ГОСТ Р 53977-2010. Сжатый воздух пневматических систем железнодорожного подвижного состава

 

  Главная      Учебники - Разные     

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОСТ Р 53977-2010. Сжатый воздух пневматических систем железнодорожного подвижного состава

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
ГОСТ Р
РОССИЙСКОЙ
53977-2010
ФЕДЕРАЦИИ
СЖАТЫЙ ВОЗДУХ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ
СИСТЕМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Требования к качеству
Москва
Стандартинформ
2011
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27
декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных
стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации.
Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и конструкторско-
технологический институт подвижного состава» (ОАО «ВНИКТИ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 «Железнодорожный транспорт»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии от 29 ноября 2010 г. № 548-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом
информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в
ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае
пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет
опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты».
Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной
системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии в сети Интернет
ГОСТ Р 53977-2010
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЖАТЫЙ ВОЗДУХ
ПНЕВМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Требования к качеству
Compressed air of railway rolling stock pneumatic systems. Requirements for quality
Дата введения - 2011-07-01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на сжатый воздух, используемый в пневматическом
оборудовании и пневматических магистралях тормозных систем, систем автоматики и
вспомогательных систем железнодорожного подвижного состава, а также на сжатый воздух в
системах испытаний пневмомеханических и электропневматических аппаратов и приборов депо.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 8573-2-2005 Сжатый воздух. Часть 2. Методы контроля содержания масел в
виде аэрозолей
ГОСТ ИСО 8573-3-2006 Сжатый воздух. Часть 3. Методы контроля влажности
ГОСТ ИСО 8573-5-2006 Сжатый воздух. Часть 5. Методы контроля содержания паров
масла и органических растворителей
ГОСТ
24484-80 Промышленная чистота. Сжатый воздух. Методы измерения
загрязненности
Примечание
- При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить
действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования
- на
официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в
сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные
стандарты», который опубликован по состоянию на
1 января текущего года, и по
соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в
текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим
стандартом следует руководствоваться заменяющим
(измененным) стандартом. Если
ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него,
применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 пневматическая система: Комплекс устройств, резервуаров и трубопроводов, обеспечивающих
производство, обработку, хранение, транспортирование и распределение сжатого воздуха и
использующих его в качестве рабочего тела.
3.2 тормозная система: Часть пневматической системы подвижного состава, обеспечивающая
функционирование тормозных приборов и устройств.
3.3 вспомогательное пневматическое оборудование: Часть пневматической системы,
обеспечивающая функционирование приборов и устройств, не связанных с производством,
обработкой и хранением сжатого воздуха, а также функционированием тормозов.
2
3.4 твердая частица: Твердый дискретный объект с малой массой.
[ГОСТ Р ИСО 8573-4-2005, статья 3.1]
3.5 размер частицы: Наибольшее расстояние между наружными границами частицы.
[ГОСТ Р ИСО 8573-1-2005, статья 3.7]
3.6 точка росы: Температура, при которой начинается конденсация водяного пара при заданном
давлении воздуха.
3.7 загрязняющее вещество: Любое вещество или соединение твердых, жидких или газообразных
веществ, которое оказывает отрицательное влияние на работоспособность пневматической системы.
4 Функциональные модули пневматической системы
4.1 Значения показателей качества сжатого воздуха определяют в контрольных точках,
соответствующих схеме условного деления на функциональные модули пневматической системы
единицы подвижного состава или системы испытаний аппаратов и приборов, приведенной на
рисунке 1.
Обозначения контрольных точек:
1 - на выходе из модуля «Производство сжатого воздуха»; 2 - на выходе из модуля «Обработка сжатого
воздуха»; 3 - на входе в модуль «Тормозные системы»; 4 - на входе в модуль «Вспомогательное
пневматическое оборудование»
Рисунок 1 - Схема деления пневматической системы на функциональные модули и нахождения
контрольных точек для определения качества сжатого воздуха
4.2 Модуль «Производство сжатого воздуха» функционально предназначен для повышения давления
и перемещения воздуха. В него включают:
- компрессор, оснащенный входным фильтром для предотвращения попадания в него загрязняющих
веществ с атмосферным воздухом;
- выходной фильтр (при наличии);
- выходной воздухоохладитель (при наличии).
4.3 Модуль «Обработка сжатого воздуха» функционально предназначен для очистки и осушки
сжатого воздуха до значений показателей качества по 5.3.
В него включают (при наличии в пневматической системе соответствующих узлов):
- предварительный фильтр (влагомаслоотделитель) для отвода воды и масла в жидкой фазе;
- осушитель(и) сжатого воздуха для снижения концентрации водяного пара до нормативного
значения;
- фильтр грубой очистки сжатого воздуха от загрязняющих веществ;
- выходной (выходные) фильтр(ы) тонкой очистки сжатого воздуха для предотвращения попадания в
пневматическую систему продуктов износа адсорбента и снижения массовой концентрации твердых
частиц и максимального размера твердых частиц до нормативных значений;
- краны.
4.4 Модуль «Хранение и распределение сжатого воздуха» функционально предназначен для хранения
и распределения сжатого воздуха. В него включают (при наличии):
- трубопроводы;
- краны;
- воздушные резервуары.
4.5 Модуль «Тормозные системы» функционально предназначен для обеспечения работоспособности
и функционирования пневматической части тормозного оборудования. В него включают (при
наличии):
- трубопроводы;
- краны;
- воздушные резервуары;
- пневмомеханическое оборудование;
- электропневматическое оборудование.
4.6 Модуль «Вспомогательное пневматическое оборудование» функционально предназначен для
обеспечения работоспособности и функционирования вспомогательного пневматического
оборудования. В него включают (при наличии):
- трубопроводы;
- краны;
- воздушные резервуары;
- пневмомеханическое оборудование;
- электропневматическое оборудование.
5 Показатели качества сжатого воздуха
5.1 Качество сжатого воздуха пневматических систем подвижного состава определяют по трем
основным видам загрязняющих веществ, в наибольшей степени влияющих на техническое состояние
и надежность оборудования пневматической системы: твердым частицам, воде и маслу.
Номенклатура определяемых показателей качества сжатого воздуха приведена в таблице 1.
Таблица 1 - Определяемые показатели качества сжатого воздуха
Загрязняющее вещество
Показатель
Единица измерения
Твердые частицы
Максимальный размер частиц
мкм
Массовая концентрация*)
мг/м3
Масло
Массовая концентрация*)
мг/м3
Вода
Точка росы
°С
*) Показатели должны быть приведены к абсолютному давлению воздуха 105 Па.
5.2 Качество сжатого воздуха пневматических систем подвижного состава определяют в
контрольных точках по 4.1 при требуемых по условиям эксплуатации значениях давления и
температуры в соответствующем функциональном модуле.
Значения показателей качества сжатого воздуха действительны только для данной контрольной
точки.
5.3 Значения показателей качества сжатого воздуха должны соответствовать значениям таблицы 2.
Таблица 2 - Значения показателей качества сжатого воздуха
Значение показателя для контрольной точки
Наименование показателя
1
2
3
4
Максимальный размер твердых частиц, мкм, не более
25
10
15
15
Массовая концентрация твердых частиц, мг/м3, не более
8
2
2
2
Массовая концентрация масла, мг/м3, не более
25*)
5
5
5
Точка росы, не выше, при
ниже - 40 °С
-
равна температуре атмосферного
температуре
атмосферного
воздуха
воздуха
от
-
40
°С до
-
20
°С
-40 °С
включ.
выше-20 °С
на 20 °С ниже температуры
атмосферного воздуха
*) Для модуля «Производство сжатого воздуха», включающего поршневой (поршневые) компрессор(ы),
допускается значение массовой концентрации масла не более 100 мг/м3.
6 Методы определения показателей качества сжатого воздуха
6.1 Определение максимального размера твердых частиц и их массовой концентрации - по ГОСТ
24484.
6.2 Массовую концентрацию масла определяют как сумму его массовых концентраций в виде
аэрозолей и паров, определяемых соответственно по ГОСТ Р ИСО 8573-2 и ГОСТ ИСО 8573-5.
6.3 Точку росы определяют по ГОСТ ИСО 8573-3.
Ключевые слова: сжатый воздух, пневматические системы, железнодорожный подвижной состав,
функциональные модули, загрязняющие вещества, показатели качества
Содержание
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Функциональные модули пневматической системы
5 Показатели качества сжатого воздуха
6 Методы определения показателей качества сжатого воздуха

 

 

 

 

 

 

 

/////////////////////////