8 класс. ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 класс. ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД


Школьный этап 8 класс

Максимально возможный балл – 43 Время для выполнения заданий – 60 минут


КЛЮЧИ


Задание 1.

Что означает болгарское слово бчела? Чем отличается болгарское слово от русского с точки зрения исторической фонетики?


Модель ответа и критерии

«Пчела» (1 балл)

В старославянском слове бьчела (бъчела) в процессе падения редуцированных (1 балл) выпал гласный ь\ъ (1 балл), в результате чего в русском языке стала возможна регрессивная (1 балл) ассимиляция (1 балл) по глухости (1 балл).

Русское слово пчела отличается от болгарского бчела тем, что в русском слове после падения редуцированных произошла ассимиляция, а в болгарском слове нет (1 балл).

Всего 7 баллов.


Задание 2.

В одном из стихотворений И.Северянина есть такие слова: я огневею.

  1. Определите форму, в которой употреблен авторский глагол.

  2. Укажите словообразовательную модель (структуру и значение), по которой глагол образован. От какой части речи образован глагол? Возможно ли образование данного глагола от другой части речи? Почему?

  3. Приведите 3 примера общеупотребительных глаголов той же модели в русском языке.


    Модель ответа и критерии:

    1. Глагольная форма огневею – 1 л.ед.ч. наст. вр., изъяв.накл; инфинитив:

      огневеть, несов.вид, 1 спр., невозвр.

      Комментарий: от 0.5 до 1.5 баллов за определение формы в зависимости от полноты ответа (желательно, чтобы был указан инфинитив и его грамматические параметры).

    2. Глагол огневеть образован от прилагательного огневой

      суффиксальным способом, модель огневой огневеть, суффикс глагола –

      е–. Значение глагола: становиться таким, каким является предмет по признаку, отраженному в прилагательном, т.е. становиться огненным (в перен.смысле). Глагол образован от имени прилагательного (это производящее слово), потому что значение глагола сохраняет указание на признак. Образование данного глагола от существительного невозможно, модель огонь огневеть неверна, т.к. нарушается принцип семантического единства слов в словообразовательной цепочке.

      Комментарий: всего 5.5 баллов

      0.5 балла за определение суффиксального способа 1 балл за указание словообразовательной модели

      0.5 балла за выделение словообразовательного суффикса

      1.5 балла за формулировку словообразовательного значения

      0.5 балла за указание на прилагательное как производящее слово

      0.5. балла за объяснение словообразовательной мотивации

      1.5 балла за указание на неверность образования глагола от существительного и объяснение


    3. Такая же модель словообразования представлена в глаголах: рыжеть (становиться рыжим), свирепеть (становиться свирепым), добреть (становиться добрым), желтеть, дряхлеть, редеть и проч.

      Комментарий: всего 3 балла (по 0.5 баллов за слово и по 0.5 баллов за формулировку значения через конструкцию «становиться каким»). При этом не засчитываются глаголы с омонимичным суффиксом –е–, словообразовательное значение которых иное, например, кипеть, глазеть, лететь и проч.

      Всего 10 баллов


      Задание 3.

      Приведите по одному примеру на следующие случаи функционирования в предложении словоформы писать:

      1. она является подлежащим;

      2. она является частью составного глагольного сказуемого;

      3. она является самостоятельным сказуемым;

      4. она является дополнением;

      5. она является определением;

      6. она является обстоятельством.


Модель ответа и критерии:

  1. Писать – значит излагать свои мысли на бумаге (1 балл).

  2. Никто не хотел писать контрольную работу (1 балл).

  3. Писать тебе работу весь год! (1 балл).

  4. Учитель заставляет нас много писать (1 балл).

  5. Желание писать крепло в нём с каждым годом (1 балл).

  6. Мы пришли на урок писать диктант (1 балл).

    Всего 6 баллов.


    Задание 4.

    Перед вами буквальные переводы английских фразеологизмов. Каким русским фразеологизмам они соответствуют?

    Трава всегда зеленее по ту сторону забора. Похожи как две горошины в стручке.

    Льёт собаками и кошками.

    Нет места, чтобы размахивать кошкой. Каждый повар свое варево хвалит.


    Модель ответа и критерии:

    Трава всегда зеленее по ту сторону забора – хорошо там, где нас нет. Похожи как две горошины в стручке – похожи как две капли воды.

    Льёт собаками и кошками – льёт как из ведра.

    Нет места, чтобы размахивать кошкой – яблоку негде упасть. Каждый повар свое варево хвалит – каждый кулик своё болото хвалит. За определение каждого соответствия – по 1 баллу.

    Всего 5 баллов.


    Задание 5.

    Петр I реформировал алфавит, убрав некоторые буквы. Определите, какие звуки русского языка обозначали выделенные буквы, которые употреблялись в допетровской азбуке.

    1. Алеѯандр

    2. Ѯения

    3. Ѱаломъ,

    4. Сѫбота,

    5. Пѧть,

    6. Рѫка,

    7. Ѳекла

    8. Ѳеодора


Модель ответа и критерии:

1.2. [ кс ] 3. [ пс ] 4.6. [ у ] 5. [ а ] 6.7. [ ф ]

За определение звукового соответствия каждой буквы – по 1 баллу.

Всего 5 баллов.

Задание 6.

Выделите этимологический корень в следующих словах. Опираясь на результаты проведенного анализа, укажите первичное значение этих слов: Защита, сословие, противник, прекрасный, овчинник.


Модель ответа и критерии:

Защита – этимологический корень -щит-, т.е. то, что оберегает от какого-то воздействия.

Сословие – этимологический корень -слово-, т.е. сословие – группа лиц, объединенная общими интересами, общим словом.

Противник – этимологический корень -против-, т.е. тот, кто противодействует, выступает против.

Прекрасный – этимологический корень -крас- (в значении «красивый»), т.е чрезвычайно красивый.

Овчинник – этимологический корень -овч- (овца) , т.е. тот, кто выделывает овчину, мастер по выделке овечьих шкур.

За определение каждого этимологического корня – по 1 баллу. За определение первичного значения слова – по 1 баллу.

Всего 10 баллов.

 

 

////////////////////////////