Дизель-генераторная установка мощностью 75 кВт с двухконтурной системой охлаждения МОС АД-75С-Т400-1РЯ. Руководство по эксплуатации НКК-ТЗ/75-2/2018 РЭ

 

  Главная      Книги - Двигатели 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

   

 

   

 

 

 

 

 

Дизель-генераторная установка мощностью 75 кВт с двухконтурной системой охлаждения МОС АД-75С-Т400-1РЯ. Руководство по эксплуатации НКК-ТЗ/75-2/2018 РЭ

 

 

Дизель-генераторная установка
мощностью 75 кВт с двухконтурной системой охлаждения
МОС АД-75С-Т400-1РЯ
Руководство по эксплуатации
На 32 листах
Ленинградская АЭС-2
Убежище ГО на 520 укрываемых
на территории ЛАЭС-2
(02UZM)
НКК-ТЗ/75-2/2018 РЭ
LN2O.E.D95.0.2 UZM&&.XJ A01.030.KС.0001
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3
1.Назначение
4
2. Технические данные
5
3. Состав ДГУ
8
4.Устройство и работа ДГУ
9
5. Устройство и работа составных частей
10
6. Общие указания по эксплуатации
12
7. Указание мер безопасности
12
8. Порядок установки ДГУ
13
9. Подготовка к работе
14
10. Порядок работы
15
11.Измерение параметров, регулировка и настройка
16
12. Техническое обслуживание
17
13. Консервация и правила хранения
21
14. Возможные неисправности и способы их устранения
24
15. Транспортирование
25
16. Перечень элементов электрооборудования дизеля и ДГУ
26
17. Рисунки, схемы
27-31
Введение
Настоящее руководство по эксплуатации (РЭ) предназначено для изучения устройства и пр а-
вильной эксплуатации дизель - генератора МОС АД-Х-Т400-1Р, где Х - номинальная выходная
электрическая мощность в кВт в зависимости от применяемых дизельных двигателей и генераторов
электрической энергии (в дальнейшем ДГУ).
РЭ включает в себя техническое описание и инструкцию по эксплуатации электроустановок.
В техническом описании кратко изложены назначение, устройство и принцип действия электроус-
тановок и отдельных их частей, а также дано описание электрических цепей электроустан овок.
Настоящее РЭ не является исчерпывающим документом. Для более полного изучения элек-
троустановок необходимо дополнительно руководствоваться документами, входящими в комп лект
эксплуатационной документации.
Наименование ДГУ расшифровывается следующим образом:
АД - ДГУ дизельный;
Х - номинальная мощность, кВт;
Т
- трехфазный переменный ток;
400 - номинальное напряжение, В;
1
- степень автоматизации;
Р
- двухконтурная система охлаждения.
В ДГУ постоянно проводятся конструктивные изменения, вызываемые совершенствованием
конструкции, частичным изменением в наименовании комплектующих изделий и т.д., не ухуд-
шающие качества электроустановок и их эксплуатационных данных. В связи с этим возможны рас-
хождения между текстом, рисунками и фактическим исполнением ДГУ.
Запрещается:
1. Использование несоответствующих инструкции по эксплуатации: масла, топлива, охлаждающей
жидкости, смазок, сменных элементов и запчастей (спецификации указанных элементов см. в
инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию ДГУ).
2. Перегрузка ДГУ по любой из фаз либо по всем трѐм фазам.
3. Неравномерная нагрузка по фазам более 25%, т.е. мощности нагрузок, подключѐнных к каждой
из трѐх фаз, не должны отличаться друг от друга по величине более, чем на 25%.
4. Работа ДГУ без предварительного заземления или заземление ДГУ с использованием трубопро-
водов.
5. Работа под нагрузкой менее 20% от номинальной нагрузки более 1 часа.
6. Работа двигателя на холостом ходу более 5 минут.
7. Проведение сварочных работ на ДГУ и на не отсоединѐнном от ДГУ контуре заземления.
8. Заправка ДГУ топливом при наличии вблизи источников искр и пламени.
9. Работа ДГУ в среде, содержащей горючие и взрывчатые вещества.
10. Проведение пуско-наладочных работ, первого технического обслуживания и ремонта не атте-
стованным персоналом.
11. Изменение конструкции ДГУ и еѐ узлов и агрегатов.
12. Проведение работ на работающей ДГУ.
13. Работа ДГУ без воздушного фильтра.
14. Чистка ДГУ составами под давлением (чистка ДГУ подробно изложена в инструкции по экс-
плуатации).
15. Параллельная работа с сетью энергосистемы без применения специальных мер, предпринятых
изготовителем.
16. Несоблюдение полярности подключения стартерной батареи.
3
1.НАЗНАЧЕНИЕ
ДГУ предназначена для питания потребителей трехфазным переменным током
напряжением 400 В, частотой 50 Гц.
ДГУ допускает эксплуатацию в следующих условиях:
температура окружающего воздуха от -25 до +50С;
относительная влажность воздуха до 98 % при температуре +25С;
высота над уровнем моря до 1000 м;
запыленность окружающего воздуха не более 0,01 г/м3.
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Основные технические показатели ДГУ приведены в таблице 2.1.
ДГУ допускает 10 % перегрузку по току при номинальных напряжении и коэффициенте
мощности в течение 1 часа при температуре окружающего воздуха до +40С и высоте над уровнем
моря до 1000 м.
Повторение режимов перегрузки не менее чем через 6 часов. Общее время работы с 10 % пе-
регрузкой не должно превышать 10 % назначенного ресурса до капитального ремонта двигателя.
Пуск ДГУ осуществляется электростартером от аккумуляторных батарей. Емкость аккумул я-
торных батарей при этом должна быть не менее 75 % номинальной емкости.
ДГУ обеспечивает:
запуск асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором без момента на валу мощн о-
стью 70 % от номинальной мощности генератора.
В установившемся тепловом режиме при коэффициенте мощности 0,8 (при индуктивной
нагрузке) и наклоне регуляторной характеристики (6 - 8 %) ДГУ обеспечивает:
установившееся отклонение напряжения, % не более: ±2 при ступенчатом изменении сим-
метричной нагрузки от 0 до 100 % номинальной мощности;
переходное отклонение напряжение при набросе-сбросе симметричной нагрузки:
а) не более ±20 % при 100 % номинальной мощности, при этом время восстановления - не бо-
лее 2 сек.;
б) не более ±10 % при 50 % номинальной мощности при этом время восстановления - не бо-
лее 1 сек.;
переходное отклонение частоты при сбросе-набросе симметричной нагрузки 70 % номи-
нальной мощности - не более 10 %, при этом время восстановления не более 5 сек.
ДГУ допускает длительную работу при несимметричной нагрузке фаз до 25 % номинально-
го тока, при условии, что ток ни одной из фаз не превышает номинального значения. При этом ко-
эффициент небаланса напряжений не должен превышать 10 % номинального значения напряжения.
ДГУ обеспечивает длительную работу на нагрузку не менее 25 % от номинальной мощности.
Таблица 2.1
Наименование
Значение
1
2
Основные характеристики ДГУ
Номинальная мощность, кВт/кВА
75/94
Минимальная мощность, допустимая при
длительной работе, кВт/кВА
25/31
Род тока
Переменный, трехфазный
Номинальное напряжение, В
400
Номинальная частота тока, Гц
50
Номинальный коэффициент мощности
(cosȹ)
0,8
Время пуска и приема нагрузки при
минимальной температуре + 8 °С, с, не
более
не нормируется
Степень автоматизации по ГОСТ Р 50783
3
Время необслуживаемой работы, ч, не
менее
8
Время непрерывной работы, ч, не менее
120
Расход топлива, л/ч, не более, при
мощности:
100%
25,4
75%
19,5
50%
13,5
Автономная работа от встроенного
топливного бака при 100% мощности, ч,
не менее
15,0
Производительность ручного
крыльчатого насоса АМПИКА К5, л/мин
6,5
Заправочные емкости, л:
системы охлаждения
30
системы смазки
19
Характеристики двигателя
Модель двигателя
ЯМЗ-236М2-48 (Россия)
Тип двигателя
дизельный четырехтактный
Основная мощность, кВт
132
Резервная мощность, кВт
145,2
Рабочий объем двигателя, л
11,15
Число, расположение цилиндров
6, V-образное
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм
130 х 140
Степень сжатия
16,5:1
Порядок работы цилиндров
1-4-2-5-3-6
Номинальная частота вращения, мин-1
1500
Тип регулятора частоты вращения
механический, без поддержки CAN-шины
прямой впрыск, ТНВД с механическим
Система впрыска топлива
регулятором
Вид наддува воздуха
без наддува (атмосферный)
Система охлаждения
жидкостная
Шаг приема нагрузки (step- load, G2)
относительно основной мощности, %
100
Номинальное напряжение электрической
системы, В
24
Система запуска
электростартерная
Удельный расход топлива, г/кВт*ч, не
более, при
- 100% номинальной мощности
240
- 75% номинальной мощности
185
- 50% номинальной мощности
128
Удельный расход масла на угар при 100%
номинальной мощности :
- относительно расхода топлива, %
0,5
- абсолютный, л/ч
0,11
- удельный, г/кВт·ч
1,1
Стандартный период замены моторного
масла, моточасы
250
Рабочий ресурс двигателя, моточасы
12 000
Прочее оборудование ДГУ
Глушитель
Специальный глушитель (уровень снижения
шума 12 -15 дБА), с двумя металлорукавами
Защита генератора
3-фазный автомат защиты с независимым
расцепителем
Характеристики генератора
Модель генератора
Stamford UCI 274 С (Англия)
Тип генератора
3-фазный, 4-полюсной, синхронный,
бесщеточный, одноопорный, 50 Гц,
400/230 В с автоматическим регулированием
напряжения
Номинальная сила тока, А
144
Номинальная мощность, cos φ=0,8,
кВт/кВА
80/100
Степень защиты генератора, не менее
IP44
Степень защиты соединительных
коробок
IP55
Класс изоляции
Н
Рабочий ресурс генератора, часов
100 000
Система управления
Пульт управления ДЭС
цифровой - на контроллере DKG317
Работа в сети с «глухозаземлѐннойª
нейтралью
да
3. СОСТАВ ДГУ
В состав ДГУ входят следующие основные составные части.
Таблица 3.1.
Наименование составной
Код KKS
Кол-
Модель
части
во
Двигатель
ЯМЗ-236М2-48
02XJA01HA001
1
Stamford UCI
Генератор
02XKA01AG001
1
274 С
Шкаф управления
ШУЭС 75.1
02CWX01GH002
1
Рама
1
ОВМ 220.300
Охладитель воды и масла
1
Пульт дистанционного
Шкаф АВР
02XKA01AG001-S01
1
управления
Расходный топливный бак
ТБ990 объемом 990 л с топ-
ливопроводами и автомати-
ческой закачкой топлива из
ТБ990
02XJN01ВВ002
1
внешнего резервуара, насо-
сом Pedrollo, датчиками
уровня (верхний, нижний,
аварийный) тип Геркон.
Бак масляный объемом
150 л. с дозатором и клапа-
Масляный бак
02XJV01BB001
1
ном масла Kenco с датчика-
ми уровня.
Система выхлопа:
-Глушитель с отводом и
02XJR01BS001,
1
металлорукавами
02XJR01MR001
Циркуляционный насос
ЦНА 25-40
1
Аккумуляторные батареи
Stels 6СТ-60
02BTA07
2
(АКБ)
Комплект эксплуатационной документации
1
Работа при низкой нагрузке.
Избегайте длительной работы на холостом ходу и при нагрузке менее 25% мощности.
Одним из последствий этого является то, что углерод накапливается на клапанах, голов-
ках поршней, выхлопных каналах и выхлопной турбине.
При низкой нагрузке температура сгорания настолько низкая, что полное сгорание топли-
ва не может быть обеспечено. Это означает, что смазочное масло может быть разбавлено ди-
зельным топливом, а в выпускном коллекторе будет протекать масло.
Выполнение следующих действий дополнительно к обычному техническому обслу-
живанию устранит риск неисправностей, вызванных работой при низкой нагрузке:
Уменьшить эксплуатацию при низкой нагрузке до минимума. Если работа двигателя регулярно
проверяется без нагрузки раз в неделю, то длительность работы следует сократить до 5 минут.
Дайте проработать двигателю при полной нагрузке в течение около 4 часов раз в год. Это даст
возможность выгореть отложениям углерода в двигателе и в выхлопной трубе.
4. УСТРОЙСТВО И РАБОТА ДГУ
4.1. Компоновка ДГУ
Двигатель и генератор соединены между собой с помощью муфты в единый блок, который
закреплен на раме. Двигатель и генератор устанавливается на раму через виброгасители.
Крутящий момент от двигателя к генератору передается с помощью соединительной муф-
ты.
На генераторе установлены: шкаф управления ШУЭС 75.1
Рядом с ДГУ должен быть установлен топливный бак ТБ1000, входит в состав продукции.
Сверху на картере маховика двигателя установлен «стоповый механизмª управления топ-
ливной рейкой.
На раме установлено крепление для аккумуляторных батарей.
4.2. Схемы электрические принципиальные. Рис. 1
4.2.1. Схема электрическая принципиальная подразделяется на следующие цепи, выде-
ленные по функциональному назначению рис. 1:
главной цепи;
цепи измерения;
цепи электрооборудования двигателя;
цепи контроля и управления работой двигателя;
цепи измерения, аварийной защиты и сигнализации.
4.2.1.1.Главная цепь включает в себя генератор G, обмотки которого соединены в «звездуª
с выведенным нулем, автоматический выключатель QF1. Рис. 3.
Подробное описание принципиальной схемы генератора G приведено в прилагаемой экс-
плуатационной документации на него.
Напряжение от выводных зажимов генератора G подается через трансформаторы тока,
предназначенные для измерения тока нагрузки генератора, на автоматический выключатель АГ.
Автоматический выключатель АГ служит для защиты генератора от перегрузок и корот-
ких замыканий.
4.2.1.2.Цепи измерения включают в себя:
трансформаторы тока ТС1, ТС2, ТС3;
Напряжение, ток и частота выходного напряжения генератора, а также время наработки
контролируется с помощью контроллера А1.
4.2.1.3.Цепи оборудования двигателя выполнены по однопроводной системе постоянного
тока с общим минусом и напряжением питания +24 В.
Схемой предусмотрено две батареи Б1 и Б2, включенные последовательн о, отрицательный
полюс батареи Б1 подключен к корпусу через включатель массы ВМ.
Подзарядка аккумуляторных батарей обеспечивается зарядным генератором ЗГ, установ-
ленном на двигателе. Контроль заряда осуществляется по величине напряжения зарядного ген е-
ратора с помощью контроллера А1.
4.2.1.4.Контроль и управление работой двигателя.
Для контроля работы двигателя на щите управления установлены:
контроллер А1, который осуществляет контроль за температурой охлаждающей жидкости,
давлением масла; измеряет величину напряжения подзарядки батарей; ведет подсчѐт моточасов на-
работки ДГУ;
соответствующие датчики, установленные на двигателе;
механический датчик уровня топлива ДУР установлен на топливном баке.
Пуск ДГУ производится нажатием кнопки «RUN ª на лицевой панели контроллера, после чего
срабатывает реле К1 и через его контакты подается питание 24 В на тяговое электромагнитное реле
РС. Реле РС подает питание на стартер СТ.
Система управления обеспечивает следующие виды остановки агрегата:
а) Нажатием кнопки «STOPª на панели контроллера.
9
б) Нажатием кнопки «АВАРИЙНЫЙ СТОПª происходит экстренная остановка при воз-
никновении аварийных ситуаций.
с) Автоматическая остановка от действия аварийных датчиков или при отклонении контро-
лируемых параметров сверх установленных пределов.
С выхода контроллера сигнал остановки подается на катушку реле К2, через его контакты пи-
тание поступает на катушку втягивающего устройства, передвигающее топливную рейку ТНВД в
положение остановки двигателя.
4.2.1.5.Цепи измерения, аварийной защиты и сигнализации.
Контроллер осуществляет непрерывное измерение температуры охлаждающей жидкости,
давления масла в системе смазки двигателя, а также автоматическое отключение нагрузки и ост а-
новку двигателя при возникновении следующих неисправностей:
недопустимое повышение температуры охлаждающей жидкости;
недопустимое понижение давления масла в смазочной системе двигателя;
недопустимое повышение или понижение напряжения, тока нагрузки или частоты генерато-
ра;
Срабатывание аварийной защиты дублируется световым сигналом «Ав арияª на лицевой пане-
ли ШУЭС.
5.УСТРОЙСТВО И РАБОТА СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ
Рисунок
5.1.Двигатель.
Двигателем в ДГУ является четырехтактный двигатель соответствующей модели указанной в
табл.3.1.. Описание конструкции и работа двигателя изложены в инструкции по его эксплуатации.
5.2.Генератор.
Источником электрической энергии в ДГУ является синхронный безщеточный генератор.
5.3.Соединительная муфта.
Крутящий момент от двигателя к генератору передается соединительной муфтой упруго-
демпфирующего типа.
Муфта обеспечивает смягчение от толчков, демпфирование крутильных колебаний, компен-
сацию монтажных неточностей и биений соединяемых валов.
К маховику двигателя 1 крепится полумуфта 4 с полукруглыми вырезами, оси которых совпа-
дают с осями на другой полумуфте 2, посаженной на вал генератора 6.
В образующиеся круглые пазы между двумя полумуфтами вставляются круглые резиновые
амортизаторы 3, свободный ход которых в горизонтальной плоскости ограничен с обеих сторон ме-
таллическими секторами 5. Крепление секторов позволяет производить замену амортизаторов через
пазы в корпусе генератора.
5.4.Рама.
Рама представляет собой сварную конструкцию, на которой крепятся все составные части
ДГУ: дизель, генератор, щит управления, аккумуляторы.
Рама изготовлена из швеллерных балок, к которым приварены шпилька заземления и пласт и-
ны с отверстиями для подъема ДГУ краном.
5.5.Система питания двигателя топливом.
Система предназначена для питания топливом двигателя. Топливо закачивается подкачиваю-
щим насосом двигателя из расходного бака через фильтр грубой очистки и через фильтр тонкой
очистки подается к топливному насосу высокого давления, который в соответствии с порядком ра-
боты цилиндров подает топливо по топливопроводам высокого давления к форсункам, а те расп ы-
ляют его в цилиндрах двигателя.
Изли шки топлива, а вместе с ними и попавший в систему низкого давления воздух, отводятся ч е-
рез перепускной клапан топливного насоса, жиклер фильтра тонкой очистки и сливные топлив о-
проводы в бак, туда же поступает топливо, прошедшее в полости пружин форсунок через зазор ме-
жду иглой и распылителем.
Регулирование частоты вращения вала двигателя производится за счет изменения количества
подаваемого в цилиндры топлива путѐм надавливания рычага подачи топлива на левой стороне
ТНВД .
5.6. Система охлаждения.
Система охлаждения предназначена для поддержания необходимого теплового режима рабо-
тающего двигателя.
Система охлаждения двигателя - жидкостная, циркуляционная.
В состав системы охлаждения входят: водяной насос, термостат, охладитель воды, охлади-
тель масла.
Во время работы двигателя циркуляция охлаждающей жидкости в системе создается центро-
бежным водяным насосом.
Заправка системы охлаждения производится через горловину водяного охладителя. Для слива
охлаждающей жидкости из охладителя имеется сливное отверстие.
Температура охлаждающей жидкости контролируется контроллером, установленным на п е-
редней панели шкафа управления.
Датчик температуры охлаждающей жидкости расположен на водосборном трубопроводе пра-
вого блока двигателя.
5.7.Шкаф управления рис.4.
Шкаф управления выполнен в виде металлической бокса прямоугольной формы.
На приборной панели шкафа смонтированы: контроллер управления DKG317, кнопка аварий-
ной остановки, а так же внутри шкафа расположен автоматический выключатель нагрузки генера-
тора.
6.ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
6.1. Требования к обслуживающему персоналу.
К обслуживанию ДГУ допускаются авторизованный персонал, прошедший специальную под-
готовку, имеющий четкое представление о работе ДГУ и его составных частей, изучивший на-
стоящее руководство и все другие документы, входящие в комплект эксплуатационной документ а-
ции, хорошо знающий правила техники безопасности.
Обслуживающий персонал должен иметь квалификационную группу по электробезопасности
не ниже III и удовлетворять по состоянию здоровья установленным требованиям.
Обслуживающему персоналу для надежной и безопасной работы необходимо:
твердо знать устройство и правила эксплуатации ДГУ;
иметь достаточные знания в области электротехники;
соблюдать правильный режим работы электротехники;
следить за техническим состоянием ДГУ и своевременно проводить техническое обслужи-
вание;
соблюдать правила техники безопасности;
уметь пользоваться защитными средствами и индивидуальной защиты.
Кроме того, обслуживающий персонал должен уметь практически оказывать первую помощь
при поражении электрическим током.
Обслуживающий персонал, обнаруживший неисправность ДГУ, представляющую опасность
для людей или угрожающую пожаром, обязан незамедлительно принять меры к устранению неи с-
правности.
6.2.Ввод ДГУ в эксплуатацию.
Перед вводом в эксплуатацию ДГУ должен быть тщательно осмотрен и подготовлен к работе.
Законсервированный ДГУ должен быть расконсервирован и осмотрен.
Первый ввод ДГУ в эксплуатацию после расконсервации, длительной стоянки или ремонта
нужно производить с особой тщательностью, для чего необходимо осмотреть все основные состав-
ные части, проверить надежность их крепления. Произвести проверку контактных соединений
электромонтажа и аппаратуры управления
7. УКАЗАНИЕ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ
7.1.Общие меры безопасности при эксплуатации.
При эксплуатации ДГУ должны выполняться «Правила устройства электроустановокª (ПУЭ),
«Правила технической эксплуатации электроустановок потребителейª и «Правила техники безо-
пасности при эксплуатации электроустановок потребителейª (ПТЭ и ПТБ), «Правила по охране
труда при эксплуатации электроустановокª (ПОТЭУ).
Правила безопасности при обслуживании генератора, двигателя и аккумуляторных батарей
приведены в эксплутационной документации на них, входящей в комплект документ ации ДГУ.
При эксплуатации ДГУ необходимо соблюдать следующие правила безопасности:
к обслуживанию ДГУ допускаются лица, прошедшие теоретическую и практическую спец и-
альную подготовку, сдавшие экзамен по электробезопасности квалификационной комиссии, пр о-
шедшие инструктаж и стажировку на рабочем месте;
во время работы ДГУ не допускать к нему посторонних лиц;
вблизи работающего ДГУ должны находиться средства пожаротушения, всегда готовые к
применению;
при заправке топливом и маслом запрещается пользоваться открытым огнем и курить;
следить, чтобы не было течи масла и топлива. При обнаружении - течь немедленно устра-
нить;
следить, чтобы возле выхлопных труб двигателя не было воспламеняющихся материалов;
запрещается производить чистку, смазку и ремонт работающего ДГУ.
7.2. Меры безопасности.
ДГУ предназначен для работы в сетях с глухозаземленной нейтралью.
Корпус ДГУ и нейтраль генератора должны быть надежно заземлены.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ НЕЗАЗЕМЛЕННОГО ДГУ ЗАПРЕЩАЕТСЯ!
Заземление ДГУ следует осуществлять путем подключения к общему контуру заземления со-
оружения, в котором он установлен. При отсутствии заземляющего конт ура могут быть использо-
ваны естественные или искусственные заземлители, согласно «Правилам устройства электроуст а-
новокª (ПУЭ).
Заземление должно отвечать требованиям главы 1.7. «ПУЭª.
Сопротивление заземляющего устройства, используемого для заземления ДГУ и нейтрали ге-
нератора, в любое время года должно быть не более 4 Ом.
Во время обслуживания ДГУ необходимо соблюдать следующие правила:
не прикасаться во время работы к зажимам и неизолированным токоведущим проводникам;
категорически запрещается производить ремонт и устранять неисправности элементов, на-
ходящихся под напряжением.
8.ПОРЯДОК УСТАНОВКИ ДГУ
8.1 Подготовить помещение для монтажа.
Помещение должно быть достаточно освещенным и удобным для обслуживания электростанции.
В помещении, где установлена электростанция, запрещается хранить материалы (кислоты, щелочи
и др. химикаты), вызывающие коррозию.
В связи с тем, что забор воздуха на горение, производится из помещения, в котором установлена
электростанция, необходимо предусмотреть достаточный приток воздуха.
При этом должно быть исключено попадание атмосферных осадков на детали и узлы электро-
станции.
8.2. Оборудовать фундамент и внешние системы обслуживания.
Электростанция устанавливается на фундамент, исключающий возможность деформации рамы .
Фундамент должен иметь минимальный наклон по отношению к горизонтальной поверхности (не
более 10 градусов). Глубина заложения фундамента должна быть равной или большей, чем глуби-
на фундамента стен помещения. Между фундаментом и рамой рекомендуется установить аморти-
зирующую резину толщиной 10-20 мм.
8.3 Провести монтаж и подключение системы охлаждения ДВС.
Электростанцию через отверстия в полозьях рамы необходимо крепить анкерными болтами к
фундаменту. Провисание отдельных частей рамы не допускается. Спец иальный глушитель смон-
тирован жестко на электростанции, но весь дальнейший выпускной трубопровод должен иметь
тепловую защиту. Тепловые расширения не должны воздействовать на фланец выпускного ко л-
лектора.
При прокладке силовых кабелей необходимо предусмотреть возможность их осмотра и ремонта.
Корпус электростанции должен быть надежно электрически соединен с заземляющим устройст-
вом.
Сопротивление заземляющего устройства должно быть не более 4 Ом.
В дизельной электростанции МОС АД-75С-Т400-1РЯ, применена двухконтурная система охлаж-
дения, где 1-й контур - система охлаждения двигателя, 2-й контур - система охлаждения охлаж-
дающей жидкости, система охлаждения двигателя и охлаждения масла. 2-й контур состоит из во-
до-водяного теплообменника, водо-масляного теплообменника. Подводка проточной воды осуще-
ствляется к верхнему водо-водяному теплообменнику, а отвод воды осуществляется из нижнего
водо-маслянного теплообменника.
проверить подключение к заземляющему контуру, при необходимости заземлить;
подготовить ДГУ к пуску см. раздел 9 и произвести пробные пуски и включение нагрузки.
Чертеж рамы станции
9. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ
9.1.Общие указания.
Перед пуском после транспортирования или длительного пребывания в нерабочем состоянии
электроустановка должна быть проверена и подготовлена к работе.
Подготов ку электроустановки к работе производить в следующем порядке:
1) произвести внешний осмотр электроустановки, проверить состояние ДГУ, щита управле-
ния, подогревателя, электромонтажа, надежность крепления двигателя и генератора к раме, крепле-
ние трубопроводов, электропроводов и т. д.;
2) проверить наличие заземления и надежность его подключения;
3) проверить наличие топлива, масла и охлаждающей жидкости в соответствующих систе-
мах агрегата и, при необходимости, произвести их заправку (дозаправку);
4) произвести подготовку к работе аккумуляторные батареи и полярность их подключения;
5) проверить натяжение ремней привода водяного насоса и зарядного генератора;
6) проверить правильность и надежность подключения нагрузки к соответствующим шинам;
7) заполнить топливом систему питания с помощью ручного топливоподкачивающего насо-
са;
8) проверить перед первым пуском или после длительного пребывания в нерабочем состо я-
нии электроустановки сопротивление электрической изоляции. Методика проверки сопротивления
электрической изоляции изложена в «Инструкции по эксплуатацииª генераторов серии.
Важно: при проверке электрической изоляции необходимо отключить все входы и вы-
ходы контроллера.
9) включить включатель «массыª ВМ электроустановки.
10) выключить автоматический выключатель нагрузки генератора АГ.
Подготов ку к пуску двигателя производить согласно соответств ующему разделу эксплуатац и-
онной документации на него.
10. ПОРЯДОК РАБОТЫ
Подробное описание работы и органов управления контроллера А1 (DKG317) рассмотрено в
инструкции по эксплуатации на него.
10.1.Пуск.
Для обеспечения пуска необходимо:
1)автоматический выключатель нагрузки перевести в положение «ОТКЛª;
2) установить тумблер «Питание +24Вª в положение «ВКЛª, произойдет начальная загрузка
контроллера, после чего все индикаторы должны погаснуть, на табло будет св етиться децимальная
точка младшего разряда. Это означает, что контроллер находится в режиме OFF (не активен);
3)нажать и удерживать кнопку RUN в течение 2 сек. В течение 3 сек. произойдет тестирова-
ние контроллера, после чего на табло высветится сообщение (----), дисплейное меню установится в
режим ENGINE (постоянно горит желтый индикатор). Зеленый индикатор AUTO гореть не дол-
жен. Контроллер находится в ручном режиме в состоянии готовности.
4)нажатием кнопки RUN на панели контроллера пустить двигатель. Надежный пуск двигателя
стартером должен обеспечиваться не более чем с трех попыток. При этом продолжительность вре-
мени включения стартера не должна превышать 10 сек. с промежутками между включениями не
менее 15 сек.
После того, как двигатель начнет работать, стартер отключится автоматически.
Если после трех включений стартера двигатель не запустился, обслуживающему персоналу
необходимо выявить и устранить неисправность.
Включить нагрузку включением автомата АГ Нагрузка.
Перейти в меню V/A/Hz/h в режим индикации тока. С помощью переключателя тока генера-
тора проверить симметрию тока по фазам. Допускается несимметрия токов по фазам не более 25%
от номинального значения тока в фазе, при этом не должно быть перегрузки отдельных фаз.
10.2.Наблюдение за ДГУ во время работы.
Во время работы ДГУ на нагрузку необходимо следить за показаниями индикаторного табло
контроллера ( в режиме холостого хода частота вращения двигателя - 53 Гц).
В нормальных условиях экспл уатации при установившемся тепловом режиме дизель - гене-
ратора, номинальной нагрузке и коэффициенте мощности 0,8 значения измеряемых величин не
должны превышать указанных в таблице 2.1
10.3.Остановка ДГУ.
Остановку ДГУ необходимо производить в следующей последовательности:
1)отключить нагрузку генератора автоматическим выключателем АГ Нагрузка;
2)не менее 2 минут дать возможность ДГУ поработать на холостом ходу для охлаждения ди-
зеля и генератора, после чего нажатием кнопку «STOPª на панели контроллера остановить агрегат;
3)отключить включатель «массыª ВМ.
Примечание. В случае отказа стоп-устройства или неисправности электрической схемы
остановка двигателя может быть произведена путем нажатия скобы регулятора вниз до пол-
ной остановки ДГУ в соответствии с руководством по эксплуатации двигателя.
10.4.Осмотр после окончания работы.
После окончания работы необходимо выполнить следующее:
проверить, отключен ли выключатель АГ Нагрузка;
обтереть сухой ветошью двигатель, генератор; удалить подтеки масла и топлива;
проверить состояние и крепление трубопроводов, если имеются дефекты - устранить их;
осмотреть крепление основных составных частей электроустановки и устранить замеченные
дефекты;
подготовить ДГУ к следующему пуску.
11. ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ, РЕГУЛИРОВКА И НАСТРОЙКА
11.1.Проверка действия цепей защиты и сигнализации при возникновении аварийных ситуа-
ций.
Включить питание щита управления, произвести запуск ДГУ согласно п.10.1.
11.1.1.Режим «Снижение давления маслаª.
Проверка производится в следующем порядке:
на неработающем ДГУ проверить омметром замкнутое состояние контактов датчика давле-
ния масла ДДМА. Эта проверка проводится непосредственно на датчике относительно корпуса
двигателя, при этом контакты не должны быть замкн уты.
включить питание щита управления, произвести запуск ДГУ согласно п.10.1. При этом кон-
троллер не должен аварийно остановить агрегат по «Снижению давления маслаª.
соединить временной перемычкой верхний контакт датчика с корпусом двигателя.
Система управления должна обеспечить:
включение индикатора «OILª на лицевой панели контроллера;
выдачу сообщения (Lo Pr) на табло контроллера.
остановку двигателя с воздействием на стоп-устройство;
подачу светового сигнала «Аварияª.
Разблокировать цепь нажатием кнопки STOP/Off на панели контроллера после снятия пере-
мычки.
11.1.2.Режим «Перегрев охлаждающей жидкостиª.
Проверку производят на работающем ДГУ при включенном выключателе АГ Нагрузка. (см.
пп. 10.1;10.2) Соединить временной перемычкой контакты 16 датчика температуры охлаждающей
жидкости ДТВА с корпусом.
Система управления должна обеспечить:
включение индикатора TEMPERATURE на лицевой панели контроллера;
выдачу сообщения (Hi C) на табло контроллера;
подачу светового сигнала «Аварияª;
остановку двигателя с воздействием на рабочее стоп-устройство РСУ.
Разблокировать цепь нажатием кнопки STOP/Off на панели контроллера после снятия пере-
мычки.
11.1.3.
Режим «Частота генератора выше нормыª.
Произвести запуск ДГУ согласно п.10.1. Воздействием на регулятор оборотов плавно повы-
шать частоту оборотов двигателя, контролируя частоту вырабатываемой электроэнергии в меню
V/A/Hz/h. При достижении предельного значения 55 Гц контроллер обеспечив ает:
остановку двигателя с воздействием на стоп-устройство;
подачу светового сигнала «Аварияª;
выдачу сообщения (Hi Fr) на табло контроллера.
Разблокировать цепь нажатием кнопки STOP/Off на панели контроллера после снятия пере-
мычки.
11.1.4.
Защита генератора по превышению выходного тока и напряжения осуществляется
как контроллером, так и автоматическим выключателем. Защита от короткого замыкания в нагруз-
ке осуществляется автоматическим выключателем АГ, обеспечивающим в обеих ситуациях от-
ключение нагрузки ДГУ.
Подробное описание работы аварийной защиты и описание возможных сообщений на табло
контроллера, можно найти в инструкции по эксплуатации контроллера А1.
12. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
12.1.Общие указания
Техническое обслуживание является одним из основных мероприятий по поддержанию элек-
троустановки в исправном состоянии. Своевременное и качественное выполнение технического о б-
служивания предупреждает появление неисправностей и отказов в работе, увеличивает срок служ-
бы и обеспечивает высокий уровень эксплуатационной надежности электроустановки.
Техническое обслуживание необходимо выполнять в объеме и сроки, установленные в на-
стоящем разделе РЭ, независимо от технического состояния электростанции. Уменьшать объем
работ и изменять их периодичность запре щается.
При обнаружении неисправности электроустановки до установленного срока проведения тех-
нического обслуживания, техническое обслуживание проведите сразу же после устранения неис-
правности в объеме, необходимом для проверки надежности работы узла или составной части элек-
троустановки, в которых устранялись неисправности. Сведения о проведенных работах по техниче-
скому обслуживанию, начиная с времени начала эксплуатаци и ДГУ, занесите в формуляр электро-
установки. Невыполнение требований данного пункта повлечет отказ от гарантийных обязательств
производителя ДГУ.
12.2. Виды и периодичность технического обслуживания
Настоящим РЭ устанавливаются следующие виды технического обслуживания:
ежедневное техническое обслуживание;
техническое обслуживание № 1;
техническое обслуживание № 2;
сезонное техническое обслуживание;
Технические обслуживания электростанции проводятся со следую щей периодичностью:
ежедневное техническое обслуживание — после каждой остановки электростанции, а
также при сдаче дежурства, в случае длительной непрерывной работы электростанции;
разовое техническое обслуживание после обкатки (разовое) — один раз в период приработки
дизеля через 50 час. с начала ее эксплуатации;
техническое обслуживание № 1 — через каждые 125 час. работы;
техническое обслуживание № 2 — через каждые 500 час. работы;
сезонное техническое обслуживание — два раза в год, при перехо де на летний или зимний
период эксплуатации (проводится весной и осенью).
12.3.Подготов ка к техническому обслуживанию
Ежедневное, технические обслуживания № 1, 2, и сезонное техническое обслуживание пров о-
дится мотористом и электромехаником на месте, на котором установлена электростанция.
Проведите до начала технического обслуживания необходимые подготовительные работы:
1) снимите напряжение;
2) проведите внешний осмотр электростанции;
3) подготовьте все необходимые средства для оказания первой помощи;
4) проверьте наличие и исправность противопожарных средств;
5) обеспечьте рабочее место освещением;
6) подготовьте все материалы, приборы, инструмент, приспособления, необходимые для про-
ведения технического обслуживания;
7) проверьте наличие всей эксплуатационной документации электростанции, придаваемой к
ней.
При этом в формулярах электростанции и дизеля должны быть записи о работах, проведенных
до очередного технического обслуживания.
12.4.Проведение технического обслуживания
Виды технического обслуживания, перечень и содержание работ с указанием необходимого
оборудования приведены в таблице 12.1
Таблица 12.1
Приборы, инструмент.
Содержание работ
Приспособления и ма териалы,
Технические требования
и методика их применения
необходимые
для выпо лнения работ
Ежедневное те хническое обс луживание
1. Протрите дизель -генера тор, баки, топливо-
Грязи, пыли, подтеков масла и
Ве тошь
и маслопроводы и другие узлы, и детали
топлива не должно быть
электростанции от грязи, пы ли и по дтеков
масла и топлива после ее остановки
2. Произве дите внешний осмотр дизеля, ге-
Осматриваемые составные час-
нератора, ШУ и других составных частей
ти э лектростанции должны
электростанции.
быть внешне исправными.
Устраните вы явленные в процессе внешнего
осмотра неисправности
3. Проверьте надежнос ть э лектрических кон-
Электрические
конта кты
Гаечные торцевые ключи,
тактов и це лостнос ть эле ктромонтажа со-
должны быть на дежными
припой ПОС-40, шкурка
ставны х часте й эле ктрос танции.
шлифовальна я бумажная
Проверка проводится внешним осмотром.
зернистостью
20 по ГОСТ
Подтяните в с лучае необходимости винты,
6456-82
гайки болты крепления проводов к электри-
ческим элементам схемы и переходным па-
нелям, припаяйте отпаянные провода, зачис-
тите забоины и оплавления на конта кта х
разъемов
4. Проверьте надежность заземления элек-
Заземление должно быть надеж-
тростанции и по требите лей.
ным
Проверка проводится внешним осмотром
5. Проверьте на личие в сис тема х масла, топ-
Сис темы должны быть заправ-
лива и о хлаждающей жидкости
лены полностью
Техничес кое обс луж ивание №1
1.
Проведите все операции еже дневного
те хнического обслуживания
2.
Проведите те хническое обслуживание
дизе ля в объеме и по методике «Те хническо-
го обслуживания №1 (ТО-1)ª, изложенные в
руководстве по эксплуатации дизелей
3.
Проверьте крепление дизе ля и генерато-
Крепления до лжны быть на -
ра к раме, фланца дизеля к фланцу генерато-
дежными.
ра, дизель-генератора к прицепу-шасси, ба-
ков, ШУЭ С и т.д.
Проверка проводится внешним осмотром
Гаечные и торцевые клю-
Подтяните в с лучае необ ходимости соотве т-
чи, отвертки
ствующие крепежные де тали
4. Проверьте аккумуляторные ба тареи на от-
Зимой разреженность аккуму-
сутствие подтеканий, степень их разряжен-
ляторов должна бы ть не более
ности, уровень электролита и его плотность
25% о т номинальной емкости,
Уровень электролита измерьте при по -
летом - не более 50 %
Уровнемерная трубка И-
мощи уровнемерной трубки
908-0068, ареометр АЭ-1
(ГОСТ18481-81),
Пло тность эле ктролита определите ареомет-
Плотнос ть электролита, приве -
ром
денная к 298 К (25 С), должна
соответствовать
ве личинам,
приведенным в инструкции по
эксплуатации аккумуляторны х
батарей
5. Зарядите аккумуляторные батареи.
Зарядка ведется до постоян-
ства напряжения на аккумулято-
рах и удельного веса электроли-
та в течение одного часа
6. Проверьте сопротивление изоляции эле к-
Сопротивление изоляци и элек-
Мегомметры М4100/1 и
трических цепей э лектростанции
трических цепей до лжно бы ть
М4100/3
не менее 0,5 Мом
7.Промойте фильтрующие элементы топ-
Фильтрующие элементы долж-
Дизельное топливо ГОСТ
ливного о тс тойника.
ны быть чистыми
305-82
Промывку производите в дизельном топли-
ве, нагре том до 308-318 К (35-450 С)
8. Очис тите от грязи и пыли решетки при-
Решетки должны бы ть чис тыми
Ве тошь, щетка
точны х люков
9. Проверьте наличие пломбы и чеки на о г-
На огнетушите лях до лжны
нетушителях
быть пломбы и чека
10. Внесите в формуляр электроустановки
запись о проведенном те хническом обслу-
живании № 1
Техничес кое обс луж ивание № 2
1. Проведите все операции те хнического об-
служивания №1
2. Проведите те хническое обслуживание ди-
Гаечные и торцевые ключи,
зеля в объеме и по методике «Те хнического
отвертки
обслуживания № 2 (ТО-2)ª
Сменный фильтр топли в-
Выполнить все операции ТО-1.
ный
Заменить сменный фильтр для топлива
фильтра тонкой очистки. При потере мощно-
сти двига теля сменный фильтр для топлива
необходимо заменять не дожидаясь проведе-
ния очередного технического обслуживания.
При первом ТО-2 подтяну ть гайки шпилек
См. соотве тс твующие разде лы в
крепления головок цилиндров в соотве тствии
руководстве по эксплуатации
с указаниями на двигатель.
дизе льным двига те лем
Проверить и, при необ хо димости, отрегу ли-
ровать тепловые зазоры в приводе клапанов
механизма газораспределения.
Проверить на личие масла в муфте опереже-
ния впрыскивания топлива и, при необходи-
мости, долить.
Снять форсунки с двига теля и выполнить их
те хническое обслуживание.
3. Проведите обслуживание аккумуляторны х
батарей:
1) очистите о т пы ли, грязи и пролитого
Пыли, грязи, с ле дов эле ктролита
Ве тошь,
10%-ный раствор
электролита повер хность ба тарей чистой
на поверхности батарей быть не
нашатырного спирта или
ветошью, смоченной в растворе наша-
должно
кальцинированной соды, га-
тырного спирта или ка льцинированной
ечный или торцевой ключ,
соли (10%-ный раствор)
паяльник
2) очистите окис лившиеся выводные клем-
Контакт между наконечниками
мы батарей в местах присоединения к
проводов и клеммами должен
ним наконечников и сами наконечники
быть надежным
проводов
3) проверьте плотнос ть контакта наконеч-
ников проводов с выводными клеммами
батарей, не допускайте натяжения про-
водов для пре дупреждения повреждения
выводны х клемм.
4) проверьте и в случае необходимости
прочистите вентиляционные отверстия в
пробках аккумуляторов.
5. Продуйте су хим возду хом да влением 0,2
На внутренних повер хнос тях не
Сжа тый су хой возду х дав-
МПа (2 кгс/см2) внутренние повер хнос ти
должно бы ть пыли и грязи
лением 0,2 Мпа (2 кгс/см2)
блока питания генера тора, ШУ и т.д.
6. Проверьте состояние ла кокрасочного по-
Не до лжно быть мест с повреж-
Эмали: ПФ-1105, ПФ-115,
крытия электроустановки.
денными ла кокрасочными по-
КО-813, кис ти разны х раз-
Восстановите покрытие при необ хо дим ости.
крытиями
меров
Сезонное обс луж ивание
1. Выпо лнить все работы, пре дусмотренные «Те хническим обслуживанием № 2ª, изложенные в н ас тоящем РЭ
2. Промыть топливопроводы рабочим топливом
3. Промыть смазочную систему
4. Промыть сис тему охлаждения
5. Осмотреть состояние защитны х покры тий
6. Проверить сопротивление изо ляции
7. Проверить с хему аварийной защиты и сигнализации
При переходе на осенне-зимний период эксплуатации промыть котел подогревателя, кана-
лы и фильтры электромагнитного клапана подогревателя, форсунки подогревателя и очистить элек-
троды свечей подогревателя, сердечник клапана насоса подогревателя.
ТО-1,ТО-2 и сезонное обслуживание генератора проводить согласно руководству по его
эксплуатации.
Перечень материалов, применяемых для технического обслуживания, приведен в таблице 12.2
Таблица 12.2
Наименование составны х час тей
Наименование материала
ГОСТ
1. ДГ У
1. Бензин Нефрас С50/170
8505-80
2. Ве тошь
4644-75
3. Дизельное топливо
305-82
4. Керосин
38.01.408-86
5. Масло М-10Г2
6360-83
6. Припой ОС-40
38.01.412-86
7. Салфе тки
21931-76
8. Спир т ректифика т
21220-75
9. Шкурка шлифовальна я бумажная зерни-
18300-72
стостью 20
6456-82
10. Эмали:
ПФ-115, черная
6465-76
КО-813, серебристая
2. Дизель
См. инс трукцию по двига те лям
4. Аккумуляторные ба тареи
1. Электролит, изго товленный из дистилли-
6709-72
рованной воды и серной кислоты
667-73
2.
10 %-ный раствор наша тырного спир та или
10 %-ный раствор кальцинированной соды
13. КОНСЕРВАЦИЯ И ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ
13.0. В случаях если станция не эксплуатируется более трех месяцев - ее необ-
ходимо подвергнуть консервации.
13.1. Консервация электростанции
Консервация проводится с целью предохранения металлических частей электроустановки
от коррозии и сохранения механизмов и оборудования в работоспособном состоянии при хранении
и транспортировании электроустановки.
13.1.1. Общие требования.
Электроустановка и все ее состав ные части перед консервацией должны находиться в ис-
правном состоянии.
Консервация должна проводиться в специально оборудованном помещении при температуре
воздуха не ниже 288 К (15ºС) и относи тельной влажности не более 70 %. В помещении для кон -
сервации допускаются суточные перепады температуры, не вызывающие конденса ции влаги [в
зимнее время перепады температур не должны превы шать 5 К (5°С)]. Помещение не должно
располагаться в непосредственной близости к объектам, являющимся источниками агрессивных
газов. Хранение химикатов, кислот, щелочей и т. п. в помещениях для консервации не допускается.
Металлические поверхности электроустановки не должны иметь коррозионных и механиче-
ских повреждений.
Электроустановка, подвергаемая консервации, должна иметь температуру, равную темпера-
туре окружающего воздуха, или выше ее.
Консервация проводится не позднее, чем через 2 часа после подго товки поверхности к кон-
сервации.
Все материалы, применяемые для консервации, должны соответствовать действующим стан-
дартам.
Температура консервирующих смесей при консервации должна быть 60—70°С, а масла
К-17 - 40°С.
Все операции по консервации необходимо выполнять сухими чистыми руками, слегка сма-
занными маслом, с использованием кисточек и чистой ветоши. Запрещается браться за
консервируемые детали мокрыми и потными руками.
Резиновые детали и дюритовые шланги необходимо предохранять от попадания на
них смазки. В случае попадания на них смазки, дизельного топлива и т. п. их необходимо
тщательно протереть сухой чи стой ветошью.
Консервация электроустановки должна проводиться обслуживающим персоналом, про-
шедшим специальный инструктаж и хорошо знающим последовательность и методику выпол-
н ения работ по консервации.
13.1.2. Подготовка к консервации.
Проделайте перед консервацией следующие работы:
1) проведите профилактический осмотр электроустановки и очеред ное техническое об-
служивание, устраните выявленные дефекты и неисправности;
2) приготовьте необходимый инструм ент и материалы для консервации;
3) подготовьте к консервации все наружные поверхности металли ческих деталей, вне за-
висимости от наличия на них металлических или неметаллических неорганических покрытий,
путем их обезжиривания.
Обезжиривание проведите протиркой поверхностей хлопчатобумажными салфетками,
смоченными бензином Нефрас С 50/170;
4) проведите сушку поверхностей до полного их вы сыхания обдувкой очищенным от
пыли, масла и влаги сжатым воздухом или протиркой сухими хлопчатобумажными салфет-
ками;
5) восстановите поврежденную окраску, предварительно удалив коррозию зачисткой
шли фовальной шкуркой, смоченной в масле.
13.1.3. Консервация
Проделайте при консервации следую щие работы:
1) законсервируйте дизель-генератор в объеме и по методике, указанной в руков одстве по
эксплуатации дизелей и инструкции по эксплуатации генераторов.
2) промойте топливный бак чистым топливом, а его крышку покройте консервацион-
ным маслом К-17;
3) Припудрите внешнюю оболочку кабелей тальком, сверните их в бухты, туго стя-
ните ремнями и уложите в ящик или закрытое помещение;
4)
снимите с электростанции выхлопную трубу, соединяющую вы пускной коллектор
дизеля с глушителем, глушитель, удлинительные металлорукава, очистите их от нагара
скребком и промойте керосином.
Места с поврежденной окраской зачистите шлифовальной шкуркой, протрите ветошью,
смоченной в бензине, и покройте эмалью КО-813 серебристого цвета.
5)
очистите от пыли и грязи все доступные места ШУ, панели выво дов и т.п. и про-
дуйте их сухим сжатым воздухом под д ав лением 0,2 МПа
(2 кгс/см2). Следы корро-
зии, на поверхности, удали те шли фовальной шкуркой, протрите ветошью, смоченном в бензи -
не и проведите подкраску.
З а п ре щ а е т с я покрывать смазкой контакты, наконечники проводов, провода и
шпильки заземления;
6) покройте консервационным маслом К-17 выступающие концы болтов и гаек крепле-
ния оборудования внутри электростанции;
7) покройте консервационной смазкой ПВК детали крепления крышек заливных горло-
вин топливного бака и выхлопа подогревателя, барашки, хомуты резьбовые детали крепле-
ния, болты и гайки крепления фланцев глушителя, цепочки, штуцера, колпачки, гайки креп-
ления огн етушителей;
8) покройте консервационным маслом К-17 шанцевый инструмент, оберните его парафин и-
рованной бумагой и обвяжите шпагатом;
9) произведите консервацию прицепа-шасси в объеме и по методике, представленной в
руководстве по эксплуатации прицепа- шасси;
10) законсервируйте консервационным маслом К-17 все металли ческие запасные части,
инструмент и принадлежности электростанции, которые могут быть подвержены коррозии, и
оберните их парафинирован ной бумагой;
11) после окончания консервации прикрепите к электростанции бирку о, еѐ консер-
вации с указанием даты консервации, метода и срока консервации и ответственного за кон -
серв ацию.
Сделайте записи о проведенной консервации в формуляре электроустанов ки.
13.1.4. Расконсервация.
Перед началом эксплуатации, а также при переконсервации расконсервируйте электроус-
тановку следующим образом:
1)очистите поверхности от пыли и грязи, снимите бумагу и наружную смазку с законсер-
вированных частей и тщательно протрите их вначале мягкой кистью или ветошью, смочен-
ной в дизельном топливе, а затем насухо — чистой ветошью;
2)осмотрите все узлы и агрегаты ДГУ и электрооборудования, проверьте состояние элек-
тромонтажа, контактных колец и щеточных механизмов генератора и выньте прокладки из-под
щеток, продуйте внутренние части генератора, ШУ и т. д. сухим сжатым воздухом;
3)приведите аккумуляторные батареи в рабочее состояние по методике, изложенной в инст-
рукции по эксплуатации аккумуляторных батарей;
4) расконсервируйте ДГУ в объеме и по методике, представленной в руководстве по эксплуа-
тации дизелей, в техническом описании и инструкции по эксплуатации генераторов;
5)сделайте записи о проведенной расконсервации в формуляре электроустановки.
13.1.5. Материалы, применяемые для консервации и расконсервации.
Перечень материалов, применяемых для консервации и расконсервации, приведен в таблице
13.1.
Таблица 13.1
Обозначение
Наименование
материалов
Марка
Где используются
стандартов
1. Бензин для промышленно-
Нефрас
ГОСТ 8505-80
Для обезжиривания повер хностей пере д консер-
те хнических це лей
С50/ 170
вацией
2. Мас ло консервационное
К-17
ГОСТ 10877-76
Для консервации, де тале й ЗИП, бо лтов и гаек к
выводам аккумуляторны х ба тарей
3. Смазка плас тичная
ПВК
ГОСТ 19537-83
Для консервации болтов и гаек к вы водам акку-
муляторных батарей
4. Смазка
Солидол
ГОСТ 1033-79
Для консервации болтов и гае к к выво дам акку-
жировой
муляторных батарей
5. Шкурка шлифова льная тканевая
ГОСТ 5009-82
Для очистки ме таллических повер хностей от
продуктов коррозии
6. Шкурка шлифова льная бумажная
ГОСТ 6456-82
То же
7. Бумага перфорированная
БП-5-35
ГОСТ 9569-79
Для обертывания наружны х дета лей в процессе
консервации
8. Шпага т
ГОСТ 17308-88
Для за крепления бумаги на обернуты х дета лях
9. Та льк молотый
ТРПВ
ГОСТ 19729-74
Для пре до хранения о т склеивания резиноте хни-
ческих изделий
10. Силика гель мелкопористый те х-
КСМГ или ГОСТ 3956-76
Для осушения возду ха в герметизированны х объ-
нический
ШСМГ
емах
11. Клей
БФ-2
ГОСТ 12172-74
Для приклеивания упа ковочной бумаги
12. Дизельное топливо
ГОСТ 305-82
Для расконсервации
13. Ве тошь
ГОСТ 4644-75
Для очистки повер хностей от грязи и пы ли
14. Салфе тки
ГОСТ 21220-75
Для обезжиривания
13.2.Правила хранения электростанции
Электростанция может храниться и складском помещении с относительной влажностью
40-
70 % и температурой не ниже +5°С или под навесом на открытом воздухе, установленная так, чт о-
бы на нее не попадали солнечные лучи и атмосферные осадки. Помещение для хранения электро-
станции должно быть сухим, чистым, хорошо вентилируемым, отапливаемым, защищенным от
проникновения в него каких-либо газов, паров кислот, аммиака и других летучих веществ, способ-
ных вызвать коррозию.
Категорически запрещается хранить электростанцию в помещении вместе с кислотами, ам-
миаком, электролитом и другими материалами, испарения которых могут вызвать образование ко р-
розии на металлических поверхностях электростанции.
При постановке электростанции на длительное хранение проделайте следующее
1) слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения дизеля;
2) заверните до отказа крышки заливных горловин радиатора, топливных и масляных баков;
3) закрепите аккумуляторные батареи;
4) закрыть на замки приборную панель ШУЭС;
5) произведите консервацию электростанции в соответствии с ука заниями п. 13.1 настоящего РЭ.
14. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
14.1. Способы устранения неисправностей.
При обнаружении неисправностей, во время эксплуатации ДГУ, необходимо, прежде всего,
установить, нет ли каких-либо внешних причин, вызывающих появление неисправностей, и пров е-
рить, нет ли обрыва проводов и нарушение контактов в цепи потребителя.
Характерные и наиболее часто встречающие неисправности двигателя и генератора приведе-
ны и подробно описаны в эксплутационной документации на них.
Наиболее часто встречающиеся неисправности электроустановки и способы их устранения
приведены в табл. 14.1.
Таблица 14.1
Наименование неисправности,
Вероятная причина
Способы устранения
внешнее проявление и допол-
нительные признаки
1. Двига тель не пускае тся
Стартер не проворачивает колен -
а) проверить степень зарядки и исправ-
чатый вал или вращает его очень
ность аккумуляторных батарей и, если
медленно.
необходимо, зарядить или заменить их;
б) проверить контакты в цепи питания
стартера; при необ хо димости очистить и
затяну ть клеммы проводов;
в) проверить состояние контактов реле
стартера, при на личии подгара зачистить
конта кты;
г) проверить контактные соединения на
аккумуляторной батарее, если необ ходи-
мо, зачистить;
д) проверить контакт щеток с тартера с
колле ктором и отсутствие зае дания ще-
* Прежде чем искать причины
ток в ще ткодержа телях, если необ ходимо,
затрудненно го пуска двигате -
протереть и
ля, проверить, есть ли топли-
зачистить коллектор, очистить боковые
во в баке и открыт ли кран
грани щето к, заменить изношенные щет-
всасывающего топливопрово-
ки новыми или заменить неисправные
да
щеточные пружины;
е) при невозможности устранения дефек-
та заменить с тартер
Засорены топливопроводы или забор-
Промыть заборник, промыть и проду ть
ник в топливном баке.
топливопроводы.
Замерзание воды в топливопроводах
Осторожно прогреть топливные трубки,
или на сетке заборника топливного
фильтры и бак.
бака.
Заменить топливо другим, соответст-
Загустение топлива в трубопроводах
вующим сезону, и прокачать систему.
Засорение фильтрующих элементов
Заменить фильтрующие элементы
топливны х фильтров.
Неправильный уго л опережения
Отре гулировать угол опережения
впрыскивания топлива
впрыскивания
2. Пониженное давление мас-
Неисправен да тчик давления масла
Заменить исправным
ла в системе смазки
(ДДМ)
Неисправность системы о хлаждения мас-
Повышенная температура масла
ла
Разжижение масла топливом
Устранить по дтекание топлива в с ливной
магистрали под крышками головок ци-
линдров, в резьбовы х сое динениях фор-
сунок, в местах при соединения топливо-
проводов к форсункам и через уплотни-
тельны х кольца плунжерны х пар насоса
высокого давления
Загрязнение фильтрующего элемента
Промыть фильтрующий э лемент или за-
фильтра грубой очистки масла
менить его
Засорение заборника масляного насо-
Промыть заборчик масляного насоса
са
3. Повы шенная температура в
Неисправен да тчик температуры (ДТ)
Заменить исправным
системе охлаждению
Слабое натяжение или обрыв ремня
Натянуть ремень, если необ ходимо,
водяного насоса
Заменить
Загрязнение внешней поверхности
Очистить сердцевину радиа тора
сердцевины радиатора
Заедание клапана термостата в закры-
Заменить неисправный термостат
том положении
4.Двига тель с тучит
Ранний впрыск топлива в цилиндры
Отре гулировать угол опережения
впрыскивания топлива
Нарушена регулировка клапанного
Отре гулировать тепловые зазоры в
механизма
клапанном ме ханизме
5.Ре ле с тартера работае т с пе -
Обрыв удерживающей обмотки
Заменить реле стартера
ребоями
(включает стар тер н сейчас же
выключае т)
6.Стук муфты опережения
Выброс масла из муфты через сальники
Сдать муфту в мастерскую для замены саль-
ника или добавлять масло через отверстие на
впрыскивания
корпусе муфты
Отсутствие масла в корпусе муфты
Заполнить корпус муфты моторным маслом.
7. Э лектроустановка не запус-
Обрыв проводов в цепях пуска.
Проверить цепи и ус транить не исправ-
кается нажа тием кнопки RUN
Разрядилась а ккумуляторная
ность. Проверить батарею при необходи-
батарея
мости подзарядить ее.
8. Не т показаний измеряемых
Обрыв в це пях электроизмерите льны х
Проверить цепи и ус транить неисправ-
параметров на табло контрол-
приборов.
ность.
лера
Неисправность контроллера
Заменить неисправный котроллер
9.
Контроллер по казывае т
Неисправность зарядного генера тора
Проверить и устранить неис правность
чрезмерно большое напряже-
(неисправность регулятора генерато-
ние зарядки батареи
ра)
10. Течь топлива из топливно-
Износилась манже та топливного на-
Заменить манжету.
го насоса
соса
15. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ
15.1. ДГУ допускает транспортирование железнодорожным, водным и автомобильным
транспортом.
При этом необходимо руководствоваться следующими документами:
1) «Правила перевозки грузовª МПС, издательство «Транспортª, 1985.
2) «Технические условия погрузки и крепления грузовª. МПС, изд. «Транспортª, 1990.
3) «Правила перевозки грузов автомобильным транспортомª. Министерство автомобильного
транспорта, 2-е издание, издательство «Транспортª, 1984.
4) «Правила перевозки грузовª. Министерство речного флота, 1989.
15.2. Погрузочно-разгрузочные операции необходимо производить при помощи монтажной
траверсы, исключающей повреждение ДГУ тросами (цепями).
Для обеспечения строповки на раме ДГУ имеются скобы.
16. Перечень элементов электрооборудования дизеля и ДГУ
Перечень элементов электрооборудования дизеля
Поз.
Обозначение
Наименование
Кол.
Примечание
Поз.
Обозначение
Наименование
Кол.
Примечание
Б1, Б2
Батарея а ккумуляторная
2
ВМ
Включате ль «массыª ВМ
1
СТ
Стартер
1
В комплекте ЯМЗ-236
РС
Реле с тартерное
1
В комплекте с тартера
ЗГ
Зарядный генератор
1
В комплекте ЯМЗ-236
ДТВА
Датчик температуры охл. жидкости аварийный
2
ДДМА
Датчик давления масла аварийный
1
ДТВР
Датчик температуры охл. жидкости аналоговый
1
ДДМР
Датчик давления масла
1
Жг1
Жгут по двига телю
1
Перечень элементов электрооборудования ДГУ
Поз.
Обозначение
Наименование
Кол.
Примечание
G
Генератор синхронный
1
А1
Управляю щий контроллер DKG317
1
АГ
Выключате ль а вт. мод. 3п 160А ВА 88-35
1
ТС1-ТС3
Трансформатор тока Т-0,66 160/5
3
К1,К2
Реле
2
ХС
Зажим клеммный
14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

//////////////////////////