Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 11
Кафедра физики И. И. ПРОНЕВИЧ, Р.Г. ПИНЧУК, В. Я. МАТЮШЕНКО ФИЗИКА
Ч а с т ь 2
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА Учебно-методическое пособие для студентов безотрывной формы обучения
Гомель 2008
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ “БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА” Кафедра физики ФИЗИКА
Ч а с т ь 2
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА Учебно-методическое пособие для студентов безотрывной формы обучения
Гомель 2008
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ “БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА” Кафедра физики ФИЗИКА Ч а с т ь 2 МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА Учебно-методическое пособие для студентов безотрывной формы обучения Одобрено методической комиссией строительного факультета Гомель 2009 УДК 53 (075.8) ББК 22.3 П90 Р е ц е н з е н т – доктор техн. наук, профессор О. В. Холодилов
( УО “БелГУТ ” ) Проневич И. И.
П81 Физика : учеб.-метод. пособие для студентов инж.-техн. специальностей безотрывной формы обучения: в 6 ч. Ч. 2. Молекулярная физика и термодинамика /
И. И. Проневич, Р. Г. Пинчук, И.В. Приходько, В. Я. Матюшенко ; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель : БелГУТ, 2008. – c. ISBN-978-985-468-334-8 Приведены общие методические указания, вопросы для изучения теоретического материала по разделам программы, основная и дополнительная литература, сведения из теории, примеры решения задач, задачи для контрольных работ и справочные таблицы по разделу "Молекулярная физика и термодинамика" программы курса физики. Предназначено для методического обеспечения самостоятельной работы по физике студентов инженерно-технических специальностей безотрывной формы обучения. УДК 53 (075.8)
ББК 22.3
ISBN
-978-985-468-334-8
© Проневич И. И., Пинчук Р. Г., Приходько И.В., Матюшенко В. Я., 2009 © Оформление. УО “БелГУТ”, 2009 ОБЩИЕ МЕТОДИЧКСКИЕ УКАЗАНИЯ Курс физики втузов делится на шесть разделов. В соответствии с этим учебный материал пособия разделен на три части, которые включают в себя по два раздела курса. Изучение каждого раздела сопровождается выполнением одной контрольной работы из восьми задач. Варианты задач контрольных работ выдаются преподавателем в конце соответствующей экзаменационной сессии. Процесс изучения курса физики студентом безотрывной формы обучения состоит из следующих основных этапов: самостоятельное изучение физики по учебной литературе, решение задач, выполнение контрольных работ и их защита преподавателю, выполнение лабораторных работ, сдача зачетов и экзаменов. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Этот вид занятий является главным в учебной работе студента безотрывной формы обучения. При этом необходимо руководствоваться следующим: 1 Курс физики необходимо изучать систематически в течение всего учебного процесса. Изучение курса в сжатые сроки перед экзаменом не дает глубоких и прочных знаний. 2 Избрав какой-нибудь учебник в качестве основного, студент должен придерживаться его при изучении всего курса или, по крайней мере, целого раздела. Замена одного учебника другим в процессе изучения ведет к утрате логической связи между отдельными вопросами. Если же основное пособие не дает полного ответа на отдельные вопросы программы, необходимо обратиться и к другой учебной литературе. 3 Работа над учебником сопровождается составлением конспекта, в котором записываются формулировки законов и выражающие их формулы, определения физических величин и единиц их измерения, выполняется чертеж и решаются типовые задачи. 4 Изучая курс физики, студент встречается с большим количеством единиц измерения, которые объединяются в Международную систему единиц (СИ). Студент должен помнить, что без основательного знания системы единиц, без умения пользоваться ими при решении физических задач невозможно усвоить курс физики и тем более применять физические знания на практике. Студент не должен ограничиваться только запоминанием физических формул. Он должен осмыслить их и уметь самостоятельно вывести. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Необходимым условием успешного изучения курса общей физики является систематическое решение задач, которое помогает уяснить физический смысл явлений, закрепить в памяти студента формулы, выработать навыки практического применения теоретических знаний. При решении задач необходимо: 1 Выбрать основные законы и формулы, которые используются при решении задачи, их формулировку, разъяснить буквенные обозначения, употребляемые при написании формул. 2 Сопровождать решение краткими исчерпывающими пояснениями. 3 Все величины, входящие в условие задачи, выразить в единицах СИ. Проверить размерность искомой величины, для этого подставить в правую часть полученной формулы вместо обозначений величин наименования их единиц и проверить, получается ли в результате единица искомой величины; верно полученная рабочая формула должна давать правильную размерность искомой величины. 4 В окончательную формулу, полученную в результате решения задачи в общем виде, подставить числовые значения, выраженные в единицах одной системы (СИ). Пренебрежение этим правилом приводит к неверному результату. 5 Произвести вычисления величин, подставленных в формулу, руководствуясь правилами приближенных вычислений, при необходимости– представлять результат в виде степенного числа. Записать в ответе числовое значение и размерность единицы измерения искомой величины в СИ. 6 Оценить правдоподобность полученного результата. Физические задачи весьма разнообразны, и дать единую схему их решения невозможно. Однако, как правило, физические задачи следует решать в общем виде, т. е. в буквенных выражениях, не производя вычисления промежуточных величин. Числовые значения подставляются только в окончательную рабочую формулу, выражающую искомую величину. Умение решать задачи приобретается длительными и систематическими упражнениями. ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Выполнение контрольных работ студентом и их рецензирование преследует две цели: во-первых, таким путем осуществляется контроль за самостоятельной работой студента; во-вторых, проверяется усвоение студентом соответствующего материала с целью оказать при необходимости ему помощь по вопросам, которые оказались слабо усвоены или не поняты студентом. По каждому разделу курса общей физики студент-заочник приступает к выполнению контрольных работ только после изучения материала, соответствующего данному разделу программы, внимательного ознакомления с приемами решения задач, приведенных в данном пособии по каждому разделу курса. При этом необходимо руководствоваться следующим : 1 Контрольные работы от первой до последней выполняются в обычной школьной тетради (каждая в отдельной тетради), только по условиям задач данного пособия. Замена какой-либо контрольной работы другой, взятой из аналогичного пособия, не допускается. 2 На лицевой стороне контрольной работы приводятся сведения по следующему образцу:
Контрольная работа № __ по физике (задачи № ) студента __ курса (группа ______ ) Иванова Ивана Ивановича Учебный шифр № ______________ 246028, г. Гомель, ул. им. Кожара, д. 27, кв. 15
3 Выполнять контрольные работы следует чернилами или шариковой ручкой. Каждая следующая задача должна начинаться с новой страницы. Условие задачи переписывается полностью, без сокращений. Для замечаний рецензента на страницах тетради оставляются поля. 4 Все решаемые задачи сопровождаются краткими, но исчерпывающими пояснениями, раскрывающими физический смысл употребляемых формул, и с обязательным выполнением основных правил решения задач. 5 В конце каждой контрольной работы студент-заочник должен привести название учебника или учебного пособия, которым он пользовался, автора и год издания, чтобы рецензент в случае необходимости мог конкретно указать, что следует студенту изучить для завершения контрольной работы. 6 Получив прорецензированную работу, студент обязан устранить недостатки, указанные рецензентом. 7 Если при рецензировании не зачтена, студент обязан послать ее на повторное рецензирование, включив в нее дополнительные решения тех задач, в которых были допущены ошибки. Работа над ошибками выполняется в той же тетради (в конце контрольной работы). 8 Студент является на экзаменационную сессию, получает на кафедре прорецензированные работы и по расписанию деканата защищает их преподавателю. Студент должен быть готов при защите контрольной работы дать пояснения по существу решения входящих в нее задач. Зачтенные контрольные работы остаются у экзаменатора. 1 ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ Введение
. Кинематика материальной точки
. Механическое движение. Система отсчета. Траектория. Перемещение и путь. Скорость и ускорение. Тангенциальное и нормальное ускорение. Движение материальной точки по окружности. Связь между линейными и угловыми характеристиками движения. Динамика материальной точки и тела, движущегося поступательно
. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила, масса. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. Силы в механике
. Виды сил в механике. Силы упругости. Силы трения. Силы тяжести. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле и его характеристики. Понятие об неинерциальных системах отсчета. Работа. Мощность. Консервативные и неконсервативные силы. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Закон сохранения энергии в механике. Динамика вращательного движения твердого тела
. Модель абсолютно твердого тела. Поступательное и вращательное движения тела. Центр инерции (масс) твердого тела. Момент инерции. Момент импульса. Момент силы. Основной закон механики вращательного движения. Закон сохранения момента импульса. Кинетическая энергия вращательного движения тела. Релятивистская механика
. Преобразования Галилея. Механический принцип относительности. Границы применимости классической механики. Постулаты Эйнштейна. Принципы относительности Эйнштейна. Преобразования Лоренца. Следствия, вытекающие из преобразований Лоренца (одновременность событий, сокращение длин и промежутков времени, релятивистский закон сложения скоростей). Релятивистская масса и импульс. Основной закон релятивистской динамики. Понятие энергии в релятивистской механике (энергия покоя, кинетическая, полная).Взаимосвязь массы и энергии. 2
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная
1 Савельев, И. В.
Курс общей физики : учеб. пособие для студентов втузов в 3 т. / И. В. Савельев. – 3-е изд., испр. – М. : Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987. – Т. 3 : Квантовая оптика. Атомная физика. Физика твердого тела. Физика атомного ядра и элементарных частиц – 320 с. 2 Детлаф, А. А.
Курс физики : учеб. пособие для втузов / А. А. Детлаф, Б. М. Яворский. – М. : Высш. шк., 1989. – 608 с. 3 Трофимова, Т. И.
Курс физики : учеб. пособие для вузов / Т. И. Трофимова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Высш. шк., 1997. – 542 с. 4 Трофимова, Т. И.
Сборник задач по курсу физики для втузов : учеб. пособие для вузов / Т. И. Трофимова. – 3-е изд. – М. : ОНИКС-21 век; Мир и Образование, 2005. – 383 с. 5 Чертов, А. Г.
Задачник по физике : учеб. пособие для втузов / А. Г. Чертов, А. А. Воробьев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Высш. шк., 1988. – 526 с. Дополнительная
1 Ландсберг, Г. С.
Оптика : учеб. пособие для студ. физ. спец. вузов / Г. С. Ландсберг. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Наука, 1976. – 926 с. 2 Волькенштейн, В. С.
Сборник задач по общему курсу физики / В. С. Волькенштейн. – 11-е изд., перераб. – М. : Наука, 1985. – 381 с. 3 Савельев, И. В.
Сборник задач и вопросов по общей физике : учеб. пособие / И. В. Савельев. – 2-е изд., перераб. – М. : Наука, 1988. – 288 с. 4 Чертов, А. Г.
Физические величины: (Терминология, определения, обозначения, размерности, единицы) / А. Г. Чертов. – М. : Высш. шк., 1990. – 334 с. 5 Сена, Л. И.
Единицы физических величин и их размерности : учеб. пособие для студ. вузов / Л. И. Сена. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Наука, 1977. – 335 с. 6 Яворский, Б. М.
Справочник по физике / Б. М. Яворский, А. А. Детлаф. – 3-е изд., испр. – М. : Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990. – 624 с. 7 Кухлинг, Х.
Справочник по физике : [пер с нем.] / Х. Кухлинг ; под ред. Е. М. Лейкина. – М. : Мир, 1982. – 520 с. 8 Сборник задач по физике / под общ. ред. М. С. Цедрика.
– 2-е изд., перераб. – Мн. : Выш. шк., 1976. – 320 с. 9 Физика: задания к практическим занятиям / под ред. Ж. П. Лагутиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн. : Выш. шк., 1989. – 236 с. 10 Новодворская, Е. М.
Методика проведения упражнений по физике во втузе / Е. М. Новодворская, Э. М. Дмитриева. – 3‑е изд., перераб. и доп. – М. : Высш. шк., 1981. – 318 с. 11 Иродов, И. Е.
Задачи по общей физике : учеб. пособие / И. Е. Иродов. – 2-е изд., перераб. – М. : Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1988.– 416 с. 12 Фирганг, Е. В.
Руководство к решению задач по курсу общей физики : учеб. пособие для студ. втузов / Е. В. Фирганг. – М. : Высш. шк., 1978. – 351 с. 13 Козел, С. М.
Сборник задач по физике : учеб. пособие / С. М. Козел, Э. И. Рашба, С. А. Славатинский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987. – 304 с. 3 СВЕДЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов Количество однородного вещества (в молях)
где N –
число молекул; NА
– постоянная Авогадро; m
– масса; m – – молярная масса вещества. Если система представляет собой смесь нескольких газов, то количество вещества системы где ni
, Ni
, mi
, mi
– соответственно количество вещества, число молекул, масса, молярная масса i
-й компоненты смеси. Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева-Клапейрона)
где р
– давление; V
– объем; m
– масса; m – молярная масса газа; R
– универсальная газовая постоянная; n – количество вещества; Т
– термодинамическая температура. Опытные газовые законы, являющиеся частными случаями уравнения состояния для изопроцессов: а) Закон Бойля-Мариотта (изотермический процесс – Т
= const, m
= = const): pV
= const, или для двух состояний газа: р
1
V
1
= p
2
V
2
; б) закон Гей-Люссака (изобарный процесс – p
= const, m
= const):
в) закон Шарля (изохорный процесс – V
=const, m
= const):
г) объединённый газовый закон (m
= const):
где р
1
, V
1
, Т
1
– давление, объём и температура газа в начальном состоянии; р
2
, V
2
, Т
2
– те же величины в конечном состоянии. Закон Дальтона, определяющий давление смеси n
идеальных газов, p
= p
1
+ p
2
+ ... + pn
, где pi
– парциальное давление i
-й компоненты смеси. Парциальным называется давление, которое производил бы этот газ, если бы только он один находился в сосуде, занятом смесью. Молярная масса смеси n
газов
где mi
и ni
– масса и количество вещества 1-го компонента смеси. Концентрация молекул
где N –
число молекул в системе; V –
объем системы; r – плотность вещества; NA
– число Авогадро. Формула справедлива для любого состояния вещества. Зависимость давления газа от концентрации молекул и температуры p
= n
kT,
где k – постоянная Больцмана. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеальных газов
где n
– концентрация молекул; m
0
– масса одной молекулы; m
– масса газа в объёме V
; <v
кв
> – средняя квадратичная скорость молекул; <e> – средняя кинетическая энергия поступательного движения молекул; Е
– суммарная кинетическая энергия поступательного движения всех молекул. Закон Максвелла распределения молекул идеального газа по скоростям
где f
(v
) – функция распределения молекул по скоростям, определяющая долю числа молекул, скорости которых лежат в интервале от v
до v
+ dv
. Число молекул, относительные скорости которых заключены в пределах от u
до u
+ du,
где u
= v
/v
в
– относительная скорость, равная отношению скорости молекул v
к наивероятнейшей скорости v
в
; f
(u
) – функция распределения по относительным скоростям. Распределение молекул по энергиям. Число молекул, энергии которых заключены в интервале от e до e + de,
где f
(e) – функция распределения по энергиям. Скорость молекул: наиболее вероятная – средняя квадратичная – средняя арифметическая – где m
0
– масса молекулы. Средняя кинетическая энергия поступательного движения молекулы
Средняя полная кинетическая энергия молекулы
где i
– число степеней свободы молекулы. Барометрическая формула
где рh
и р
0
- давление газа на высоте h
и h
0
. Распределение Больцмана во внешнем потенциальном поле
где n
– концентрация частиц; n
0
– концентрация частиц в точках, где U
= 0. U
– их потенциальная энергия. Cреднее число соударений, испытываемых молекулой газа за 1 с,
где d
– эффективный диаметр молекулы; n
– концентрация молекул; áv
ñ – средняя арифметическая скорость молекулы. Средняя длина свободного пробега молекул газа
Импульс, переносимый молекулами из одного слоя газа в другой через элемент поверхности площадью DS
за время dt,
где h – динамическая вязкость газа; dv
/dz
– поперечный градиент скорости течения его слоев. Динамическая вязкость
где r – плотность газа (жидкости). Закон Ньютона для силы внутреннего трения (вязкости) между слоями площадью DS
Закон теплопроводности Фурье
где DQ
– теплота, прошедшая посредством теплопроводности через площадку S
за время Dt
; dT/dx
– градиент температуры; l – теплопроводность, для газов
сv
– удельная теплоёмкость газа при постоянном объёме; r – плотность газа; áv
ñ и ál
ñ – средняя арифметическая скорость и средняя длина свободного пробега молекул. Закон диффузии Фика
где Dm
– масса вещества, переносимая в результате диффузии через поверхность площадью S
за время Dt
; d
r
/dх
– градиент плотности; D
– коэффициент диффузии; для газов
Основы термодинамики Молярная теплоёмкость газа при постоянном объёме и постоянном давлении соответственно
где i
– число степеней свободы; R – универсальная газовая постоянная. Связь между удельной (с
) и молярной (С
m
) теплоёмкостями С
m
= с
m, где m – молярная масса. Уравнение Майера Ср
m
– СV
m
= R. Внутренняя энергия идеального газа
Уравнение адиабатного процесса (уравнение Пуассона) pV
g
= const, TV
g
-1
= const, T
g
p
1-
g
= const, где g – показатель адиабаты,
Уравнение политропы рVn
= const, где n
= (C
– Cp
) / (C
– CV
) – показатель политропы. Работа, совершаемая газом при изменении его объёма, в общем случае вычисляется по формуле
где V
1
и V
2
– начальный и конечный объемы газа. Работа при изобарическом процессе (р
= const) A
= p
(V
2
– V
1
), при изотермическом (Т
= const) –
при адиабатном (Q
= const) – при политропном (C
= const) –
где Т
1
, Т
2
, V
1
, V
2
, p
1
, p
2
– соответственно начальные и конечные температура, объём и давление газа. Первое начало термодинамики Q
= DU
+ A
, где Q
– количество теплоты, сообщённое газу; DU
– изменение его внутренней энергии; А
– работа, совершённая газом против внешних сил. Первое начало термодинамики при изобарическом процессе
при изохорном (А
= 0 ) –
при изотермическом (DU
= 0) –
при адиабатическом (Q
= 0) –
Термический коэффициент полезного действия для кругового процесса (цикла)
где Q
1
– количество теплоты, полученное системой; Q
2
– количество теплоты, отданное системой; А
– работа, совершаемая за цикл. КПД цикла Карно
где Т
1
– температура нагревателя; Т
2
– температура холодильника. Холодильный коэффициент машины, работающей по обратному циклу Карно,
где Q
отв
– количество теплоты, отведённое из холодильной камеры; А
– совершённая работа; Т
2
– температура более холодного тела (холодильной камеры); Т
1
– температура более горячего тела (окружающей среды). Изменение энтропии при равновесном переходе системы из состояния 1 в состояние 2
Изменение энтропии идеального газа
Уравнение Ван-дер-Ваальса
где р
– давление; m
– масса; m – молярная масса; a
и b
– постоянные Ван-дер-Ваальса; V
– объем; Т
– термодинамическая температура. Связь критических параметров – объема, давления и температуры газа – с постоянными Ван-дер-Ваальса:
Внутренняя энергия реального газа
Коэффициент поверхностного натяжения
где F
– сила поверхностного натяжения, действующая на контур длиной При изотермическом увеличении площади поверхности плёнки жидкости на DS
совершается работа А
= a DS
. Добавочное давление Dр
, вызванное кривизной поверхности жидкости, выражается формулой Лапласа
где R
1
и R
2
– радиусы кривизны двух взаимно перпендикулярных сечений поверхности жидкости. В случае сферической поверхности Dр
= 2 a / R
. Высота поднятия жидкости в капиллярной трубке
где q – краевой угол; r – плотность жидкости; g
– ускорение свободного падения; r
– радиус трубки. Высота поднятия жидкости в зазоре между двумя близкими и параллельными плоскостями
где d
– расстояние между плоскостями. Уравнение Клапейрона-Клаузиуса
где u1
и u2
– удельные объёмы вещества в двух фазовых состояниях; Т
и р
– температура и давление фазового перехода; q
12
– удельная теплота фазового перехода вещества. Закон Дюлонга и Пти: молярная теплоемкость С
m
химически простых твердых тел С
m
= 3R
, где R
– универсальная газовая постоянная. Закон Неймана- Коппа: молярная теплоемкость С
m
химически сложных твердых тел( состоящих из различных атомов) С
m
= n
×3R
, где n
– общее число частиц в химической формуле соединения; R
– универсальная газовая постоянная. При нагревании тела от 0 °С до t
°C его длина (в первом приближении) изменяется от l
0
до l
по закону l
= l
0
(1+ al
t
), где al
– коэффициент линейного расширения. При нагревании тела от 0 °С до t °C его объем изменяется от V
0
до V
по закону V
= V
0
(1+ av
t
), где av
– коэффициент объемного расширения(av
» 3al
). Пример 1.
Найти молярную массу смеси кислорода массой m
1
= 25 г и азота массой m
2
= 75 г. Д а н о: m
1
= 25 г m
2
= 75 г mсм
– ? Решение.
Молярная масса смеси есть отношение массы смеси m
см
к количеству вещества смеси, т.е. mсм
= m
см
/ nсм
. (1) Масса смеси равна сумме масс компонентов смеси: m
см
= m
1
+ m
2
, количество вещества смеси nсм
= n1
+ n2
= m
1
/ m1
+ m
2
/ m2
. Подставив в формулу (1) выражения для m
см
и nсм
, получим
После вычислений найдем mсм
= 30 × 10-3
кг/моль. Пример 2.
В баллоне вместимостью V
= 10 л находится гелий под давлением р
1
= 1 МПа и при температуре Т
1
= 300 К. После того как из баллона было взято m
= 10 г гелия, температура в баллоне понизилась до Т
2
= 290 К. Определить давление р
2
гелия, оставшегося в баллоне. Д а н о: V
= 10 л р
1
= 1 МПа Т
1
= 300 К Т
2
= 290 К р
2
– ? Решение.
Для решения задачи воспользуемся уравнением Менделеева-Клапейрона, применив его к конечному состоянию газа:
где m
2
– масса гелия в баллоне в конечном состоянии; m – молярная масса гелия; R – универсальная газовая постоянная. Выразим искомое давление: р
2
= m
2
RT
2
/ (mV
). (1) Массу m
2
гелия выразим через массу m
1
, соответствующую начальному состоянию газа, и массу гелия, взятого из баллона m
2
= m
1
– m
. (2) Масса m
1
гелия также находится из уравнения Менделеева-Клапейрона для начального состояния гелия m
1
= mp
1
V
/ (RT
1
). (3) Подставив выражения масс (2) и (3) в (1), найдём
Проверим, даёт ли полученная формула единицу давления. Для этого в её правую часть вместо символов величин подставляем их единицы. В правой части формулы два слагаемых. Очевидно, что первое из них даёт единицу давления, т.к. первый сомножитель (Т
2
/ Т
1
) – безразмерный, а второй – давление. Проверим второе слагаемое:
Паскаль является единицей давления. Производим вычисления, учитывая, что m = 4×10-3
кг/моль. Получим р
2
= 0,364 МПа. Пример 3.
Найти среднюю кинетическую энергию движения одной молекулы кислорода при температуре Т
= 350 К, а также кинетическую энергию движения всех молекул кислорода массой m
= 4 г. Д а н о: m
= 4 кг Т
= 350 К <e> – ? Е
к
– ? Решение.
На каждую степень свободы молекулы газа приходится одинаковая средняя энергия <ei
> = = 1 / 2kT
, где k – постоянная Больцмана, Т
– термодинамическая температура газа. Поступательному движению двухатомной молекулы кислорода соответствуют три степени свободы, вращательному – две. Тогда средняя кинетическая энергия движения молекулы <e> = 5 / 2 kT
. (1) Кинетическая энергия движения всех молекул газа Е
к
= N
<e>. (2) Число всех молекул газа N
= nNA
= NА
m
/ m. (3) Подставив выражение N
в формулу (2), получаем Е
к
= 5kT
NА
m
/(2m) = 5RTm
/(2m). (4) Произведём вычисления, учитывая, что для кислорода m = 32×10-3
кг/моль: <e> = 1,21×10-20
Дж; Е
к
= 910 Дж. Пример 4.
Используя функцию распределения молекул идеального газа по относительным скоростям, определить число молекул, скорости которых меньше 0,002 наиболее вероятной скорости, если в объёме газа содержится N
= 1,67×1024
молекул. Д а н о: v
m
= 0,002 v
в
N
= 1,67×1024
DN
– ? Решение.
Число dN
(u
) молекул, относительные скорости которых заключены в пределах от u
до u
+ du
,
где N
– число молекул в объёме газа. По условию задач v
m
= 0,002 v
в,
следовательно, u
max
= v
max
/ v
в
= 0,002, Так как u
<< 1, то exp(-u
2
) » 1 – u
2
. Пренебрегая u
2
<< 1, выражение для dN
(u
) можно записать в виде
Проинтегрировав данное выражение по u
в пределах от 0 до u
max
, найдём
Вычисляя, получаем DN
= 1016
молекул. Пример 5.
Вычислить удельные теплоёмкости при постоянном объеме и постоянном давлении неона и водорода, принимая эти газы за идеальные. Рассчитать также удельные теплоемкости смеси указанных газов, если массовые доли неона и кислорода составляют 80 и 20 % соответственно. Д а н о: m1
= 20×10-3
кг/моль m2
= 2×10-3
кг/моль. m
1
= 2,5 кг m
2
= 1,5 кг v
1
= 6 м/с v
2
= 2 м/с cv
1
– ? с
v
2
– ? ср
1
– ? ср
2
– ? cv
– ? ср
– ? Решение.
Удельные теплоёмкости идеальных газов определяются по формулам
Для неона (одноатомный газ) число степеней свободы i
= 3 и m1
= 20 × 10-3
кг/моль. Поэтому сv
1
= 3 × 8,31 / (2 × 20 × 10-3
) = 624 Дж/(кг×К), сp
1
= 1040 Дж /(кг × К). Для водорода (двухатомный газ) i
= 5 и m2
= 2×10-3
кг/моль. cv
2
= 1,04 × 104
Дж /(кг × К), ср
2
= 1,46 × 104
Дж /(кг × К). Удельную теплоёмкость смеси при постоянном объёме с
v
найдём следующим образом. Теплоту, необходимую для нагревания смеси на DТ
, выразим двумя способами: Q
= cv
(m
1
+ m
2
) DТ
, (1) Q
= (cv
,1
m
1
+ cv
,2
m
2
)DT
. (2) Приравнивая правые части (1) и (2) и разделив обе части полученного равенства на DТ
, получим сv
(m
1
+ m
2
) = cv
,1
m
1
+ cv,
2
m
2
. Отсюда где w1
= m
1
/ (m
1
+ m
2
) и w2
= m
2
/ (m
1
+ m
2
). Рассуждая так же, получим формулу для вычисления удельной теплоёмкости смеси при постоянном давлении ср
= cр
,1
w1
+ cр
,2
w2
. Произведём вычисления: сv
= (6,24 × 102
× 0,8 + 1,04 × 104
× 0,2) = 2580 Дж/(кг×К); ср
= (1,04 × 102
× 0,8 + 1,46 × 104
× 0,2) = 3752 Дж/(кг×К). Пример 6.
Некоторая масса кислорода при давлении р
1
= 105
Па занимает объем V
1
=10 л. Газ был нагрет сначала при постоянном давлении до объема V
2
= 30 л, а затем при постоянном объеме до давления р
2
= = 0,5 МПа. Найти изменение внутренней энергии газа DU
1a2
, совершенную им работу А
1а2
и количество поглощенной газом теплоты Q
1а2
. Произвести аналогичные расчёты в случае обратного следования процессов: сначала по изохоре, потом по изобаре (рисунок 1 кривая 1в2). Сравнить результаты расчётов в обоих случаях. Д а н о: р
1
= 105
Па V
1
=10 л V
2
= 30 л р
2
= 0,5 МПа DU
1a2
- ? А
1а2
-? Q
1а2
-? DU
1
b
2
- ? А
1
b
2
-? Q
1
b
2
-? Решение
. Физическую систему составляет идеальный газ – кислород. Внутренняя энергия является функцией состояния системы. Поэтому изменение внутренней энергии при переходе из одного состояния в другое всегда равно разности значений внутренней энергии в этих состояниях и не зависит от совокупности процессов, приведших к такому переходу системы:
Здесь температура газа в начальном и конечном состояниях была выражена из уравнения Менделеева-Клапейрона. Работа, совершённая газом в рассматриваемом случае, А
1а2
= А
1а
+ А
а2
. При изобарном процессе А
1а
= р
1
(V
2
– V
1
), при изохорном А
а2
= 0. С учётом этого А
1а2
= р
1
(V
2
– V
1
). В соответствии с первым законом термодинамики Q
1a2
= DU
1a2
+ A
1a2
= i
( 2
V
2
– p
1
V
1
) / 2 + р
1
(V
2
– V
1
). Подставив числовые значения, получим DU
1a2
= 14 × 103
Дж; A
1a2
= 2 × 103
Дж; Q
1a2
= 16 × 103
Дж. Во втором случае переход из состояния 1 в состояние 2 идет через промежуточное состояние b
. Искомые величины могут быть найдены следующим образом: А
1b2
= р
2
(V
2
– V
1
);
Q
1b2
= i
(p
2
V
2
– p
1
V
1
) / 2 + р
2
(V
2
– V
1
). Подставив численные значения, получим DU
1b2
= 14 × 103
Дж; A1b2
= 10 × 103
Дж; Q
1b2
= 24 × 103
Дж. Cравнивая результаты в первом и втором случаях, замечаем, что DU
1
а
2
= DU
1b2
; A
1b2
> A1a2
; Q
1b2
> Q
1a2
. Пример 7.
Найти КПД четырёхтактного двигателя внутреннего сгорания. Считать, что смесь воздуха с парами топлива и воздуха с продуктами сгорания с достаточной точностью ведёт себя как идеальный газ с показателем адиабаты g. Схема реального цикла показана на рисунке 2, а идеального – на рисунке 3. Д а н о: g h
- ? Решение.
В состоянии 1 в камере после сгорания сжатой смеси воздуха с топливом имеется газ под большим давлением р
1
. Объём газа V
1.
. Начинается рабочий цикл. При расширении газа по адиабате 1-2 совершается положительная работа. В состоянии 2 (нижняя мёртвая точка) расширение достигает максимума и поршень находится в крайнем положении. Объём V
2
равен сумме объёмов камеры сгорания и цилиндра. После открытия выпускного клапана давление в цилиндре падает до близкого к атмосферному. В реальном цикле выпускной клапан начинает открываться раньше достижения поршнем нижней мёртвой точки 2, поэтому переход 2-3 не строго изохорный. На участке 3-4 происходит выталкивание оставшихся в цилиндре продуктов сгорания. В верхней мёртвой точке 4 закрывается выпускной клапан и открывается впускной. На участке 4-5 происходит засасывание воздушно-топливной смеси (для карбюраторных двигателей) или воздуха (для дизельных двигателей). В точке 5 закрывается всасывающий клапан и на участке 5-6 происходит сжатие рабочей смеси. Совершается отрицательная работа. В точке 6 смесь воспламеняется, и давление в камере сжатия возрастает до р1
. В идеальном цикле считаем, что точки 5 и 3 совпадают, путь 3-4 совпадает с 4-5, и никакой работы в процессе 3-4-5 не совершается.
Работа в цикле в расчёте на моль вещества где Т
1
и Т
6
– температуры газа в состояниях 1 и 6. Так как g –1 = (Ср
m
– С
v
m
) / С
v
m
= R / С
v
m
, то
Энергия, затрачиваемая на увеличение температуры моля газа от Т
6
до Т
1
, Q
= С
v
m
(T
1
– T
6
). КПД цикла
Отношение V
2
/ V
1
называется степенью сжатия. Чем больше степень сжатия, тем КПД выше. Вычисляемый по полученной формуле КПД оказывается завышенным приблизительно вдвое по сравнению с действительным КПД в реальных двигателях внутреннего сгорания. Источниками расхождения являются значительные отклонения условий, принятых для идеального цикла, от условий функционирования реального цикла. Пример 8.
Идеальный газ, совершающий цикл Карно, произвёл работу А
= 600 Дж. Температура Т
1
нагревателя равна 500 К, температура холодильника Т
2
= 300 К. Определить термический КПД цикла и количество теплоты, отданное холодильнику за один цикл. Д а н о: А
= 600 Дж Т
1
= 500 К Т
2
= 300 К h- ? Q
2
-? Решение.
Термический КПД цикла Карно h = (Т1
– Т2
)/Т1
. Количество теплоты, отданное холодильнику, Q
2
= Q
1
– A
, где Q
1
= A
/ h – количество теплоты, полученной от нагревателя. Подставляя выражение для Q
1
в формулу для Q
2
, получим Q
2
=
A
(1/h – 1). Вычисляя, находим: 1) h = 0,4; 2) Q
2
= 900 Дж. Пример 9.
Определить изменение энтропии DS
при изотермическом расширении азота массой 10 г, если давление газа уменьшается от 100 до 50 кПа. Д а н о: m
= 10 г р
1
= 100 кПа р
2
= 50 кПа DS
- ? Решение .
Изменение энтропии, учитывая, что процесс изотермический,
Согласно 1-му закону термодинамики количество теплоты, полученное газом, Q
=
DU
+ A
. Для изотермического процесса DU
= 0, поэтому Q
= A
. Работа газа в изотермическом процессе
Подставив выражение для работы в формулу (1), найдём искомое изменение энтропии:
Вычисляя, получаем DS
= 2,06 Дж/К. Пример 10.
Найти постоянные а
и b
Ван-дер-Ваальса для одного моля хлора, если известно, что критическая температура хлора Т
кр
= = 417 К, а критическое давление р
кр
= 7,6 МПа. Определить внутреннюю энергию газа, если при температуре Т
= 273 К он занимает объем V
2
= 2 л. Д а н о: Т
кр
= 417 К р
кр
= 7,6 МПа Т
= 273 К V
2
= 2 л а
– ? b
– ? U
– ? Решение.
Физическую систему составляет один моль реального газа, уравнение состояния которого можно записать в виде
где а
и b
– постоянные Ван-дер-Ваальса; V
m
– объём одного моля. Критические параметры определяются через постоянные а
и b
следующим образом: Р
кр
= а
/ (27 b
2
); Т
кр
= 8а
/ (27Rb
); V
кр
= 3b
. Выражая а
и b
через критическую температуру и критическое давление, находим
Внутренняя энергия реального газа
где i
= 5 – число степеней свободы; Т – температура газа. Подставляя числовые значения, получаем: а
= 0,667 Н × м4
/моль; Пример 11.
Найти добавочное давление Dp
внутри мыльного пузыря диаметром d
= 10 см. Какую работу нужно совершить, чтобы выдуть этот пузырь? Д а н о: d
= 10 см Dp
– ? А
– ? Решение.
Плёнка мыльного пузыря имеет две сферические поверхности – внешнюю и внутреннюю. Обе поверхности оказывают давление на воздух, заключённый внутри пузыря. Так как толщина плёнки очень мала, то диаметры обеих поверхностей практически одинаковы. Поэтому добавочное давление
где R
– радиус пузыря. Так как R
= d
/ 2, то Dp
= 8a / d
. Работа, которую нужно совершить, чтобы, растягивая плёнку, увеличить площадь её поверхности на DS
, выражается формулой A
= aDS
= a(S
– S
0
). В данном случае S
– общая площадь двух сферических поверхностей пленки мыльного пузыря, S
0
– общая площадь двух поверхностей плоской плёнки, затягивающей отверстие трубки до выдувания пузыря. Пренебрегая S
0
, получаем А
= aS
= 2pd
2
a . Произведя вычисления, получим Dр
= 3,2 Па; А
= 2,5 × 10-3
Дж. 5 ЗАДАЧИ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ № 2 2.1 При нагревании идеального газа на DТ
= 2 К при постоянном давлении объем его увеличился на 1/200 первоначального объема. Найти первоначальную температуру Т
газа. 2.2 Баллон объемом V
= 15 л содержит углекислый газ под давлением р
= 1,5 МПа и температуре Т
= 330 К. Определить массу m
газа. 2.3 В цилиндр длиной l
= 19 м , заполненный воздухом при нормальном атмосферном давлении р
0
, начали медленно вдвигать поршень площадью S
= 220 см2
. Определить силу F
, которая будет действовать на поршень, если его остановить на расстоянии l
1
= 11 см от дна цилиндра. 2.4 Каков может быть наименьший V
объем баллона, вмещающего m
= = 8 кг кислорода, если его стенки при температуре t
= 30 °С выдерживают давление р
= 1,8 × 106
Па. 2.5 Два сосуда одинакового объема содержат кислород. В одном сосуде давление р
1
= 220 кПа и температура Т
1
= 850 К, в другом – р
2
= = 280 кПа, а Т
2
= 210 К. Сосуды соединили и охладили находящийся в них кислород до Т
= 180 К. Определить установившееся в сосудах давление p
. 2.6 В баллоне вместимостью V
= 18 л находится аргон под давлением 2.7 14 г кислорода находятся под давлением р
1
= 280 кПа при температуре t1
= 11 0
С. После расширения вследствие нагревания при постоянном давлении кислород занял объем V2
= 11 л. Найти: объем газа V
1
до расширения; температуру T
2
газа после расширения; плотность r1
газа до расширения; плотность r2
газа после расширения. 2.8 Баллон объемом V
= 14 л содержит углекислый газ. Давление p
газа равно 1,5 Мпа, а температура Т
= 320 К. Определить массу газа в баллоне. 2.9 Вычислить плотность r азота, находящегося в баллоне под давлением р
= 2,5 МПа и имеющего температуру Т
= 420 К. 2.10 В баллоне находится газ при температуре Т
1
= 450 К. До какой температуры Т
2
надо нагреть газ, чтобы его давление увеличилось в 1,3 раза? 2.11 Найти массу m
воздуха, заполняющего аудиторию высотой h
= = 4,5 м и площадью пола S
= 210 м2
. Давление воздуха р
= = 0,1 МПа , температура помещения t
= 19 °С. 2.12 Определить плотность r водяного пара, находящегося под давлением р
= 2,3 кПа и имеющего температуру Т
= 350 К. 2.13 В сосуде вместимостью V
= 45 л находится кислород при температуре Т
= 310 К. Когда часть газа израсходовали, давление в баллоне понизилось на 120 кПа. Определить массу m
израсходованного кислорода. Процесс считать изотермическим. 2.14 Определить относительную молярную массу газа, если при температуре Т
= 231 К и давлении р
= 4,2 МПа он имеет плотность r = = 6,1 кг/ м3
. 2.15 Ручной поршневой насос захватывает из атмосферы при каждом качании V
1
= 65 см3
воздуха. Сколько качаний нужно сделать насосом для того, чтобы давление р в камере велосипедной шины объемом V
= 2,5 дм3
повысилось на 0,18 МПа? Давление атмосферного воздуха р
о
= 0,1 МПа. Нагревом воздуха в процессе сжатия пренебречь. 2.16 Открытая стеклянная колба вместимостью V
= 0,5 дм3
, содержащая воздух, нагрета до t
1
= 147 °С. Какой объем воды войдет в колбу при остывании ее до t
2
= 32 °С, если после нагревания ее горлышко опустили в воду. 2.17 В сосуде объемом V
= 35 л содержится идеальный газ при температуре Т
= 280 К. После того, как часть газа была выпущена наружу, давление в сосуде понизилось на Dр
= 0,8 атм (без изменения температуры). Определить массу m
выпущенного газа. Плотность данного газа при нормальных условиях r=1,4 г/л. 2.18 Какой объем V
занимает идеальный газ, содержащий количество вещества n = 1,1 кмоль при давлении р
= 1,2 МПа и температуре Т
= 430 К? 2.19 Определить количество вещества n идеального газа, занимающего объем V
= 30 л при температуре Т
= 310 К и давлении р
= 750 мм. рт. ст. 2.20 Азот массой m
= 6 г, находящийся в закрытом сосуде объемом V
= = 5 л при температуре t
1
= 21 °С, нагревается до температуры t
2
= = 45 °С. Определить давление газа до и после нагревания. 2.21 Плотность некоторого газа при температуре t
= 38 °С и давлении р
= 220 кПа равна r=0,34 кг/ м3
. Чему равна масса двух киломолей этого газа? 2.22 В запаянном сосуде находится вода, занимающая объем, равный половине объема сосуда. Вычислить давление и плотность водяных паров при температуре t
= 410 °С, зная, что при этой температуре вся вода превращается в пар. 2.23 Давление p
1
воздуха внутри плотно закрытого пробкой сосуда при температуре t
1
= 11 °С равно 0,11 МПа. При нагревании сосуда пробка вылетела. Определить, до какой температуры t
2
нагрет сосуд, если известно, что пробка вылетает при давлении воздуха в сосуде p
2
= 0,14 Мпа. 2.24 Как и во сколько раз отличается вес воздуха, заполняющего помещение при температурах t
1
= 15 °С и t
2
= 35 °С? Давление одинаково. 2.25 В вертикальном закрытом с обоих торцов цилиндре находится массивный поршень, по обе стороны которого- по одному молю воздуха. При Т
1
= 310 К отношение верхнего объема к нижнему k
1
= 4. При какой температуре Т
2
это отношение станет k
2
= 3? 2.26 В закрытом сосуде вместимостью V
= 1,1 м3
находятся вода массой m
= 1,5 кг и кислород массой m
2
= 2,4 кг. Найти давление р
в сосуде при температуре t
= 550 °С, зная, что при этой температуре вся вода превращается в пар. 2.27 Баллон вместимостью V
= 6 л содержит смесь гелия и водорода при давлении р
= 700 кПа. Масса m
смеси равна 5 г, массовая доля гелия w1
равна 0,7. Определить температуру Т
смеси. 2.28 Газовая смесь, состоящая из кислорода и азота, находится в баллоне под давлением р
= 1,5 Мпа. Считая, что масса кислорода составляет 30 % от массы смеси, определить парциальные давления р
1
и р
2
отдельных газов. 2.29 Найти плотность r газовой смеси, состоящей по массе из одной части водорода и семи частей кислорода, при давлении р
= = 110 кПа и температуре Т
= 320 К. 2.30 В 10 кг сухого воздуха содержится m
1
= 2,32 кг кислорода и m
2
= = 7,68 кг азота (массами других газов пренебрегаем). Определить молярную массу воздуха. 2.31 В сосуде объемом V
= 0,4 м3
содержится смесь газов: азота массой 2.32 В сосуде находится смесь из m
1
= 11 г углекислого газа и m
2
= 16 г азота. Найти плотность этой смеси при температуре t
= 28 °С и давлении р
= 1,3×105
Н/м2
. 2.33 В сосуде объемом V
= 0,02 м3
содержится смесь газов: азота массой m
1
= 12 г и водорода массой m
2
= 2 г при температуре Т
= = 280 К. Определить давление р
смеси газов. 2.34 Какой объем занимает смесь азота массой m
1
= 0,5 кг и гелия массой m
2
= 0,7 кг при нормальных условиях? 2.35 Углекислый газ (СО2
) массой m
1
= 7 г и закись азота (N2
O) массой m
2
= 6 г заполняют сосуд объемом V
= 3.
10–3
м3
. Каково общее давление в сосуде при температуре t
= 106 °С? 2.36 Считая, что в воздухе содержится w1
= 23,6 части кислорода и w2
= = 76,4 части азота, найти плотность воздуха при давлении р
= = 95 кПа и температуре t
= 16 °С. Найти парциальные давления кислорода и азота при этих условиях. 2.37 Сосуд объемом V
= 25 л содержит смесь водорода и гелия при температуре t
= 18 °С и давлении p
= 0,2 Мпа. Масса смеси m
= = 6 г. Определить отношение массы водорода к массе гелия в данной смеси. 2.38 В сосуде объемом V
= 0,6 л находится m
= 1,2 г парообразного йода. При температуре t
= 1050 °С давление p
в сосуде оказалось равным 95 кПа. Определить степень диссоциации молекул йода I
2
на атомы I
при этих условиях. Масса одного моля I
2
равна 254 г/моль. 2.39 В сосуде находится углекислый газ. При некоторой температуре степень диссоциации молекул углекислого газа на кислород и окись углерода равна 30%. Во сколько раз давление в сосуде при этих условиях будет больше того давления , которое имело бы место, если бы молекулы углекислого газа не были бы диссоциированы ? 2.40 В баллонах объемами V
1
= 22 л и V
2
= 48 л содержатся идеальные газы. Давление в первом баллоне p
1
= 2,5 МПа, во втором – p
2
= = 1,7 Мпа. Определить общее давление и парциальные давления газов после соединения баллонов, если температура газов осталась прежней. 2.41 Колба вместимостью V
= 0,6 л содержит газ при нормальных условиях. Определить число N
молекул газа, находящихся в колбе. 2.42 Одна треть молекул азота массой m
= 12 г распалась на атомы. Определить полное число N
частиц, находящихся в колбе. 2.43 В сосуде вместимостью V
= 6 л при нормальных условиях находится кислород. Определить количество вещества n и массу m
кислорода, а также концентрацию n
его молекул в сосуде. 2.44 Определить количество вещества n водорода, заполняющего сосуд объемом V
= 5 л, если концентрация молекул газа в сосуде n
= = 3×108
м-3
. 2.45 Определить количество вещества n и число N
молекул азота массой m
= 0,6 кг. 2.46 Определить: сколько молекул N
содержится в V
= 2 мм3
воды; какова масса m
одной молекулы воды; диаметр d
молекулы воды, считая, что молекулы имеют вид шариков, соприкасающихся друг с другом. 2.47 В баллоне вместимостью V
= 5 л находиться кислород массой m
= = 5 г . Определить количество вещества n и концентрацию n
его молекул. 2.48 Сколько молекул будет находиться в V
= 4 см3
сосуда при температуре t
= 14 °С, если сосуд откачали до разрежения р
= = 10–11
мм рт. ст. 2.49 Определить, какую часть объема V
, в котором находится газ при нормальных условиях, занимают молекулы. Диаметр d
молекулы считать равным 1,1×10–10
м. 2.50 Плотность r водорода при нормальных условиях равна 0,09 кг/м3
. Определит массы атома и молекулы водорода. 2.51 Масса m
0
пылинки равна 3×10–8
г. Как и во сколько раз она отличается от массы молекулы m
воздуха? Молярная масса m воздуха равна 29 г/моль. 2.52 Определить массу m
молекулы пропана С3
Н8
и его плотность r при нормальных условиях. 2.53 Плотность водорода r1
и метана r2
при некоторых одинаковых условиях соответственно равны 0,09 и 0,72 кг/м3
. Вычислить молярную m2
массу метана, если молярная масса водорода m1
= = 2 10-3
кг/моль. 2.54 Какое количество N
молекул содержится в m
= 5 г водяного пара. 2.55 Молекула азота летит со скоростью v
= 480 м/с. Найти количество движения этой молекулы. 2.56 В сосуде вместимостью V
= 5 л находится водород массой m
= 2 г. Какое количество N
молекул находится в объеме V
|