10 класс. ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 класс. ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД


Школьный этап 10 класс аксимально возможный балл – 57 Время для выполнения заданий – 60 минут


КЛЮЧИ


Задание 1.

Перед Вами фонетическая пропорция: б/п = г/к.

  1. Дайте определение фонетической пропорции и объясните, по какому принципу она строится.

  2. Решите следующие пропорции и обоснуйте своё решение. к/х = т/?

д/т = г/?

Из получившихся согласных составьте слово по схеме 12 гласный 12 гласный, где 1 – искомый звук из первой пропорции, 2 – из второй.


Модель ответа и критерии:

Фонетическая пропорция – это отношение звуков речи по одному или нескольким признакам (в данном случае артикуляционным) – 2 балла, за решение каждой из пропорций (с, к) – по 2 балла, за восстановление слова сказка – 2 балла.

Пояснение.

  1. Из содержания первой дроби находим, что её звуки относятся как

    «взрывной» к «щелевому». По этому же принципу определяем, что искомый звук – [с], поскольку он является соответствием взрывному [т].

  2. Во второй дроби звуки относятся как «звонкий» к «глухому». Следовательно, искомый звук – [к].

    Всего 8 баллов.


    Задание 2.

    Прочитайте фрагмент письма Н.С. Лескова П.К. Щебальскому, историку, писателю, чиновнику особых поручений при Главном управлении цензуры, редактору «Варшавского Дневника»:

    "Смех и горе" в отдельном издании уже заказаны в типографии Каткова, и Лавров прислал мне два первых листа корректуры, но на том все и стало. Прошу Вас: узнайте, пожалуйста, что сей сон обозначает? "Смех и горе" и здесь возбуждает у всех большое сочувствие. Могу сказать, что ни одна моя работа не шла при таком полном внимании читателей, как эта, которую "миф" "Русского вестника" продержал год под столами, все норовил откатнуть её ногой.


    Определите способ словообразования, значение и стилистическую окраску глагола откатнуть в этом контексте, учитывая наличие в текстах Н. С. Лескова таких единиц, как катковщина, каткист, катковствовать.


    Модель ответа и критерии:

    В задании необходимо дать объяснение словообразованию, значению и стилистической окраске слова:

    1. Словообразование.

      Словообразование данного глагола объясняется следующим образом: это авторское словообразование, результат языковой игры, основанной на аналогии (стегать – пристегнуть – отстегнуть; катить – откатнуть). Само слово откатнуть – глагол совершенного вида однократного действия, такого же типа, как отстегнуть.

      Глагол образован от фамилии Катков приставочно-суффиксальным способом с усечением производящей основы.

      Это положение доказывается словами из самого задания, в которых по- разному обыгрывается исходное слово Катков: катковщина – по аналогии с обломовщина, хлестаковщина (значение: ‘характерное явление’, суфф. – щин–); каткист – по аналогии с социалист, монархист (значение: ‘приверженец, сторонник’, суфф. –ист–); катковствовать – по аналогии с директорствовать (значение: ‘вести себя как директор, Катков’ и проч., суф.

      –ствова–).

    2. Значение данного слова

      Здесь обыгрывается этимологическая связь глаголов катить – откатить и фамилии Катков, поэтому значение данного слова понимается двояко:

      1. из контекста понятно, что рукопись долго не хотели печатать, и Катков, как хозяин типографии, в этом виноват;

      2. употребление в ближайшем контексте словоформы ногой указывает на прямое значение ‘один раз подвинуть при помощи ноги предмет под столом так, чтобы он перекатился с одного места на другое’.

      Таким образом, откатнуть – это «убрать какой-либо предмет подальше, специально не заметить его», в соответствии с тем, как поступил Катков с текстом Лескова. (Здесь принимается любая трактовка, семантически идентичная модели ответа).

    3. Стилистическая окраска слова.

Глагол откатнуть – это авторское новообразование, окказионализм, созданный как экспрессивная единица, для выражения отношения автора к описываемому событию, поэтому нормативным литературным словом быть не может.

Его стилистическая окраска – просторечная (или разговорная).


Критерии оценивания:

за указание на значение однократности действия – 0.5 балла.

за указание на авторское словообразование (языковую игру по аналогии) – 1

балл;

за указание на образование от фамилии – 0.5 балла;

за указание на усечение производящей основы – 0.5 балла;

за указание на параллель фамилии Катков и глагола катить 1 балл;

за приведенные аналогии к словам катковщина, каткист, катковствовать и выделение в них суффиксов – по 1.5 балла за слово, суффикс и его значение, т.е. 4.5 балла;

за правильное определение значения слова откатнуть 2 балла (1 балл за определение, 1 балл за объяснение игры слов);

за правильное определение стилистической окраски – 1 балл (0.5 балла за определение и 0.5 балла за объяснение)

Всего 11 баллов.


Задание 3.

Один лингвист выписывал из книг и газет предложения, в которых он усматривал нарушения синтаксической нормы. В частности, он собрал такие предложения:

  1. Атомные электростанции станут не только поставщиками электроэнергии, но и тепла.

  2. Космические лучи несут информацию не только об источниках, которые их излучают, но и могут рассказывать о том, что встретилось им в пути.

  3. Все эти проблемы решаются сегодня как учеными и инженерами в нашей стране, так и в Америке.

  4. Память о них нетленна как в сердцах советских людей, так и французский боевых товарищей.

    Какое нарушение увидел здесь лингвист? Разбейте эти предложения на две группы в зависимости от того, каким способом могут быть исправлены допущенные ошибки. Обоснуйте свою позицию.


    Модель ответа и критерии:

    Нарушения в синтаксической структуре предложений обусловлены неправильным употреблением парных (двойных) союзов, которые должны располагаться перед однородными членами предложения (3 балла). Выделив эти однородные члены, получаем две группы (за правильное отнесение предложений к группе по 1 баллу):

    1. 1) Атомные электростанции станут поставщиками не только электроэнергии, но и тепла.

      1. Все эти проблемы решаются сегодня учеными и инженерами как в нашей стране, так и в Америке.

      2. Память о них нетленна в сердцах как советских людей, так и французских боевых товарищей.

      парные союзы относятся к второстепенным членам предложения (2 балла).

    2. 2) Космические лучи не только несут информацию об источниках, которые их- излучают, но и могут рассказывать о том, что встретилось им в пути.

парные союзы относятся к главным членам предложения (2 балла).

Возможно другое толкование групп.

Всего 11 баллов.


Задание 4.

Найдите в тексте и назовите фразеологизм, определите его значение. Дайте ему стилистическую характеристику. Подберите 2 синонимичных фразеологизма. Подберите еще по 2 других фразеологизма с каждым словом/ компонентом в искомом фразеологизме.

Прошин взглянул на Михайлова. Тот сидел и улыбался. Он вышел из игры.

(А. Молчанов «Новый год в октябре»)


Модель ответа и критерии:

Выйти из игры – перестать участвовать в чем-либо; перестать быть членом чего-либо (1 балл: по 0.5 балла за указание на фразеологизм и определение его значения).

Фразеологизм разговорной стилистической окраски (1 балл).

Синонимичные фразеологизмы: сойти с круга; сложить оружие; пойти на попятную; дать отбой; соскочить, сойти с дистанции (2 балла) Фразеологизмы со словом выйти: выйти боком, выйти из строя, выйти из себя, выйти замуж (2 балла)

Фразеологизмы со словом игра: игра воображения, игра не стоит свеч, игра слов, делать хорошую мину при плохой игре, игра в одни ворота, вся жизнь – игра (2 балла)

Всего 8 баллов.


Задание 5.

Определите, представители каких профессий жили в средние века в следующих слободах:

Ворóтники, Бронная, Сыромятники, Толмачи, Сокольники


Модель ответа и критерии:

Воро́ тники – слобода, где жили стражники, охранявшие городские ворота; Бронная – слобода, где жили кузнецы, изготовлявшие кольчуги и другие доспехи (броню);

Сыромятники – слобода, где жили кожевники, работавшие в том числе и с сыромятной кожей;

Толмачи – слобода, где жили переводчики

Сокольники – слобода, где жили сокольники, занимавшиеся дрессировкой птиц для царской охоты.

За определение каждой профессии – по 2 балла.

Всего 10 баллов.


Задание 6.

Восстановите этимологическое гнездо слов, определите исходное значение корня этого гнезда:



Слово

Значение

первичное значение «слуга короля», сейчас «член

правительства, руководитель отрасли в государстве»

математический знак

временной отрезок

разновидность длины

органы исполнительной власти; совокупность должностных лиц управления

исполнительные и распорядительные органы власти в


государственных структурах

наименьшее количество

одна из разновидностей музыкального

настроение

лада;

грустное


Общий исторический корень



image


Модель ответа и критерии:

, его базовое значение


Слово

Значение

министр

первичное значение «слуга короля», сейчас «член

правительства, руководитель отрасли в государстве»

минус

математический знак

минута

временной отрезок

мини

разновидность длины

администраци я

органы исполнительной власти; совокупность должностных лиц управления

исполнительные и распорядительные органы власти в государственных структурах

* если участник приведет в данной графе слово министерство, то 0.5 балла (министерство – центральное правительственное учреждение, ведающее отдельной

отраслью государственного управления)

минимум

наименьшее количество

минор

одна из разновидностей музыкального лада; грустное

настроение


За каждое слово – по 1 баллу.

Общий исторический корень –min- , его базовое значение: малый, слуга (2 балла).

Всего 9 баллов.

 

 

 

 

////////////////////////////