Обслуживание электровоза ЧС-4 (1968 год)

 

  Главная      Книги - Электровозы 

 

поиск по сайту            правообладателям  

    

 

   

 

   

 

 

Обслуживание электровоза ЧС-4 (1968 год)

 

 

 

 

 

ЮГО-ЗАПАДНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ДОРОЖНОЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ДОМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПРОПАГАНДЫ
ОБСЛУЖИВАНИЕ

ЭЛЕКТРОВОЗА

ЧС-4
Информационно-техническое письмо 

 

 

Содержание

I. ЭКИПАЖНАЯ ЧАСТЬ.
Колесные пары.....

Рессорная система ....

Буксовый узел.....

Тормозная рычажная передача .

Контроль положения кузова электровоза

Автосцепка ......

Пневматическая магистраль Привод скоростемера .... Приемные катушкн AJICH .

Карданная передача. Редуктор . Междутележечное соединение .

Песочная система .... Розетки отопления поезда .

Ручной тормоз .....

Водяной бак.....
2. ТЯГОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Устранение следов перекрытия электрической дуги по коллектору тягового двигателя .

о. Аккумуляторная батарея

4. Электрические аппараты и машины.

Оборудование кабин машиниста

Силовой шкаф.......

Контакторы ослабления возбуждения тяговых

двигателей ........

Аппаратура шкафа вспомогательных цепей .

Реле постоянного тока .....

Переключатель ступеней.....

Трансформатор.......

Вспомогательные машины.....

Выпрямительная установка .... Главный воздушный выключатель .

Блок разъединителей с заземлителем .

Пантограф........

Заключительные работы.....

5. Пневматическое оборудование


I. ПРИЕМКА ЭЛЕКТРОВОЗА
 

II. ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРОВОЗА

Подготовка электровоза к работе ... 3!

Подготовка электровоза к работе в зимних условиях . ........35

Трогаиие электровоза с места ..........3&

Наблюдение за работой электровоза в пути следования .........39

Проследование нейтральной вставки ... 39

Действия машиниста при снятии напряжения с

контактной сети........40

Действия машиниста при снижении напряжения в

контактной сети до 12 кв.....40

Остановка электровоза ............41

Перечень служебного ремонта.....41

III. Технический осмотр электровоза

1. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ..................42

2. ЭЛЕКТРОАППАРАТУРА............4а

3. ТЯГОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ

МАШИНЫ................43

4. ПРОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ .... 44

5. СМЕНА ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК .... 44

6. РЕГУЛИРОВКА ВЫХОДА ШТОКА ТОРМОЗНОГО

ЦИЛИНДРА..................44 

 

Материалы о порядке обслуживания электровоза ЧС-4 выпускаются в качестве временною пособия для локомотивных и ремонтных бригад депо Киев-пассажирский, где находится в эксплуатации эта серия локомотивов.

В подготовке материалов принимали участие члены дорожного научно-технического общества начальник депо Л. А. Слободской, зам. начальника депо по ремонту В. С. Золотарев, машинисты-инструкторы В. В. Гончаров, В. Ф. Ботников под общей редакцией главного инженера депо А. А. Дроздова и преподавателя Киевской школы машинистов локомотивов Ю. Ф. Дубра-вина. 

 

1 ПРИЕМКА ЭЛЕКТРОВОЗА


При приемке электровоза локомотивная бригада должна осмотреть электровоз и убедиться в исправности и пригодности к эксплуатации? экипажной части, тяговых двигателей, электрических аппаратов и машин, а также пневматического оборудования.

Осмотр электровоза следует производить:

а) на станционных путях без отцепки электровоза от поезда;

б) на деповских путях после ремонта электровоза;

в) на экипировочных устройствах в основном депо или в пунктах оборота.

При осмотре электровозов на путях под контактным проводом категорически запрещается подниматься на крышу электровоза.

Перед началом осмотра следует строго выполнять следующие требования техники безопасности:

а) электровоз должен быть заторможен для предотвращения сдвига;

б) разобщительные краны пантографов 1004/1 и 1004/2 должны быть перекрыты для предотвращения подъема пантографов;

в) машинист должен сойти с электровоза и обязательно убедиться, что пантографы опущены, главный выключатель выключен, а контактный провод находится на достаточном расстоянии от частей электровоза;

г) машинист должен также убедиться, что кулачковые выключатели пульта управления заблокированы. Ключи управления должны находиться у лица, производящего осмотр оборудования машинного помещения;

д) разъединители пантографов должны быть поставлены в положение «заземлено» (рукоятки приводов должны стоять поперек электровоза).

Осмотр электровозов на станционных, деповских и 

 

экипировочных путях следует производить согласно перечню, разработанному в соответствии с инструкцией ЦТ № 2290 н утвержденному приказом № 7/НЗ.

Осмотр следует производить по схеме, приведенной в настоящей инструкции (рис. 1). При этом следует проверить:

1) состояние буксы, буксовых поводков, деталей рессорной системы, гидравлического амортизатора, колесной пары и ограничителей ее разбега, тормозных колодок, компенсатора, тормозной рычажной передачи, песочных труб; состояние заземлителя и износ его щеток;

2) боковой зазор между тележкой и кузовом электровоза;

3) вертикальный зазор между рамой тележки и кузовом;

4) состояние аккумуляторной батареи, штепсель-разъемов и их крепление;

5) состояние концевых кранов, соединительных рукавов, исправность автосцепки, состояние путеочистителя и розеток отопления поезда;

6) состояние привода скоростемера, приемных катушек AJ1CH и их крепление;

7) пульт управления, состояние крепления проводов, контактов, пружин, проверить клеммные рейки и соединения. Произвести уборку в кабине машиниста № 2. Протереть стены, потолок и пульт управления;

8) пневматическое оборудование, положение кранов, рукавов, осмотреть шкафы стабилизатора № 27] и противобуксовочной дифференциальной защиты № 270. Убрать тамбур со стороны пневматического оборудования;

9) силовую выпрямительную установку № 020, 022, крепление проводов, сигнальные реле, сопротивления, .конденсаторы, предохранители. Произвести обтирку в доступных местах от пыли и убрать проходной коридор;

10) мотор-компрессор и воздухопроводы;

П) мотор-вентилятор, коллектор и щеточный аппарат, целость и крепление заземляющих шунтов;

12) силовые шкафы PR1 и PR2, состояние реверсоров и отключателей тяговых двигателей. Обратить внимание на состояние контактных поверхностей, крепление проводов, шин, кабелей, предохранителей 216., 217, реле перегрузки и дифференциальных реле;

 

 

 

 

13) контакторы ослабления поля и их сопротивления, крепление проводов, шин, кабелей, состояние контактных поверхностей. Проверить, нет ли заедания подвижных частей;

14) силовой трансформатор, переключатель ступеней, обратив особое внимание на состояние контакторных элементов с дугогашением и переходных сопротивлений, состояние вводов и выводов, крепление шунтов и проводов.

Осмотреть главный выключатель, его блокировки и крепление проводов (без выхода на крышу). Проверить состояние разъединителей выпрямительных установок, сопротивлений реле заземления и состояние реле Бух-гольца, токовых трансформаторов 148, 146, 147, 145 и крепление проводов. Спустить конденсат из резервуаров, расположенных в высоковольтной камере.

15) аппаратуру панели вспомогательных цепей. Обратить внимание на состояние контакторов, дугогасительных камер, крепление проводов, шин. На электровозах с № 062 произвести контроль замыкания на корпус цепи вспомогательных машин путем нажатия на кнопку блока реле 840;

16) пульт управления кабины № 1, состояние кулачковых выключателей, работоспособность контроллера машиниста. Осмотреть клеммные рейки и соединения. Проверить наличие пломбы на блоке защит 850 и готовность блока к работе. Осмотреть блок 150. Произвести уборку в кабине. Во время прохода по коридорам необходимо через смотровые окна проверить наличие песка в бункерах песочниц.

Осмотр крышевого оборудования производить визуально с земли, обратив особое внимание на целость изоляторов, разъединителей и пантографов.

Экипировка электровозов должна производиться на специально отведенном пути с секционированным проводом. В локомотивном депо Киев-пассажирский засыпка песка производится на экипировочном устройстве 13-го пути. Въезд электровозов на экипировочное устройство со стороны депо должен производиться по разрешающему зеленому сигналу светофора. Въехав на экипировочное устройство и затормозив электровоз, машинист обязан:

1) выключить главный выключатель:

2) опустить пантограф и убедиться в этом визуально;

 

3) выйти из электровоза и в журнале экипировки произвести запись по форме:

Число,

месяц,

год

время

№ эл-за

отметка о сня­тии напряже­ния

должность

фамилия

подпись

 

 

Дежурный экипировщик, получив заявку машиниста в журнале, отключает разъединитель, при этом заземляющий нож заземляет контактный провод над экипировочным устройством. У входа на площадку экипировочного устройства красная лампа гаснет, а зеленая лампа загорается.

Экипировщик обязан лично убедиться в том, что разъединитель отключился, а заземляющий нож включился, после чего он должен с противоположной от разъединителя стороны электровоза заземлить контактный провод заземляющей штангой и сделать в журнале (после записи машиниста) запись по форме:

 

 

число,

месяц,

год

время

эл-за

отметка о сня­тии напряже­ния и заземле­нии контакт­ной сети

должность

фамилия

подпись

 

После этого экипировщик должен подняться на площадку, открыть калитку и, оставив ее открытой, снабдить электровоз песком.

Локомотивная бригада в это время должна производить осмотр электровоза согласно пунктам 1—16. Кроме этого производится осмотр пантографов. Вручную поднять, опустить пантограф и убедиться в свободности хода.

Проверить целость угольных вставок, трубчатых рам и привода. Осмотреть изоляторы, главный выключатель и блок разъединителей с заземлителем.

 

После окончания осмотра электровоза и экипировки песком машинист обязан сделать в журнале экипировки запись по форме:

 

ЧИСЛО,

месяц,

ГОД

время

эл-за

отметка о подаче напряжения

должность

фамилия

подпись

 

Экипировщик, снабдив электровоз песком и получив в журнале экипировки заявку машиниста на подачу напряжения, должен сделать запись по форме:

число,

месяц,

год

время

эл-за

отметка о подачи напряженияи

должность

фамилия

подпись

 

После этого экипировщик обязан лично убедиться в отсутствии людей в опасной зоне, закрыть калитку, снять заземляющую штангу, подать два длинных гудка н, убедившись, что звуковой сигнал воспринят, включить разъединитель. После этого на экипировочной площадке должна погаснуть зеленая лампа и загореться красная.

Локомотивная бригада, убедившись в подаче напряжения в контактный провод, должна привести в движение электровоз и освободить экипировочное устройство.



1. ЭКИПАЖНАЯ ЧАСТЬ

Колесные пары

Состояние колесных пар электровоза должно полностью удовлетворять требованиям «Инструкции по освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар локомотивов и электросекций» ЦТ/1783. Особенностью колесных пар электровоза «чС-4» является то, что при их формировании применены сварные упорные кольца. Разность диаметров колес одной тележки должна быть не более 8 мм. Допускается разность диаметров колес электровоза не более 15 мм.



Рессорная система

Рессорная система не должна иметь трещин в балансирах, цилиндрических пружинах. Необходимо обратить внимание на состояние болтовых зажимов, шарнирных соединений и гидравлических амортизаторов. Из последних не должно быть течи жидкости. При смене пружин буксового рессорного подвешивания подбор следует производить по группам жесткости.



Буксовый узел

При осмотре буксового узла следует обратить внимание на целостность стяжных шпилек крышек букс, отсутствие трещин в кронштейнах корпуса буксы и поводках, на состояние резино-металлических шайб поводков. Не должно быть расслоения между металлическими и резиновыми шайбами. Нельзя допускать попадания смазки на резино-металлические шайбы. Следует проверить состояние крепления поводков к корпусу буксы и к раме тележки. Обратить внимание на наличие наклепа на ограничителях разбега колесной пары, который сигнализирует о неудовлетворительной работе поводков.

Наименьшее расстояние между трапецевидным концом металлического валика поводка и дном паза должно быть не менее 0,5 мм.

Следует проверить состояние шарнирного соединения между корпусом буксы и балансиром. Температура нагрева буксовых подшипников допускается не более 60°. Буксы необходимо заправлять консистентной смазкой 1-Л3 в количестве 2/3 объема и не допускать течи ее из корпуса.

При осмотре заземляющего устройства, укрепленного на корпусе буксы, необходимо проверить износ щеток по положению контрольного пальца. Если контрольный палец утоплен внутрь на 14 мм или более, по сравнению с первоначальным положением, то необходимо сменить щетки заземляющего устройства. Проверить крепление заземляющих кабелей в клеммных коробках.

 

 

 

 

 

Рис. 2

 

 

 

Тормозная рычажная передача

Следует проверить состояние тормозных колодок. Колодки толщиной менее 20 мм подлежат замене. Расстояние между тормозной колодкой и поверхностью бандажа должно быть в пределах 7—12 мм. Тормозные рычаги и тяги не должны иметь повреждений. Убедиться в наличии предохранительных тросов.

Осмотреть возвращающие пружины тормозных цилиндров, автоматический компенсатор, тяги и пружины арретирующих устройств (рис. 2). Хромированную часть тормозной тяги, входящую в корпус компенсатора, необходимо поддерживать в чистоте. Поворотный вертлюг автоматического компенсатора должен находиться в рабочем положении (поперек тормозной тяги).

Проверить работу автоматических компенсаторов, для этого электровоз затормозить и проверить выходы штоков тормозных цилиндров, которые должны быть в пределах 60—120 мм.

После торможения проверить прилегание тормозных колодок путем остукивания молотком.



Контроль положения кузова электровоза.

Проконтролировать горизонтальные зазоры между упорами тележки и рамы кузова (рис. 3), которые должны быть в пределах 10—31 мм.

Нарушение этих зазоров в сторону уменьшения происходит из-за излома или

потери упругости возвращающих пружин шкворневого соединения кузова с рамой тележки В этом случае продольная ось тележки не совпадает с продольной осью кузова.
Ревизию возвращающих пружин следует производить со стороны, где боковой зазор отсутствует или меньше допустимого.

Проконтролировать вертикальные зазоры Д, Е между упорами рамы тележки и кузова, которые должны быть в пределах 45±5 мм (рис. 4). При выходе из строя пружины боковой опоры зазор со стороны лопнувшей пружины будет отсутствовать, а в упорах, расположенных по диагонали, увеличится.

 

 

 

 

 

рис. 4

 

 

 

 

 

 

Головки регулировочных болтов крайних боковых опор необходимо располагать на высоте 

53 мм от корпуса опоры, средних — на высоте 36 мм. Регулировочные болты «В» следует зафиксировать контргайками «А» (рис. 5). Зазоры «А», «В» и «С» между упорами букс и рамами тележек должны быть в пределах 35—45 мм.



Автосцепка

Необходимо проверить исправность автосцепки, отсутствие трещин и повреждений в корпусе автосцепки и «е деталях, ударной розетке. Проверить фиксацию валика подъемника, состояние и работу привода, маятниковых болтов, полочки, автосцепку на отсутствие само-расцепа. Для этого необходимо утопить лапу замко-держателя и проверить ход замка, который должен утопать не более чем на 7—20 мм. Высота автосцепки от головки рельса должна быть 1040—1080 мм. Проверить состояние фрикционного аппарата, величину зазоров между корпусом аппарата и упорами, крепление фрикционного аппарата и клина.



Пневматическая магистраль

Проверить плотность мест соединения трубопроводов тормозной магистрали с тормозными цилиндрами, а также состояние и исправность концевых кранов и рукавов. Продуть концевые краны и закрепить концевые рукава в держателях. Продуть каплесборники с помощью кранов 1, 2, 3, 4 (рис. 6) и убедиться, что они перекрыты.



Привод скоростемера

Проверить состояние приводов скоростемеров, убедиться в отсутствии погнутости, трещин, течи смазки из редуктора. Проверить надежность крепления деталей.



Приемные катушки AЛCH

Проверить крепление кронштейнов приемных катушек автостопа. Необходимо помнить, что в эксплуатации имели место случаи обрыва шпилек кронштейнов приемных катушек автоматической локомотивной сигнализации. 

 

Карданная передача. Редуктор

Проверить крепление тяговых двигателей на раме тележки, затяжку гаек болтов соединения, а также состояние кронштейнов крепления двигателей.

Проверить, нет ли утечки смазки из полости внутренней карданной муфты. Убедиться в исправности деталей карданной передачи.

Наименьшее расстояние между остовом тягового двигателя и осью колесной пары допускается до 10 мм.

Осмотреть тяговые редукторы и шарнирные подвески, с помощью которых редукторы крепятся к раме тележки. Проверить, нет ли утечки смазки через уплотняющий лабиринт подшипника малой шестерни, а также через лабиринт подшипника, которым редуктор опирается на ось колесной пары. Масляные камеры подшипников должны быть запрессованы консистентной смазкой 1-ЛЗ. Нагрев подшипников не должен превышать 60°. Проверить, нет ли утечки смазки через разделяющую плоскость верхней и нижней части тягового редуктора. Проверить уровень смазки в редукторах щупом, на котором нанесены две риски. Уровень смазки должен находиться между рисками. При необходимости в редуктор следует залить осерненную смазку до верхней риски щупа.



Междутележечное соединение

Проверить состояние деталей междутележечного сочленения, их крепление и смазку направляющих плоскостей. Убедиться в отсутствии трещин в элементах рамы тележки, кронштейнах и сварных соединениях, в отсутствии течи масла из бака трансформатора и спускных кранов. Проверить плотность соединительных фланцев.



Песочная система

Проверить состояние и крепление песочных труб. Наконечники песочных труб должны быть направлены по кругу катания колеса и располагаться на расстоянии не ниже 45 мм от поверхности бандажа и головки рельса. Проверить наличие песка через смотровые окна в бункерах песочниц и при необходимости произвести экипировку электровоза. 

 

Розетки отопления поезда

Проверить крепление и фиксацию штепсельных розеток для отопления поезда № 720 и 721, расположенных по торцам электровоза.



Ручной тормоз

Необходимо проконтролировать действие ручного тормоза в обеих кабинах машиниста путем остукивания колодок в заторможенном состоянии.



Водяной бак

Проверить количество воды в водяном баке по контрольной метке указателя уровня воды, добавив по необходимости через питательный трубопровод.





2. ТЯГОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ

При осмотре тяговых двигателей следует проверить путем остукивания состояние болтовых соединений, проверить целостность и крепление вентиляционных патрубков, обратив внимание на уменьшение сечения, что может привести к перегреву изоляции и порче ТД. В настоящее время производится модернизация патрубков путем постановки пружинных рамок. Изоляция обмоток тяговых двигателей в эксплуатации должна быть не менее 2,5 мгом. Следует обратить особое внимание, нет ли выброса смазки из подшипников двигателя. Нагрев подшипников допускается не выше 60°С. Подшипники заправляются смазкой 1-ЛЗ в количестве 300 г на каждый. Через нижние лючки проверить состояние коллекторов и щеточных аппаратов не менее в 3-х тяговых двигателях по выбору. Убедиться, нет ли следов от перекрытия электрической дуги на коллекторе и щеточном аппарате и их чистоту. Проверить состояние щеток и щеткодержателей и их крепление. Наименьшая высота щеток допускается до 21 мм, нажатие на них должно быть в 2,5—3,6 кг. Щетки должны свободно без заедания заходить в окна щеткодержателей, наибольший допустимый зазор между щеткой и стенкой окна в продольной оси — 0,5 мм, в поперечной — 0,3 мм. Шунты щеток должны быть установлены без перекосов на высоте 3—4 мм от поверхности коллектора. Новые щетки перед постановкой необходимо просушить и отшлифовать по радиусу коллектора — 285 мм. В двигателе должны применяться щетки только одной марки. Проверить крепление и фиксацию траверсы щеточного аппарата. Коллекторные пластины должны иметь хорошо отполированную рабочую поверхность, по всей длине коллекторных пластин должны быть фаски под углом 45°. Канавки между коллекторными пластинами должны быть чистые без следов угольной пыли. Глубина продорожки канавок не менее 0,7 мм и не более 1,2 мм. Биение коллектора допускается не более 0,1 мм. Убедиться в целостности проволочных бандажей якоря, изоляции лобовых частей обмотки якоря и катушек полюсов.

Коллекторные пластины, изоляционный конус и пальцы щеткодержателя должны быть тщательно протерты салфетками, смоченными в бензине, для удаления угольной пыли и грязи. Проверить крепление всех кабелей. После осмотра двигателей следует закрыть крышкой и проверить плотность их прилегания для исключения попадания в двигатель пыли и влаги.


Устранение следов перекрытия электрической дуги по коллектору тягового двигателя

При обнаружении следов перекрытия электрической дуги по коллектору, необходимо тщательно очистить канавки между коллекторными пластинами от медных оплавлений коротким -напильником. Восстановить фаски под углом 45° по всей длине коллекторных пластин и на закругленных концах. Применяя стеклоткань разных номеров, зачистить и отшлифовать рабочие поверхности коллекторных пластин. Для зачистки коллекторных пластин колесная пара данного двигателя должна быть приподнята на домкратах, а к двигателю подключено напряжение постоянного тока деповской сети.

При зачистке коллектора необходимо строго выполнять правила техники безопасности. Чистку канавок между коллекторными пластинами следует производить стеклянной щеткой. После зачистки двигатель продуть сухим сжатым воздухом при открытых щитах. Провернуть траверсу и осмотреть состояние изоляционных пальцев и щеток, негодные детали заменить. Протереть салфетками, смоченными в бензине, коллекторные пластины, пальцы, щеткодержатели и изоляционный конус.

 

После устранения следов перекрытия электрической дуги восстановить поверхностную изоляцию петушков и конуса коллектора, а также катушек полюсов, покрыв их изоляционным лаком 1201. Закончив сборку узлов тягового двигателя, зафиксировать и укрепить поворотную траверсу, двигатель закрыть. После сушки в течение 3—4 часов проверить изоляцию обмоток тягового двигателя. При постановке электровозов в здание депо на плановые виды осмотров и ремонтов, необходимо предварительно прогреть вспомогательные машины и тяговые двигатели.



3. АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ

Элементы аккумуляторной батареи необходимо содержать сухими н чистыми. Очистка от пыли и засохших солей производится салфеткой, смоченной в воде. Металлические поверхности, резиновые части и поверхности, покрытые битумной окраскй, сухие очищенные элементы необходимо смазать вазелином. Ржавчину устранять только салфеткой, смоченной в керосине, после чего очищенную поверхность необходимо сразу смазать вазелином. Проверить состояние и крепление перемычек между аккумуляторами и выводными кабелями. При осмотре не допускать коротких замыканий путем соприкосновения металлических инструментов с выводами отдельных элементов.

Проверить состояние дистанционных и изоляционных колец. Периодически проверять плотность электролита. При температуре окружающей среды от —15°С до до +35°С плотность электролита должка быть 1,19— 1,21 г/см3, а при температуре окружающей среды ниже — 15°С плотность должна быть 1,23 г/см3.

Электролит представляет собой раствор гидрата окиси калия в дистиллированной воде.

Нормальная высота электролита над верхним краем пластин составляет 25—30 мм, для повышения уровня электролита следует доливать только дистиллированную воду. Уровень электролита определять стеклянной трубкой. Замена электролита должна производиться Два раза в год. При сборке аккумуляторных элементов в батарею желательно применять элементы одинаковой емкости. Понижение напряжения аккумуляторной батареи допускается до 42 в. При работе электровоза батарея должна заряжаться нормальным током 7—10а.

 

 

При осмотре аккумуляторной батареи, ремонте или. зарядке категорически запрещается пользоваться открытыми источниками огня, так как это может привести к взрыву и серьезным травмам.

После осмотра батареи крышки ящиков плотно за-крыть, проверить крепление крышек и штепсельных разъемов.


4. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ И МАШИНЫ


Оборудование кабин машиниста
Перед осмотром электрических аппаратов, расположенных в кабинах и машинном помещении электровоза, необходимо во второй кабине включить автоматический защитный выключатель (АЗВ) аккумуляторной батареи № 801 и проконтролировать наличие и величину напряжения по вольтметру, расположенному на пульте управления. Напряжение должно быть в пределах 42— 50 в. Переключатель батареи № 807 должен находиться в пределах 42—50 в. Переключатель батареи № 807 должен находиться в верхнем положении, при этом цепи управления питаются от 37 элементов. Во второй: кабине необходимо включить следующие автоматические защитные выключатели (АЗВ):822 (по необходимости), 823, 824, 535, 627, 628, 629, 455, 355, 297 (по необходимости); 298 300; 302; 303; 304, 409 (при наличии отопления поезда), 410, 411, 301 и 337.

В первой кабине включить АЗВ: 800, 813, 814 (на электровозе № 062 отсутствуют), 830, 600, 601, 602, 603, 604, 605, 405, 407; 408, 268 (на электровозе с cNb 062 в машинном помещении), 275, 276, 277, 278, 279г 280, 395; 336; 348 и 359.

Кулачковым переключателем «Проверка сигнальных ламп» 483 в первой кабине и 484 во второй проверить наличие и исправность сигнальных ламп пульта управления. При постановке переключателя в нулевое положение на пульте управления должны гореть три сигнальные лампы, при условии, что переключатель ступеней находится на нулевой позиции.

«ПС—О» — зеленого цвета № 349 (350) указывает.

что переключатель ступеней находится на нулевой позиции.

«Насосы» — № 424 (425) сигнализируют о том, что система охлаждения трансформатора не работает.

«Вентиляторы ТД и ВУ» — № 422 (423) сигнальная лампа горит при неработающих вентиляторах тяговых двигателей и выпрямительных установок.

На электровозах с № 062 на пульте управления должны гореть только две сигнальные лампы «ПС—О» и «насосы».

Проверить, заторможен ли электровоз ручным тормозом. В нерабочей кабине отключить краны машиниста уел. № 254 и 328 в соответствии с инструкцией ЦТ № 2410. Убедиться в исправности всех измерительных приборов, в отсутствии механических повреждений.

Открыть скоростемер и убедиться в работоспособности писцов и наличии ленты.

Путем внешнего осмотра убедиться в исправности контроллера машиниста, проверить целость блокировочных контактов, крепление проводов; исправность и работу блокирующих устройств. Разрыв контактов должен быть не менее 3 мм, давление 0,2 кг. Зачистку контактов следует производить специальным напильником. Проверить соединения в штепсельных разъемах. В кабине № 1 осмотреть блок защит 850 и убедиться, что нет сработавших блинкерных реле. Проверить наличие пломб на блоках 850 и 150. Проверить, согласно перечню, наличие на электровозе инвентаря и инструмента.


Силовой шкаф

В силовых шкафах PR осмотреть контактные поверхности ножей и пружинных контактов реверсоров и разъединителей Двигателей, проверить крепление и давление контактов, которое должно быть равно 3,6—

4,4 кг. Гибкие контакты должны иметь провал I мм. Все контактные поверхности должны быть протерты салфетками, смоченными в бензине и покрыты тонким слоем вазелина. Проверить состояние и износ кулачковых шайб, исправность кулачковых выключателей и их блок-контактов. Разрыв контактов кулачковых выключателей реверсоров и разъединителей ТД должен быть не менее 3 мм, нажатие контактов 0,2 кг. Проверить со-

 

стояние и крепление гибких медных шунтов и шин на выводных клеммах. Плохой контакт в месте перехода тока от одной токонесущей детали к другой можно обнаружить по появлению синеватого оттенка на деталях, который является следствием нагрева.

Произвести проверку плотности воздушных приводов и вентилей, отсутствия заедания в приводах, наличия и исправности фиксирующих устройств. Проверить крепление соединений и состояние изолировочных муфт. Разъединители двигателей должны быть зафиксированы в рабочих положениях. Проверить исправность реле перегрузки тяговых двигателей. Нажать рукой на якорь и проверить свободность вращения якоря, срабатывание блокировочных контактов. Токовые установки реле должны находиться на отметке 1800 а.

Убедиться в целости высоковольтных предохранителей 116 и 117 защит от коммутационных перенапряжений (на электровозе с № 062 116/1 и 116/11). Проверить исправность блокировочных контактов безопасности и плотно закрыть шкафы щитами. Разобщительные краны воздушной магистрали приборов 1010/2 к 1010/3 должны быть открыты.


Контакторы ослабления поля возбуждения тяговых двигателей

Проверить состояние контактов, при необходимости: зачистить напильником. Прилегание контактов должно составлять не менее 80% поверхности соприкосновения.-Разрыв контактов должен быть 12 мм, контактное давление 10—12 кг. Проверить состояние и крепление гибких шунтов. При включении все три пары контактов-должны замыкаться одновременно. Проверить работу привода, включение и отключение должно происходить четко без заедания. Убедиться в отсутствии утечек воздуха из приводов и вентилей. Разобщительные краны 1010/1 и 1010/4 должны быть открыты.

Для осмотра сопротивлений шунтировки поля тяговых двигателей следует снять крышки шкафов, при необходимости сопротивления очистить и продуть сжатым воздухом.

Проверить крепление токонесущих соединений, целость и состояние отдельных элементов.

 

 

 Аппаратура шкафа вспомогательных цепей

При осмотре электромагнитных контакторов вспомогательных цепей 221—226, 251, 252 проверить крепление шин и шунтов, главные контакты должны быть зачищены напильником. Дугогасительные камеры должны быть исправны и надежно закреплены. Проверить целость отключающих пружин и свободность перемещения якоря.

Разрыв контактов должен быть 4,5—5,5 мм. Нажатие контактов контакторов 221—226 (тип 415М) должно быть 1,5 кг, а у контакторов 251, 252 (тип 395М1) — должно иметь величину 2 кг.

Нажатие контактов проверяется динамометром. Браковочный износ контактов у контакторов 221—226 составляет 2 мм, а у контакторов 251, 252 — 1 мм.

Проверить чистоту и исправность блокировочных контактов, провал их должен быть равен 2—4 мм.

У всех контакторов проверить целость ограничивающего сопротивления и крепление его выводов.

У контактора отопления поезда № 710 проверить состояние и чистоту контактов, разрыв контактов должен быть равен 23—25 мм, нажатие контактов 10— 12 кг, браковочный износ контактов 2 мм. Обратить внимание на целость и чистоту дугогасительной камеры, а также на отсутствие утечек воздуха из привода и вентиля. При необходимости открыть кран 1007 контактора отопления поезда.

У электромагнитных контакторов №№ 406, 262, 264, 265, 281, 282, 307 и 308 типа V03C—009, а также №№ 803, 810 типа V13C—005 проверить свободность хода якоря плунжерного типа, крепление проводов цепи переменного тока и постоянного. Убедиться в исправности и чистоте контактов. Корпуса дугогасительных камер, в которых располагаются главные контакты, должны быть надежно закреплены фиксаторами. Зачищать блокировочные контакты специальным напильником толщиной 0,5 мм путем протягивания. У тепловых реле 266, 267 проверять целость термобиметаллических элементов, плотность крепления проводов цепи переменного тока. Путем нажатия на кнопки реле убедиться, находятся ли реле в рабочем состоянии. На электровозах с № 062 тепловые реле заменены защитными автоматами, проверить, находятся ли они во включенном состоянии.

 

 

У защитного автомата № 207 типа АМТ 602 проверить чистоту главных и разрывных контактов, крепление шин, целость дугогасительных камер. Проверить работоспособность защитного автомата, для этого его привод необходимо взвести и путем легкого нажатия на планку спускного механизма убедиться в срабатывании автомата. После проверки защитный автомат включить, для чего рукоятку автомата подать до отказа вниз, а затем перевести в верхнее положение.

Проверить наличие и целость предохранителей силовых цепей вспомогательных машин. Целость предохранителей контролируют по сигнальным блинкерам.

Предохранители 203, 204 должны находиться в правых пинцетах зимой, обеспечивая работу двигателей вспомогательных машин при напряжении 213 в. Летом предохранители 203, 204 должны быть поставлены в крайние левые пинцеты для подачи на двигатели вспомогательных машин напряжения 260 в.

У реле времени 263 и 371 медные трубки, расположенные на сердечниках, и катушки должны быть надежно закреплены. Регулировочные пружины должны иметь оптимальную затяжку, обеспечивающую реле; 263 выдержку времени .при размыкании 3,5—4 сек, а реле 371—6,8 сек. Проверить исправность и чистогу контактов.

На электровозах с № 062 при опущенном пантографе нажать на кнопку 841 — проверки замыкания на землю в цепи вспомогательных машин. При наличии нарушения изоляции реле контроля земли 840 срабатывает и выпадает блинкер реле, а на пульте загорается красная сигнальная лампа 976 (877) «земля вспомогательных приводов».


Реле постоянного тока

На электровозе применены реле постоянного тока со свободно подвешенным якорем. От реле 351, 352, 353, 375, 380 и реле времени 356 зависит работа цепей управления электровоза. Загрязненные или подгоревшие контакты необходимо зачистить специальным напильником. Зачистка контактов наждачной бумагой не разрешается. Зачистку контактов производить при отключенных реле так, чтобы напильник перемещался между контактами. После зачистки проверить работу

реле и соприкосновение контактов. Провал контактов должен быть в пределах 1,5 мм. Разрыв между контактами — 3 мм.



Переключатель ступеней

Для обеспечения правильной работы переключателя ступеней необходимо строго выполнять все технические требования и условия.

Если переключатель ступеней находится вне эксплуатации в течение более 3-х часов, необходимо с пульта управления вхолостую проверить его работу. Запрещается производить набор и сброс позиций переключателя ступеней путем нажатия на электропневматические вентили 0158 и 0159, так как это может привести к срезу штифта механической блокировки конечных положений. В эксплуатации наблюдались случаи, когда по этой причине ролики лап замыкали контакты отпаек автотрансформатора и выводили из строя переключатель ступеней.

Для точной установки вала переключателя ступеней на нулевую позицию следует пользоваться механической рукояткой, предварительно перекрыв кран подвода воздуха к пневмодвигателю 996. При установке руководствоваться указателем точного положения ПС. Стрелка указателя должна находиться строго горизонтально посредине между двумя красными рисками ка диске указателя.

Периодически, раз в месяц, включать фильтрацию масла для удаления механических загрязнений из масла. Фильтрацию масла можно производить в депо или во время эксплуатации, не менее 4-х часов.

При температуре окружающей среды ниже —20°С необходимо перед пуском в эксплуатацию произвести прогрев в течение 15 минут пневматического двигателя путем включения АЗВ 299 нагревательного элемента 01561 и переключателя ступеней путем включения АЗВ 294 нагревательного элемента 01512.

При температуре ниже —30°С нагрев пневмодвигателя должен длиться в течение 30 минут.

При температуре ниже —40°С нагрев пневмодвигателя производить в течение 60 минут, а переключателя ступеней в течение 30 минут. Если электровоз находился в отстое 48 часов, нагрев масла ПС и пневмодвигателя должен длиться 60 минут.

 

Трансформаторное масло, заливаемое в корпус искателя, должно иметь электрическую прочность не менее 60 кв/3 мм, в эксплуатации минимально допустима электрическая прочность 92 кв/1 см.

Произвести ревизию ломкой мембраны, для этого вывернуть контрольную пробку и убедиться, что масло не вытекает. Если мембрана повреждена, переключатель нельзя подключать к напряжению до тех пор, пока не будет произведена его ревизия. Следует провернуть несколько раз шниндель щелевого фильтра для очистки щелей. Осмотреть контакторные элементы переключателя мощности. Подгоревшие контакты зачистить мелким напильником с таким расчетом, чтобы контакты прилегали всей поверхностью, после зачистки удалить металлические опилки. Новые контакты должны иметь толщину 13 мм, износ допускается до толщины 9 мм. Во включенном состоянии контакторного элемента проверить зазор между роликом контактного рычага и поверхностью кулачковой шайбы, который должен быть не менее 0,5 мм. При меньшем зазоре необходимо сменить контакты.

Следует проверить целость включающих пружин, их жесткость и фиксацию штыковых зажимов. Регулировочный болт зажима должен быть зафиксирован контргайкой.

Проверить состояние и износ рабочих поверхностей кулачковых шайб. Осмотреть дугогасительные рога, если они слишком оплавлены, заменить новыми.

Осмотреть дугогасительные камеры, следы наплавленного металла должны быть тщательно удалены наждачной бумагой. Изоляционные детали должны быть протерты салфетками, смоченными в бензине. Дугогасительные камеры следует ставить на место с особой осторожностью, чтобы не повредить дугогасительные рога. Убедиться в отсутствии касания контактов о стенки дугогасительных камер.

При нахождении переключателя ступеней на нулевой позиции должна быть замкнута пара контакторных элементов № 1 и 2, находящихся со стороны пневматического двигателя. Проверить целость и состояние переходных сопротивлений и их изоляторов. Проконтролировать крепление всех винтов и гаек. Протереть изоляторы салфетками, смоченными в бензине.

Произвести осмотр пневматического двигателя. Картер должен быть заполнен индустриальным маслом,

 

 

 

 

 

 

Убедиться в наличии нажимной и притирающей пружин.

Проверить целость гибких шунтов.

Открыть кран № 996 пневматической магистрали пневмодвигателя.





Трансформатор

Проверить состояние крышки бака трансформатора, всех фланцев, не допуская просачивания масла. Уровень масла в расширителе должен в зависимости от температуры окружающей среды соответствовать отметкам «+40°С», «+15°» или «—40°С».

Кран между баком трансформатора и расширителем должен быть открыт.

Проверить состояние смеси влагоотделителя трансформатора. Гранули блаугеля и селикогеля должны иметь светло-синий цвет. При появлении влаги в трансформаторном масле происходит изменение цвета смеси. В поддоне водоотделителя должно быть трансформаторное масло, уровень которого должен быть не менее 30 мм. Клапанные затворы между баком трансформатора и маслопроводом должны быть открыты. Не допускать загрязнения масла и попадания в масло воды. Электрическая прочность масла должна быть не менее 35 кв/3 мм. Температура масла при работе трансформатора не должна превышать 60°. При нагреве масла до 60° и выше происходит окисление и ухудшение свойств масла. Наибольшая допустимая температура нагрева трансформаторного масла 90°С. Температуру масла следует проверять по шкале дистанционного термометра.

Сопротивление изоляции нового трансформатора не менее 90 мгом, допустимое сопротивление изоляции во время эксплуатации не менее 30 мгом.

Осмотреть крепление токоведущих стержней проходных изоляторов, чистоту и целость изоляторов, бака и крышки. Проходные изоляторы и изоляционная доска полосовых выводов должны быть тщательно протерты техническими салфетками, смоченными в бензине.

Проверить наличие масла в обоих окнах реле Бух-гольца. Масло в реле может отсутствовать при наличии в газовой камере воздуха или газов. Для выпуска газов в верхней части камеры отвернуть контрольную пробку и поднести зажженную спичку. Если интенсивность горения не меняется, то в камере реле Бухгольца находился воздух, который подсасывается при плохом уплотнении фланцев со стороны входа масла в насосы. Проконтролировать работоспособность реле и -его контактов. Убедиться в отсутствии течи масла по соединениям масляных насосов, из радиаторов и шунтирующих кранов.

Убедиться, что разъединители выпрямительных установок № 035 и № 036 повернуты до упора на часовой стреле и сетки ограждения трансформатора надежно заблокированы. На электровозах с № 062 проверить крепление шинных разъединителей.


Вспомогательные машины



При осмотре вспомогательных машин обратить внимание на состояние коллекторов, щеток и щеткодержателей. Наименьшая высота щеток у двигателей вентиляторов и компрессоров допускается до 14 мм. Давление нажимных пружин на щетки у двигателей компрессоров № 243, 248, сглаживающих реакторов № 240, 245 и выпрямительных установок 241, 242, 246, 247 должно соответствовать 0,7—0,8 кг, а у двигателей № 239, 244 вентиляторов охлаждения тяговых двигателей 1,05—1,2 кг. Проверить состояние нажимных пружин. Каждый двигатель должен иметь щетки одинаковой марки. При плохой коммутации необходимо проверить биение коллектора, которое не должно превышать 0,1 мм. Допустимый зазор между окном щеткодержателя и щеткой по ширине не более 0,8 мм.

Глубина продорожки коллекторов двигателей вспомогательных машин должна быть не менее 0,5 мм. По всей длине коллекторных пластин должны быть сняты фаски под углом 45°. Величина изоляции вспомогательных машин во время эксплуатации не должна быть ниже 0,5 мгом.

Проверить уровень смазки в компрессорах. Отклонение уровня смазки от центра маслоуказателя допускается не более ±5 мм. Проверить состояние резиновых рукавов.

Проверить состояние вспомогательного мотор-компрессора. В картер вспомогательного компрессора заливается автомобильное масло. Уровень масла контролировать с помощью щупа маслоуказателя, уровень не должен быть ниже нижней риски щупа.

При работе нагрев корпусов двигателей вспомогательных машин не должен превышать 60°, а нагрев корпуса компрессора допускается до 40°.

Убедиться в надежности крепления проводов на клеммной рейке воздухоструйного реле, в целости крепления воздухопроводных шлангов реле и заземляющих шунтов.



Выпрямительная установка



Для осмотра выпрямительной установки снять щиты и обратить внимание на цвет шунтов анодных выводов. Если шунты вентилей имеют синеватый оттенок, необходимо проверить креплеиие полупроводниковых выпрямителей. Проверить крепление шунтов анодных выводов, целость шунтирующих сопротивлений и элементов защиты вентилей от коммутационных перенапряжений. Убедиться в отсутствии течи электролитических конденсаторов.

 

Проконтролировать с помощью сигнальных блинке-ров целость плавких предохранителей полупроводниковых вентилей вспомогательных цепей. Аппаратура выпрямительной установки протирается в доступных местах от пыли и грязи. Проверить состояние блинкерных реле В17 и В18. Если блинкер одного из реле находится в выпавшем состоянии, для восстановления переключить АЗВ 405, убедиться в работоспособности блокировок безопасности и плотно закрыть установку съемными щитами.



Главный воздушный выключатель

При осмотре главного выключателя следует обратить внимание на чистоту и целость изоляторов. Ножи разъединителя не должны иметь следов оплавления. Зачистку ножей разъединителя и контактов контактной головки производить наждачным полотпом. После зачистки ножи должны быть протерты салфеткой, смоченной бензином, и смазаны контактным вазелином. Изоляторы также должны быть протерты салфетками. Проверить моментным ключом затяжку болтов фланцев изоляторов, надежность контактов разъединителя в крайних положениях.

Осмотреть состояние аппаратуры управления главным выключателем, состояние блокировочных контактов, их чистоту и нажатие. Проверить плотность воздушных клапанов и электромагнитов. При нормальной вентиляции дугогасительной камеры стрелка нижнего манометра не должна переходить ниже красной отметки «1, 2» ат. Если стрелка манометра на делении «0», необходимо очистить или сменить фильтр продувки. Открыть кран № 986 резервуара главного выключателя. При наличии в баке главного выключателя сжатого воздуха повернуть спускную пробку в нижней части резервуара и выпустить конденсат.


Блок разъединителей с заземлителем

Поворотные изоляторы разъединителей протираются техническими салфетками, смоченными в бензине. Поверхность изоляторов не должна иметь трещин и сколов. Контакты контактных головок протираются бензином и смазываются контактным вазелином. Проверить

 

плотность контактов, осмотреть блокировочные контакты разъединителей. Проверить работу приводов разъединителей.



Пантограф

При осмотре пантографа проверить состояние и подвижность лыжи. Вручную поднять и опустить пантограф, убедиться в свободности хода и отсутствии заеданий в шарнирных соединениях. В депо проверяется с помощью динамометра нажатие лыжи на контактный провод, которое должно составлять при подъеме 6,5 —

9 кг, а при опускании 8—10,5 кг. Проверить целость верхних и нижних рам. Не допускаются погнутости и прогары труб. Следует обратить внимание на целость гибких медных шунтов. Износ угольных вставок Допускается до 7 мм, то есть верхняя кромка вставки должна выступать над поверхностью зажимов не менее

1,5 мм. Угольные вставки должны быть уложены на расстоянии не более 1 мм друг от друга и не иметь трещин, а также местных выработок. Обратить внимание на крепление угольных вставок в зажимах.

Опорные изоляторы, а также изолятор привода должны быть протерты салфетками, смоченными в бензине, и не иметь повреждений поверхности. Обратить внимание на состояние редукционного устройства цилиндра пантографа.

Проверить целость опорных изоляторов, проходного изолятора, очистить их от грязи и пыли. Проверить надежность крепления всех токонесущих соединений и штанг в зажимах.



Заключительные работы

Следует проверить, чтобы аварийный переключатель 330 находился в нулевом положении.

Проверить комплектность и исправность заземляющих штанг.

Снять показания счетчика электроэнергии.

Закрыть ход на крышу электровоза, включить разъединители пантографов (рукоятки приводов поставить вдоль электровоза), закрыть двери высоковольтной камеры, убедиться, что панели и шкафы с силовыми аппаратами надежно закрыты и заблокированы. При этом на пульте управления сигнальная лампа 381 (382) «Блокировка безопасности» должна погаснуть.

 

5. ПНЕВМАТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Проконтролировать правильность положения кранов пневматического и тормозного оборудования.

На панели пневматического оборудования (у выхода из кабины № 2) должны быть открыты все краны за исключением:

1. Кранов холодного резерва (следование электровоза в нерабочем состоянии) № 993/1 и № 993/2, которые соединяют тормозную магистраль с напорной. Рукоятки кранов должны стоять поперек трубы.

2. Крана 1002, через который воздух подходит к центробежному регулятору ДАКО. Кран должен находиться в положении № (поперек трубы). Открыть кран № 974, соединяющий компрессоры с главными резервуарами. Рукоятка крана в открытом положении должна находиться под углом 45° вниз от горизонтали.

Открыть кран № 975 (рукоятку поставить вдоль трубы), соединяющий главные резервуары с напорной магистралью.

Краны продувки главных резервуаров 979/1 и 979/2 должны находиться в закрытом состоянии. Рукоятки этих кранов при положении «закрыто» должны стоять вдоль трубы. Кран продувки маслосборников № 980, расположенный под полом за дверью высоковольтной камеры со стороны кабины № 1, должен находиться в закрытом положении.

Если перекрыть один из кранов № 991/1, № 993 или № 994, то пневматические тормоза электровоза срабатывать не будут.

Открыть кран № 997 регулятора давления № 430-компрессора, который срабатывает при давлении 7,5 и 9 ат.

Открыть кран № 998 регулятора давления N 808 вспомогательного компрессора.



II. ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРОВОЗА

Подготовка электровоза к работе

Перед подключением электровоза к высокому напряжению необходимо:

1. Убедиться, что в высоковольтной камере нет людей и все работы по осмотру и ремонту электровоза окончены.

 

 

 2. Убедиться, что вся электроаппаратура закрыта и заблокирована.

3. Открыть разобщительные краны пантографов № 1004/1 и 1004/2.

4. Разблокировать кулачковые выключатели пульта управления.

5. При отсутствии воздуха в пневматической магистрали необходимо включить в машинном помещении АЗВ 811, а на пульте управления кулачковый выключатель 456 (457) поставить в положение «Вспомогательный компрессор». Создать запас воздуха в резервуаре главного выключателя не ниже 7,8—8 ат.

6. Громко объявить «Поднимаю пантограф» и дать свисток.

Включить кулачковый выключатель 397 (403)

«Пантограф задний». Выглянуть в окно и убедиться, что задний по ходу движения пантограф поднялся.

7. Кулачковый выключатель управления 368 (369) поставить в положение «ГВ». При включении главного выключателя указатель состояния ГВ 378 (379) должен занять вертикальное положение.

8. Убедиться по показанию сетевого киловольтметра в наличии напряжения в контактном проводе.

9. Кулачковыми выключателями 420 (421) и 418 «(419) включить оба компрессора, поставить их в положение «А». При достижении давления 9 ат регулятор давления 430 должен отключить компрессоры. Проверить работу компрессоров в положении «Р» кулачкового выключателя.

10. Включить кулачковый выключатель 396 (403)

«Пантограф передний». Поочередно проверить работу переднего и заднего пантографа. Визуально убедиться в плавности подъема и опускания обоих пантографов. Время подъема пантографа до высоты 1500 мм — 4— 6 сек. Время опускания — 5—8 сек. Перед подъемом второго пантографа убедиться, что электровоз не находится у конца контактной подвески или под заземленной нейтральной вставкой.

11. Проверить работу вспомогательных машин. Для этого кулачковый выключатель 414 (415) поставить первоначально в положение «Вентиляторы тяговых двигателей» и проверить работу вентиляторов 239 и 244. Затем кулачковый выключатель перевести в положение «Вентиляторы выпрямителей» и убедиться в исправной работе двигателей 240, 241, 242 и 245, 246, 247. Сигнальная лампа «Дефект вентиляторов» № 422 (423) должна погаснуть. Вентиляторы должны также работать при постановке кулачкового выключателя 414 (415) в положение «Д» — длительный режим. Обратить внимание на правильность вращения вентиляторов.

12. Открыть разобщительные краны 979/1 и 979/2 (расположенные на боковой стенке проходного коридора) и спустить конденсат из главных резервуаров. Убедиться в автоматическом включении компрессоров при падении давления ниже 7,5 ат.

13. Принять пневматическую часть электровоза, согласно инструкции ЦТ 2410.

14. Спустить конденсат из каплесборников 1-й ступени при работающих компрессорах, приоткрыв краны 997/1, 999/8, 1014/1 и 1014/2

В локомотивном депо Киев-пассажирский в настоящее время электровозы оборудованы автоматическими клапанами спуска конденсата -первой ступени компрессора. При работающем компрессоре клапан прижат к седлу, а после остановки компрессора под усилием пружины клапан поднимается и открывает выход конденсату из каплесборника на слив. Локомотивным бригадам необходимо периодически проверять работу клапанов. В момент остановки компрессора проследить выход конденсата из каплесборника.

15. Произвести проверку работы переключателя ступеней

Для проверки необходимо отключить главный выключатель и опустить пантографы. Убедиться, что включены АЗВ 336 или 337 (при проверке с кабины № 2) и 348. Вставить в гнездо реверсивную рукоятку и перевести ее в одно из рабочих положений. В цепи управления давление воздуха должно быть не менее 5 ат.

Штурвал контроллера машиниста поставить в положение « + 1». Переключатель ступеней должен перейти на первую позицию. Затем штурвал контроллера поставить в положение «плюс» (автоматический набор позиций). Переключатель без заедания должен за 15— 19 сек. дойти до 32 позиции. Переключение отдельных ступеней контролировать по кратковременным вспышкам красной сигнальной лампы 338 (339) «ПС-проме-жуток». Далее, поочередно перемещая штурвал контроллера машиниста из положения «—1» в положение «О», довести переключатель ступеней до 26 позиции. На одной из позиций, начиная с 26-й, проверить последовательность включения контакторов ослабления

 

 

поля возбуждения тяговых двигателей. Для этого в положении «О» опустить штурвал вниз и последовательно переместить в положения I, И, III, IV, V шунтиров-ки поля.

После проверки включения контакторов ослабления поля возбуждения тяговых двигателей штурвал контроллера возвратить первоначально в нулевое положение, а затем в положение «минус» (автоматический сброс). Вал переключателя ступеней должен довернуться до нулевой позиции, о чем будет сигнализировать зеленая сигнальная лампа «ПС—О» № 349 (№ 350). Убедиться, что реверсивную рукоятку можно вынуть только на нулевой позиции переключателя ступеней. Поставить аварийный переключатель 330 в положение 1 (Н) и проверить наличие ручного набора позиций переключателями 331 (332).

Закончив проверку работы переключателя ступеней, убедиться, что переключатель на нулевой позиции. Далее машинист включает главный выключатель и поднимает пантограф.

16. Произвести проверку работы тормозного оборудования, согласно Инструкции ЦТ 2410.

17. Затормозить электровоз, произвести набор двух позиций. Убедиться по показаниям амперметров в наличии тока нагрузки в двигателях первой и второй тележек. Проверку нагрузки производить при положениях реверсивной рукоятки «ХВП» и «ХНЗ». На электровозе до № 062 убедиться, что при наборе второй позиции цепь реле времени 371 исправна и главный выключатель не срабатывает. На электровозе с № 062 убедиться в исправности вентиляторов. Если при наборе двух позиций сигнальные лампы 485 (488) «Вентиляторы ТД», 486 (489) «Вентиляторы сглаживающих реакторов» и 487 (490) «Вентиляторы ВУ» не загораются, то система охлаждения исправна. Переключатель ступеней довести до нулевой позиции.

18. Отпустить тормоза и убедиться по показанию манометра в их полном отпуске.

19. Проконтролировать величину зарядного тока аккумуляторной батареи по амперметрам 870 (872), а также величину тока стабилизатора.

20. Проверить работу освещения пульта управления, измерительных приборов переключателями 611 (633) и потенциометра, изменяющего яркость освещения приборов № 626 (650).

 

 

21. Проверить переключение ламп буферных фонарей переключателями 609 (632) и 610 (631).

22. Проверить включение прожекторов переключателями 608 (630).

23. Проверить освещение машинного помещения и тележек переключателями 606, 635 и 607, 636.

24. Проверить подсыпку песка при нажатии на кнопку 458 (459) и при включении переключателя 456 (457).

25. Проверить работу сигналов большой громкости путем нажатия на педаль 538 (539) и кнопку 548 (549) со стороны пом. машиниста электровоза. Для проверки сигнала малой громкости нажать на кнопку 536 (537) и 550 (551).

26. Проверить работу стеклоочистителей.

27. Переключить выключатель 416 (417) контактора отопления поезда и проверить срабатывание по указателю состояния 431 (432).

28. Проверить работу калориферов отопления кабины переключателями 286 (316) и калориферов обдува лобовых стекол переключателями 287 (319).


Подготовка электровоза к работе в зимних условиях



При подготовке электровоза к работе в зимних условиях необходимо выполнить следующее:

1. На клеммных щитках вентиляторов 239, 244 переставить перемычку с положения Н—1 в положение H1—2 и, соединить двигатель 239 последовательно с двигателями 245—247. Предохранители 209 и 212 изъять из гнезд.

2. Систему вентиляции перевести на зимнюю эксплуатацию. Для этого:

а) открыть заслонки в коробке всасывания, расположенные по концам машинного помещения (возле выпрямительных установок), для всасывания воздуха из машинного помещения;

б) закрыть заслонками отверстия в коробке всасывания по обе стороны над трансформатором;

в) заслонки, расположенные под полом около выпрямительных установок, должны быть поставлены в нижнее положение для выброса охлаждающего воздуха из выпрямительных установок в машинное помещение;

 

г) подвижные шиты на камерах сглаживающих реакторов должны находиться в нижних положениях. Воздух из камеры выбрасывается под пол электровоза;

д) рукоятки поворотных перегородок, расположенных в камерах сглаживающих реакторов, провернуть на угол 39° по часовой стрелке;

е) откидные заслонки в камерах сглаживающих реакторов закрыть, для -предотвращения попадания воздуха в машинное помещение.

3. Произвести смену смазки, для чего:

а) сменить масло в картерах компрессоров 2X155/125 X100 компрессорное масло марки 19Т на компрессорное масло марки 12М;

б) сменить масло в редукторах компрессоров;

в) сменить в шкворневых соединениях осевое масло марки Л на осевое масло марки 3. Сменить в картере вспомогательного компрессора масло К12 на масло К8;

г) сменить в боковых опорах осевое масло Л на осевое масло марки 3;

е) сменить в компенсаторах износа тормозных колодок осевую смазку Л на осевую смазку марки 3.

4. Переставить предохранители 203, 204 в правые пинцеты для питания вспомогательных машин напряжением 213 в.

5. Увеличить плотность электролита аккумуляторной батареи до 1,23—1,25 г/см3.

6. При температуре окружающей среды ниже «—10°С» перед эксплуатацией электровоза трансформаторное масло должно быть нагрето до температуры не ниже «—10°С». Для этого подключить трансформатор к контактной сети и загрузить обмотку собственных нужд, включив вспомогательные потребители. Необходимо также включить АЗВ 294 (кабина № 2) «Нагрев масла ПС» и «Обогрев пневмодвигателя» АЗВ 299 на 15— 60 мин, в зависимости от окружающей температуры.

При температуре масла ниже «—20°С» запрещается включать масляные насосы. АЗВ 268 должны быть выключены.

При низкой температуре необходимо открыть шунтирующие краны системы охлаждения трансформатора, чтобы уменьшить поток масла через радиаторы и не допустить переохлаждения трансформаторного масла.

7. В случае длительного отстоя «электровоза (в течение трех и более часов) предварительно произвести

 

 

прогрев масла в картерах компрессоров в течение 10 мин. Для этого кулачковые выключатели 418 и 420 (419 и 421) поставить в положение «ОТ», что обеспечит питание нагревательных элементов 412 и 413.

8. Для исключения случаев замерзания влаги в пневматической системе главных резервуаров, необходимо не реже одного раза в час производить спуск конденсата кранами 979 и 980. В случае замерзания кранов 979, необходимо включить нагреватели 249 и 250, защитными выключателями 272 и 273 на время 2— 4 мин., после чего нагреватели выключить. Одновременно при работающих компрессорах контролировать работу автоматических клапанов спуска конденсата из первой ступени компрессоров.

9. Во избежание замораживания двойного капле-сборника 913/4, 913/5 второй ступени компрессора на входе в главные резервуары при каждой постановке на отстой и приемке электровоза в депо, при смене на путях локомотивная бригада обязана:

а) выключить главный выключатель, опустить пантограф, лично убедиться в опускании пантографа и заблокировать пульт управления;

б) разблокировать двери трансформаторного помещения, продуть каплесборник 913/4, 913/5, открыв кран 980. Кран продувки располагается под полом за дверью коридора, не проходного со стороны кабины № 1.

10. Продуть при приемке электровоза каплесборни-ки напорного и магистрального трубопроводов. Продувочные краны (4 шт.) расположены под рамой кузова (рис. 6).

При замораживании двойного каплесборника 913/4, 913/5 открыть спускные краны главных резервуаров для длительной работы компрессоров. При открытых

 

кранах 980 (каплесборника) и 979 проехать в течение

10 минут для обогрева каплесборника теплым воздухом от работающих компрессоров. При обогреве крана 980 горячей водой необходимо предварительно вынуть войлочное утепление.


Трогание электровоза с места

После выполнения подготовительных операций» включения главного выключателя, подъема пантографа и включения вспомогательного оборудования можно производить трогание электровоза с места. Для этого машинист штурвалом контроллера производит набор первой позиции. При этом должны автоматически включиться мотор-вентиляторы выпрямительных установок 241, 242, 246, 247 и сглаживающих реакторов 240, 245. На электровозах с №062 должны погаснуть сигнальные лампы 487 (490) и 486 (489). На пульте управления должна погаснуть зеленая сигнальная лампа «ПС—О». При наборе второй позиции произойдет автоматический пуск мотор-вентиляторов тяговых двигателей 239 и 244 Сигнальная лампа 422 (423) «Дефект вентиляторов» должна погаснуть. На электровозах с № 062 гаснет сигнальная лампа 485 (488) «Вентиляторы тяговых двигателей». Это сигнализирует о нормальной работе всех вентиляторов. Рукоятку кулачкового выключателя 414 (415) следует поставить в положение «ДЛ» для обеспечения работы всех вентиляторов в режиме выбега. Во время движения категорически запрещается выключать вентиляторы.

Набор и сброс позиций производить четким перемещением штурвала контроллера, задерживая его в соответствующих положениях до перехода стрелки сельсина приемника на позицию. При движении электровоза необходимо следить за тем, чтобы не было боксования отдельных колесных пар. Возникновение боксования можно определить по показаниям сигнальной лампы 460 (461) «Песок» и по показаниям амперметров тяговых двигателей. Ток двигателя боксующей колесной пары резко падает. Для прекращения боксования необходимо сбросить несколько позиций переключателя ступеней и подать песок под колесные пары. 

 

Наблюдение за работой электровоза в пути следования

Во время движения необходимо:

1. Следить, чтобы тяговые двигатели не перегружались

при трогании с места током более 1800 а,

при часовом режиме током более 1140 а,

при длительном режиме работы током более 1100 а.

2. Напряжение на коллекторах тяговых двигателей допускать не выше 900 в.

При достижении наибольшего допустимого напряжения на коллекторах тяговых двигателей, равного 900 в, дальнейшего повышения скорости можно достичь применением пяти ступеней шунтировки поля. Ступени шунтировки поля включаются, начиная с 26 позиции, прп скорости движения не менее 95 км/час.

3. Следить за сигнальными лампами и приборами пульта управления.

Зарядка аккумуляторной батареи должна происходить током 7—10 а. Наибольший ток стабилизатора 85 а.

4. Следить за свободностью пути, показаниями путевых сигналов, за состоянием контактной сети поезда, не превышать установленной скорости.

5. Периодически, не менее 3—4-х раз за поездку, помощник машиниста после проследования станции, а также при зеленом показании проходного светофора должен производить контроль за работой оборудования машинного отделения. Следить за показаниями дистанционного масляного термометра.

6. В зимнее время периодически производить спуск конденсата из водосборников и маслосборников.

7. Сверять показания приборов кабин № 1 и № 2.

8. По звуку контролировать работу отдельных узлов и агрегатов.

9. При движении электровоза реверсивная рукоятка должна стоять в положении, соответствующем направлению движения. Категорически запрещается перемещать реверсивную рукоятку до полной остановки локомотива.



Проследование нейтральной вставки

Перед нейтральной вставкой переключатель ступеней довести до нулевой позиции. Перед сигнальным знаком «Отключить ток» машинист должен выключить все мотор-вентиляторы и компрессоры. 

Действия машиниста при снятии напряжения с контактной сети

1. При снятии напряжения с контактной сети машинист должен немедленно довести переключатель ступеней до нулевой позиции и выключить все вспомогательные машины.

2. Если по истечении 1—1,5 минуты напряжение не появляется, машинист должен выключить главный выключатель и опустить пантограф.

3. Не позже 4-х минут с момента первого снятия напряжения машинист должен остановить поезд в месте, благоприятном для трогания с места. Следует помнить, что по истечении 3-х минут с момента первого снятия напряжения энергодиспетчер должен произвести повторную подачу напряжения в контактную сеть. Об отсутствии напряжения в контактной сети, а также о замеченных неисправностях в системе энергоснабжения, необходимо сообщить энергодиспетчеру.


Действия машиниста при снижении напряжения в контактной сети до 12 кв

На электровозах с № 062 обмотка автотрансформатора имеет дополнительный вывод № 19 со средней части обмотки. Для обеспечения эксплуатации электровоза при напряжении 12 кв необходимо, соблюдая меры безопасности, отсоединить кабель № 004 для питания автотрансформатора от вывода Д32 на вывод Д19. Штепсельную розетку Т2,3 при этом необходимо отсоединить от гнезда Т2 и вставить в гнездо ТЗ.

При этом может быть реализована только часть мощности электровоза. Мощность обмотки собственных нужд и обмотки отопления поезда может быть реализована полностью. Не превышать токи на позициях выше указанных величин

Остановка электровоза

Для остановки штурвалом контроллера машиниста произвести сброс позиций переключателя ступеней до нуля и привести в действие тормоза. Мотор-вентиляторы выпрямительных установок электровоза должны работать в течение 15—20 минут до полного охлаждения кремниемых вентилей. После работы электровоза обязательно проверить на ощупь нагрев буксовых подшипников, зубчатой передачи, якорных подшипников и подшипников вспомогательных машин, нагрев их допускается до 60°С. Нагрев корпусов компрессоров допускается до 40°С.

По окончании поездки машинист обязан сделать запись в бортовом журнале по форме: «Произведен служебный ремонт по циклу №.....»

Если локомотивная бригада не может устранить обнаруженные неисправности, в бортовом журнале делается запись ремонта для выполнения его на ближайшем пункте технического осмотра электровозов или в депо приписки.


Перечень служебного ремонта

При обслуживании электровоза в пунктах приемки и отцепки, а также во время эксплуатации электровоза на линии локомотивная бригада согласно приказу № 7/НЗ должна выполнять следующий перечень работ:

1. Осмотр экипажной части и устранение обнаруженных дефектов.

2. Осмотр вспомогательных электрических машин с протиркой в доступных местах и устранение неисправностей в пути следования.

3. Продувка воздушных резервуаров, тормозной магистрали, грязесборников.
 

 

4. Проверка автотормозов и автотормозного оборудования.

5. Проверка наличия песка и работы песочниц.

6. Обтирка стекол кабины машиниста и передней части кузова.

7. Смена негодных ламп.

8. Осмотр состояния и проверка наличия инструмента, защитных средств, сигнальных принадлежностей и пожарного инвентаря согласно описи, утвержденной приказом № 7/НЗ.

9. Устранение неисправностей в электрических цепях, зачистка контактов, клемм аппаратов.


 

№1 технический осмотр электровоза

Электровоз во время эксплуатации должен проходить технический осмотр через 36 часов. Согласно приказу № 7/НЗ, машинист не должен принимать электровоз для следования с поездом или резервом, если до места назначения он не будет доставлен в течение 36 часов со времени производства технического осмотра.

Перечень работ при техническом осмотре электровоза ЧС-4 установлен приказом № 7/НЗ.



1. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

1. По прибытии электровоза с линии проверить на ощупь нагрев буксовых и якорных подшипников. Проверить, нет ли утечек смазки.

2. Ознакомиться с записями в «журнале технического состояния локомотива» и выполнить дополнительный ремонт.

3. Произвести осмотр механической части электровоза и устранить недостатки.

При этом проверить состояние:

а) концевых кранов и соединительных рукавов;

б) путеочистителей;

в) приводов скоростемеров;

г) крепления приемных устройств AJICH;

д) букс, деталей рессорного подвешивания, промазать цапфы балансиров под буксами, положение песочных труб;

е) ударно-сцепных приборов;

ж) колесных пар, компенсаторов тормозных колодок. 

 

Очистить хромированные части стержней компенсаторов. Проверить, нет ли утечек амортизационной жидкости. Осмотреть и отрегулировать рычажную передачу;

з) замерить уровень смазки в тяговых редукторах

и, при необходимости, добавить смазку;

и) подвесок тяговых двигателей на рамах тележек;

к) опор кузова и межтележечного соединения;

л) состояние песочниц с набором песка до полной вместимости бункеров.

4. Произвести обтирку электровоза.



2. ЭЛЕКТРОАППАРАТУРА

Очистить от пыли, проверить крепление и исправность следующих деталей:

1) пантографов;

2) блок разъединителей с заземлителями;

3) опорных изоляторов, токонесущих шин и проходного изолятора;

4) разрядника;

5) главного воздушного выключателя с проверкой уровня тормозной жидкости;

6) защитных реле и их добавочных сопротивлений;

7) защитного выключателя АМТ-602;

8) реверсоров и разъединителей двигателей, реле перегрузки;

9) контакторов вспомогательных цепей;

10) сопротивлений и контакторов шунтировки поля тяговых двигателей;

11) аккумуляторной батареи с проверкой уровня электролита в банках (выборочно) и при необходимости добавить дистиллированной воды,



3. ТЯГОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ

Очистить от пыли и грязи, проверить крепления и исправность:

1) тяговых двигателей;

2) двигателей вентиляторов и мотор-компрессоров;

3) силового трансформатора с проверкой плотности соединений системы охлаждения;

4) компрессоров 2X155/125X100 с проверкой уровня смазки в картерах;

5) проверить количество воды в водяном баке, при необходимости добавить. 

 

4. ПРОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Проверить работу:

а) тормозов, согласно инструкции ЦТ-2410;

б) прямодействующего тормоза;

в) ручных тормозов;

г) скоростемера;

д) звуковых сигналов;

е) стеклоочистителей;

ж) АЛСН и автостоп, радиосвязь.

В журнале технического состояния электровоза должен стоять штамп на право пользования этими устройствами.



5. СМЕНА ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК

Для смены тормозных колодок необходимо вынуть валик предохранительной чеки одной и второй колодки. Затем вставить ломик в проушину чеки верхней тормозной колодки и выбить ее по направлению вниз. Далее выбивают чеку нижней тормозной колодки по направлению вверх и удаляют из башмака нижнюю, а затем верхнюю колодки. Перед постановкой новых тормозных колодок необходимо башмак отвести от бандажа, чтобы возник зазор для тормозных колодок. Для этого необходимо вертлюг повернуть на 150° и, удерживая его в этом положении, отвести ломом рычаг от колеса. При этом увеличится длина тормозной тяги и возникнет зазор между башмаком и бандажом, в который можно поставить новые тормозные колодки. Прежде всего необходимо вложить нижнюю тормозную колодку, забить чеку сверху и зафиксировать валиком. Потом вложить и зафиксировать верхнюю колодку.

Закончив постановки тормозных колодок, необходимо вернуть вертлюг компенсатора в прежнее положение. После замены тормозных колодок произвести торможение, отрегулировать выходы штоков тормозных цилиндров и проверить, равномерно ли удалены тормозные колодки на обеих сторонах колеса.



6. РЕГУЛИРОВКА ВЫХОДА ШТОКА ТОРМОЗНОГО ЦИЛИНДРА

При приемке электровоза может оказаться, что выход штоков тормозных цилиндров отдельных колесных пар всходит из допустимых пределов.

 

Если выход штока тормозного цилиндра при пробном торможении окажется меньше 60 мм, необходимо удлинить на несколько витков рабочую длину тормозной тяги. Для этого повернуть вертлюг на 150° (рис. 5) по часовой стрелке, относительно рабочего положения, затем легким ломом отжать от колеса тормозную колодку. Вертлюг поставить в рабочее положение. После вторичного торможения и отпуска выход штока тормозного цилиндра увеличится.

Выход штока поршня тормозного цилиндра больше 120 мм в следующих случаях:

а) при большом сопротивлении трения в соединениях тормозной рычажной передачи или в автоматическом компенсаторе;

б) при ослаблении пружин арретирующих устройств;

в) при недостаточном натяжении возвращающей пружины у тормозного цилиндра.

Для устранения этих неисправностей необходимо смазать все цапфы тормозной рычажной передачи. Тормозная тяга с резьбой должна свободно проходить сквозь компенсатор, если вертлюг повернут на 150°. Необходимо подтянуть пружину арретирующего устройства, а также возвращающую пружину тормозного цилиндра. После устранения неисправностей необходимо привести в действие тормоза, а затем произвести отпуск. После этого убедиться, находится ли выход штока тормозного цилиндра в диапазоне 60—120 мм. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

//////////////////////////////////////////