СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МГИМО МИД РОССИИ НА 2014-2020 ГОДЫ

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 


 

Утверждена на заседании Ученого совета

27 мая 2014 г. С изменениями и дополнениями, принятыми на заседании Ученого совета

16 июня 2015 г. Ректор А.В. Торкунов


 

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МГИМО МИД РОССИИ НА 2014-2020 ГОДЫ


 

Москва


 

Содержание

2015


 

Введение 5

Раздел 1. Стратегические цели и показатели. Перспективная модель вуза 7

1. Стратегическая цель вуза............................................................................................

7

2. Целевая модель вуза ....................................................................................................

12

2.1. Миссия МГИМО МИД России ............................................................................

12

2.2. Референтная группа из ведущих мировых университетов, которые вуз выбрал для себя в качестве модельных ...................................................................... 13

2.3. Маркетинговая стратегия МГИМО МИД России .............................................. 17

      1. Рынок исследований – основные отрасли и научные направления 19

      2. Рынок абитуриентов – география, качественный состав и способы привлечения талантов 21

      3. Рынок работодателей – типы компаний и организаций, на которых ориентирован вуз 22

    1. Информационная инфраструктура вуза. Области информатизации................. 23

    2. Кадровый потенциал вуза, включая высшее управленческое звено, ППС и НПР24

2.6. Экономическая и финансовая модель..................................................................

25

2.7. Перспективные характеристики материально-технической базы вуза ........... 26

2.8. Другие характеристики целевой модели ............................................................. 27

      1. МГИМО – базовый вуз российской, восточноевропейской и постсоветской дипломатической школы и признанный экспертно-аналитический центр международных и внешнеполитических исследований 27

      2. МГИМО – ведущий мировой центр языковой подготовки 29

  1. Анализ основных разрывов между текущими и целевыми значениями показателей и характеристиками вуза. ......................................................................... 30

  2. Направления стратегических инициатив развития МГИМО до 2020 г. ................. 33

    1. Формирование портфеля программ и интеллектуальных продуктов вуза, обеспечивающих международную конкурентоспособность ..................................... 33

    2. Привлечение и развитие ключевого персонала вуза, рост качества исследовательского и профессорско-преподавательского состава ........................... 37

4.3. Привлечение талантливых студентов и аспирантов........................................... 38

    1. Механизмы обеспечения концентрации ресурсов на прорывных направлениях, отказ от неэффективных направлений деятельности ....................... 38

    2. Создание системы управления вузом (основные принципы, управленческие кадры и системы, организационная структура вуза), обеспечивающей достижение показателей и характеристик целевой модели....................................... 39

    3. Реализация механизмов повышения публикационной активности .................. 40

    4. Трансформация системы научно-исследовательской деятельности университета .................................................................................................................

      41

    5. Издательское обеспечение роста рейтинга МГИМО ......................................... 42

5. Управление изменениями ..........................................................................................

43

Приложение 1 к Стратегической программе развития МГИМО МИД Росcии на 2014-2020 годы. Перечень целевых показателей, их значений и методики расчета дополнительных показателей ......................................................................................... 45

Список источников информации 51

Введение


 

Стратегическая программа развития (далее – Программа, Стратегия) МГИМО-Университета (далее – МГИМО, Университет) формулирует ключевые цели, задачи и конкретные направления дальнейшего развития Университета и обеспечения его конкурентоспособности на глобальном рынке образования. Настоящую Программу характеризует преемственность в отношении предшествующей стратегии и траектории развития, прежде всего в том, что касается миссии, стратегических целей и общих ориентиров развития МГИМО, остающихся неизменными. Она призвана стать естественным продолжением Инновационной образовательной программы, реализованной в 2007-2008 гг. в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». В этом смысле заявленная в предыдущей Стратегии триединая функция развития образования, науки и инноваций сохраняет свою актуальность.

Результатом реализации Общей стратегии развития МГИМО 2009–2015 гг. стало удержание лидирующего положения Университета в сфере высшего профессионального образования России, его успешная интеграция в мировое научно-образовательное пространство. В то же время сегодня конкретные задачи и пути их достижения подлежат корректировке с учетом новых вызовов, встающих перед российской высшей школой в целом и МГИМО в частности. Новая Стратегия призвана дополнить концепцию инновационности ориентацией на создание устойчивой к внешним и внутренним вызовам системы обеспечения высокого качества на всех уровнях функционирования Университета, включая качество образовательных программ; качество абитуриентов, студентов, выпускников; качество научно-исследовательской работы; качество преподавателей, научных работников и персонала; качество кадрового управления; качество финансово-экономического управления; качество учебно- методической работы; качество коммуникационной политики; качество инфраструктуры и информационно-технической базы; качество социально- воспитательной политики.

Программа развития МГИМО рассчитана на 2014-2020 гг., так как в условиях высокой динамики внутренней и внешней среды данный временной промежуток представляется наиболее адекватным для реалистичного планирования и успешного достижения среднесрочных стратегических приоритетов. За этот срок МГИМО намерен укрепить потенциал конкурентных преимуществ, нарастить темп, масштаб и глубину изменений как в образовательной и научно-исследовательской деятельности, так и в вопросах управления и привлечения профессиональных кадров. Стратегия МГИМО построена на принципах системности и сбалансированности показателей, сгруппированных в несколько целевых блоков развития: образование, наука, кадровый потенциал и система управления, экономика, финансы, учебно- методическая деятельность, позиционирование и бренд, информационная и материально-техническая база, социальное развитие.


 

вуза

Раздел 1. Стратегические цели и показатели. Перспективная модель


 

  1. Стратегическая цель вуза

    Идентичность МГИМО [1] в ее международном преломлении основывается

    на опыте становления и эволюции Университета как объективно и неразрывно связанного с интернациональной средой, зарубежной проблематикой и включенностью во внешнеполитический процесс.

    МГИМО сегодня – динамично развивающийся университет, характеризующийся выраженной самобытностью, духом новаторства и глобальным целеполаганием. За свою 70-летнюю историю он проделал путь от узкоспециализированной «дипломатической школы» до университета с мировым признанием, способного реализовывать самые сложные образовательные и исследовательские задачи в рамках своего предметного поля.

    МГИМО занимает особую нишу в общей типологии университетов.

    Во-первых, это – специализированный университет, обобщающий лучшие российские и международные образовательные традиции и практики, сохраняющий компактность и сплоченность университетской среды, умело сочетающий качество образовательного процесса с предметным разнообразием образовательных программ. МГИМО вовлечен в глобальное академическое пространство посредством интернациональной студенческой аудитории и уникального по составу «пула» зарубежных выпускников, широкого набора внешних связей, множества реально действующих совместных образовательных программ и научно-исследовательских проектов с зарубежными партнерами.

    МГИМО является референтным, а зачастую и модельным, вузом для России и стран-соседей в сфере практико-ориентированного образования по таким направлениям, как международные отношения, дипломатия, зарубежное регионоведение, прикладная лингвистика, управление внешнеэкономическими связями, зарубежное и международное право.

    Во-вторых, это – общепризнанный университетский исследовательский центр в сфере мирополитических исследований и внешнеполитического анализа,

    интегрирующий оригинальные методики прикладной экспертизы и фундаментальные разработки.

    В-третьих, это – первопроходец среди российских вузов в создании системы поддержания и развития разветвленного и интернационального сообщества выпускников, управления внешними связями и международными образовательными программами.

    Наконец, в- четвертых, МГИМО – механизм воспроизводства международно-политического сообщества России и зарубежных стран, школа лидерства и уникальных компетенций в сфере международной коммуникации.

    Подобное положение МГИМО-Университета определяется его ключевыми конкурентными преимуществами (Табл.1).

    Табл.1. Конкурентные преимущества МГИМО МИД России и их характеристики


     

    № п/п

    Конкурентное преимущество

    Характеристика

    1

    Узнаваемый бренд и привлекательный имидж для российских и зарубежных студентов

    Средний конкурс на бакалавриате – 33 человека на место, в магистратуре – 8 человек на место

    2

    Потенциал развития

    Один из пяти российских вузов, представленных в топ-400 рейтинга мировых университетов по версии QS [2] и рейтинга БРИКС [3], первый российский университет, получивший три

    «звезды» по классификации QS Stars

    3

    Неизменно высокое качество абитуриентов и образования

    Лидер в России по среднему баллу ЕГЭ (93,3), фундаментальные научно-образовательные школы в области международных отношений, дипломатии, лингвострановедения, истории зарубежных стран и регионов, международного права


     

    4

    Подлинная интеграция в европейское и мировое образовательное пространство

    Свыше 200 соглашений о сотрудничестве с зарубежными партнерами из 57 стран – университетами, дипломатическими академиями, и н с т и т у т а м и , ф а к ул ь т е т а м и , н ау ч н о - исследовательскими центрами, более 20 программ двойных/тройных дипломов с ведущими вузами Е в р о п ы , А з и и и А м е р и к и , п р о г р а м м ы бакалавриата и магистратуры на английском, итальянском, немецком и французском языках. Из всей совокупности студентов МГИМО 15% составляют иностранные студенты, обучающиеся в рамках единого с российскими студентами образовательного проце сс а , полно стью применяется система ECTS [4]

    5

    Международный уровень признания образовательных программ

    Первый и единственный в Ро ссии вуз, получивший комплексную международную аккредитацию всех образовательных программ

    6

    Не имеющая равных в мире школа языковой подготовки

    Е д и н с т в е н н ы й в м и р е у н и в е р с и т е т , осуществляющий интенсивную языковую подготовку полного цикла (бакалавират – магистратура) по 53 иностранным языкам и входящий в международную Книгу рекордов Гиннеса [5]; обязательное для выпускников владение двумя иностранными языками

    7

    Опережающий характер развития международных образовательных программ и многоязычная образовательная среда

    Единственный ро ссийский университет, обладающий потенциалом и ресурсами для реализации полноценных образовательных программ международного уровня на английском, французском, испанском, итальянском, китайском и арабском языках

    8

    Значительные научные ресурсы для осуществления качественной прикладной экспертизы и прорывных научных проектов в профильных отраслях знаний

    Ведущий экспертно-аналитический центр в России в области международно-политического и правового консультирования государственного и негосударственного сектора;

    единственный российский университет, входящий в топ-5 ведущих аналитических центров Центральной и Восточной Европы, в топ-10 лучших научно-исследовательских центров мира на базе университетов, в топ-50 лучших аналитиче ских центров мира в области исследований и разработки технологий (по версии глоба льного рейтинга Пенсильванского университета 2013 г.) [6]


     

    9

    Практико-ориентированный характер учебного процесса

    Собственные образовательные стандарты и оригинальные образовательные программы, расширенный « корпоративный» модуль подготовки на программах магистратуры в партнерстве с ведущими государственными и частными компаниями России и зарубежных стран

    10

    Университет с инкорпорированной бизнес- школой

    МГИМО реализует 11 МВА программ, включая три совместных МВА программы и зарубежные модули. Все МВА программы содержат в себе элемент полноценной языковой подготовки и ориентируют слушателей для работы в международном бизнесе и на зарубежных рынках

    11

    Высокая востребованность выпускников на рынке труда

    Alma mater 47 000 российских и 7 500 иностранных выпускников, в том числе 4 бывших и действующих глав государств и правительств, н е с ко л ь ко в и ц е - п р е м ь е р о в , н е с ко л ь ко заместителей Генерального секретаря ООН, Генеральный директор ЮНЕСКО, председатель ОБСЕ, два комиссара Европейской комиссии, более 900 послов России и иностранных государств, 10 министров иностранных дел зарубежных стран, более 30 действительных членов и членов-корреспондентов РАН и иностранных академий

    12

    Уникальная система связей с зарубежными выпускниками и самоуправления глобальной «семьей» МГИМО

    Ас с о ц и а ц и я в ы п у с к н и ко в М Г И М О [ 7 ] , насчитывающая более 30 тыс. человек, 32 зарубежных ассоциации выпускников МГИМО, ежегодные встречи зарубежных выпускников и всемирные форумы МГИМОвцев

    13

    Передовая система корпоративного управления и корпоративных финансов

    Осуществлен переход на систему корпоративного у ч е т а и д о л г о с р о ч н о г о ф и н а н с о в о г о планирования. Крупнейший среди вузов России фонд целевого капитала (эндаумент), 1/3 которого составляют средства зарубежных жертвователей


     

    14

    Центр «академической дипломатии»

    На базе МГИМО действуют российско-польская и российско- японская группы по сложным вопросам, а ранее – российско-грузинский и российско-украинский механизмы «второго трека». МГИМО выполняет системные функции в поддержании российско-американского, российско-итальянского, российско-французского, российско- германского общественного и политического диалога, МГИМО является базовым вузом для сотрудничества России со странами АСЕАН и отчасти для НК БРИКС, а ранее – для взаимодействия с СБСЕ/ОБСЕ и Советом Европы

    15

    Центр притяжения образовательной и научной общественности в области международных исследований

    МГИМО – базовый университет для Российской ассоциации содействия ООН (РАСООН) [8], Ро ссийской ассоциации международных исследований (РАМИ) [9], международных секций Российской ассоциации политической науки [10], с оу ч р е д и т е л ь Р о с с и й с ко г о с о в е т а п о международным делам (РСМД) и Валдайского клуба


     

    Стратегической целью МГИМО на период до 2020 г. является:

    • вхождение в мировую элиту «специализированных» университетов посредством синергии перспективных образовательных и научных трендов, умелого использования благоприятствующих процессов, в частности нарастающих темпов мобильности и миграции на российском и международном рынках образования и исследований;

    • подготовка профессионалов-международников «высшей пробы» с

      развитыми международными компетенциями для России и зарубежных стран, обладающих системными знаниями, широким набором навыков и умений для эффективного участия в решении социально-экономических и гуманитарных задач, стоящих перед Россией и международным сообществом;

    • формирование исследовательского университета мирового класса в

      области комплексных международных исследований (международных отношений и политологии; сравнительного правоведения и международного

      права; региональных экономических исследований и зарубежного регионоведения; правового регулирования мировой энергетики; прикладной лингвистики и лингвострановедения) в интересах российского государства и общества и глобального развития в целом;

    • ком п л е кс н о е н ау ч н о - об р а зо ва т ел ь н о е со п р о вож д е н и е

      государственной политики и инновационного развития России согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. («Стратегии 2020») [11];

    • создание современного и адекватного образа России за рубежом,

      России, открытой миру, осознающей сущность, динамику и формы проявления внутреннего развития стран и регионов мира вне зависимости от их географии и текущей международно-политической конъюнктуры;

    • трансляция в российское общество и университетские круги

      объективного и профессионального взгляда на мир, содействие лучшему пониманию практиче ских о собенно стей функционирования международной среды в сфере политических контактов, торгово- экономиче ского взаимодействия, правового регулирования и функционирования глобального информационного порядка.


       

  2. Целевая модель вуза

      1. Миссия МГИМО МИД России

        На внутреннем и глобальном образовательном, экспертно-аналитическом и научно-исследовательском рынках МГИМО стремится к самопозиционированию в качестве:

        • передового, высокоорганизованного университета «нового

          поколения», в котором разрабатываются и реализуются стратегии опережающего развития образования, науки, международных связей и корпоративного управления;

        • ведущего университета на пространстве постсоветской Евразии,

          Центрально-Восточной и Юго-Восточной Европы, континентальной Восточной Азии и Индокитая, Ближнего и Среднего Востока среди

          университетов общественно- экономического, юридического и лингвистического профилей, равно как и университетского центра в сфере международных фундаментальных и прикладных исследований;

        • одного из опорных «хабов» университетских сетей российско-

          ориентированных многосторонних институтов – СНГ, ШОС, БРИКС, Евразийского экономического союза и ОДКБ;

        • признанного центра дополнительного и «постдипломного»

          образования в сфере международных компетенций, создающего и распространяющего передовые инновационные знания через систему непрерывного обучения;

        • ресурсного и стандарто-образующего центра для распространения в

          российской и постсоветской университетской среде академических стандартов и практик, характерных для передовых международных научно- образовательных центров, а также продвижения российской высшей школы в глобальной университетской и научной информационно- коммуникационной среде;

        • опорного университета «академической дипломатии» – механизма

          реализации двусторонних и многосторонних инициатив экспертно- консультативного профиля, интегрированных в систему принятия и осуществления внешнеполитических и внешнеэкономических решений в России и соответствующих зарубежных странах;

        • проводника долгосрочных интересов России на международной арене

          через интеллектуальный и общественный потенциал Университета.

      2. Референтная группа из ведущих мировых университетов, которые вуз выбрал для себя в качестве модельных

        МГИМО МИД России рассматривает в своей референтной группе три университета, занимающие позиции в различных диапазонах мирового рейтинга университетов QS World University Ranking (Табл. 2) – это Dartmouth College [12] (101-150), Sciences Po [13] (201-250) и Peking University [14] (51-100). Выбор указанных вузов позволяет спрогнозировать возможную динамику развития

        МГИМО в среднесрочной перспективе и наметить поэтапный план приобретения соответствующих конкурентных преимуществ в виде «точек роста».

        При определении референтной группы МГИМО руководствовался критериями, максимально приближенным к соответствующими характеристикам и стратегическим задачам развития МГИМО:

        • указанным вузам принадлежит неоспоримое лидерство по

          показателю «качество обучения». Они занимают лидирующие позиции в своей стране и регионе в контексте реализуемой ими инновационной политики «опережающего» характера развития образования и науки;

        • референтные вузы в основном (за исключением Пекинского

          университета) являются «компактными» по численности студентов, профессорско-преподавательского, исследовательского состава и административно-вспомогательного штата; ориентированы, прежде всего, на качественное развитие образовательных программ в противовес их количественному расширению;

        • для данных вузов характерна концентрация на достаточно узкой

          специализации по сравнению с классическими университетами и междисциплинарный подход;

        • образовательная и научно-исследовательская деятельность выбранных

          университетов имеет ярко выраженное международное измерение. Это университеты с интернациональной студенческой и преподавательской аудиторией, широким набором внешних связей, совме стных образовательных программ, научно-исследовательских проектов с зарубежными партнерами, образовательной профессионализацией;

        • миссия и стратегические цели развития вузов референтной группы

          являются близкими МГИМО по сути и по духу: все эти университеты ориентированы на подготовку профе ссионалов с развитыми международными компетенциями;

        • референтные вузы обладают «узнаваемыми» брендами и сохраняют

        устойчиво привлекательный имидж для студентов со всего мира; выпускники востребованы на рынке труда; среди выпускников

        государственные и общественные лидеры, сотрудники международных организаций, владельцы и управленцы успешных компаний.

        Табл.2. Позиции вузов референтной группы в рейтинге QS


         


         

        Year/ Subject

        Sciences Po (Франция)

        Dartmouth College (США)

        Peking University (КНР)

        QS WUR

        2014

        222

        136

        57

        QS WUR by Faculty

        Arts & Humanities

        2014

        162

        166

        21

        Social Sciences

        2014

        62

        134

        29

        QS WUR by Subject

        Politics & International Studies


         

        5


         

        101-150


         

        32

        Linguistics

        Нет в Top-200

        14


         

        Law


         

        51-100

        Нет в

        Top-200


         

        18


         

        History


         

        101-150

        Нет в

        Top-200


         

        30

        Communication & Media Studies


         

        151-200

        Нет в

        Top-200


         

        51-100

        Geography & Area Studies

        Нет в

        Top-200


         

        151-200


         

        51-100

        В силу различных факторов в настоящее время МГИМО отсутствует в таких мировых рейтингах, как Times Higher Education (THE) [15] и Academic Ranking of World Universities (ARWU) [16]. Тем не менее, присутствие референтных вузов в данных рейтингах позволяет оптимистично смотреть на перспективы вхождения МГИМО в данные списки (Табл.3).

        Табл.3. Позиции вузов референтной группы и МГИМО в основных мировых рейтингах

        Ranking / University


         

        Sciences Po

        Dartmouth College


         

        Peking University


         

        MGIMO


         

        QS WUR

        222

        136

        57

        399


         

        ARWU


         

        -

        201-300

        (78-104 в США)

        101-150

        (1-4 в КНР)


         

        -


         

        THE


         

        52 (в 2006г.)


         

        152 (в 2015г.)

        48

        (4 в Азии, 1 в БРИКС)


         

        -


         

        Некоторые показатели, по которым референтные вузы занимают высокие позиции в мировом рейтинге QS WUR, являются для МГИМО целевыми в контексте приобретения конкурентных преимуществ и заимствования опыта партнёров для усиления своих общемировых позиций (Табл.4).

        Табл.4. Целевые показатели МГИМО в рейтинге QS WUR в сравнении с вузами референтной группы

        QS WUR Indicators (2014)

        Indicator / University


         

        Sciences Po

        Dartmouth College


         

        Peking University


         

        MGIMO

        Academic reputation


         

        344


         

        311


         

        19


         

        401+

        Employer reputation


         

        118


         

        185


         

        20


         

        328

        Faculty student

        65

        104

        126

        49

        Citations per Faculty


         

        401+


         

        36


         

        285


         

        401+

        International faculty


         

        212


         

        401+


         

        346


         

        401+

        International students


         

        46


         

        256


         

        401+


         

        287

        Overall

        222

        136

        57

        399

        В настоящее время МГИМО тесно сотрудничает с одним университетом референтной группы – SciencesPo – и планирует развивать партнерские отношения с Dartmouth College и Peking University по целому ряду смежных проблематик.

      3. Маркетинговая стратегия МГИМО МИД России

        МГИМО ориентируется на географическое присутствие в регионах постсоветской Евразии, странах Балтии, Центрально-Восточной, Юго-Восточной Европы. Среди стран Северо-Восточной Азии и Индокитая однозначными страновыми приоритетами, а также государствами, где уже широко известны наши выпускники и представлен бренд МГИМО, являются Монголия, Южная Корея, Япония, Вьетнам и Камбоджа.

        Среди стран Западной, Южной и Северной Европы для МГИМО по- прежнему приоритетными являются рынки Франции и Бенилюкса, Италии, Германии, Греции, в чуть меньшей степени – Норвегии, Швеции, Финляндии, которые уже охвачены плотными связями вузов российского Северо-Запада.

        На Ближнем и Среднем Востоке особое внимание МГИМО концентрируется на таких странах, как Израиль и Турция, а также открывающемся Иране. Узконишевая перспектива образовательных проектов, совместных исследований и привлечения студенческого контингента существует на рынках Египта, Ливана, Иордании, Марокко, Алжира, а при дальнейшей стабилизации – Афганистана и Пакистана.

        На Африканском континенте МГИМО в качестве значимого для себя рынка рассматривает ЮАР.

        Кроме того, посредством формируемого Сетевого университета БРИКС МГИМО намерен нарастить присутствие в профильных профессиональных нишах образовательного и исследовательского сообщества Индии и Бразилии.

        Китайский образовательный и исследовательский рынок потребует переосмысления наших усилий и перехода от избыточно многочисленных студенческих и преподавательских обменов, нарастающего контингента коммерческих студентов к двусторонним устойчивым формам сотрудничества с небольшой (5-6 центров) группой лидирующих вузов и исследовательских институтов в КНР.

        Североамериканский рынок с точки зрения масштабных студенческих обменов может рассматриваться через призму Канады, в силу участия

        значительного числа местных университетов в системе ECTS или адаптированных к ней, а также относительно невысокой стоимости обучения в вузах.

        Сотрудничество с Соединенными Штатами Америки в силу серьезного разрыва в финансовых параметрах университетской экономики наших стран будет концентрироваться на точечных проектах магистерского и постдипломного образовательного цикла. Высокая стоимость «входного билета» на рынок ведущих вузов США (равно как и Великобритании) требует предельного внимания при выборе партнера и просчете финансово-экономической устойчивости программы.

        США и Великобританию следует рассматривать в первую очередь как рынки для публикационной и конференционной активности.

        МГИМО, в силу специфики образовательного процесса, затратности традиционной языковой подготовки профессионального уровня (владение студентом как минимум двумя иностранными языками) ориентируется на у с т о й ч и в ы е и п л ат е ж е с п о с о б н ы е о б р а з о в ат е л ь н ы е р ы н к и , н а высокомаржинальные образовательные и исследовательские программы. Высокая доходность, эффективность образовательных и исследовательских программ являются необходимым условием сохранения уникального преподавательского коллектива, прежде всего его лингво-педагогической компоненты.

        Важнейшим маркетинговым преимуществом МГИМО является возможность обеспечить полноценный образовательный процесс по программам высшего образования на нескольких иностранных языках в масштабах, сопоставимых с русскоязычными образовательными программами.

        Новаторским элементом маркетинговой стратегии МГИМО являются планы продвижения МГИМО на тех зарубежных образовательных и исследовательских рынках, где бренд МГИМО имеет ограниченное восприятие в качестве бренда сугубо дипломатического вуза.

        В целом восприятие бренда МГИМО требует определенной коррекции – от дипломатической школы к многопрофильному международному университету.

        МГИМО предполагает открытие нескольких представительств (бюро) за рубежом на базе вузов-партнеров. Бюро будут выполнять функции рекрутинга преподавателей и студентов, операционного контроля за реализуемыми

        программами образовательного сотрудниче ства, станут центрами конференционной и издательской активности. Так, уже на начало 2016 г. планируется открытие бюро в Швейцарии (Женева).

        Центральным и уникальным механизмом и одновременно ресурсом маркетинговый стратегии МГИМО выступает 30-тысячная ассоциация выпускников МГИМО, где 1/6 часть составляют выпускники из стран дальнего зарубежья.

        1. Рынок исследований – основные отрасли и научные направления

          МГИМО – один из признанных глобальных лидеров исследований по общим, специальным и региональным проблемам международных отношений, прикладного внешнеполитического анализа в интересах федеральных и региональных органов власти, а также независимых и корпоративных заказчиков.

          В МГИМО сформировалась благоприятная проектная среда для выполнения прикладных исследований, в условиях которой ежегодно растут объемы привлеченных средств на проведение практических изысканий по профильным предметным областям, расширяется спектр заказчиков научных работ, увеличивается количество участников НИР среди НПР, аспирантов и студентов, устойчиво растут научные индексы отдельных исследователей и Университета в целом.

          В исследовательской области МГИМО ставит целью значительно превзойти темпы, которыми развивались университетские исследования в предшествующий период.

          МГИМО на ближайшую перспективу определяет следующие перспективные и прорывные позиции в рамках профильных направлений научных исследований:

          – международные отношения, регионоведение и политология:

          • квантификация международных политических исследований и системный анализ международных ситуаций;

          • внешнеполитические ресурсы и внешнеполитический процесс в

            зарубежных странах;

          • сравнительный анализ интеграционных процессов;

          • проблемы лидерства в мировой политике и региональных подсистемах;

          • сравнительно-исторические исследования в сфере международных

            отношений и безопасности;

          • новые и неформальные многосторонние институты, «дипломатия клубов»;

          • и н ф о рм а ц и о н н о - а н а л и т и ч е с ка я р а б от а и с о в р е м е н н ы е

            коммуникационные технологии в дипломатии;

          • международные приоритеты и внешнеполитическая деятельность Китая в региональных подсистемах, многосторонних институтах и основных функциональных полях современной мировой политики;

          • этно-религиозные процессы на Ближнем и Среднем Востоке, в

            Южной Азии;

          • политические процессы и конфликтность на постсоветском пространстве;

          • комплексные исследования стран Центрально-Восточной и Юго-

            Восточной Европы;

          • сравнительный политический анализ государств постсоветской Евразии;

          • политическая конфликтология.

            – международные экономические отношения и мировая экономика:

          • политическая экономия современных международных отношений;

          • комплексное экономическое регионоведение неевропейского ареала;

          • комплексное экономическое регионоведение постсоветского пространства и субрегиональных систем;

          • развитие мировой энергетики, сравнительный анализ региональных,

            страновых и секторальных экономических рынков;

          • глоба льные кризисы и много стороннее регулирование международных финансов;

          • многостороннее регулирование международной торговли и

            сравнительный анализ национального торгового регулирования;

            • инвестиции и переток капитала;

            • региональная (внутристрановая) экономика и сравнительный анализ территориального развития;

            • экономика высокотехнологичных отраслей.

              • сравнительное правоведение и международное право:

            • эволюция международного права и многостороннего регулирования;

            • международные конфликты и правово е регулирование миротворчества;

            • международное экономическое право;

            • право международных организаций;

            • международное уголовное право и сравнительное уголовное право;

            • сравнительное финансовое право и международное финансовое право;

            • правовое регулирование новых сфер деятельности;

            • право природопользования и экологическое право;

            • энергетическое право;

            • антимонопольное регулирование и защита прав потребителей;

            • корпоративное право зарубежных стран;

            • международное спортивное право и арбитраж;

            • лингвоправоведение.

              • лингвистика:

            • проблемы языкознания редких и восточных языков:

            • методология преподавания редких и восточных языков;

            • лингвистика языка специальности;

            • лингвострановедение и межкультурная коммуникация;

            • психолингвистика.

        2. Рынок абитуриентов – география, качественный состав и способы привлечения талантов

          МГИМО предполагает продвижение образовательных продуктов на рынке абитуриентов всех уровней: бакалавриат, магистратура, аспирантура и дополнительное профессиональное образование.

          Маркетинговая стратегия в этом сегменте ориентирована в равной степени на российских и на иностранных граждан.

          В числе основных направлений привлечения абитуриентов в МГИМО:

          • проведение интеллектуальных соревнований школьников и студентов

            (олимпиад, универсиад, конкурсов);

          • разработка и проведение дистанционных курсов обучения по иностранным языкам, а также по другим профильным предметам и дисциплинам довузовской подготовки;

          • продвижение образовательных продуктов на курсах редких и

            восточных языков;

          • создание системы отбора выпускников бакалавриата лучших российских университетов на основе создания системы дистанционного мониторинга владения иностранным языком и участия в эксперименте по дистанционному приему бакалаврских экзаменов, с созданием экзаменационного центра на базе МГИМО;

          • реализация комплекса спортивных и культурно-массовых

            мероприятий, популяризирующих бренд вуза в среде абитуриентов в России и за рубежом.

        3. Рынок работодателей – типы компаний и организаций, на которых ориентирован вуз

          Подготовка специалистов в МГИМО осуществляется в тесном взаимодействии с непосредственными работодателями – в равной степени государственными и коммерческими. Специфическими формами работы с работодателями являются корпоративные образовательные программы и модули, производственные стажировки, именные стипендии, внешнее финансирование студенческих практико-ориентированных проектов, совместные с работодателями исследования и социальные мероприятия. Механизмом концентрации работодателей являются Наблюдательный [17] и Попечительский [18] советы МГИМО, объединяющие крупнейших российских и зарубежных бизнесменов, руководителей российских министерств и ведомств.

          Основными работодателями, на потребности и интересы которых ориентировано развитие Университета, являются:

          • федеральные и региональные органы законодательной и

            исполнительной власти и управления России;

          • дипломатическая служба России и зарубежных государств, международная гражданская служба;

          • российские и зарубежные частные и государственные компании,

            ведущие внешнеэкономическую деятельность;

          • российские и зарубежные СМИ международной и бизнес- направленности, информационно-коммуникационные агентства и компании;

          • коммерче ские арбитражи, в том числе международные;

            международные судебные инстанции; компании, работающие в сфере международного юридического консультирования; адвокатура;

          • банки и финансовые учреждения небанковского сектора, аудиторские

            компании и рейтинговые агентства;

          • российские и зарубежные вузы международной направленности, в том числе МГИМО;

          • исследовательские организации и институты ФАНО, РАН,

            международные, российские и зарубежные негосударственные профессиональные организации, действующие в сфере международного внешнеполитического анализа и консультирования.

      4. Информационная инфраструктура вуза. Области информатизации Целевая модель вуза предусматривает стержневую роль информационных технологий в деятельности Университета. Для обновленной концепции ИТ- инфраструктуры МГИМО характерны модульность и диверсификация процессов ее технического обслуживания, что позволит оптимизировать издержки при одновременном достижении нового качества доступа к информационным

        сервисам, базам данных, учебным и методическим материалам.

        Среди главных направлений развития информационной инфраструктуры выделяются:

        • Новое качество информационно-технологической базы, в том числе расширение и ускорение беспроводной сети; модернизация локальной компьютерной сети и центра обработки данных и управления виртуальными серверами; создание виртуальных компьютерных классов и виртуальных рабочих мест; переоснащение компьютерных классов, лингафонных кабинетов, залов для видеоконференций, лекториев; создание ИТ-системы поддержки учебного процесса;

        • создание интегрированной платформы всех информационных систем

          Университета, включая создание единой системы авторизации пользователей, разработку мобильного приложения для доступа к информационному пространству вуза, создание единого центра поддержки пользователей, внедрение системы электронного документооборота, внедрение облачных сервисов;

        • технологическая и содержательная модернизация англоязычной части

          портала МГИМО, а в перспективе: создание нового мультиязычного портала;

        • разработка и внедрение системы мер, направленных на реализацию

          корпоративной информационной безопасности.

      5. Кадровый потенциал вуза, включая высшее управленческое звено, ППС и НПР

        Развитие кадрового потенциала Университета планируется обеспечивать посредством:

        • новой мотивационно-ориентированной кадровой политики МГИМО и

          системы стимулирования профессионального развития ППС и сотрудников, отраженной в «эффективных контрактах»;

        • внедрения механизмов динамичного кадрового обновления и

          привлечения лучших преподавателей, исследователей и практиков с отечественного и мирового рынков труда;

        • адресной системы профессиональной переподготовки и повышения

          квалификации научно-педагогических работников и управленцев, в том числе за рубежом;

        • оптимизации организационной структуры и системы принятия решений.

      6. Экономическая и финансовая модель

        Действующая экономическая модель МГИМО сочетает бюджетные и внебюджетные источники.

        К бюджетным источникам доходов относятся:

        • финансирование подготовки студентов основных образовательных программ на уровне ведущих вузов России;

        • финансирование фундаментальных и прикладных исследований в

          интересах федеральных органов исполнительной власти и управления. К внебюджетным источникам доходов относятся:

        • платные образовательные услуги;

        • целевые НИР в рамках государственных и коммерческих заказов;

        • Фонд целевого капитала МГИМО (эндаумент);

        • целевые пожертвования.

          Финансовая модель развития Университета на период до 2020 года включает следующие ключевые характеристики:

        • рост доходов до уровня 9,5 млрд. рублей в 2020 году;

        • увеличение доли внебюджетных доходов до 80 % (без учета и ФАИП) [19];

        • увеличение контингента обучающихся до 10 тыс. чел., в том числе доли магистрантов и аспирантов до 28%;

        • увеличение доли студентов-иностранцев до 17%;

        • увеличение доли зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей, включая российских граждан - обладателей степени PhD зарубежных университетов, до 12%;

        • рост средней заработной платы НПР до уровня 200 % от средней по

          региону.

          Численность ППС несущественно вырастет, при значительном изменении структуры в пользу сотрудников с высокой научной продуктивностью и специалистов международного уровня.

          Табл.5.


           

          Цели

          Показатели

          2015

          2017

          2020

          2025


           

          Опера ционн ые

          Студентов

          ~6700

          8000

          10000

          13000

          Иностранных студентов

          700

          1000

          2000

          3000

          Мест в общежитиях

          1750

          ~3600

          ~5000

          7000

          Кампусов

          1

          2

          3

          3-4

          Место в рейтинге QS

          399

          ~280

          ~150

          Топ 100


           

          Фина нсовы е


           

          Эндаумент, млрд. р.


           

          ~1,5


           

          ~2,5


           

          ~4,5


           

          10+


           

          Годовой бюджет, млрд. р.


           

          ~2,9


           

          ~4


           

          ~7


           

          15+


           


           

          вуза

      7. Перспективные характеристики материально-технической базы


         

        МГИМО располагает полноценным образовательным кампусом в г. Москве.

        В составе кампуса – 17 объектов общей площадью 99 737,6 кв. м., расположенных по девяти адресам на территории города. Основная часть кампуса (учебные корпуса, спортивный центр и общежитие совокупной площадью 84 801,9 кв. м.) локализована на обособленной территории по адресу проспект Вернадского, 76.

        Инженерная инфраструктура кампуса введена в эксплуатацию в период с 1976 по 1986 г. и требует модернизации. Объем потенциальных затрат составляет порядка 2,5 млрд. рублей.

        К концу 2015 г. будет окончательно сформирован новый кампус (филиал)

        МГИМО в Московской области на базе реорганизуемого АНОО ВО

        «Одинцовский гуманитарный университет» (г. Одинцово, ул. Ново-Спортивная, 3) общей площадью 36 тыс. кв.м. Помимо учебных площадей (18 тыс. кв. м.), в инфраструктуру «Большого МГИМО» войдут такие объекты, как универсальный спортивный комплекс вместимостью до 2700 зрительских мест, а также сертифицированная («четыре звезды») гостиница на 117 мест.

        • Н а с т о я щ а я п р о г р а м м а п р е д у с м а т р и в а е т д а л ь н е й ш е е

          совершенствование материально-технической базы с целью создания

          максимально комфортных условий для «обучения вдали от дома». Развитие кампусов МГИМО должно учитывать задачу обеспечения всех нуждающихся российских и иностранных студентов местами в общежитиях на уровне общемировых стандартов (нормы расселения, качество обслуживания, подключение к информационным ресурсам и пр.). С этой целью МГИМО планирует строительство общежития на 1900 мест общей площадью 44 тыс. кв. м.;

        • Выполнение стратегических задач развития МГИМО, реализация

          перспективной экономической и финансовой модели предполагают расширение инфраструктуры соответственно на 67 тыс. кв. м. (учебные помещения) и 23 тыс. кв. м. (административные помещения).

          В программе «Модернизация имущественного комплекса», разработанной МГИМО и принятой Министерством образования и науки Российской Федерации в рамках исполнения Поручений Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2014 года № ДМ-П8-795р и от 28 марта 2014 г № ОГ-П8-2096, данная проблематика отражена в полном объеме.

          В соответствии с указанными документами в рамках ФАИП предусмотрено строительство нового общежития в московском кампусе, началом строительства определен 2016 г.

      8. Другие характеристики целевой модели

        1. МГИМО – базовый вуз российской, восточноевропейской и постсоветской дипломатической школы и признанный экспертно- аналитический центр международных и внешнеполитических исследований

          История МГИМО наглядно демонстрирует роль Университета в формировании кадрового потенциа ла ро ссийской дипломатии и внешнеполитического сообщества государств-соседей, равно как и научно- методологической школы международных исследований. В планах МГИМО – дальнейшее усиление присутствия выпускников вуза в дипломатической службе России и зарубежных стран, в международной гражданской службе, в международных подразделениях частных и государственных компаний, равно как и на рынке юридических услуг в области международного права. Одновременно с

          этим будут реализованы инициативы, нацеленные на закрепление позиций МГИМО в управленческих и финансовых подразделениях международного бизнеса, требующего компетенций и знаний, связанных с работой в иноязычной и мультикультурной среде, с иностранными контрагентами. Специальные усилия будут направлены на расширение присутствия в сфере российских медиа- и коммуникационных компаний международной и бизнес-направленности, которые требуют серьезной капитализации в плане работы на зарубежных рынках с международным информационным контентом.

          Ключевые характеристики и потенциальные индикаторы МГИМО как базового вуза российской школы дипломатии и экспертно-аналитического центра следующие:

          • динамичное повышение места МГИМО в профессиональных

            рейтингах исследовательской, экспертной и публикационной активности в сфере дипломатии и внешней политики;

          • увеличение числа выпускников МГИМО, занимающих посты в

            органах власти и управления России и зарубежных стран, частном секторе, связанном с международным сотрудничеством;

          • увеличение числа выпускников МГИМО среди сотрудников, в том

            числе высшего звена, международной гражданской службы, международной юстиции и международного арбитража;

          • рост числа программ переподготовки и повышения квалификации,

            реализуемых международными организациями и другими многосторонними институтами на базе и в сотрудничестве с МГИМО;

          • увеличение количества соглашений с компаниями международной

            направленности, предусматривающих целевую подготовку специалистов под их конкретные потребности, рост числа абитуриентов, зачисленных на соответствующие программы;

          • неуклонный рост объема исследований по международной и

            внешнеполитической тематике;

          • растущая динамика охвата аудитории, использующей аналитические продукты МГИМО в своей профессиональной деятельности;

          • рост объема привлекаемых внебюджетных средств путем выполнения НИР международного профиля по заказам российских внешнеполитических и внешнеэкономических ведомств и международных организаций;

          • рост числа научных и экспертных публикаций на иностранных языках,

            выполняемых НПР МГИМО, включая публикации в собственных журналах, издаваемых на иностранных языках;

          • активизация МГИМО в деятельности международных и российских

            профессиональных ассоциаций международной направленности, продвижение международной тематики в деятельности профессиональных университетских и исследовательских ассоциаций общего профиля.

        2. МГИМО – ведущий мировой центр языковой подготовки

    В МГИМО на регулярной основе преподаются 53 иностранных языка – больше, чем в любом другом университете мира. Особенностью Университета является баланс между восточными и европейскими языками, значительную часть которых составляют сложные или редкие языки. Обучение иностранным языкам является важнейшей составной частью подготовки международников, и каждый студент в обязательном порядке изучает два иностранных языка, что закреплено в собственных образовательных стандартах МГИМО. Языковая подготовка сориентирована на освоение языка-профессии и приобретение полноценных навыков перевода. При этом для первого изучаемого языка требованием является навык синхронного перевода. В сегменте восточных языков, а также в ряде европейских языков (французский, английский, испанский, греческий, скандинавские языки) сложились школы лингвострановедения, укоренилась практика преподавания ряда специальных дисциплин на изучаемом языке.

    Среди целей МГИМО – не только сохранение лидирующих позиций в области языковой подготовки, но и усиление лидерского отрыва.

    Среди ключевых характеристик в части языковой подготовки следующие:

    • создание и продвижение бренда МГИМО как международного центра преподавания иностранных, прежде всего восточных и редких языков;

    • продвижение МГИМО как центра изучения языков стран

      постсоветского пространства и балтийского региона;

    • создание специального факультета (института) прикладной лингвистики и лингвострановедения;

    • расширение спектра коммерческих услуг по языковой подготовке, как

      в режиме ДПО, так и довузовской подготовки;

    • создание коммерчески ориентированного Центра перевода и редактирования на иностранных языках;

    • трансформация схемы финансовой мотивации преподавателей

      иностранных языков с целью их вовлечения в инновационно-коммерческую деятельность вуза;

    • расширение числа приглашенных преподавателей-лингвистов из числа

      носителей языка;

    • формирование новых стандартов языковой подготовки с перспективой их закрепления в качестве эталона преподавания.

  3. Анализ основных разрывов между текущими и целевыми значениями показателей и характеристиками вуза.

    Анализ текущих и перспективных показателей позволяет выделить основные разрывы в области образовательной деятельности, научных исследований, экономического развития и кадровой политики.

    В области образовательной деятельности:

    • недостаточная представленность образовательных программ на международном рынке.

      Причинами указанного разрыва являются:

      • недостаток образовательных программ на иностранных языках;

      • слабый маркетинг программ на зарубежных рынках образовательных услуг;

      • недостаточное количество иностранных преподавателей;

      • недостаточное число иностранных аспирантов. В области научных исследований:

    • недостаточное количество публикаций МГИМО в Scopus [20], в том

      числе в соавторстве с зарубежными авторами;

    • недостаточное число цитирований публикаций МГИМО в Scopus;

    • низкий уровень вовлеченности ППС лингвистических кафедр в мировую науку.

      Причинами указанных разрывов являются:

      • отсутствие навыков у молодых преподавателей для публикаций статей в международных журналах;

      • отсутствие индексируемых журналов МГИМО в Scopus;

      • недостаточная мотивация у преподавателей к написанию статей; В области экономического развития и качества менеджмента:

    • общепринятая в вузах отчетность по операционной деятельности не

      дает возможности долгосрочного прогнозирования;

    • растянутый по времени управленческий цикл, прежде всего компонента, связанная с договорной работой и расчетами с контрагентами; Причинами указанных разрывов являются:

      • минимальное количество натуральных показателей операционной

        деятельности, представленных в сильно агрегированном виде;

      • отсутствие единой автоматизированной системы управления операционной деятельностью и высокая трудоемкость линейных процессов всех подразделений.

        В области кадровой политики:

    • недостаточность резерва специалистов, подготовленного на руководящие должности высшего уровня;

    • н е д о с т а т о ч н а я д и н а м и к а о м о л о ж е н и я п р о ф е с с о р с ко -

      преподавательского состава на ряде направлений;

    • недостаточный процент преподавателей языковых кафедр, имеющих ученые степени и научные звания.

    Причинами указанных разрывов являются:

    • ограничения, накладывавшиеся статусом бюджетного учреждения (до перехода МГИМО в автономный статус);

    • низкая финансовая мотивация сотрудников для замещения

      руководящих должностей;

    • традиционная незаинтересованность «линейных» преподавателей- лингвистов в научной карьере и слабая мотивация к получению ученой степени;

    • отсутствие специализированного центра оценки персонала.

  4. Направления стратегических инициатив развития МГИМО до 2020 г.

      1. Формирование портфеля программ и интеллектуальных продуктов вуза, обеспечивающих международную конкурентоспособность

        1. Дальнейшая интернационализация существующих и открытие новых международных образовательных программ.

          а) в рамках англоязычного бакалавриата:

          • внедрение практики «включенного обучения» Semester/Year Abroad в партнерстве с ведущими мировыми университетами;

          • создание модулей двойного диплома бакалаврского уровня по

            региональным профилям «Восточная Азия», «Европа», «Северная Америка», «Южный Кавказ и Центральная Азия» (полный перечень модулей представлен в Мероприятии №6).

            б) в рамках магистерской подготовки:

          • создание модулей двойного диплома на всех существующих магистерских программах Университета или их кластерах;

          • создание образовательных программ в сотрудничестве с

            отечественными и зарубежными вузами – мировыми лидерами в соответствующих областях (полный перечень программ представлен в Мероприятии №6);

          • развитие форм сетевого сотрудничества в формате Сетевых

            университетов ШОС, СНГ, БРИКС, в том числе:

            • углубление отношений в формате Сетевого университета ШОС посредством создания модулей двойного диплома с Даляньским университетом иностранных языков, КНР (направление подготовки

              «Зарубежное регионоведение»);

            • открытие программ подготовки по направлению «Экономика» и

              «Лингвистика» в рамках Сетевого университета СНГ [21];

            • создание совместных программ с ведущими университетами группы БРИКС в рамках Сетевого университета БРИКС;

            • инициирование Сетевого университета Евразийского Союза в качестве базового вуза по специальностям «Международные отношения»,

              «Экономика» и «Юриспруденция»;

            • активизация академической мобильности студентов по линии: стажировок студентов МГИМО в иностранных вузах-партнерах; стажировок иностранных студентов в МГИМО; стажировок студентов МГИМО в ведущих российских вузах международного профиля; стажировок студентов МГИМО в Росзагранучреждениях МИД России; стажировок студентов МГИМО в Торговых представительствах Минэкономразвития России.

              в) в рамках аспирантской подготовки:

            • создание принципиа льно новой системы аспирант ской («академическая аспирантура») подготовки с опорой на научный и кадровый потенциал профильных отделений РАН и учреждений ФАНО;

            • разработка и запуск пилотных англоязычных программ PhD с

              ведущими зарубежными университетами-партнерами МГИМО, в частности, программы по истории и международным отношениям с Флорентийским университетом и Европейским университетским институтом во Флоренции; программы по европейскому праву Европейскими колледжами в Брюгге и Варшаве; программы по конституционному, административному и финансовому праву с Университетом Мачераты (Италия) и Университетом ЛУИСС в Риме; программы по международному финансовому праву, праву международных организаций с Женевским университетом;

            • внедрение модульных курсов дистанционного обучения для

              аспирантов заочной формы;

            • внедрение полугодового комбинированного (сочетание очного обучения части аудитории и дистанционного присутствия другой части слушателей) курса для аспирантов по международным отношениям разработанного совместно с Флетчерской школой дипломатии.

            • создание пилотных научных межкафедральных лабораторий

              перспективных научных прикладных исследований и разработок МГИМО

              на конкурсной основе с участием аспирантов и докторантов, в частности:

              «Количественные методы и системный анализ международных ситуаций»,

              «Междисциплинарные исследования мировой энергетики и региональных энергетических рынков», «Коммерческий арбитраж и юридическое посредничество»;

              • организация летних и зимних школ для аспирантов на базе МГИМО,

                российских и зарубежных вузов-партнеров;

              • завершение перехода на новую модель аспирантуры по наиболее конкуренто спо собным разработанным и модернизированным образовательным программам.

        2. Увеличение доли зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей в численности НПР, включая российских граждан-обладателей степени PhD зарубежных университетов.

      • создание механизма отбора, рекрутирования и административно-

        организационного и методического сопровождения зарубежных НПР в МГИМО;

      • разработка финансово- правового механизма привлечения

        иностранных НПР, в том числе с учетом особенностей налогообложения и оплаты труда иностранных преподавателей;

      • формирование специального фонда аллокированных средств на

        оплату труда иностранной профессуре;

      • создание специального жилого фонда «гибкой загруженности» на базе кампусов МГИМО в Москве и Московской области и служебных квартир МГИМО в Москве для размещения иностранной профессуры.

        4.1.3. Увеличение доли иностранных студентов, обучающихся на основных образовательных программах вуза (с учетом студентов из стран СНГ).

      • расширение курсов довузовской и домагистерской подготовки для

        иностранных студентов;

      • укрепление и расширение кафедры русского языка для иностранных учащихся, профессионализации и специализации (экономика, право, политология и др.) в преподавании русского языка;

      • привлечение к преподаванию русского языка преподавателей, имеющих широкий спектр языков-посредников, в том числе восточных;

      • разработка и внедрение специальных модулей по российской

        проблематике (в зависимости от направления подготовки), специально ориентированных на иностранных студентов, стремящихся к получению знаний не только в России, но и о России;

      • разработка и внедрение специальных модулей по проблематике

        «ближнего зарубежья», которые создают привлекательность для иностранных студентов;

      • создание завершенной системы социально-культурной адаптации

        иностранных студентов, разработка комбинированных модулей по русской истории, культуре, современному российскому искусству;

      • совершенствование системы тьюторства, в том числе внутри-

        студенческого тьюторства;

      • учреждение стипендиального фонда для иностранных абитуриентов, поступающих на международные и классические магистратуры МГИМО, в целях поддержки студентов, демонстрирующих академические успехи и имеющие преференциальные показания социального плана;

      • регулярная ревизия и модернизация соглашений с университетами-

        партнерами;

      • создание комбинируемых модулей международных каникулярных школ МГИМО для студентов вузов-партнеров на льготных финансовых условиях.

        4.1.4. Создание и продвижение глобально ориентированных и востребованных образовательных продуктов по восточным языкам.

      • ф о р м и р о в а н и е и р а з в и т и е с и с т е м ы п р о ф е с с и о н а л ь н о

        ориентированного изучения восточных языков;

      • создание учебно-методических комплексов по языку профессии по восточным языкам;

      • создание инновационных базовых учебников по восточным языкам с

        элементами ранней профессионализации;

      • проведение межвузовских олимпиад по восточным языкам;

      • создание учебно-методических комплексов для лингвистического обеспечения деятельности международных организаций (ШОС, БРИКС).

          1. Привлечение и развитие ключевого персонала вуза, рост качества исследовательского и профессорско-преподавательского состава

            Стратегическая программа развития МГИМО предполагает оптимизацию и обновление персонального состава преподавателей, научных и административных сотрудников, что потребует качественного изменения кадровой политики.

            1. Формирование новой мотивационно ориентированной кадровой политики МГИМО и системы стимулирования профессионального развития ППС и сотрудников.

      • внедрение эффективного контракта с акцентом на индивидуальные

        цели и адресные показатели эффективности;

      • стимулирование научной и публикационной деятельности ППС и научных сотрудников;

      • формирование системы рекрутинга новых профессоров и

        преподавателей на основе их научных достижений;

      • последовательное омоложение ППС и научных сотрудников;

      • дальнейшее развитие кадровых связей с зарубежными университетами и научными центрами;

      • создание системы мотивации, исходя из принципов ответственности, максимальной отдачи и корреляции финансового вознаграждения с результатами работы;

      • внедрение комплексной и гибкой системы повышения квалификации в

        части профессиональных и языковых компетенций;

      • внедрение комплекса стимулирующих мер для сохранения лучших и особо ценных научно-педагогических и административных кадров;

      • формирование стратегического кадрового резерва специалистов разного уровня.

          1. Привлечение талантливых студентов и аспирантов

            МГИМО имеет обширный опыт привлечения талантливых студентов и аспирантов из других вузов России, ближнего и дальнего зарубежья, однако информационная политика в части расширения возможностей, перспектив обучения, ведения научных исследований в МГИМО требует активизации.

            1. Укрепление международного бренда МГИМО как центра молодежной научной активности.

      • аккумулирование современных методов и технологий организации

        молодежных научных мероприятий (дней науки, научных конференций и семинаров, летних и зимних школ на базе МГИМО и ведущих зарубежных университетов-партнеров);

      • максимально возможная концентрация на площадке МГИМО

        конкурсов молодых профессионалов (юридических, журналистских), молодежной социальной активности, имеющей международное измерение, развитие опробованных форматов Московской международной модели ООН, других симуляционных игр;

      • создание внутренних инструментов стимулирования активности

        аспирантов через участие в конкурсах на получение грантов и поощрение их публикационной активности в зарубежных высокорейтинговых научных журналах;

      • создание двойных аспирантур с ведущими зарубежными

        университетами-партнерами МГИМО.

          1. Механизмы обеспечения концентрации ресурсов на прорывных направлениях, отказ от неэффективных направлений деятельности

            Реализация стратегической программы предполагает анализ имеющихся ресурсов и отказ от малоперспективных или имеющих отрицательную экономическую рентабельность направлений. Обязательства МГИМО по выполнению программы потребуют концентрации ресурсов на прорывных направлениях.

            1. « Ресурсный манёвр»: оптимизация образовательных, исследовательских программ и организационно-штатной структуры Университета.

      • разработка и утверждение критериев рентабельности и комплексной

        эффективности образовательных программ и исследовательских проектов;

      • переход к проектному финансированию научных исследований и издательской деятельности;

      • подготовка «ресурсного маневра» с целью вывода части программ в Подмосковный кампус МГИМО и создание новых программ на базе этого кампуса;

      • максимальное расширение и диверсификацию программ ДПО как

        высокомаржинального образовательного продукта;

      • усиление конкурсно-заявочной активности по привлечению средств на научные исследования и издательскую деятельность;

      • создание дополнительного (третьего) капитала в рамках Фонда развития МГИМО (эндаумента) для поддержки реализации программы;

      • продолжение системной работы по оптимизации организационно-

        штатной структуры МГИМО, максимальный перевод штата на контрактную основу и аутсорсинг вспомогательных подразделений.

          1. Создание системы управления вузом (основные принципы, управленческие кадры и системы, организационная структура вуза), обеспечивающей достижение показателей и характеристик целевой модели

            Основным принципом построения эффективной управленческой структуры, обеспечивающей достижение показателей и характеристик целевой модели, является удовлетворение внутренних потребностей кадрового развития.

            1. Создание системы подготовки высшего управленческого состава МГИМО уровня деканов и проректоров.

      • обязательная переподготовка на специально разработанных модулях:

        «правовое регулирование сферы образования»; «университетская экономика», «психология образования и психология управления»;

        «современные теории и практики управления», «лидерство и управление изменениями»;

      • ежегодные образовательные стажировки в ведущих российских вузах

        и/или в структурах управления образованием и наукой;

      • прохождение зарубежной стажировки по управлению университетом в одном из ведущих зарубежных вузов-партнеров.

            1. Совершенствование нормативно- правового обеспечения управленческой деятельности через своевременную разработку и реализацию стандартов по организации деятельности кафедр, факультетов, институтов и других подразделений МГИМО.

      • совершенствование структуры и процессов управления через

        внедрение единой автоматизированной системы управленческого учета;

      • формирование оптимальной операционной модели и структуры управления, исходя из принципов стратегического планирования и мониторинга, прозрачности управленческих процессов, эффективности и результативности менеджмента, ответственности;

      • развитие корпоративной среды, направленной на ответственное и

        мотивированное достижение качественных результатов в научно- образовательной и административной деятельности;

      • профессионализация менеджмента научных подразделений и

        o б р а з о в ат е л ь н ы х п р о г р а м м ч е р е з п о с т оя н н о е о б н о в л е н и е профессиональных компетенций ППС и административных сотрудников;

      • эффективное системное использование Центра оценки (Ассессмент-

        центра) при подборе и оценке персонала;

      • организация адресной системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации НПР и управленцев для обеспечения их профессионального роста.

          1. Реализация механизмов повышения публикационной активности

            1. Формирование международно-признанной среды научных и экспертных публикаций на английском и других иностранных языках.

        Относительно низкие показатели публикационной активности и вытекающий из нее разрыв по количеству публикаций в иностранных изданиях

        (входящих в рейтинги Scopus, Web of Science [22] и др.) особенно характерны для исследователей, работающих в области гуманитарных и общественных наук.

        МГИМО обладает необходимой квалификацией для организации всего комплекса работ по переводу, редактуре, рецензированию и изданию работ российских исследователей, работающих в области социальных и гуманитарных наук. Развитая сеть международных связей позволит привлечь в качестве рецензентов ведущих зарубежных исследователей, что укрепит авторитет создаваемой системы изданий на ранних стадиях, позволит выйти на рынок высоко цитируемых научных журналов.

        На данном направлении предполагается:

      • создание межкафедральных научных лабораторий с отдельным финансированием;

      • создание Центра перевода и научного редактирования;

      • создание англоязычных и сетевых версий всех журналов, издающихся в МГИМО;

      • включение всех журналов МГИМО в Scopus к 2020 году;

      • выпуск международного периодиче ского многоязычного аналитического издания МГИМО.

          1. Трансформация системы научно-исследовательской деятельности университета

            1. Создание сети экспертно-аналитических центров, предоставляющих услуги на платной основе.

        Главной предпосылкой к реализации данного направления является создание узнаваемого бренда и активный маркетинг экспертно-аналитических услуг МГИМО. Одновременно с этим должна быть создана прозрачная и удобная для заказчиков среда коммуникации, обеспечивающая удобство взаиморасчетов, упрощающая заключение контрактов на исследования и контроль их исполнения. С этой целью будет проведен анализ рынка и выделены стратегические направления и потребности заказчиков.

        Планируется модернизация существующего Института международных исследований (ИМИ) МГИМО и его превращение в ведущий «мозговой центр» («think-tank») стран BRICS в целях развития и углубления аналитической

        работы Университета в области международных отношений, придания ей более системного и прогностического характера, решения задач по выявлению тенденций эволюции международных процессов, освоения новых исследовательских секторов.

        На данном направлении также предполагается:

      • создание узнаваемого бренда экспертно-аналитических услуг МГИМО и его последующее продвижение;

      • создание и расширение сети партнерских организаций, активный

        поиск заказчиков;

      • создание и продвижение ежеквартального журнала, публикующего экспертные комментарии специалистов МГИМО на актуальные международные темы.

          1. Издательское обеспечение роста рейтинга МГИМО

            Одним из конкурентных преимуществ МГИМО является то, что вуз практически полностью опирается на собственные учебники. Книги издательства МГИМО-Университет являются узнаваемыми и работают на поддержание бренда МГИМО. Издательство является признанным лидером вузовского книгоиздания.

            1. Развитие издательского комплекса МГИМО.

      • создание межуниверситетского издательского центра по международной проблематике;

      • издание новых учебно-методических комплексов по всему спектру

        изучаемых в МГИМО языков, в первую очередь по восточным языкам;

      • подготовка учебных пособий на английском языке по всем дисциплинам, преподаваемым на английском языке;

      • издание научных журналов, в том числе на английском языке;

      • издание и доведение до широкой научной общественности монографий профессорско-преподавательского состава Университета;

      • оперативный выпуск аналитических материалов, сопровождающих

        научно-исследовательскую деятельность ученых МГИМО;

      • печать рекламных материалов о МГИМО на английском языке и других иностранных языках (по наиболее привлекательным для иностранных студентов программам);

      • включение книг издательства МГИМО-Университет в базы ведущих европейских академических издательств;

      • совместные издания лучших учебных и научных книг профессорско-

    преподавательского состава МГИМО с несколькими лидерами вузовского книгоиздания Европы.

  5. Управление изменениями

МГИМО имеет положительный опыт управления изменениями, полученный в ходе реализации крупных университетских программ, в которых были задействованы подразделения всех уровней – учебные, научные, административно-хозяйственные.

В ходе реализации программы планируется использовать полученный опыт и ввести ряд новаций в управленческие процессы.

Управление изменениями будет включать два этапа реализации: а) подготовительный этап:

  • формирование Экспертного совета и Дирекции программы;

  • создание офиса управления мероприятиями и проектами программы;

  • разработка планов-графиков частных задач, реализуемых в рамках

    «дорожной карты» реализации программы;

  • построение системы управления и коммуникаций подразделений и исполнителей, ответственных за выполнение задач программы, и обеспечивающих подразделений.

    б) внедрение изменений:

  • оценка рисков, декомпозиция и совершенствование интегральной

    «дорожной карты»;

  • внедрение внутренней системы отчетности по отдельным проектам, задачам и мероприятиям программы;

  • формирование системы контрольных показателей эффективности

    д е я т е л ь н о с т и п р о ф е с с о р с ко - п р е п од а ват е л ь с ко го с о с т а ва и административно-управленческого персонала;

  • создание системы внутренней экспертизы;

  • внедрение механизмов проектного управления деятельностью структурных подразделений.

Последовательная реализация плана управления изменениями создаст в МГИМО динамичную, эффективную конкурентную среду, стимулирующую широкое использование лучших практик в преподавании, научно- исследовательской и административной деятельности и способствующую укреплению международных позиций Университета.

Приложение 1 к Стратегической программе развития МГИМО МИД Росcии на 2014-2020 годы. Перечень целевых показателей, их значений и методики расчета дополнительных показателей


 

Наименование показателя

Ед. измер е- ния

Прогнозная динамика показателя

     

2016

2017

2018

2019

2020

Основные показатели

           

1.

Позиция (с точностью до 50) в ведущих мировых рейтингах (в общем списке и по основным предметным спискам)

место

         


 

1.1.

Общий рейтинг QS – всемирный

место

351-4

301-3

301-35

251-30

201-2

рейтинг университетов (QS World

00

50

0

0

50

University Rankings)

(360)

(330)

(300)

(260)

(220)


 

1.2.

Региональный рейтинг QS 

место

1-50

1-50

1-50

1-50

1-50

рейтинг университетов стран БРИКС

(34)

(30)

(28)

(25)

(20)

(QS University Rankings: BRICS)

1.3.

Отраслевой рейтинг QS – World

место

301-3

301-3

251-30

251-30

151-2

University Rankings by faculty areas,

50

50

0

0

00

отраслевой список «Социальные

(340)

(305)

(280)

(255)

(190)

науки и менеджмент» (Social

Sciences & Management)

1.4.

Отраслевой рейтинг QS – World

место

301-3

301-3

251-30

251-30

151-2

University Rankings by faculty areas,

50

50

0

0

00

отраслевой список «Искусство и

(342)

(307)

(282)

(257)

(192)

гуманитарные науки» (Arts &

Humanities)

1.5.

Общий предметный рейтинг QS 

место

251-3

151-2

101-15

51-100

1-50

World University Rankings by Subject,

00

00

0

(80)

(30)

предметный список «Политика и

(275)

(190)

(120)

международные

отношения» (Politics & International

Studies)

1.6.

Общий предметный рейтинг QS 

место

301-3

251-3

201-25

101-15

51-10

World University Rankings by Subject,

50

00

0

0

0

предметный список

(335)

(275)

(201)

(130)

(75)

«Лингвистика» (Linguistics)

1.7.

Общий предметный рейтинг QS 

место

301-3

251-3

151-20

101-15

101-1

World University Rankings by Subject,

50

00

0

0

50

предметный список «Право» (Law)

(345)

(285)

(190)

(135)

(105)

1.8.

Общий предметный рейтинг QS 

место

301-3

251-3

201-25

151-20

51-10

World University Rankings by Subject,

50

00

0

0

0

предметный список

(323)

(278)

(213)

(155)

(83)

«История» (History)


 

Наименование показателя

Ед. измер е- ния

Прогнозная динамика показателя

1.9.

Общий предметный рейтинг QS 

место

301-3

251-3

201-25

151-20

101-1

World University Rankings by Subject,

50

00

0

0

50

предметный список «Коммуникации

(315)

(259)

(202)

(165)

(105)

и СМИ» (Communication & Media

Studies)

2.

Количество статей в Web of Science и Scopus с исключением дублирования на 1 НПР

           

2.1.1.

Количество публикаций в базе данных Web of Science на 1 НПР работника (за 5 полных лет)

коли- чество

0,1

0,18

0,34

0,53

0,75

2.1.2.

Количество публикаций в базе данных Web of Science на 1 НПР (за 3 полных года)

коли- чество

0,06

0,14

0,26

0,4

0,57

2.2.1.

Количество публикаций в базе данных Scopus на 1 НПР работника (за 5 полных лет)

коли- чество

0,11

0,18

0,38

0,63

0,93

2.2.2.

Количество публикаций в базе данных Scopus на на 1 НПР (за 3 полных года)

коли- чество

0,07

0,12

0,28

0,43

0,72

3.

Средний показатель цитируемости на 1 НПР, рассчитываемый по совокупности статей, учтенных в базах данных Web of Science и Scopus, с исключением их дублирования

           

3.1.

Средний показатель цитируемости на 1 НПР, рассчитываемый по совокупности публикаций, учтенных в базе данных Web of Science

коли- чество

0,04

0,1

0,24

0,44

0,8

3.2.

Средний показатель цитируемости на 1 НПР, учтенных в базе данных Scopus

коли- чество

0,12

0,25

0,48

0,88

1,5

4.

Доля зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей в численности НПР, включая российских граждан-обладателей степени PhD зарубежных университетов

%

0,5

3

6

9

12


 

Наименование показателя

Ед. измер е- ния

Прогнозная динамика показателя

5.

Доля иностранных студентов обучающихся на основных образовательных программах вуза (считается с учетом студентов из стран СНГ)

%

15,00

15,00

16,00

17,00

17,00

6.

Средний балл ЕГЭ студентов вуза, принятых для обучения по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалистов

балл

93,5

93,6

93,65

93,7

93,75

7.

Доля доходов из внебюджетных источников в структуре доходов вуза

%

76

78

79

80

80

Дополнительные показатели

   

1

Доля выпускников, трудоустроенных в международных организациях, органах власти, госкорпорациях

%

37

39

40

41

42

2

Рост финансирования исследований по международной тематике в % по отношению к прошлому году

%

10

15

18

20

25

3

Охват административных процессов системами электронного документооборота

%

25

40

60

80

90

4

Доля образовательных ресурсов (УМК, учебных материалов, научных изданий), доступных в электронном интерактивном виде

%

10

20

35

50

60

5

Доля студентов, охваченных программами академической мобильности и обменов

%

4,4

6

8,5

10,3

12


 

Методика расчета дополнительного показателя 1.

Отношение численности выпускников всех форм обучения, трудоустроенных в международных организациях, органах власти, госкорпорациях, к общей численности выпускников всех форм обучения, выраженное в процентах.

Методика расчета дополнительного показателя 2.

Отношение между приростом финансирования исследований по международной тематике в отчетном году по сравнению с предыдущим годом к объему финансирования исследований по международной тематике в предыдущем году, выраженное в процентах.


 

Методика расчета дополнительного показателя 3.

Отношение между административными процессами, охваченными электронным документооборотом, к общему количеству административных процессов, выраженное в процентах. В целях выполнения показателя количество административных процессов, их наименование и график перевода на электронный документооборот закрепляются внутренним нормативным документом.


 

Методика расчета дополнительного показателя 4.

Отношение между образовательными ресурсами (УМК, учебными материалами, научными изданиями), доступными в электронном интерактивном виде, к общему количеству образовательных ресурсов, выраженное в процентах. В целях выполнения показателя перечень образовательных ресурсов и мониторинг их перевода в электронный вид закрепляются внутренним нормативным документом.


 

Методика расчета дополнительного показателя 5.

Отношение между количеством студентов всех форм обучения, принявших участие в программах академической мобильности и студенческих обменов, к общему количеству студентов всех форм обучения, выраженное в процентах.

 

 

 

////////////////////////////

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/