Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 11
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»
ФГОУВПО «РГУТиС»
Факультет _______________Экономический
_______________________ Кафедра ____Корпоративное управление и электронный бизнес
_____ УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе, д.э.н., профессор _____________________________Новикова Н.Г. «____»______________________________20___г. Методические рекомендации Дисциплина «Информационные технологии электронного бизнеса»
Специальность__080801 «Прикладная информатика в менеджменте»
_
_ Москва 2010г. Методические рекомендации разработаны на основе рабочей программы дисциплины «Информационные технологии электронного бизнеса»
___________
(название курса) При разработке методических рекомендаций в основу положен Государственный образовательный стандарт по специальности _______
080801 «Прикладная информатика в менеджменте»__
(шифр и название специальности) Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Корпоративное управление и электронный бизнес»
Протокол № ________ «____»_______________2010г. Зав кафедрой д.т.н., проф. Потемкин А.И.
Методические рекомендации одобрены Научно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС» Протокол №_______ «_____»_____________20___г. Ученый секретарь Научно-методического совета к.и.н., доцент Юрчикова Е.В. Методические рекомендации разработал:
Преподаватель кафедры
«Корпоративное управление и электронный бизнес»
доцент Шлапак В.С.
Введение.
Электронный бизнес открывает широкие возможности в решении задач оптимизации маркетинговой деятельности. Одну из главных ролей в реализации электронного маркетинга играет сеть Интернет, являющаяся технологическим катализатором для смены парадигмы в экономике. Электронный бизнес - это деятельность субъектов на электронном рынке. Практическая реализация электронного бизнеса, обеспечивающего создание потребительской ценности товара, т.е. предоставление качественных товаров и услуг в соответствии с потребностями покупателя, осуществляется на базе корпоративной интегрированной информационной системы, имеющей доступ к мировым ресурсам сети Интернет. Объектом электронного бизнеса на рынке выступает информационно-аналитическая и экспертно-исследовательская деятельность фирмы с использованием информационных и телекоммуникационных технологий и систем по выбору конкурентной позиции на данном рынке, где компания выступает со своим товаром; определению стратегий его продвижения и распределения, выбору рекламной и ценовой политики с учетом всей совокупности факторов внешней и внутренней среды в условиях риска и неопределенности. Курс «Электронный бизнес» основывается на факте, что использование технологий отвечает требованиям бизнеса. Дополняет существующие дисциплины: Основы бизнесаа, Информационные технологии. Процесс обучения по теме включает в себя набор лекций и семинарских занятий. Студентам будет необходимо совершенствовать полученные на лекциях знания посредством изучения дополнительной литературы, которая указана в программе. На занятиях проводятся презентации, изучение отдельных ситуаций (кейс-анализ) и практические работы. Курс начал преподаваться в РЭА им. Г.В. Плеханова с 2002/2003 учебного года. Тема 1.
Введение в электронный бизнес
Основные характеристики Уровень сложности темы 2 Описание темы Бизнес и экономическое окружение. Поведение компаний на рынке. Глобализация экономики. Информационные процессы в экономики. Трансформация моделей бизнеса. Новая экономика: характерные особенности. Влияние уровня развития и внедрения в деятельность хозяйствующих субъектов новых информационных и телекоммуникационных технологий и систем. Задачи и цели курса «Информационные технологии электронного бизнеса». Результаты обучения Понимание изменений современных экономических и рыночных процессов. Оценка влияния информационных технологий и систем на процессы в экономике. Понимание современных концепций бизнесаа. Аналитическое мышление
: Понимание широких аспектов влияния электронного бизнеса на процессы в экономике и общество в целом. Критическое мышление
: Возможность проведения сравнительного анализа понятий и категорий реального и электронного бизнеса. Выполнение анализа структуры рынка и ее влияния на поведение и деятельность фирм. Практические навыки
: Формулировка целей и оценка жизнеспособности бизнес-проекта. Профессиональная подготовка текстового и графического материала по исследуемой проблеме средствами информационных технологий. Программа модуля Неделя
Лекции и семинары
Компьютерные занятия
Задания для самостоятельной работы
1. Лекция
: Бизнес и экономическое окружение. Поведение компаний на рынке. Взаимное влияние развития информационных технологий и процессов в экономике. Современные концепции бизнесаа. Бизнес отношений. Тема а 1. Тема а 2. 1. Рабочий семинар
: Сравнение моделей бизнеса, ориентированных на производителя, посредника. или потребителя. Соотношение традиционного и электронного видов бизнеса Задание 1. Задание 3. Задание 2. Учебные материалы и источники для самоподготовки 1. Учебное пособие «Электронный бизнес». 4. Brad Alan Kleindl. Strategic Electronic Marketing,South-Western College Publishers, 2001. Другие материалы
. Источники Интернет-ресурсов, рекомендованные к изучению материалов Главы 1 учебного пособия «Электронный бизнес». Технические и практические аспекты: On-line пособие по курсу «Электронный бизнес». Приложение Visio 2000 для выполнения технического рисунка и графики. Тема 2.
Основы электронного бизнеса Основные характеристики Уровень сложности темы 3 Описание темы Цели электронного бизнеса. Стратегии электронного бизнеса. Модели бизнеса: B2C, B2B и др. Структура электронного рынка. Модели взаимодействия участников электронного рынка. Сегментации электронного рынка: подходы и критерии. Модели получения доходов в электронном бизнесе. Результаты обучения Понимание форм и технологических аспектов взаимодействия участников рынка в различных моделях электронного бизнеса. Аналитическое мышление
: Получение навыков структурного анализа при оценке моделей электронного бизнеса, сегментации электронного рынка. Критическое мышление
: Возможность сравнительного анализа моделей электронного бизнеса. Практические навыки
: Формулировка целей и оценка жизнеспособности бизнес-проекта по выходу компании на электронный рынок. Профессиональная подготовка текстового и графического материала по исследуемой проблеме средствами информационных технологий. Программа модуля Неделя
Лекции и семинары
Компьютерные занятия
Задания для самостоятельной работы
2. Лекция
: Элеткронный бизнес и стратегия компании. Структура бизнес-плана Интернет- компании. Задание 7. Формулировка целей и оценка жизнеспособности бизнес- проекта Задание 31. Стратегия компании по использованию возможностей сети Интернет в поддержке реального бизнеса 2. Рабочий семинар
: Определение целей использования электронного бизнеса. Модель B2C – бизнес, ориентированный на конечных потребителей – физических лиц. Задание 6. Задание 8. Задание 4. Определение целей использования электронного бизнеса 3 Лекция
: Структура электронного рынка, модели взаимодействия его участников. Организационные формы электронного рынка. Модели получения доходов. Задание 11. Концепции развития электронного бизнеса 3 Рабочий семинар
: Корпоративное Интернет-представительство как средство взаимодействия с внешней средой. Модель B2В – бизнес для бизнеса. Задание 9. Задание 10. Задание 27. Платежные системы в сети Интернет Учебные материалы и источники для самоподготовки Другие материалы
. Источники Интернет-ресурсов, рекомендованные к изучению материалов Главы 3 учебного пособия «Электронный бизнес». Технические и практические аспекты: On-line пособие по курсу «Электронный бизнес». Приложение Visio 2000 для выполнения технического рисунка и графики. Тема 3.
Особенности электронного бизнеса.
Основные характеристики Уровень сложности темы 3 Описание темы Комплекс электронного бизнеса и специфика его проявления на электронном рынке. Товары и услуги на электронном рынке, их отличительные характеристики, критерии классификации электронных продуктов и проблемы качества, основные стратегии создания новых товаров в сети Интернет. Вопросы ценообразования, стратегии ценообразования и их специфика в условиях электронного рынка. Каналы распределения в сети Интернет. Специфические особенности при реализации в сети Интернет. Результаты обучения Понимание особенностей комплекса электронной коммерции в условиях развития электронного бизнеса. Аналитическое мышление
: Сравнительный анализ элементов комплекса электронной коммерции в традиционном и электронном бизнесе. Критическое мышление
: Оценка особенностей комплекса электронного бизнеса на электронном рынке. Оценка действенности инструментов электронной коммерции в сети Интернет. Практические навыки
: Реализация элементов электронной коммерции в сети Интернет. Программа модуля Неделя
Лекции и семинары
Компьютерные занятия
Задания для самостоятельной работы
4. Лекция
: Элементы комплекса электронного бизнеса. Товарные решения электронной коммерции. Ценообразование в сети Интернет. Задание 25. Сеть Интернет как рынок электронных товаров 4. Рабочий семинар
: Туристические услуги в сети Интернет: оценка потребительской ценности. Образовательные услуги в сети Интернет: Задание 28. Задание 29. Задание 30. Принципы ценообразования в сети Интернет 5 Лекция
: Элементы комплекса электронной коммерции. Сеть Интернет как канал распределения. Коммуникации электронного бизнеса в сети Интернет. Задание 5. Выделение специфики 4Р на электронном рынке Тема а 3. 5 Рабочий семинар
: Сеть Интернет как канал для информационного бизнеса. PR (Public Relations): проведение презентаций на сайте. Задание 33. Задание 19. Задание 32. Сеть Интернет как канал распределения Учебные материалы и источники для самоподготовки Другие материалы
. Источники Интернет-ресурсов, рекомендованные к изучению материалов Главы 2 учебного пособия «Электронный бизнес». Технические и практические аспекты: On-line пособие по курсу «Электронный бизнес». Приложение Visio 2000 для выполнения технического рисунка и графики. Приложение для подготовки презентации Ms Power Point. Приложение MS Outlook Express. Тема 4.
Информационные и телекоммуникационные технологии и системы в электронном бизнесе.
Основные характеристики Уровень сложности темы 3 Описание темы Общая характеристика информационных технологий. Роль и задачи информационных технологий в экономике. Основные понятия и определения. Инновационные направления развития информационных технологий. Введение в сетевые технологии и задачи электронного бизнеса: основные понятия и классификация вычислительных сетей. Локальные и глобальные сети. Сети Интернет и Интранет. Сетевые технологии и задачи электронного бизнеса. Корпоративные информационные системы и функции электронной коммерции. Классификация информационных систем. Понятие корпоративной информационной системы. Стандарты управления предприятием (MRP, MRP II, ERP, CSRP). ERP-системы (системы планирования ресурсов предприятия) и их функциональные возможности. Корпоративные информационные системы и факторы, влияющие на их развитие. Области применения и примеры реализации корпоративных информационных систем. Результаты обучения Понимание основных технологических аспектов реализации электронного бизнеса средствами информационных и телекоммуникационных технологий и систем. Знакомство с функциями и возможностей ERP-системы. Аналитическое мышление
: Получение навыков структурного анализа при оценке функциональных возможностей ERP-системы. Стимулирование стратегического мышления, позволяющее вырабатывать концепции и идеи для дальнейшего изучения и расширения сферы деятельности. Критическое мышление
: Идентификация изменений в работе организации, уровней квалификации персонала, удовлетворенности работой и эффективности деятельности организации, которые необходимы для реализации профессиональной экономической деятельности в условиях интенсивного развития информационных и телекоммуникационных систем. Практические навыки
: Изучение функциональных возможностей корпоративной информационной системы класса ERP. Определение позиции к подходу выбора, внедрения и эксплуатации корпоративной информационной системы. Программа модуля Неделя
Лекции и семинары
Компьютерные занятия
Задания для самостоятельной работы
7. Лекция
: Эволюция информационных и телекоммуникационных технологий и систем и их возрастающая роль на процессы в экономике. Введение в сетевые технологии. Информационные системы в экономике. Основные понятия и принципы классификации. Тема а 6. Тема а 8. 8 Рабочий семинар
: Корпоративные информационные системы и их роль в электронном бизнесе
: Microsoft Business Solutions-Navision - интегрированная система управления для небольших и средних компаний. Задание 21. Тема а 4. Тема а 5. 8. Лекция
: Корпоративные информационные системы.. Стандарты управления предприятием (MRP, MRP II, ERP, CSRP). Функциональные возможности корпоративных информационных систем. 9. Рабочий семинар
: Корпоративные информационные системы и их роль в электронном бизнесе: Microsoft Business Solutions-Axapta - современная интегрированная система класса ERPII. Система подходит для предприятий верхнего сегмента среднего рынка и предприятиям с относительно сложными бизнес процессами. Задание 21. Учебные материалы и источники для самоподготовки Другие материалы
. Источники Интернет-ресурсов, рекомендованные к изучению материалов Главы 6 учебного пособия «Электронный бизнес». Технические и практические аспекты: On-line пособие по курсу «Электронный бизнес». Приложение MS Office. Демоверсия ERP-системы Navision Attain. Демоверсия CRM-системы Marketing Analytic. Тема 5.
CRM-системы как средство реализации электронной коммерции
Основные характеристики Уровень сложности темы 2 Описание темы CRM- новый этап в развитии корпоративных информационных систем. Основные принципы, лежащие в основе технологии CRM. Классификация CRM-систем. Основные принципы, лежащие в основе технологии CRM. Функции CRM-систем. Обзор современных решений CRM-систем. Результаты обучения Понимание основных технологических аспектов реализации электронного бизнеса средствами информационных и телекоммуникационных технологий и систем. Аналитическое мышление
: Получение навыков структурного анализа при оценке функциональных возможностей CRM-системы. Стимулирование стратегического мышления, позволяющее вырабатывать концепции и идеи для дальнейшего изучения и расширения сферы деятельности. Критическое мышление
: Идентификация изменений в работе организации, уровней квалификации персонала, удовлетворенности работой и эффективности деятельности организации, которые необходимы для реализации профессиональной экономической деятельности в условиях интенсивного развития информационных и телекоммуникационных систем. Оценка возможностей CRM-систем для реализации электронной коммерции. Практические навыки
: Изучение функциональных возможностей корпоративной информационной CRM-системы. Программа модуля Неделя
Лекции и семинары
Компьютерные занятия
Задания для самостоятельной работы
9 Лекция
: CRM как новый этап развития корпоративных информационных систем. Основные принципы, лежащие в основе технологии CRM. Классификация CRM-систем. Функции CRM-систем. 10 Рабочий семинар
: Задание 22 Задание 23 Решения для создания и поддержки устойчивого бизнеса: инструменты реализации маркетинговой деятельности. Учебные материалы и источники для самоподготовки Другие материалы
. Источники Интернет-ресурсов, рекомендованные к изучению материалов Главы 6 учебного пособия «Электронный бизнес». Другие материалы
. Источники Интернет-ресурсов, рекомендованные к изучению материалов Главы 6 учебного пособия «Электронный бизнес». Технические и практические аспекты: On-line пособие по курсу «Электронный маркетинг». Приложение MS Office. Демоверсия CRM-системы Marketing Analytic, FrontSrep. Демоверсия ERP-системы Navision Attain. Тема 6.
Сеть Интернет как инструмент электронной коммерции
Основные характеристики Уровень сложности темы 2 Описание темы Принципы построения сети Интернет и сервисы сети. История создания Интернет. Терминальный режим. Электронная почта. Списки рассылки. Службы телеконференций. Основные понятия WWW. Основные программы для работы в Интернет. Технологии получения информации в сети Интернет. Поисковые системы. Каталоги. Рейтинги. Информационные ресурсы сети. Результаты обучения Получение навыков реализации электронного бизнеса с пользованием возможностей сети Интернет. Аналитическое мышление
: Расширение знания студентов в области электронной коммерции применительно к сфере электронного бизнеса. Развитие понимания интегрированной роли электронной коммерции в контексте электронного бизнеса. Критическое мышление
: Синтеза идей и информации.
Практические навыки
: Получение навыков реализации электронной коммерции с пользованием возможностей сети Интернет. Программа модуля Неделя
Лекции и семинары
Компьютерные занятия
Задания для самостоятельной работы
10 Лекция
: Возможности сети Интернет для решения задач маркетинга. Принципы построения сети Интернет и сервисы сети. Технологии получения информации в сети Интернет. Тема а 7. 11 Рабочий семинар
: Доменное имя Вашего сайта Услуги связи и средства общения: Электронная почта Использование электронной почты в рекламных целях. Задание 14 Задание 15 Задание 16 Задание 17 Задание 18 Информация как товар Учебные материалы и источники для самоподготовки Другие материалы
. Источники Интернет-ресурсов, рекомендованные к изучению материалов Главы 9 учебного пособия «Электронный бизнес». Технические и практические аспекты: On-line пособие по курсу «Электронный бизнес». Приложение MS Office. Приложение MS Outlook Express. Тема 7.
Технологии хранения и обработки информации
Основные характеристики Уровень сложности темы 2 Описание темы Основные направления развития методов обработки и хранения информации. Организационный аспект разработки и сопровождения базы данных. Архитектура баз данных. Принципы проектирования баз данных. Модели баз данных. Основные функции систем управления базами данных (СУБД). Эволюция систем управления баз данными. Концептуальное моделировании баз данных в электронной коммерции. Логическое и физическое моделирование баз данных. Этапы проектирования баз данных. Базовые понятия реляционных базы данных. Управление реляционными базами данных. Язык SQL ( структурированный язык запросов). Результаты обучения Навыки проектирования базы данных. Аналитическое мышление
: Получение навыков структурного анализа при проектировании базы данных. Критическое мышление
: Оценка возможностей пилотного проекта базы данных. Практические навыки
: Проектирование базы данных. Навыки разработки моделей на каждом из этапов проектирования базы данных. Программа модуля Неделя
Лекции и семинары
Компьютерные занятия
Задания для самостоятельной работы
11 Лекция
: Основные направления развития методов обработки и хранения информации.
Организационный аспект разработки и сопровождения базы данных
. Архитектура баз данных. Принципы проектирования баз данных. Модели баз данных. Основные функции систем управления базами данных (СУБД). Эволюция систем управления баз данными. . 12 Рабочий семинар
: Работа над проектом базы данных. Задание 20. Практикум по курсу Информационные технологии электронного бизнеса «Методология проектирования баз данных». . Проект по указанию преподавателя. 12 Лекция
:Концептуальное моделировании баз данных. Логическое и физическое моделирование баз данных. 13 Рабочий семинар
: Работа над проектом базы данных. Задание 20. Практикум по курсу Информационные технологии электронного бизнеса «Методология проектирования баз данных». Проект по указанию преподавателя. 13 Лекция
: Базовые понятия реляционных базы данных. Управление реляционными базами данных. Язык SQL (структурированный язык запросов). 14 Рабочий семинар
: Работа над проектом базы данных. Задание 20. Практикум по курсу Информационные технологии электронного бизнеса «Методология проектирования баз данных». Проект по указанию преподавателя. 15 Рабочий семинар
: Презентация проектов баз данных. Задание 20. Проект по указанию преподавателя. Учебные материалы и источники для самоподготовки Другие материалы
. Источники Интернет-ресурсов, рекомендованные к изучению материалов Главы 7 учебного пособия «Электронный бизнес». Технические и практические аспекты: On-line пособие по курсу «Электронный бизнес». Приложение MS Office. Приложение MS Access. Тема 8.
Технологии создания Web-сайтов
Основные характеристики Уровень сложности темы 2 Описание темы Web-сайт в электронном бизнесе. Роль и функции Web-сайта в электронном маркетинге. Корпоративные порталы в реализации электронного бизнеса. Принципы проектирования Web-сайтов. Классификация Web-сайтов. Этапы проектирования Web-сайтов. Технические аспекты и практика реализации Web-сайтов. Основы Web-программирования. Основы HTML. Основы XML. Средства Microsoft Office для создания Web-сайтов. Создание Web-страницы средствами Word. Создание Web-страницы средствами Excel. Создание Web-страницы средствами PowerPoint. Создание Web-страницы средствами MS FrontPage. Результаты обучения Навыки проектирования Web-сайтов. Аналитическое мышление
: Получение навыков структурного анализа при проектировании Web-сайтов. Критическое мышление
: Оценка возможностей инструментальных средств разработки Web-сайтов. Практические навыки
: Проектирование Web-сайтов. Навыки программирования с использованием языка гипертекстовой разметки документов HTML, расширяемого языка разметки XML. Навыки работы в многофункциональных системах разработки и публикации сайтов. Программа модуля Неделя
Лекции и семинары
Компьютерные занятия
Задания для самостоятельной работы
14 Лекция
: Web-сайт в электронном бизнесе. Роль и функции Web-сайта в электронной коммерции. Корпоративные порталы в реализации электронного бизнеса. Принципы проектирования Web-сайтов. Классификация Web-сайтов. Этапы проектирования Web-сайтов. . Задание 24. Web-сайт – стремимся к совершенству 16 Рабочий семинар
: Разделы Web-сайта – основа информационной структуры проекта. Разработка Web-сайта Задание 13. Практикум по курсу Информационные технологии электронного бизнеса «Технология создания Web-сайтов» Задание 24. Web-сайт – стремимся к совершенству Проект по указанию преподавателя. 15 Лекция:
Технические аспекты и практика реализации Web-сайтов Основы Web-программирования. Основы HTML. Основы XML. Задание 24. Web-сайт – стремимся к совершенству Проект по указанию преподавателя. 17 Рабочий семинар
: Работа над проектом Web-сайта. Практикум по курсу Информационные технологии электронного бизнеса «Технология создания Web-сайтов» Задание 24. Web-сайт – стремимся к совершенству Проект по указанию преподавателя. 17 Рабочий семинар:
Презентация Web-
сайта.
Задание 24. Проект по указанию преподавателя Учебные материалы и источники для самоподготовки Другие материалы
. Источники Интернет-ресурсов, рекомендованные к изучению материалов Главы 7 учебного пособия «Электронный бизнес». Технические и практические аспекты: On-line пособие по курсу «Электронный бизнес». Приложение MS Office. Приложение MS Front Page. Тема 9.
Этические и правовые аспекты электронного бизнеса
Основные характеристики Уровень сложности темы 2 Описание темы Правовые аспекты электронного бизнеса. Законодательство, регулирующее электронную коммерцию на рынке в России и за рубежом. Основные объекты правового регулирования в области электронного бизнеса. Этические вопросы электронного бизнеса. Этические проблемы электронного бизнеса. Результаты обучения Освоение концептуальных основ правового регулирования в электронном бизнесе. Знакомство с нормами и правилами этики электронного бизнеса. Аналитическое мышление
: Анализ объектов правового регулирования электронного бизнеса. Критическое мышление
: Сравнительный анализ методов и подходов в области правового регулирования в электронном бизнесе. Практические навыки
: Освоение методов работы с первоисточниками в области действующего законодательства. Программа модуля Неделя
Лекции и семинары
Компьютерные занятия
Задания для самостоятельной работы
16 Лекция
: Этические и правовые аспекты электронного бизнеса Задание 38 (1,2) Задание 38 (3-6) Тема а 9. Тема а 10. Учебные материалы и источники для самоподготовки Другие материалы
. Источники Интернет-ресурсов, рекомендованные к изучению материалов Главы 5 учебного пособия «Электронный бизнес». Технические и практические аспекты: On-line пособие по курсу «Электронный бизнес». Приложение MS Office. Приложение MS Outlook Express.
|