Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 14

 

Поиск            

 

по

 

             

по

Департамент образования Владимирской области

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3 6

НАЗВАНИЕ А

по ______________________

Учени класса «»

научный руководитель –

_________________

Владимир

200 ___

Школьный .

Этапы работы над ом.

· Осознание и выбор проблемы.

· Формулировка темы.

· Изучение основных источников по теме.

· Составление библиографии.

· Обработка информации (конспектирование, тестирование и др.).

· Определение основных понятий темы.

· Корректирование, переформулировка темы.

· Разработка логики исследования темы, составление плана.

· Реализация плана, написание а.

· Самоанализ а по критериям новизны, степени раскрытия сущности вопроса, обоснованности выбора источников, анализ объема а.

· Проверка оформления списка литературы.

· Редактирование, переработка текста.

· Оформление а. Проверка орфографии, пунктуации, стилистики.

Требования к формулировке темы а.

· Тема должна формулировать проблему, достаточно разработанную в науке (по этой теме должно быть достаточное количество доступных источников).

· Тема должна быть сформулирована таким образом, чтобы для ее раскрытия требовалось привлечение нескольких источников.

· В теме для а может быть сформулирован только один аспект проблемы.

· Формулировка темы должна быть связана с учебной программой по курсу:

- углублять программу: указывать на новые связи (межпредметные, внутрипредметные, интеграционные);

- расширять программу: рассмотрение истории проблемы, новых теорий, новых аспектов проблемы, новых источников.

Структура а.

· Введение.

Отражает актуальность темы, т.е. почему возникла необходимость в работе именно по этой теме. Какое теоретическое или практическое значение она имеет. Здесь же раскрываются задачи, которые исследователь ставит при написании работы. Можно сказать об основных этапах выполнения работы и перечислить методы ее выполнения (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование, изучение литературы, исторических источников, их анализ, сравнение и т. п.).

· Основная часть.

Раскрывает содержание работы и подразделяется на отдельные параграфы, вопросы (по плану работы). Каждый параграф начинается с задачи и заканчивается выводом. Основная часть может содержать следующие параграфы: краткая история исследуемой проблемы, описание методов исследования, освещение результатов, полученных в ходе работы, методика создания дидактического материала.

· Заключение.

Содержит основные выводы, к которым исследователь пришел в ходе работы. Можно представить отношение автора к выполненной работе (что было трудно, что нового для себя открыл).

Требования к оформлению а.

· Титульный лист.

Департамент образования Владимирской области

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №36

НАЗВАНИЕ А

Учении() класса «»

ФИО

Научный руководитель –

__________________

Владимир

200___

· Оглавление.

На первой страницы делается оглавление, являющееся ее планом. , как правило, состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы (библиографии). О наличии приложения делается запись в оглавлении. Оглавление оформляется как сложный план текста.

· Библиография.

Если проблема совсем новая и полная библиография по ней не опубликована, то ее следует составить как можно полнее, независимо, цитируется или нет источник в данной работе. Такого рода полная библиография уже сама по себе имеет большую научную ценность. Но если полная библиография по теме уже была опубликована, следует ограничиться составлением использованной в данной работе литературы.

Способы оформления библиографии:

- алфавитный – все работы располагаются в алфавитном порядке;

- предметный – работы располагаются в алфавитном порядке, но разделены по предметам на группы;

- дифференцированный – монографии, сборники статей, публикации, справочники и словари, тексты.

Монографическое издание оформляется так:

Комина Р.В. Над страницами русской классики. – М., Просвещение, 1996.

Собрание сочинений оформляется так:

Маяковский В.В. Полное собрание сочинений. Т.1 – Х I.,1955-61.

Статья из сборника, журнала оформляется так:

Смотрина М.И. Истоки // Метафизика Петербурга. – СПб., 1993.

Архивные материалы оформляется так:

Центральный Государственный архив. Фонд 332, опись №2, ед. хр. №37, Отчет командиров коммуны об их воспитательной работе в отряде, л.40.

· Приложения.

В некоторых работах целесообразно сделать приложение, куда помещаются дополнительные материалы: таблицы, схемы, графики, фотографии, описания и т. п. Приложения называются и нумеруются, например:

Приложение 1.

Материалы коллективного творческого дела «Сохраним нашу землю голубой и зеленой».

· Иллюстрации.

Иллюстрирование помогает исследователю сделать свою работу наиболее убедительной и доходчивой. Проиллюстрировать – это значит при помощи рисунков, чертежей, фотографий дать возможность как можно полнее познать, истолковать текст а, вывить основные идеи автора, яснее представить отдельные сформулированные им положения. Не рекомендуется наклеивание не страницы реферата вырезанных из книг и журналов картинок, схем, иллюстраций. Желательно, чтобы все схемы и рисунки были выполнены самим автором реферата. Иллюстрации называются и нумеруются.

· Цитаты и ссылки.

Оформляя свой труд, исследователь приводит выдержки из печатных источников, архивных материалов, ссылается на свои беседы с людьми. Весь этот материал обогащает труд в том случае, если он используется грамотно. Аргументируя свои выводы ссылками на авторитеты, исследователь должен помнить, что такие ссылки не являются доказательствами установленной истины.

Вообще цитата должна быть редкой в работе. Имеет смысл приводить ее только тогда, когда в ней содержится ценный вывод, какое-то особенно меткое выражение, афоризм, или какой-то факт, который нужен для подробного и серьезного анализа.

Иногда исследователь чужие мысли старается высказать от своего имени, думая, что ссылка на авторитеты как-то обесценит его работу. Это опасение ложное. Чем полнее в работе отражены идеи других исследователей, тем лучшее впечатление она производит. Бывает и так, что автор все полученные из литературы сведения стремится использовать лишь в специальном обзоре. Это неправильно. В обзоре принято анализировать лишь самое главное, не останавливаясь на деталях. Там даются общие оценки основных работ, ведется полемика по наиболее существенным для данной работы вопросы. Весь остальной материал, собранный при чтении литературы, целесообразнее использовать в тексте. Это может быть полемика с автором по отдельным вопросам, сравнительный анализ высказываний на одну и ту же тему, подтверждение своих мыслей ссылками на разные источники и, наконец, приведение отдельных цитат.

Примеры фактического характера из литературы рекомендуется приводить в научной работе для анализа лишь в том случае, если они особенно типичные или, наоборот, слишком специфические, уникальные. Каждый факт, ссылка, цитата должны чем-то обогащать читателя, давать ему что-то дополнительное, будить мысли, помогать усвоению изложенного.

Обращаем внимание, что перенасыщенность текста цитатами чаще всего свидетельствуют о неразработанности авторской позиции. Именно поэтому в некоторых требованиях к у цитирование рекомендуется в исключительных случаях. Искусство использования ссылок и цитат обеспечивает стилевое единство а как авторского текста.

«Чужая речь» может включаться в текст двумя способами:

- как прямая речь: «Он почти всегда слит с героями-крестьянами», - пишет Р.Б. Комина о Некрасове (5, с.31).

- как косвенная речь: Автор утверждает, что «он почти всегда слит с героями-крестьянами» (5, с.31).

Здесь 5 – номер по списку литературы, 31 – номер страницы. Подобный способ значительно экономит место, упрощает работу. Если автор работы что-либо подчеркивает, изменяет, выделяет в чужом тексте, он должен в скобках обязательно оговорить это. Например, «Он почти всегда Слит (выделено мной – Е.Т.) с героями-крестьянами», - считает автор исследования о Некрасове.

Требования к объему а.

должен быть отпечатан на компьютере через два интервала на стандартных листах бумаги (формат А4) с одной стороны.

Объем определяется содержанием работы и находится в пределах 20 печатных страниц. Требования к объему примерные, больший или меньший объем а требует обоснования во введении. Приложение не входит в объем работы и может быть значительным как по числу страниц, так и по объему.

Критерии оценки а.

Рецензия на .

Изложенное понимание а как целостного авторского текста определяет критерии его оценки:

· новизна текста;

· степень раскрытия сущности вопроса;

· обоснованность выбора источников;

· соблюдение требований к оформлению.

· Новизна текста:

а) актуальность темы исследования;

б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулировании нового аспекта известной проблемы, в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных);

в) умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал;

г) явленность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений;

д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.

· Степень раскрытия сущности вопроса:

а) соответствие плана теме а;

б) соответствие содержания теме и плану а;

в) полнота и глубина (связи) знаний по теме;

г) обоснованность способов и методов работы с материалом;

д) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).

· Обоснованность выбора источников:

Оценка использованной литература: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.).

· Соблюдение требований к оформлению.

а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы;

б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией;

в) соблюдение требований к объему а.

Рецензент должен четко сформулировать замечания и вопросы, желательно со ссылками на работу, на исследования и фактические данные, которые не учел автор.

Рецензент может также указать на:

· обращался ли учащийся к теме ранее (ы, письменные работы, творческие работы, олимпиадные работы и др.) и есть ли какие-либо предварительные результаты;

· как выпускник вел работу (план, промежуточные этапы, консультации, доработка и переработка написанного или отсутствие четкого плана, отказ от рекомендаций руководителя).

В конце рецензии руководитель и консультант, учитывая сказанное, определяют оценку. Рецензент сообщает замечания и вопросы за несколько дней до защиты.

Защита а как форма устной итоговой аттестации.

Опыт исследовательской деятельности – неотъемлемая часть полноценного образования. В процессе учебного исследования востребуется личностный и познавательный опыт учащегося как источник наполнения содержания образования.

Состояние теории и практики современного образования показывает, что личностно-ориентированное обучение невозможно без организации исследовательской деятельности учащегося, и исследовательская деятельность невозможна без личностной ориентации обучения. В школьной практике признан как одна из ведущих форм отчета о результатах исследовательской деятельности.

Работа над ом предполагает необходимость в осмыслении учащимся себя как творческой личности, ответственной за результат собственного обучения. Исследовательская деятельность требует углубленного изучения материала, выхода на межпредметные, внутрипредиетные, интеграционные связи, изучения истории вопроса, перспективы развития проблемы. Исследовательская деятельность востребует и совершенствует комплекс надпредметных умений: общеинтеллектуальных, организационных, практических, поисково-исследовательских. Защита а требует

применения широкого комплекса коммуникативных умений. Качество защиты а как итога исследовательской деятельности – показатель качества образования, которое получил учащийся и которое может предоставить учебное заведение.

В документах Министерства образования РФ не предусматривается ограничение права выпускника выходить на итоговую аттестацию с защитой а. Отсутствие ограничений становится понятным, если рассматривать как форму отчета о результатах исследовательской деятельности. К защите реферата допускается учащийся, завершивший исследовательскую работу по предмету и подготовивший отчет о результатах исследования форме реферата. Наличие – отсутствие экспериментальной главы реферата определяется темой и логикой ее исследования и не может быть обязательным требованием.

При защите а, как и при любой другой форме устной итоговой аттестации, проверяется соответствие знаний выпускников требованиям государственных образовательных программ, глубина и прочность полученных знаний, их практическое применение.

Учащийся представляет на рецензию не позднее. Чем за неделю до экзамена. Рецензентом является научный руководитель. Опыт показывает, что целесообразно ознакомить ученика с рецензией за несколько дней до защиты. Оппонентов назначает председатель аттестационной комиссии по предложению научного руководителя. Аттестационная комиссия на экзамене знакомится с рецензией на предоставленную работу и выставляет оценку после защиты а. Для устного выступления ученику достаточно 10-20 минут.

Защита а как жанр устного высказывания,

требования к устному высказыванию.

Хорошо написанный не обеспечивает удачную его защиту. – жанр письменного высказывания. Защита а подчиняется законам устного высказывания. К защите нужно готовиться специально как к публичному выступлению. Текст реферата требует соответствующей переработки до научного доклада.

Доклад как речевое произведение содержит новую для слушателей информацию, для облегчения восприятия которой докладчик использует приемы популяризации, отбор информации, ее группировка определяются авторским замыслом, который обуславливает смысловую и структурную целостность.

Композиционные типы ученических докладов разнообразны и имеют в основе повествование, описание, рассуждение или их сочетание. Композиция является важным средством реализации авторского замысла, содержание и оформление доклада складывается в процессе взаимодействия докладчика и слушателей.

Для подготовки к публичному выступлению требуются следующие умения:

· мотивировать выбор темы;

· определить границы темы и основную мысль будущего высказывания;

· отобрать фактический материал, интересный для аудитории, важный для раскрытия темы;

· выбрать способ изложения;

· создать новый текст, который обуславливает смысловую и структурную целостность а;

· интересно начать, чередовать трудное с легким;

· предусмотреть переходы между логическими частями высказывания;

· использовать различные способы цитирования источников, сочетать свой текст с высказыванием критиков авторских работ, ученых;

· осуществлять общение с аудиторией;

· сделать высказывание интонационно-выразительным;

· демонстрировать и комментировать подобранный иллюстративный материал;

· подчинить речевое оформление высказываниям требованиям стиля и условиям его устной реализации;

· ориентироваться по времени выступления.

Выработка этих умений – сложный длительный процесс, который предполагает систему скоординированной деятельности преподавателей.

Памятка для учащихся.

Рекомендуется придерживаться следующего порядка выступления:

· Обращение-приветствие членам экзаменационной комиссии, экспертам, гостям и участникам экзамена;

· Тема работы;

· Цель работы с обоснованием причин выбора темы;

· Общая характеристика структуры и содержания работы;

· В выступлении обязательно должен быть дан анализ используемой литературы; целесообразно охарактеризовать 1-2 источника, которые вы в работе проанализировали наиболее подробно;

· Желательно охарактеризовать полезность работы, кому она могла бы быть интересна, планируется ли вами ее продолжение в будущем;

· В завершении выступления необходимо сделать выводы;

· Финальная фраза: «Благодарю вас за внимание»;

· Текст выступления может быть написан заранее, но желательно не зачитывать его, а выступать, лишь изредка обращаясь к тексту.

Во время ответа на вопросы старайтесь думать не о «правильности» ответа, а об аргументированности, доказательности ваших размышлений. Постарайтесь говорить громко и спокойно.