Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 14

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по разработке курсовых работ (проектов) по дисциплинам кафедры менеджмента для специальности 080507 Менеджмент организации

 

             

Рекомендации методические по разработке курсовых работ (проектов) по дисциплинам кафедры менеджмента для специальности 080507 Менеджмент организации

МОСКОВСКАЯ ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке курсовых работ (проектов) по дисциплинам

кафедры менеджмента

для специальности 080507 Менеджмент организации

2008

Методические рекомендации по разработке курсовых работ (проектов) по дисциплинам кафедры менеджмента финансово-экономического факультета МОСУ. для специальности 080507 Менеджмент организации

Авторы: Заведующий кафедрой менеджмента МОСУ к.п.н., доцент Колесников С.В.

Профессор кафедры менеджмента к.п.н. Н.Г.Чумичев

Рецензент: Декан финансово-экономического факультета к.п.н., доцент Борисов М.М.

Рассмотрены на заседании кафедры менеджмента финансово-экономического факультета МОСУ. Протокол № 3 от 13 ноября 2007 года


ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 080507 "Менеджмент организации" во всех формах обучения, как руководство к выполнению курсовых работ по дисциплинам, закреплённым за кафедрой менеджмента. Курсовые работы (проекты) выполняются в установленный срок и должны быть представлены преподавателям кафедры менеджмента.

По всем вопросам, связанным с выбором темы, подбором литературы, составлением плана работы, его реализацией и оформлением, каждый студент должен получить консультацию у своего научного руководителя.

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ)

Основная цель выполнения курсовых работ (проектов) - закрепить полученные студентами в ходе изучения дисциплин научные знания о сущности и содержании основных проблем менеджмента организации и приобрести практические умения и навыки их самостоятельного разрешения в предстоящей профессиональной деятельности.

Частные задачи , которые преследует подготовка и написание курсовых работ (проектов):

1) научить студентов самостоятельно разрабатывать программу исследования конкретных проблем управления организацией и проекты разрешения этих проблем;

2) привить им навыки подбора и изучения монографической литературы, методических рекомендаций, источников информации об исследуемых проблемах, необходимых для принятия управленческих решений по всем аспектам профессиональной деятельности специалиста;

3) научить студентов самостоятельно систематизировать конкретный материал, анализировать его и на этой основе делать соответствующие выводы и предложения с обоснованием их эффективности;

4) развить умения студентов в правильном оформлении результатов исследования, сочетая письменное изложение с использованием таблиц, диаграмм, графиков.



2. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ (ПРОЕКТУ)

(проект) является самостоятельной научной работой студента. Она не должна походить на или доклад по теме занятия. Поэтому к курсовой работе (проекту) по дисциплинам кафедры предъявляются следующие требования:

1) работа должна быть выполнена на актуальную, имеющую практическое значение тему, по обоснованному плану;

2) она должна быть написана на основе глубокого изучения законодательства по рассматриваемой проблеме, а также монографий и статей, посвященных избранной теме;

3) должна свидетельствовать о том, что ее автор знает современные теоретические и методические основы управления хозяйственной организацией;

4) должна свидетельствовать о том, что ее автор умеет работать с литературными источниками: находить необходимый материал, анализировать точки зрения различных авторов, на основе анализа давать свои оценки и формулировать собственные выводы;

5) должна содержать: элементы анализа фактического управления факторами внутренней среды и функциональными процессами в российских организациях, сопоставления требований теории и фактического состояния в области управления организационными процессами, аргументированные выводы, конкретные адресные предложения;

6) должна соответствовать изложенным ниже указаниям относительно объема, структуры работы и в то же время содержать элементы оригинального, творческого подхода к решению тех или иных вопросов темы;

7) написанная работа должна быть оформлена в строгом соответствии с требованиями раздела 5 данных методических указаний.

Соблюдение перечисленных требований является критерием для определения оценки студенческой курсовой работы (проекта).

3. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

3.1. Выбор темы курсовой работы

Тема курсовой работы выбирается на основе "Примерной тематики курсовых работ", однако студент может предложить и свою тему.

Выбор темы определяется:
1) научными интересами студента;
2) актуальностью проблем для российских организаций;
3) наличием в распоряжении студента соответствующих монографических материалов, научной литературы, периодических изданий и методик.

При глубокой теоретической и практической разработке по управлению персоналом может служить основой для написания дипломной работы. Поэтому при выборе темы желательно определить хотя бы примерный круг вопросов, которые будут рассмотрены в дипломной работе. Выбранная студентом тема курсовой работы согласовывается с научным руководителем и утверждается решением кафедры менеджмента.

3.2. Подбор литературы

При обосновании актуальности и рассмотрении теоретических основ избранной темы, необходимо прежде всего использовать законодательные акты по выбранной для исследования проблеме. В целях экономии времени и обеспечения полноты информации о законодательстве в области управления персоналом целесообразно использовать справочно-правовые системы: "Гарант", "Консультант+" и др. Необходимо также подобрать и литературные источники по соответствующим разделам дисциплин.
Основная литература приведена в данном документе, однако необходимо учитывать, что публикуемый список является далеко не полным и ограничиваться только указанной в нем литературой нельзя. Студент должен самостоятельно подобрать литературу по избранной теме, используя для этого систематические и алфавитные каталоги библиотек. За помощью при подборе литературы следует обращаться к библиографам библиотек и к научному руководителю.

Если студент имеет возможность путешествовать по сети "Internet", он может получить большой объем интересной информации с серверов многочисленных негосударственных организаций, специализирующихся на оказании маркетинговых, логистических и консалтинговых услуг в области менеджмента.

При подготовке к написанию курсовой работы надо обязательно ознакомиться с опубликованными по избранной теме статьями в журналах "Вопросы экономики", «Менеджмент», «Проблемы теории и практики управления», и других экономических журналах, изданных за последние 2-3 года.

Наряду с литературой межотраслевого характера желательно подобрать и в дальнейшем использовать отраслевые и фирменные рекомендации, указания или стандарты по управлению социальными организациями. Подбирая и изучая литературные источники, целесообразно завести свой каталог в электронной форме или в виде набора карточек. Наличие такого каталога значительно облегчит и ускорит составление впоследствии списка использованной литературы, позволит сделать этот список точным.

3.3. Фактический материал в курсовой работе

Чтобы разобраться в социально-экономических процессах и явлениях по избранной теме, желательно использовать фактический материал конкретной организации. (Термин "организация" охватывает, кроме предприятий, находящихся в государственной и муниципальной собственности, коммерческие организации: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, акционерные общества, производственные кооперативы, а также некоммерческие организации, которые создаются в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), фондов и учреждений. Именно такое широкое толкования термина "организация" дается Гражданским кодексом Российской Федерации.) По ряду тем могут быть использованы республиканские и областные статистические сборники и справочники.

Наряду с официальными статистическими сообщениями необходимо использовать фактические данные и примеры из книг, брошюр, газетных статей и материалы из журналов, освещающих экономические проблемы.

Фактический материал должен характеризовать конкретные, частные социально-экономические процессы и явления в организациях; давать возможность произвести анализ, сделать обобщения и выводы.

Если студент претендует на высокую оценку по курсовой работе, он должен спланировать и осуществить небольшое собственное исследование на основе самостоятельно подобранного фактического материала. Относительно нетрудоемкими способами сбора такого материала являются: наблюдение, интервью, анкетирование, опрос.

При планировании сбора фактического материала нужно учитывать, что в курсовой работе могут быть использованы либо материалы организации в целом, либо материалы цеха, участка, отдела или другого структурного подразделения. Не существует ограничений и в отношении видов деятельности: в курсовой работе могут быть использованы материалы промышленного предприятия, торговой организации, банка, инвестиционной или страховой компании и т.д.

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

имеет следующую структуру:

ОГЛАВЛЕНИЕ , в котором последовательно перечисляются названия глав и параграфов, показывается их расположение по страницам;

ТЕКСТ курсовой работы, включающий в себя введение, изложение материала исследования, заключение;

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

ПРИЛОЖЕНИЯ , содержащие материал, который в силу большого объема или второстепенной роли нецелесообразно помещать в текстовую часть курсовой работы;

Текст курсовой работы набирается на компьютере и не должен превышать по объему 30 страниц. Конкретное содержание курсовой работы, количество и состав разделов определяются спецификой избранной темы, особенностью объекта исследования, объемом и характером используемого материала. Если настоящие Методические указания учтены студентом полностью, то текст курсовой работы должен состоять из следующих составных частей или разделов (в скобках указано примерное количество страниц, отводимых каждому разделу):

· введение (2 страницы);

· изложение материала исследования (25 страниц);

· Заключение (3 страницы).

Введение должно содержать обоснование актуальности избранной темы, ее практического значения для современных российских организаций. Здесь же формулируются задачи и цель исследования, обосновывается структура курсовой работы.

Изложение материала исследования должно основываться на основе знаний студентом категорий и законов общей экономической теории, курсов "Основы менеджмента", «Теория организации», «Управленческие решения», «Маркетинг», «Логистика» и "Управление персоналом". Прежде всего, в этом разделе необходимо показать сущность, значение данной проблемы для повышения эффективности. Здесь же необходимо коротко охарактеризовать известные студенту исследования по избранной теме. Полезным является сопоставление взглядов разных ученых или школ на управление организацией. . По многим темам целесообразно сопоставить практику решения проблем управления предприятиями в США, Западной Европе, Японии и в современной России. По большинству тем реальным представляется сравнение практики решения проблем управления фирмами как в малом и среднем бизнесе, так и в крупных корпорациях.

Если тема курсовой работы посвящена конкретной функции управления предприятием, то целесообразно рассмотреть следующие вопросы:

1) содержание (элементы, этапы) работы по соответствующему направлению;
2) исполнители (службы, подразделения, специалисты);
3) организация работы (планы, графики, регламенты);
4) документальное оформление результатов работы;
5) контроль результатов работы;
6) техническое и программное обеспечение работы;
7) результативность, эффективность работы.

По согласованию с научным руководителем студент может глубоко рассмотреть в курсовой работе только один из перечисленных выше вопросов.

Выводы и предложения пишутся автором по результатам проведённого исследования в целом, т.е. по итогам изучения теоретических основ избранной темы, разбора методических вопросов и т.д. В этой части курсовой работы студент должен:
1) коротко охарактеризовать теоретическую и методическую проработку изучаемой проблемы в литературе,
2) в сжатом виде сформулировать выводы, к которым он пришел в результате исследования,
3) систематизировать свои предложения по решению рассматриваемых вопросов.

Поскольку с теоретическими, методическими и фактическими аспектами темы курсовой работы студент знакомится главным образом по литературным источникам, он должен учитывать, что на сегодняшний день подавляющая часть литературы по управлению социальными организациями - это либо перевод, либо пересказ зарубежного издания, опубликованного несколько лет назад в одной из развитых западных стран. Поэтому, делая выводы и формулируя предложения, студент должен учитывать реальное положение большинства российских предприятий (скромные финансовые возможности, неудовлетворительный менеджмент, неясные перспективы и т.д.), а также факторы отношения к труду большинства наемных работников (рост цен, слабая социальная защищенность, недоверие к руководству и т.п.). Учет реалий в сфере управления предприятием может проявиться, например, в разработке поэтапного решения проблемы. Целесообразно также сформулировать главные, первоочередные меры, которые требуют безотлагательного решения.

5. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

5.1. Использование текстового редактора для оформления курсовой работы

Завершенная представляет собой текстовое изложение содержания исследуемых в ней вопросов с соответствующими цифровыми и иллюстративными материалами. Текст курсовой работы должен быть набран на компьютере с использованием современного текстового редактора. По всем четырем сторонам листа должны оставаться поля. Размер левого поля — 30 мм, правого — 10 мм, размер верхнего и нижнего полей - 20 мм (в случае печати на матричном принтере размеры верхнего и нижнего полей соответственно корректируются). При использовании текстового редактора Microsoft Word рекомендуется использовать следующие параметры: тип шрифта: "Times New Roman", размер шрифта: 12, междустрочный интервал:полуторный.

По согласованию с научным руководителем указанные параметры могут быть изменены.

Все страницы курсовой работы должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, второй — оглавление (содержание) и т. д. На страницах первой и второй номера не ставят. На всех последующих страницах номера проставляются арабскими цифрами в правом верхнем углу. В конце курсовой работы после списка использованной литературы студент ставит свою подпись и указывает дату окончание работы.

5.2. Оформление текста

должна быть написана грамматически правильным, хорошим литературным языком. Как в текстовом изложении, так и в таблицах, графиках или диаграммах нельзя допускать произвольного сокращения слов (З/пл., пр. тр. и так далее).

Изложение материала должно вестись логически последовательно, в строгом соответствии с утвержденным ранее планом работы. Наименования основных ее разделов — глав, параграфов — должны быть четко выделены в тексте и соответствующим образом пронумерованы. Следует избегать повторений, общих мест, перегрузки текста курсовой работы цитатами. В то же, время не допускается простой пересказ литературных источников без ссылок на их авторов.

При включении в текст курсовой работы цитат, использовании заимствованных из литературных источников цифр и фактов, изложении точек зрения различных ученых, применении описанных в литературе методов и т. д. необходимо делать ссылки на источники, из которых взяты эти материалы. Как правило, эти ссылки оформляются в виде сносок, помещаемых под соответствующим порядковым номером внизу страницы, содержащих фамилии и инициалы авторов, название книги или статьи, место издания, наименование издательства и год издания, номера страниц. Если цитируются журнальные или газетные статьи, то после их названия указываются наименование журнала иди газеты, год издания, номер страницы. В отдельных случаях ссылки (при большом их числе) могут быть даны прямо в тексте в виде цифр, заключенных в квадратные скобки и разделенных между собой запятой, первая из которых соответствует порядковому номеру данного источника в списке использованной литературы, а вторая — номеру страницы цитируемого источника.

5.3. 0формление цифрового материала

Цифровой материал, помещаемый в курсовой работе, следует оформлять в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь содержательный заголовок, который помещают под словом "Таблица" над соответствующей таблицей. Слово "Таблица" и заголовок начинают с прописной буквы. Подчеркивать заголовок не следует. Заголовки граф таблиц должны начинаться с прописных букв, подзаголовки — со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописных, если они самостоятельные. Не следует делить головки таблиц по диагонали.

Таблицу следует помещать после первого упоминания о ней в тексте. При этом располагать таблицу, как и любой другой иллюстративный материал, следует так, чтобы ее можно было читать без поворота текста курсовой работы. Если такое расположение невозможно, таблицу помещают так, чтобы для ее чтения надо было повернуть курсовую работу по часовой стрелке. При переносе таблицы на следующую страницу головку
таблицы следует повторить и над ней поместить слова "Продолжение табл." с указанием номера. Если головка таблицы громоздка, можно ее не повторять; в этом случае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.

Таблицы должны иметь последовательную нумерацию арабскими цифрами. Над правым верхним углом таблицы, помещают надпись "Таблица" с указанием ее порядкового номера. Знак "№" перед цифрой не ставится. При ссылке на таблицу указывают ее номер, а слово "Таблица" пишут в сокращенном виде, например: (табл. 1). Повторные ссылки на таблицу следует давать с сокращенным словом "смотри", например: (см. табл.1).

5.4. Оформление иллюстративного материала

Heoбxoдимым элементом курсовой работы, способствующим более полному раскрытию ее содержания, придающим изложению ясность и наглядность, является иллюстративный материал — фотографии, графики, схемы, диаграммы, чертежи. Их количество и состав определяются особенностями курсовой работы, но во всех случаях они должны быть органически увязаны с текстом, грамотно выполнены и правильно оформлены.

Все иллюстрации именуются рисунками и нумеруются последовательно арабскими цифрами. Каждый рисунок должен сопровождаться содержательной подписью, которая располагается под рисунком в одну строку с номером.

Рисунки должны размещаться сразу после ссылки на них в тексте курсовой работы. При ссылке на рисунок указывается его порядковый номер, а слово "рисунок" пишется в сокращенном виде, например: (рис.)
1). Повторные ссылки на рисунки следует давать с сокращенным словом "смотри", например: (см. рис. 1).

5.5. Оформление списка литературы.

В курсовой работе должен быть приведен список использованной (изученной) автором литературы источников. В начале списка приводятся законодательные акты Российской Федерации. Далее в алфавитном порядке фамилий авторов располагаются все остальные источники. Если авторы работы не указаны, то сведения о ней в списке литературы располагаются в алфавитном порядке, соответствующем ее заглавию.

Сведения о книгах (монографиях, учебниках, справочниках и т. д.) должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие книги, издательство и год издания. Фамилию автора следует указать в именительном падеже. Если книга написана двумя или более авторами, то их фамилии с инициалами указывают в той последовательности, в какой они напечатаны в книге; перед фамилией последующего автора ставят запятую. При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них, а затем ставить слова "и др.".

Сведения о статье из периодического издания (журнала, сборника, газеты) должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие статьи, наименование издания (журнала), наименование серии (если танковая имеется), год выпуска, том (при необходимости, номер издания (журнала), страницы, на которых помещена
статья. Наименование издания пишут без кавычек.

6. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Выполненная работа в установленный срок должна быть представлена на кафедру для рецензирования. В течение 10 дней с даты сдачи работы на кафедру преподаватель проверяет работу и пишет на нее отзыв. В нем указываются достоинства и недостатки работы, на которые студент должен обратить внимание. Курсовые работы, получившие положительный отзыв, допускаются к защите.

В процессе подготовки к защите студент должен:
1) внести исправления в работу в соответствии с замечаниями руководителя;
2) ответить на вопросы руководителя, сформулированные в отзыве либо сделанные на полях курсовой работы.
По согласованию с руководителем, исправления либо пишутся на обороте листа, где записано замечание, либо они оформляются в виде дополнения к курсовой работе.

Работа, выполненная неудовлетворительно, возвращается для переделки (в соответствии с отзывом преподавателя). При повторной подаче работы студент представляет также первый вариант работы и отзыв на нее.

На защите студент должен уметь изложить основные положения темы, методы и результаты анализа, выводы и предложения, ответить на замечания, сделанные руководителем при ее проверке, ответить на вопросы, возникшие при защите.

Защита может происходить в виде выступления автора перед студенческой группой и комиссией из состава преподавателей кафедры с последующим обсуждением достоинств и недостатков высказанных положений.
В результате защиты ставится окончательная оценка курсовой работы, которая производится по 4-бальной системе. Без защиты курсовой работы студент не допускается к экзаменам.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ) ПО ДИСЦИПЛИНАМ КАФЕДРЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Темы курсовых проектов по дисциплине «Логистика»

1. Проектирование системы управления логистикой.

2. Обоснование критериев качества логистического обслуживания;

3. Обоснование путей и условий развития системы управления логистической организации.

4. Проектирование системы сервисного обслуживания продукции, производимой предприятием.

5. Обоснование критериев качества логистического обслуживания.

6. Основные направления совершенствования транспортной логистики.

7. Обоснование выбора вида транспорта и разработка маршрутов транспортировки грузов.

8. Проектирование системы распределения товаров, производимых предприятием.

9. Обоснование основных направлений оптимизации и регулирования материальных запасов.

10. Совершенствование организации производственного процесса во времени.

11. Обоснование основных факторов, влияющих на сокращение длительности производственных процессов.

11. Основные направления совершенствования управления материальными потоками в производственной логистике.

12 Обоснование положительных сторон и недостатков «Толкающей» и «Вытягивающей» систем управления материальными потоками.

13. Определение основных функций логистики производства и обоснование условий необходимых для их реализации;

14. Выбор оптимальных принципов и методов организации и управления производством и обоснованием условий, необходимых для их эффективной реализации.

15. Совершенствование управления логистической информационной системой.

16. Проектирование организационной структуры логистической информационной системы и информационной инфраструктуры предприятия.

17. Основные факторы развития логистики, их характеристика.

18. Тенденции развития логистики и особенности их проявления.

19. Расчёт потребности предприятия в материальных ресурсах.

20. Совершенствование управления материальными ресурсами предприятия.

21. Обоснование выбора поставщиков сырья (комплектующих изделий, товара) для предприятия.

22. Выбор наилучшего территориального положения объектов логистической инфраструктуры предприятия.

23. Исследование факторов, влияющих на экономику транспортировки грузов.

24. Совершенствование управления транспортировкой грузов.

25. Совершенствование управления закупочной логистикой.

26 Совершенствование управления логистикой складирования.

27. Совершенствование управления грузопереработкой.

28. Совершенствование логистического управления запасами.

29. Обоснование выбора стратегии закупок.

30. Обоснование выбора между арендой наёмного склада и созданием собственного.

31. Основные направления совершенствования логистических исследований.

32. Обоснование выбора между транспортировкой грузов собственным и наёмным транспортом.

33. Совершенствование управления распределением продукции.

34. Обоснование методов определения и алгоритма расчётов потребности в запасах.

35. Совершенствование обработки информации в логистике.

36. Совершенствование планирования логистики предприятия.

37. Совершенствование управления материальными потоками.

38. Совершенствование управления информационными потоками.

39. Совершенствование методики ценообразования.

40. Проектирование системы управления логистикой производства на предприятии.

Темы курсовых работ по дисциплине «Маркетинг»

1. Роль и место маркетинга в современной российской экономике.

2. Роль потребительской оценки в управлении качеством товаров.

3. Разработка маркетинговой программы (на конкретном примере).

4. Определение конкурентоспособности товаров (на конкретном примере).

5. Развитие рекламной деятельности в маркетинге.

6. Прединвестиционные маркетинговые исследования.

7. Банковский маркетинг (на конкретном примере).

8. Маркетинг в сфере образования (на конкретном примере).

9. Маркетинговые информационные системы: опыт использования и перспективы развития.

10. Маркетинговые коммуникации.

11. Использование стратегического маркетинга на предприятии.

11. Анализ эффективности маркетинговой деятельности (на примере).

13. Маркетинговые исследования в рекламе (на примере).

14. Сервис в системе товарной политики (на конкретном примере).

15. Оптовая торговля в рыночной экономике.

16. Розничная торговля в рыночной экономике.

17. Выставка как комплексное рекламное мероприятие.

18. Планирование в системе управления маркетингом.

19. Контроль в маркетинге.

20. Развитие маркетинговых структур на предприятиях России.

21. Исследование товарных рынков.

22. Товарный знак и его сущность.

23. Формирование ассортимента и управление им.

24. Новые товары в рыночной стратегии фирмы.

25. Сегментация рынка (на конкретном примере).

26. Роль ценовой политики в комплексе маркетинга.

27. Позиционирование товара.

28. Вертикальные сбытовые системы, опыт их использования.

29. Многоканальные сбытовые системы, опыт их использования.

30. Управление качеством товара.

31. Анализ и прогноз конъюнктуры рынка.

32. Анализ конкурентоспособности фирмы (на примере).

33. Маркетинг как философия бизнеса.

34. Маркетинговые структуры предприятия.

35. Личные продажи как средство продвижения продукции.

36. Мероприятия паблик рилейшнз как составная часть комплексной рекламной компании.

37. Комплексные рекламные кампании на российском рынке (на конкретном примере).

38. Поведение потребителей, принципы и методы его изучения.

39. Разработка ценовой стратегии (на примере).

40. Исследование внутренней среды предприятия (на примере).

41. Социально-этический маркетинг, его принципы.

42. Функции предприятия, действующего на принципах маркетинга.

43. Управление маркетингом как комплексная проблема.

44. Лизинг как форма сбыта продукции.

45. Престижная реклама и ее роль в деятельности фирмы.

46. Комплексный подход к обеспечению конкурентоспособности товара.

47. Базы знаний и экспертные системы в маркетинговой деятельности предприятия (на примере).

48. Служба маркетинга на предприятии, ее функции.

49. Концепция жизненного цикла товара, практическое применение.

Темы курсовых работ по дисциплине «Основы менеджмента»

1. Менеджмент как наука, её объект, предмет и задачи.

2. Критика классических теорий менеджмента с точки зрения современных взглядов на менеджмент.

3. Понятие социальной организации. Виды социальных организаций.

4. Основные психологические характеристики личности и их ис­пользование в управлении организационным поведением.

5. Современные научные школы и концепции управления.

6. Особенности современного российского менеджмента организации

7. Основные принципы менеджмента в о взаимодействии с методами управления.

8. Анализ внутренней среды организации: характери­стика элементов и функциональных областей организации.

9. Сущность и виды групп в организа­ции, особенности группового поведения.

10. Функции управления: содержание, разнообразие и взаимосвязь.

11. Сравнительная характеристика и сферы изменения применения механистических и органических типов организаций.

12. Виды коммуникаций, их роль в системе менеджмента организации.

13. Анализ внешней среды организации: факторы прямого и косвенного воздействия окружения организации, их характеристика.

14. Формирование группового поведения в организации

16. Механизм управления. Методы управления, их классификация и сочетание.

17. Роли и значения цели в системе менеджмента, основные требования к её формулированию.

18. Организация контроля в организации как важная функция менеджмента.

19. Организационная культура: сущность, элементы, типы. Формирование и управление ор­ганизационной культурой.

20. Лидерство и власть в организации: природа и механизмы властвования.

21. Научные концепции мотивации деятельности человека в организации.

22. Основные функции службы управления персоналом. Организационная структура службы управления персоналом.

Особенности работы менеджера по реализации функции организации выполнения принятых управленческих решений

23. Объективная обусловленность возникновения механизма управления в оргапнизации

24. Типы организационных структур, их характеристика.

25. Управление изменениями и нововведениями в организации.

Темы курсовых работ по дисциплине «Управленческие решения»

1. Сущность и принципы стратегического управления, их развитие в современных условиях. Методы стратегического управления.

2. Понятие «управленческое решение». Классификация управленческих решений.

3. Методы стратегического управления, их развитие в современном российском менеджменте.

4. Персонал предприятия как объект управления. Место и роль службы управления персоналом в системе управления предприятием.

5. Инновации как объект управления. Цикличность инновационных процессов.

6. Определение миссии и целей организации, их основные свойства.

7. Технология выработки и принятия управленческого решения

8. Особенности работы менеджера по реализации функции организации выполнения принятых управленческих решений

9. Инновационные стратегии: виды, характеристики, выбор.

10. Технология выработки и принятия управленческого решения.

11. Характеристика факторов, влияющих на выбор управленческого решения

12. Системный анализ и SWOT - анализ внутренней и внешней среды организации.

13. Информационное обеспечение и другие виды обеспечения принятия управленческих решений.

14. Особенности принятия управленческих решений, связанных управлением персоналом предприятия.

15. Организация и управление инновационной деятельностью.

16. Разработка и реализация стратегии фирмы. Типы стратегий.

17. Сущность и значение качества в условиях рыночной экономики. Системный подход к управлению качеством.

18. Обоснование критериев социально-экономической эффективности управления хозяйственными организациями.

19. Совершенствование системы качества на предприятии.

20. Критерии социально-экономической эффективности управления хозяйственными организациями.

21. Современный механизм управления качеством: методы и функции управления качест­вом.

22. Основные этапы проектирования системы управления.

23. Ресурсы и эффективность управления.

24. Оценка и выбор стратегии развития фирмы.

25. Оценка и выбор инновационной стратегии предприятия.

26. Оценка и выбор инвестиционной стратегии.

27. Инновационные проекты: особенности их формирования и реализации.

Темы курсовых работ по дисциплине «Финансовый менеджмент»

1. Содержание и функции финансового менеджмента.

2. Финансовый менеджмент в коммерческом банке, как система управления финансовой устойчивостью.

3. Финансовая политика предприятия: элементы и целевые задачи.

4. Финансовое планирование, как элемент финансового менеджмента.

5. Финансовые коэффициенты и их использование в финансовом менеджменте.

6. Баланс компании - основная форма отчетности: форма, структура, экономическое содержание основных статей.

7. Оценка структуры баланса и принятие решений по ее улучшению.

8. Задачи финансового анализа в системе финансового менеджмента.

9. Структура и процесс функционирования системы управления финансовыми ресурсами на предприятии.

10. Управление платежеспособностью предприятия.

11. Формирование прибыли, структура отчета о прибылях и убытках.

12. Оценка и управление кредитоспособностью предприятия.

13. Управление факторами, формирующими прибыль. Оценка операционного левериджа.

14. Формула Дюпона и ее использование для управления компанией.

15. Оценка финансовой устойчивости и принятие решений по ее улучшению.

16. Управление оборачиваемостью дебиторской и кредиторской задолженности.

17. Классификация финансовых операций.

18. Разработка дивидендной политики акционерного общества.

19. Риски в принятии финансовых решений.

20. Учет фактора времени в оценке затрат и будущих доходов.

21. Анализ эффективности инвестиционных проектов.

22. Основные инструменты хеджирования финансовых рисков.

23. Структура финансовых ресурсов предприятия.

24. Политика привлечения заемных средств. Оценка финансового левериджа.

25. Управление портфелем ценных бумаг.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Нормативная (ко всем темам)

1. Конституция Российской Федерации. М.: 1993.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Принят Государственной Ду­мой 21.10.94г.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Принят Государственной Ду­мой 22.12.95г.

4. Федеральный закон от 25.09.97г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного само­управления Российской Федерации".

5. Бюджетный кодекс РФ от 31.12.98 N 145-ФЗ.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации.

7. Трудовой кодекс Российской Федерации.

Основная (ко всем темам)

1. Арсеньев Ю.Н., Шелобаев С.И. Давыдова Т.Ю. Организационное поведение. Учебное пособие.- М.: ЮНИТИ, 2005.

2. Аширов Д.А. Управление персоналом. Учебное пособие. - М.: Проспект, 2005.

3. Басовский Л.Е., Менеджмент. Учебное пособие – М.: Инфра-М, 2007.

4. Бронникова Т.С. Маркетинг: теория, методика, практика. Учебное пособие – М.: КноРус, 2007.

5. Бухалков М.И. Планирование на предприятии. Учебник для ВУЗов. – 3-е изд.– М.: Инфра-М, 2007.

5. Бухалков М.И Управление персоналом. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2007.

7. Васильева Л.Н. и др. Методы управления инновационной деятельностью. Учебное пособие– М.: КноРус, 2005.

8. Вертакова Ю.В. и др. Управленческие решения: разработка и выбор. Учебное пособие – М.: КноРус, 2005.

9. Веснин В. Р. Менеджмент. Учебник. - М., 2004.

10. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. Учебник. - М., 2004.

11. Виханский О.С., Стратегическое управление. Учебник для ВУЗов. – 2-е изд.– М.: Экономистъ, 2006.

12. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М., 2002..

13. Герчикова И. Н. Менеджмент. Учебник. - М., 2004.

14. Джурабаев К.Т. и др. Производственный менеджмент. Учебное пособие, – М.: КноРус, 2005.

15. Ильенкова С.Д., Управление качеством. Учебник для ВУЗов. – 3-е изд.. – М.: ЮНИТИ, 2007.

16. Инновационный менеджмент / Под ред. С. Д. Ильенковой. - М., 2003.

17. Канке А.А., Кошевая И.П., Логистика – М.: Инфра-М, 2007.

18. Карташов Л.В., Никонова Т.В. Соломанидина Т.О., Организационное поведение. Учебник
для ВУЗов.-М.: Инфра-М, 2004.

19. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестации. Учебное пособие,- М.: Экзамен, 2004.

20. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений– М.: Инфра-М, 2006.

21. Короткое Э.М. Концепция менеджмента. - М., 2004.

22. Коротков Э.М. Антикризисное управление. Учебное пособие, – М.: Инфра-М, 2007.

23. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М., 2003.

24. Курс экономической теории. / Под ред. М.Н.Чепурина, Е.АКиселевой. - Киров: АСА, 2004.

25. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2004.

26. Лапыгин Ю.Н., Стратегический менеджмент. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2007.

27. Леншин И.А., Смоляков Ю.И. Логистика: В 4 т. - М., 1996. - Т. 1-2.

28. Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина. - М., Инфра - М., 2005.

29. Мазур И.И., Шапило В.Д. Управление качеством. Учебное пособие.- М.: Омега-Л, 2005.

30. Маркетинг / Под ред. А.Н. Романова. - М., 1995.

31. Менеджмент: теория и практика в России. / Под ред. А.Г. Поршнева и др. М.: ИДФБК-ПРЕСС, 2003.

32. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. Учебник для ВУЗов– М.: Инфра-М, 2007.

33. Мишин В.М. Управление качеством. - М.: ЮНИТИ, 2005.

34. Огвоздин В.Ю. Управление качеством: основы теории и практики. М: «Дело и сервис»,
2002.

35. Переверзев М.П. и др. Менеджмент. Учебник для ВУЗов, – М.: Инфра-М, 2006.

36. Попов Р.А Антикризисное управление. Учебник для ВУЗов – М.: Высшая школа, 2006.

37. Резник С.Д. Организационное поведение. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. – М.: Инфра-М, 2006.

38. Рогожин С.В., Рогожина Т.В., Исследование систем управления. Учебник для ВУЗов – М.: Экзамен, 2005.

39. Рогожин С.В. Рогожина Т.В., Теория организации. Учебник для ВУЗов – 2-е изд.. – М.: Экзамен, 2006.

40. Солдатова И.Ю., Чернышев М.А., Основы менеджмента. Учебное пособие, – М.: Дашков и К, 2007.

41. Титоренко Г.А., Информационные технологии управления. Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2007.

42. Тихомиров Е.Ф., Финансовый менеджмент: Управление финансами предприятия. Учебник для ВУЗов. – М.: Академия, 2006.

43. Учитель Ю.Г. и др. Разработка управленческих решений. Учебник для ВУЗов. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2007.

44. Финансовый менеджмент. Учебник. /Под ред. акад. Г.Б. Поляка. М.: «ЮНИТИ», 2004.

45. Финансы, денежное обращение, кредит. Учебник. /Под ред. В.К. Сенчагова. - М.: Про­спект, 2004.

46. Финансы. Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной - М.:ЮНИТИ, 2003.

47. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. М.В.Романовского и др. - М.: Юрайт-М, 2003.

48. Чернова Г.В., Кудрявцева А.А., Управление рисками. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2007.

49. Швандар В.А., Горфинкель В.Я., Инновационный менеджмент. Учебник для ВУЗов – М.: Вузовский учебник, 2006.

50. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Камаева - М.:ВЛАДОС, 2004.

51. Эриашвили Н.Д. и др. Маркетинг. Учебник для ВУЗов. – 3-е изд.– М.: ЮНИТИ, 2005.

Дополнительная (ко всем темам)

52. Ансофф И. Стратегическое управление. - М., 1989.

53. Аристов О.В. Управление качеством. Учебник для ВУЗов. - М.: ИНФРА-М, 2004.

54. Арсеньев Ю.Н., Шелобаев С.И. Давыдова Т.Ю. Организационное поведение. Учебное пособие. - М.:ЮНИТИ, 2005.

55. Банковское дело /Под ред. О.И.Лаврушина - М.: Финансы и статистика, 2005.

56. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. М.В.Романовского и др. - М.: Юрайт, 2004.

57. Валовой Д. В. и др. История менеджмента. - М., 2002.

58. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. Учебник. М.: «Финансы и статисти­ка», 2002

59. Гаджинский А.М. Логистика. - М., 2003.

60. Деньги, кредит, банки. Учебник. / Под ред. Е.Ф.Жукова. М.: ЮНИТИ, 2003.

61. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке / Пер. с англ. - М., 2001.

62. Журнал «Вопросы теории и практики управления». - М., 2003-2008.

63. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом». - М., 2003-2008.

64. Журнал «Вопросы экономики». М., 2003-2008.

65. Журнал «Проблемы теории и практики управления». М., 2003-2008.

66. Короткое Э. М. Концепция менеджмента. - М., 2004

67. Управление персоналом организации. Учебник для ВУЗов / под ред. Кибанова А.Я. М.:Инфра-М,2005.

68. Управление персоналом. Учебник ВУЗов / Под ред. Базаров Т.Ю., Еремин Б.П.-М.: ЮНИТИ, 2005.

68. Уткин Э. А. Конфликтология. Теория и практика, - М., 2000.

69. Файоль А. Общее и промышленное управление. М., 1997.

70. Файоль А., Тейлор Ф. и др. Из истории развития менеджмента. - М., 1997.

71. Файоль А., Эмерсон Г. и др. Управление - это наука и искусство. - М., 1992.

72.Юджин Ф.Бригхэм. Энциклопедия финансового менеджмента - М.: РАГС - «Экономи­
ка», 1998.