Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 12
В настоящих методических рекомендациях сформулированы предложения органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации по построению на территориальном уровне системы обеспечения и защиты прав граждан при оказании медицинской помощи в условиях обязательного медицинского страхования. Методические рекомендации разработаны на основе выполненных научно-исследовательских работ и опыта работы территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Под медицинской помощью следует понимать любое обследование, лечение и иное действие, имеющее профилактическую, диагностическую, лечебную или реабилитационную направленность, выполняемое врачом либо другим медицинским работником. Медицинская помощь надлежащего качества (качественная медицинская помощь
) - медицинская помощь, оказываемая медицинским работником, исключающая негативные последствия: - затрудняющие стабилизацию или увеличивающие риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания, повышающие риск возникновения нового патологического процесса; - приводящие к неоптимальному использованию ресурсов медицинского учреждения; - вызывающие неудовлетворенность пациента от его взаимодействия с медицинским учреждением. Стандарт медицинской помощи
- нормативный документ, устанавливающий требования к процессу оказания медицинской помощи при данном виде патологии (нозологической форме) с учетом современных представлений о необходимых методах диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и возможностей конкретной системы медицинской помощи, обеспечивающий медицинскую помощь надлежащего качества. Пациент
- лицо, обратившееся в лечебное учреждение любой организационно-правовой формы и формы собственности, к врачу частной практики за получением диагностической, лечебной, профилактической помощи независимо от того, больно оно или здорово. Права пациента
- специфические права, производные от общих гражданских, политических, экономических, социальных прав человека и реализуемые при получении медицинской помощи и связанных с ней услуг или в связи с любым медицинским воздействием, осуществляемым в отношении граждан. Гарантия прав пациента
- предусмотренное законом, иным правовым актом или договором обязательство по выполнению содержащихся в них норм и положений, обеспечивающих реализацию прав пациента при предоставлении медицинских и сервисных услуг. См. информационно-аналитическую справку "О состоянии защиты прав граждан в системе обязательного медицинского страхования в Российской Федерации в I полугодии 2003 года" См. информационно-аналитическую справку "О состоянии защиты прав граждан в системе обязательного медицинского страхования в Российской Федерации в 2002 году" Целью формирования территориальной системы обеспечения и защиты прав граждан является создание гибкой, последовательной, доступной для гражданина системы, обеспечивающей защиту его прав в условиях обязательного медицинского страхования с участием органов законодательной и исполнительной власти, участников медицинского страхования, органов государственного надзора, общественных организаций и объединений. При этом следует исходить из того, что в соответствии с действующим законодательством определенная часть органов и учреждений обязана осуществлять обеспечение и защиту прав граждан в системе обязательного медицинского страхования, в то время как другая часть должна осуществлять контроль за реализацией этих прав. Система обеспечения и защиты прав граждан в условиях обязательного медицинского страхования, как и любая система, характеризуется наличием "объекта", "субъектов" и "связей" (приложение 1). Объектом системы является право на медицинскую помощь, которое представлено объективным и субъективным правом. Объективное право жителей субъекта Российской Федерации определяет объем бесплатной для жителя медицинской помощи и представлено в виде территориальной программы обязательного медицинского страхования. Субъективное право определяет объем медицинской помощи конкретному пациенту и представлено в виде стандарта медицинской помощи или протокола ведения больного при конкретном заболевании. Таким образом, субъективное право пациента является частью объективного права жителя субъекта Российской Федерации. Субъектами системы обеспечения и защиты прав граждан в условиях обязательною медицинского страхования в субъекте Российской Федерации являются следующие органы и представители: - орган законодательной власти субъектов РФ; - орган исполнительной власти субъектов РФ; - страхователи; - территориальный фонд ОМС; - страховые медицинские организации и их ассоциации; - орган управления здравоохранением; - профессиональные медицинские ассоциации; - лицензионно-аккредитационная комиссия; - лечебно-профилактические учреждения; - прокуратура; - антимонопольный комитет; - уполномоченный по правам человека; - профсоюзные органы; - общество защиты прав потребителей; - средства массовой информации; - граждане; - третейские суды; - арбитражные суды; - суды общей юрисдикции. Связи образуют взаимоотношения между субъектами системы и влияние субъектов на объект системы. Организационные принципы формирования территориальной системы обеспечения и защиты прав граждан: - организация координирующего органа - Координационного совета по обеспечению и защите прав граждан в системе ОМС; - организация структурных подразделений по защите прав граждан в территориальном фонде ОМС и страховых медицинских организациях; - организация третейского суда в системе обязательного медицинского страхования; - проведение экономической политики, направленной на увеличение доходной части бюджета территориального фонда ОМС и рациональное использование финансовых средств системы; - проведение мероприятий по стандартизации в здравоохранении и в системе ОМС; - создание условий для информационного обеспечения населения о его правах при предоставлении медицинской помощи (медицинских услуг); - проведение контроля качества медицинской помощи с применением финансовых санкций в соответствии с Положением о контроле качества медицинской помощи; - введение в практику работы досудебного и судебного способов защиты прав граждан и организация деятельности третейского суда; - подготовка кадров по вопросам обеспечения и защиты прав граждан в системе обязательного медицинского страхования; - проведение ежегодного анализа состояния дел по защите прав граждан по специально разработанной методике, отражающей деятельность всех участников обеспечения и защиты прав граждан и разработка плана мероприятий по устранению причин. Большое количество субъектов системы, обеспечивающих право и осуществляющих защиту при его нарушении, определяет необходимость в координации деятельности этих субъектов. Отсутствие координации обусловлено прежде всего разными уровнями подчиненности субъектов, состоящих из органов федерального. республиканского, областного, муниципального подчинения, а также общественных организаций. Координация деятельности возможна путем создания Координационного совета по обеспечению и защите прав граждан (далее - Совет), в состав которого должны войти представители всех субъектов системы (приложение 2). Предпочтительно поручить руководство Советом заместителю руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, курирующему социальную сферу. Совет должен 2 раза в год заслушивать доклад территориального фонда ОМС о состоянии обеспечения и защиты прав граждан в системе ОМС, который готовится на основе анализа статистической формы "ПГ" и других материалов. Советом также вносятся предложения в адрес руководителей органов и учреждений, ответственных за реализацию того или иного элемента обеспечения и защиты прав граждан. Регулярный анализ состояния дел и взаимный контроль за исполнением возложенных законом oбязaннocтей позволит более эффективно решать задачи по обеспечению и защите прав граждан в системе ОМС. Таким образом, только при совместной работе органов законодательной и исполнительной власти, органов управления здравоохранением, органов прокуратуры и юстиции, территориальных фондов ОМС, страховых медицинских организаций и других заинтересованных органов возможна полноценная организация защиты прав граждан при оказании медицинской помощи. - орган законодательной власти субъекта РФ; - орган исполнительной власти субъекта РФ; - страхователи; - территориальный фонд ОМС; - страховые медицинские организации и их ассоциации; - орган управления здравоохранением; - профессиональные медицинские ассоциации; - лицензионно-аккредитационная комиссия; - лечебно-профилактические учреждения; - прокуратура; - антимонопольный комитет; - уполномоченный по правам человека; - профсоюзные органы; - общества защиты прав потребителей; - граждане; - средства массовой информации; - третейские суды; - арбитражные суды; - суды общей юрисдикции. В необходимых случаях к участию в составе совета по согласованию привлекаются представители министерств и ведомств, медицинской науки, других органов и учреждений. Персональный состав Координационного совета утверждается постановлением (распоряжением) главы администрации субъекта Российской Федерации. 2.2. Обеспечение координации деятельности субъектов обеспечения и защиты прав граждан в системе ОМС.
4.2. Председатель Координационного совета:
4.2.1. Утверждает план деятельности Координационного совета.
4.3. Заместители председателя Координационного совета:
4.3.1. В случае отсутствия председателя заседания Координационного совета проводит заместитель.
4.4. Секретарь Координационного совета (по должности - представитель территориального фонда ОМС):
4.4.2. Оформляет протоколы заседаний и решения Координационного совета.
4.4.3. Обеспечивает контроль за выполнением решений Координационного совета.
4.4.4. Обеспечивает выполнение регламента работы Координационного совета.
5.1. Члены Координационного совета имеют право:
5.1.1. Участвовать в разработке планов работы Координационного совета.
5.1.2. Высказывать свое мнение по любому из рассматриваемых Координационным советом вопросов.
5.1.3. Требовать отражения своего особого мнения в протоколах заседаний Координационного совета.
5.1.5. Требовать проверки информации, представляемой в Координационный совет.
5.1.6. Контролировать от имени Координационного совета выполнение его решений.
5.2. Члены Координационного совета обязаны:
|