|
|
Утверждена на заседании Ученого совета
27 мая 2014 г. С изменениями и дополнениями, принятыми на заседании Ученого совета
16 июня 2015 г. Ректор А.В. Торкунов
Введение 5
Раздел 1. Стратегические цели и показатели. Перспективная модель вуза 7
1. Стратегическая цель вуза............................................................................................
7
2. Целевая модель вуза ....................................................................................................
12
2.1. Миссия МГИМО МИД России ............................................................................
12
2.2. Референтная группа из ведущих мировых университетов, которые вуз выбрал для себя в качестве модельных ...................................................................... 13
2.3. Маркетинговая стратегия МГИМО МИД России .............................................. 17
Рынок исследований – основные отрасли и научные направления 19
Рынок абитуриентов – география, качественный состав и способы привлечения талантов 21
Рынок работодателей – типы компаний и организаций, на которых ориентирован вуз 22
Информационная инфраструктура вуза. Области информатизации................. 23
Кадровый потенциал вуза, включая высшее управленческое звено, ППС и НПР24
2.6. Экономическая и финансовая модель..................................................................
25
2.7. Перспективные характеристики материально-технической базы вуза ........... 26
2.8. Другие характеристики целевой модели ............................................................. 27
МГИМО – базовый вуз российской, восточноевропейской и постсоветской дипломатической школы и признанный экспертно-аналитический центр международных и внешнеполитических исследований 27
МГИМО – ведущий мировой центр языковой подготовки 29
Анализ основных разрывов между текущими и целевыми значениями показателей и характеристиками вуза. ......................................................................... 30
Направления стратегических инициатив развития МГИМО до 2020 г. ................. 33
Формирование портфеля программ и интеллектуальных продуктов вуза, обеспечивающих международную конкурентоспособность ..................................... 33
Привлечение и развитие ключевого персонала вуза, рост качества исследовательского и профессорско-преподавательского состава ........................... 37
4.3. Привлечение талантливых студентов и аспирантов........................................... 38
Механизмы обеспечения концентрации ресурсов на прорывных направлениях, отказ от неэффективных направлений деятельности ....................... 38
Создание системы управления вузом (основные принципы, управленческие кадры и системы, организационная структура вуза), обеспечивающей достижение показателей и характеристик целевой модели....................................... 39
Реализация механизмов повышения публикационной активности .................. 40
Трансформация системы научно-исследовательской деятельности университета .................................................................................................................
41
Издательское обеспечение роста рейтинга МГИМО ......................................... 42
5. Управление изменениями ..........................................................................................
43
Приложение 1 к Стратегической программе развития МГИМО МИД Росcии на 2014-2020 годы. Перечень целевых показателей, их значений и методики расчета дополнительных показателей ......................................................................................... 45
Список источников информации 51
Стратегическая программа развития (далее – Программа, Стратегия) МГИМО-Университета (далее – МГИМО, Университет) формулирует ключевые цели, задачи и конкретные направления дальнейшего развития Университета и обеспечения его конкурентоспособности на глобальном рынке образования. Настоящую Программу характеризует преемственность в отношении предшествующей стратегии и траектории развития, прежде всего в том, что касается миссии, стратегических целей и общих ориентиров развития МГИМО, остающихся неизменными. Она призвана стать естественным продолжением Инновационной образовательной программы, реализованной в 2007-2008 гг. в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». В этом смысле заявленная в предыдущей Стратегии триединая функция развития образования, науки и инноваций сохраняет свою актуальность.
Результатом реализации Общей стратегии развития МГИМО 2009–2015 гг. стало удержание лидирующего положения Университета в сфере высшего профессионального образования России, его успешная интеграция в мировое научно-образовательное пространство. В то же время сегодня конкретные задачи и пути их достижения подлежат корректировке с учетом новых вызовов, встающих перед российской высшей школой в целом и МГИМО в частности. Новая Стратегия призвана дополнить концепцию инновационности ориентацией на создание устойчивой к внешним и внутренним вызовам системы обеспечения высокого качества на всех уровнях функционирования Университета, включая качество образовательных программ; качество абитуриентов, студентов, выпускников; качество научно-исследовательской работы; качество преподавателей, научных работников и персонала; качество кадрового управления; качество финансово-экономического управления; качество учебно- методической работы; качество коммуникационной политики; качество инфраструктуры и информационно-технической базы; качество социально- воспитательной политики.
Программа развития МГИМО рассчитана на 2014-2020 гг., так как в условиях высокой динамики внутренней и внешней среды данный временной промежуток представляется наиболее адекватным для реалистичного планирования и успешного достижения среднесрочных стратегических приоритетов. За этот срок МГИМО намерен укрепить потенциал конкурентных преимуществ, нарастить темп, масштаб и глубину изменений как в образовательной и научно-исследовательской деятельности, так и в вопросах управления и привлечения профессиональных кадров. Стратегия МГИМО построена на принципах системности и сбалансированности показателей, сгруппированных в несколько целевых блоков развития: образование, наука, кадровый потенциал и система управления, экономика, финансы, учебно- методическая деятельность, позиционирование и бренд, информационная и материально-техническая база, социальное развитие.
Идентичность МГИМО [1] в ее международном преломлении основывается
на опыте становления и эволюции Университета как объективно и неразрывно связанного с интернациональной средой, зарубежной проблематикой и включенностью во внешнеполитический процесс.
МГИМО сегодня – динамично развивающийся университет, характеризующийся выраженной самобытностью, духом новаторства и глобальным целеполаганием. За свою 70-летнюю историю он проделал путь от узкоспециализированной «дипломатической школы» до университета с мировым признанием, способного реализовывать самые сложные образовательные и исследовательские задачи в рамках своего предметного поля.
МГИМО занимает особую нишу в общей типологии университетов.
Во-первых, это – специализированный университет, обобщающий лучшие российские и международные образовательные традиции и практики, сохраняющий компактность и сплоченность университетской среды, умело сочетающий качество образовательного процесса с предметным разнообразием образовательных программ. МГИМО вовлечен в глобальное академическое пространство посредством интернациональной студенческой аудитории и уникального по составу «пула» зарубежных выпускников, широкого набора внешних связей, множества реально действующих совместных образовательных программ и научно-исследовательских проектов с зарубежными партнерами.
МГИМО является референтным, а зачастую и модельным, вузом для России и стран-соседей в сфере практико-ориентированного образования по таким направлениям, как международные отношения, дипломатия, зарубежное регионоведение, прикладная лингвистика, управление внешнеэкономическими связями, зарубежное и международное право.
Во-вторых, это – общепризнанный университетский исследовательский центр в сфере мирополитических исследований и внешнеполитического анализа,
интегрирующий оригинальные методики прикладной экспертизы и фундаментальные разработки.
В-третьих, это – первопроходец среди российских вузов в создании системы поддержания и развития разветвленного и интернационального сообщества выпускников, управления внешними связями и международными образовательными программами.
Наконец, в- четвертых, МГИМО – механизм воспроизводства международно-политического сообщества России и зарубежных стран, школа лидерства и уникальных компетенций в сфере международной коммуникации.
Подобное положение МГИМО-Университета определяется его ключевыми конкурентными преимуществами (Табл.1).
№ п/п |
Конкурентное преимущество |
Характеристика |
1 |
Узнаваемый бренд и привлекательный имидж для российских и зарубежных студентов |
Средний конкурс на бакалавриате – 33 человека на место, в магистратуре – 8 человек на место |
2 |
Потенциал развития |
Один из пяти российских вузов, представленных в топ-400 рейтинга мировых университетов по версии QS [2] и рейтинга БРИКС [3], первый российский университет, получивший три «звезды» по классификации QS Stars |
3 |
Неизменно высокое качество абитуриентов и образования |
Лидер в России по среднему баллу ЕГЭ (93,3), фундаментальные научно-образовательные школы в области международных отношений, дипломатии, лингвострановедения, истории зарубежных стран и регионов, международного права |
4 |
Подлинная интеграция в европейское и мировое образовательное пространство |
Свыше 200 соглашений о сотрудничестве с зарубежными партнерами из 57 стран – университетами, дипломатическими академиями, и н с т и т у т а м и , ф а к ул ь т е т а м и , н ау ч н о - исследовательскими центрами, более 20 программ двойных/тройных дипломов с ведущими вузами Е в р о п ы , А з и и и А м е р и к и , п р о г р а м м ы бакалавриата и магистратуры на английском, итальянском, немецком и французском языках. Из всей совокупности студентов МГИМО 15% составляют иностранные студенты, обучающиеся в рамках единого с российскими студентами образовательного проце сс а , полно стью применяется система ECTS [4] |
5 |
Международный уровень признания образовательных программ |
Первый и единственный в Ро ссии вуз, получивший комплексную международную аккредитацию всех образовательных программ |
6 |
Не имеющая равных в мире школа языковой подготовки |
Е д и н с т в е н н ы й в м и р е у н и в е р с и т е т , осуществляющий интенсивную языковую подготовку полного цикла (бакалавират – магистратура) по 53 иностранным языкам и входящий в международную Книгу рекордов Гиннеса [5]; обязательное для выпускников владение двумя иностранными языками |
7 |
Опережающий характер развития международных образовательных программ и многоязычная образовательная среда |
Единственный ро ссийский университет, обладающий потенциалом и ресурсами для реализации полноценных образовательных программ международного уровня на английском, французском, испанском, итальянском, китайском и арабском языках |
8 |
Значительные научные ресурсы для осуществления качественной прикладной экспертизы и прорывных научных проектов в профильных отраслях знаний |
Ведущий экспертно-аналитический центр в России в области международно-политического и правового консультирования государственного и негосударственного сектора; единственный российский университет, входящий в топ-5 ведущих аналитических центров Центральной и Восточной Европы, в топ-10 лучших научно-исследовательских центров мира на базе университетов, в топ-50 лучших аналитиче ских центров мира в области исследований и разработки технологий (по версии глоба льного рейтинга Пенсильванского университета 2013 г.) [6] |
9 |
Практико-ориентированный характер учебного процесса |
Собственные образовательные стандарты и оригинальные образовательные программы, расширенный « корпоративный» модуль подготовки на программах магистратуры в партнерстве с ведущими государственными и частными компаниями России и зарубежных стран |
10 |
Университет с инкорпорированной бизнес- школой |
МГИМО реализует 11 МВА программ, включая три совместных МВА программы и зарубежные модули. Все МВА программы содержат в себе элемент полноценной языковой подготовки и ориентируют слушателей для работы в международном бизнесе и на зарубежных рынках |
11 |
Высокая востребованность выпускников на рынке труда |
Alma mater 47 000 российских и 7 500 иностранных выпускников, в том числе 4 бывших и действующих глав государств и правительств, н е с ко л ь ко в и ц е - п р е м ь е р о в , н е с ко л ь ко заместителей Генерального секретаря ООН, Генеральный директор ЮНЕСКО, председатель ОБСЕ, два комиссара Европейской комиссии, более 900 послов России и иностранных государств, 10 министров иностранных дел зарубежных стран, более 30 действительных членов и членов-корреспондентов РАН и иностранных академий |
12 |
Уникальная система связей с зарубежными выпускниками и самоуправления глобальной «семьей» МГИМО |
Ас с о ц и а ц и я в ы п у с к н и ко в М Г И М О [ 7 ] , насчитывающая более 30 тыс. человек, 32 зарубежных ассоциации выпускников МГИМО, ежегодные встречи зарубежных выпускников и всемирные форумы МГИМОвцев |
13 |
Передовая система корпоративного управления и корпоративных финансов |
Осуществлен переход на систему корпоративного у ч е т а и д о л г о с р о ч н о г о ф и н а н с о в о г о планирования. Крупнейший среди вузов России фонд целевого капитала (эндаумент), 1/3 которого составляют средства зарубежных жертвователей |
14 |
Центр «академической дипломатии» |
На базе МГИМО действуют российско-польская и российско- японская группы по сложным вопросам, а ранее – российско-грузинский и российско-украинский механизмы «второго трека». МГИМО выполняет системные функции в поддержании российско-американского, российско-итальянского, российско-французского, российско- германского общественного и политического диалога, МГИМО является базовым вузом для сотрудничества России со странами АСЕАН и отчасти для НК БРИКС, а ранее – для взаимодействия с СБСЕ/ОБСЕ и Советом Европы |
15 |
Центр притяжения образовательной и научной общественности в области международных исследований |
МГИМО – базовый университет для Российской ассоциации содействия ООН (РАСООН) [8], Ро ссийской ассоциации международных исследований (РАМИ) [9], международных секций Российской ассоциации политической науки [10], с оу ч р е д и т е л ь Р о с с и й с ко г о с о в е т а п о международным делам (РСМД) и Валдайского клуба |
Стратегической целью МГИМО на период до 2020 г. является:
вхождение в мировую элиту «специализированных» университетов посредством синергии перспективных образовательных и научных трендов, умелого использования благоприятствующих процессов, в частности нарастающих темпов мобильности и миграции на российском и международном рынках образования и исследований;
подготовка профессионалов-международников «высшей пробы» с
развитыми международными компетенциями для России и зарубежных стран, обладающих системными знаниями, широким набором навыков и умений для эффективного участия в решении социально-экономических и гуманитарных задач, стоящих перед Россией и международным сообществом;
формирование исследовательского университета мирового класса в
области комплексных международных исследований (международных отношений и политологии; сравнительного правоведения и международного
права; региональных экономических исследований и зарубежного регионоведения; правового регулирования мировой энергетики; прикладной лингвистики и лингвострановедения) в интересах российского государства и общества и глобального развития в целом;
ком п л е кс н о е н ау ч н о - об р а зо ва т ел ь н о е со п р о вож д е н и е
государственной политики и инновационного развития России согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. («Стратегии 2020») [11];
создание современного и адекватного образа России за рубежом,
России, открытой миру, осознающей сущность, динамику и формы проявления внутреннего развития стран и регионов мира вне зависимости от их географии и текущей международно-политической конъюнктуры;
трансляция в российское общество и университетские круги
объективного и профессионального взгляда на мир, содействие лучшему пониманию практиче ских о собенно стей функционирования международной среды в сфере политических контактов, торгово- экономиче ского взаимодействия, правового регулирования и функционирования глобального информационного порядка.
На внутреннем и глобальном образовательном, экспертно-аналитическом и научно-исследовательском рынках МГИМО стремится к самопозиционированию в качестве:
передового, высокоорганизованного университета «нового
поколения», в котором разрабатываются и реализуются стратегии опережающего развития образования, науки, международных связей и корпоративного управления;
ведущего университета на пространстве постсоветской Евразии,
Центрально-Восточной и Юго-Восточной Европы, континентальной Восточной Азии и Индокитая, Ближнего и Среднего Востока среди
университетов общественно- экономического, юридического и лингвистического профилей, равно как и университетского центра в сфере международных фундаментальных и прикладных исследований;
одного из опорных «хабов» университетских сетей российско-
ориентированных многосторонних институтов – СНГ, ШОС, БРИКС, Евразийского экономического союза и ОДКБ;
признанного центра дополнительного и «постдипломного»
образования в сфере международных компетенций, создающего и распространяющего передовые инновационные знания через систему непрерывного обучения;
ресурсного и стандарто-образующего центра для распространения в
российской и постсоветской университетской среде академических стандартов и практик, характерных для передовых международных научно- образовательных центров, а также продвижения российской высшей школы в глобальной университетской и научной информационно- коммуникационной среде;
опорного университета «академической дипломатии» – механизма
реализации двусторонних и многосторонних инициатив экспертно- консультативного профиля, интегрированных в систему принятия и осуществления внешнеполитических и внешнеэкономических решений в России и соответствующих зарубежных странах;
проводника долгосрочных интересов России на международной арене
через интеллектуальный и общественный потенциал Университета.
МГИМО МИД России рассматривает в своей референтной группе три университета, занимающие позиции в различных диапазонах мирового рейтинга университетов QS World University Ranking (Табл. 2) – это Dartmouth College [12] (101-150), Sciences Po [13] (201-250) и Peking University [14] (51-100). Выбор указанных вузов позволяет спрогнозировать возможную динамику развития
МГИМО в среднесрочной перспективе и наметить поэтапный план приобретения соответствующих конкурентных преимуществ в виде «точек роста».
При определении референтной группы МГИМО руководствовался критериями, максимально приближенным к соответствующими характеристикам и стратегическим задачам развития МГИМО:
указанным вузам принадлежит неоспоримое лидерство по
показателю «качество обучения». Они занимают лидирующие позиции в своей стране и регионе в контексте реализуемой ими инновационной политики «опережающего» характера развития образования и науки;
референтные вузы в основном (за исключением Пекинского
университета) являются «компактными» по численности студентов, профессорско-преподавательского, исследовательского состава и административно-вспомогательного штата; ориентированы, прежде всего, на качественное развитие образовательных программ в противовес их количественному расширению;
для данных вузов характерна концентрация на достаточно узкой
специализации по сравнению с классическими университетами и междисциплинарный подход;
образовательная и научно-исследовательская деятельность выбранных
университетов имеет ярко выраженное международное измерение. Это университеты с интернациональной студенческой и преподавательской аудиторией, широким набором внешних связей, совме стных образовательных программ, научно-исследовательских проектов с зарубежными партнерами, образовательной профессионализацией;
миссия и стратегические цели развития вузов референтной группы
являются близкими МГИМО по сути и по духу: все эти университеты ориентированы на подготовку профе ссионалов с развитыми международными компетенциями;
референтные вузы обладают «узнаваемыми» брендами и сохраняют
устойчиво привлекательный имидж для студентов со всего мира; выпускники востребованы на рынке труда; среди выпускников
государственные и общественные лидеры, сотрудники международных организаций, владельцы и управленцы успешных компаний.
Year/ Subject |
Sciences Po (Франция) |
Dartmouth College (США) |
Peking University (КНР) |
QS WUR |
|||
2014 |
222 |
136 |
57 |
QS WUR by Faculty |
|||
Arts & Humanities |
|||
2014 |
162 |
166 |
21 |
Social Sciences |
|||
2014 |
62 |
134 |
29 |
QS WUR by Subject |
|||
Politics & International Studies |
5 |
101-150 |
32 |
Linguistics |
Нет в Top-200 |
14 |
|
Law |
51-100 |
Нет в Top-200 |
18 |
History |
101-150 |
Нет в Top-200 |
30 |
Communication & Media Studies |
151-200 |
Нет в Top-200 |
51-100 |
Geography & Area Studies |
Нет в Top-200 |
151-200 |
51-100 |
В силу различных факторов в настоящее время МГИМО отсутствует в таких мировых рейтингах, как Times Higher Education (THE) [15] и Academic Ranking of World Universities (ARWU) [16]. Тем не менее, присутствие референтных вузов в данных рейтингах позволяет оптимистично смотреть на перспективы вхождения МГИМО в данные списки (Табл.3).
Ranking / University |
Sciences Po |
Dartmouth College |
Peking University |
MGIMO |
QS WUR |
222 |
136 |
57 |
399 |
ARWU |
- |
201-300 (78-104 в США) |
101-150 (1-4 в КНР) |
- |
THE |
52 (в 2006г.) |
152 (в 2015г.) |
48 (4 в Азии, 1 в БРИКС) |
- |
Некоторые показатели, по которым референтные вузы занимают высокие позиции в мировом рейтинге QS WUR, являются для МГИМО целевыми в контексте приобретения конкурентных преимуществ и заимствования опыта партнёров для усиления своих общемировых позиций (Табл.4).
QS WUR Indicators (2014) |
||||
Indicator / University |
Sciences Po |
Dartmouth College |
Peking University |
MGIMO |
Academic reputation |
344 |
311 |
19 |
401+ |
Employer reputation |
118 |
185 |
20 |
328 |
Faculty student |
65 |
104 |
126 |
49 |
Citations per Faculty |
401+ |
36 |
285 |
401+ |
International faculty |
212 |
401+ |
346 |
401+ |
International students |
46 |
256 |
401+ |
287 |
Overall |
222 |
136 |
57 |
399 |
В настоящее время МГИМО тесно сотрудничает с одним университетом референтной группы – SciencesPo – и планирует развивать партнерские отношения с Dartmouth College и Peking University по целому ряду смежных проблематик.
МГИМО ориентируется на географическое присутствие в регионах постсоветской Евразии, странах Балтии, Центрально-Восточной, Юго-Восточной Европы. Среди стран Северо-Восточной Азии и Индокитая однозначными страновыми приоритетами, а также государствами, где уже широко известны наши выпускники и представлен бренд МГИМО, являются Монголия, Южная Корея, Япония, Вьетнам и Камбоджа.
Среди стран Западной, Южной и Северной Европы для МГИМО по- прежнему приоритетными являются рынки Франции и Бенилюкса, Италии, Германии, Греции, в чуть меньшей степени – Норвегии, Швеции, Финляндии, которые уже охвачены плотными связями вузов российского Северо-Запада.
На Ближнем и Среднем Востоке особое внимание МГИМО концентрируется на таких странах, как Израиль и Турция, а также открывающемся Иране. Узконишевая перспектива образовательных проектов, совместных исследований и привлечения студенческого контингента существует на рынках Египта, Ливана, Иордании, Марокко, Алжира, а при дальнейшей стабилизации – Афганистана и Пакистана.
На Африканском континенте МГИМО в качестве значимого для себя рынка рассматривает ЮАР.
Кроме того, посредством формируемого Сетевого университета БРИКС МГИМО намерен нарастить присутствие в профильных профессиональных нишах образовательного и исследовательского сообщества Индии и Бразилии.
Китайский образовательный и исследовательский рынок потребует переосмысления наших усилий и перехода от избыточно многочисленных студенческих и преподавательских обменов, нарастающего контингента коммерческих студентов к двусторонним устойчивым формам сотрудничества с небольшой (5-6 центров) группой лидирующих вузов и исследовательских институтов в КНР.
Североамериканский рынок с точки зрения масштабных студенческих обменов может рассматриваться через призму Канады, в силу участия
значительного числа местных университетов в системе ECTS или адаптированных к ней, а также относительно невысокой стоимости обучения в вузах.
Сотрудничество с Соединенными Штатами Америки в силу серьезного разрыва в финансовых параметрах университетской экономики наших стран будет концентрироваться на точечных проектах магистерского и постдипломного образовательного цикла. Высокая стоимость «входного билета» на рынок ведущих вузов США (равно как и Великобритании) требует предельного внимания при выборе партнера и просчете финансово-экономической устойчивости программы.
США и Великобританию следует рассматривать в первую очередь как рынки для публикационной и конференционной активности.
МГИМО, в силу специфики образовательного процесса, затратности традиционной языковой подготовки профессионального уровня (владение студентом как минимум двумя иностранными языками) ориентируется на у с т о й ч и в ы е и п л ат е ж е с п о с о б н ы е о б р а з о в ат е л ь н ы е р ы н к и , н а высокомаржинальные образовательные и исследовательские программы. Высокая доходность, эффективность образовательных и исследовательских программ являются необходимым условием сохранения уникального преподавательского коллектива, прежде всего его лингво-педагогической компоненты.
Важнейшим маркетинговым преимуществом МГИМО является возможность обеспечить полноценный образовательный процесс по программам высшего образования на нескольких иностранных языках в масштабах, сопоставимых с русскоязычными образовательными программами.
Новаторским элементом маркетинговой стратегии МГИМО являются планы продвижения МГИМО на тех зарубежных образовательных и исследовательских рынках, где бренд МГИМО имеет ограниченное восприятие в качестве бренда сугубо дипломатического вуза.
В целом восприятие бренда МГИМО требует определенной коррекции – от дипломатической школы к многопрофильному международному университету.
МГИМО предполагает открытие нескольких представительств (бюро) за рубежом на базе вузов-партнеров. Бюро будут выполнять функции рекрутинга преподавателей и студентов, операционного контроля за реализуемыми
программами образовательного сотрудниче ства, станут центрами конференционной и издательской активности. Так, уже на начало 2016 г. планируется открытие бюро в Швейцарии (Женева).
Центральным и уникальным механизмом и одновременно ресурсом маркетинговый стратегии МГИМО выступает 30-тысячная ассоциация выпускников МГИМО, где 1/6 часть составляют выпускники из стран дальнего зарубежья.
МГИМО – один из признанных глобальных лидеров исследований по общим, специальным и региональным проблемам международных отношений, прикладного внешнеполитического анализа в интересах федеральных и региональных органов власти, а также независимых и корпоративных заказчиков.
В МГИМО сформировалась благоприятная проектная среда для выполнения прикладных исследований, в условиях которой ежегодно растут объемы привлеченных средств на проведение практических изысканий по профильным предметным областям, расширяется спектр заказчиков научных работ, увеличивается количество участников НИР среди НПР, аспирантов и студентов, устойчиво растут научные индексы отдельных исследователей и Университета в целом.
В исследовательской области МГИМО ставит целью значительно превзойти темпы, которыми развивались университетские исследования в предшествующий период.
МГИМО на ближайшую перспективу определяет следующие перспективные и прорывные позиции в рамках профильных направлений научных исследований:
– международные отношения, регионоведение и политология:
квантификация международных политических исследований и системный анализ международных ситуаций;
внешнеполитические ресурсы и внешнеполитический процесс в
зарубежных странах;
сравнительный анализ интеграционных процессов;
проблемы лидерства в мировой политике и региональных подсистемах;
сравнительно-исторические исследования в сфере международных
отношений и безопасности;
новые и неформальные многосторонние институты, «дипломатия клубов»;
и н ф о рм а ц и о н н о - а н а л и т и ч е с ка я р а б от а и с о в р е м е н н ы е
коммуникационные технологии в дипломатии;
международные приоритеты и внешнеполитическая деятельность Китая в региональных подсистемах, многосторонних институтах и основных функциональных полях современной мировой политики;
этно-религиозные процессы на Ближнем и Среднем Востоке, в
Южной Азии;
политические процессы и конфликтность на постсоветском пространстве;
комплексные исследования стран Центрально-Восточной и Юго-
Восточной Европы;
сравнительный политический анализ государств постсоветской Евразии;
политическая конфликтология.
– международные экономические отношения и мировая экономика:
политическая экономия современных международных отношений;
комплексное экономическое регионоведение неевропейского ареала;
комплексное экономическое регионоведение постсоветского пространства и субрегиональных систем;
развитие мировой энергетики, сравнительный анализ региональных,
страновых и секторальных экономических рынков;
глоба льные кризисы и много стороннее регулирование международных финансов;
многостороннее регулирование международной торговли и
сравнительный анализ национального торгового регулирования;
инвестиции и переток капитала;
региональная (внутристрановая) экономика и сравнительный анализ территориального развития;
экономика высокотехнологичных отраслей.
сравнительное правоведение и международное право:
эволюция международного права и многостороннего регулирования;
международные конфликты и правово е регулирование миротворчества;
международное экономическое право;
право международных организаций;
международное уголовное право и сравнительное уголовное право;
сравнительное финансовое право и международное финансовое право;
правовое регулирование новых сфер деятельности;
право природопользования и экологическое право;
энергетическое право;
антимонопольное регулирование и защита прав потребителей;
корпоративное право зарубежных стран;
международное спортивное право и арбитраж;
лингвоправоведение.
лингвистика:
проблемы языкознания редких и восточных языков:
методология преподавания редких и восточных языков;
лингвистика языка специальности;
лингвострановедение и межкультурная коммуникация;
психолингвистика.
МГИМО предполагает продвижение образовательных продуктов на рынке абитуриентов всех уровней: бакалавриат, магистратура, аспирантура и дополнительное профессиональное образование.
Маркетинговая стратегия в этом сегменте ориентирована в равной степени на российских и на иностранных граждан.
В числе основных направлений привлечения абитуриентов в МГИМО:
проведение интеллектуальных соревнований школьников и студентов
(олимпиад, универсиад, конкурсов);
разработка и проведение дистанционных курсов обучения по иностранным языкам, а также по другим профильным предметам и дисциплинам довузовской подготовки;
продвижение образовательных продуктов на курсах редких и
восточных языков;
создание системы отбора выпускников бакалавриата лучших российских университетов на основе создания системы дистанционного мониторинга владения иностранным языком и участия в эксперименте по дистанционному приему бакалаврских экзаменов, с созданием экзаменационного центра на базе МГИМО;
реализация комплекса спортивных и культурно-массовых
мероприятий, популяризирующих бренд вуза в среде абитуриентов в России и за рубежом.
Подготовка специалистов в МГИМО осуществляется в тесном взаимодействии с непосредственными работодателями – в равной степени государственными и коммерческими. Специфическими формами работы с работодателями являются корпоративные образовательные программы и модули, производственные стажировки, именные стипендии, внешнее финансирование студенческих практико-ориентированных проектов, совместные с работодателями исследования и социальные мероприятия. Механизмом концентрации работодателей являются Наблюдательный [17] и Попечительский [18] советы МГИМО, объединяющие крупнейших российских и зарубежных бизнесменов, руководителей российских министерств и ведомств.
Основными работодателями, на потребности и интересы которых ориентировано развитие Университета, являются:
федеральные и региональные органы законодательной и
исполнительной власти и управления России;
дипломатическая служба России и зарубежных государств, международная гражданская служба;
российские и зарубежные частные и государственные компании,
ведущие внешнеэкономическую деятельность;
российские и зарубежные СМИ международной и бизнес- направленности, информационно-коммуникационные агентства и компании;
коммерче ские арбитражи, в том числе международные;
международные судебные инстанции; компании, работающие в сфере международного юридического консультирования; адвокатура;
банки и финансовые учреждения небанковского сектора, аудиторские
компании и рейтинговые агентства;
российские и зарубежные вузы международной направленности, в том числе МГИМО;
исследовательские организации и институты ФАНО, РАН,
международные, российские и зарубежные негосударственные профессиональные организации, действующие в сфере международного внешнеполитического анализа и консультирования.
сервисам, базам данных, учебным и методическим материалам.
Среди главных направлений развития информационной инфраструктуры выделяются:
Новое качество информационно-технологической базы, в том числе расширение и ускорение беспроводной сети; модернизация локальной компьютерной сети и центра обработки данных и управления виртуальными серверами; создание виртуальных компьютерных классов и виртуальных рабочих мест; переоснащение компьютерных классов, лингафонных кабинетов, залов для видеоконференций, лекториев; создание ИТ-системы поддержки учебного процесса;
создание интегрированной платформы всех информационных систем
Университета, включая создание единой системы авторизации пользователей, разработку мобильного приложения для доступа к информационному пространству вуза, создание единого центра поддержки пользователей, внедрение системы электронного документооборота, внедрение облачных сервисов;
технологическая и содержательная модернизация англоязычной части
портала МГИМО, а в перспективе: создание нового мультиязычного портала;
разработка и внедрение системы мер, направленных на реализацию
корпоративной информационной безопасности.
Развитие кадрового потенциала Университета планируется обеспечивать посредством:
новой мотивационно-ориентированной кадровой политики МГИМО и
системы стимулирования профессионального развития ППС и сотрудников, отраженной в «эффективных контрактах»;
внедрения механизмов динамичного кадрового обновления и
привлечения лучших преподавателей, исследователей и практиков с отечественного и мирового рынков труда;
адресной системы профессиональной переподготовки и повышения
квалификации научно-педагогических работников и управленцев, в том числе за рубежом;
оптимизации организационной структуры и системы принятия решений.
Действующая экономическая модель МГИМО сочетает бюджетные и внебюджетные источники.
К бюджетным источникам доходов относятся:
финансирование подготовки студентов основных образовательных программ на уровне ведущих вузов России;
финансирование фундаментальных и прикладных исследований в
интересах федеральных органов исполнительной власти и управления. К внебюджетным источникам доходов относятся:
платные образовательные услуги;
целевые НИР в рамках государственных и коммерческих заказов;
Фонд целевого капитала МГИМО (эндаумент);
целевые пожертвования.
Финансовая модель развития Университета на период до 2020 года включает следующие ключевые характеристики:
рост доходов до уровня 9,5 млрд. рублей в 2020 году;
увеличение доли внебюджетных доходов до 80 % (без учета и ФАИП) [19];
увеличение контингента обучающихся до 10 тыс. чел., в том числе доли магистрантов и аспирантов до 28%;
увеличение доли студентов-иностранцев до 17%;
увеличение доли зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей, включая российских граждан - обладателей степени PhD зарубежных университетов, до 12%;
рост средней заработной платы НПР до уровня 200 % от средней по
региону.
Численность ППС несущественно вырастет, при значительном изменении структуры в пользу сотрудников с высокой научной продуктивностью и специалистов международного уровня.
Цели |
Показатели |
2015 |
2017 |
2020 |
2025 |
Опера ционн ые |
Студентов |
~6700 |
8000 |
10000 |
13000 |
Иностранных студентов |
700 |
1000 |
2000 |
3000 |
|
Мест в общежитиях |
1750 |
~3600 |
~5000 |
7000 |
|
Кампусов |
1 |
2 |
3 |
3-4 |
|
Место в рейтинге QS |
399 |
~280 |
~150 |
Топ 100 |
|
Фина нсовы е |
Эндаумент, млрд. р. |
~1,5 |
~2,5 |
~4,5 |
10+ |
Годовой бюджет, млрд. р. |
~2,9 |
~4 |
~7 |
15+ |
МГИМО располагает полноценным образовательным кампусом в г. Москве.
В составе кампуса – 17 объектов общей площадью 99 737,6 кв. м., расположенных по девяти адресам на территории города. Основная часть кампуса (учебные корпуса, спортивный центр и общежитие совокупной площадью 84 801,9 кв. м.) локализована на обособленной территории по адресу проспект Вернадского, 76.
Инженерная инфраструктура кампуса введена в эксплуатацию в период с 1976 по 1986 г. и требует модернизации. Объем потенциальных затрат составляет порядка 2,5 млрд. рублей.
К концу 2015 г. будет окончательно сформирован новый кампус (филиал)
МГИМО в Московской области на базе реорганизуемого АНОО ВО
«Одинцовский гуманитарный университет» (г. Одинцово, ул. Ново-Спортивная, 3) общей площадью 36 тыс. кв.м. Помимо учебных площадей (18 тыс. кв. м.), в инфраструктуру «Большого МГИМО» войдут такие объекты, как универсальный спортивный комплекс вместимостью до 2700 зрительских мест, а также сертифицированная («четыре звезды») гостиница на 117 мест.
Н а с т о я щ а я п р о г р а м м а п р е д у с м а т р и в а е т д а л ь н е й ш е е
совершенствование материально-технической базы с целью создания
максимально комфортных условий для «обучения вдали от дома». Развитие кампусов МГИМО должно учитывать задачу обеспечения всех нуждающихся российских и иностранных студентов местами в общежитиях на уровне общемировых стандартов (нормы расселения, качество обслуживания, подключение к информационным ресурсам и пр.). С этой целью МГИМО планирует строительство общежития на 1900 мест общей площадью 44 тыс. кв. м.;
Выполнение стратегических задач развития МГИМО, реализация
перспективной экономической и финансовой модели предполагают расширение инфраструктуры соответственно на 67 тыс. кв. м. (учебные помещения) и 23 тыс. кв. м. (административные помещения).
В программе «Модернизация имущественного комплекса», разработанной МГИМО и принятой Министерством образования и науки Российской Федерации в рамках исполнения Поручений Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2014 года № ДМ-П8-795р и от 28 марта 2014 г № ОГ-П8-2096, данная проблематика отражена в полном объеме.
В соответствии с указанными документами в рамках ФАИП предусмотрено строительство нового общежития в московском кампусе, началом строительства определен 2016 г.
История МГИМО наглядно демонстрирует роль Университета в формировании кадрового потенциа ла ро ссийской дипломатии и внешнеполитического сообщества государств-соседей, равно как и научно- методологической школы международных исследований. В планах МГИМО – дальнейшее усиление присутствия выпускников вуза в дипломатической службе России и зарубежных стран, в международной гражданской службе, в международных подразделениях частных и государственных компаний, равно как и на рынке юридических услуг в области международного права. Одновременно с
этим будут реализованы инициативы, нацеленные на закрепление позиций МГИМО в управленческих и финансовых подразделениях международного бизнеса, требующего компетенций и знаний, связанных с работой в иноязычной и мультикультурной среде, с иностранными контрагентами. Специальные усилия будут направлены на расширение присутствия в сфере российских медиа- и коммуникационных компаний международной и бизнес-направленности, которые требуют серьезной капитализации в плане работы на зарубежных рынках с международным информационным контентом.
Ключевые характеристики и потенциальные индикаторы МГИМО как базового вуза российской школы дипломатии и экспертно-аналитического центра следующие:
динамичное повышение места МГИМО в профессиональных
рейтингах исследовательской, экспертной и публикационной активности в сфере дипломатии и внешней политики;
увеличение числа выпускников МГИМО, занимающих посты в
органах власти и управления России и зарубежных стран, частном секторе, связанном с международным сотрудничеством;
увеличение числа выпускников МГИМО среди сотрудников, в том
числе высшего звена, международной гражданской службы, международной юстиции и международного арбитража;
рост числа программ переподготовки и повышения квалификации,
реализуемых международными организациями и другими многосторонними институтами на базе и в сотрудничестве с МГИМО;
увеличение количества соглашений с компаниями международной
направленности, предусматривающих целевую подготовку специалистов под их конкретные потребности, рост числа абитуриентов, зачисленных на соответствующие программы;
неуклонный рост объема исследований по международной и
внешнеполитической тематике;
растущая динамика охвата аудитории, использующей аналитические продукты МГИМО в своей профессиональной деятельности;
рост объема привлекаемых внебюджетных средств путем выполнения НИР международного профиля по заказам российских внешнеполитических и внешнеэкономических ведомств и международных организаций;
рост числа научных и экспертных публикаций на иностранных языках,
выполняемых НПР МГИМО, включая публикации в собственных журналах, издаваемых на иностранных языках;
активизация МГИМО в деятельности международных и российских
профессиональных ассоциаций международной направленности, продвижение международной тематики в деятельности профессиональных университетских и исследовательских ассоциаций общего профиля.
В МГИМО на регулярной основе преподаются 53 иностранных языка – больше, чем в любом другом университете мира. Особенностью Университета является баланс между восточными и европейскими языками, значительную часть которых составляют сложные или редкие языки. Обучение иностранным языкам является важнейшей составной частью подготовки международников, и каждый студент в обязательном порядке изучает два иностранных языка, что закреплено в собственных образовательных стандартах МГИМО. Языковая подготовка сориентирована на освоение языка-профессии и приобретение полноценных навыков перевода. При этом для первого изучаемого языка требованием является навык синхронного перевода. В сегменте восточных языков, а также в ряде европейских языков (французский, английский, испанский, греческий, скандинавские языки) сложились школы лингвострановедения, укоренилась практика преподавания ряда специальных дисциплин на изучаемом языке.
Среди целей МГИМО – не только сохранение лидирующих позиций в области языковой подготовки, но и усиление лидерского отрыва.
Среди ключевых характеристик в части языковой подготовки следующие:
создание и продвижение бренда МГИМО как международного центра преподавания иностранных, прежде всего восточных и редких языков;
продвижение МГИМО как центра изучения языков стран
постсоветского пространства и балтийского региона;
создание специального факультета (института) прикладной лингвистики и лингвострановедения;
расширение спектра коммерческих услуг по языковой подготовке, как
в режиме ДПО, так и довузовской подготовки;
создание коммерчески ориентированного Центра перевода и редактирования на иностранных языках;
трансформация схемы финансовой мотивации преподавателей
иностранных языков с целью их вовлечения в инновационно-коммерческую деятельность вуза;
расширение числа приглашенных преподавателей-лингвистов из числа
носителей языка;
формирование новых стандартов языковой подготовки с перспективой их закрепления в качестве эталона преподавания.
Анализ текущих и перспективных показателей позволяет выделить основные разрывы в области образовательной деятельности, научных исследований, экономического развития и кадровой политики.
В области образовательной деятельности:
недостаточная представленность образовательных программ на международном рынке.
Причинами указанного разрыва являются:
недостаток образовательных программ на иностранных языках;
слабый маркетинг программ на зарубежных рынках образовательных услуг;
недостаточное количество иностранных преподавателей;
недостаточное число иностранных аспирантов. В области научных исследований:
недостаточное количество публикаций МГИМО в Scopus [20], в том
числе в соавторстве с зарубежными авторами;
недостаточное число цитирований публикаций МГИМО в Scopus;
низкий уровень вовлеченности ППС лингвистических кафедр в мировую науку.
Причинами указанных разрывов являются:
отсутствие навыков у молодых преподавателей для публикаций статей в международных журналах;
отсутствие индексируемых журналов МГИМО в Scopus;
недостаточная мотивация у преподавателей к написанию статей; В области экономического развития и качества менеджмента:
общепринятая в вузах отчетность по операционной деятельности не
дает возможности долгосрочного прогнозирования;
растянутый по времени управленческий цикл, прежде всего компонента, связанная с договорной работой и расчетами с контрагентами; Причинами указанных разрывов являются:
минимальное количество натуральных показателей операционной
деятельности, представленных в сильно агрегированном виде;
отсутствие единой автоматизированной системы управления операционной деятельностью и высокая трудоемкость линейных процессов всех подразделений.
В области кадровой политики:
недостаточность резерва специалистов, подготовленного на руководящие должности высшего уровня;
н е д о с т а т о ч н а я д и н а м и к а о м о л о ж е н и я п р о ф е с с о р с ко -
преподавательского состава на ряде направлений;
недостаточный процент преподавателей языковых кафедр, имеющих ученые степени и научные звания.
Причинами указанных разрывов являются:
ограничения, накладывавшиеся статусом бюджетного учреждения (до перехода МГИМО в автономный статус);
низкая финансовая мотивация сотрудников для замещения
руководящих должностей;
традиционная незаинтересованность «линейных» преподавателей- лингвистов в научной карьере и слабая мотивация к получению ученой степени;
отсутствие специализированного центра оценки персонала.
Дальнейшая интернационализация существующих и открытие новых международных образовательных программ.
а) в рамках англоязычного бакалавриата:
внедрение практики «включенного обучения» Semester/Year Abroad в партнерстве с ведущими мировыми университетами;
создание модулей двойного диплома бакалаврского уровня по
региональным профилям «Восточная Азия», «Европа», «Северная Америка», «Южный Кавказ и Центральная Азия» (полный перечень модулей представлен в Мероприятии №6).
б) в рамках магистерской подготовки:
создание модулей двойного диплома на всех существующих магистерских программах Университета или их кластерах;
создание образовательных программ в сотрудничестве с
отечественными и зарубежными вузами – мировыми лидерами в соответствующих областях (полный перечень программ представлен в Мероприятии №6);
развитие форм сетевого сотрудничества в формате Сетевых
университетов ШОС, СНГ, БРИКС, в том числе:
углубление отношений в формате Сетевого университета ШОС посредством создания модулей двойного диплома с Даляньским университетом иностранных языков, КНР (направление подготовки
«Зарубежное регионоведение»);
открытие программ подготовки по направлению «Экономика» и
«Лингвистика» в рамках Сетевого университета СНГ [21];
создание совместных программ с ведущими университетами группы БРИКС в рамках Сетевого университета БРИКС;
инициирование Сетевого университета Евразийского Союза в качестве базового вуза по специальностям «Международные отношения»,
«Экономика» и «Юриспруденция»;
активизация академической мобильности студентов по линии: стажировок студентов МГИМО в иностранных вузах-партнерах; стажировок иностранных студентов в МГИМО; стажировок студентов МГИМО в ведущих российских вузах международного профиля; стажировок студентов МГИМО в Росзагранучреждениях МИД России; стажировок студентов МГИМО в Торговых представительствах Минэкономразвития России.
в) в рамках аспирантской подготовки:
создание принципиа льно новой системы аспирант ской («академическая аспирантура») подготовки с опорой на научный и кадровый потенциал профильных отделений РАН и учреждений ФАНО;
разработка и запуск пилотных англоязычных программ PhD с
ведущими зарубежными университетами-партнерами МГИМО, в частности, программы по истории и международным отношениям с Флорентийским университетом и Европейским университетским институтом во Флоренции; программы по европейскому праву Европейскими колледжами в Брюгге и Варшаве; программы по конституционному, административному и финансовому праву с Университетом Мачераты (Италия) и Университетом ЛУИСС в Риме; программы по международному финансовому праву, праву международных организаций с Женевским университетом;
внедрение модульных курсов дистанционного обучения для
аспирантов заочной формы;
внедрение полугодового комбинированного (сочетание очного обучения части аудитории и дистанционного присутствия другой части слушателей) курса для аспирантов по международным отношениям разработанного совместно с Флетчерской школой дипломатии.
создание пилотных научных межкафедральных лабораторий
перспективных научных прикладных исследований и разработок МГИМО
на конкурсной основе с участием аспирантов и докторантов, в частности:
«Количественные методы и системный анализ международных ситуаций»,
«Междисциплинарные исследования мировой энергетики и региональных энергетических рынков», «Коммерческий арбитраж и юридическое посредничество»;
организация летних и зимних школ для аспирантов на базе МГИМО,
российских и зарубежных вузов-партнеров;
завершение перехода на новую модель аспирантуры по наиболее конкуренто спо собным разработанным и модернизированным образовательным программам.
Увеличение доли зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей в численности НПР, включая российских граждан-обладателей степени PhD зарубежных университетов.
создание механизма отбора, рекрутирования и административно-
организационного и методического сопровождения зарубежных НПР в МГИМО;
разработка финансово- правового механизма привлечения
иностранных НПР, в том числе с учетом особенностей налогообложения и оплаты труда иностранных преподавателей;
формирование специального фонда аллокированных средств на
оплату труда иностранной профессуре;
создание специального жилого фонда «гибкой загруженности» на базе кампусов МГИМО в Москве и Московской области и служебных квартир МГИМО в Москве для размещения иностранной профессуры.
расширение курсов довузовской и домагистерской подготовки для
иностранных студентов;
укрепление и расширение кафедры русского языка для иностранных учащихся, профессионализации и специализации (экономика, право, политология и др.) в преподавании русского языка;
привлечение к преподаванию русского языка преподавателей, имеющих широкий спектр языков-посредников, в том числе восточных;
разработка и внедрение специальных модулей по российской
проблематике (в зависимости от направления подготовки), специально ориентированных на иностранных студентов, стремящихся к получению знаний не только в России, но и о России;
разработка и внедрение специальных модулей по проблематике
«ближнего зарубежья», которые создают привлекательность для иностранных студентов;
создание завершенной системы социально-культурной адаптации
иностранных студентов, разработка комбинированных модулей по русской истории, культуре, современному российскому искусству;
совершенствование системы тьюторства, в том числе внутри-
студенческого тьюторства;
учреждение стипендиального фонда для иностранных абитуриентов, поступающих на международные и классические магистратуры МГИМО, в целях поддержки студентов, демонстрирующих академические успехи и имеющие преференциальные показания социального плана;
регулярная ревизия и модернизация соглашений с университетами-
партнерами;
создание комбинируемых модулей международных каникулярных школ МГИМО для студентов вузов-партнеров на льготных финансовых условиях.
4.1.4. Создание и продвижение глобально ориентированных и востребованных образовательных продуктов по восточным языкам.
ф о р м и р о в а н и е и р а з в и т и е с и с т е м ы п р о ф е с с и о н а л ь н о
ориентированного изучения восточных языков;
создание учебно-методических комплексов по языку профессии по восточным языкам;
создание инновационных базовых учебников по восточным языкам с
элементами ранней профессионализации;
проведение межвузовских олимпиад по восточным языкам;
создание учебно-методических комплексов для лингвистического обеспечения деятельности международных организаций (ШОС, БРИКС).
Стратегическая программа развития МГИМО предполагает оптимизацию и обновление персонального состава преподавателей, научных и административных сотрудников, что потребует качественного изменения кадровой политики.
Формирование новой мотивационно ориентированной кадровой политики МГИМО и системы стимулирования профессионального развития ППС и сотрудников.
внедрение эффективного контракта с акцентом на индивидуальные
цели и адресные показатели эффективности;
стимулирование научной и публикационной деятельности ППС и научных сотрудников;
формирование системы рекрутинга новых профессоров и
преподавателей на основе их научных достижений;
последовательное омоложение ППС и научных сотрудников;
дальнейшее развитие кадровых связей с зарубежными университетами и научными центрами;
создание системы мотивации, исходя из принципов ответственности, максимальной отдачи и корреляции финансового вознаграждения с результатами работы;
внедрение комплексной и гибкой системы повышения квалификации в
части профессиональных и языковых компетенций;
внедрение комплекса стимулирующих мер для сохранения лучших и особо ценных научно-педагогических и административных кадров;
формирование стратегического кадрового резерва специалистов разного уровня.
МГИМО имеет обширный опыт привлечения талантливых студентов и аспирантов из других вузов России, ближнего и дальнего зарубежья, однако информационная политика в части расширения возможностей, перспектив обучения, ведения научных исследований в МГИМО требует активизации.
Укрепление международного бренда МГИМО как центра молодежной научной активности.
аккумулирование современных методов и технологий организации
молодежных научных мероприятий (дней науки, научных конференций и семинаров, летних и зимних школ на базе МГИМО и ведущих зарубежных университетов-партнеров);
максимально возможная концентрация на площадке МГИМО
конкурсов молодых профессионалов (юридических, журналистских), молодежной социальной активности, имеющей международное измерение, развитие опробованных форматов Московской международной модели ООН, других симуляционных игр;
создание внутренних инструментов стимулирования активности
аспирантов через участие в конкурсах на получение грантов и поощрение их публикационной активности в зарубежных высокорейтинговых научных журналах;
создание двойных аспирантур с ведущими зарубежными
университетами-партнерами МГИМО.
Реализация стратегической программы предполагает анализ имеющихся ресурсов и отказ от малоперспективных или имеющих отрицательную экономическую рентабельность направлений. Обязательства МГИМО по выполнению программы потребуют концентрации ресурсов на прорывных направлениях.
« Ресурсный манёвр»: оптимизация образовательных, исследовательских программ и организационно-штатной структуры Университета.
разработка и утверждение критериев рентабельности и комплексной
эффективности образовательных программ и исследовательских проектов;
переход к проектному финансированию научных исследований и издательской деятельности;
подготовка «ресурсного маневра» с целью вывода части программ в Подмосковный кампус МГИМО и создание новых программ на базе этого кампуса;
максимальное расширение и диверсификацию программ ДПО как
высокомаржинального образовательного продукта;
усиление конкурсно-заявочной активности по привлечению средств на научные исследования и издательскую деятельность;
создание дополнительного (третьего) капитала в рамках Фонда развития МГИМО (эндаумента) для поддержки реализации программы;
продолжение системной работы по оптимизации организационно-
штатной структуры МГИМО, максимальный перевод штата на контрактную основу и аутсорсинг вспомогательных подразделений.
Основным принципом построения эффективной управленческой структуры, обеспечивающей достижение показателей и характеристик целевой модели, является удовлетворение внутренних потребностей кадрового развития.
Создание системы подготовки высшего управленческого состава МГИМО уровня деканов и проректоров.
обязательная переподготовка на специально разработанных модулях:
«правовое регулирование сферы образования»; «университетская экономика», «психология образования и психология управления»;
«современные теории и практики управления», «лидерство и управление изменениями»;
ежегодные образовательные стажировки в ведущих российских вузах
и/или в структурах управления образованием и наукой;
прохождение зарубежной стажировки по управлению университетом в одном из ведущих зарубежных вузов-партнеров.
Совершенствование нормативно- правового обеспечения управленческой деятельности через своевременную разработку и реализацию стандартов по организации деятельности кафедр, факультетов, институтов и других подразделений МГИМО.
совершенствование структуры и процессов управления через
внедрение единой автоматизированной системы управленческого учета;
формирование оптимальной операционной модели и структуры управления, исходя из принципов стратегического планирования и мониторинга, прозрачности управленческих процессов, эффективности и результативности менеджмента, ответственности;
развитие корпоративной среды, направленной на ответственное и
мотивированное достижение качественных результатов в научно- образовательной и административной деятельности;
профессионализация менеджмента научных подразделений и
o б р а з о в ат е л ь н ы х п р о г р а м м ч е р е з п о с т оя н н о е о б н о в л е н и е профессиональных компетенций ППС и административных сотрудников;
эффективное системное использование Центра оценки (Ассессмент-
центра) при подборе и оценке персонала;
организация адресной системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации НПР и управленцев для обеспечения их профессионального роста.
Формирование международно-признанной среды научных и экспертных публикаций на английском и других иностранных языках.
Относительно низкие показатели публикационной активности и вытекающий из нее разрыв по количеству публикаций в иностранных изданиях
(входящих в рейтинги Scopus, Web of Science [22] и др.) особенно характерны для исследователей, работающих в области гуманитарных и общественных наук.
МГИМО обладает необходимой квалификацией для организации всего комплекса работ по переводу, редактуре, рецензированию и изданию работ российских исследователей, работающих в области социальных и гуманитарных наук. Развитая сеть международных связей позволит привлечь в качестве рецензентов ведущих зарубежных исследователей, что укрепит авторитет создаваемой системы изданий на ранних стадиях, позволит выйти на рынок высоко цитируемых научных журналов.
На данном направлении предполагается:
создание межкафедральных научных лабораторий с отдельным финансированием;
создание Центра перевода и научного редактирования;
создание англоязычных и сетевых версий всех журналов, издающихся в МГИМО;
включение всех журналов МГИМО в Scopus к 2020 году;
выпуск международного периодиче ского многоязычного аналитического издания МГИМО.
Создание сети экспертно-аналитических центров, предоставляющих услуги на платной основе.
Главной предпосылкой к реализации данного направления является создание узнаваемого бренда и активный маркетинг экспертно-аналитических услуг МГИМО. Одновременно с этим должна быть создана прозрачная и удобная для заказчиков среда коммуникации, обеспечивающая удобство взаиморасчетов, упрощающая заключение контрактов на исследования и контроль их исполнения. С этой целью будет проведен анализ рынка и выделены стратегические направления и потребности заказчиков.
Планируется модернизация существующего Института международных исследований (ИМИ) МГИМО и его превращение в ведущий «мозговой центр» («think-tank») стран BRICS в целях развития и углубления аналитической
работы Университета в области международных отношений, придания ей более системного и прогностического характера, решения задач по выявлению тенденций эволюции международных процессов, освоения новых исследовательских секторов.
На данном направлении также предполагается:
создание узнаваемого бренда экспертно-аналитических услуг МГИМО и его последующее продвижение;
создание и расширение сети партнерских организаций, активный
поиск заказчиков;
создание и продвижение ежеквартального журнала, публикующего экспертные комментарии специалистов МГИМО на актуальные международные темы.
Одним из конкурентных преимуществ МГИМО является то, что вуз практически полностью опирается на собственные учебники. Книги издательства МГИМО-Университет являются узнаваемыми и работают на поддержание бренда МГИМО. Издательство является признанным лидером вузовского книгоиздания.
Развитие издательского комплекса МГИМО.
создание межуниверситетского издательского центра по международной проблематике;
издание новых учебно-методических комплексов по всему спектру
изучаемых в МГИМО языков, в первую очередь по восточным языкам;
подготовка учебных пособий на английском языке по всем дисциплинам, преподаваемым на английском языке;
издание научных журналов, в том числе на английском языке;
издание и доведение до широкой научной общественности монографий профессорско-преподавательского состава Университета;
оперативный выпуск аналитических материалов, сопровождающих
научно-исследовательскую деятельность ученых МГИМО;
печать рекламных материалов о МГИМО на английском языке и других иностранных языках (по наиболее привлекательным для иностранных студентов программам);
включение книг издательства МГИМО-Университет в базы ведущих европейских академических издательств;
совместные издания лучших учебных и научных книг профессорско-
преподавательского состава МГИМО с несколькими лидерами вузовского книгоиздания Европы.
МГИМО имеет положительный опыт управления изменениями, полученный в ходе реализации крупных университетских программ, в которых были задействованы подразделения всех уровней – учебные, научные, административно-хозяйственные.
В ходе реализации программы планируется использовать полученный опыт и ввести ряд новаций в управленческие процессы.
Управление изменениями будет включать два этапа реализации: а) подготовительный этап:
формирование Экспертного совета и Дирекции программы;
создание офиса управления мероприятиями и проектами программы;
разработка планов-графиков частных задач, реализуемых в рамках
«дорожной карты» реализации программы;
построение системы управления и коммуникаций подразделений и исполнителей, ответственных за выполнение задач программы, и обеспечивающих подразделений.
б) внедрение изменений:
оценка рисков, декомпозиция и совершенствование интегральной
«дорожной карты»;
внедрение внутренней системы отчетности по отдельным проектам, задачам и мероприятиям программы;
формирование системы контрольных показателей эффективности
д е я т е л ь н о с т и п р о ф е с с о р с ко - п р е п од а ват е л ь с ко го с о с т а ва и административно-управленческого персонала;
создание системы внутренней экспертизы;
внедрение механизмов проектного управления деятельностью структурных подразделений.
Последовательная реализация плана управления изменениями создаст в МГИМО динамичную, эффективную конкурентную среду, стимулирующую широкое использование лучших практик в преподавании, научно- исследовательской и административной деятельности и способствующую укреплению международных позиций Университета.
№ |
Наименование показателя |
Ед. измер е- ния |
Прогнозная динамика показателя |
||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||
Основные показатели |
|||||||
1. |
Позиция (с точностью до 50) в ведущих мировых рейтингах (в общем списке и по основным предметным спискам) |
место |
|||||
1.1. |
Общий рейтинг QS – всемирный |
место |
351-4 |
301-3 |
301-35 |
251-30 |
201-2 |
рейтинг университетов (QS World |
00 |
50 |
0 |
0 |
50 |
||
University Rankings) |
(360) |
(330) |
(300) |
(260) |
(220) |
||
1.2. |
Региональный рейтинг QS – |
место |
1-50 |
1-50 |
1-50 |
1-50 |
1-50 |
рейтинг университетов стран БРИКС |
(34) |
(30) |
(28) |
(25) |
(20) |
||
(QS University Rankings: BRICS) |
|||||||
1.3. |
Отраслевой рейтинг QS – World |
место |
301-3 |
301-3 |
251-30 |
251-30 |
151-2 |
University Rankings by faculty areas, |
50 |
50 |
0 |
0 |
00 |
||
отраслевой список «Социальные |
(340) |
(305) |
(280) |
(255) |
(190) |
||
науки и менеджмент» (Social |
|||||||
Sciences & Management) |
|||||||
1.4. |
Отраслевой рейтинг QS – World |
место |
301-3 |
301-3 |
251-30 |
251-30 |
151-2 |
University Rankings by faculty areas, |
50 |
50 |
0 |
0 |
00 |
||
отраслевой список «Искусство и |
(342) |
(307) |
(282) |
(257) |
(192) |
||
гуманитарные науки» (Arts & |
|||||||
Humanities) |
|||||||
1.5. |
Общий предметный рейтинг QS – |
место |
251-3 |
151-2 |
101-15 |
51-100 |
1-50 |
World University Rankings by Subject, |
00 |
00 |
0 |
(80) |
(30) |
||
предметный список «Политика и |
(275) |
(190) |
(120) |
||||
международные |
|||||||
отношения» (Politics & International |
|||||||
Studies) |
|||||||
1.6. |
Общий предметный рейтинг QS – |
место |
301-3 |
251-3 |
201-25 |
101-15 |
51-10 |
World University Rankings by Subject, |
50 |
00 |
0 |
0 |
0 |
||
предметный список |
(335) |
(275) |
(201) |
(130) |
(75) |
||
«Лингвистика» (Linguistics) |
|||||||
1.7. |
Общий предметный рейтинг QS – |
место |
301-3 |
251-3 |
151-20 |
101-15 |
101-1 |
World University Rankings by Subject, |
50 |
00 |
0 |
0 |
50 |
||
предметный список «Право» (Law) |
(345) |
(285) |
(190) |
(135) |
(105) |
||
1.8. |
Общий предметный рейтинг QS – |
место |
301-3 |
251-3 |
201-25 |
151-20 |
51-10 |
World University Rankings by Subject, |
50 |
00 |
0 |
0 |
0 |
||
предметный список |
(323) |
(278) |
(213) |
(155) |
(83) |
||
«История» (History) |
№ |
Наименование показателя |
Ед. измер е- ния |
Прогнозная динамика показателя |
||||
1.9. |
Общий предметный рейтинг QS – |
место |
301-3 |
251-3 |
201-25 |
151-20 |
101-1 |
World University Rankings by Subject, |
50 |
00 |
0 |
0 |
50 |
||
предметный список «Коммуникации |
(315) |
(259) |
(202) |
(165) |
(105) |
||
и СМИ» (Communication & Media |
|||||||
Studies) |
|||||||
2. |
Количество статей в Web of Science и Scopus с исключением дублирования на 1 НПР |
||||||
2.1.1. |
Количество публикаций в базе данных Web of Science на 1 НПР работника (за 5 полных лет) |
коли- чество |
0,1 |
0,18 |
0,34 |
0,53 |
0,75 |
2.1.2. |
Количество публикаций в базе данных Web of Science на 1 НПР (за 3 полных года) |
коли- чество |
0,06 |
0,14 |
0,26 |
0,4 |
0,57 |
2.2.1. |
Количество публикаций в базе данных Scopus на 1 НПР работника (за 5 полных лет) |
коли- чество |
0,11 |
0,18 |
0,38 |
0,63 |
0,93 |
2.2.2. |
Количество публикаций в базе данных Scopus на на 1 НПР (за 3 полных года) |
коли- чество |
0,07 |
0,12 |
0,28 |
0,43 |
0,72 |
3. |
Средний показатель цитируемости на 1 НПР, рассчитываемый по совокупности статей, учтенных в базах данных Web of Science и Scopus, с исключением их дублирования |
||||||
3.1. |
Средний показатель цитируемости на 1 НПР, рассчитываемый по совокупности публикаций, учтенных в базе данных Web of Science |
коли- чество |
0,04 |
0,1 |
0,24 |
0,44 |
0,8 |
3.2. |
Средний показатель цитируемости на 1 НПР, учтенных в базе данных Scopus |
коли- чество |
0,12 |
0,25 |
0,48 |
0,88 |
1,5 |
4. |
Доля зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей в численности НПР, включая российских граждан-обладателей степени PhD зарубежных университетов |
% |
0,5 |
3 |
6 |
9 |
12 |
№ |
Наименование показателя |
Ед. измер е- ния |
Прогнозная динамика показателя |
||||
5. |
Доля иностранных студентов обучающихся на основных образовательных программах вуза (считается с учетом студентов из стран СНГ) |
% |
15,00 |
15,00 |
16,00 |
17,00 |
17,00 |
6. |
Средний балл ЕГЭ студентов вуза, принятых для обучения по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалистов |
балл |
93,5 |
93,6 |
93,65 |
93,7 |
93,75 |
7. |
Доля доходов из внебюджетных источников в структуре доходов вуза |
% |
76 |
78 |
79 |
80 |
80 |
Дополнительные показатели |
|||||||
1 |
Доля выпускников, трудоустроенных в международных организациях, органах власти, госкорпорациях |
% |
37 |
39 |
40 |
41 |
42 |
2 |
Рост финансирования исследований по международной тематике в % по отношению к прошлому году |
% |
10 |
15 |
18 |
20 |
25 |
3 |
Охват административных процессов системами электронного документооборота |
% |
25 |
40 |
60 |
80 |
90 |
4 |
Доля образовательных ресурсов (УМК, учебных материалов, научных изданий), доступных в электронном интерактивном виде |
% |
10 |
20 |
35 |
50 |
60 |
5 |
Доля студентов, охваченных программами академической мобильности и обменов |
% |
4,4 |
6 |
8,5 |
10,3 |
12 |
Отношение численности выпускников всех форм обучения, трудоустроенных в международных организациях, органах власти, госкорпорациях, к общей численности выпускников всех форм обучения, выраженное в процентах.
Отношение между приростом финансирования исследований по международной тематике в отчетном году по сравнению с предыдущим годом к объему финансирования исследований по международной тематике в предыдущем году, выраженное в процентах.
Отношение между административными процессами, охваченными электронным документооборотом, к общему количеству административных процессов, выраженное в процентах. В целях выполнения показателя количество административных процессов, их наименование и график перевода на электронный документооборот закрепляются внутренним нормативным документом.
Отношение между образовательными ресурсами (УМК, учебными материалами, научными изданиями), доступными в электронном интерактивном виде, к общему количеству образовательных ресурсов, выраженное в процентах. В целях выполнения показателя перечень образовательных ресурсов и мониторинг их перевода в электронный вид закрепляются внутренним нормативным документом.
Отношение между количеством студентов всех форм обучения, принявших участие в программах академической мобильности и студенческих обменов, к общему количеству студентов всех форм обучения, выраженное в процентах.
////////////////////////////
источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/