Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Д. А. Медведев 2010 год, объявленны

 

             

Д. А. Медведев 2010 год, объявленны

Городское управление образованием
администрации города Черногорска


2010

Согласовано_____________ Утверждаю________________

Председатель муниципального Руководитель городского

государственно-общественного управления образованием

совета по развитию образования администрации г. Черногорска

В.В.Смольников Е.Г.Чернышева

Публичный доклад

О состоянии и результатах деятельности

системы образования города Черногорска

в 2010 году

Черногорск – 2010


Содержание

1 Введение. 4

1.1 Общая социально-экономическая характеристика города Черногорска. 4

1.2 Демографическая ситуация . 5

1.3 Занятость населения. 6

2 Цели и задачи муниципальной системы образования. …6

2.1 Роль системы образования в социально-экономическом развитии г. Черногорска. 6

2.2 Общая характеристика системы образования города Черногорска. 8

2.3 Соответствие основным направлениям и приоритетам образовательной политики в Республике Хакасия. 9

3 Доступность образования. 12

3.1 Структура сети образовательных учреждений и динамика её изменений. 12

3.2 Контингент обучающихся и охват образованием детей соответствующего возраста 12

3.3 Образование для детей с ограниченными возможностями здоровья. 13

3.4 Обеспечение равного доступа к качественному образованию.. 14

3.5 Информация о дополнительном образовании детей и подростков. 16

4 Результаты деятельности системы образования. 17

4.1 Учебные результаты.. 17

4.2 Внеучебные достижения обучающихся…………………………………………………….20

4.3 Социализация обучающихся. 22

4.4 Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 24

4.5 Результаты поступления выпускников общеобразовательных учреждений в учреждения профессионального образования. 26

5 Условия обучения и эффективность использования ресурсов. 27

5.1 Финансирование образования. 27

5.2 Условия обучения. 28

5.3 Условия для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, в том числе организация питания и медицинского обслуживания. 29

5.4 Оснащенность современным оборудованием и использование современных информационных технологий. 31

5.5 Кадровый потенциал – качественный и количественный состав, динамика изменений, вакансии, соотношение обучающихся и работников образования. 33

6 Меры по развитию системы образования. 36

7 Заключение. 38

8 Приложение………………………………………………………………………………………….41

1 Введение

От того, как будет устроена школьная действительность, система отношений школы и общества, зависит во многом и успешность в получении профессионального образования, и вся система гражданских отношений.

Д.А.Медведев

2010 год, объявленный в России Годом учителя, стал периодом обновления сферы образования в рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Ключевыми характеристиками «нового» общего образования в городе остаются: новый учитель, открытость для семьи и общества, иная школьная инфраструктура, формирование здорового образа жизни школьников, поэтапное изменение организационно-правовых форм муниципальных образовательных учреждений.

Публичный доклад о состоянии и результатах деятельности системы образования города Черногорска – это четвёртый опыт публичной отчётности на муниципальном уровне.

Публичный доклад включает в себя аналитическое обобщение результатов деятельности системы образования г. Черногорска за 2010 год по оптимизации структуры городской образовательной сети, созданию условий повышения качества в муниципальной системе образования, укреплению и развитию материально-технических, финансовых ресурсов, повышению профессионализма педагогических и руководящих кадров.

Доклад адресован педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений, родителям обучающихся, социальным партнёрам, местной общественности. Подготовлен публичный доклад коллективом городского управления образованием администрации города Черногорска в соответствии с приказом Министерства образования и науки Республики Хакасия от 20.12.2010г. № 100-1664 «О публичных докладах органов, осуществляющих управление в сфере образования и образовательных учреждений Республики Хакасия»

Основная цель доклада – информирование общественности об особенностях организации и функционирования муниципальной системы образования, а также достигнутых и ожидаемых результатах деятельности, привлечение широкой общественности к участию в управлении системой образования.

1.1 Общая социально-экономическая характеристика города Черногорска

Город Черногорск, основанный как рабочий посёлок Черногорские Копи 28 июня 1907 года, является городом с 20 января 1936 года в соответствии с решением ВЦИК РСФСР, имеет статус городского округа и входит в состав Республики Хакасия.

Город расположен на отрогах Кунинского хребта, в степной части Минусинской котловины в безлесной местности. Рельеф местности города спокойный, с небольшим уклоном в направлении с северо-запада на юго-восток. Город расположен в пойме реки Енисей.

Климат резко-континентальный, с холодной и продолжительной зимой и коротким летом. На территории муниципального образования имеется ряд месторождений: каменного угля, солидные запасы аргиллитов (применяемых для изготовления кирпича, черепицы, фарфорофаянсовой посуды и т.д.), клиежей (каменисто-подобная горная порода, применяемая в качестве гидравлической добавки при строительстве гидротехнических сооружений), строительного песка, гравия, бутового камня, известняков.

В состав муниципального образования входит поселок городского типа Пригорск. Площадь муниципального образования город Черногорск составляет 117,9 кв.км.

Муниципальное образование Черногорск связано с другими регионами транспортными магистралями: ветка Абакан – Черногорские копи Восточно-Сибирской железной дороги; автомобильные дороги – Черногорск-Красноярск, Абакан-Черногорск, Черногорск-Усть-Абакан.

Близость г. Черногорска к столице Республики Хакасия г. Абакану имеет ряд преимуществ: доступность воздушных, железнодорожных, автомобильных магистралей; увеличение товарооборота за счет наличия крупных оптовых баз; положительное сальдо миграции населения; доступность финансовых, образовательных, медицинских, социальных и туристических услуг.

Основные виды экономической деятельности предприятий, организаций и учреждений города: добыча полезных ископаемых (каменного угля, глины); текстильное производство; производство резиновых изделий; производство изделий из бетона для использования в строительстве; производство машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства; производство изделий медицинской техники, ортопедических приспособлений и их составных частей; производство мебели; производство, передача и распределение электроэнергии, пара и горячей воды; сбор, очистка и распределение воды; предоставление прочих коммунальных услуг (благоустройство, озеленение, санитарная очистка, уборка города, вывоз твердых бытовых отходов, ритуальные услуги и т.д.); строительство; деятельность сухопутного транспорта; хранение и складирование грузов; оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий, предметов личного пользования; прокат бытовых изделий; производство пищевых продуктов; обработка древесины и производство изделий из дерева; деятельность гостиниц и ресторанов; операции с недвижимым имуществом; образование; здравоохранение; деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта.

Градообразующая промышленность – топливно-энергетическая.

1.2 Демографическая ситуация

Демографические сведения города Черногорска

№ п/п

наименование показателя

единица измерения

на 01.01.2010г.

на 01.01.2011г.

1

Численность населения,

из них:

чел.

78700

78900

2

женщин

чел.

41900

41900

3

мужчин

чел.

36800

37000

4

всего детей в возрасте от 0 до 18 лет

чел.

14526

14757

5

население в возрасте от 18 лет и более

чел.

64174

64143

По состоянию на 01.01.2011г. в городе проживают 78,9 тыс. чел. Население по национальному составу неоднородно (свыше 80 национальностей).

Число родившихся, зарегистрированных в 2010 году, составило 1004 человека (2009г. – 1025 чел.)

1.3 Занятость населения

Ситуация на рынке труда в городе Черногорске по состоянию на 31 декабря 2010 года характеризовалась снижением уровня безработицы по сравнению с предыдущим годом.

Уровень безработицы

2009 год

2010 год

Уровень безработицы

949 чел

423 чел

Состав безработных граждан

Категория безработных граждан по возрасту

2009 год

2010 год

16-17 лет

2

0

18-19 лет

31

5

20-24 лет

118

80

25-29 лет

113

50

Предпенсионного возраста

71

43

Других возрастов

614

245

Состав безработных граждан по уровню образования

Категория безработных граждан по уровню образования

2009 год

2010 год

Имеющие высшее профессиональное образование

165

100

Имеющие среднее профессиональное образование

255

129

Имеющие начальное профессиональное образование

229

82

Имеющие среднее (полное) общее образование

193

70

Имеющие основное общее образование

103

42

Не имеющие основного общего образования

4

0

В течение 2010 года 19 предприятий города находились в режиме неполного рабочего времени, временной приостановки работы (простое). Численность работников, работавших неполное рабочее время по инициативе работодателя, превышала 779 человек. Количество уволенных в связи с ликвидацией организации, либо сокращения численности или штата работников организации составило 294 человека.

2 Цели и задачи муниципальной системы образования

2.1 Роль системы образования в социально-экономическом развитии города Черногорска

В 2010 году завершилась реализация Концепции модернизации российского образования, принятая в 2001 году. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обеспечивает преемственность ее основных направлений. Работа городского управления образованием и образовательных учреждений города в течение 2010 года строилась с учётом пяти ключевых направлений развития общего образования, обозначенных в национальной образовательной инициативе, и была нацелена на решение следующих задач:

Приоритетные направления

Задачи на 2010 год

1.Обновление образовательных стандартов.

Повышение результатов образования.

- Повысить качество обучения путём развития базовых способностей и компетентности обучающихся, используя для этого имеющиеся ресурсы (вариативная часть учебного плана, независимые процедуры оценки качества знаний, реализация программ повышенного уровня и профильного обучения, обучение по индивидуальным образовательным программам).

- Обеспечить участие не менее 50% выпускников, освоивших программы основного общего образования в государственной (итоговой) аттестации предметов по выбору в новой форме.

- Создать условия для перехода не менее 60% обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования по программам профильного обучения.

2.Поддержка талантливых детей.

- Расширить деятельность по выявлению и поддержке одаренных и талантливых школьников и создать условия для их дальнейшего интеллектуального развития.

3.Развитие учительского потенциала.

- Реализовать план мероприятий, посвященный Году учителя, направленный на:

- привлечение молодых педагогических кадров в образовательные учреждения;

- расширение системы мер материального и нематериального стимулирования труда и социальной поддержки педагогических и управленческих кадров;

- повышение профессиональной компетентности педагогических и управленческих кадров;

- формирование управленческого кадрового резерва и организация его стажировки;

- улучшение условий труда педагогических работников.

4.Укрепление и обновление школьной инфраструктуры.

- Создать необходимые условия для нормального развития спортивной и культурной инфраструктуры, провести капитальный ремонт спортивного зала СОШ № 19 и актового зала СОШ № 20.

- Укрепить материальную базу образовательных учреждений с учётом современных требований.

5.Укрепление здоровья школьников.

- Продолжить работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся.

- Обеспечить предупреждение, выявление и пресечение террористической и экстремистской деятельности в образовательных учреждениях.

- Совершенствовать систему организации питания детей и подростков посредством укрепления материально-технической базы школьных столовых, обеспечить безопасность питания обучающихся.

- Снизить показатель школьного травматизма через создание программы профилактики.

- Повысить квалификацию специалистов по физической культуре и спорту, по организации питания школьников.

6.Повышение уровня воспитательной работы в школе.

- Сохранить охват детей (82%) внеурочной деятельностью и дополнительным образованием.

- Реализовать мероприятия, направленные на сохранение богатых национальных традиций, посвященных 65-летию победы в Великой Отечественной войне.

7.Развитие и внедрение механизмов подушевого финансирования и новой системы оплаты труда.

- Перевести на нормативно-подушевое финансирование 100% общеобразовательных учреждений.

- Обобщить опыт работы ДОУ «Радуга», СОШ № 4 по внедрению новой системы оплаты труда.

8.Развитие современных информационных образовательных технологий в образовательных учреждениях

- Обеспечить открытую информацию о деятельности образовательных учреждений. Оказать методическую помощь в создании публичных отчетов образовательных учреждений.

- Повысить профессиональную компетентность педагогов по внедрению информационных технологий в образовательный процесс.

9.Развитие дошкольного образования, обеспечивающее равные стартовые условия прихода детей в школу.

- Увеличить количество мест в образовательных учреждениях через расширение альтернативных форм дошкольного образования.

- Создать условия для наиболее полного развития способностей детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, на основе индивидуального подхода.

10.Оптимизация сети образовательных учреждений

- Закончить реконструкцию ЦРТДЮ под дошкольное образовательное учреждение.

- Провести ликвидацию МОУ «Детский дом «Золотая рыбка» в соответствии с нормативными документами.

11. Развитие общественного участия в управлении образованием.

- Продолжить работу по созданию и развитию органов государственно-общественного управления.

12. Социальная поддержка детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

- Продолжить работу по сохранению кровной семьи детям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации.

- Продолжить работу по увеличению числа лиц, желающих взять на воспитание ребёнка в свою семью.

2.2 Общая характеристика системы образования города Черногорска

В 2010 году система образования города Черногорска включала в себя 41 образовательное учреждение, из которых 22 - дошкольные образовательные учреждения, 12 - общеобразовательные учреждения (кроме того, 2 филиала), 1- межшкольный учебный комбинат, 6 – образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Сеть образовательных учреждений города Черногорска

Образовательные учреждения

Число самостоятельных учреждений

Кроме того, филиалов

2009 год

2010 год

2009 год

2010 год

Дошкольные образовательные учреждения

21

22

0

0

Общеобразовательные школы, из них:

13

12

2

2

Начальная общеобразовательная школа

1

1

0

0

Средняя общеобразовательная школа

8

8

2

2

Лицей

1

1

0

0

Гимназия

1

1

0

0

Школа с углубленным изучением отдельных предметов

1

1

0

0

Вечерняя (сменная) школа

1

0

0

0

Учреждения дополнительного образования

6

6

0

0

Межшкольный учебный комбинат

1

1

0

0

Детский дом

1

0

0

0

Итого

42

41

2

2

Учебно-консультационный пункт при СОШ № 16

0

1

0

0

Учебно-консультационный пункт при СОШ № 15

1

1

0

0

2.3 Соответствие основным направлениям и приоритетам образовательной политики в республике ХАКАСИЯ

Основная деятельность городского управления образованием администрации города Черногорска в 2010 году была выстроена с учётом реализации направлений модернизации образовательной системы : оптимизация сети образовательных учреждений, переход отрасли на нормативно-подушевое финансирование, внедрение новой системы оплаты труда, развитие государственно-общественного управления, формирование региональной системы оценки качества образования, повышение квалификации педагогических работников.

Важным индикатором состояния системы общего образования в городе, прежде всего, является наполняемость классов. В 2010 году наполняемость классов составила 25 чел., что соответствует установленному нормативу.

Средняя наполняемость класса-комплекта

2008 год

2009 год

2010 год

24,6

25,0

25,0

К 01 января 2010г. 100% общеобразовательных школ города Черногорска были переведены на нормативно-подушевое финансирование.

Доля школ, перешедших на НПФ

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

6%

31%

75%

100%

Переход на нормативно-подушевое финансирование позволил создать возможность объективного и прозрачного способа распределения финансовых ресурсов по общеобразовательным учреждениям, стимулировать работу коллектива.

Одним из важных направлений деятельности городского управления образованием в 2010 году стал переход на новую систему оплаты труда (НСОТ) работников дошкольного образования.

Переход на НСОТ

2009 год

2010 год

итого

2

22

24

В целом по отрасли «Образование» случаев уменьшения заработной платы конкретным работникам при выполнении ими того же объёма работ не выявлено. Введение НСОТ в образовательных учреждениях позволило:

· дифференцировать оплату труда работников в зависимости от сложности выполняемой работы;

· заинтересовать работника в повышении объёмов и улучшении качества результатов его труда.

· создать действенные стимулы к повышению профессионального уровня педагогов;

· повысить заработную плату работников: в результате введения НСОТ в дошкольных образовательных учреждениях заработная плата работников образовательных учреждений увеличилась - у руководящих работников на 19%, педагогических работников на 12%, прочие работники - 35%. В среднем увеличение заработной платы произошло на 13%.

Сегодня одной из важнейших предпосылок успешности развития образования в условиях модернизации активно выступает расширение и развитие общественного участия в управлении образованием. В настоящее время к управлению школой привлекаются представители общественности, прежде всего родительской. Распространенной формой включения общественности в управление образованием по-прежнему является работа в Совете образовательного учреждения. Совет образовательного учреждения функционирует в 9 общеобразовательных учреждениях, двух филиалах, в 22 ДОУ и в 6 учреждениях дополнительного образования. Количество Управляющих советов – 4, из них 3 в общеобразовательных учреждениях и в 1 ДОУ «Радуга». Продолжают функционировать Попечительские советы в Гимназии, СОШ

№ 1,4,19 и в ДОУ «Радуга», «Алёнка» «Сказка», «Светлячок».

Кроме того, в городе при городском управлении образованием активно работает «Муниципальный государственно-общественный совет по развитию образования муниципального образования город Черногорск».

В образовательных учреждениях города эффективно практикуются такие формы работы по расширению и развитию общественного участия в управлении образованием, как публичный доклад об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности, создание сайтов в сети Интернет.

Развитию государственно-общественного управления образованием, повышению его

открытости способствовала передача отдельных наблюдательных и контролирующих функций общественности. Так, в 2010 году к государственной (итоговой) аттестации с использованием независимой оценки качества знаний (ЕГЭ и ЭНФ) было привлечено 62 общественных наблюдателя. Наиболее активно участвовали в качестве наблюдателей представители органов школьного самоуправления, родители обучающихся, представители СМИ.

В рамках формирования республиканской системы оценки качества образования в 2010 году обучающиеся 3,8,10-х классов МОУ СОШ № 1 и МОУ СОШ № 5 участвовали в выборочных министерских контрольных работах. В 2010 году на территории города была продолжена апробация проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с использованием механизмов независимой оценки знаний. В штатном режиме организован единый государственный экзамен (ЕГЭ) для выпускников средней школы.

В 2010 году в городе Черногорске реализовывались 5 направлений приоритетного национального проекта «Образование» («Денежное вознаграждение за классное руководство», «Поощрение лучших педагогов», «Государственная поддержка талантливой молодежи», «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», «Совершенствование организации школьного питания»). В рамках реализации данного проекта педагогам города за выполнение функции классного руководителя выплачено ежемесячное дополнительное вознаграждение на общую сумму 6333,2 тыс. руб. В конкурсе лучших учителей в 2010 году город Черногорск представляла Кадола Ж.В., учитель литературы МОУ «Лицей». Педагог стала лауреатом и получила президентскую премию в размере 200 тыс. рублей. В рамках Года учителя впервые был проведён муниципальный конкурс на соискание премии Главы города «Лучший педагогический работник», в котором приняли участие 5 педагогов дополнительного образования, 8 учителей и 6 воспитателей детских садов. Победители получили премию в размере 16 тыс. рублей.

Обладателем президентской премии для поддержки молодежи в размере 30 тыс. руб. в 2010 году стал Харламов Владимир, ученик МОУ «Лицей». Кроме того, ежегодно лучшие школьники школ нашего города награждаются премией Главы администрации города Черногорска (2010г. – 4 чел.).

В 2010 году город Черногорск включился в реализацию нового направления приоритетного национального проекта «Образование» - «Дистанционное образование детей-инвалидов». Использование современных ИКТ и специализированного программного обеспечения позволит компенсировать недостатки в обучении и получения доступа к информации детей с ограниченными возможностями здоровья. С 01 сентября 2010 года в городе Черногорске 8 детей – инвалидов получают образование дистанционно с применением компьютерной техники.

Также, в 2010 году была продолжена работа по совершенствованию организации школьного питания. Между муниципальным образованием город Черногорск и МО и Н РХ на 2010г. было заключено соглашение о сотрудничестве по реализации Республиканской целевой программы «Школьное питание в Республике Хакасия на 2009-2011 годы». Из республиканского бюджета по программе «Школьное питание в Республике Хакасия на 2009-2011 годы» в 2010 году выделен объем субсидий бюджету города Черногорск 4465,0 тыс. рублей. Из муниципального бюджета по программе «Школьное питание в городе Черногорске на 2009-2011 годы» в 2010 году было выделено 6929,0 тыс. руб.

Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 была утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Одним из ключевых мероприятий инициативы является переход на новые образовательные стандарты. С 01 сентября 2010 г. в рамках апробации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) в городе переведены на обучение по ФГОС НОО обучающиеся первого класса МОУ СОШ № 19 (1 «В» класс) и обучающиеся первых классов МОУ «Гимназия» (1 «А», «Б», «В», «Г»). МОУ СОШ № 19 присвоен статус базовой площадки ГОУ ДПО ХРИПК и ПРО по теме: «Универсальные учебные действия как основа ключевых компетентностей школьников в рамках внедрения ФГОС начального общего образования» на период 2010-2014гг. МОУ «Гимназия» присвоен статус базовой площадки ГОУ ДПО ХРИПК и ПРО по теме: «Программа по организации и проведению апробации ФГОС второго поколения на 1 ступени начального общего образования в МОУ «Гимназия» на период 2010-2014гг.»

3 Доступность образования

3.1 Структура сети образовательных учреждений и динамика её изменений

В течение 2010 года в городе Черногорске было обеспечено устойчивое функционирование и развитие муниципальной системы образования. Оптимизация сети образовательных учреждений носила системный характер: ликвидировано учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «Золотая рыбка», с последующим переводом его в статус дошкольного образовательного учреждения, закончилась реконструкция Центра детского и юношеского творчества под дошкольное образовательное учреждение «Калинка» на 130 мест. При СОШ № 16 открыт учебно-консультационный пункт в связи с ликвидацией Черногорского муниципального общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1». Проведенные мероприятия по оптимизации сети образовательных учреждений позволили создать оптимальную структуру системы образования, которая отвечает требованиям по предоставлению более качественного образования и комфортных условий образовательного процесса. Данные преобразования позволили увеличить охват детей дошкольным образованием, сдержать рост очередности в детские сады и увеличить наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях.

3.2 Контингент обучающихся и охват образованием детей соответствующего возраста

Дошкольные образовательные учреждения города Черногорска в 2010 году посещали 3243 ребёнка, что на 152 человека больше, чем в 2009 году.

Сведения о численности детей от 1 года до 7 лет, посещающих образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования в условиях группы полного дня

год

1-2 года

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Всего

2009

172

344

523

559

791

669

3058

2010

276

404

556

601

691

715

3243

В связи с увеличением численности первоклассников в 2010 году наблюдается незначительный рост школьников в общеобразовательных школах города.

Численность школьников по ступеням обучения

год

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

Всего

класс

об-ся

класс

об-ся

класс

об-ся

2009

120

2764

137

3431

23

495

280/6690

2010

127

2935

133

3281

20

480

280/6696

Число классов-комплектов по сравнению с 2009-2010 учебным годом остаётся стабильным. Наблюдается тенденция сокращения контингента обучающихся основной и старшей ступени обучения.

Набор детей в первые классы в 2010 году

ОУ

СОШ № 1

НОШ № 3

СОШ № 4

СОШ № 5

Школа № 6

СОШ № 9

Школа № 13

СОШ № 15

СОШ № 16

гимна-
зия

ли-
цей

СОШ № 19

СОШ № 20

итого

2009

1

4

2

2

1

2

1

1

2

3

2

6

3

30

33

107

60

49

20

40

22

13

39

90

59

152

79

763

2010

1

4

3

2

1

2

1

1

2

4

3

5

3

32

33

105

64

47

20

39

26

18

42

120

90

138

84

826

Набор детей в 10-е классы в 2010 году

ОУ

СОШ № 1

СОШ № 4

СОШ № 5

СОШ № 7

СОШ № 9

СОШ № 15

СОШ № 16

гимназия

лицей

СОШ № 19

СОШ № 20

итого

2009

-

1

-

-

1

1

-

3

2

1

-

9

-

20

-

-

18

16

-

83

50

26

-

213

2010

-

1

-

1

-

1

-

3

3

3

-

12

-

15

-

29

-

10

-

77

76

79

-

286

Внесение изменений в Закон «Об образовании» в части обязательного среднего образования сказалось на увеличении количества десятиклассников.

В четырех общеобразовательных школах (школы № 1,6,9,15) в 2010 году было открыто 6 групп предшкольной подготовки, в которые зачислили 99 дошкольников (2009г. - 7/120).

Предшкольные группы

ОУ

2008г

2009г.

2010г.

группа/дети

группа/дети

группа/дети

СОШ № 1

1/20

1/15

1/18

НОШ № 3

1/22

0

0

школа № 6

1/16

1/15

1/12

СОШ № 9

1/26

1/20

2/34

СОШ № 15

2/30

2/37

2/35

СОШ № 16

1/20

1/16

0

СОШ № 20

1/17

1/17

0

Итого

8/151

7/120

6/99

За последние три года динамика предшкольных классов отрицательная. Это, прежде всего, связано с тем, что к классам предшкольной подготовки предъявляются особые требования. Должны быть не только учебные классы, но и игровые комнаты. В настоящее время не все школы города соответствуют предъявляемым требованиям в области предшкольной подготовки.

В общеобразовательных учреждениях города реализуются общеобразовательные программы: начального общего образования; основного общего образования; среднего (полного) общего образования. В целях реализации вариативного и разноуровневого подхода к обучению в общеобразовательных учреждениях на начальной ступени реализуются программы: «Перспективная начальная школа», «Школа России», «Начальная школа 21 века», «Школа 2100», «Гармония», «Социоигровая педагогика» (Шулешко Е.Е.), система Занкова, система Эльконина-Давыдова. На протяжении последних трех лет наиболее популярными остаются программы «Школа России», «Школа 21 века», «Школа 2100», «Гармония».

На второй ступени обучения реализуются общеобразовательная и предпрофильная программы. Для школьников старшего звена в общеобразовательных учреждениях реализуются программы: общеобразовательная, профильная (физико-математический, информационно-математический и социально-экономический профили), индивидуальные учебные планы обучения.

В настоящее время предпрофильной подготовкой охвачено 100% девятиклассников, профильным обучением 67% старшеклассников.

Охват старшеклассников профильным обучением

Показатель

2008

2009

2010

Количество ОУ, в которых реализуется профильное обучение

6

5

4

Количество обучающихся 10-11 кл., охваченных профильным обучением

312

243

323

% количества обучающихся 10-11кл., охваченных профильным обучением от общего кол-ва обучающихся 10-11 кл.

47%

49%

67%

3.3 Образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

Функционирование системы специального образования и обеспечение права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одним из приоритетных направлений работы городского управления образованием и образовательных учреждений.

В целях совершенствования системы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья городское управление образованием для детей, испытывающих трудности в обучении, в том числе с задержкой психического развития (ЗПР), в общеобразовательных учреждениях открывает специальные (коррекционные) классы VII вида.

Доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно с диагнозом ЗПР, обеспечивается деятельностью общеобразовательных школ: НОШ № 3, СОШ № 1, 4, 16, 20.

В указанных учреждениях сформировано 22 специальных (коррекционных) класса VII вида, в которых обучается 239 детей с задержкой психического развития, что составляет 3,5% от общего числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях города.

В городе уделяется особое внимание обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. В городском управлении образованием сформирован банк данных о детях с ограниченными возможностями здоровья.

Количество детей с ОВЗ

от 0 до 3 лет

от 4 до 7 лет

от 8 до 18 лет

Всего детей с ОВЗ

14 человек

263 человека

465 чел

742 человека

При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях городское управление образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение больных детей по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Количество больных детей, обучающихся индивидуально на дому, на протяжении последних трех лет остается стабильным и составляет в среднем 1,4% от общего количества обучающихся.

Индивидуальное обучение больных детей на дому

показатель

2008

2009

на 01.09.2010.

Количество учащихся, обучающихся индивидуально на дому

110

100

89

%

1,4

1,4

1,3

3.4 Обеспечение равного доступа к качественному образованию

Дошкольный уровень

Расширение доступности дошкольного образования является приоритетной задачей городского управления образованием. На протяжении ряда лет, в том числе и в 2010 году, особое внимание уделялось решению проблемы доступности и обеспечения условий для качественного дошкольного образования. В 2010 году открыто дополнительно 11 групп для детей дошкольного возраста на 90 мест, из них: 1 группа полного дня, 10 групп кратковременного пребывания. В декабре открыт детский сад «Калинка» на 130 мест.

Всего в городе функционирует 163 группы для детей раннего и дошкольного возраста в 22 дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), с разнообразным видовым составом:

Вид ДОУ

Количество единиц

Детский сад общеразвивающего вида

3

Детский сад компенсирующего вида

1

Детский сад присмотра и оздоровления (для детей с туберкулезной интоксикацией)

1

Детский сад комбинированного вида

4

Центр развития ребёнка - детский сад

11

Детский сад

2

За счёт открытия дополнительных групп на базе дошкольных учреждений и детских садов «Теремок», «Мишутка» и «Калинка» количество мест в системе дошкольного образования за период 2007-2010 гг. увеличилось на 905.

Количество групп, как структурных единиц детских садов, выросло на 51 группу по сравнению с 2007 годом.

В результате проводимых мероприятий, охват детей от 1,5 до 7 лет дошкольным образованием вырос на 12% и достиг 75%, охват в группах полного дня составляет 69%. Численность воспитанников дошкольных образовательных учреждений увеличилась на 953 ребёнка по сравнению с 2007 годом, следует отметить, что все 5-7 летние дети проходят предшкольную подготовку.

Потребность в дошкольном образовании остается высокой. Возможности посещать ДОУ лишены 25 % детей в возрасте от 1,5 до 5 лет. Численность детей, стоящих на очереди в 2010г., составила 837 чел.

Очередность по возрастам

год

от 1 до 2 лет

от 2 до 3 лет

от 3 до 4 лет

от 4 до 5 лет

от 5 до 6 лет

Всего

2009

200

400

256

94

0

950

2010

200

350

206

81

0

837

На базе всех дошкольных учреждений успешно действуют консультативные пункты, которые были созданы, прежде всего, для родителей детей, не посещающих дошкольные учреждения. В 2010 году охват составил более 1000 родителей.

Ограниченное количество мест в ДОУ создало предпосылки для развития новых форм дошкольного образования, в частности семейных групп. В 2011 году планируется открыть 5 семейных групп.

Состояние муниципальной системы дошкольного образования позволяет обеспечить условия для коррекционного образования. В городе функционирует 37 групп компенсирующей направленности для детей с различными нарушениями , 20 из них - для детей с тяжелыми нарушениями речи группы полного дня и 3 группы кратковременного пребывания, 4 группы для детей с нарушениями зрения, 2 группы для детей, имеющих два и более дефекта в развитии и др. В ДОУ «Теремок» успешно функционирует компенсирующая группа для детей из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, она решает задачи по оказанию адресной материальной поддержки семье, профилактике социально - опасного положения семьи. Группа работает в режиме круглосуточного пребывания. Остаётся проблемой перегруженность данных групп на 30%.

Школьный уровень

Существующая в городе сеть общеобразовательных учреждений, их численность и месторасположение позволяет обеспечить доступность и конституционное право граждан на получение общего образования. Все общеобразовательные учреждения доступны для детей, имеющих право на получение образования соответствующего уровня. Возле каждого общеобразовательного учреждения расположены автобусные остановки, что обеспечивает транспортную доступность всем участникам образовательного процесса.

3.5 Информация о дополнительном образовании детей и подростков

Организацией досуга детей и подростков в городе занимаются шесть учреждений дополнительного образования (УДО), по видам - 4 центра, 1 станция, 1 школа.

Вид

Наименование УДО

Реализуемые направленности

1

Центр

Центр развития творчества детей и юношества

Художественно-эстетическая

Физкультурно-спортивная

Культурологическая

Социально-педагогическая

Эколого-биологическая

Центр детско-юношеский «Юный умелец»

Физкультурно-спортивная

Художественно-эстетическая

Социально-педагогическая

Эколого-биологическая

Центр детско-юношеский «Молодые мастера»

Туристско-краеведческая

Художественно-эстетическая

Культурологическая

Социально-педагогическая

Центр детско-юношеский «Юный техник»

Научно-техническая

Спортивно-Техническая

Техническая

Художественно-эстетическая

Социально-педагогическая

2

Станция

Станция юных туристов

Туристско-краеведческая

3

Школа

Детско-юношеская спортивная школа

Физкультурно-спортивная

Все учреждения доступны для детей и подростков. Платных кружков, секций и других объединений нет.

Согласно статистическим данным в 2010 году дополнительным образованием в городе охвачены 5991 ребёнок, что составляет 89% из 6690 школьников.

Анализ контингента обучающихся в учреждениях дополнительного образования показывает, что в большей степени услугами учреждений данного типа пользуются подростки 10-14 лет (2010г. - 2610 чел (42%); 2009г. – 2453 чел. (41%)).

Занятия в учреждениях проводятся в основном во второй половине дня. В основных зданиях занимаются 52% детей. Стремясь оказать более широкий спектр услуг, учреждения открывают объединения на базе других образовательных учреждений, максимально приближая их к месту жительства детей.

Все учреждения дополнительного образования города социально востребованы, так как представляют детям возможности для развития их способностей и талантов в различных областях образовательной деятельности и дают образование, органически сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка. Учреждения активно взаимодействуют с семьёй, общественными коллективами, дошкольным, общим, начальным профессиональным образованием.

Организационные формы объединений различны - объединения, спортивные секции, клубы, хореографические, вокальные, театральные коллективы.

4 Результаты деятельности системы образования

4.1 Учебные результаты

Основные показатели деятельности общеобразовательных учреждений в 2010г. в основном остаются стабильными: 6967 учащихся успешно закончили 2-11(12) класс. Успеваемость по городу составила 99,7%, что на 0,3% выше, чем в прошлом учебном году. На «4» и «5» закончили 2009-2010 учебный год 31,4 % обучающихся, что на 5,5% ниже, по сравнению с прошлым учебным годом. Понизилось количество учащихся, обучающихся на «4» и «5» в СОШ № 3,5,6,9,19,20.

Закончили учебный год со 100% успеваемостью 6 общеобразовательных учреждений: НОШ № 3, школа № 13, СОШ № 16, Лицей, СОШ № 19, СОШ № 20.

Высокое качество знаний на конец учебного года показали учащиеся школ:

НОШ № 3 (52%), СОШ № 15 (40%), Гимназия (54,7%), Лицей (41%).

Количество учащихся, оставленных на повторное обучение, уменьшилось и составляло в 2009-2010 учебном году – 16 чел. (0,2%), в 2008-2009году – 20 чел. (0,3%).

Увеличилось число выпускников, получивших золотые и серебряные медали:

2007г.- 18 чел., 2008г. – 19 чел., в 2009г.-14 чел., в 2010г. – 19 чел.

Итоги государственной (итоговой) аттестации: успеваемость обучения остаётся высокой на протяжении последних трёх лет. Качественная успеваемость в 9 классах понизилась. Экзамены в новой форме выявили низкие результаты, что объясняется более жёсткой системой оценивания и слабой подготовкой выпускников.

9 классы

Показатели

2007/2008

2008/2009

2009/2010

Количество выпускников на конец учебного года

738

559

725

Получили документ государственного образца

733 (99,3%)

553 (99%)

722 (99,6%)

% на «4»и «5»

24,1%

24,5%

22,8%

11 классы

Показатели

2007/2008

2008/2009

2009/2010

Количество выпускников на конец года

471

428

329

Получили документ государственного

образца

470 (99,7%)

408 (95,3%)

321 (97,6%)

% на «4»и «5»

30%

36,2%

39,2%

В 2010 году была продолжена апробация проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с использованием механизмов независимой оценки знаний.

Количество выпускников 9-х классов, сдававших экзамены с участием территориальной экзаменационной комиссии, по русскому языку и алгебре составило 631 чел. (87%). Проходили государственную (итоговую) аттестацию в традиционной форме 92 выпускника (13%) (дети с ограниченными возможностями здоровья и обучающиеся учреждений исполнения наказания) , 2 выпускника (СОШ № 7 -1чел, ВСШ – 1 чел) были не допущены до экзаменов, 1 выпускница (СОШ № 4) на государственную (итоговую) аттестацию не явилась. Экзамены по выбору с участием территориальной экзаменационной комиссии сдавали 294 выпускника (41% от общего количества выпускников 9-х классов), что на 29% выше по сравнению с прошлым годом.

Результаты экзаменов в новой форме по обязательным предметам следующие:

успеваемость по русскому языку составила 82%, по математике - 69%.; количество выпускников, получивших на экзаменах отметки «4» и «5»: по русскому языку - 42%,

по математике - 29%.

Предметы

Кол-во

участников

Полученные отметки

Успеваемость

%

4 и 5

5

4

3

2

Русский язык

630

48

217

253

112

82

42

Математика

631

77

103

254

197

69

29

Физика

61

9

19

31

2

97

46

Химия

47

3

19

19

6

87

48

Биология

73

4

23

39

7

90

37

История

19

1

2

8

8

58

16

География

9

4

3

2

0

100

78

Обществознание

150

15

80

55

0

100

63

Наилучший результат по русскому языку показали учащиеся Лицея, Гимназии, СОШ № 16. Наивысший первичный тестовый балл составил 43 из 44 возможных у следующих выпускников: Ильянов Иван (СОШ № 16, учитель - Сергеева Марина Александровна); Лапина Ольга (Гимназия, учитель – Кайгородцева Ольга Ивановна); Корнева Полина (Лицей, учитель – Комарова Галина Фёдоровна); Захарова Диана (СОШ № 19 учитель – Морженакова Ольга Васильевна).

Хорошие результаты по математике у учащихся Лицея, Гимназии, СОШ № 15. Наивысший первичный тестовый балл составил 31 из 32 возможных у следующих выпускников: Бутузов Денис (Гимназия, учитель – Побызакова Наталья Ивановна); Скрипкин Олег, Тюрчев Кирилл (Лицей, учитель – Быстрова Юлия Викторовна), Светов Степан (СОШ № 19, учитель – Марьясова Ольга Михайловна).

В 2010 году освоение основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования завершилось для 329 выпускников обязательной государственной (итоговой) аттестацией по русскому языку и математике, экзамены по другим предметам 75% выпускников сдавали на добровольной основе, которые являлись одновременно вступительными испытаниями в ВУЗ.

Все экзамены проходили в форме и по материалам ЕГЭ, только 27 выпускников из учреждений исполнения наказания и 11 детей с ограниченными возможностями здоровья имели право пройти итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена (традиционной).

Общие результаты ЕГЭ

 

 

 

Предмет

Кол-во участников

Преодолели мин. порог

Не преодолели мин. порог

Балл

Набрали балл выше сред. по РХ

Набрали балл более 79

Рейтинг по РХ

чел

%

чел

%

сред

мин

макс

чел

%

чел

%

Русский язык

293

290

99

3

1,0

58,8

30

88

174

59,4

5

2,0

2

Математика

291

283

97

8

3,0

45,1

0

87

155

53,3

5

2,0

6

Физика

61

61

100

0

0,0

55,1

37

75

35

57,4

0

0,0

5

Химия

27

27

100

0

0,0

53,6

33

91

12

44,4

1

3,7

7

Информатика и ИКТ

29

28

96,5

1

3,5

59,9

39

97

10

34,5

1

3,5

8

Биология

63

56

88,9

7

11,2

51,4

29

83

27

42,7

2

3,2

9

История России

40

33

82,5

7

17,5

41,1

23

77

11

27,5

0

0

13