Стоматологический осмотр пациента. Паспорт экзаменационной станции (2016 год)

 

  Главная      Учебники - Разные     

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стоматологический осмотр пациента. Паспорт экзаменационной станции (2016 год)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аккредитация специалистов

 

 

 

2016 

Паспорт 
экзаменационной 
станции 

(типовой)

 

Стоматологический осмотр пациента

 

Специальность:  

Стоматология 

 

 

 

 

Стр. 2 из 12

 

 

 

Оглавление 

1.

 

Авторы ......................................................................................................................... 3

 

2.

 

Уровень измеряемой подготовки ............................................................................... 3

 

3.

 

Вид деятельности ....................................................................................................... 3

 

4.

 

Продолжительность станции ..................................................................................... 3

 

5.

 

Информация для организаторов станции ................................................................. 3

 

Необходимые ресурсы .................................................................................................. 3

 

Оборудование ................................................................................................................ 5

 

6.

 

Последовательность ситуаций и раздел подготовки ............................................... 5

 

7.

 

Информация для экзаменуемого (брифинг) для каждой ситуации ......................... 5

 

8.

 

Информация для экзаменаторов ............................................................................... 6

 

ФИО пациента, возраст (год рождения) ....................................................................... 6

 

Задачи данной станции ................................................................................................. 6

 

Функции экзаменаторов ................................................................................................. 6

 

Какую  информацию  необходимо  предоставить  экзаменуемому  в  процессе  его 
работы на станции ......................................................................................................... 7

 

Какую информацию нельзя предоставлять ................................................................. 7

 

9.

 

Нормативные  документы,  используемые  для  создания  оценочного  листа  (чек-

листа)  станции .................................................................................................................. 7

 

10.

 

Информация для симулированного пациента ....................................................... 8

 

11.

 

Информация для симулированного коллеги ......................................................... 8

 

12.

 

Способ оценивания ................................................................................................. 8

 

13.

 

Дефектная ведомость ........................................................................................... 10

 

14.

 

Чек-листы ............................................................................................................... 11

 

15.

 

Медицинская документация .................................................................................. 12

 

 

 

 

 

 

Стр. 3 из 12

 

1. 

Авторы 

Адмакин  О.И., 

Макеева  И.М.,  Севбитов  А.В.  Небольсина  Е.В.,  Кушнерев  Е.А., 

Кузнецова  М.Ю.,  Поль  М.Л.,  Утюж  А.С.,  Новикова  И.А.,  Браго  А.С.,  Сохова  И.А., 
Поляков  К.А.,  Разуменко  Г.П.,  Туркина  А.Ю.,  Морозова  Е.А. 

Васильев  Ю.Л., 

Дорофеев  А.  Е., 

Духовская  Н.Е.,  Митерева  М.И.,

 

Тиунова  Н.В.,  Кабирова  М.Ф. 

Шубина Л.Б., Грибков Д.М. 

2. 

Уровень измеряемой подготовки 

Студент  4  и  5  курса,  выпускник,  претендующий  на  должность  стоматолога  общей 
практики 

Целесообразно заранее объявить студентам о необходимости приходить на второй 
этап в спецодежде, требуемой на рабочем месте стоматолога (медицинская одежда, 
сменная обувь, шапочка, маска, перчатки нужного размера – 4 пары) 

3. 

Вид деятельности 

Стоматологический осмотр. 

4. 

Продолжительность станции  

Всего –  10'  (на непосредственную работу – 8,5') 

0,5'' 

– ознакомление с заданием (брифингом) 

0,5' 

7,5' 

– предупреждение об оставшемся времени на выполнение задания 

8' 

1'  

– приглашение перейти на следующий этап экзамена 

9' 

1'  

– смена экзаменуемых 

10' 

5. 

Информация для организаторов станции 

Необходимые ресурсы 

У экзаменаторов должны быть:  

компьютер  с  выходом  в  Интернет  (или  распечатанные  оценочные  листы  (далее  -

чек-лист) в количестве, необходимом для рабочей смены); 

 

 

 

 

Стр. 4 из 12

 

компьютер,  с  трансляцией  видео  (по  согласованию  с  председателем  АК  этот 

компьютер  может  находиться  в  другом  месте,  к  которому  экзаменаторы  должны 
иметь беспрепятственный доступ, чтобы иметь возможность пересмотреть запись) 

Папка с распечатанными  

 

паспортом станции,  

 

заданиями для студентов (брифингами), 

 

прописанной зубной формулой для каждой из моделей, 

 

запасными амбулаторными картами пациентов. Медицинские карты пациентов 

должны  быть  заполнены  в  соответствии  с  разработанными  ситуациями,  с 
заполненными титульными листами (предусмотреть дублирование женскими и 
мужскими  именами,  в  зависимости  от  голоса  сотрудника,  предоставляющего 
обратную связь); 

Запас  упаковок  для  имитации  стерильных  упаковок,  средства  для  гигиенической 

обработки рук; 

Мусорное ведро для испорченных расходных материалов. 

Станция должна имитировать кабинет стоматолога:  

-   

Стол для записей, 

Стоматологическая  установка  (не  обязательно  работающая  бор-машина)  со 

светильником и имитацией плевательницы, 
-   

Столик  инструментальный,  с  закрепленным  жестким  контейнером  для  отходов 

класса Б, 
-    

Раковина, средства для обработки рук, приспособления для высушивания рук

1

-    

Стоматологический стул (для доктора). 

Тележка с расходными материалами и контейнерами для утилизации:  

одноразовые шапочки, 

одноразовые маски, 

смотровые перчатки разных размеров

2

одноразовые салфетки, 

закреплѐнный пакет для отходов класса А,  

закреплѐнный пакет для отходов класса Б, 

закрепленный жесткий контейнер для отходов класса Б,  

контейнер для дезинфекции инструментов.  

Набор инструментов в имитации стерильной упаковки  

лоток,  

пинцет стоматологический, 

зеркало стоматологическое, 

зонд стоматологический. 

 

                                            

1

 

В  случае,  если  раковиной  оснастить  рабочее  место  невозможно,  экзаменуемым  предлагается 

имитация средства для гигиенической обработки рук медицинского персонала. 

2

 

Преимущественно использовать размер М, но также должны быть в арсенале, такие размеры, как L 

и S. 

 

 

 

 

Стр. 5 из 12

 

Симуляционное оборудование 

Фантом  со  сменными  зубами  (челюстью)  и  возможностью  изменять  угол  наклона 
головной  части  и  подвижной  нижней  челюстью.  Обеспечить  имитацию  пациента, 
который сидит в кресле с одноразовой салфеткой на груди 

Челюсть  с  временными  зубами  с  имитацией  кариеса  (или  нарисовать  имитацию 
кариеса) – 1 шт 

Челюсть  с  постоянными  зубами  с  имитацией  кариеса,  частичной  адентии,  и 
отломанным корнем зуба и покраснением десны вокруг – 1 шт. 

6. 

Последовательность ситуаций и раздел подготовки 

№ 

п.п. 

№ 

чек-

листа 

Ситуация 

Раздел матрицы 

компетентности 

1.   246 

Кариес у взрослого пациента 

Стоматология 
терапевтическая 

2.   249 

Частичная адентия 

Стоматология 
ортопедическая 

3.   246 

Кариес у взрослого пациента 

Стоматология 
терапевтическая 

4.   246 

Кариес у взрослого пациента 

Стоматология 
терапевтическая 

5.   249 

Частичная адентия 

Стоматология 
ортопедическая 

Смена брифинга и челюсти 

6.   247 

Кариес у ребенка 

Стоматология 
детского возраста 

7.   247 

Кариес у ребенка 

Стоматология 
детского возраста 

8.   247 

Кариес у ребенка 

Стоматология 
детского возраста 

9.   247 

Кариес у ребенка 

Стоматология 
детского возраста 

10.  247 

Кариес у ребенка 

Стоматология 
детского возраста 

Смена брифинга и челюсти 

11.  248 

Альвеолит 

Стоматология 
хирургическая 

12.  248 

Альвеолит 

Стоматология 
хирургическая 

Смена брифинга 

13.  246 

Кариес у взрослого пациента 

Стоматология 
терапевтическая 

14.  249 

Частичная адентия 

Стоматология 
ортопедическая 

15.  246 

Кариес у взрослого пациента 

Стоматология 
терапевтическая 

Далее циклический повтор 

 

 

 

 

Стр. 6 из 12

 

7. 

Информация для экзаменуемого (брифинг) для каждой 

ситуации 

Для всех видов осмотра (чек-листы 246, 247, 249) 

Вы  стоматолог  общей  практики.  Пациент  (…..)  (…..)  лет  пришел  на  ежегодный 
осмотр. 
До  этого  Вы  пациента  никогда  не  видели.  Анамнез  собран  (без  особенностей). 
Задание:  Проведите  осмотр,  соблюдая  права  пациента,  правила  асептики  и 
антисептики.  Озвучьте данные осмотра (в т.ч. зубную формулу) для записи в карту 
медицинской  сестре,  находящейся  в  кабинете  (за  перегородкой).  Дайте 
рекомендации пациенту. В кабинете только пациент, с которым можно общаться. 

Для осмотра в хирургической стоматологии (чек-лист 248) 

Вы  стоматолог общей  практики.  Пациент (…..)  35  лет  пришел с жалобами на: боль 
на  месте  удаленного  зуба,  неприятный  запах  изо  рта,  температуру  тела  38,  общее 
недомогание.  До  этого  Вы  пациента  никогда  не  видели.  Анамнез  собран  (без 
особенностей).  Задание:  Проведите  осмотр,  соблюдая  права  пациента,  правила 
асептики  и  антисептики.  Озвучьте  данные  осмотра  (в  т.ч.  зубную  формулу)  для 
записи  в  карту  медицинской  сестре,  находящейся  в  кабинете  (за  перегородкой). 
Дайте  рекомендации  пациенту.  В  кабинете  только  пациент,  с  которым  можно 
общаться. 

8. 

Информация для экзаменаторов 

ФИО пациента, возраст (год рождения) 

Для всех видов осмотра 

Взрослый 35 лет Хайсман Александр Александрович (Анна Александровна) 
Ребенок 5 лет Хайсман Егор 
До осмотра ни на что не жаловался. Нерегулярно чистит зубы, по 1 минуте, состав зубной пасты и еѐ 
название не помнит. Дату последнего визита и проведенное лечение не помнит. Реакция в процессе 
осмотра зависит от ситуации. 

Для осмотра в хирургической стоматологии 

Взрослый 35 лет Хайсман Александр Александрович (Анна Александровна) 
Пришел(а)  с  жалобами  на:  боль  на  месте  удаленного  зуба,  неприятный  запах  изо  рта,  температуру 
тела 38, общее недомогание. 
Реакция  в  процессе  осмотра  должна  соответствовать  картине  альвеолита  того  зуба,  удаление, 
которого имитирует вставленная челюсть. 

Задачи данной станции 

Демонстрация  экзаменуемым  своего  поведения  при  осмотре  пациента  (общение,  асептика  и 
антисептика,  этапы  осмотра).  Умение  составлять  зубную  формулу,  объяснить  патологию

и  давать 

современные рекомендации в ситуации кариеса, альвеолита, частичной адентии, …. 

Функции экзаменаторов 

1. 

Предоставить  брифинг,  челюсть  с  зубами  и  карту  пациента,  соответствующие  номеру  чек-
листа 

2. 

Диалог с экзаменуемым от лица пациента 

3. 

Регистрация  расхождения  действий  экзаменуемых  с  параметрами  в  Электронном  листе 
экспертной оценки 

 

 

 

 

Стр. 7 из 12

 

4. 

Привести  помещение  в  первоначальный  вид  (вернуть  расходный  материал,  который  можно 
использовать многократно, подготовить инструменты) 

5. 

При необходимости, включать запись видео (секундомер) 
 

Рекомендовано  для  экзаменаторов  с  небольшим  опытом  работы  иметь  промежуток  времени  для 
подготовки  станции  и  ответственного  за  заполнение  листа  оценки  между  экзаменуемыми. 
Промежуток  может  быть  равен  времени  работы  станции.  Целесообразно  использовать  помощника, 
обеспечивающего подготовку рабочего места в соответствии с оцениваемой ситуацией. 
 

Какую информацию необходимо предоставить экзаменуемому в процессе его работы 

на станции 

Перед  началом  –  подготовить  следующий  по 
последовательности чек-лист 

Проверить название проверяемого навыка, номер 
цепочки, свои ФИО 

При входе экзаменуемого 

Внести 

номер 

экзаменуемого 

в 

чек-лист. 

Запустить секундомер (включить камеру) 

При обращении к пациенту 

Отвечать  за  пациента,  только  то,  что  известно. 
На всѐ остальное отвечать – не знаю  

При попытке начать мыть руки 

Сказать: «Будем считать, что руки обработаны» 

При диктовке данных осмотра 

«Угу, записано» 

Указать на то, что больше всего беспокоит 

В терапии и детстве – черные пятна на зубах 
В ортопедии – отсутствие зубов 

При 

переходе 

к 

рекомендациям, 

последовательно  задать  три  вопроса  от  лица 
пациента 

1. 

Что будет, если этого не делать? 

2. 

Сколько времени можно подождать? 

3. 

Есть ли какие-то альтернативы? 

 
 
Важно! В случае если  аккредитуемому  обосновано понадобился какой-то  материал  или инструмент, 
которого  не  оказалось,  то  вопрос  решается  в  пользу  аккредитуемого  с  указанием  в  протоколе,  что 
аккредитуемый  считается как сдавший по техническим причинам. 
 

Какую информацию нельзя предоставлять 

Не говорить ничего от себя. Только в пределах описанной легенды. Не вступать в переговоры, даже 
если Вы не согласны с мнением аккредитуемого. 
 
Нельзя от лица медицинской сестры задавать вопросы по графам истории болезни и т.п. 

 

9. 

Нормативные документы, используемые для создания 

оценочного листа (чек-листа) станции. 

1. 

Приказ  Министерства  здравоохранения  РФ  от  13  ноября  2012  г.  №910н  «Об 
утверждении 

Порядка 

оказания 

медицинской 

помощи 

детям 

со 

стоматологическими заболеваниями» 

2. 

Приказ  Министерства  здравоохранения  и  социального  развития  РФ  от 
07.12.2011  г.  №1496н  «Об  утверждении  Порядка  оказания  медицинской 
помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях» 

3. 

Приказ  Минтруда  России  от  10.05.2016  г.  №227н  «Об  утверждении 
профессионального стандарта «Врач-стоматолог». 

4. 

Клинические рекомендации (протоколы лечения) ПРИ ДИАГНОЗЕ ГИНГИВИТ  

Утверждены  Постановлением  №  15  Совета  Ассоциации  общественных 

 

 

 

 

Стр. 8 из 12

 

объединений  «Стоматологическая  Ассоциация  России»  от  30  сентября 
2014 года 

5. 

Клинические  рекомендации  (протоколы  лечения)  ПРИ  ДИАГНОЗЕ  КАРИЕС 
ЗУБОВ 
 

Утверждены  Постановлением  №  15  Совета  Ассоциации  общественных 
объединений  «Стоматологическая  Ассоциация  России»  от  30  сентября 
2014 года

 

6. 

Клинические 

рекомендации 

(протоколы 

лечения) 

ПРИ 

ДИАГНОЗЕ 

ЧАСТИЧНОЕ  ОТСУТСТВИЕ  ЗУБОВ  (ЧАСТИЧНАЯ  ВТОРИЧНАЯ  АДЕНТИЯ, 
ПОТЕРЯ  ЗУБОВ  ВСЛЕДСТВИЕ  НЕСЧАСТНОГО  СЛУЧАЯ,  УДАЛЕНИЯ  ИЛИ 
ЛОКАЛИЗОВАННОГО ПАРОДОНТИТА) 
 

Утверждены  Постановлением  №  15  Совета  Ассоциации  общественных 
объединений  «Стоматологическая  Ассоциация  России»  от  30  сентября 
2014 года 

 

7. 

СапПиН 

2.1.3.2630-10 

Санитарно-эпидемиологические 

требования 

к 

организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. 

8. 

СанПиН 

2.1.7.2790-10 

"Санитарно-эпидемиологические 

требования 

к 

обращению с медицинскими отходами 

9. 

"Письмо Роспотребнадзора №0100/4964-05-32 от 30.06.2005 "О системе сбора 
и  утилизации  медицинских  отходов  при  иммунизации  в  лечебно-
профилактических учреждениях Российской Федерации" 

10. 

Информация для симулированного пациента 

Не предусмотрено 

11. 

Информация для симулированного коллеги 

Не предусмотрено 

12. 

Способ оценивания 

В  чек-листе  проводится  отметка  о  наличии/отсутствии  или  несущественных 
расхождениях  между  действиями  аккредитуемого  и  описанными  в 
соответствующем пункте чек-листа. 

В электронном чек-листе

 

это осуществляется с помощью активации кнопок: 

-

Да – действия совпадают 

-

Нет – действие не выполнено аккредитуемым 

 

 

 

 

Стр. 9 из 12

 

-

Часть (частично да) – есть несущественные расхождения 

Внимание!

 

При  внесении  данных  о  нерегламентированных  и  небезопасных 

действиях,  в  случае  если  они  не  совершались,  необходимо  активировать  кнопку 
«Да».  При  проявлении  таких  действий  у  аккредитуемого  напротив  конкретно 
обозначенного  действия,  которое  не  должно  совершаться,  активируется  кнопка 
«Нет», что означает, что действия аккредитуемого не совпали с требованиями этого 
не делать.  

В  случае  демонстрации  аккредитуемым  других  (не  внесенных  в  пункты  чек-листа) 
небезопасных  или  ненужных  действий,  необходимо  зафиксировать  эти  действия  в 
дефектной  ведомости  (раздел  12  паспорта)  по  данной  станции,  а  в  чек-лист 
аккредитуемого  внести  только  количество  совершенных  нерегламентированных  и 
небезопасных действий. 

Каждая  позиция  непременно  вносится  членом  АК  в  электронный  оценочный  лист 
(пока этого не произойдет, лист не отправится). 

Для фиксации показателя времени необходимо активировать электронный чек-лист, 
как  только аккредитуемый  приступил к  выполнению задания,  а вносить показатель, 
как только аккредитуемый закончил главный этап задания.  

В  случае  невозможности  этого  или  при  использовании  бумажных  чек-листов 
показатели времени вообще не вносятся. 

При  использовании  бумажных  чек-листов  совпадение  действий  аккредитуемого  и 
пункта  чек-листа  обозначается  цифрой  «2»,  несовпадение  –  цифрой  «0»,  в  случае 
частичного  совпадения  –  цифрой  «1».  В  целях  исключения  возможности  для 
внесения  несанкционированных  правок  не  использовать  значки  «+»  и  «-», 
количество  исправлений  не  должно  превышать  двух  в  одном  бумажном  чек-листе. 
Исправления  должны  сопровождаться  подписью  члена  АК,  заверившего  весь  чек-
лист в конце. 

Допускается в бумажном чек-листе внесение только цифр «0» или «1» по действиям, 
не  совпадающим  или  частично  совпадающими  с  позициями  чек-листа.  При 
перенесении  информации  в  электронную  базу  чек-листов  по  этой  позиции 
необходимость  активировать  кнопку  «Нет»,  а  по  остальным  (неотмеченным) 
позициям  отметка  положительная  и  соответствует  кнопке  «Да».  Цифра  «1», 
соответственно,  предполагает  активацию  кнопки  «Часть».  Не  допускается  при 
заполнении бумажного чек-листа в колонке отметок, как незаполненных ячеек, так и 
одновременного  заполнения  и  «0»  или  «1»,  и  «2».  Такой  чек-лист  считается 
незаполненным,  а  аккредитуемый  не  сдавшим  второй  этап  по  техническим 
причинам.  

 

 

 

 

Стр. 10 из 12

 

 

13. 

Дефектная ведомость 

Станция                          Стоматологический осмотр пациента 

Организация _____________________________________________________ 

№ 

Список нерегламентированных и 

небезопасных действий, 

отсутствующие в чек-листе 

Номер 

аккредитуемого 

Дата 

Подпись 

члена 

АК 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительные  замечания  к  организации  станции  в  следующий  эпизод 
аккредитации  ____________________________________________________________ 
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________ 

ФИО председателя АК                                                                    Подпись 

 

 

 

 

Стр. 11 из 12

 

14. 

Чек-листы 

Действие 

Критерий 

оценки 

Отметка о 

выполнении 

Установить контакт с пациентом 

 

 

Идентифицировать личность пациента 

 

 

Сообщить пациенту о ходе процедуры 

 

 

Обработать руки гигиеническим способом вначале 

 

 

Подготовить  рабочее  место  для  осмотра  ротовой  полости 

(убедиться, что всѐ необходимо есть заранее) 

 

 

Положение 

 

 

Занять правильное положение возле пациента 

 

 

Помочь  занять  удобное  положение  пациенту,  который  сидит  в 

кресле с одноразовой салфеткой на груди 

 

 

Соответствие положению кресла 

 

 

Обеспечить визуализацию ротовой полости 

 

 

Средства индивидуальной защиты 

 

 

Подготовить  перчатки,  маску  медицинскую  трѐхслойную, 

шапочку (быть в шапочке и маске на шее) 

 

 

Последовательность использования  

 

 

Оценить конфигурацию лица 

 

 

Оценить цвет, наличие патологических образований на коже  

 

 

Пальпировать регионарные лимфатические узлы 

 

 

Оценить степень открывания рта и ВНЧС 

 

 

Осмотреть преддверие полости рта и окклюзию 

 

 

Осмотреть собственно полость рта и язык  

 

 

Оценить гигиеническое состояние полости рта 

 

 

Осмотр зубных рядов и зубов 

 

 

Закончить осмотр 

 

 

Зафиксировать время окончания осмотра 

 

 

Снять маску и перчатки 

 

 

Обработать руки гигиеническим способом в конце 

 

 

Озвучить  пациенту  план  дальнейшего  лечения  (обследования, 

профилактических мероприятий) 

 

 

Уточнить понимание происходящего у пациента 

 

 

Ответить на вопросы пациента 

 

 

Что будет, если этого не делать? 

 

 

Сколько времени можно подождать 

 

 

Есть ли какие-то альтернативы 

 

 

Завершение испытания  

 

 

При команде: "Осталась одна минута" 

 

 

Перед выходом 

 

 

Нерегламентированные и небезопасные действия 

 

 

Соблюдение правил асептики 1 

 

 

Соблюдение правил асептики 2 

 

 

Оснащѐнность процедуры 

 

 

Другие нерегламентированные и небезопасные действия 

 

 

Общее впечатление эксперта 

 

 

ФИО эксперта                            подпись    

 

 

Отметка о занесении в базу (ФИО)

 

 

 

 

 

Стр. 12 из 12

 

15. 

Медицинская документация 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

//////////////