Методы изучения свойств личности и психических состояний. Тесты

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы изучения свойств личности и психических состояний. Тесты

 

 

 

А) Тест на оценку стрессоустойчивости

Данный тест на оценку стрессоустойчивости был разработан ученым-психологом Медицинского центра Университета Бостона. Необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится.

Предлагаются следующие ответы с соответственным количеством очков:

§        почти всегда - 1;

§        часто - 2;

§        иногда - 3;

§        почти никогда - 4;

§        никогда - 5.

Подвержены ли Вы стрессу?

1.       Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день. -1

2.       Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю.- 2

3.       Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен. -1

4.       В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться. -1

5.       Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю.- 1

6.       Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день. -1

7.       За неделю Вы потребляете не больше пяти рюмок алкогольных напитков. -1

8.       Ваш вес соответствует Вашему росту.- 3

9.       Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности.-3

10.   Вас поддерживает Ваша вера. -5

11.   Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью. -5

12.   У Вас много друзей и знакомых.- 1

13.   У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете. -2

14.   Вы здоровы.-2

15.   Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем-либо. -3

16.   Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, Ваши домашние проблемы. 2

17.   Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю. 2

18.   Вы можете организовать Ваше время эффективно. 2

19.   За день Вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков. 1

20.   У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня. 1

Итого 40-20=20

Если Вы набрали меньше 10 и не более 29 очков, то Вас можно обрадовать, в случае если Вы отвечали еще и честно, – у Вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям и воздействию стресса на организм, Вам не о чем беспокоиться.

Инструкция: Внимательно прочитайте следующие вопросы. На каждый вопрос ответьте «да» или «нет». Если Вам сложно выбрать вариант, то попробуйте представить последний месяц Вашей жизни. Оцените то, чего было больше за прошлый месяц. Не стоит слишком долго размышлять над ответом. Как правило, первый пришедший в голову ответ и является верным.

Задания

  1. Бывают ли у Вас периоды такого беспокойства, что трудно усидеть на месте? нет
  2. Часто ли у Вас бывает чувство, как будто Вы сделали что-то неправильное или нехорошее? нет
  3. Находитесь ли Вы в кампании в центре внимания? нет
  4. Бывали ли у Вас конфликты и неприятности, которые так изматывали Вам нервы, что вы не выходили на работу или учёбу? нет
  5. Можно ли сказать, что в Вашей повседневной жизни масса интересного?  да
  6. Вы бы охотно сейчас позанимались (или уже занимаетесь) в каком-нибудь кружке художественной самодеятельности или театральном кружке?  нет
  7. Вам безразлично, что думают о вас другие?  да
  8. Беспокоит ли Вас временами тошнота и позывы на рвоту?  нет
  9. Всегда ли Вы прямодушны со своими знакомыми?  да
  10. Редко ли у Вас болит голова?  да
  11. Можете ли Вы быть приветливым с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?  да
  12. Трудно ли Вам поддерживать разговор с человеком, с которым вы только что познакомились? да
  13. Всегда ли Вы старательно относитесь к своей деятельности?  да
  14. Считаете ли Вы, что Ваша семейная жизнь не хуже, чем у большинства ваших знакомых?  да
  15. Бывает ли иногда так, что Вам хочется выругаться?  да
  16. У вас хороший аппетит?  да
  17. Легко ли Вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них?  да
  18. Считаете ли Вы, что слишком застенчивы?  нет
  19. Правда ли, что в последние годы Ваше самочувствие было в основном хорошим?  да
  20. Затруднит ли Вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей?  да
  21. Часто ли у Вас бывает сильное сердцебиение?  нет
  22. Труднее ли Вам сосредоточиться, чем большинству людей?  нет
  23. Верно ли, что часто Вы не можете понять, почему накануне вы были в плохом настроении и раздражены?  нет
  24. Можно ли сказать, что Вы никогда не чувствовали себя лучше, чем теперь?  нет
  25. Могли бы Вы, если пришлось бы участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе?  нет
  26. Можете ли Вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?  да
  27. Чувствуете ли Вы по утрам обычно, что выспались и отдохнули?  да
  28. Охотно ли Вы декламируете стихи?  нет
  29. Считаете ли Вы, что очень многие люди преувеличивают свои несчастья, чтобы добиться сочувствия и помощи?  да
  30. Ухудшилось ли у Вас за последнее время зрение?  нет
  31. Можно сказать про Вас, что Вы вспыльчивы, но отходчивы?  да
  32. Вам сложно вызвать жалость к себе, даже когда Вам по-настоящему плохо?  да
  33. Чувствуете ли Вы большую часть времени общую слабость?  нет
  34. Удовлетворены ли Вы обычно своей судьбой?  да
  35. Склонны ли Вы иногда к состояниям сильного внутреннего беспокойства, страстного стремления?  нет
  36. Можете ли Вы так эмоционально и живо рассказать самую скучную историю, что Вас будут слушать «разинув рты»?  да

Обработка результатов

Посчитайте количество ответов «да» на вопросы: 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 13, 17, 21, 22, 25, 26, 28, 30, 33, 35, 36.

Посчитайте количество ответов «нет» на вопросы: 5, 7, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 23, 24, 27, 29, 31, 32, 34.

Сложите эти два числа и получите искомое количество баллов.

Итого 10

8-16 баллов. Средний, нормальный уровень демонстративности. Проблем с самовыражением нет. Не склонен к вытеснению негативных переживаний, но и не зацикливается на них. Не слишком быстро сходится с другими людьми, но и никогда не оказывается в социальной изоляции. В общении достаточно эмоционален, но не переигрывает.

В) Опросник для самооценки терпеливости

Методика разработана и описана Е.П. Ильиным и Е.К. Фешенко и предназначена для самодиагностики терпеливости.

Инструкция

Для работы с этой методикой (для регистрации результатов) Вам понадобятся чистый листок бумаги и карандаш (ручка). На листке бумаги проставьте номера вопросов от 1 до 18. Ответьте, согласны ли вы с предложенными утверждениями. Если согласны, то на листке рядом с номером вопроса поставьте знак «+», если не согласны – знак «–».

Текст опросника

  1. Если я устаю при выполнении трудной работы, то сразу ее бросаю. -
  2. У меня не хватает терпения дочитать до конца скучный рассказ.  +
  3. Я очень не люблю стоять в длинных очередях и часто ухожу из них, не достояв до конца.  -
  4. Я могу долго терпеть боль, например, когда болит зуб.  +
  5. Обычно я могу долго переносить жажду.  +
  6. Я бы не выдержал длительной голодовки, например, чтобы похудеть, вылечиться от болезни.  -
  7. Когда на уроке физкультуры я устаю, то быстро перестаю выполнять упражнения.  -
  8. Я редко бросаю скучную работу, не доведя ее до конца.  +
  9. Обычно мне трудно заставить себя работать «через не могу».  -
  10. Я не бросаю работу на половине пути, несмотря на усталость.  -
  11. Мне нравится такая физическая работа, в которой я должен пересилить себя, чтобы выполнить задание.  +
  12. Я с уверенностью могу сказать, что я терпеливый.  +
  13. Несмотря на усталость, я стараюсь изо всех сил поддержать при беге высокий темп.  -
  14. Меня раздражает, когда на остановке приходится долго ждать транспорт, даже когда я не тороплюсь.  -
  15. Я нетерпелив к боли.  -
  16. Я не хочу считать себя слабовольным, поэтому каждый раз стараюсь довести тяжелую физическую работу до конца.  +
  17. Я действую по принципу: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж»,  +
  18. Я не считаю, что «терпение и труд все перетрут»; работать надо с умом, а не переутомляться.  +

Обработка и интерпретация результатов

За все ответы «Да» (знак «+») по позициям: 4, 5, 8, 10, 11 12, 13, 16, 17 и все ответы «Нет» (знак «–») по позициям: 1, 2, 3, 6, 7, 9, 14, 15, 18 начисляется по одному баллу.

Затем подсчитывается общая сумма (все ответы вместе) баллов.

Итого 12

Если Вы набрали:

  1. 12 баллов и больше – то Ваша терпеливость высокая. Вы терпеливый человек, однако, не стоит понапрасну тратить свою энергию.

 

2. Методы изучения свойств восприятия

Тест Мюнстерберга на восприятие

Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача - просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти эти слова. Найденные слова подчеркивайте.
Время выполнения задания - 2 мин.

БЛАНК:

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ
хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл
ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш
лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс
йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ
хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ
нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт

Итого 19

Оценка результатов: Методика направлена на определение избирательности внимания. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок, то есть пропущенных и неправильно выделенных слов.
В тексте содержится 25 слов.

11-20 – средний уровень избирательности

 

3.      Методы изучения свойств внимания

Методика «Найди ошибку в пословицах»

Инструкция: Найди ошибку в пословицах. Время для выполнения задания – 3 минуты. В бланке для ответов под соответствующем номером пословицы напиши букву, на которую необходимо заменить неправильно написанную букву:

  1. Когда на горе раб свистнет.
  2. Конек – делу венец.
  3. Лучше хлеб с содой, чем пирог с бедой.
  4. Была бы фея, а хомут найдется.
  5. Бедность не порог.
  6. Где мед, там и муки.
  7. Дурная голова рогам покоя не дает.
  8. Без хозяина лом сирота.
  9. Клип клипом вышибают.
  10. Доброе слово и мошке приятно.
  11. С глаз долой – из сердца вой.
  12. С лица воду не лить.
  13. Свято тесто пусто не бывает.
  14. Первый блин колом.
  15. На горе шапка горит.

Образец бланка для ответов:

Ф.И.О. Класс

№ пословицы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Правильная буква

 к

 ц

 в

 ш

 к

 х

 н

 д

 н

 к

 н

 п

 м

 м

 в

 

4.      Методы изучения свойств памяти

Методика «Память на числа»

Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20с. таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20с. запомнить как можно больше чисел. Через 20с. таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили».

13

91

47

39

65

83

19

51

23

94

71

87

Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека — 7 и выше.

 

5.      Методы изучения свойств мышления

Тест «Логичность умозаключений»

Ход опыта. Испытуемым предъявляются на слух задания. В каждом задании два связанных между собой суждения и выводумозаключение. Некоторые умозаключения правильны, а другие заведомо неправильны. Требуется определить, какие выводы правильны, а какие ошибочны. Время обдумывания каждого задания — 10 с.

Материал:

1. Все металлы проводят электричество. Ртуть — металл. Следовательно, ртуть проводит электричество.  да

2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед — араб. да

3. Некоторые капиталистические страны — члены НАТО. Япония — капиталистическая страна. Следовательно, Япония — член НАТО. нет

4. Все Герои Советского Союза награждались орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина. Следовательно, Иванов — Герой Советского  Союза.  нет

5. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Петров мошенничеством не занимался. Следовательно, Петров не привлекался к уголовной ответственности.  нет

6. Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнов изучает логику. Следовательно, Смирнов — студент вуза.  нет

7. Некоторые работники 2-го управления — юристы. Фомин — юрист. Следовательно, Фомин — работник 2-го управления.  нет

8. Все граждане России имеют право на труд. Иванов гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд.  да

9. Все металлы куются. Золото — металл. Следовательно, золото куется.  да

10. Когда идет дождь - крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идет дождь.  нет

11. Все коммунисты выступают против войны. Джонс выступает против войны. Следовательно, Джонс — коммунист.  да

12. Все коренные жители Конго — негры. Мухамед — негр. Следовательно, Мухамед — житель Конго.  нет

13. Все студенты 3-го курса выполнили нормы ГТО второй ступени. Володя выполнил норму ГТО второй ступени. Следовательно, Володя — студент 3-го курса.  нет

14. Некоторые капиталистические страны входят в Общий рынок. Австрия — капиталистическая страна. Следовательно, Австрия входит в Общий рынок.  Да

 Итого 3 ошибки

 

 

 

 

 

Ключ

Номера умозаключений, которые следует признать верными: 1, 8, 9. Все остальные умозаключения следует признать ошибочными, неверными. Если у испытуемого умозаключения оценены иначе, это оценивается как ошибки. Оценка результатов проводится по таблице

Количество
ошибок

Баллы

Уровень логичности

0

5

Высокий уровень логичности в рассуждениях, быстро «улавливает» ошибки в чужих рассуждениях

1

4

Хороший уровень логичности

2 — 3

3

Средняя норма логичности, подчас допускается нелогичность в собственных рассуждениях, не «улавливаются» логические ошибки в чужих сложных рассуждениях

4 — 6

2

Низкая логичность, частые логические ошибки

 

 

 

////////////////////////////