Диагностика способностей (психологические тесты)

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностика способностей (психологические тесты)

 

 

 

1.   Теоретические сведения.

Каждый человек от рождения имеет особенности строения тела, органов чувств и мозга. Эти особенности еще называют "задатками", то есть заранее данными от природы качествами. К задаткам относят силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов, скорость и точность реакции, врожденные особенности зрения и слуха. Хорошая память и внимание, могут быть даны человеку от природы, но их можно и развить специальными упражнениями.

     Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные обстоятельствами жизни в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию «способности», полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди усваивают знания, умения и навыки быстрее и лучше, чем другие. Что же такое способности? На основании одних и тех же задатков возникают различные способности. Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, от которых зависит возможность успешного осуществления определенного рода деятельности. Чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность, быстрее ей овладевает.     Способности являются неотъемлемой частью профессиональной пригодности человека, тесно связанной с интересами и склонностями.  Способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.

     Способности не могут быть врожденными. Врожденными могут быть только задатки, которые лежат в основе развития способностей. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности в течение его жизни, под влиянием воспитания и обучения. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Отдельные способности человека еще не гарантируют успешного выполнения им сложной деятельности. Развитое у человека тонкое восприятие формы и цвета еще не делает его художником. Отличный музыкальный слух сам по себе еще не создает музыканта. Для успешного овладения любой деятельностью необходимо определенное сочетание отдельных, частных способностей, образующих единство. Например, физические способности необходимы представителям многих профессий. Сотрудник правоохранительных органов, массажист, тренер должны быть сильными, выносливыми и ловкими. Высокий уровень физического развития необходим и тем, кто выбрал профессии, связанные с военной службой, охраной, спортом, пожарными, водолазными и аварийно-спасательными работами.

Важно учитывать следующие моменты:

·        Способности проявляются только в деятельности. Вы никогда не узнаете, есть ли у вас способности к той или иной области, пока не попробуете что-либо сделать. Поэтому, если у вас есть замечательные способности к музыке, но вы никогда не играли на музыкальных инструментах, эти способности останутся тайной и для вас, и для окружающих.

·        Способности требуют развития. Если у человека от природы хорошая координация и гибкость, то ему легче стать, например, спортсменом. Однако, если он не будет развивать свои способности, то на определённом этапе его координация и гибкость будут хуже, чем у человека, который профессионально занимается спортом. Любая способность требует  для своего развития регулярных занятий.

·        Способности определяют скорость освоения новых знаний и приобретения навыков, а не их наличие. То есть, если у вас недостаточно способностей к математике, то чтобы достичь результата в этой науке, вам придётся приложить больше усилий или потратить больше времени. Однако и самые прекрасные математические способности не помогут вам решить задачу, если вы не знаете определённых формул и правил.

     Способности делятся на виды, прежде всего, по содержанию и характеру деятельности, в которой они проявляются. Различают общие и специальные способности, но разделение имеет условный характер.

     Общими называют способности человека, которые в той или иной мере проявляются во всех видах деятельности. Такими являются способности к обучению, общие умственные способности человека, его способности к труду. Они опираются на общие умения, необходимые в каждой области деятельности, в частности такие, как  умение понимать задачи, планировать и организовывать их исполнение, используя  имеющиеся в опыте человека  средства, овладевать новыми приёмами работы, преодолевать трудности на пути к цели.

     Общие способности обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности – это умственные способности: критичность ума, его самостоятельность, глубина, пытливость, быстрота умственной ориентировки, скорость мышления. В структуре способностей некоторых людей эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у них разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. Люди, обладающие общими (умственными) способностями, как правило, быстро осваиваются в новых видах деятельности, областях знаний, хорошо обучаются.

Под специальными понимают способности, которые отчётливо проявляются в отдельных, специальных областях деятельности (например, музыкальной, сценической, спортивной).

Специальные способности – это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности.

Выделяют следующие виды специальных способностей: учебные и творческие; математические; конструктивно-технические; музыкальные; литературные; художественно-изобразительные.

Ещё одним видом деления способностей являются актуальные и потенциальные.

Потенциальные – это способности, которые сейчас не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны проявиться при изменении социальных, профессиональных, учебных условий.

К актуальным, или реализованным способностям относят те, которые проявляются и развиваются в разных видах деятельности, и которые необходимы в данный момент  и реализуются  в настоящем конкретном виде деятельности.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как другие предполагают создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

В составе математических способностей большую роль играют математическая память (не память на числа, а память на общие схемы рассуждений и доказательств, на методы решения типовых задач), способность к логическому мышлению, быстрое и широкое обобщение математического материала. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода есть основной элемент математического творчества.

Конструктивно-технические способности включают такие компоненты, как наблюдательность в области технических приспособлений, позволяющую видеть их достоинства и несовершенства, точность и живость пространственных представлений, комбинаторную способность (способность составлять из определенных деталей новые комбинации), техническое мышление.

Музыкальные способности составляют единство ладового чувства, проявляющегося в эмоциональном восприятии и легком узнавании мелодий, способности к слуховому представлению, музыкально-ритмического чувства, абсолютного слуха (способности точно определять высоту звука), вокальных способностей.

В основе литературных способностей лежат творческая активность и эстетическая позиция, объединяющие частные способности – наблюдательность, впечатлительность (эмоциональное переживание воспринятого), творческое воображение.

К  художественно-изобразительным способностям относятся способность правильной оценки пропорций и световых отношений, способность чувствовать выразительную функцию цвета, творческое воображение и др.

     Не трудно заметить, что с точки зрения успешности освоения конкретной профессиональной деятельности важными являются не только общие умственные и сложные специальные, но и другие виды способностей. Например, глазомер необходим закройщику, а высокая обонятельная чувствительность – парфюмеру и т. д. Хорошо развитая речевая способность необходима преподавателю, а способность к общению – воспитателю. Если человек хорошо различает запахи и помнит их – это способности, необходимые химику, дегустатору, повару и др. Если человек способен удерживать в памяти много цифр, букв, слов или внешних признаков, может комбинировать их в уме – это способности, необходимые математику, программисту, конструктору.

     Способности отражают возможности человека, влияют на степень успешности и время освоения различных видов деятельности. Каждая профессия имеет свои специфические сложности, так называемые требования, предъявляемые профессией человеку. Если они совпадают с личными качествами человека, его индивидуально-психологическими особенностями и возможностями, то тогда говорят о профессиональной пригодности человека.

На развитие способностей влияют и наследственность, и образ жизни человека и среда развития, и другие факторы.

Высокий   уровень   общего  умственного или интеллектуального развития, является условием успешной работы учителя, врача, юриста, психолога, инженера, экономиста, программиста и т.п. Уровень умственного развития определяется как природными задатками и наследственностью человека, так и его жизненным опытом, образованием, воспитанием и чертами характера.

Коммуникативные способности (общение) для большинства профессий не менее важны, чем другие. Многие профессии связаны с обслуживанием, обучением, воспитанием других людей если не прямо, то косвенно. Успешность юриста, врача, администратора, менеджера во многом зависит от их эмоциональной устойчивости и умения общаться. Коммуникативные, или, например, лидерские способности проявляются только в общении с другими людьми и именно в процессе общения получают развитие.

Обычный человек использует только 10% своих физических и умственных способностей. Разница между той долей способностей, которую он использует, и той, которая действительно имеется в его распоряжении - это разница между тем, что он есть, и тем, кем он может быть.

Если подвести итог вышеизложенной информации, можно говорить о том, что под способностями понимают индивидуальные особенности человека, помогающие достичь успеха в какой-либо деятельности и не сводящиеся к знаниям, навыкам.

Любые черты человека, начиная с особенностей морального облика и кончая осязательной чувствительностью кончиков пальцев, могут выступать в роли способностей.

Способности можно определять и путем заполнения опросников, тестов.

!!! но нужно четко знать, что полученные после заполнения результаты должны рассматриваться тобой не как "приговор", а как повод для размышления.

Давай попробуем выявить направление способностей.

Для многих профессий необходимо сочетание разных направлений способностей.

Соотнесите свои направления с выбранным видом деятельности или профилем обучения.

Насколько удачен ваш выбор?

Если ваши профессиональные планы не вполне соответствуют направлению способностей, подумайте, что легче изменить - планы или способности.

 

 

2.        Практическое  задание.

Диагностика способностей  (Методика Е.И.Рогова)

 

 

·        Распечатай себе таблицу для занесения результатов.

·        Читай или слушай (привлеки к помощи кого-нибудь) каждое  высказывание  по очереди и отмечай  свой ответ в клетке, соответствующей номеру высказывания:  «да»  или «нет», можно ставить знаки «+» или «-»

·        Обрати внимание, что высказывания распределены по  блокам, каждый из которых начинается новым вопросом.

·        Постарайся отвечать быстро и максимально честно. Чем искреннее  ответы на все вопросы, тем точнее будет результат.

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

1

 

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

11

12

13

14

15

16

17

18

19

 

20

21

22

23

24

25

26

27

28

 

29

30

31

32

33

34

35

36

37

 

38

39

40

41

42

43

44

45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы:

 

 

Верно ли, что в детстве вы очень любили:

 

1.                  Подолгу играть в подвижные игры

2.                  Продумывать игры и «верховодить» в них

3.                  Играть в шашки и шахматы

4.                  Ломать игрушки, чтобы посмотреть, что там внутри

5.                  Читать стихи или петь песни

6.                  Разговаривать с незнакомыми или задавать вопросы

7.                  Слушать или сочинять песни, музыку

8.                  Рисовать сам(а) или наблюдать за рисованием других

9.                  Слушать или сочинять сказки или истории

 

 

Нравится ли вам:

 

10.               Заниматься на уроках физкультуры, в спортивной секции

11.               Добровольно брать на себя обязанности организатора дела

12.               Помогать сверстникам или младшим решать математические задачи

13.               Читать об известных открытиях и изобретениях

14.               Участвовать в художественной самодеятельности

15.               Помогать другим людям разбираться в их проблемах

16.               Читать или узнавать что-то новое об искусстве

17.               Заниматься в изостудии, изосекции

18.               Писать сочинения на свободную тему

 

Получаете ли вы особое удовольствие:

 

19.               От участия и борьбы в спортивных соревнованиях

20.               От своего умения расставить людей, распределить работу

21.               От решения трудных математических задач

22.               От исправления бытовых электроприборов

23.               От игры на сцене

24.               От общения с людьми

25.               От знакомства с новыми музыкальными произведениями

26.               От посещения художественной выставки

27.               От пересказа какого-либо события из прочитанной книги или увиденного тобой в жизни

 

 

Часто ли вас тянет:

 

28.               К длительным физическим упражнениям

29.               К делам в группе, требующим твоей инициативы или настойчивости

30.               К разгадыванию математических шарад

31.               К изготовлению каких-либо моделей

32.               Участвовать  в подготовке спектаклей

33.               Помочь людям, посочувствовать им

34.               Поиграть на  музыкальном инструменте

35.               Порисовать красками или карандашами

36.               Писать стихи или вести дневник

 

 

Любите ли вы долгое время:

 

37.               Заниматься спортом

38.               Энергично работать вместе с другими

39.               Заниматься черчением или шахматами

40.               «Копаться» в механизмах, приборах

41.               Заботиться о младших, слабых или больных людях

42.               Думать над судьбами людей

43.               Исполнять музыкальные пьесы

44.               Рисовать, лепить, фантазировать

45.               Готовиться к докладу, сообщению, сочинению

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ:

Посчитай число положительных ответов  в каждой из девяти колонок бланка и запиши эти девять чисел в пустых клетках нижней строчки.

Каждая колонка характеризует одно из направлений в развитии способностей личности:

1 колонка – физические способности

2 колонка – организаторские

3 колонка – математические

4 колонка – конструктивно-технические

5 колонка – эмоционально-изобразительные (артистические)

6 колонка – коммуникативные

7 колонка – музыкальные

8 колонка – художественно-изобразительные

9 колонка – филологические

 

 

////////////////////////////