|
|
Средняя школа №619 г. Санкт-Петербург. Учебный план на 2019-2020 год
Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 619 Калининского района Санкт-Петербурга, реализующей основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, разработан на 2019-2020 учебный год в соответствии со следующими документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004);
Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VIII-XI (XII) классов);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2017 № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;
Распоряжением Комитета по образованию от 03.04.2019 № 1010-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2019/2020 учебном году»;
Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345;
Перечнем организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
Письмом Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 11.07.2014 № 03-20-2913/14- 0-0 «О направлении инструктивно-методического письма «Об организации изучения иностранных языков в государственных общеобразовательных организациях, реализующих основные образовательные программы»;
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 29.12.2010 № 189 (далее СанПиН 2.4.2.2821-10);
Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 20.03.2019 № 796-р
«О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт- Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019-2020 учебный год »;
Письмом Комитета по образованию от 10.04.2019 №03-28-2905/19-0-0 «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт- Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019-2020 учебный год »;
Уставом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 619 Калининского района Санкт-Петербурга (новая редакция), утвержден распоряжением Комитетом по образованию от 30.05.2018 № 1649-р;
«Положением о текущем контроле успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся», утвержденным приказом директора школы № 619 (от 30.08.2016 № 232а- о);
Образовательными программами Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 619 Калининского района Санкт-Петербурга (2019 год).
1.3 Учебный план является частью образовательной программы и разрабатывается в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования, с учетом примерных основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, в соответствии с ФКГОС и ФБУП-2004.
Учебный план ГБОУ СОШ № 619 на 2019-2020 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 и предусматривает:
-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для I-IV классов;
-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования для V-IX классов;
2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования для X-XI классов;
Учебный год в ГБОУ СОШ № 619 начинается 02.09.2019.
Количество учебных недель: 1-ые классы- 33 недели, 2-11-ые классы-34 недели.
Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном графике предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10. Организация профильного обучения в X-XI классах не приводит к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения предшествует предпрофильная подготовка и профориентационная работа.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 1-х классов - не более 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков; для обучающихся 5-7 классов - не более 7 уроков; для обучающихся 8-11 классов - не более 8 уроков.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных занятий и занятий по выбору учащегося (внеурочная деятельность, отделение дополнительного образования детей).
Объем домашних заданий (по всем предметам) таков, чтобы затраты времени на его выполнение не превышают (в астрономических часах): во II-III классах - 1,5 часа, в IV-V классах - 2 часа, в VI-VIII классах - 2,5 часа, в IX-XI классах - 3,5 часа.
Обучение в первых классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую смену;
использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока по 40 минут каждый);
в середине учебного дня организована динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут:
обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
организованы дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии осуществляется следующим образом. В сентябре-октябре четвертый урок и один раз в неделю пятый урок (всего 48 уроков) проводятся в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки-театрализации, уроки-игры. Содержание нетрадиционных уроков направлено на развитие и совершенствование движения обучающихся. Уроки в нетрадиционной форме распределяются в соответствии с рабочими программами учителей следующим образом: 24 урока физической культуры и 24 урока по другим учебным предметам, в том числе: 4-5 экскурсий по окружающему миру, 3-4 экскурсии по изобразительному искусству, 4-6 нетрадиционных занятий по технологии; 4-5 уроков- театрализаций по музыке, 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике (кроме уроков русского языка и литературного чтения).
Продолжительность учебной недели определена образовательной организацией в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10:
В 5-9 классах гимназического направления, в 8-9 общеобразовательных классах физико-математического, социально- экономического, химико-биологического направления,
в 10-11 профильных классах - шестидневная учебная неделя (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки).
В общеобразовательных 1-9 классах, в 5-7 общеобразовательных классах физико- математического, социально- экономического, химико-биологического направления, - пятидневная учебная неделя (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки).
В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с образовательной программой образовательной организации осуществляется деление классов:
на три группы (при наполняемости класса не менее 25 человек):
1. При проведении учебных занятий по английскому языку в 5-6 классах гимназического направления
- на две группы (при наполняемости класса не менее 25 человек):
При изучении курса ОРКСЭ в 4 классах,
При проведении учебных занятий по английскому языку (II- XI классы),
При проведении учебных занятий по второму иностранному (китайскому/немецкому) языку в V- IX классах гимназического направления,
При проведении учебных занятий по «Технологии» (V- VIII классы),
При проведении учебных занятий по «Информатике» (VII- IX классы), «Информатике и ИКТ» (X - XI классы),
При проведении учебных занятий по «Физической культуре» (X- XI классы),
При проведении учебных занятий по «Элективным учебным предметам» (X- XI классы).
При составлении учебного плана образовательной организации индивидуальные, групповые, факультативные занятия учитываются при определении максимально допустимой аудиторной нагрузки обучающихся согласно СанПиН 2.4.2.2821-10.
В ГБОУ СОШ № 619 при реализации образовательных программ используются: учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345); учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699).
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных общеобразовательных программ;
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основных общеобразовательных программ;
Ежегодная промежуточная аттестация по всем предметам учебного плана проводится во 2-9 классах по четвертям, в 10-11 классах- по полугодиям, во 2-11 классах- в конце учебного года. Отметки за промежуточную аттестацию выставляются учащимся по пятибалльной шкале.
Формы проведения промежуточной аттестации во 2-11 классах: зачет, защита реферата, творческой, проектной или научно-исследовательской работы, тестирование, итоговая контрольная работа.
Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся учебная нагрузка, предусмотренная образовательной программой образовательной организации.
Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, при тарификации педагогических работников устанавливается как педагогическая нагрузка по основной должности. Оплата труда педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности устанавливается с учетом всех коэффициентов конкретного педагогического работника.
Уровень квалификации педагогических работников ГБОУ школы № 619 для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности и квалификационной категории. Соответствие уровня квалификации педагогических работников образовательных организаций, обеспечивающих углубленное изучение учебных предметов, предметных областей, требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (высшей или первой), а также занимаемым ими должностям, устанавливается при их аттестации.
Пояснительная записка к учебному плану общеобразовательной программы среднего общего образования (Социально-экономический профиль)
Учебный план является частью основной общеобразовательной программы среднего общего образования ФКГОС Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 619 Калининского района Санкт- Петербурга.
Учебный план X-XI классов составлен на основе ФБУП-2004 и реализует модель профильного обучения, сохраняет структуру и перечень учебных предметов Федерального Базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации, предельно допустимый объем аудиторной учебной нагрузки учащихся уточнен в соответствии с СанПиН 2010 года. Учебный план обеспечивает реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов и устанавливает соотношение между федеральным компонентом, региональным компонентом и компонентом образовательной организации. Федеральный компонент учебного плана представляет совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов. Базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения.
Профильное обучение осуществляется в режиме шестидневной учебной недели.
Профильное обучение предполагает стандартизацию двух уровней изучения основных учебных предметов: базисного и профильного, включение в компонент ОУ элективных учебных предметов, которые может выбрать обучающийся.
Организация профильного обучения в образовательной организации предполагает углубленное изучение двух предметов на профильном уровне: математика- 6 часов в неделю и обществознание- 3 часа в неделю.
«Математика» представлена в X-XI классах учебными предметами «Алгебра и начала анализа» (4 часа в неделю) и «Геометрия» (2 часа в неделю).
Федеральный компонент государственного стандарта предусматривает отказ от детализации содержания курсов истории, что способствует усилению общекультурной направленности учебного процесса, его мировоззренческой значимости.
Учебными предметами по выбору, изучаемыми на базовом уровне и поддерживающими профиль, являются: «Экономика» (1 час в неделю в X классе),
«Право» (1 час в неделю в XI классе), «География» (2 часа в неделю в X классе - при этом, в X классе, завершается изучение данного предмета).
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом изучение биологии, физики и химии проводится на базовом уровне, по 1 часу в неделю в X-XI классах.
Учебный предмет "Астрономия" вводится в XI классах как отдельный обязательный учебный предмет, направленный на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах и результатах научных исследований, фундаментальных законах природы небесных тел и Вселенной в целом. Учебный предмет "Астрономия" представлен только на базовом уровне и является обязательным для изучения вне зависимости от выбранного образовательной организацией профиля или модели универсального (непрофильного) обучения.
Учебный план среднего общего образования обеспечивает реализацию Санкт-Петербургского регионального компонента и компонента общеобразовательной организации. Региональный компонент образования выделен в учебных планах согласно Закону Санкт-Петербурга «Об установлении национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов общего образования в Санкт-Петербурге».
В учебном плане региональный компонент отражен через выделение дополнительного 1 часа в неделю для обучения учащихся X-XI классов предметам:
«Русский язык» и «История».
Дополнительное время, определенное на изучение учебного предмета "История", необходимо использовать на изучение актуальных вопросов истории России, обратив особое внимание на изучение истории Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и блокады Ленинграда.
Учебный план III ступени обучения содержит компонент общеобразовательной организации, призванный удовлетворить образовательные запросы учащихся и их родителей и повысить качество образования, что выражено через возможность выбора учениками элективных учебных предметов: по 4 часа в X-XI классах.
В учебном плане X-XI профильных классов, исходя из имеющихся в общеобразовательной организации условий и образовательных запросов учащихся и их родителей, часы из компонента общеобразовательной организации распределены следующим образом:
увеличено количество учебных часов на изучение предмета «Физика» – по 1 часу в неделю в каждом году обучения;
увеличено количество учебных часов на изучение предмета «Химия» – по 1 часу в неделю в каждом году обучения;
увеличено количество учебных часов на изучение предмета «Биология» – 1 час в неделю в 11 классе.
В 11 классе уроки проводятся по блочно-модульному принципу - в первом учебном полугодии увеличены часы на изучение предметов, которые не будут изучаться во втором полугодии, а во втором полугодии изучаются предметы, которые не изучались в первом полугодии.
Обязательные для изучения учебные курсы «Всеобщая история» и «История России» в учебном плане и в классном журнале записываются под одним общим названием учебного предмета «История», без разделения на отдельные страницы, в аттестат выпускнику выставляется единая отметка по учебному предмету «История».
Учащимся X-XI классов предлагаются элективные учебные предметы (предметы по выбору). Список из 4 предметов по выбору для каждой из групп учащихся формируется по результатам анкетирования из 20 предложенных программ; обучение учащихся XI класса по части элективных учебных предметов ведется 2-й год, преемственно по отношению к X классу (см. приложение).
Часы компонента образовательной организации, при наличии учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования, могут использоваться для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента; преподавания элективных учебных предметов; преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательной организацией; проведения учебных практик и исследовательской деятельности; осуществления образовательных проектов и т.п.
Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательной организации. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:
развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;
"надстройка" профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;
удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.
Количество изучаемых элективных учебных предметов определяется образовательной организацией в зависимости от выбора обучающихся.
При формировании учебного плана образовательная организация выбирает элективные учебные предметы, которые имеют программу и обеспечены учебниками и (или) учебными пособиями. На элективных учебных предметах возможно использование электронных учебных пособий, которые предлагаются издательствами (при соблюдении лицензионных требований к приобретению такой продукции).
Система оценивания элективного учебного предмета определяется рабочей программой учителя. При этом использование балльной системы оценивания не рекомендуется. В целях подготовки к переходу на ФГОС среднего общего образования рекомендуется опробовать на элективных учебных предметах новые или альтернативные методы оценивания качества знаний.
Учебный план предусматривает деление класса при численности учащихся 25 и более на 2 (две) группы во время занятий по следующим предметам: иностранный (английский) язык, информатика и ИКТ, физическая культура, по элективным учебным предметам (предметам по выбору).
Учебный план профильных классов интегрирован со школьной системой дополнительного образования, которая включает в себя:
внеклассную работу по предметам, организуемую через предметные недели, школьные, районные и городские туры предметных олимпиад, способствующие развитию и углублению интереса учащихся к учебным предметам, интеграции и практическому применению полученных знаний;
реализацию проекта «Абитуриент» (система экскурсий в ВУЗы и научные организации Санкт-Петербурга) для ознакомления учащихся со специальностями, по которым в них ведется подготовка, и спецификой их работы;
участие в региональных, всероссийских и международных конкурсах, играх и программах;
участие учащихся в школьных проектах различной направленности, проведение исследовательской и проектной деятельности с представлением ее результатов на ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Многогранная Россия» и др.
№ п/п |
Название курса, автор |
Статус программы |
Кол-во часов |
1 |
Стилистика и культура речи, Соколова Л.Л., ГОУ СОШ № 35 |
допущена ЭНМС АППО СПб 2014 год |
68 |
2 |
Решение задач с параметрами, Сентюрина С.К., ГОУ СОШ № 412 |
допущена ЭНМС АППО СПб 2014 год |
34 |
3 |
Лексические тайны английского языка Григорьев ЕВ. Гимназия №24 |
допущена ЭНМС АППО СПб 2016 год |
34 |
5 |
Заговори, чтобы я тебя увидел (Культура речи. Языковая норма),9(10), Егорова Л.К., ГБОУ № 564, |
допущена ЭНМС СПб 2014 год |
34 |
6 |
Практический курс по английскому языку, 11 класс, Сергеева Б.С. (ГОУ СОШ №11) |
допущена ЭНМС АППО СПб 2014 год |
36 |
7 |
Английский язык: чтение и письмо (10-11 классы), Ларионова И.В. |
допущена ЭНМС АППО СПб 2014 год |
68 |
8 |
Английский через грамматику, Федорова М.З., ГБОУ СОШ № 612 (10-11 класс) |
допущена ЭНМС АППО СПб 2014 год |
68 |
10 |
Обратные тригонометрические функции, Малова О.П., ГОУ СОШ №513 |
допущена ЭНМС АППО СПб 2014 год |
28 |
11 |
Исследовательская культура (10-11 классы), Теймурова Н.Ю., ГБОУ СОШ № 421 |
допущена ЭНМС АППО СПб 2014 год |
68 |
12 |
Математика: избранные вопросы , 10-11 класс, Лукичева Е.Ю., Лоншакова Т.Е. |
допущена ЭНМС АППО СПб 2014 год |
68 |
13 |
Основы начертательной геометрии, 10-11 класс, Солдатова В.В., ГОУ СОШ № 619 |
допущена ЭНМС АППО СПб 2014 год |
68 |
14 |
Трудные вопросы химии. 11 класс. Левкин А.Н. |
допущена ЭНМС АППО СПб 2014 год |
34 (68) |
15 |
Условность, как способ существования искусства, 9-11 класс, Лазо Е.Ю. ГБОУ СОШ № 619 |
допущена ЭНМС АППО СПб 2014 год |
68 |
16 |
Методы решения физических задач, Рукавицына Е.Т., ГБОУ лицей № 265, 2014 |
допущена ЭНМС АППО СПб 2014 год |
34 |
17 |
Решение комбинированных и нестандартных задач по химии, Крутецкая Е.Д. |
допущена ЭНМС АППО СПб 2014 год |
68 |
18. |
Путь к созданию текста, 10-11, Новикова Т.Б., ГБОУ СОШ № 263. |
допущена ЭНМС АППО СПб 2014 год |
34 |
19. |
Теория и практика написания сочинений, 10-11, , Фролова С.Д.,ГБОУ лицей № 329. |
допущена ЭНМС АППО СПб 2014 год |
34 |
20. |
К совершенству шаг за шагом 10-11, Семенцова В.Н. |
допущена ЭНМС АППО СПб 2015 год |
68 |
////////////////////////////