Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 14
С.М.Тучков
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
для студентов, обучающихся по специальностям «Политология», «Связи с общественностью»
Основные цели курса:
· знакомство студентов со спецификой менеджмента в сфере политики; · обучение студентов теоретическим основам политического менеджмента; · приобретение студентами практических навыков управления организациями, действующими в сфере политики. Основные разделы курса:
1. Теоретико-методологическое введение в политический менеджмент. Специфика менеджмента в политической сфере. 2. Основы управления организацией в политической сфере. 3. Основы организации и проведения политических кампаний. РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ. СПЕЦИФИКА МЕНЕДЖМЕНТА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ. Тема 1. Предмет и объект политического менеджмента (2 лекции, 2 семинарских занятия). Место политического менеджмента в системе политологических дисциплин. Теоретическая и прикладная политология. Политический менеджмент как прикладная политологическая дисциплина. Общий и специальный менеджмент. Политический менеджмент как вид специального менеджмента. Политическая организация, внутриорганизационные процессы и взаимодействие организации с внешней средой как объекты изучения политического менеджмента. Принципы, методы и технологии управления организацией в политической сфере как предмет политического менеджмента. Тема 2. Эволюция теории менеджмента: основные школы (2 лекции, 2 семинарских занятия). Исторические предпосылки возникновения менеджмента: политические, экономические, организационные и социальные. Основные этапы развития теории менеджмента. Ф.Тэйлор и «научный» менеджмент. А.Файоль и «классический» менеджмент. Э.Мэйо и «школа человеческих отношений». «Бихевиористская школа» в менеджменте. Современные школы менеджмента. Тема 3. Политический менеджмент как наука, искусство и практика управления организацией в политической сфере (3 лекции, 3 семинарских занятия).
Понятие и виды политических организаций. Внутренняя и внешняя среда политической организации. Основные подходы к анализу организационного поведения в политической сфере. Особенности конкурентной среды в политике. Понятие политического рынка. Политический рынок в теории «элитарной» демократии Й.Шумпетера. Концепция политического рынка П.Бурдье. Институциализация политических интересов. Структура политического рынка. Государство как актор политического рынка. Партии и непартийные организации как акторы политического рынка. РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ.
Тема 4. Основные функции менеджмента в политике (4 лекции, 4 семинарских занятия). Планирование как функция политического менеджмента. Стратегическое и тактическое планирование. Организация как функция политического менеджмента. Понятие и виды организационных структур. Мотивация как функция политического менеджмента. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Контроль как функция политического менеджмента. Виды и методы контроля. Тема 5. Коммуникационный менеджмент в политике (2 лекции, 2 семинарских занятия).
Понятие политической коммуникации. Основные теории политической коммуникации. Этапы коммуникационного процесса. Основные каналы и средства политической коммуникации. Тема 6. Принятие политических решений(2 лекции, 2 семинарских занятия).
Понятие политического решения. Основные подходы к принятию политических решений. Этапы принятия рационального решения. Методы разработки, принятия и реализации политических решений. Тема 7. Лидерство в политике (2 лекции, 2 семинарских занятия).
Феномен политического лидерства. Соотношение понятий «лидер» и «администратор», «политик» и «бюрократ». Основные подходы к анализу политического лидерства. Стили лидерства в политике. РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КАМПАНИЙ.
Тема 8. Политическая кампания как основной вид управленческих отношений в политике (2 лекции, 2 семинарских занятия).
Понятие и виды политических кампаний. Особенности менеджмента в политической кампании. Основные подходы к планированию и организации политических кампаний. Особенности маркетингового подхода. Тема 9. Политические технологии (2 лекции, 2 семинарских занятия).
Политическая кампания как технологический процесс. Понятие и виды политических технологий. Нелегитимные политические технологии и методы борьбы с ними. Тема 10. Менеджмент в лоббистских кампаниях (2 лекции, 2 семинарских занятия). Понятие, функции и виды лоббизма. Особенности менеджмента в лоббистских кампаниях. Технологии прямого и косвенного воздействия на ЛПР. Тема 11. Менеджмент в кампаниях по партийному строительству (4 лекции, 4 семинарских занятия). Понятие, функции и типы политических партий. Основные стратегии партийного строительства по М.Дюверже: «конкурентная» и «подрывная» стратегии, стратегия «партии власти». Ресурсная база партийного строительства. Тактика кампаний по партийному строительству. Особенности формирования партийной идеологии и партийной структуры для партий разных типов. Тема 12. Менеджмент в избирательных кампаниях (4 лекции, 4 семинарских занятия). Понятие и типы избирательных кампаний. Функции менеджмента в избирательной кампании. Стратегия избирательной кампании. Цели, ресурсы и целевые аудитории в избирательной кампании. Функциональная структура избирательного штаба. Тактика избирательной кампании. Информационно-аналитическое обеспечение избирательной кампании. Коммуникация в избирательной кампании. Тема 13. Оценка эффективности политической кампании (1 лекция, 1 семинарское занятие). Понятие и виды эффективности. Основные подходы к оценке эффективности политической кампании. Методы оценки эффективности политической кампании. Тема 14. Политическое консультирование (2 лекции, 1 семинарское занятие, 1 круглый стол). Особенности формирования и развития рынка политконсалтинга в России и за рубежом. Перспективы развития рынка политконсалтинга в России. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13. Вейлл П. Искусство менеджмента. М., 1993. 19. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1996. 20. Хоскинг А. Курс предпринимательства. М., 1993. 36. Бурдье П. Социология политики. - М., 1993. 37. Голосов Г.В. Партийные системы России и стран Восточной Европы. - М.,1999. 38. Горский П. Введение в дисциплину "Поддержка принятия решений", http://www.gorskiy.ru
40. Дюверже М. Политические партии. - М., 2000. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
ПО КУРСУ «ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
(2 семестра)
47. Основные формы агитации и пропаганды в рамках избирательной кампании. Номенклатура и содержание основных агитационно-пропагандистских материалов. 48. Прямая и косвенная реклама в печатных и электронных СМИ: виды материалов, особенности производства и размещения. 49. Массовые акции и спецмероприятия в избирательной кампании. 50. Формирование рынка услуг политтехнологов в США, Западной Европе и России: факторы, тенденции и «правила игры». Заведующий кафедрой государственной политики профессор А.Ю.Шутов ТЕСТ
по итогам 1 семестра курса «Политический менеджмент»
(пример) А) Семья Б) Группа студентов на лекции В) Преподаватель и группа студентов на лекции Г) Банда преступников Д) Зрители в кинотеатре Е) Кафедра государственной политики философского факультета МГУ А) прикладная управленческая дисциплина, предметом изучения которой являются специфические отношения, возникающие между участниками политической кампании Б) профессиональная управленческая деятельность по организации и проведению политических кампаний В) теория, объясняющая неизбежность перехода от «стихийного» управления политическими процессами к «рационально-технологичному» Г) ____________________________________________________________________________ 3. Дайте определение организации
А) О.Виханский Б) А.Маслоу В) Ф.Тэйлор Г) М.Мэскон Д) Н.Макиавелли А) повышение заработной платы всегда приводит к росту производительности труда Б) производительность труда зависит, в первую очередь, от «человеческих отношений» в организации В) производительность труда почти не зависит от освещенности рабочего места, продолжительности перерывов и других «гигиенических» факторов А) Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника Б) Каждый сотрудник организации должен принимать участие в управлении В) В организации не должно быть неформальных лидеров А) Мотивация Б) Конспирация В) Планирование Г) Контроль Д) Аргументация Е) Организация А) Открытыми системами Б) Закрытыми системами А) Отсутствием ограничений в обмене информацией с внешней средой Б) Зависимостью от ресурсов, поступающих из внешней среды В) Более высокой эффективностью А) Передача сообщения отправителем получателю Б) Передача значения, смысла с помощью символов А) Сообщение дошло до получателя Б) Отправитель получил ответное сообщение по каналам обратной связи А) Декодирование Б) Зарождение идеи В) Передача Г) Кодирование и выбор канала А) Рутинные проблемы Б) Кризисы В) Возможности А) Физическая модель Б) Аналоговая модель В) Математическая модель А) Представление объекта с помощью схемы или графика Б) Представление объекта с помощью его увеличенного или уменьшенного описания В) Представление объекта с помощью символов 17.
Приведите примеры реализации линейных и штабных полномочий в организации
18.
Расставьте в хронологическом порядке основные этапы организационного проектирования
А) Определение должностных обязанностей и исполнителей Б) Горизонтальное деление организации по основным направлениям деятельности. Выделение штабных и линейных структур В) Соотношение полномочий должностей в рамках штабных и линейных структур 19.
Расположите человеческие потребности согласно иерархии, предложенной А.Маслоу (снизу - вверх)
А) Потребность в признании и самоутверждении Б) Физиологические потребности В) Потребность в самоуважении Г) Потребности в принадлежности и причастности Д) Потребности в безопасности и защищенности 20.
МакКлелланд и Герцберг являются представителями
А) Школы человеческих отношений Б) Школы научного менеджмента В) Бихевиористской школы 21.
Назовите три стиля лидерства, описанные К.Левиным
22.
Основные теории мотивации можно объединить в две группы. Какие?
23.
Укажите основные положения теории иерархии потребностей А.Маслоу (минимум три положения)
24.
Назовите основные подходы к анализу лидерства в организации
25.
На основе анализа коммуникации в вашей студенческой группе, приведите примеры, иллюстрирующие пять основных стилей коммуникации
|