|
|
Методы изучения свойств личности и психических состояний. Тесты
А) Тест на оценку стрессоустойчивости
Данный тест на оценку стрессоустойчивости был разработан ученым-психологом Медицинского центра Университета Бостона. Необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится.
Предлагаются следующие ответы с соответственным количеством очков:
§ почти всегда - 1;
§ часто - 2;
§ иногда - 3;
§ почти никогда - 4;
§ никогда - 5.
Подвержены ли Вы стрессу?
1. Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день. -1
2. Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю.- 2
3. Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен. -1
4. В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться. -1
5. Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю.- 1
6. Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день. -1
7. За неделю Вы потребляете не больше пяти рюмок алкогольных напитков. -1
8. Ваш вес соответствует Вашему росту.- 3
9. Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности.-3
10. Вас поддерживает Ваша вера. -5
11. Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью. -5
12. У Вас много друзей и знакомых.- 1
13. У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете. -2
14. Вы здоровы.-2
15. Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем-либо. -3
16. Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, Ваши домашние проблемы. 2
17. Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю. 2
18. Вы можете организовать Ваше время эффективно. 2
19. За день Вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков. 1
20. У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня. 1
Итого 40-20=20
Если Вы набрали меньше 10 и не более 29 очков, то Вас можно обрадовать, в случае если Вы отвечали еще и честно, – у Вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям и воздействию стресса на организм, Вам не о чем беспокоиться.
Инструкция: Внимательно прочитайте следующие вопросы. На каждый вопрос ответьте «да» или «нет». Если Вам сложно выбрать вариант, то попробуйте представить последний месяц Вашей жизни. Оцените то, чего было больше за прошлый месяц. Не стоит слишком долго размышлять над ответом. Как правило, первый пришедший в голову ответ и является верным.
Посчитайте количество ответов «да» на вопросы: 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 13, 17, 21, 22, 25, 26, 28, 30, 33, 35, 36.
Посчитайте количество ответов «нет» на вопросы: 5, 7, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 23, 24, 27, 29, 31, 32, 34.
Сложите эти два числа и получите искомое количество баллов.
Итого 10
8-16 баллов. Средний, нормальный уровень демонстративности. Проблем с самовыражением нет. Не склонен к вытеснению негативных переживаний, но и не зацикливается на них. Не слишком быстро сходится с другими людьми, но и никогда не оказывается в социальной изоляции. В общении достаточно эмоционален, но не переигрывает.
Методика разработана и описана Е.П. Ильиным и Е.К. Фешенко и предназначена для самодиагностики терпеливости.
Для работы с этой методикой (для регистрации результатов) Вам понадобятся чистый листок бумаги и карандаш (ручка). На листке бумаги проставьте номера вопросов от 1 до 18. Ответьте, согласны ли вы с предложенными утверждениями. Если согласны, то на листке рядом с номером вопроса поставьте знак «+», если не согласны – знак «–».
За все ответы «Да» (знак «+») по позициям: 4, 5, 8, 10, 11 12, 13, 16, 17 и все ответы «Нет» (знак «–») по позициям: 1, 2, 3, 6, 7, 9, 14, 15, 18 начисляется по одному баллу.
Затем подсчитывается общая сумма (все ответы вместе) баллов.
Итого 12
Если Вы набрали:
2. Методы изучения свойств восприятия
Тест Мюнстерберга на восприятие
Инструкция:
Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача - просматривая строку
за строкой, как можно быстрее найти эти слова. Найденные слова
подчеркивайте.
Время выполнения задания - 2 мин.
БЛАНК:
бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ
хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл
ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш
лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс
йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ
хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ
нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт
Итого 19
Оценка
результатов:
Методика направлена на определение избирательности внимания. Оценивается
количество выделенных слов и количество ошибок, то есть пропущенных и
неправильно выделенных слов.
В тексте содержится 25 слов.
11-20 – средний уровень избирательности
3. Методы изучения свойств внимания
Инструкция: Найди ошибку в пословицах. Время для выполнения задания – 3 минуты. В бланке для ответов под соответствующем номером пословицы напиши букву, на которую необходимо заменить неправильно написанную букву:
Ф.И.О. Класс |
|||||||||||||||
№ пословицы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Правильная буква |
к |
ц |
в |
ш |
к |
х |
н |
д |
н |
к |
н |
п |
м |
м |
в |
4. Методы изучения свойств памяти
Методика «Память на числа»
Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20с. таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.
Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20с. запомнить как можно больше чисел. Через 20с. таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили».
13 |
91 |
47 |
39 |
65 |
83 |
19 |
51 |
23 |
94 |
71 |
87 |
Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека — 7 и выше.
5. Методы изучения свойств мышления
Тест «Логичность умозаключений»
Ход опыта. Испытуемым предъявляются на слух задания. В каждом задании два связанных между собой суждения и выводумозаключение. Некоторые умозаключения правильны, а другие заведомо неправильны. Требуется определить, какие выводы правильны, а какие ошибочны. Время обдумывания каждого задания — 10 с.
Материал:
1. Все металлы проводят электричество. Ртуть — металл. Следовательно, ртуть проводит электричество. да
2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед — араб. да
3. Некоторые капиталистические страны — члены НАТО. Япония — капиталистическая страна. Следовательно, Япония — член НАТО. нет
4. Все Герои Советского Союза награждались орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина. Следовательно, Иванов — Герой Советского Союза. нет
5. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Петров мошенничеством не занимался. Следовательно, Петров не привлекался к уголовной ответственности. нет
6. Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнов изучает логику. Следовательно, Смирнов — студент вуза. нет
7. Некоторые работники 2-го управления — юристы. Фомин — юрист. Следовательно, Фомин — работник 2-го управления. нет
8. Все граждане России имеют право на труд. Иванов гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд. да
9. Все металлы куются. Золото — металл. Следовательно, золото куется. да
10. Когда идет дождь - крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идет дождь. нет
11. Все коммунисты выступают против войны. Джонс выступает против войны. Следовательно, Джонс — коммунист. да
12. Все коренные жители Конго — негры. Мухамед — негр. Следовательно, Мухамед — житель Конго. нет
13. Все студенты 3-го курса выполнили нормы ГТО второй ступени. Володя выполнил норму ГТО второй ступени. Следовательно, Володя — студент 3-го курса. нет
14. Некоторые капиталистические страны входят в Общий рынок. Австрия — капиталистическая страна. Следовательно, Австрия входит в Общий рынок. Да
Итого 3 ошибки
Ключ
Номера умозаключений, которые следует признать верными: 1, 8, 9. Все остальные умозаключения следует признать ошибочными, неверными. Если у испытуемого умозаключения оценены иначе, это оценивается как ошибки. Оценка результатов проводится по таблице
Количество |
Баллы |
Уровень логичности |
0 |
5 |
Высокий уровень логичности в рассуждениях, быстро «улавливает» ошибки в чужих рассуждениях |
1 |
4 |
Хороший уровень логичности |
2 — 3 |
3 |
Средняя норма логичности, подчас допускается нелогичность в собственных рассуждениях, не «улавливаются» логические ошибки в чужих сложных рассуждениях |
4 — 6 |
2 |
Низкая логичность, частые логические ошибки |
////////////////////////////