6 класс. ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 класс. ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД


Школьный этап 6 класс

Максимально возможный балл – 41 Время для выполнения заданий – 60 минут


КЛЮЧИ


Задание 1.

Известно, что в русском языке реализация фонемы <j> отличается большой вариативностью и зависит от её фонетической позиции. <j> может быть реализована звуками [j] , [й] (и неслоговое) и даже нулем звука [ø ]. Найдите её возможные реализации и опишите эти позиции, основываясь на следующих транскрипциях:

в яме – [вjáм’ь], ёлка – [jолкъ]; золотой – [зълатóй], мой – [мой]; майка – [мáйкъ], зайка – [зайкъ]; знает – [знáьт], лает – [лаьт].

Ответ занесите в таблицу (в таблице можно использовать данные примеры):


Позиция

Примеры

Реализация

j

ø (нуль)

й (и неслоговое)


Модель ответа и критерии:


Позиция

Примеры

Реализация

Перед ударным гласным, на

месте букв е, ё, ю, я (1

балл).

в яме – [вjáм’ь], ёлка – [jолкъ]

j

Между двумя гласными

(1 балл).

знает – [знáьт],

лает – [лаьт]

ø (нуль)

Все остальные позиции, в

том

Золотой – [зълатóй],

мой – [мой],

й (и неслоговое)


числе перед согласными, на

конце слова (2 балла).

майка – [мáйкъ], зайка – [зайкъ]

За правильное указание примеров (можно 1 пример) – по 1 баллу.

Всего 7 баллов.


Задание 2.

На уроке дали для разбора по составу следующие слова: вазочка, грядочка, избёночка, точка (знак препинания), строчка. Один учащийся сделал это так:

Корень, суффикс

-очк- и окончание

Корень, суффикс

-к- и окончание

Корень, суффикс

-оч-, суффикс -к- и окончание

Корень и

окончание

ваз-очк-а

изб-ён-очк-а

строч-к-а

гряд-оч-к-а

точк-а

Найдите ошибки учащегося и исправьте их.


Модель ответа и критерии:

Ошибка – в разборе слова избёночка (1 балл). В этом слове выделяется суффикс -к- (1 балл), а слово образовано от существительного избёнка (1 балл).

Таким образом, состав этого слова следующий: корень изб-, суффикс -ёноч-, суффикс -к- и окончание -а (1 балл).

Всего 4 балла.


Задание 3.

Предположим, что слово пустослов – это существительное, стоящее в форме родительного падежа множественного числа. Как бы выглядели возможные формы именительного падежа единственного числа от этого существительного?

Приведите аналогичные примеры из русского языка.


Модель ответа и критерии

От слова пустослов первая возможная форма – пустосол (1 балл), по аналогии с посол (послов – посол) (1 балл). Вторая возможная форма – пустосёл (1 балл), по аналогии с осёл (ослов – осёл) (1 балл). Третья возможная форма – пустосло по аналогии с сусло (1 балл), но родительный падеж множественного числа от неё просторечный (1 балл). Четвёртая возможная форма – пустослова (1 балл), по аналогии с корова (коров – корова) (1 балл).

Всего 8 баллов.


Задание 4.

Назовите фразеологизм, о котором идет речь. Объясните его значение. Составьте с ним предложение.

Происхождение этого фразеологизма связывается с именем парижского врача, который

мог рассмешить больных до такой степени, что они выздоравливали. Когда доктор стал популярным, вместо приемов он стал рассылать своим пациентам отпечатанные листки, в заголовке которых стояло его имя, а под ним находились шутки, имевшие целительное свойство. По другой версии, это выражение возводят к анекдоту о французском адвокате, который отличался рассеянностью и говорил скороговоркой. Защищая некоего Матьяса, у которого украли петуха, адвокат назвал самого клиента петухом (gallo), сказав вместо Gallus Matthias – galli Matthias.


Модель ответа и критерии:

Нести галиматью – говорить вздор, чепуху, ерунду. За верно указанный фразеологизм – 1 балл.

За указание значения фразеологизма – 1 балл. За верно составленное предложение – 1 балл. Всего 3 балла.


Задание 5.

Какое значение имели слова красный, червленый и червонный в Древней Руси?


Модель ответа и критерии:

В древнерусском языке слово красный означало только «красивый» красный молодец, красна девица, красно солнышко. Это же значение имеет слово красный в сочетании Красная площадь. Красный цвет в Древней Руси называли червленый или червонный. Красную краску делали из особого вида червей отсюда название червленый, например, червленые щиты т. е. красные щиты, червонное золото.

За объяснение каждого слова – по 1 баллу. За каждый пример – по 1 баллу. За каждое дополнительно названный пример – 1 балл. Всего 6 баллов.

Всего 9 баллов.

Задание 6.

Приведите слова, от которых исторически образованы данные ниже, объясните причину такого названия соответствующих предметов:

Голубь, овчарка, свадьба, племянница, немец.


Модель ответа и критерии:

Голубь ← голубой (птица названа по цвету оперенья). Овчарка ← овчар, овца (собака помогала пасти овец).

Свадьба ← сват, сватать (первоначально свадьба = сватовство). Племянница ← племя (соплеменница, родственница).

Немец ← немой (человек, говорящий неясно, непонятно). За указание слов – по 1 баллу.

За комментарий – по 1 баллу.

Всего 10 баллов.

 

 

////////////////////////////