Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 11

 

Поиск            

 

Пособие учебно-методическое для студентов, обучающихся по специальности №020700 История

 

             

Пособие учебно-методическое для студентов, обучающихся по специальности №020700 История

Российский государственный гуманитарный университет

ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Ю.Э. Шустова

РУССКАЯ ХРОНОЛОГИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Для студентов, обучающихся по специальности

№ 020700 - История,

№ 020800 - Историко-архивоведение,

№ 021000 - Музеология,

№ 020600 - Культурология,

№ 022200 - Религиоведение,

№ 020900 - Искусствоведение,

№ 021700 - Филология.

Москва - 2003


ББК

Русская хронология:

Учебно-методическое пособие

Автор-составитель:

канд.ист.наук Ю.Э. Шустова

Ответственный редактор

д-р ист. наук, проф. Е.И. Каменцева

© РГГУ, 2003

© Шустова Ю.Э., 2003

Оглавление

Введение

Хронология (от греческих слов cronoz - время и logoz - слово, учение) – наука об измерении времени. Хронология является такой научной областью, в которой астрономия тесно соприкасается с историей. Она изучает как астрономические основы календаря (закономерности движения небесных тел – Земли, Луны, Солнца, комет; условия наступления солнечных и лунных затмений, определение возможности их наблюдения в конкретном пункте Земли), так и историю развития календарных систем у разных народов, способы датировки событий. Существует два раздела науки о времени: математическая и историческая. Математическая хронология изучает способы определения, измерения астрономического времени путем исследования движения астрономических тел. Историческая хронология – вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает историю формирования и эволюции систем времясчисления, календари, представление о времени в обществе на разных этапах исторического развития.

Объектом изучения исторической хронологии как вспомогательной исторической дисциплины является изучение исторических источников, содержащих информацию о тех или иных единицах или способах измерения времени. Предмет исторической хронологии – изучение систем измерения и счета времени, их происхождение и эволюция в различных культурах, соотношение их между собой. Задачи исторической хронологии как науки – изучать все формы и методы счисления времени, вырабатывать методики перевода дат с одной хронологической системы на другую.

Историческая хронология в системе точного гуманитарного знания решает основную задачу: изучение комплекса исторических источников, содержащих календарно-хронологическую информацию, для установления эволюции представлений о счете времени и календаре в обществе с целью установления методов атрибуции, перевода и уточнения дат исторических источников для каждого исторического периода.

Представления о времени, единицах и способах счета времени различались у разных народов, в разных культурах. Системы счета времени и представления о нормах использования единиц счета времени менялись во времени. Например, теоцентричность средневековой культуры оказала существенное влияние на способы датировки средневековых источников, в которых указывались даты по церковным праздникам, причем как по неподвижным (бывшим ежегодно в определенное число месяца), так и по подвижным (переходящие на разные числа месяца соответственно переходу даты праздника Пасхи).

Исторические источники сохранили разные способы фиксирования времени тех или иных событий. Знакомясь с документами, необходимо правильное понимание способов датировки, которые использовались в разных системах времясчисления, и умение правильно соотносить элементы даты источника с современными единицами измерения времени. Это необходимо для установления точной даты исторического события или исторического источника.

Данное учебное пособие рассматривает методы работы с календарно-хронологической информацией, применительно к комплексу древнерусских и русских исторических источников XI-XX вв.

Цель учебно-методического пособия рассмотреть основные принципы и способы счета времени и его фиксации в древнерусских и русских исторических источниках XI-XX вв.; изложить системное знание о принципах, методе и технологии исследования заключенных в исторических источниках хронологических указаний или указаний на время совершения тех или иных событий; показать основные методы перевода дат на современную систему летосчисления.

Учебно-методическое пособие содержит справочные материалы по русской хронологии; знакомит с основными способами датировки, использовавшихся в русских исторических источниках; с основными элементами датировки, способами уточнения, проверки и перевода дат на современную систему летосчисления. При помощи формул и таблиц, содержащихся в учебном пособии, можно осуществлять:

- перевод дат на современную систему счета времени;

- проверку дат;

- определение и уточнение дат.

В пособии приведены примеры решения задач по хронологии, причем предлагаются разные способы их решения, а также схемы и диаграммы, которые могут помочь студентам в понимании и освоении основных вопросов курса русской хронологи.

Глава 1.

Понятие о мартовском, сентябрьском и ультрамартовском годе византийской эры

Для решения одной из главных задач хронологии – соотношение даты события с современной системой счета времени – необходимо:

1) соотнести номер года исторического события с современной системой счета лет;

2) соотнести начало года, в котором произошло историческое событие с современным новогодием.

§ 1. Счет времени у древних славян.

Древнейшим способом счета времени на Руси был счет сезонами, то есть за единицу отсчета брались циклические природные явления, повторяемые из года в год. Такой способ измерения времени сохранился в нашем языке и сегодня. В современном русском языке мы употребляем выражения " мне столько-то лет ", "с тех пор прошло много лет ", "он еще не совершеннолетний ". В этих выражениях мы употребляем слово "лет " как множественное число от слова "год ". Вплоть до ХIX в. чаще всего употребляли выражение "в лето такое-то" в значении "в таком-то году", "год такой-то". Представления об измерении времени "летом", то есть сезоном, временем года сохранялись в народе вплоть до ХХ в. Именно с сезоном как мерой времени связано выражение "сколько лет, сколько зим". В.Даль в своем толковом словаре приводит примеры измерения времени и другими сезонами, сезонными явлениями и работами: тулуп трех зим , соловей двух зим , борзая по другой осени , корова по четвертой траве , расшива по третьей воде , лошадь третью соху пашет, сокол трех мытей (линек).[1]

Слово "год" до XIX в. употреблялся преимущественно в книжной традиции. С конца XV в. в русских рукописях появились трактаты, объясняющие устройство года в Юлианском календаре. Среди них встречается различные аллегорические толкования времен года, например, в трактате "Некоего мудреца приложшаго круг лету к животу человечю": "Весна наречеся яко дева преукрашена… А се уже замуж шла, сему подобно лето. Лето же нарицается муж тих… А се уже старелася жившее с ним, сему подобна осен. Осен же есть подобна жене уже състаре… А се муж пръвыи еи мертв и другыи вдовець з детми ее понял и нареклася мачеха его детем, сему зима подобна".[2] В рукописях XVI в. подобные аллегории представлений о временах года получают дальнейшее распространение, например в трактате "О весне и лете и осени и зиме": весна "наречеся аки дева преукрашена", лето – "муж тих, богат и красен", осень – "подобна жене старее и богатее и многочадне", зима - "подобна есть жене мачехе злей".[3]

Помимо счета времени сезонами, славяне делили год на 12 месяцев, названия которых отражали характерные для данного отрезка времени природные особенности или важнейшие сельскохозяйственные работы (травень – время цветения трав; серпень – время жатвы; листопад – пора опадания листвы с деревьев). Практически во всех современных славянских языках сохранились исконные названия месяцев (см. Табл. 1).

Табл. 1. Названия месяцев в славянских языках

Современные русские названия

Старославянские

названия

Современные

украинские названия

Современные

белорусские названия

Современные

польские названия

Январь

Сечень, Просинец

Січень

Студзень

Styczeń

Февраль

Лютый

Лютий

Люты

Luty

Март

Березозоль, Сухый

Березень

Сакавік

Marzec

Апрель

Цветень

Квітень

Красавік

Kwiecień

Май

Травень

Травень

Май

Maj

Июнь

Червень, Изок

Червень

Чэрвень

Czerwiec

Июль

Липец

Липень

Ліпень

Lipiec

Август

Серпень, Зарев

Серпень

Жнівень

Sierpień

Сентябрь

Вересень, Рюень

Вересень

Верасень

Wrzesień

Октябрь

Листопад

Жоврень

Кастрычнік

Październik

Ноябрь

Грудень

Листопад

Лістопад

Listopad

Декабрь

Студень

Грудень

Снежань

Grudzień

Начало года у древних славян связывалось с началом природного цикла. Обычно начало года связывалось с появлением новой Луны в первые весенние дни, когда таяли снега и природа просыпалась после долгого зимнего сна. Таким образом начало весны символизировало и начало года. Но соотнесение новогодия с первым весенним новолунием приходилось каждый раз на разные числа юлианского календаря, который был известен древним славянам. После принятия юлианского календаря новогодие было связано с первым числом первого весеннего месяца – 1 марта.

С принятием христианства на Руси была введена официально византийская система летосчисления. Во-первых, была позаимствована эра , то есть система счета годов, начиная с определенной точки. В Х в. в Византии господствовала эра "от сотворения мира". За точку отсчета этой эры брался рассчитанный на основании библейских текстов день сотворения Богом мира ­– мира людей, то есть времени исторического. Расчеты строились исходя из представлений сколько лет прошло "от Адама до Христа", то есть от сотворения Богом первого человека, до рождества Иисуса Христа. Поэтому в источниках можно встретить такие названия византийской эры: "въ лhто ^ сотворениа мира" или "...^ созданиа мира", " ^ зачала мира", " ^ Адама".

Согласно Византийской или Константинопольской эре, от сотворения мира до рождества Христова (от Адама до Христа) прошло 5508 лет. Именно эта эра была позаимствована при крещении в Древней Руси. Но принятая из Византии система счета лет от сотворения мира и Юлианский календарь не соотносились с привычной на Руси системой новогодия. Новый год в Византии начинался 1 сентября, то есть сотворение Адама имело место 1 сентября 1 года эры от сотворения мира. Именно с 1 сентября начинался на Руси церковный год. Но продолжало существовать и другое новогодие, связанное с извечными представлениями славян о возрождении природы с наступлением весны как символа начала новой жизни и начала нового года. Счет новолетий в повседневной жизни, в том числе и административной, считали с наступлением календарной весны – 1 марта. Таким образом, позаимствовав систему счета лет (эру), систему счета дней в году (юлианский календарь[4] ), Древняя Русь частично сохранила свою систему новогодия. Система новогодий в пределах одной эры называется стилем .

-

!

Стиль – система новогодий в пределах одной эры.

Но если система счета лет употреблялась византийская, то как же соотнести с ней мартовскую систему новогодия, ведь промежуток времени от марта до сентября составляет полгода? Начало года с одним порядковым номером в системе счета от сотворения мира могло вестись либо за полгода до наступления этого года по сентябрьской системе новогодия, либо спустя полгода после наступления нового года по сентябрьскому новогодию. Таким образом мартовский год мог быть либо на полгода "моложе" сентябрьского или на полгода "старше".

1 марта 1 сентября 1 марта


6700 г. 6700 г. 6700 г.

Например, 6700 год мог начаться 1 марта и до наступления 6700 года по сентябрьскому стилю. Либо 6700 год по мартовскому стилю мог начинаться тогда, когда половина этого года по сентябрьскому стилю прошла.

В Древней Руси использовались обе схемы соотношения номера года по мартовскому стилю с сентябрьским. Мартовский год, который начинается раньше сентябрьского, получил в хронологии название ультрамартовского .[5]

Табл. 2. Соотношение месяцев года с одним порядковым.

Ультрамартовский стиль

Сентябрьский стиль (Византийский)

Мартовский стиль

Март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

Сентябрь

октябрь

Октябрь

ноябрь

Ноябрь

декабрь

Декабрь

январь

Январь

февраль

Февраль

Март

Март

Апрель

апрель

май

май

Июнь

июнь

Июль

июль

Август

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

Последняя половина ультрамартовского года с одним номером совпадала с первой половиной сентябрьского года, со второй половиной года по сентябрьскому новогодию совпадала первая половина мартовского года, а вот областей совпадения между ультрамартовским и мартовским стилей нет. Когда год, например 6700, по ультрамартовскому стилю закончился, по мартовскому стилю он только начался, другими словами 6700 г. по ультрамартовскому стилю полностью соответствует 6699 г. по мартовскому стилю. Этим объясняется расхождения на единицу в датировках исторических событий в летописях. Например, смерть Андрея Боголюбского одни источники датируют 6682 г. по мартовскому стилю, а другие – 6683 г. по ультрамартовскому стилю.

Употребление трех стилей параллельно встречается в источниках до начала XIV в. Причем для богослужебных источников характерно употребление сентябрьского стиля, а в светских предпочтение отдавалось новогодиям весенним. В XIV в. в летописях устанавливается господство мартовского новогодия, а также появляются сентябрьские датировки событий, встречающиеся ранее преимущественно в памятниках религиозного и церковнослужебного содержания.

С конца XV в. (7000 г. по эре от сотворения мира или 1492 г. по эре от рождества Христова) устанавливается господство сентябрьского стиля, то есть смена новогодий происходила 1 сентября. Однако ультрамартовские датировки встречаются и в более поздних источниках до XVII в., преимущественно южнославянского происхождения. Например, венецианские кириллические издания датировались по ультрамартовскому стилю (работа над Служебником (Венеция: типография Божидара Вуковича, 1519) была закончена 7 июля "в лето 7028, а от Рождества Христова 1519).[6]

Знание стиля, по которому датировано историческое событие, важно в первую очередь для точного перевода даты из системы летосчисления от сотворения мира в современную систему летосчисления от рождества Христова, причем нужно учитывать, что мы живем по январскому стилю, то есть когда новый год наступает 1 января (см. Табл.3.).

Точно перевести дату на современную систему летосчисления можно, если известно, по какому стилю дана дата.

Табл. 3.

а) Соотношение стилей эры от сотворения мира с современным счетом времени

Эра от Рождества Христова

Эра от сотворения мира

Январский стиль

Январский стиль

Ультрамартов-ский стиль

Сентябрьский стиль

Мартовский стиль

1 марта 5511 г.

1 марта 5510 г.

Февраль

февраль

1 января 2 г. по РХ (н. э.)

1 января 5510 г.

Январь

январь

декабрь

декабрь

Декабрь

декабрь

ноябрь

ноябрь

Ноябрь

ноябрь

октябрь

октябрь

Октябрь

октябрь

сентябрь

сентябрь

Сентябрь

1 сентября 5510 г.

сентябрь

август

август

Август

август

август

июль

июль

Июль

июль

июль

июнь

июнь

Июнь

июнь

июнь

май

май

Май

май

май

апрель

апрель

Апрель

апрель

апрель

март

март

1 марта 5510 г.

март

1 марта 5509 г.

Февраль

февраль

февраль

февраль

февраль

1 января 1 г. по РХ (н. э.)

1 января 5509 г.

1 января 5509 г.

1 января 5509 г.

январь

25 декабря 1 г. До РХ (до н.э.)

25 декабря 5508г.

25 декабря 5509г.

25 декабря 5509г.

25 декабря 5508г.

Декабрь

декабрь

Декабрь

декабрь

декабрь

ноябрь

ноябрь

Ноябрь

ноябрь

ноябрь

октябрь

октябрь

Октябрь

октябрь

октябрь

сентябрь

сентябрь

Сентябрь

1 сентября 5509 г.

сентябрь

август

август

Август

август

август

июль

июль

Июль

июль

июль

июнь

июнь

Июнь

июнь

июнь

май

май

Май

май

май

апрель

апрель

Апрель

апрель

апрель

март

март

1 марта 5509 г.

март

1 марта 5508 г.

Февраль

февраль

Февраль

февраль

1 января 1 г. До РХ (до н. э.)

1 января 5508 г.

Январь

январь

Декабрь

декабрь

Ноябрь

ноябрь

Октябрь

октябрь

Сентябрь

1 сентября 5508 г.

Август

Июль

Июнь

Май

Апрель

1 марта 5508 г.

СОТВОРЕНИЕ МИРА


б) Соотношение ультраматровского, сентябрьского, мартовского годов с январским.

Месяцы

Ультрамартовский год

Сентябрьский

год

Мартовский год

Январский год

Январь

6757

6577

6576

1249

Февраль

Март

6758

6577

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

6758

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

1250

Февраль

Март

6759

6758

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

6759

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

1251

Февраль

Март

6760

6759

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

§ 2. Перевод даты по ультрамартовскому стилю на современную систему летосчисления.

Если событие приходится на период времени между мартом и декабрем (включительно), для перевода в современную систему счета времени необходимо от даты по эре от сотворения мира отнять 5509 лет. Если событие приходится на январь – февраль, вычитаем 5508 лет.

-

Март-декабрь

Январь-февраль

Ультрамартовский год

– 5508

!

–5509

–5508

– 5509

Задача 1:

Перевести в современную систему летосчисления дату, приведенную по ультрамартовскому стилю: 18 июля 6793 г.

Решение:

Так как дата приведена по ультрамартовскому стилю, то для месяца июля вычитаем 5509.

6793 – 5509 = 1284.

Ответ: Дата 18 июля 6793 г. соответствует 18 июля 1284 г.

Задача 2:

Перевести в современную систему летосчисления дату, приведенную по ультрамартовскому стилю: 6 февраля 6865 г.

Решение:

Так как дата приведена по ультрамартовскому стилю, то для месяца февраля вычитаем 5508.

6865 – 5508 = 1357.

Ответ: Дата 6 февраля 6865 г. соответствует 6 февраля 1357 г.

§ 3. Перевод даты по сентябрьскому стилю на современную систему летосчисления.

Если событие приходится на период времени между сентябрем и декабрем (включительно), для перевода в современную систему счета времени необходимо от даты по эре от сотворения мира отнять 5509 лет. Если событие приходится на период времени между январем и августом (включительно), вычитаем 5508 лет.

-

!

Сентябрь-декабрь

5509

Январь-август

– 5508

– 5509

– 5508

Задача 1:

Перевести в современную систему летосчисления дату, приведенную по сентябрьскому стилю:

24 декабря 7034 г.

Решение:

Так как дата приведена по сентябрьскому стилю, то для месяца декабря вычитаем 5509.

7034– 5509 = 1525.

Ответ: Дата 24 декабря 7034 г. соответствует

24 декабря 1525 г.

Задача 2:

Перевести в современную систему летосчисления дату, приведенную по сентябрьскому стилю:

30 марта 7034 г.

Решение:

Так как дата приведена по сентябрьскому стилю, то для месяца марта вычитаем 5508.

7034 – 5508 = 1526.

Ответ: Дата 30 марта 7034 г. соответствует

30 марта 1526 г.

§ 4. Перевод даты по мартовскому стилю на современную систему летосчисления.

Если событие приходится на период времени между мартом и декабрем (включительно), для перевода в современную систему счета времени необходимо от даты по эре от сотворения мира отнять 5508 лет. Если событие приходится на январь – февраль, вычитаем 5507 лет.

-

Март-декабрь

Январь-февраль

!

–5508

–5507

Мартовский год

– 5507

– 5508

Задача 1:

Перевести в современную систему летосчисления дату, приведенную по мартовскому стилю:

30 декабря 6712 г.

Решение:

Так как дата приведена по мартовскому стилю, то для месяца декабря вычитаем 5508.

6712– 5508 = 1204.

Ответ: Дата 30 декабря 6712 г. соответствует

30 декабря 1204 г.

Задача 2:

Перевести в современную систему летосчисления дату, приведенную по мартовскому стилю:

8 января 6849 г.

Решение:

Так как дата приведена по мартовскому стилю, то для месяца января вычитаем 5507.

6849 – 5507 = 1342.

Ответ: Дата 8 января 6849 г. соответствует

8 января 1342 г.


Если указание на месяц события отсутствует, установить точно номер январского года по эре от Рождества Христова нельзя. В таком случае от даты следует вычитать две возможные для этого стиля цифры.

Задача 1:

Перевести в современную систему летосчисления дату, приведенную по ультрамартовскому стилю:

6632 г.

Решение:

Так как дата приведена по ультрамартовскому стилю, то при переводе в современную систему летоисчисления следует вычитать 5508 и 5509.

6632 – 5508 = 1124.

6632 – 5509 = 1123.

Ответ: Дата 6632 г. соответствует 1123/24 г.

Задача 2:

Перевести в современную систему летосчисления дату, приведенную по мартовскому стилю:

6668 г.

Решение:

Так как дата приведена по мартовскому стилю, то при переводе в современную систему летоисчисления следует вычитать 5507 и 5508.

6668 – 5507 = 1161.

6668 – 5508 = 1160.

Ответ: Дата 6668 г. соответствует 1160/61 г.

Задача 3:

Перевести в современную систему летосчисления дату, приведенную по сентябрьскому стилю: 7005 г.

Решение:

Так как дата приведена по сентябрьскому стилю, то при переводе в современную систему летоисчисления следует вычитать 5508 и 5509.

7005 – 5508 = 1497.

7005 – 5509 = 1496.

Ответ: Дата 7005 г. соответствует 1496/97 г.

§ 5. Календарные реформы на Руси и стиль

Установление единого сентябрьского стиля

С приближением "осьмой тысящи" лет на Руси возрастали эсхатологические[7] настроения. Они исходили из так называемой Библейской хронологии, на основании которой была рассчитана точка отсчета эры от Сотворения мира. Исходя из шести дней творения мира Богом, считали, что и история человечества продлится шесть дней Господа, то есть 6 тысяч земных лет. Наступление "светопреставления" ожидали по истечении полной седмицы. Конец 7-го тысячелетия был связан с целым рядом "предзнаменований" о конце света, главнейшим из которых на Руси считали падение Константинополя – столицы православия. В ожидании конца света даже расчеты празднования Пасхи – главного христианского праздника – велись только до 7000 года. На одной из пасхальных таблиц сделана приписка: "Зде страх, зде скорбь, зде беда велика в распятии Христове сии круг бысть, и се лето на конци явися, в ня же чаем всемирное твое пришествие, о владыко...".[8] Но роковой год миновал благополучно и в сентябре наступившего 7001 (1492) г. на Московском церковном соборе было принято решение об утверждение пасхальных таблиц на первые 70 лет "осьмой тысящи", составленные новгородским архиепископом Геннадием. На этом же соборе было принято решение о перенесении церковного новогодия с 1 марта на 1 сентября и о едином новогодии (гражданском и церковном) для всей Московии – 1 сентября.

С 7001 (1492) г. на Руси устанавливается господство сентябрьского стиля. Эта система новогодия просуществовала до календарной реформы Петра I.

Установление январского стиля

Январский стиль впервые был установлен в 46 г. до н.э. в связи календарной реформой Юлия Цезаря. Ведение Юлианского календаря было согласовано с началом административного года в Риме и с лунным циклом. Однако впоследствии январское новогодие было заменено в разных странах Европы разными стилями (сентябрьским, рождественским, благовещенским, пасхальным и др.). С XV в. европейские страны переходят на январское новогодие. В источниках украинского и белорусского происхождения январский стиль встречается с XVI в.

20 декабря 7208 г. Петр I подписал указ, согласно которому вводилась новая эра – эра от Рождества Христова, по которой шел 1699 г. Кроме того, начало гражданского года устанавливалось 1 января. Только без малого четыре месяца назад, 1 сентября, в России начался новый 7208 год от сотворения мира, а указ Петра предписывал вновь отметить новый год 1 января, причем 1700 по эре от Рождества Христова.

Введение новой системы летосчисления, одинаковой с системами счета времени практически всех европейских стран, имело большое значение, и это подчеркивалось во вступительной части указа: "Великий Государь указал сказать: известно Ему, Великому Государю, что не только во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: валахи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые великого государя подданные черкасы (малороссияне) и все греки, от которых вера наше православная принята, – все те народы согласно лета свои считают от рождества Христова, а не от создания мира". Согласно указу, с 1 января 1700 г. "во всяких приказных и мирских делах лета писать и числить годы Генваря с 1 числа 7208 года и считать сего от Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1700 году". После короткого 7208 г., длившегося всего 4 месяца (с 1 сентября по 31 декабря), в Москве было торжественно отмечено начало нового года и нового века – 1 января 1700 г.

Однако указ Петра I распространялся только на "мирские" дела. С 1700 г. в России опять присутствует два календарных стиля: гражданский (1 января) и церковный (1 сентября). Сентябрьское новолетие ("индиктовое") сохраняется в Русской православной церкви и сегодня, именно с сентября начинается новый церковный богослужебный цикл.

Петр знал, какие трудности будут связаны с введением этой реформы, и это при том, что христианскому народу предлагалось ввести летосчисление от Рождества основателя веры. Именно поэтому акцент во вступительной части указа был сделан не на пример распространения этой системы летосчисления в Западноевропейских стран, а на авторитет близких по вере народов, которые уже приняли новую систему времяисчисления. Введение общепринятой эры и январского новогодия облегчало торговые, культурные и научные связи России со странами Западной реформы.

Указ о реформе календаря отличался от многих других петровских указов гибкостью, в нем учитывалась консервативность человеческого мышления, реальная трудность перехода на совершенно новую систему счета времени. В петровском указе допускалось временное использование наряду с новыми датами старых: "А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от рождества Христова, сряду... свободно". Петр I предусмотрел и возможные осложнения религиозного характера. Именно поэтому календарная реформа не была полной. Чтобы не обострять отношений с духовенством, был сохранен Юлианский календарь, в то время как многие страны Европы еще в конце XVI в. перешли на Григорианский календарь. Не лишним будет напомнить, что православная церковь до сих пор живет по Юлианскому календарю, наша страна перешла на Григорианский – в 1918 г., а разница между этими календарями сейчас соcтавляет 13 дней.

Петр I стремился приурочить календарную реформу к круглой и знаменательной дате, считая наступление нового века по эре от Рождества Христова 1 января 1700 года. Но 1700 год был последним годом XVII столетия, а первым годом нового XVIII века был 1701 год.

Петру I мы обязаны не только соотнесением нашей системы летосчисления с общепринятой европейской, но именно ему мы должны быть благодарны за рождение самого праздника встречи Нового года с привычными для каждого с детства атрибутами: поздравлением друг друга с наступлением нового года и с непременными пожеланиями счастья, нарядно украшенная елка, подарки, фейерверки. До Петра I наступление нового года праздником не считалось, напротив, церковь осуждала те или иные обряды, связанные с наступлением Нового года, считая их проявлением язычества. Однако в европейских странах уже с XV в. Новый год был пожалуй единственным "светским" праздником, и поздравлять друг друга с этим знаменательным днем считалось обязательным.

Интересен по этому поводу факт из жизни князя Андрея Михайловича Курбского, бежавшего от Ивана Грозного в Польшу в 1563 г. Получив письменное поздравление с новым 1576 годом от одного из самых знатных и влиятельных представителей православного дворянства Василия Древинского, Курбский разразился гневным возмущением по этому поводу: "О, смеха достойное поздравление и надругательство полное". Он сетовал, что такой дерзкий поступок не мог совершить христианин, а только варвар. Князь Андрей не понимал, как можно поздравлять с тем, что не зависит ни от человека, ни от Бога, так как смена лет происходит независимо от человека по извечным законам бытия. И впредь Курбский велел не срамить его подобными поздравлениями, которые противоречат здравому смыслу, а вместо этого "языческого" праздника Курбский требовал поздравления с Рождеством Христовым и Богоявлением – важнейшими христианскими праздниками.

Видимо, Курбский высказал характерное для Руси XVI – XVII вв. отношение к празднованию нового года. Поэтому введение праздника по случаю наступления нового гражданского года тоже можно считать достаточно радикальной реформой. Однако эта традиция довольно быстро прижилась в России, как и многие "европейские" нововведения Петра I.

Глава 2.

Определение стиля датировок

§ 1. Определение стиля по расположению месяцев в текстах летописей

Если нам не известно, по какому стилю приведена дата, необходимо использовать дополнительные сведения, которые могут помочь установить стиль даты и точно перевести дату события на современную систему летосчисления. Такие сведения могут быть получены из текста самого источника, например, расположение событий по месяцам в году с указанием новогодия. Так, в 1-й Новгородской летописи, содержится указание на начало года в марте месяце: "В лhто 6645 наступущу в 7 марта"; в Московском летописном своде конца XV в. читаем: "В лhто 6980. Мhсяца сентября 1 день в начале индикта, еже есть новое лhто, на память преподобного Симеона Столпника". Иногда может быть указание на конец года, например, в Лаврентьевской летописи описание событий 6646 г. заканчивается сообщением о событиях февраля.

Определению стиля летописных дат может способствовать изложение событий в пределах одного года. Если события одного года излагаются в последовательности: октябрь, январь, май, август, то можно считать, что датировка велась по сентябрьскому стилю. Если же повествование ведется: март, июнь, август, ноябрь, январь, то можно утверждать, что речь идет о мартовском стиле.

Например, в Лаврентьевской летописи события 6634 г. описаны так: "В лето 6634 г. постави князь Ярополкъ игумена Марка... месяца октября в 4 день. В то же лето преставися митрополит Никита месяца марта в 9 день, а княгини Володимеря преставися месяца июня в 11 день, в то же лето потрясеся земля месяца августа в 1 день".[9] События одного года описываются в следующей последовательности: октябрь, март, июнь, август. Отсюда следует, что события в этой летописной статье датируются сентябрьским стилем. Но события следующего года в той же Лаврентьевской летописи описаны следующим образом: "Въ лето 6635 преставися Святополчичь меншии Брячиславъ месяца марта в 28 день... В то же лето посла князь Мстиславъ братю свою на Кривиче...месяца августа в 4 день... В се же лето преставися Изяславъ Святополчичь месяца декабря в 13 день...".[10] События располагаются в такой последовательности: март, август, декабрь одного года. Следовательно, можно предположить, что счет ведется по мартовскому новогодию, однако в данном случае сложно говорить по какому из двух возможных мартовских новогодий приведены даты. События 6697 г. описаны следующим образом: "В лето 6697 князь великыи Всеволодъ отда дчерь свою Верхуславу Белугороду за Рюриковича Ростислава месяца иуля въ 30 день... Того ж лета преставися Глеб княжичь месяца семтября въ 29 день. Того ж лета преставися благоверныи и блаженыи епископъ Лука Ростовскыи и Володимерьскыи месяца ноября въ 10 день...".[11] События одного года располагаются в такой последовательности: июль, сентябрь, ноябрь, значит здесь так же речь идет о мартовском начале года.

Однако не всегда подобным образом можно установить стиль даты, так как летописи – компилятивные источники и могут содержать записи из разных более ранних списков не всегда согласованные друг с другом. Например, события в "Повести временных лет" 6610 г. по Лаврентьевскому списку описаны в такой последовательности: "Въ лето 6610 выбеже Ярославъ Ярополчичь ис Кыева месяца октября въ 1... Том же лета месяца декабря въ 20 приде Мстиславъ сынъ Володимеръ с новгородци... Въ то же лето бысь знаменье на небеси месяца генваря въ 29 день... Въ то же лето бысь знаменье в Луне месяца февраля въ 5 день, тогож месяца въ 7 день бысь знаменье в Солнци. В се ж лето преставися Ярославъ Ярополчичь месяца августа въ 11 день. В се же лето ведена бысь дщи Святополча Сбыслава в Ляхы за Болеслава месяца ноября въ 16 день".[12] События одного года описаны здесь в такой последовательности: октябрь, декабрь, январь, февраль, август, ноябрь. Следовательно под одним годом описаны события за 13 месяцев, то есть более года, поэтому для установления стиля дат описанных событий следует использовать другие методы. В данном случае помочь установлению стиля датировки могут дополнительные сведения, а именно указания на астрономические явления (затмения Луны и Солнца).

Установить стиль даты можно на основании сведений из нескольких источников, сопоставляя датировки одних и тех же событий. Часто помогают установить стиль другие элементы датировки. Помимо указания на число месяца и год источники содержат другие сведения о времени события – индикт, день недели, астрономические явления (солнечные и лунные затмения, появление комет и пр.), круг Солнца, круг Луны. Эти же сведения могут быть использованы для уточнения и проверки дат.

§ 2. Понятие об индикте

В Древнем Риме с VI в. до н.э. для сбора податей существовали 5-летние периоды – люстры. Все граждане должны были через каждые 5 лет являться на Марсово поле для объявления о численном составе семьи и размерах имущества. Собрание граждан заканчивалось приношением богам очистительных жертв, поэтому пятилетние переписи населения получили название очистительной переписи (Census lustralis). Диоклетиан ввел провозглашение (indictio) размера налога с населения раз в пять лет, а перепись населения – раз в 15 лет. Юлий Цезарь распространил люстрацию (сбор податей) на все провинции своей империи, при сборе налогов было установлено, что в первое пятилетие собирались подати железом и медью, на производство оружия и воинских доспехов; во второе – серебром, на жалование воинам и чиновникам; в третье – золотом, на украшение храмов. Совершение трех люстр, за которые нужно было собрать с империи троякого рода подати, и перепись населения с целью переоценки имущества и уточнения величины налогообложения, стали называть индиктионом (от лат. indiction – объявление, провозглашение), а порядковый номер года в пятнадцатилетнем цикле – индикцией или индиктом .

Официально счет лет по индиктам был введен в 312 г. императором Константином Великим, причем начало индиктиона считалось с 23 сентября – даты рождения первого римского императора Октавиана Августа, с которой начинался новый год во многих странах Востока. В 462 г. начало года и отсчет индиктов были перенесены на 1 сентября. Все юридические и исторические документы после обычной даты содержали указание на индикт. С 537 г. при императоре Юстиниане датировка документов по индиктам стала обязательной. Обычай датировать события по индиктам был позаимствован многими странами Западной Европы, причем средневековая хронология относила первый год первого индиктиона к 1 сентября 312 г. В XVIII в. счет годов по индиктам сохранился только в церковных актах. В Священной Римской империи этот способ датировки официально существовал до 1806 г.

С принятием христианства Древняя Русь позаимствовала у Византии не только эру от сотворения мира, но и практику счета лет по индиктам. Причем смена индикта происходила 1 сентября. Именно 1 сентября в Древней Руси начинался церковный год. Церковно-служебные книги XI–XIV вв. указывают на сентябрьское начало года: "Начатъкъ же сущих книгъ въ пьрвый септября мhсяца есть, въ тъ бо день начатъкъ всего лhта". В источниках встречается указание на индикт в смысле сентябрьского стиля даты: "Пишу по индикту", что следует понимать как сентябрьское новогодие. Слово "индикт" в русских источниках XII – XVIII вв. употреблялось в некоторых других значениях.[13]

Указание на индикт в исторических источниках помогает установить стиль даты, а также уточнить дату.

§ 3. Определение индикта

В основу расчета индикта было положено представление, что начало счета индиктионов ведется от 1 сентября 1 года эры от Сотворения мира. При датировке события указывался только порядковый номер года в пятнадцатилетнем цикле. Вычислять индикт текущего года умели в Древней Руси, о чем свидетельствует трактат 1136 г. диакона новгородского Антониева монастыря Кирика "Учение им же ведати человеку числа всех лет", в котором специальная глава посвящена методике вычисления индикта – "А вот наставление об индикте":

Егда же хощеши увhдати, которое лhто индикта, разложи вся лhта от зачала твари мира сего по 15, да что ти ся избудет послhдяго круга, то есть лhто индикта: аще 1, то 1, ащели двh лhтh, то въторое лhто будет индикт, ащели 15, то есть 5-е надесяте, и пакы начни от пръваго.

Да будет известно, что индикт начинается сентябрем месяцем, доходит до 15 лет т опять начинается; 15 лет – это круг индикта.

Если хочешь узнать, который идет год индикта, раздели все годы от начала мира на 15 и сколько лет от последнего круга останется, столько будет лет индикта; если один, по первый год, если два года, то второй год индикта, если же 15, то пятнадцатый, и опять начинай с первого.

Индикт вычисляется по формуле:

I = , где I – индикт; СМ – год от сотворения мира, – остаток от деления.

Если в результате деления года на 15 остатка не получилось, то индикт будет равен 15.

-

!

Индикт – порядковый номер года в пятнадцатилетнем цикле.

Смена индиктов происходит 1 сентября.

I =

Задача 1 : Определить индикт для 6854 г.

Решение : Вычисляем индикт по формуле:

I = = = 14.

Ответ : Индикт 6854 г. – 14 .

Задача 2 : Определить индикт для 6915 г.

Решение : Вычисляем индикт по формуле:

I = = = 0.

(6915 : 15 = 461 без остатка)

Ответ : Индикт 6915 г. – 15 .

Для определения индикта даты по эре от Рождества Христова можно:

а) перевести дату в эру от Сотворения мира, а затем вычислить индикт путем определения остатка от деления года от Сотворения мира на 15;

б) вычислить индикт по формуле:

I = , где I – индикт; РХ – год от Рождества Христова, – остаток от деления.[14]

Задача 1 : Определить индикт для 1548 г.

Решение : Переведем год по эре от Рождества Христова в эру от Сотворения мира:

1548 + 5508 = 7056.

Вычисляем индикт по формуле:

I = = = 6.

Ответ : Индикт 1548 г. – 6 .

Задача 2 : Определить индикт для 1479 г.

Решение : Вычисляем индикт по формуле:

I = = = 12.

Ответ : Индикт 1479 г. – 12 .

Определить индикт можно по таблице. В таблице 4 цифры тысяч и сотен нужного года следует искать в верхней части таблицы справа или слева, в зависимости от того, по какой эре дана дата. В середине таблицы отыскать десятки и единицы года. На пересечении вертикальной и горизонтальной линий от тысяч и сотен лет и от десятков и единиц лет будет находиться искомый индикт.

Например, индикт 6904 г. будет 4, так как на пересечение линий 6900 (верхняя часть таблицы) и 4 (середина таблицы) находится цифра 4.

Смена номеров индикта и стиль даты.

Смена номера индикта происходила 1 сентября, значит только для всех месяцев сентябрьского года индикт соответствовал рассчитанному по формуле или табличному.

Каждый январский год имеет два индикта: с января по август (включительно) индикт, полученный в результате вычисления по формуле или табличный; с сентября по декабрь (включительно) индикт больше полученного на 1 .

Каждый мартовский год имеет два индикта: с марта по август (включительно) индикт, полученный в результате вычисления по формуле или табличный; с сентября по февраль (включительно) индикт больше полученного на 1 .

Каждый ультрамартовский год имеет два индикта: с сентября по февраль (включительно) индикт, полученный в результате вычисления по формуле или табличный; с марта по август (включительно) индикт меньше полученного на 1 .

Проверяя указанный в историческом источнике индикт с полученным в результате вычисления по формуле или табличным значением, можно установить стиль даты, а следовательно точно перевести ее в современную систему летосчисления.

Однако стиль даты точно определить по указнию на индикт бывает невозможно. Это связано с частичным совпадением индиктов для сентябрьского и ультрамартовского или для сентябрьского или ультрамартовского стилей. Однако перевод даты на современную систему летосчисления все равно можно будет сделать точно.

На схеме показано соотношение смены индикта, которое происходит всегда 1 сентября, а значит соответствует сентябрьскому стилю, с месяцами года ультрамартовского, мартовского и январского стиля.

... 5 индикт

6 индикт

7 индикт...

ультрамартовский год

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

сентябрьский год

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

мартовский год

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

январский год

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Табл. 4. Индикты

7300

7000

6700

6400

6100

5800

5500

7400

7100

6800

6500

6200

5900

5600

7500

7200

6900

6600

6300

6000

5700

От Сотворения мира

Тысячи и сотни лет

От

Рождества Христова

1800

1500

1200

900

600

300

0

1900

1600

1300

1000

700

400

100

2000

1700

1400

1100

800

500

200

10

5

15

0

15

30

45

60

74

90

3

13

8

11

6

1

1

16

31

46

61

76

91

4

14

9

12

7

2

2

17

32

47

62

77

92

5

15

10

13

8

3

3

18

33

48

63

78

93

6

1

11

14

9

4

4

19

34

49

64

79

94

7

2

12

15

10

5

5

20

35

50

65

80

95

8

3

13

1

11

6

6

21

36

51

66

81

96

9

4

14

2

12

7

7

22

37

52

67

82

97

10

5

15

3

13

8

8

23

38

53

68

83

98

11

6

1

4

14

9

9

24

39

54

69

84

99

12

7

2

5

15

10

10

25

40

55

70

85

13

8

3

6

1

11

11

26

41

56

71

86

14

9

4

7

2

12

12

27

42

57

72

87

15

10

5

8

3

13

13