованием космических технологий, проектной деятельности и музейного дела;

· расширение знаний и формирование умений и навыков в области высоких информационных технологий;

· развитие у школьников и учителей социальных компетенций в использовании возможностей информационно-коммуникационной среды;

Сроки реализации проекта: с январь, 2006 года по декабрь, 2010 года с прожолжением.

Руководитель проекта: Попова Тамара Николаевна, директор Малой арктической академии юных талантов, зам.директора форума «Ленский край»

Целевая группа: учащиеся школ республики с 5 по 11 класс, имеющие способности и проявляющие интерес к творческой, технической, проектно-исследовательской деятельности , учителя школ и центров дополнительного образования республики

Участники и организаторы проекта:

· Малая арктическая академия юных талантов

· Физико-математический форум «Ленский край»

· Всероссийский детский и молодежный центр аэрокосмического образования им.С.П. Королева

· Мемориальный музей космонавтики, г. Москва

· Центр космического сотрудничества «Андромеда»

· Октемский лицей

Формы реализации проекта:

· летние аэрокосмические школы;

· научно-образовательные секции, проектные недели

· конкурсы, викторины, олимпиады

· участие на Всероссийских, региональных и международных конференциях, конкурсах, соревнованиях, фестивалях и тематических школах

· семинары, конференции, выставки

· мастер-классы для учителей

· интерактивные игры

· школьные лаборатории на базе научно-исследовательских центров

Раздел II . ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Проект «Космоска тахсар аартык: дорога в космос» реализуется на основе разработки образовательных программ, которые соответствуют направлениям развития проекта. В образовательной программе отражается ведущие идеи и специфика содержания деятельности по данному проекту, особенности взаимодействия участников проекта и нацеленность на развитие проекта в целом. Параллельно могут быть осуществлены несколько образовательных программ, включающих мероприятия различного уровня (региональных, российских, международных). Образовательные программы разрабатываются и реализуются на основе следующих принципов:

- принципы личностно-ориентированного образования , что отражает учет индивидуальных склонностей и задатков личности учащихся, развития в зоне ближайшего развития

- принцип инновационности , что предполагает быстрое реагирование на изменяющиеся образовательные условия, новые идеи и перспективы;

- принципы открытого образования, что означает создание условий для взаимодействия участников проекта, для общения учащихся с носителями различных научных и профессиональных знаний, способов мышления и деятельности, мировоззренческих идей, развитие дистанционного образования

- принципы сетевого образования, что означает кооперацию в разработке и реализации целей и задач проекта, взаимной ответственности участников проекта в подборе форм, методов работы и достижения результатов работы;

- принципы продуктивного образования, что отражает идею активной и самостоятельной деятельности в рамках проекта, получение «образовательного продукта» - практического (овеществленного, представленного и воспринимаемого другими) итога совместной деятельности – модель, макет, проект, , доклад, учебный отчет и т.д.

1. Образовательная программа «Ракетно-космический моделизм»

Образовательная программа «Ракетно-космический моделизм» призвана способствовать развитию технического мышления, навыков конструирования и моделирования у школьников и профессиональной ориентации в технической области.

Основной целью программы является создание условий для личностного развития школьников средствами дополнительного образования в области технического творчества.

Программа решает следующие задачи:

· развитие знаний в области космонавтики и совершенствование умений и навыков в области ракетомоделирования;

· освоение школьниками навыков конструирования и изготовления наиболее сложных видов моделей ракет;

· повышение уровня спортивного мастерства юношей (младше 14 лет) и спортсменов (старше 14 лет)

Программа включает следующие содержательные модули:

· отбор наиболее подготовленных и способных учащихся из числа воспитанников Центров технического творчества, их филиалов в общеобразовательных школах;

· организация работы секции «Ракетно-космический моделизм» в рамках ежегодных Летних аэрокосмических школ;

· проведение учебно-тренировочных сборов на базе форума «Ленский край», ЦТТ г. Покровск, ЦТТ с. Борогонцы

· организация мастер-классов ведущих преподавателей и тренеров по ракетно-космическому моделизму по приглашению из России, Казахстана, Байконура;

· выезд и участие в учебно-тренировочных сборах на базе Международной космической школы. Г. Байконур;

· проведение ежегодного розыгрыша «Кубок Арктики» (с.Октсемцы Хангаласского улуса РС(Я);

· участие в международных и национальных соревнованиях, проводимых под эгидой Федерации ракетомодельного спорта России (ФРМС) и Международной космической школы г. Байконур:

- Открытый чемпионат Азии по космическому моделизму среди спортсменов и юношей;

- Международные соревнования по ракетомодельному спорту «Кубок Байконура»

Руководитель программы: Дормидонтов Иннокентий Егорович (Октемский лицей), Илларионов Николай Кириллович, Колесов Ньургун Николаевич (Центр технического творчества, г. Покровск), Белолюбский Петр Петрович (Центр технического творчества, с. Борогонцы).

Участники: учащиеся 5-11 классов

2. Образовательная программа «Школьная лаборатория из Космоса»

Основной целью программы является создание условий для личностного развития и предпрофессионального образования учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности с использованием современных космических технологий дистанционного зондирования Земли.

Для реализации данной образовательной программы предполагается развернуть пункт приема космических изображений в составе малогабаритной станции «Алиса-СК» (с антенной диаметром 1 м.) и компьютерного комплекса обработки данных. Это дает возможность осуществить реальный прием метеоизображений с пяти спутников серии NOAA в формате HRPT (формат получения метеоизображения высокого разрешения). Пространственное разрешение снимков в этом формате – примерно 1 км на пиксель, ширина полосы обзора на снимке – до 3000 км.

Программа решает следующие задачи:

· обучение учителей и учащихся теоретическим основам и технологии дистанционного зондирования Земли;

· освоение школьниками и учителями умений и навыков разработки групповых и индивидуальных проектов с использованием космических технологий и геоинформационных систем;

· предоставление школьникам условий для непосредственного участия в разработке и реализации исследовательских проектов;

· активизация научно-исследовательских работ учащихся и их участие в всероссийских, международных и региональных конференциях, фестивалях, конкурсах;

· повышение социальной значимости выполняемых школьниками проектов и исследований через их использование на практике самими учащимися, другими потребителями;

Программа включает следующие содержательные модули:

· проведение спецкурса «Современные космические технологии дистанционного зондирования Земли и их роль в современном обществе» (20 ч.) на базе форума «Ленский край» и опорных школ;

· подбор научных руководителей и организация работы научно-образовательных секций для учителей и учащихся по определенным темам, восходящим к использованию космических технологий;

· совместная с научными руководителями разработка проектных и исследовательских заданий для индивидуального и группового выполнения;

· работа над проектом под руководством учителя и ее дистанционная поддержка со стороны научного руководителя, технического руководителя и оператора «Алисы-СК»;

· проведение консультационных семинаров и промежуточных мини-конференций;

· презентация проектов для предъявления итогов работ потребителями из числа хозяйствующих субъектов, организаций, частных фирм, населения;

· организация публикаций, массовых чтений по результатам выполненных работ;

· организация участия школьников, выполнивших проектное и исследовательское задание, на республиканских, российских, международных конференциях, выставках, фестивалях.

Технические руководители программы: Кучейко Алексей Анатольевич, к.т.н., нач.отдела инженерно-технического центра «СканЭкс», преподаватель Всероссийского детского и молодежного центра аэрокосмического образования им.С.П.Королева (г. Москва), Никитин Петр Семенович, форум «Ленский край».

Участники: в программе участвуют проектные команды Октемского лицея, Якутской городской национальной политехнической школы №2, Намской гимназии, Бердигестяхской гимназии, Качикатской сош Хангаласского улуса.

Список школ расширяется, начиная с 2008 года.

Для работы в данной программе в каждой школе - участнице Президиумом Малой арктической академии создается отделение Малой академии, что закрепляется приказом директора школы. Отделение имеет научного руководителя. За каждым отделением закрепляется тематика проектно-исследовательских работ.

Структура образовательной программы

„Школьная лаборатория из космоса“

К основным достоинствам работы со станцией приема космической информации относятся: наглядность приема космчиеского снимка в режиме реального времени (т.е. в момент получения снимка) на экран компьютера и возможность изучения динамики природных процессов с течением времени (от нескольких часов до нескольких лет).

Для ведения проектных и исследовательских работ при необходимости можно получать космические снимки более мелкого разрешения (до 250 м.) через специалистов „СканЭкс“ из архива или со станции в Иркутске.

Особую значимость программе придает возможность использования результатов работы хозяйствующими субъектами и населением. Работы учащимися могут быть выполнены на договорной основе по заказу. Тематика работ разнообразна: мониторинг паводковых вод, экологии населенных пунктов, популяции растений и животных, строительства крупных промышленных объектов и т.д.

3. Образовательная программа «Космическая одиссея Якутии»

Образовательная программа «Космическая одиссея Якутии» имеет целью повышение интереса у школьников к профессии «космонавта» и смежным с ним специальностям и привлечение наиболее подготовленной молодежи в космическую отрасль страны.

Программа решает следующие задачи:

· выявление и отбор учащихся, наиболее подготовленных к освоению программы (уровень мотивации, общефизическая подготовка, общеобразовательная подготовка, уровень знаний и умений по предметам естественно-математического цикла);

· профессиональная ориентация учащихся к освоению профессий для работы в космической отрасли;

· подготовка учащихся к продолжению обучения в вузах технического профиля и военно-космической отрасли;

Программа включает следующие содержательные модули:

· выполнение докурсового задания по составлению ов по космической тематике к летней аэрокосмической школе;

· проведение пропедевтического курса «Космос и космонавтика» в рамках летних аэрокосмических школ с приглашением учащихся, в основном юношей, окончивших 9 класс;

· исследование уровня мотивации, общефизической подготовки, общеобразовательной подготовки, уровня знаний по математике, физике, уровня проектных и исследовательских умений и навыков;

· проведение тематических сессий по следующим блокам:

- теоретический (мастер-классы, лекции, экскурсии по изучению истории осовения космоса, космических проектов и программ, космических технологий);

- технический (проведение практических занятий на базе Центра приема и обработки спутниковой информации и Центра радиолюбительской связи);

- физико-математический ( углубленная подготовка по математике и физике по образовательным программам форума «Ленский край»);

- проектно-исследовательский (разработка и выполнение проектных и исследовательских работ, участие на конференциях, конкурсах);

- личностно-развивающий (общение с людьми профессий космического профиля, ознакомление с особенностями этих профессий, ознакомление с высшими учебными заведениями космического и технического профиля, выездные занятия на базе Центра подготовки космонавтов (Звездный городок);

· Организация групповых и индивидуальных проектных и исследовательских работ учащихся, их научно-методическое сопровождение.

· Организация участия лучших работ на конференциях и семинарах.

Каждая сессия имеет свою программу и ведущие содержательные линии. Программа составляется по согласованию.

Программа для каждой группы рассчитана на 2 года. Для каждой группы в течение двух лет ( с сентября текущего по март следующего года) планируется провести 4 сессии: 3 сессии на базе форума «Ленский край» и Якутии, 1 сессия – на базе Центра подготовки космонавтов. Продолжительность одной сессии – 72 часа.

Руководитель программы: Лазуткин Александр Иванович, летчик-космонавт России, Центр космического сотрудничества «Андромеда»

Участники: учащиеся школ республики, окончившие 9 класс.

4. Культурно-образовательный проект «Инновационный информационно-образовательный центр аэрокосмического образования»

Инновационный информационно-образовательный центр аэрокосмического образования направлен на создание информационно-коммуникационной образовательной среды для активизации деятельности по проекту ««Космоска тахсар аартык: дорога в космос».

Проект решает следующие задачи:

· создание специализированных кабинетов в соответствии с целями и задачами реализации социально-образовательного проекта «Космоска тахсар аартык: дорога в космос»;

· совершенствование у школьников навыков программирования и использования информационно-коммуникационных технологий;

· развитие дистанционного аэрокосмического образования;

Содержание работ по проекту:

· создание тематических визуальных и мультимедийных выставок, стендов, в т.ч. виртуальных;

· создание методической базы, сбор методических публикаций, конспектов лекций, учебных пособий и учебников в области космической деятельности.

· разработка сайта и размещение в нем материалов конференций, семинаров, учебно-методических пособий;

· организация интерактивных игр, конференций;

· разработка и реализация учащимися мультимедийных и интерактивных проектов;

· предоставление дистанционных образовательных услуг;

Значимость проекта заключается в том, что каждая проектная и исследовательская работа учащихся будет иметь соответствующее программное обеспечение и информационно-коммуникационное сопровождение. Все «образовательные продукты» учащихся и учителей будут представлены в центре как учебное пособие.

Руководители: Мороз Ольга Юрьевна, зав.сектором инновационных музейных информационно-образовательных технологий Мемориального музея космонавтики, Попова Тамара Николаевна, директор Малой арктической академии

Участники: учащиеся 7-11 классов

5. Образовательная программа «Космофизические исследования»

Образовательная программа «Космофизические исследования» реализуется на базе лабораторий Института космофизических исследований и аэрономии им.Ю.Г. Шафера Сибирского отделения Российской академии наук.

Основной идеей программы является создание технических и методических условий для выполнения проектно-исследовательских работ учащимися по научным направлениям института физика и астрофизика космических лучей, физика околоземного космического пространства.

В реализации проекта ключевым моментом является использование базы данных и непосредственная работа учащихся на экспериментальных установках ИКФИА под руководством ведущих научных сотрудников института.

Проект решает следующие задачи:

· привлечение одаренных и интеллектуально способных детей к непосредственному участию в научных исследованиях;

· формирование навыков работы в условиях экспериментальных установок совместно с научными сотрудниками;

· предпрофессиональная подготовка учащихся в области физики и астрофизики;

Содержание работ по проекту:

· создание школьных лабораторий на базе экспериментальных установок ИКФИА;

· разработка и реализация образовательных курсов по всем направлениям работы на базе ИКФИА, образовательных учреждений;

· проведение семинаров, тематических школ по направлениям исследования;

· создание методической базы, сбор методических публикаций, конспектов лекций, учебных пособий и учебников в области космофизики;

· разработка учащимися тем проектных и исследовательских работ.

Одной из перспектив проекта является создание Межрегиональной космофизической школы для старшеклассников с приглашением учащихся из других регионов.

Раздел IV . ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Управление проектом и контроль за ходом его реализации осуществляется Президуимом Якутской республиканской детской общественной организации «Малая арктическая академия юных талантов» в составе:

1. Ноев Афанасий Иванович, руководитель исполкома Якутского регионального

отделения «Единая Россия»

2. Попова Тамара Николаевна, директор Малой арктической академии юных талантов,

зам.директора форума «Ленский край»

3. Осипова Ольга Петровна, преподаватель Педагогического института Якутского

гос.университета

4. Дегтярева Варвара Ильинична, зам.директора Якутской городской политехнической школы №2 г.Якутска.

5. Дормидонтов Иннокентий Егорович, рук. Кружка технического творчества

Октемского лицея Хангаласского улуса РС(Я)

Трехуровневый цикл образовательных программ

по техническому моделированию

«ИЛИИ ТУППАЙ», «МИН БЭЙЭМ…», «БА5А САНАА»

Сроки реализации: 3 уровня (9 лет)

Возраст детей: от 4 до 16 лет по уровням обучения

Моякунов Аркадий Спиридонович,

педагог дополнительного образования

Центра детского научно- технического творчества

г.Нюрба Нюрбинского улуса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Привитие детям знаний, умений и навыков

технического профиля – это непременное

требование современной жизни.

М.Е.Николаев

Еще древние великие олонхосуты предсказывали, что якутскому народу предстоят вершины технического развития. Они передавали это через различные иносказательные образы, которые нынче открываются нам в новом понимании. Все это говорит нам о том, что якутский народ с самых древних времен стремился к техническому развитию, якуты с глубокой древности до наших времен пронесли умение ковать металл, обрабатывать дерево. Из книги под названием «Саха сатаабата5а суох» (Нет того, чего не смог бы якут), можно узнать, что якуты в советское время, когда резко вырос уровень технического образования, работали в качестве проектировщиков на секретных военных объектах и космических центрах страны.

Непрерывность обучения состоит в том, что согласованность и перспективность всех компонентов системы должно быть и в целях и задачах, и в содержании и методах, в средствах и формах организации воспитательной и образовательной работы на каждом уровне обучения. Преемственность - основа поступательного развития.

Актуальность программ обусловлена:

· Привлечение детей с младшего возраста техническому моделированию, научно-исследовательской и рационализаторской деятельности.

· Необходимость подготовки кадров по техническому профилю из числа местного населения в связи с перспективой развития Накынского месторождения;

· Профилактика негативных поведений подростков, повышение интереса школьников к дополнительному образованию;

· Необходимость преемственности между ступенями школьного образования, интеграции общего и дополнительного образования, развитие профильного обучения.

Цель цикла программ: Обеспечение преемственности и непрерывности обучения по развитию детского технического творчества посредством разработки и введения развивающей системы по техническому моделированию и художественному конструированию.

Программа состоит из трех уровней:

1 уровень - «Илии туппай» - рассчитана для воспитанников детских садов, с 4-6 лет;

2 уровень - «Мин бэйэм» - для учащихся начальных классов, с 1-4 классы;

3 уровень - «Ба5а санаа» - предпрофильная программа для учащихся среднего звена, с 5-9 классы.

Задачи:

· Создание условий для раскрытия способностей по техническому творчеству, самореализации личности ребенка;

· Повышение мотивации родителей и социума в развитии технического творчества;

· Проведение мониторинга поэтапного развития ребенка, определение критериев, показателей и уровней творческих способностей учащихся в условиях преемственности;

· Учет при обучении индивидуальных национально-этнических особенностей, преемственности поколений;

· Воспитание у детей чувства патриотизма, гражданственности, национального самосознания для развития в социально устойчивую личность.

Применяются следующие виды контроля:

- вводный (перед началом занятий);

- текущий (в ходе учебного процесса);

- рубежный (в период обучения и по завершении определенных разделов);

- итоговый (после завершения всей учебной программы).

Формы оценки усвоения:

- составление карты успешности;

- тестирование, собеседование;

- участие в конкурсах, викторинах, конференциях, олимпиадах, соревнованиях по техническим видам спорта (по простым самоходным установкам, кордовым моделям, авиамоделям, по запуску воздушного змея, судов);

- участие в выставках, ярмарках.

Образовательная программа «Илии туппай»

для детей 4-6 лет

Пояснительная записка

«Илии туппай» - (букв.) «озорные, любознательные, любопытные ручки» - словосочетание, используемое у якутов в обозначении «любящий потрогать своими руками, изучить осязанием, тактильно»

Сегодня, в век технического образования, необходимо приобщить детей дошкольного возраста к техническому творчеству через игру, занятия по труду. Для конструирования используются материалы, которых много в нашей повседневной жизни (картонные упаковки, пластмассовые упаковки одноразового питания, пластиковые бутылки из-под напитков, различные бумаги и т.д.). Создавшую своими руками игрушку ребенок бережет, дорожит ею. С этой игрушкой начинает играть, работает над ее усовершенствованием, просит помощи у взрослых. Дети при этом учатся разговорной речи, начинают четко излагать свою мысль, думать.

Свободные занятия в кружке для детей 4-6 лет проводятся продолжительностью в 20-30 минут, и за это время ребенок успевает завершить ту или иную работу. Начиная с 6 лет, ребенок получает возможность участия в различных выставках.

На занятиях по программе «Илии туппай» дети в 4 года выполняют простые работы, в 5 лет – усложненные, в 6 лет – сложные. Постепенно вводятся технические игрушки, геометрические фигуры, самоделки, основы черчения, моделирования, архитектурного творчества. Для четырехлетнего возраста в год может проводиться примерно 21 занятие, для пятилетнего – 26-32 занятия.

Тематика проведения занятий распределена по возрастным группам. В качестве отдельного раздела прилагается работа с родителями воспитанников. Это сбор сведений о семье воспитанника и о ребенке, даже о знаке зодиака, дальнейшая работа проводится с учетом всех его особенностей.

Образовательная программа «Илии туппай» может быть успешно использована в других дошкольных учреждениях, прогимназиях и родителями, которые хотят развить в своих детях технические навыки. Данная программа позволяет развивать техническое и пространственное мышление, подготовить к школе.

Техническ. игрушки

Геометрич. формы

Основы черчения

Основы моделирования

Основы

архитектуры

Самоделки

кол. часов

Теория

Практика

4 года

простые

1. Куб, коробка, ящик

2. Строительный конструктор

1. Квадрат, треугольник, прямоугольник, четырехугольник, круг

2. Упражнения

1. Анфас (красный цвет)

2. Плотный – тонкий, круглый – овальный

3. упражнения

1. Авиация 2. Автомашина

3. Судно 4. Ракета

5. Технические головоломки

1. Трехгранная призма, кубик, четырехгранная призма

2. Виды домов: рисунки, макеты

1. Бумажные самолеты

2. Пускание броском

21

1

20

5 лет

усложненные

1. Деревянный конструктор

2. Технический конструктор (пластик)

1. Куб, пирамида, цилиндр, призма

2. Обозначения различных фигур на якутском языке (Монуркэй –цилиндрический, токунук – шар)

1. Анфас (красный)

2 Сгиб бумаги

3. Высокий-низкий, широкий-узкий, толстый-тонкий

1. Техническая головоломка

2. картонные технические модели

3. Использование двигательных функций

1. Сборно-разборные макеты домов

2. Виды построек дома

3. Обнаружение недостатков макета

1. Бумажные, картонные планеры

2. Пускание планеров

26

2

24

6 лет

сложные

1. Технический конструктор (металлический)

2. Деревянная мозаика (технич.)

1. Геометрическая головоломка

2. Понятие углов, граней

3. Усеченный конус, пирамида

1. Анфас (красный), бока (синий), верх (желтый)

2. Сгиб, контурная линия, пунктир

3. Очень тонкий, очень широкий, очень длинный, очень короткий

1. Изучение видов древесины

2. Собирание картонных моделей (доделывание при помощи родителя)

3. Приделывание мотора

1. Собирание деревянного макета дома

2. Изучение различных частей, деталей домов

3. Доделывание макета (При пом. родит.)

1. Использование отходных материалов: синтетика, полистерон, органическое стекло и др. – изготовление игрушек

32

2

30

Выставка Выставка Выставка

ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ ПО ГРУППАМ

ГРУППА

Колич

ество

Возраст

Часы

Тема, цель

1.

Средняя группа

26

4

20

Тема: «Харађар көрбүтүнэн - тугу туппутунан»*

Цель: Обучение основам технического творчества, с использованием игровых ситуаций, которые создает ребенок, воспроизводя увиденное

«…Малочисленные народы, имеющие неразрывную тесную связь с природой, в том числе и мы, якуты, относимся к людям осязательных, сенсорных восприятий, но познавательные способности сохраняются до самой старости…» (М. Индеев)

2.

Старшая группа

26

5

25

Тема: «Кулгаађынан истибитин – илиитинэн иңиннэрэр»**

Цель: Развитие познавательных способностей в технической области методом поощрения, создание мотивации

«…Ребенок – зеркало семьи. Дети подражают всему, что видят в семье и подражают этому»

3.

Подготови

тельная группа

26

6

30

Тема : «Толкуй тобулбутун – тарбах сайыннарар»***

Цель: Воспитание трудолюбия для последующего расширения полученных знаний

«…Для пробуждения таланта важно уметь улучить тот самый момент, когда он раскрывается, и здесь необходима помощь родителя»

* - непереводимая игра слов в значении: визуальные ощущения переносятся на осязательные, сенсорные способности

** - непереводимая игра слов в значении: услышанное ребенком воспроизводится руками, при помощи игры

*** - непереводимая игра слов в значении: придуманное воплощается при помощи рук (развитие воображения, мелкой моторики)

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ?

4 года

Четырехлетний ребенок любит большие игрушки: яркие, красивые игрушки он таскает с собой, играет, располагает в различном порядке. Он пытается потрогать все, что ни увидит. Чем больше работают его пальцы, развивается его мелкая моторика, тем лучше развивается мыслительные и творческие способности. Ребенок в этом возрасте «думает пальцами» - отсюда «Илии туппай »

5 лет

Пятилетний ребенок любит подражать тому, что он услышал, узнал. Казалось бы, ребенок сидит сам по себе, занятый игрушками, но на самом деле он в это время все слышит, понимает и принимает к сведению. Об услышанном он может рассказать другим детям или же воспроизвести в процессе какой-нибудь игры. Сбор информации – путь к знаниям.

6 лет

Шестилетний ребенок любит говорить: «Я сам». Он уже начинает пробовать себя в различных видах деятельности. В этом случае важно суметь ненавязчиво помочь ребенку, не мешая при этом процессу его деятельности. Ребенок, конечно же, ценит первое творение своих рук, но ему также крайне значительна помощь отца или старшего брата.

КАРТА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА

1. Ф.И.О. родителей, девичья фамилия матери: Предоставляет возможность судить о генеалогических корнях, наследственности, преемственности поколений

2. Дата рождения: Предоставляет возможность судить о влиянии природных катаклизмов, метеоритных бурь, взрывных работ (в Якутии проводились плановые ядерные взрывы), политических изменений .

3. Знак Зодиака: - / - / - о значении знака Зодиака в профориентационной работе, влиянии на преемственность поколений, на состояние здоровья.

4. Улус (район): определение менталитета, основных занятий, наследственности.

5. Село, город: уровень жизни, природные условия, климат, отношения между людьми, общественный настрой, родственники

6. Какая питьевая вода (из реки, из озера, из крана): Влияние качества питьевой воды на здоровье человека, последствия загрязнения воды.

7. Образование: преемственность поколений, генетическая наследственность, профориентационная подготовка, влияние развития образования.

8. Год окончания учебы: явления природы, политические события, перенесенные эпидемии

9. Нынешняя работа: определение взглядов на жизнь, изучение окружающей обстановки, характеров, здоровья

10. Дата рождения ребенка: общее представление о состоянии здоровья, определение пути развития личности

11. Знак зодиака ребенка: для общего прогноза развития

12. Улус (район) рождения ребенка: влияние общественного сознания, окружающая обстановка, климатические особенности

ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ ДОСТИГНУТО,

И НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ

4 года

5 лет

6 лет

· Знание геометрических форм;

· Различение цветов;

· Знание мер длины;

· Физическое развитие;

· Научиться коллективизму;

· Играть в групповые игры;

· Оказывать взаимную помощь;

· Иметь культуру поведения;

· Уметь говорить, рассказывать;

· Уметь быстро думать, соображать;

· Развивать интеллектуальные способности;

· Уметь передавать свои мысли;

· Научиться основам черчения;

· Уметь считать;

· Уметь сочетать цвета;

· Получить общее представление об архитектуре;

· Знание геометрических форм и объектов;

· Уметь правильно подметить;

· Определять недостатки;

· Развивать мелкую моторику;

· Практические занятия (умения);

· Получить общее представление о технике;

· Различение и правильное толкование чертежей

· Получить общее представление о строительстве дома

· Различать марки автомобилей

· Верить в свои способности

Образовательная программа по техническому моделированию

«Мин бэйэм…»

для учащихся 1-4 классов

Пояснительная записка

Программа «Мин бэйэм…» (Я сам…) является органичным продолжением первой программы «Илии туппай», предназначенной для дошкольников. Это позволяет обеспечить непрерывность, преемственность образовательного процесса.

Цель программы – помочь детям начальных классов овладеть умениями и навыками по техническому моделированию.

Особенностью образовательной программы является то, что по данной программе может работать любой человек: и педагог, и родитель, и юные техники самостоятельно.

Задачи кружка:

- Развитие технического творчества детей

- Популяризация технического образования

- Формирование умений и навыков моделирования и конструирования

- Воспитание всесторонне развитой, социально компетентной личности.

Программа динамична, может быть дополнена конкретными условиями.

С возрастом ребенок хочет делать все сам. Приобретенные в детском саду технические знания в дальнейшем развиваются, и постепенно усложняются. В данном случае, предусмотрена работа пальцев, которая развивает творческое мышление, мелкую моторику пальцев, технические умения, навыки.

В младших классах работают с плотным картоном. Из него можно сделать модели машин, которые легко разбираются и собираются. Если модель можно собрать и разобрать, то она вполне может заменить конструктор. Изделием первоклассников является макет. Его можно только выставлять. У второклассников макеты уже с колесами, поэтому может называться моделью. Имеются все сопутствующие детали, получается модель машины, которую можно привести в движение при помощи рук. У третьеклассников работа усложняется. Они используют в работе пружину, резину. С помощью воздуха и других движущих сил эти модели могут двигаться. Дети получают знание основ черчения и сразу же используют их в работе, приобретая устойчивые навыки. Они уже могут разобраться в несложных чертежах, схемах. Кроме того, требуется, чтобы ребенок, изготовивший модель, смог рассказывать о проделанной работе в устной и в письменной форме. Технический кружок - занятие индивидуальное. Самое большое допустимое количество при начальном моделировании – группа из 10 учеников.

Требования к умениям и навыкам:

- Ребенок должен изготовить два экземпляра своей модели, одна из которых вручается ему в торжественной обстановке;

- Ребенок должен знать названия всех используемых инструментов, для чего они предназначены, как их использовать;

- Ребенок должен учиться самостоятельно конструировать свои модели;

- Ребенок должен знать простые понятия по черчению, геометрии, три вида проекции, различные линии и уметь использовать на практике.

- Хорошо знать правила по технике безопасности.

В изучении технологических навыков использована программа П.П. Кондратьева «Технология. Трудовое обучение мальчиков 5-9 классов».

Работу кружка лучше всего вести блоками. После окончательного изготовления моделей, по итогам пройденной темы проводят выставку, где модели оцениваются самими ребятами, их родителями, учителями.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

В т.ч.

теория

практика

1

Автомоделирование

21

2

19

2

Судомоделирование

21

2

19

3

Авиамоделирование

21

2

19

4

Ракетомоделирование

21

2

19

5

Воздушные змеи

15

1

14

6

Архитектура

21

2

19

7

Самоделки

15

1

14

Всего 135 ч. 12 123

Возрастные особенности детей по этапам обучения

Шесть-семь лет – время вопросов и ответов

Поступивший в первый класс малыш чтобы показать, что он вырос, пробует себя в разных направлениях.

Поэтому, если он понимает задание, говорит "Я сам...". Поступает по принципу «Я сам! Я могу, я умею!»

Этап программы технического кружка для 1-го класса назвали "Я сам"

Восемь лет - время спешки

"Я – первый… ". Этап программы для 2-го класса назвали "Я первый..." Ребенок в этом возрасте всегда торопится, хочет всегда и везде успевать, всегда желает быть первым. Поэтому первым поднимает руку, хотя и не знает что ответить, лишь бы быть первым. У него уже очень богатый опыт видения окружающего мира, имеет представления об окружающем мире, о себе, о других людях, развито наглядно-действенное мышление, учится преобразовывать игру в художественное творчество. Выбирает из множества направлений только свое. Педагогу нужно увлечь ребенка, умело направить его по правильному пути.

Девять лет - время сомнений

В 3-м классе ребенок осваивается в школе. Услышав задание, соглашается не сразу. Он раздумывает, сомневается "Сумею ли?". Не переоценивает свои силы. Знает, кто ему может помочь, а кто нет. Название этапа "А сумею ли я?" В этом возрасте у ребенка появляется ответственность за все, у него появляется очень много вопросов: как это сделать, из чего, а нужно ли, правильно ли сделаю? Он уже становится взрослее, анализирует свои действия. Если взялся за такое ответственное дело, смогу ли это сделать сам? Смогу ли сделать без посторонней помощи?

Десять лет - Время размышлений

В 4-м классе ребенок, услышав задание, уже планирует в голове, исходя из имеющегося материала, инструментов и восклицает: "А ... наконец-то я понял". Этап назвали "Я понял! Я могу! Я умею!" Ребенок, наконец-то, уверен в себе. Он знает, как сделать модель, из какого материала, для чего. Сам может сделать задуманное и применить его в реальной жизни. Он может работать по плану, составляет план действий по созданию модели.

В третьем классе дети готовят двигающиеся модели.

В четвертом классе ребята умеют распознавать простые схемы и пользоваться ими. Знакомятся со строением мотора, учатся паять.

Содержание программы

1 класс

1. Автомоделирование

Автомодель. Шаблон, чертеж. Шаблон. Вырезание из дерева. Использование пилы, режущих инструментов. Подгонка, обработка, соединение, окрашивание, доделывание деталей. Окончательное завершение, лакировка. Выставка автомоделей. Рассказ автора.

2. Судомоделирование.

Судомодель. Шаблон, чертеж. Вырезание по дереву. Отделка. Подгонка, обработка, улучшение внешнего вида, окрашивание, подгонка деталей. Выставка по судомоделизму. Рассказ автора.

3. Авиамоделирование

Авиамодель. Поделки из бумаги, вырезание с использованием шаблона, укрепление, склеивание, обработка, покраска обрисовывание внешних деталей самолета, подгонка, усовершенствование. Выставка авиамоделей. Рассказ автора.

4. Архитектура

Архитектура. Картонный домик. Шаблон, чертеж, вырезание при помощи чертежа. Крепежные замки, сгибы, использование резца. Усовершенствование внешнего вида домика, покраска, сборка домика. Составление техпаспорта. Выставка по архитектуре. Рассказ автора.

5. Самоделки

Самоделки. Игрушки для таскания на веревке. Игрушки, двигающиеся при таскании на веревке. Поделки с ветряным двигателем. Выставка самодельных поделок. Рассказ автора.

6. Воздушные змеи

Плоский змей. Изготовление реек. Изготовление каркаса змея, пошив материи. Окончательная обработка. Пускание в воздух Выставка воздушных змеев. Подготовка ко Дню защиты детей.

Содержание программы

2 класс

1. Автомоделирование

Автомодель. Шаблон, чертеж. Вырезание из картона с помощью шаблона окон и дверей. Изготовление крепежных замков, отделка, вмонтирование крутящихся колес, вмонтирование двигателя, отделка вида. Выставка.

2. Судомоделирование.

Судомодель. Изготовление катера из картона. Шаблон, чертеж, закрепление, склеивание катера, упрочнение, прилаживание двигателя на основе резины. Судомодель

катера покрытием из капроновой ткани пробное пускание катера подготовка двигателя Выставка судомоделей.

Защита модели.

3. Авиамоделирование

Авиамодель. Изготовление вертолета. Вмонтирование колес, изготовление вертолета с помощью шаблона. Изготовление винта, вмонтирование двигателя на основе резины. Отделка внешнего вида, покраска, прорисовка, пробное пускание. Выставка авиамоделей. Защита.

4. Архитектура

Архитектура. Изготовление из дерева макета якутского балагана. Вырезание деталей. Печка-камелек, окошки. Отделка стен, отделка внутреннего вида. Экспозиция интерьера балагана, усовершенствование внешнего вида, лакировка. Выставка по архитектуре.

5. Самоделки

Самоделки-игрушки, двигающиеся при толкании. Изготовление игрушки с колесами, покраска игрушек на колесах. Выставка самодельных игрушек, защита.

6. Воздушные змеи

Изготовление красочных воздушных змеев. Сборка змеев, пробное пускание. Подготовка ко Дню защиты детей. Выставка.

Содержание программы

3 класс

1. Автомоделирование.

Автомодель из картона. Вонтирование двигателя, изучение схемы мотора, установка электросхем, подготовка гнезда для батарейки, выключателя. Вмонтирование мотора, вмонтирование двигателя, батарейки. Пробное запускание. Выставка автомоделей. Защита.

2. Судомоделирование.

Судомодель. Изучение мотора, пайка, сборка, подготовка к приладке мотора к катеру. Планирование электросхемы судна, установка электросхем, подключение, подготовка гнезда для батарейки, выключателя, прилаживание двигателя, пробное запускание. Выставка судомоделей. Стендовая защита работ.

3. Авиамоделирование.

Авиамодели планеры из бумаги, планеры без мотора, планер с мотором на основе резины, планеры для настольных игр, вмонтирование двигателя на основе резины. Выставка авиамоделей. Стендовая защита работ.

4. Архитектура.

Архитектура. Изготовление деревянного макета здания, установка внутреннего освещения, отделка внутреннего вида, установка наружного освещения, интерьер, экстерьер, ограда, установка батарейки, выключателя. Выставка по архитектуре. Стендовая защита работ.

5. Самоделки.

Самоделки различные. Двигающиеся игрушки, усовершенствование игрушек.

6. Воздушные змеи.

Изготовление сложных воздушных змеев. Изготовление призмовидных воздушных змеев, змеев с хвостами. Подготовка ко Дню защиты детей.

Класс

Изделие

Инструменты, материалы

Знания

Умения

1

Неподвижный макет сборно-разборный

Картон, ножницы, резец

Полосы (прямые, кривые, пунктиры)

Собирать и разбирать

2

Макет на колесах

сборно-разборный

Картон, ножницы, резец, колеса, проволока

Схема плана

Изготовлять шатун

3

Модель с механическим двигателем

Картон, пружина, резина

Чертеж

Изготовлять колеса, механический двигатель

4

Модель с мотором

Провод, вилка, розетка, батарейка

Электросхема

Изготовлять моторный двигатель

Образовательная программа предпрофильной подготовки «Ба5а сана»

для учащихся 5-9 классов

Пояснительная записка

Программа «Ба5а санаа» (Моя мечта), предназначенная предпрофильной подготовке учащихся 5-9 классов, является органичным продолжением предыдущих программ «Илии туппай», «Мин бэйэм». Программа соответствует требованиям преемственности, непрерывности развития технического творчества, постоянно совершенствуясь, адаптируясь к новым возникающим условиям. Практическая значимость образовательной программы в поддержке подготовки профессиональных кадров по техническому направлению среди местного населения республики.

В техническом кружке рекомендуются индивидуальные занятия. В техническом кружке есть одна особенность - если ребенок умеет что-то делать, то он обязательно научит этому и других детей.

Возраст 11-15 лет согласно классификации - период развития умений, когда ребенок особенно активно развивается физически, поэтому в этом возрасте дети естественно бывают непоседливы, подвижны. Поэтому необходимо использовать в учебном процессе их любознательность, активность.

Учебно-тематический план

Тема этапа обучения

класс

количество

часов

теория

практика

1

«Уһуйуллуу»

5

35

5

30

2

«Первый шаг»

6

35

5

30

3

«Я - рационализатор»

7

35

5

30

4

«Обработка металлов»

8

35

5

30

5

«Малая механизация»

9

35

5

30

Всего

175

25

150

5 класс

«Уьуйуллуу»

Мечта: «Когда я вырасту…»

Формируется целеустремленность, усидчивость, трудолюбие, развивается техническое мышление, навыки конструирования.

Что можно изготовить с учащимися?

- фотоэлектронный пистолет

- ручной пулемет с электрической трещоткой

- миноискатель

- автомат со световым имитатором выстрелов

- автомат с динамической головкой

- электронный локатор

- электронный сторож

- емкостный сигнализатор

- акустический выключатель

- электронная сирена

- электрозвонок

- радио

Что должны знать и уметь:

- знать правила техники безопасности

- иметь понятие о радиодеталях

- знать способы пайки

- знать инструменты, необходимые для измерения, паяния, работы с током

- уметь монтировать

- иметь столярные, слесарные навыки

- знать необходимые для этого инструменты

- уметь защищать свою работу

- участвовать в выставках, научных конференциях

- уметь оказывать первую помощь

- знать, как вызвать скорую, милицию, пожарную службу.

- знать план эвакуации при пожаре

- уметь чинить мелкие бытовые предметы.

- уметь проводить интеграцию с такими науками, как физика, технология, черчение, геометрия, математика и т.д.

5 класс

«Первый шаг»

Гордость: «Сделали сами»

Что могут изготовлять кружковцы?

- инкубатор

- ящик для копчения из старого холодильника

- инструмент для очистки от сора брусники и других ягод

- ящик для взбивания масла

- инструменты для выделки шкур

- универсальный станок для точения косы

- станок для изготовления хомуса

- выгибатель дерева для полозьев саней

- проводить электричество

- различные игрушки.

Что должны знать и уметь:

- знать правила техники безопасности

- знать предназначение и название используемых инструментов

- иметь технические навыки

- уметь пользоваться чертежом и составлять его самостоятельно

- основы оказания первой медицинской помощи

- уметь пользоваться огнетушителем

- знать план эвакуации

- уметь защищать свою работу

- провести электропроводку

- знать силу тока, строение мотора

- уметь измерять силу тока

- знать строение выключателя, розетки.

7 класс

«Я – рационализатор»

Создание, совершенствование приспособлений для облегчения труда.

Что можно усовершенствовать:

В чем необходимо усовершенствование

Рационализаторские действия

1

Приспособления для заготовки сена

Станок для зубцев грабель

2

Сани

Станок для изготовления полозьев

3

Мотоциклы

Усовершенствование двигателя

4

Велосипеды

Установка прицепа или багажника

5

Автомобили

Усовешенствование отдельных частей

6

Охотничье снаряжение

Легкая корчага

Что может создать учащийся:

- станок для изготовления хомуса

- станок для изготовления чехла для хомуса

- станок для затачивания пилы

- станок для глины при изготовлении кирпичей

- станок для выпрямления, срезания катанги

- техника для прополки картофеля

- станок для качания воды

- электричество с использованием силы ветра

- лопата для выгребания снега.

Что должны знать и уметь:

- знать правила техники безопасности

- знать план эвакуации

- основы оказания первой медицинской помощи

- развивать умения, навыки, творческое мышление

- уметь спаивать металлические предметы

- уметь правильно загибать металлические трубы

- знать различные виды металлов

- уметь ковать железо

- уметь плавить и разливать в формы медь и бронзу

- при разливании металла уметь работать с глиной

- уметь выгибать дерево

- уметь пользоваться напильником, штангенциркулем.

8 класс

«Обработка металлов»

Звучит гордо: «Я сделал это сам»

Что можно изготовить?

-токарный станок

- станок по дереву

- ювелирный станок

- станок по кости

- шлифовальный станок

- резцы по дереву

- ножи, отвертки, шила

- точилки для различных инструментов

- велосипед с багажником

- тандем

- мотоцикл с багажником

- легкий прицеп

- водный катамаран

- лодки

- мотонарты

- веломобиль

- различные виды хомусов

- выливание различных фигурок.

Что должны знать и уметь:

- знать правила техники безопасности

- знать кузнечные инструменты

- уметь пользоваться кузнечным горном

- уметь ковать, закалять, обрабатывать различные виды металлов

- уметь плавить бронзу

- уметь паять якутским методом

- уметь пользоваться сварочным аппаратом

- знать основы слесарного дела

- уметь красить, шлифовать

- чертить и распознавать чертежи

- развивать рационализаторские способности

- иметь навыки вождения

- знать бытовые приборы

- знать систему электропроводки

- оказывать первую помощь.

9 класс

«Малая механизация»

Мы – техники

Что могут изготовить:

- станок для выпиливания дерева

- станок для колки дров

- станок для вырезания по дереву

- станок для выгибания дерева

- станок для плетения веревки

- станок для разминания прутьев

- станок для изготовления кирпичей

- станок для работы с глиной

- станок для выделки шкур

- станок для обработки косы

- технику для обрабатывания почвы

- технику для сажания, копания картошки

- водяной мотор

- точечную сварку

- сварочный аппарат

- сенокосилку

- багажник для машины

- ветряную электростанцию.

Что должны знать и уметь:

- знать технологию по всем этапам обучения

- уметь работать с литературой

- уметь собирать материал

- чертить, рисовать

- иметь дизайнерские навыки

- знать свою родословную

Список использованной литературы:

1. Журнал «Авиамастер». № 1, 2008.

2. Журнал «За рулем». № 4-5, 2007.

3. Журнал «Левша». № 1, 2004; № 4, 2005.

4. Журнал «Мастерок». № 3, 1999.

5. Журнал «Мир техники». № 5, 2007.

6. Журнал «Моделист-конструктор». № 1-6, 2005; № 4-5, 2006.

7. Журнал «Наука и жизнь». № 6, 1999.

8. Журналы «Наш дом». № 1, 2008.

9. Журнал «Сам себе мастер». № 6, 2008.

10. Журнал «Сделай сам». № 3, 2006.

11. Журнал «Умелые руки». № 6, 1999.

12. Журнал «Школа и производство». № 1-6, 2007; № 1-6, 2008.

ПРОГРАММА

объединения учащихся

«Радиотехническое конструирование»

(для детей 12 -17 лет)

Томская Валентина Иннокентьевна, педагог

дополнительного образования 1 категории

МОУ ДОД «ЦНТТУ» Вилюйского улуса

Пояснительная записка

Совершенствование системы образования предъявляет новые требования не только трудовой подготовке и профессиональной ориентации учащихся, но и развитию их деятельности в учреждениях дополнительного образования. Важнейшей составной частью этой работы является деятельность разнообразных кружков технического направления – добровольных творческих объединений учащихся, проявляющих повышенный интерес к той или иной области знаний.

21 век, на пороге которого мы стоим, станет веком глобального информационного общества. Нетрудно догадаться о предстоящем и ближайшем будущем еще более интенсивном внедрении электроники в нашу жизнь. Вот почему так важно изучать электронику буквально с детства, со школьной скамьи.

Целью данной программы является обучение воспитанников основам радиоэлектроники с ориентацией их на получение радиотехнических и радиоинженерных специальностей в колледжах, вузах.

В основу образования по данной программе положен принцип интеграции теоретического обучения с процессом практической исследовательской, самостоятельной научно деятельности воспитанников и технико-технологического конструирования, который определяет задачи:

- формирование творческой личности с активной позицией к самообразованию и творчеству;

- ранняя ориентация на новейшие технологии и методы организации практической деятельности в сфере радиоэлектроники;

- формирование навыков современного организационно-экономического мышления, обеспечивающих социальную адаптацию в условиях современных рыночных отношений;

организация разработок технико-технологических проектов.

Дополнительная образовательная программа «Радиотехническое конструирование» рассчитана на 3 года обучения учащихся 3 - 10 классов: первый год обучения – 144 часа, второй и третий – 216 часов. Количество обучаемых в группе 8-10 человек.

По сложности радиотехническое конструирование занимает одно из первых мест в техническом творчестве, поэтому не все желающие могут освоить этот курс, но на первый год принимаются все дети, кто проявил интерес, построить занятия так, чтобы заинтересовать всех ребят, найти каждому из них дело по душе.

Программа направлена на развитие пространственного мышления, расширения базы школьных знаний в области практического конструирования. Она учитывает возрастные и психологические особенности учащихся и составлена по принципу постепенного нарастания степени сложности материала.

Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по радиотехнике и выполнение монтажных, сборочных и наладочных работ по изготовлению радиоустройств. Выбирая, разрабатывая и монтируя те или иные конструкции, кружковцы должны иметь четкое представление о принципе их действия, назначение отдельных деталей и узлов.

На учебных занятиях обращается особое внимание на соблюдение учащимися правил безопасности труда, противопожарных мероприятий, санитарии и личной гигиены, на выполнение эколого-гигиенических требований при работе с радиоэлектронной техникой, при монтаже и пайке РЭА. Содержание программы реализуется во взаимосвязи с изучением наук в школе. Теоретические знания значительно углубят знания учащихся по физике.

Тематический план

Первый год занятий

Тема

Количество часов

Всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Элементы электро и радиотехники

8

4

4

3

Основы радиопередачи и радиоприема

10

4

6

4

Полупроводниковые диоды и транзисторы

12

4

8

5

Пайка и приемы монтажа

10

2

8

6

Пробники и измерительные приборы

10

4

6

7

Приемники прямого усиления

90

10

80

8

Заключительное занятие

2

2

-

итого

144

Содержание

1. Предмет и содержание курса. Значение теоретического и практического материала программы. Обсуждение тематики занятий, порядок работы лаборатории. Вводный инструктаж по технике безопасности при работе с электроинструментами и приборами, питающимися от сети переменного тока. Значение радиоэлектроники для современного общества.

2. Элементы радио электротехники. Понятие о строении вещества, электрическом токе и его действиях. Гальванический элемент и батарея элементов – источники постоянного тока. Проводники, полупроводники, непроводники, их свойства и применение. Основные электрические величины (напряжение, сила тока, сопротивление). Понятие о переменном токе и его основных параметрах. Авометр – первый измерительный прибор. Назначение и использование авометра в радиолюбительской практике.

Практическая работа. Ознакомление с устройством гальванических элементов. Измерение тока в цепи, падения напряжения на участках цепи, падения напряжения на участках цепи, расчет сопротивления на участках цепи. Измерение сопротивления резисторов с помощью авометра. Ознакомление с конструкциями резисторов, конденсаторов, катушек индуктивности, трансформаторов.

3. Основы радиоприема и радиопередачи. Принципы радиосвязи. Колебательный контур, резонанс и его использование при приеме сигналов радиостанций. Катушки индуктивности, их разновидности и способы изготовления. Марки обмоточных проводов. Принципиальная схема простейшего детекторного приемника.

Практическая работа. Коллективное изготовление двух, трех катушек индуктивности разных конструкций, макетирование приемника и опыты с ним.

4. Полупроводниковые диоды и транзисторы . Полупроводниковые материалы и их свойства. Применение их в радиоэлектронике. Современные направления радиоэлектроники. Диод – односторонний проводник тока. Маркировка, основные параметры и применение полупроводниковых диодов в радиоаппаратуре. Стабилизатор: назначение, принцип работы. Светодиоды. Транзистор – трехэлектродный полупроводниковый прибор, его назначение. Графическое изображение транзисторов разных структур на принципиальных схемах. Классификация и маркировка биполярных транзисторов широкого применения. Применение полевых транзисторов.

Практическая работа. Знакомство с различными конструкциями диодов, транзисторов. Измерение прямого и обратного сопротивления диода омметром. Проверка работоспособности транзисторов с помощью авометра. Изготовление транзисторного пробника.

5. Пайка и приемы монтажа. Электрический паяльник. Монтаж радиодеталей. Понятие о печатном монтаже и его применении. Правила техники безопасности при работе электропаяльником, слесарными и монтажными инструментами

Практическая работа. Заготовка плат для монтажа на них деталей. Зачистка, формовка и залуживание выводов радиодеталей.

6. Пробники и измерительные приборы. Вычерчивание схем пробников, простейших измерительных приборов. Подбор деталей и монтаж пробника.

7. Приемники прямого усиления и принцип его работы. Структурная и принципиальная схема. Назначение деталей.

Практическая работа. Подбор и предварительная проверка радиодеталей, заготовка и разметка монтажных плат.

8. Подведение итогов

Выставка конструкций, их авторская демонстрация. Защита проектов. Поощрение наиболее активных воспитанников.

Воспитанники 1 года обучения должны знать:

- меры безопасности при работе в лаборатории;

- основные электрические величины;

- закон Ома и его практическое применение для участка цепи;

сведения о переменном токе и его основных параметрах (период, частота, амплитуда);

-частотный диапазон радиовещания;

-устройство полупроводниковых приборов;

- принцип работы приемника прямого усиления;

Уметь:

- качественно и правильно производить пайку и монтаж радиоустройств;

- разрабатывать и изготовлять печатные платы простей РЭУ;

- пользоваться справочной литературой.

Качество обучения учащихся определяется по итогам:

- участия на выставках технического творчества учащихся;

- защита творческих проектов на итоговых мероприятиях;

- тестирования;

- творческой книжки учащихся.

- участия на научно-практических конференциях.

Тематический план

Второй год занятий

Тема

Количество часов

Всего

теория

практика

1

Введение

2

2

-

2

Измерительные приборы и генераторы

10

2

8

3

Питание радиоэлектронных устройств от сети переменного тока

68

8

60

4

Интегральные микросхемы и их применение

8

2

6

5

Полупроводниковые приборы

8

2

6

6

Практикум радиолюбителя

118

16

102

7

Заключительное занятие

4

2

2

Итого

216

Содержание

1.Введение. Общие вопросы организации работы. Правила безопасности при пользовании электросетью, измерительной аппаратурой, станочным оборудованием, слесарным и монтажным инструментом.

2. Измерительные приборы и генераторы. Генератор сигналов низкой частоты. Генератор сигналов высокой частоты. Частомер. Электронные приборы для измерения напряжения, силы тока. Сопротивления, емкости, индуктивности.

Практическая работа. Практика пользования авометром, универсальным вольтметром. Исследование сигналов генераторов при помощи осциллографов частомера.

3. Питание радиоэлектронных устройств от сети переменного тока. Принцип преобразования переменного напряжения в постоянное. Однополупериодный выпрямитель. Двухполупериодный выпрямитель. Конструкция силовых трансформаторов. Стабилизация выпрямленного напряжения. Параметрический стабилизатор. Компенсационный стабилизатор.

Практическая работа . Изготовление блока питания с регулирующим выходом напряжения. Защита от перегрузки. Изготовление блока питания на микросхемах.

4. Интегральные микросхемы и их применение. Интегральные микросхемы – миниатюрное – миниатюрное электронное устройство. Их применение в современной радиоэлектронике. Знакомство с аналоговыми и цифровыми микросхемами широкого применения. Использование в любительских радиотехнических устройствах.

Практическая работа. Демонтаж учебных плат. Чтение и изображение микросхем на принципиальных схемах.

5. Полупроводниковые приборы. Устройство и принцип действия триггера, симистора, динистора, варистора, фотодиода, светодиода, варикапа.

Практическая работа. Изготовление различных конструкций.с применением полупроводниковых приборов.

6. Практикум радиолюбителя. Изготовление конструкций, доступных по уровню сложности с обучаемым второго года обучения. Конструирование как один из видов технического творчества. Работа с источниками технической информации. Выбор схем радиотехнического устройства, планируемого для конструирования в лаборатории. Изготовление самодельных деталей. Компоновка и монтаж радиодеталей на плате. Настройка и регулировка изготовленных радиотехнических устройств. Вычерчивание принципиальных схем с обозначением номиналов радиодеталей, режимов работы активных элементов. Разметка монтажной платы и монтаж. Измерение режимов работы устройства, налаживание и испытание. Составление технической документации на зконченные работы.

7. Заключительное занятие . Защита индивидуальных и коллективных проектов. Отбор лучших устройств на выставку технического творчества. Выставка.

Воспитанники 2 года должны знать:

- правила и меры безопасности при работе с электроинструментами;

- основные характеристики УЗЧ;

- выходную мощность, сопротивление нагрузки усилителя; чувствительность, степень нелинейных искажений;

- общие сведения о генераторах электрических колебаний, принципы их работы;

- порядок отыскания неисправностей в различной аппаратуре;

- методику проверки работоспособности отдельных деталей.

Уметь:

- самостоятельно разрабатывать и изготовлять печатные платы для монтажа радиоаппаратуры средней сложности;

- пользоваться промышленными электро-радиоизмерительными приборами;

- изготовлять самодельные устройства

Качество обучения учащихся определяется по итогам:

- участия на выставках технического творчества учащихся;

- защита творческих проектов на итоговых мероприятиях;

- тестирования;

- творческой книжки учащихся.

- участия на научно-практических конференциях.

3-й год обучения

Обучение в группе третьего года индивидуальное. Тематический план обучения составляется воспитанником при помощи педагога с учетом мотивов, увлечений, теоретических и практических знаний и умений, накопленных за предыдущие годы, а также материально-технической базы лаборатории.

В список приборов и устройств, планируемых для изготовления, включаются изделия повышенной сложности: сетевые блоки питания индивидуального и коллективного пользования, приемопередатчики, стереофонические усилители для качественного воспроизведения звука и др.

Педагог выполняет роль главного технического консультанта, руководителя проекта, старшего товарища и воспитателя.

Воспитанники 3 года обучения должны знать:

- правила меры безопасности при работе с электроинструментами;

- методы налаживания, испытания смонтированных устройств;

- элементы технической эстетики;

- основные понятия о системах автоматического регулирования и управления.

Уметь:

- самостоятельно разрабатывать печатные платы для монтажа радиоэлектронных устройств средней и повышенной сложностей;

- разрабатывать различные электронные устройства с применением различных цифровых и аналоговых микросхем;

- применять электро радиоизмерительные приборы;

- разрабатывать и конструировать учебно-демонстрационные пособия по радиотехнике.

Качество обучения учащихся определяется по итогам:

- участия на выставках технического творчества учащихся;

- защита творческих проектов на итоговых мероприятиях;

- тестирования;

- творческой книжки учащихся.

- участия на научно-практических конференциях.

ТЕСТЫ, ВОПРОСЫ

к дополнительной образовательной программе «Радиотехническое конструирование»

1 год обучения

1. Что называется проводником электрического тока?

А) материал, оказывающий сопротивление Эл. Току;

Б) материал, проводящий электрический ток;

В) материал, не проводящий Эл. Ток.

2. Что называется диэлектриком?

А) материал, оказывающий сопротивление электрическому току;

Б) материал, не проводящий электрический ток.

3. В чем измеряется напряжение эл. тока?

А) Герц (Гц);

Б) Ампер (А);

В) Вольт (В)

4. В чем измеряется сила эл. тока?

А) Герц (Гц);

Б) Ампер (А);

В) Вольт (В)

5. В чем измеряется частота переменного тока?

А) Герц (Гц);

Б) Ампер (А);

В) Вольт (В)

6. Назовите единицу измерения сопротивления резистора?

А) Ом;

Б) Ватт;

В) микрофарада

7. Назовите единицу измерения емкости конденсатора?

А) Ом;

Б) Ватт;

В) микрофарада

8. Назовите единицу измерения индуктивности катушки?

А) ОМ;

Б) Генри;

В) Герц

9. Какая деталь (детали) относится (относятся) к полупроводниковым элементам?

А) конденсатор;

Б) диод;

В) транзистор

10. Назначение основное назначение диода

А) пропускать эл. ток только в одном направлении;

Б) усиливать колебания эл. тока;

В) накапливать энергию эл. тока и отдавать ее.

11. Назовите основное назначение транзистора

А) пропускать эл. ток только в одном направлении;

Б) усиливать колебания эл. тока;

В) накапливать энергию эл. тока и отдавать ее

12. Назовите основное назначение конденсатора?

А) пропускать эл. ток только в одном направлении;

Б) усиливать колебания эл. тока;

В) накапливать энергию эл. тока и отдавать ее

13. Как называются выводы диода?

А) коллектор, эмиттер, база;

Б) анод, катод

14. Как называются выводы транзистора?

А) коллектор, эмиттер, база;

Б) анод, катод.

2 год обучения

1. Как называется прибор, способный принимать электрическую энергию от внешнего источника, хранить ее, а затем отдавать потребителю? (аккумулятор)

2. Флюс, необходимый при пайке? ( канифоль)

3. Что такое форма сигнала? (амплитуда)

4. Какие микросхемы состоят в основном из необработанной платины из кремния ( интегральные)

5. Как называется микросборка деталей в едином корпусе? (микросхема)

6. Прибор, служащий для изучения формы сигнала? (осциллограф)

7. Устройство, служащее для приема или передачи радио или иного сигнала? (антенна)

8. Как называют систему двух электрических проводников, разделенных диэлектриком? (конденсатор)

9. Прибор, служащий для усиления звукового сигнала (усилитель)

10. Устройство для генерирования переменных колебаний без подведения извне какого-либо возбуждающего сигнала? (генератор)

11. Прибор, служащий для преобразования напряжения? (трансформатор)

12. Полупроводниковый прибор, имеющий всего два вывода: анод и катод? (диод0

13. Какую деталь, кроме конденсатора применяют в акустической колонку для более качественного звучания? (фильтр)

3 год обучения

1. Для чего предназначен транзистор? (для усиления и переключения)

2. Продолжительность одного электрического колебания (период)

3. Элемент электрической цепи, служащий для изменения величины напряжения (переменный резистор, теристор)

4. Устройство, предохраняющее электрический прибор от перегрузки (предохранитель)

5. Прибор, предназначенный для приема, усиления и превращения радиосигналов в колебания звуковой частоты ( радиоприемник)

6. Устройство, применяемое при проверке исправности деталей и монтаже радиоприемника ( мультиметр, тестер)

7. Тела, которые обладают способностью проводить электрический ток (проводник)

8. Выводы источника тока, к которым подключается внешняя сеть (клеммы)

9. Одна из возможных неисправностей конденсатора, когда между его обкладками образуется короткое замыкание (пробой).

Список использованной литературы:

1. Бессонов В. Кружок радиоэлектроники. – М.: Просвещение, 1993.

2. Борисов В. Кружок радиотехнического конструирования. 1993.

3. Варламов Р. Мастерская радиолюбителя. // Радио и связь, 1983.

4. Галкин В. Начинающему радиолюбителю. – Минск, 1995.

5. Гуревич Б., Иваненко Н. Справочник по электронике для молодого рабочего. // Высшая школа, 1987.

6. Дети, техника, творчество. № 1, 2, 2008; № 3, 6 2007.

6. Иванов Б. Энциклопедия начинающего радиолюбителя. – М. 1992.

7.Комский Д. Кружок технической кибернетики. – М.: Просвещение, 1991.

8. Программа образовательной области «Технология». – М.: ВННК «Технология», 1996.

9. Программы для внешкольных учреждений. Технические кружки по электронике, микропроцессорной технике. – М.: Просвещение, 1987.

10. Путятин Н. В помощь начинающему радиолюбителю. – М.: Энергия, 1980.

11. Фролов В. Язык радиосхем. // Радио и связь, 1989.

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

«ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ»

(для 4-10 классов)

Иванов Семен Степанович,

педагог дополнительного

образования высшей категории,

Уваровский Семен Егорович,

педагог дополнительного

образования II категории

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основании многолетнего опыта работы авиамодельного кружка. Кружок начал работу в Хатасской средней школе в 1974 г. В кружке занимались сотни учащихся этой школы. Воспитанники, получают технические знания об авиации, умения и навыки пилотирования моделями самолетов. Особое впечатление кружковцы получили от выездов за пределы республики в города Улан-Удэ, Иркутск, Самару, Читу. Бывшие кружковцы-авиамоделисты: Гаврильев Герман, Уваровский Семен, Калачев Евгений окончили Омское летное училище и до сих пор работают по специальности.

При правильной организации занятий техническим (авиа, судо, авто и др.) творчеством, программа дает детям опыт решения технических задач, помогает принять правильное решение при выборе профессии. Никто из руководителей кружковых занятий не ставили перед собой цели подготовить детей к профессии летчика, авиатехника, столяра, или слесаря. Главное в этих занятиях совместная работа детей и руководителя кружка, а так же родителей (отца), в этом процессе, котором возникает хороший деловой контакт, доверие друг к другу, в активной форме осуществляется трудовое, эстетическое, нравственное воспитание детей.

Данная программа предусматривает теоретические сведения и практические работы. Выполнения практических работ, указанных в программе, не всегда возможны в процессе деятельности кружка, и зависят от многих причин, а в частности от материальной технической базы конкретных мастерских, а также от практической подготовленности самого кружка. Поэтому руководитель кружка может вносить в программу изменения: сокращать материал по одной теме, увеличивать по другой, исключить темы и вводить новые. Программа рассчитана на 144 часа (при занятиях два раза в неделю по 2 часа) или же можно сделать на 216 часов (при занятиях три раза в неделю по 2 часа)

По программе работа планируется по этапам и технологическим операциям, в этом определенный смысл: виден весь объем того, что надо сделать; постепенно этот объем зримо сокращается: по мере завершающихся операций у ребят появляется азарт, желание и поскорее включиться в еще не выполненные операции. Это очень важно, потому что работа предстоит длительная, и ее результаты отодвигаются на неопределенное время. Чрезвычайно важен возраст ребенка, но дети даже одного возраста владеют не одинаковыми навыками, поэтому конкретных рекомендаций по каждому отдельному случаю ждать невозможно.

Большой популярностью у воспитанников пользуются итоговые выставки технического творчества, проводимые в центрах. Но самое важное то, что на выставке их увидят и оценят друзья, учителя, которые не всегда замечали трудолюбие и особый интерес к технике. Есть и такие родители, которые обязательно приходят на выставку, чтобы увидеть работу своего ребенка, сравнить с работами других, и рассказать об этом у себя на работе, дома, друзьям.

Таким образом, одним из результатов развития творческой технической самостоятельности воспитанников является центр массовой внеклассной работы с ребятами по технике и техническому творчеству.

Цель:

Обеспечить разностороннее и своевременное развитие детей, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности.

Задачи:

· Обучить приемам конструирования различных классов авиамоделей;

· Изучить технологической обработке различных конструкционных материалов, принципам подготовки модельной техники;

· Повысить знания в области технического творчества;

· Развивать образное и пространственное мышление;

· Воспитывать терпение и трудолюбие;

Содержание программы направлено на выявление и развитие способностей детей к различным видам технического творчества: авиамоделирование, ракетомоделирование .

Курс программы рассчитан на 3 года обучения.

1 год обучения: 144 часа (2 раза в неделю по два часа);

2 год обучения: 144 часа (2 раза в неделю по два часа);

3 год обучения: 216 часов (3 раза в неделю по три часа);

Программа включает теоретическую часть и практическую работу. Вся работа в кружке тесно связана с техникой, поэтому воспитанники знакомятся с историей авиации, механизмами.

Прогнозируемый результат:

В процессе занятий в кружке технического творчества накапливается практический опыт, воспитанники от простых моделей постепенно переходят к освоению более сложных образцов.

1 год обучения (4-5 классы)

Программа 1 года обучения охватывает круг первоначальных знаний и навыков, необходимых для работы по изготовлению и запуску несложных летающих моделей.

1 год занятий (подгруппа для малышей не подготовленных)

тема

Количество часов

всего

теоретические

Практические

1

Вводное занятие

Техника безопасности

2

2

2

Пояснительные беседы различий моделей самолетов

2

1

1

3

Основы теории полета

4

1

3

4

Воздушные змеи

8

1

7

5

Простые модели самолетов:

Метательные планера

Бумажные модели самолетов

30

2

28

6

Ознакомительные осмотры кордовых моделей

2

1

1

7

Модели простейших ракет. Одноступенчатая модель ракеты с одним двигателем

30

2

28

8

Внутрикружковые соревнования по метательным планерам

2

2

9

Простейшие авиамодели

24

2

22

10

Освоение законов аэродинамики

2

2

11

Планеры, модели планеров

20

1

19

12