Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 12
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Дальневосточный государственный технический университет (ДВПИ имени В.В.Куйбышева) Дальнереченский социально-экономический институт Одобрено Утверждаю МК__________ _____________________ _____________ ______________________ «_____»________200_г. «____»___________200_г. Методические рекомендации
Учебная дисциплина Концепции современного естествознания
Образовательная программа основная для студентов заочного отделения специальности 080507 «Менеджмент организации»
Кафедра Менеджмента
Согласовано: Рабочая программа утверждена на Заведующий выпускающей кафедрой заседании кафедры_________ ________________________________ протокол №_______от «__»_______200_г. ________________________________ Зав.кафедрой____________________ ________________________________ Программа составлена:____________ Подпись (ФИО) (дата) __________________________ Должность (ФИО преподавателя) Дальнереченск 2007 1.
Введение
Курс «Концепции современного естествознания» в высшем учебном заведении ставит своей целью решение следующих основных задач: во-первых, студенты должны получить представление об истории развития естествознания, его месте и роли в современном мире и обществе. во-вторых, студенты должны знать историю развития химических знаний и химических ремесел, их роль в развитии естествознания и человеческого общества, а также иметь представление о роли и месте химии в современном мире. в-третьих, студенты должны знать историю развития биологических знаний, иметь представление об эволюции органического мира и его основных этапах, а также получить основы генетики, селекции и современной биологии и их роли и месте в современном мире. в-четвертых, студенты иметь представление о происхождении и эволюции человека, получить основы физиологии человека, биоэтики. 2. Тематический план
№ пп Наименование раздела дисциплины лекции ЛЗ П3 1
Раздел
I
. Естествознание
4
1.1 Накопление рациональных знаний в системе первобытного сознания. Зачатки научных знаний в цивилизациях Древнего Востока 2 1.2 Создание первой естественно-научной картины мира в древнегреческой культуре. Естествознание эпохи Средневековья, Возрождения, Нового и современного времени 2 2
Раздел
II
. Химия
14
6
2.1 Химия и предмет ее изучения, этапы развития химии 2 2.2 Роль химии в развитии цивилизации и естествознания в древности 2 2.3 Роль химии в развитии цивилизации и естествознания в средние века и Новое время 2 2.4 Органическая химия. Теория А.М. Бутлерова 2 2.5 Периодический закон Д.И. Менделеева. Строение атома 2 2.6 Химическая термодинамика и кинетика 4 3
Раздел
III
. Элементы биологии и экологии
18
12
3.1 Предмет биологии, ее структура и этапы развития 4 3.2 Основные свойства живых организмов. Теории возникновения жизни на Земле 4 3.3 Основы генетики и селекции 4 3.4 Принципы биологической эволюции 4 3.5 Происхождение и эволюция человека 2 Всего часов 36
18
3.
Методические указания по подготовке семинарских занятий, выполнению контрольных работ и написанию ов (докладов)
Студенты должны самостоятельно подготовить соответствующие семинарские занятия при помощи соответствующей литературы, которая прилагается к каждому семинару. В скобках указано ориентировачное количество часов, которое можно потратить на один семинар. ы (доклады) должны быть напечатаны на одной стороне бумажного листа стандартного машинописного формата с оставлением полей 2 см сверху и снизу, 3 см слева, 1 см справа. Объем работы в среднем составляет 15 страниц. Работа ( (доклад)) должна иметь титульный лист (см. приложение на стр. 13), на котором указываются: 1. название учебного заведения 2. название работы 3. номер варианта 4. Ф.И.О. студента, специальность, курс. Страницы работы должны быть пронумерованы, в конце работы необходимо поместить список использованных источников, оформленный в соответствии с установленными стандартами описания библиографии. 4. Темы практических занятий (семинаров)
Семинар
I
. Прикладная химия (5 ч)
1. Химические ремесла на древнем Востоке и в античном мире 2. Химические ремесла в средние века и до начала промышленной революции 3. Зарождение и развитие промышленной химии с конца 18-19 веков и его последствия 4. Производство серной кислоты 5. Производство соды 6. Взрывчатые вещества - нитроцеллюлоза - динамит - баллистит и др. 5. Удобрения и их роль 6. Синтез аммиака (метод Габера- Боша и др.) и его применение 7. Красители - анилин - индиго и др. 8. Искусственные ткани 9. Пластмассы, полимеры 10. Каучук, резина 11. Нефть и нефтепродукты 12. Электрохимическое производство 13. Металлургия 14. Спички 15. Бумага 16. Стекло 17. Освещение 18. Моющие средства 19. Сахарное производство 20. Процессы брожения 21. Масштабы и роль химической индустрии 22. Новейшие методы синтеза органических и неорганических соединений 23. Современный катализ, его виды и роль. Искусственные ферменты. Гомогенный и гетерогенный катализ. Электрокатализ и фотокатализ. 24. Фармацевтическое производство, производство витаминов 25. Производство и применение искусственных и синтетических волокон и тканей 26. Современные, перспективные материалы, строительные материалы Литература: 1. Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов/ С.Х. Карпенков.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 2003.- 488 с. 2. Штрубе В. Пути развития химии: в 2-х томах. Т. 2. Пер. с нем.- М.: Мир, 1984.- 278 с. 3. Артеменко, А.И. Органическая химия: Учеб. пособие/ А.И. Артеменко.- М.: Высш. шк., 2003.- 605 с. 4. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, Г.В. Баранов и др., Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2000.- 303 с. 5. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие – М.: Высш. шк., 1998.- 383 с. 6. Васильев Л.А., Белых З.П. Алмазы, их свойства и применение. М., Недра, 1983.- 101 с. 7. Максимов М. М. Очерк о золоте., М., «Недра», 1977.- 128 с. 8. Эмануэль Н.М., Заиков Г.Е. Химия и пища.- М.: Наука, 1986.- 173 с. 9. Беккерт М. Железо. Факты и легенды: Пер. с нем. М.: Металлургия, 1984.-232 с. 10.Энгельс З., Новак А. По следам элементов. Пер.с нем.- 2-е изд.-М: Металлургия,1983.- 222 с. 11. Соловьев Ю.И. и др. История химии: Развитие основных направлений современной химии. Кн. для учителя/ Ю.И Соловьев, Д.Н. Трифонов, А.Н. Шамин.-2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1984.-335 с. 12. Лебедев Ю. А. Второе дыхание марофонца (О свинце).-М.: Металлургия, 1984.-120 с. 13. Популярная библиотека химических элементов. Книга первая Водород-Палладий. Составители В.В. Станцо, М.Б. Черненко. Издание 3-е, исправленное и дополненное, в двух книгах. Изд-во «Наука»- М, 1983 14. Популярная библиотека химических элементов. Книга вторая Серебро-Нильсборий и далее Составители В.В. Станцо, М.Б. Черненко. Издание 3-е, исправленное и дополненное, в двух книгах. Изд-во «Наука»- М, 1983 Семинар I
I
. Основные этапы развития биологических знаний (3 ч)
1. Развитие биологических знаний в 18-19 века - К. Линней - креационизм и трансформизм - неоламаркизм 2. Формирование современной теории эволюции - дарвинизм и генетика - формирование синтетической теории эволюции 3. Недарвиновские теории развития живой природы 4. Особенности биологии 20-21 веков Литература: 1. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 432 с. 2. Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов/ С.Х. Карпенков.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 2003.- 488 с. 3. Мамонтов С.Г. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб. заведений/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров.- 4-е изд., стер.- М.: Высш. шк.; 2002.- 317 с. 4. Мотылева Л.С., Скоробогатов В.А., Судариков А.М. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/ Под ред. д-ра филос. наук, проф. В.А. Скоробогатова.- СПб.: Издательство Союз, 2000.- 320 с. 5. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие.- М.: Гардарики, 2003.- 476 с. 6. Под руководством профессора С.И. Самыгина Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д:«Феникс», 2000.- 576 с. Семинар
III
. Естественные науки в изучении человека, природное и
социальное в нем (
7
ч)
1. Человек как предмет естественно-научного познания - античные представления о происхождении человека - средневековая трактовка происхождения человека - естествознание 17- первой половины 19 века о происхождении человека 2. Современные представления о происхождении и эволюции человека и приматов - предпосылки антропосоциогенеза - возникновение труда - становление социальных отношений - генезис сознания и языка и т.д. 3. Физиология здоровья 4. Биоэтика и поведение человека 5. Эмоции и творчество - виды эмоциональных процессов и состояний - теории эмоций - творчество и т.д. 6. Здоровье и работоспособность 7. Человек и биосфера - концепция В.И. Вернадского о биосфере и феномен человека - космические циклы - цикличность эволюции. Человек как космическое существо 8. Жизнеобеспечение человека 9. Продление жизни организма 10.Формирование ноосферы Литература: 1. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины/ Отв. ред. Ю.В. Бромлей, М.: «Наука», 1986 2. Дерягина М.А. Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты: Учебное пособие. 2-е изд., испр.- М.: Изд-во УРАО, 2003.-208 с. 3. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 432 с. 4.Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов/ С.Х. Карпенков.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 2003.- 488 с. 5. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. Изд. 5-е, доп. и перераб.- Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2003.- 576 c. 4. Мамонтов С.Г. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб. заведений/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров.- 4-е изд., стер.- М.: Высш. шк.; 2002.- 317 с. 6. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие.- М.: Гардарики, 2003.- 476 с. 7. Под руководством профессора С.И. Самыгина Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000.- 576 с. 8. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 480 с. 9. Хасанова Б.Г. Антропология: учеб. пособие.- 2-е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2007.- 232 с. Семинар
IV
. Эволюция органического мира (
3
ч)
1. Основные этапы геологической истории Земли 2. Начальные этапы эволюции Жизни 3. Образование царства растений и животных 4. Завоевание суши 5. Основные этапы эволюции растений и животных Литература: 1. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 432 с. 2. Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов/ С.Х. Карпенков.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 2003.- 488 с. 3. Мамонтов С.Г. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб. заведений/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров.- 4-е изд., стер.- М.: Высш. шк.; 2002.- 317 с. 4. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие.- М.: Гардарики, 2003.- 476 с. 5. Примерные темы ов (докладов):
1. Накопление рациональных знаний в системе первобытного сознания (Повседневное стихийно-эмпирическое знание (орудия труда, оружие, географические знания, знания о флоре и фауне, знания и навыки в области анатомии и медицины) Зарождение счета. Мифология. Мифологическая картина мира. Зооморфные и антропоморфные мифы. Магия. и т.д.) 2. Миф как «наука конкретного» 3. Методология и методы естественно-научного познания. 4. Астрология: наука или не наука? 5. Химические знания и ремесла в древности 6. Химические знания и ремесла в средние века и в Новое время 7. Алхимия. 8. Иатрохимия 9. Р. Бойль и его вклад в развитие химии 10. Учение о флогистоне 11. Развитие аналитической и пневматической химии 12. Кислородная теория 13. Открытие стехиометрических законов 14. Создание и утверждение атомно-молекулярного учения 15. Развитие аналитической и неорганической химии в первой половине XIX в. 16. Возникновение и развитие теоретических представлений в органической химии 17. Структурная химия. Теория А.М. Бутлерова 18. Периодический закон Д. И. Менделеева 19. Зарождение и развитие промышленной химии с конца 18-19 веков и его последствия 20. Открытие редких химических элементов 21. Катализ. Катализаторы 22. Химический элемент (любой) и его соединения (история их открытия, применения в прошлом, настоящем и будущем, роль в развитии науки, техники, цивилизации и естествознания в целом и т.д.) 23. Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие химии 24. Алмазы. 25. Прикладная химия (темы см. в семинаре I) 26. Современная химия 27. Развитие биологических знаний в древности 28. Развитие биологических знаний в средние века и Новое время 29. Теории возникновения жизни на Земле 30. Генетика и селекция 31. Генная инженерия: возможности и перспективы. 32. Додарвиновские теории эволюции 33. Ч. Дарвин (биография). 34. Эволюционная теория Ч. Дарвина. 35. Недарвиновские теории эволюции 36. Происхождение и эволюция человека 37. Физиология здоровья 38. Биоэтика и поведение человека 39. Эмоции и творчество - виды эмоциональных процессов и состояний - теории эмоций - творчество и т.д. 40. Здоровье и работоспособность 41. В. И. Вернадский о биосфере и ноосфере 42. А. И. Опарин и его роль в развитии представления о происхождении жизни. 43. Эволюция органического мира в геологической истории Земли 44. Бионика 45. Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие биологии 46. Современная биология 6. Библиографический список:
1. Фигуровский Н. А. История химии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по химии и биол. Спец.-М. Просвещение, 1979.-311 с. 2. Энгельс З., Новак А. По следам элементов. Пер.с нем.- 2-е изд.-М: Металлургия,1983.- 222 с. 3. Соловьев Ю.И. и др. История химии: Развитие основных направлений современной химии. Кн. для учителя/ Ю.И Соловьев, Д.Н. Трифонов, А.Н. Шамин.-2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1984.-335 с. 4. Популярная библиотека химических элементов. Книга первая Водород-Палладий. Составители В.В. Станцо, М.Б. Черненко. Издание 3-е, исправленное и дополненное, в двух книгах. Изд-во «Наука»- М, 1983 5. Популярная библиотека химических элементов. Книга вторая Серебро-Нильсборий и далее Составители В.В. Станцо, М.Б. Черненко. Издание 3-е, исправленное и дополненное, в двух книгах. Изд-во «Наука»- М, 1983 6. Манолов К. Великие химики. В 2-х томах. Т.I. Пер. с болг., 3-е изд. испр., доп.- М.: 1985.- 465 с. 7. Манолов К. Великие химики. В 2-х томах. Т.II. Пер. с болг., 3-е изд. испр., доп.- М.: 1985.- 438 с. 8. Гофман К. Можно ли сделать золото?/ Пер. с нем.- 2-е изд., стер.– Л.: Химия, 1987- Пер. изд.: Лейпциг, 1979.-232 с. 9. Полищук В. Р. Теорема Каблукова.- М.: Знание, 1983.-176 с. 10. Лебедев Ю. А. Второе дыхание марофонца (О свинце).-М.: Металлургия, 1984.-120 с. 11. Полищук В. Р. Чувство вещества.- М.: Знание, 1981.-160 с. 12. Беккерт М. Железо. Факты и легенды: Пер. с нем. М.: Металлургия, 1984.-232 с. 13. Эмануэль Н.М., Заиков Г.Е. Химия и пища.- М.: Наука, 1986.- 173 с. 14. Алхимии золотые сны. М. «Мистерия», 1995 15. Биографии великих химиков: Пер. с нем./ Под ред. К. Хайнига; Перевод Крицмана В.А.; Под ред. Г.В. Быкова, С.А. Погодина.-М.: Мир, 1981.-386 с. 16. Максимов М. М. Очерк о золоте., М., «Недра», 1977.- 128 с. 17. Васильев Л.А., Белых З.П. Алмазы, их свойства и применение. М., Недра, 1983.- 101 с. 18. Дерягина М.А. Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты: Учебное пособие. 2-е изд., испр.- М.: Изд-во УРАО, 2003.-208с. 19. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 432с. 20. Мотылева Л.С., Скоробогатов В.А., Судариков А.М. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/ Под ред. д-ра филос. наук, проф. В.А. Скоробогатова.- СПб.: Издательство Союз, 2000.- 320с. 21. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие.-М.: Гардарики, 2003.- 476 с. 22. Под руководством профессора С.И. Самыгина Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000.- 576с. 23. Штрубе В. Пути развития химии: в 2-х томах. Т. 1. Пер. с нем.- М.: Мир, 1984.- 239 с. 24. Штрубе В. Пути развития химии: в 2-х томах. Т. 2. Пер. с нем.- М.: Мир, 1984.- 278 с. 25. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины/ Отв. ред. Ю.В. Бромлей, М.: «Наука», 1986 26. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие – М.: Высш. шк., 1998.- 383 с. 27. Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов/ С.Х. Карпенков.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 2003.- 488 с. 28. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие – М.: Высш. шк., 1998.- 383 с. 29. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2000.-608 с. 7. Перечень типовых вопросов для итогового контроля
1. Накопление рациональных знаний в системе первобытного сознания 2. Зачатки научных знаний в цивилизациях Древнего Востока 3. Создание первой естественно-научной картины мира в древнегреческой культуре 4. Естествознание эпохи Средневековья, Возрождения и Нового времени 5. Химия и предмет ее изучения, этапы развития химии 6. Роль химии в развитии цивилизации и естествознания в древности 7. Роль химии в развитии цивилизации и естествознания в средние века и Новое время 8. Органическая химия. Теория А.М. Бутлерова 9. Периодический закон Д.И. Менделеева. Строение атома 10. Химическая термодинамика и кинетика 11. Предмет биологии, ее структура и этапы развития 12. Основные свойства живых систем 13. Теории возникновения жизни на Земле 14. Основы генетики и селекции 15. Принципы биологической эволюции 16. Происхождение и эволюция человека 17. Человек как предмет естественно-научного познания - античные представления о происхождении человека - средневековая трактовка происхождения человека - естествознание 17- первой половины 19 века о происхождении человека 18. Современные представления о происхождении и эволюции человека и приматов - предпосылки антропосоциогенеза - возникновение труда - становление социальных отношений - генезис сознания и языка и т.д. 19. Физиология здоровья 20. Биоэтика и поведение человека 21. Эмоции и творчество - виды эмоциональных процессов и состояний - теории эмоций - творчество и т.д. 22. Здоровье и работоспособность человека 23. Человек и биосфера - концепция В.И. Вернадского о биосфере и феномен человека - космические циклы - цикличность эволюции. Человек как космическое существо - Формирование ноосферы 24. Эволюция органического мира Приложение
Титульный лист ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Дальнереченский социально-экономический институт (филиал) ГОУ ВПО ДВГТУ (ДВПИ им. В.В. Куйбышева) по теме «Название темы» по дисциплине «Концепции современного естествознания» Выполнил: студент № курса Ф.И.О. Проверил: преподаватель А.А. Мойсеенко Дальнереченск
|