Теории возникновения физической культуры. Тест

 

  Главная      Тесты 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теории возникновения физической культуры. Тест

 

 

1.
Теории возникновения физической культуры.
Вопрос о возникновении и развитии физической культуры на первом
этапе человечества - один из основных в истории физической культуры.
Не случайно к нему обращались многие ученые.
Существует несколько позиций при обсуждении проблемы
возникновения физической культуры:
1. В конце XIX - начале XX в. немецкий философ Шиллер выдвинул
теорию игры. Сторонниками его теории были философы Бюхер и Гросс
(Германия), Спенсер (Англия), Летурно (Франция). Согласно этой теории,
человек развивался физически и умственно благодаря труду, а трудовой
процесс возник из игры. Таким образом, по мнению ученых, в жизни
общества «игра старше труда», а «труд есть дитя игры».
2. Теория магии впервые изложена английским ученым Рейнаком.
Сторонники этой теории - К. Дим и В. Кербе (ФРГ). Б.Жиллет (Франция)
выдвигает, более современную теорию происхождения физической
культуры
-
«физические упражнения и игры имеют культовое и
животнообразное происхождение».
3. Теория излишней биологической энергии выдвинута ученым
Спенсером (США). Основное положение его теории в том, что физическая
культура - это инстинкт, но, по мнению других ученых, если это инстинкт,
то общество не несет ответственности за те пороки, которые оно
порождает.
4. Материалистическая, марксистско-ленинская теория, изложена в
работах Г.В. Плеханова, Н.И. Пономарева. Согласно их теории, в основе
возникновения физической культуры лежат два фактора - объективный и
субъективный.
К объективному фактору относится то, что в процессе трудовой
деятельности
(охота, рыболовство, собирательство) человек постоянно
вынужден был развивать свои навыки. Упражняясь, он совершенствовал
свои физические качества (ловкость, выносливость, быстроту, силу).
К субъективному фактору относится собственно сознание человека,
который придумывал упражнения для подготовки к трудовой
деятельности, устанавливал связь между предварительной подготовкой и
результатами охоты, а также организовывал передачу опыта полученных
навыков, т.е. воспитывал.
Физическая культура возникла из потребностей первобытных людей
в подготовке к тому или иному роду трудовой деятельности.
Поскольку в самом раннем периоде своего становления человек занимался
охотой и именно она была серьезным физическим испытанием, связанным
с необходимостью подолгу бегать, метать, плавать, переносить тяжелые
туши убитых животных. Но эти действия еще нельзя считать физическими
упражнениями, так как они применялись с целью воздействия на
окружающий мир, на природу ради добывания пищи, одежды и других
материальных благ.
Физическими упражнениями эти действия стали лишь тогда, когда
человек начал сознательно использовать их в целях развития собственных
физических качеств, выделив из трудовых действий в относительно
самостоятельный вид деятельности. Например, перед охотой многократно
повторять наиболее важные охотничьи действия, образно выражаясь
«играть в охоту». Превращение трудовых действий в физические
упражнения позволило эффективно влиять, с одной стороны, на
физическое совершенствование человека, а с другой - на повышение его
трудоспособности.
На основании этнографических исследований сделан вывод о том,
что для всех объединений первобытных людей характерным является
обряд инициации. Инициация
- посвящение молодых людей в
полноправные члены общества. Содержание большинства известных
этнографам обрядов инициации включало в себя наиболее необходимые
для жизни в первобытном обществе двигательные действия. Организация
подготовки к прохождению обряда инициации способствовала
дальнейшему обособлению физического воспитания как специфической
сферы
общественной деятельности.
Наиболее логичной периодизацией, применяемой в истории
физической культуры и спорта, является разделение исторического
материала по временной принадлежности: физическая культура Древнего
мира, физическая культура Средних веков, физическая культура Нового
времени, физическая культура Новейшего времени (Л. Кун (1982), В. В.
Столбов (1989), Н. Ф. Кулинко (1997)). Б. Р. Голощапов (2002) применяет
смешанную периодизацию
- по принадлежности к общественно-
экономическим формациям и по временной принадлежности.
Источниками истории физической культуры и спорта считаются
нарративные
(письменные первоисточники) и этнографические
источники.
Использованная литература:
1. Пельменев В.К., Конеева Е.В. История физической культуры: Учебное
пособие / Калинингр. ун-т. - Калининград, 2000. - 186 с. (ISBN 5-88874-
170-1)
2. Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта : пер. с венг. /
Л . Кун ; под общ. ред. В.В. Столбова ; М. : Радуга, 1982.
Задание по теме «Теории возникновения физической культуры».
ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте текст и ответьте на вопросы. Ответы вносите
в колонку ниже, там же пропишите ФИО и класс.
1.
Шиллер, Бюхер и Гросс, Спенсер, Летурно были сторонниками:
а) теории магии;
б) теории излишней биологической энергии;
в) теории игры.
2.
Теория магии впервые изложена английским ученым:
а) Шиллером;
б) Рейнаком;
в) Кербе.
3.
В чем заключался смысл теории игры?
а) человек развивался физически и умственно благодаря труду, а
трудовой процесс возник из игры;
б) человек сначала познал игры, а затем, уже из них, выявил
физическую активность;
в) физическая активность - есть игра, именно поэтому эта теория
существует.
4.
«Физические упражнения и игры имеют культовое и
животнообразное происхождение» - о какой теории идёт речь?
а) марксистско-ленинская теория;
б) теория магии;
в) теория инициации.
5.
Вставьте в текст пропущенное слово: основное положение теории
излишней биологической энергии в том, что физическая культура - это
____________ но, по мнению других ученых, общество не несет
ответственности за те пороки, которые оно порождает.
а) деятельность;
б) инстинкт;
в) последовательность.
6.
Какая теория, изложена в работах Г.В. Плеханова и Н.И.
Пономарева?
а) теория игры;
б) теория излишней биологической энергии;
в) материалистическая, марксистско-ленинская теория.
7.
Выберите верное утверждение:
1) К объективному фактору относится то, что в процессе трудовой
деятельности человек постоянно вынужден был развивать свои
навыки. К субъективному фактору относится собственно сознание
человека, который придумывал упражнения для подготовки к трудовой
деятельности, устанавливал связь между предварительной
подготовкой и результатами охоты.
2) К объективному фактору относится сознание человека, который
придумывал упражнения для подготовки физической деятельности. К
субъективному фактору относится процесс предварительной
подготовки и развитии своих навыков.
3) К объективному фактору относится то, что в процессе трудовой
деятельности человек развивает свои умственные и физические
навыки. К субъективному фактору относится сознание человека, с
помощью которого человек устанавливает связь между
предварительной подготовкой и самими физическими упражнениями.
а) верно только 1;
б) верно только 2;
в) верно только 3;
8.
По какой причине возникла физическая культура первобытных
людей в подготовке к тому или иному роду трудовой деятельности?
а) из-за обстоятельств их жизни;
б) из-за потребностей;
в) из-за необходимости в физических упражнениях.
9.
Вставьте в текст пропущенное словосочетание: ___________
_____________ эти действия стали лишь тогда, когда человек начал
сознательно использовать их в целях развития собственных
физических качеств, выделив из трудовых действий в относительно
самостоятельный вид деятельности.
а) постоянная занятость;
б) необходимая активность;
в) физические упражнения.
10. Посвящение молодых людей в полноправные члены общества -
это?
а) инициация;
б) нарративность;
в) объединение.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Выполнил(а):
Класс:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////