|
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ В 2018/2019 ГОДУ
Методические рекомендации разработаны Центральной предметно-методической комиссией по биологии и утверждены на заседании комиссии
(Протокол от 28.06.2018 г. №7)
ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКТОВ ОЛИМПИАДНЫХ
ЗАДАНИЙ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПОВ 1
ОПИСАНИЕ НЕОБХОДИМОГО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
ПЕРЕЧЕНЬ СПРАВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ, СРЕДСТВ СВЯЗИ И ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ,
РАЗРЕШЕННЫХ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ 6
МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ 6
ОБРАЗЦЫ (ПРИМЕРЫ) ЗАДАНИЙ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ ПО БИОЛОГИИ 7
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ И ДР. ИСТОЧНИКОВ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ
СОСТАВЛЕНИИ ЗАДАНИЙ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ ПО БИОЛОГИИ 26
Школьный и муниципальный этапы всероссийской олимпиады школьников по биологии проводятся по заданиям, которые носят теоретический характер. В основе их содержания должны лежать образовательные программы основного общего и среднего общего образования, разработанные на основании действующих нормативных документов, регламентирующих организацию учебно-воспитательного процесса в образовательных общеобразовательных организациях. Содержание олимпиадных заданий должно проверять не только предметные знания школьников по биологии, но и их умение решать различные прикладные биологические задачи в т.ч. на метапредметном уровне.
Следует обратить внимание на то, что в школьном этапе Олимпиады могут принимать участие обучающиеся 5-11 классов, желающие участвовать в олимпиаде, а в муниципальном этапе – обучающиеся 7-11 классов. В содержание заданий по каждой параллели необходимо включать задания, охватывающие блоки содержания не только по темам, изучаемым в
данном классе, но и блоки содержания из предыдущих классов. Примерное распределение основных блоков содержания по классам представлено в таблице 1.
Таблица 1.
№ п/п |
Блоки содержания |
Класс |
1 |
Признаки живых организмов. |
5, 6 |
2 |
Царство бактерий |
6 |
3 |
Царство грибов |
6 |
4 |
Царство растений |
7 |
5 |
Царство животных |
7 |
6 |
Человек |
8 |
7 |
Система органического мира |
9 |
8 |
Организм и окружающая среда. Экология |
9 |
9 |
Цитология |
9 |
10 |
Биология как наука. Методы научного познания |
10 |
11 |
Многообразие и эволюция живой природы |
10 |
12 |
Микробиология и биотехнология |
10 |
13 |
Биология клетки. Биохимия |
11 |
14 |
Молекулярная биология. Генетика |
11 |
Таким образом, учащиеся 11 классов должны обладать следующими предметными знаниями и умениями, необходимыми для успешного участия в школьном этапе олимпиады.
Факт ически е, понятийные и т еорет ически е знания:
знание основных биологических терминов, понятий, законов, теорий, касающихся организации, индивидуального и исторического развития живых систем на всех уровнях организации;
знание химического состава живых систем;
знание особенностей строения и жизнедеятельности клеток, организмов, экосистем, биосферы;
знание основных форм размножения и особенностей индивидуального развития клеток и организмов;
знание особенностей процессов обмена веществ автотрофных и гетеротрофных организмов, круговорота веществ и превращения энергии в биосфере;
знание общих принципов наследования признаков организмами
знание основных закономерностей изменчивости организмов, особенностей про- явления и значения в эволюционном процессе;
знание экологических факторов, экологических ниш организмов, их взаимоотно- шений в биоценозе,
знание доказательств, движущих сил, направлений эволюции организмов.
Умения классифицироват ь и сист емати зироват ь:
распознавать основные систематические группы организмов по их описанию;
устанавливать признаки усложнения организмов.
Умения применят ь биологически е знания, использ уя алгорит мы:
устанавливать нуклеотидную последовательность в ДНК и РНК,
устанавливать типы скрещивания и решать генетические задачи;
составлять схемы цепей питания.
Умения уст анавливать причинно -следст венные связи между:
строением и функциями органоидов клетки;
особенностями строения и образом жизни организмов;
средой обитания и приспособленностью организмов;
факторами и результатами эволюции.
Умения распознават ь и определят ь, сравнивать и сопост авлять:
распознавать и сравнивать особенности строения и жизнедеятельности различных типов клеток, организмов;
распознавать и сравнивать типы и фазы деления клеток;
сравнивать и сопоставлять различные виды биоценозов,
сравнивать и сопоставлять различные пути и направления эволюции;
распознавать и сравнивать признаки усложнения основных групп организмов,
определять и сравнивать ароморфозы, идиоадаптации и дегенерации в различных группах организмов.
Сист емные (инт еграти вные) знания и умения:
знание сущности биологических явлений, их закономерностей;
умение устанавливать межпредметные связи с курсом химии, географии;
умение оценивать последствия деятельности человека в природе;
умение выделять общее и главное для характеристики процессов и явлений.
Отбор содержания конкурсных заданий олимпиады всегда осуществляется с учетом анализа результатов олимпиады предыдущего года. Для олимпиады разрабатываются оригинальные, новые по содержанию задания. В число конкурсных заданий могут быть
включены отдельные задания предыдущих олимпиад, решение которых вызвало у участников наибольшие затруднения.
Основные требования к заданиям для проведения школьного этапа Олимпиады:
задания необходимо готовить в тестовой форме зак рытого ти па,
что повышает
объективность оценивания конкурсантов и позволяет охватить больший объем контролируемых элементов знаний;
форма заданий должна быть такой, чтобы на решение каждого участник тратил минимальное время;
задания должны быть написаны понятно, доходчиво и лаконично и иметь однозначные решения (ответы);
в закрытых тестовых заданиях для маскировки верного ответа должны быть использованы только реально существующие термины, понятия и формулировки, составляющие предметную область «Биология»;
задания следует разнообразить по форме и содержанию, однако задания в блоке желательно группировать по типам (см. образцы заданий);
в заданиях рекомендуется использовать фактологический материал местного, регионального, национального и глобального уровней.
Итогом работы предметно-методической комиссии должно стать создание пакета методических материалов для проведения всероссийской олимпиады школьников по биологии в содержание, которого, входят:
комплекты заданий;
пустые бланки ответов на задания (матрицы);
ответы на задания.
Примерное количество заданий для школьного (продолжительность работы 120 минут) и муниципального этапов (продолжительность работы 180 минут) представлено в таблицах 2 и 3 соответственно.
Таблица 2
Комплект |
Часть I |
Часть II |
Часть III |
Часть IV |
5-6 классы |
10 |
5 |
5 |
1 |
7 класс |
15 |
5 |
10 |
1 |
8 класс |
20 |
5 |
10 |
2 |
9 класс |
25 |
10 |
15 |
2 |
10 класс |
30 |
10 |
15 |
3 |
11 класс |
35 |
10 |
20 |
5 |
Таблица 3
Комплект |
Часть I |
Часть II |
Часть III |
Часть IV |
7 класс |
20 |
5 |
5 |
1 |
8 класс |
30 |
5 |
10 |
2 |
9 класс |
40 |
10 |
15 |
3 |
10 класс |
50 |
10 |
20 |
4 |
11 класс |
60 |
15 |
25 |
5 |
Для проведения олимпиады на школьном и муниципальном этапах, необходимы аудитории (школьные классы), в которых можно было бы разместить ожидаемое количество участников. Для каждой параллели готовиться отдельная аудитория (класс). Для нормальной работы участников в помещениях необходимо обеспечивать комфортные условия: тишину, чистоту, свежий воздух, достаточную освещенность рабочих мест. В целях обеспечения безопасности участников во время проведения конкурсных мероприятий должен быть организован пункт скорой медицинской помощи, оборудованный соответствующими средствами ее оказания.
Для работы жюри необходимо подготовить помещение, оснащенное техническими средствами и канцелярскими принадлежностями: компьютер, принтер, копир, 4-5 пачек бумаги, ручки (красные из расчета на каждого члена жюри + 20% сверху), карандаши
простые (из расчета на каждого члена жюри + 20% сверху), ножницы, степлер и скрепки к нему (10 упаковок), антистеплер, клеящий карандаш, широкий скотч. Для своевременного информирования участников оргкомитету необходимо предусмотреть организацию работы информационного ИНТЕРНЕТ-сайта.
Для каждого участника олимпиады должно быть предоставлено отдельное рабочее место, оборудованное в соответствии с требованиями к проведению. Все рабочие места участников олимпиады должны обеспечивать участникам олимпиады равные условия и соответствовать действующим на момент проведения олимпиады санитарно- эпидемиологическим правилам и нормам.
Каждый участник получает комплект заданий и лист (матрицу) ответов. После завершения работы комплект заданий участник может забрать, а лист ответа должен быть подписан и сдан для проверки. Также рекомендуется предоставить участникам Олимпиады черновик (1 лист формата А4).
Во время проведения олимпиады участники олимпиады должны соблюдать действующий Порядок и требования, утверждённые организатором соответствующего этапа олимпиады, должны следовать указаниям представителей организатора олимпиады, не вправе общаться друг с другом, свободно перемещаться по аудитории. Участники могут взять в аудиторию только ручку (синего или черного цвета), прохладительные напитки в прозрачной упаковке, шоколад. Все остальное должно быть сложено в специально отведенном для вещей месте. В аудиторию не разрешается брать никакие справочные материалы, средства связи, фото- и видео аппаратуру.
За объективную проверку олимпиадных заданий, выполненных участниками олимпиады, отвечает жюри, которое принимает для оценивания закодированные (обезличенные) олимпиадные работы участников олимпиады, оценивает выполненные олимпиадные задания в соответствии с утверждёнными критериями и методиками оценивания выполненных олимпиадных заданий; проводит разбор олимпиадных заданий, а также другие функции в соответствии с действующим порядком проведения всероссийской олимпиады школьников.
Критерии оценивания заданий школьного и муниципального этапов следующие. В тестовых заданиях частей I и III за каждый правильный ответ участник получает по 1 баллу. В тестовых заданиях части II за каждый правильный ответ участник получает по
2 балла. В тестовых заданиях части IV конкурсантам необходимо заполнить матрицы в соответствии с требованиями, описанными в условиях. Особенности оценивания описаны в тексте для каждого задания индивидуально. Основная цель введения таких заданий – ориентация участников Олимпиады на содержание заданий последующих этапов всероссийской олимпиады.
По результатам проверки конкурсных работ по каждой параллели жюри выстраивается итоговый рейтинг конкурсантов, на основании которого определяются победители и призеры.
а) наличие одного или нескольких жгутиков; б) отсутствие оформленного ядра;
в) наличие клеточной мембраны; г) постоянная форма.
а) энцефалита; б) чумы; в) коревой краснухи; г) гепатита.
а) бактерий; б) архей; в) микромицетов; г) дрожжей.
а) достаточная освещенность;
б) совместное обитание с растениями;
в) наличие органических веществ, необходимых для их питания;
г) возможность формирования плодового тела, необходимого для размножения.
а) молочнокислого; б) маслянокислого; в) уксуснокислого; г) спиртового.
У плесневых грибов рода Мукор (Mucor) мицелий:
а) отсутствует;
б) многоклеточный;
в) одноклеточный одноядерный; г) одноклеточный многоядерный.
а) гликоген; б) крахмал; в) глюкоза; г) пектин.
а) листоватым лишайником; б) накипным лишайником; в) кустистым лишайником; г) листостебельным мхом.
а) гриба;
б) цианобактерий;
в) многоклеточной водоросли; г) одноклеточной водоросли.
а) покровным;
б) запасающим; в) проводящим;
г) образовательным.
а) I; б) II; в) III; г) IV.
а) азотным; б) калийным; в) фосфорным; г) комплексным.
а) боронование;
б) мульчирование; в) снегозадержание;
г) глубокая вспашка.
а) I; б) II; в) III; г) IV.
а) лейкопласты, хлоропласты и хромопласты; б) лейкопласты и хлоропласты;
в) лейкопласты и хромопласты; г) хромопласты.
а) горох; б) фасоль;
в) пшеница;
г) подсолнечник.
а) плодом; б) побегом;
в) корнеплодом;
г) верхушкой бокового корня.
а) пшеницы; б) проса; в) овса; г) ячменя.
а) пищеварительная система; б) выделительная система;
в) кровеносная система; г) нервная система.
а) транспорте питательных веществ; б) транспорте кислорода к тканям; в) выведении продуктов распада;
г) разгибании ног.
а) человек;
б) малярийный комар;
в) личинка малярийного комара;
г) отсутствует, т. к. малярийный плазмодий не является паразитом.
а) только три пары грудных ножек;
б) три пары грудных ножек и пять пар брюшных ложных ножек; в) только восемь пар ложных ножек;
г) конечности отсутствуют.
а) только губы;
б) только крючья; в) только присоски;
г) присоски и крючья.
а) в качестве пищи;
б) для строительства гнезд;
в) для выкармливания личинок;
г) в качестве субстрата для выращивания грибов, которыми питаются.
а) гермафродитами;
б) бесполыми особями;
в) самцами и самками с недоразвитой половой системой;
г) партеногенетическими самками с недоразвитой половой системой.
а) мотыль; б) артемия; в) трубочник; г) мучной червь.
а) чешуя; б) печень; в) кишечник; г) плавательный пузырь.
а) изменение среднесуточной температуры окружающей среды; б) уменьшение обилия кормовой базы;
в) изменение длины светового дня; г) образование брачной пары.
а) маленькие крючочки;
б) присоски, образованные складками кожи; в) железы, выделяющие клейкую жидкость;
г) щеточки из микроскопических волосков, увеличивающие сцепление.
а) бесполый способ размножения животных; б) половой способ размножения животных; в) восстановление утраченных частей тела; г) процесс защиты от нападения.
а) крота; б) коровы;
в) свиньи; г) лошади.
а) в большом круге кровообращения; б) в малом круге кровообращения;
в) в воротной системе печени; г) в почках.
а) выделение гормонов; б) возбуждение;
в) рефлекс;
г) торможение.
а) двигательных;
б) чувствительных;
в) только вставочных;
г) вставочных и чувствительных.
а) мозжечке;
б) спинном мозге;
в) промежуточном отделе головного мозга; г) продолговатом отделе головного мозга.
а) нервная;
б) мышечная;
в) эпителиальная; г) соединительная.
а) 4 дня; б) 4 недели; в) 4 месяца; г) 4 года.
а) желудке; б) тонком кишечнике; в) толстом кишечнике; г) печени.
а) наличием в строении минеральных веществ; б) наличием в строении органических веществ; в) губчатым строением;
г) трубчатым строением.
а) экология; б) этология;
в) энтомология; г) ихтиология.
а) на коралловых рифах;
б) в открытом океане в тропиках; в) в приполярных областях;
г) в глубоководных впадинах.
а) синице; б) ястребу тетеревятнику; в) бурому медведю; г) слону.
а) луг; б) тайга; в) открытый океан; г) тропический лес.
а) неандертальцы; б) питекантропы; в) синантропы; г) кроманьонцы.
а) приспособленная к трудовой деятельности рука; б) строение зубной системы;
в) социальное поведение; г) прямохождение.
а) организменному; б) тканевому; в) органному; г) системному.
а) эктодермы; б) мезодермы; в) энтодермы;
г) всех перечисленных зародышевых листков.
а) занесена на нашу планету из космоса;
б) возникала и возникает неоднократно из неживого вещества;
в) была создана сверхъестественным существом в определенное время;
г) возникла в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам.
а) Средиземноморье; б) Южная Америка; в) Средняя Азия;
г) Индостан.
а) Эдвард Зюсс;
б) Жан Батист Ламарк;
в) Иван Петрович Павлов;
г) Владимир Иванович Вернадский.
а) систематической близостью; б) случайным совпадением;
в) конвергенцией;
г) взаимным подражанием в ходе совместной эволюции.
а) параллелизма в эволюции; б) дегенерации;
в) мимикрии;
г) случайного сходства.
а) глюкоза; б) лизин; в) АТФ; г) ДНК.
а) лизосома;
б) аппарат Гольджи; в) клеточный центр; г) митохондрия.
а) основа наружного скелета членистоногих; б) пигмент в покрове беспозвоночных;
в) составная часть целлюлозы; г) панцирь ракообразных.
а) эндоплазматическая сеть; б) аппарат Гольджи;
в) клеточный центр; г) ядрышко.
а) профазу; б) метафазу; в) анафазу; г) телофазу.
а) маргарин;
б) сливочное масло;
в) растительное масло; г) хозяйственное мыло.
а) АаВВ х АаBb; б) ААBb х Ааbb; в) Ааbb х ааBb; г) АаВв х аавв.
а) 2; б) 3; в) 6; г) 9.
а) только 1; б) только 2; в) только 5; г) только 1 и 2; д) 1, 2 и 3.
а) только 1, 2; б) только 1, 5; в) только 2, 3; г) только 3, 5; д) 2, 3, 4.
а) 1, 4; б) 1, 5; в) 2, 3; г) 2, 4; д) 4, 5.
а) только 1, 2;
б) только 2, 3, 4;
в) только 2, 4, 5;
г) только 1, 3, 4, 5;
д) 1, 2, 3, 4, 5.
а) 1, 4; б) 1, 5; в) 2, 3; г) 2, 5; д) 3, 5.
а) только 3, 5;
б) только 1, 3, 5;
в) только 2, 3, 4, 5;
г) только 1, 2, 3, 5;
д) 1, 2, 3, 4, 5.
а) 1, 3; б) 1, 5; в) 2, 3; г) 2, 4; д) 3, 5.
8. |
Из названных желез смешанную секрецию осуществляет: 1) яичник; |
|
|
||
а) только 1, 4; б) только 1, 5; в) только 2, 3; г) 1, 2, 4; |
д) 2, 4, 5. |
| |
5) насекомых. а) только 1, 2, 3; б) только 1, 3, 5; | |
в) только 2, 3, 4; г) 1, 2, 3, 4; | |
д) 1, 2, 3, 5. | |
10. |
Рев самца благородного оленя (Cervus elaphus) в период |
гона: 1) привлекает самок; | |
| |
а) 1, 2, 3; б) 1, 2, 5; в) 1, 3, 4; г) 2, 3, 4 д) 3, 4, 5. |
а) 1, 3; б) 1, 5; в) 2, 3; г) 2, 4; д) 3, 5.
а) 1, 2, 3; б) 1, 2, 5; в) 1, 3, 5; г) 2, 3, 4; д) 2, 4, 5.
а) 1, 4; б) 1, 5; в) 2, 3; г) 2, 5; д) 3, 5.
а) только 1, 4; б) только 1, 5; в) 1, 3, 4; г) 2, 4, 4; д) 2, 3, 5.
а) 1, 2, 3; б) 1, 2, 5; в) 1, 3, 5; г) 2, 3, 4; д) 2, 4, 5.
Околоцветник не может состоять только из чашелистиков.
Всем папоротниковидным для оплодотворения нужна вода.
Клещи являются возбудителями энцефалита.
У простейших каждая клетка – самостоятельный организм.
Строение глаза у головоногих моллюсков аналогично строению глаза у позвоночных.
Все представители типа Хордовые раздельнополые животные.
Двоякодышащие рыбы – вымершая группа рыб, от которой произошли первые земноводные.
Особенности строения кожных покровов позволяют китообразным жить только в соленой воде.
Эпителиальные ткани делят на две группы: покровные и железистые.
Если сложить усилие, развиваемое всеми мышцами человека вместе, получится около 30 тонн.
Лимфатические сосуды, в отличие от венозных, не имеют клапанов.
Некоторые цианобактерии могут вступать в симбиоз с грибами.
В процессе сукцессии изменяется первичный источник энергии.
Все биоценозы обязательно включают автотрофные растения.
Листья светолюбивых растений содержат относительно больше хлорофилла, чем теневыносливые растения.
Гомологичные органы возникают в результате конвергенции.
Основным поставщиком материала для эволюции является модификационная изменчивость.
Партеногенез является формой полового размножения.
Половые клетки (гаметы) всегда образуются в результате мейоза.
При недостатке кислорода в прорастающих семенах начинается спиртовое брожение.
Исчезновение хвоста у головастиков лягушки происходит вследствие того, что отмирающие клетки перевариваются лизосомами.
Актин и миозин встречаются не только в мышечных клетках.
Каждой аминокислоте соответствует один кодон.
Крахмал и целлюлоза различаются по своему химическому составу.
Сцепленное наследование нарушается в результате кроссинговера.
А – ползучий; Б – вьющийся;
В – стелющийся; Г – цепляющийся;
Д – прямостоячий;
Е – приподнимающийся.
Изображение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Тип побега |
А – глотка;
Б – желудок; В – зоб;
Г – пищевод;
Д – средняя кишка
Обозначения на рисунке |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Органы |
А – горькое
Б – кислое В – сладкое Г – соленое
1 2 3 4
Изображения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Вкусовые ощущения |
А – стремя
Б – молоточек В – наковальня
Г – овальное окно
Д – барабанная перепонка
Е – жидкость во внутреннем ухе
Последовательность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Структура |
судан III
раствор Люголя
сернокислый анилин
гипохлорит натрия
флороглюцин с концентрированной серной или соляной кислотой
А – окрашивает крахмальные зерна в синий цвет.
Б – окрашивает одревесневшие стенки клеток в лимонно- желтый цвет.
В – окрашивает одревесневшие стенки клеток в малиново- красный цвет.
Г – окрашивает жирные и эфирные масла, жироподобные вещества в оранжевый цвет.
Д – обесцвечивает красители, ничего сам не окрашивает.
Краситель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Видимый эффект |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
1-10 |
б |
б |
в |
в |
б |
г |
б |
в |
а |
а |
11-20 |
в |
а |
в |
б |
г |
г |
б |
а |
в |
б |
21-30 |
б |
б |
г |
г |
в |
а |
г |
в |
г |
в |
31-40 |
в |
б |
в |
а |
г |
г |
в |
б |
б |
б |
41-50 |
а |
а |
в |
а |
в |
г |
а |
а |
а |
г |
51-60 |
в |
а |
г |
г |
а |
а |
в |
в |
г |
в |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
1-10 |
б |
г |
д |
д |
в |
г |
а |
б |
д |
в |
11-20 |
д |
б |
г |
б |
б |
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
"ДА" |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||||||
"НЕТ" |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х | ||||||
№ |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
|||||
"ДА" |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х | ||||||||||
"НЕТ" |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Изображение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Тип побега |
Д |
Е |
Б |
Г |
А |
В |
Обозначения на рисунке |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Органы |
А |
Г |
В |
Б |
Д |
Изображения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Вкусовые ощущения |
В |
Г |
Б |
А |
Последовательность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Структура |
Д |
Б |
В |
А |
Г |
Е |
Краситель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Видимый эффект |
Г |
А |
Б |
Д |
В |
Учебники биологии, включенные в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы общего образования (приказ Минобрнауки № 253 от 31.03.2014 г.).
Биологические олимпиады школьников. Вопросы и ответы: методическое пособие. Под ред. В.В. Пасечника.–М.: Мнемозина, 2012.
Биология. Всероссийские олимпиады. Серия 5 колец. Вып. 1 под. Ред. В.В. Пасечника.
М.: Просвещение, 2008.
Биология. Всероссийские олимпиады. Серия 5 колец. Вып. 2 под. Ред. В.В. Пасечника.
М.: Просвещение, 2011.
Биология. Международная олимпиада. Серия 5 колец. Ред. В.В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2009.
////////////////////////////