Рабочая Программа профессионального модуля ПМ.02 Управление логистическими процессами в закупках, производстве и распределении - 2015 год

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая Программа профессионального модуля ПМ.02 Управление логистическими процессами в закупках, производстве и распределении - 2015 год

 

 

 

Пм.02 — мдк.02.01 мдк.02.02 мдк.02.03

 

 

 

Департамент образования города Москвы
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы

рабочая Программа профессионального модуля ПМ.02 Управление логистическими процессами в закупках, производстве и распределении

 

 


Код, специальность 38.02.03 Операционная деятельность в логистике (базовая подготовка)

 

 2015 г.
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
38.02.03 Операционная деятельность в логистике (базовая подготовка)
Председатель (цикловой) комиссии дисциплин ОГСЭ и
общепрофессиональных
______

 




СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы профессионального модуля 4
2. Результаты освоения профессионального модуля 8
3. Структура и содержание профессионального модуля 10
4. Условия реализации рабочей программы профессионального модуля 5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля 1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 Управление логистическими процессами в закупках производстве и распределении
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.03 Операционная деятельность в логистике (базовая подготовка) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Управление логистическими процессами в закупках, производстве и распределении и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.1. Участвовать в разработке инфраструктуры процесса организации снабжения и организационной структуры управления снабжением на уровне подразделения (участка) логистической системы с учетом целей и задач организации в целом.
ПК 2.2. Применять методологию проектирования внутрипроизводственных логистических систем при решении практических задач.
ПК 2.3. Использовать различные модели и методы управления запасами.
ПК 2.4. Осуществлять управление заказами, запасами, транспортировкой, складированием, грузопереработкой, упаковкой, сервисом.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, курсах повышения квалификации, профессиональной подготовке и переподготовке специалистов по операционной деятельности в логистике. Уровень образования среднее общее образование.
Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
управления логистическими процессами в закупках, производстве и распределении;
осуществления нормирования товарных запасов;
проверки соответствия фактического наличия запасов организации в действительности данным учетных документов;
проведения осмотра товарно – материальных ценностей и занесения в описи их полного наименования, назначения, инвентарных номеров и основных технических или эксплуатационных показателей, проверки наличия всех документов, сопровождающих поставку (отгрузку) материальных ценностей;
зонирования складских помещений, рационального размещения товаров на складе, организации, складских работ;
участия в организации разгрузки, транспортировки к месту приёмки, организации приемки, размещения, укладки и хранения товаров;
участия в оперативном планировании и управлении материальными потоками в производстве;
участия в выборе вида транспортного средства, разработке смет транспортных расходов;
разработки маршрутов следования; организации терминальных перевозок; оптимизации транспортных расходов;
уметь:
определять потребности в материальных запасах для производства продукции;
применять методологические основы базисных систем управления запасами в конкретных ситуациях;
оценивать рациональность структуры запасов;
определять сроки и объемы закупок материальных ценностей;
проводить выборочное регулирование запасов;
рассчитывать показатели оборачиваемости групп запасов, сравнивать их с показателями предыдущих периодов (нормативами);
организовывать работу склада и его элементов;
определять потребность в складских помещениях, рассчитывать площадь склада, рассчитывать и оценивать складские расходы;
выбирать подъёмно – транспортное оборудование, организовывать грузопереработку на складе погрузку, транспортировку, приемку, размещение, укладку, хранение);
рассчитывать потребности в материальных ресурсах для производственного процесса;
рассчитывать транспортные расходы логистической системы;
знать:
понятие, сущность и необходимость в материальных запасах;
виды запасов: буферный запас, производственные запасы, запасы готовой продукции, запасы для компенсации задержек, запасы для удовлетворения ожидаемого спроса и т.д.
последствия избыточного накопления запасов;
механизмы и инструменты оптимизации запасов и затрат на хранение;
зарубежный опыт управления запасами;
основные концепции и технологии, способствующие сокращению общих издержек логистической системы;
базисные системы управления запасами: Систему с фиксированным размером заказа (СФРЗ) И Систему с фиксированным интервалом времени между заказами (СФИВЗ);
методы регулирования запасов;
основы логистики складирования: классификацию складов, функции;
варианты размещения складских помещений;
принципы выбора формы собственности склада;
основы организации деятельностью склада и управления им;
структуру затрат на складирование, направления оптимизации расходов системы складирования, принципы зонирования склада и размещения товаров;
классификацию производственных процессов;
принципы функционирования внутрипроизводственных логистических систем;
значение и преимущества логистической концепции организации производства;
принципы управления потоками во внутрипроизводственных логистических системах;
механизмы оптимизации внутрипроизводственных издержек логистической системы;
понятие и задачи транспортной логистики;
классификацию транспорта;
значение транспортных тарифов;
организационные принципы транспортировки;
стратегию ценообразования и определения «полезных» затрат при организации перевозок, учет транспортных расходов.
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 495 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 387 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 258 часов; в
том числе курсовая работа – 30 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 129 часов;
учебной и производственной практики –108 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения рабочей программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Управление логистическими процессами в закупках, производстве и распределении, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 2.1 Участвовать в разработке инфраструктуры процесса организации снабжения и организационной структуры управления снабжением на уровне подразделения (участка) логистической системы с учетом целей и задач организации в целом.
ПК 2.2 Применять методологию проектирования внутрипроизводственных логистических систем при решении практических задач.
ПК 2.3 Использовать различные модели и методы управления запасами.
ПК 2.4 Осуществлять управление заказами, запасами, транспортировкой, складированием, грузопереработкой, упаковкой, сервисом.
ОК 01. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 02. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 03. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 04. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 05. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 06. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 07. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 08. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 09. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций Наименования разделов профессионального модуля* Всего часов
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Самостоятельная работа обучающегося Учебная,
часов Производственная (по профилю специальности),
часов
Всего,
часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов Всего,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПК 2.1.- ПК 2. 4. ПМ.02.Управление логистическими процессами в закупках, производстве и распределении -- ---
ПК 2.1
ПК 2.2
МДК.02.01. Основы управления логистическими процессами в закупках, производстве и распределении 168 112 30 20 56 20
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.4 МДК.02.02.Оценка рентабельности системы складирования и оптимизации внутрипроизводственных потоковых процессов 105 70 50 10 35 10 ПК 2.3
ПК 2.4 МДК.02.03.Оптимизация процессов транспортировки и проведение оценки стоимости затрат на хранение товарных запасов 114 76 40 - 38 - ПК 2.1 – ПК 2.4 Учебная и производственная практики (по профилю специальности), часов 108
108
Всего: 495 258 120 30 129 30 -- 108
2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ).
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел ПМ. 02
Управление логистическими процессами в закупках, производстве и распределении 459 5,6 семестр: МДК.02.01
Основы управления логистическими процессами в закупках, производстве и распределении
168 Введение Содержание 2 1
Содержание модуля. Задачи изучения модуля и связь с другими дисциплинами учебного плана. Роль профессионального модуля в подготовке специалиста. Тема 1
Управление логистическими процессами в закупках, производстве и распределении Содержание 23 2,3
Лекции 10 2
1. Цели и задачи закупочной логистики.
Определение понятий: закупочная логистика, закупка, снабжение. Цель и основа экономической эффективности закупочной логистики. Задачи закупочной логистики: информационные, задачи реализации, координации и интеграции закупок с производством, сбытом, складированием и транспортировкой. 2. Организация работы с поставщиками. Критерии оптимального выбора поставщика. Определение , оптимизация и рационализация базы поставщиков. Организация отношений с поставщиками. 3. Поиск потенциальных поставщиков. Критерии оптимального выбора поставщика.
Принципы работы с поставщиками. 4. Осуществление закупок. Основы управления поставками. Определение потребности предприятия в материальных ресурсах. Необходимый объем закупок. Цикл закупки. Способы закупки и поставки закупочных материалов. 5 Семинар по теме: Управление логистическими процессами в закупках, производстве и распределении 6 Практическое занятие № 1
Выбор поставщиков. Оценка поставщиков по заданным критериям. Метод расчета рейтинга поставщиков. 4 3
7. Практическое занятие № 2
Определение общего ущерба от несвоевременных поставок.
Определение равномерности поставок
Определение сроков закупки материальных ценностей. Самостоятельная работа №1 9 3
Аннотирование научной статьи «Модель оптимального размера заказа» (модель Уилсона), специалист по менеджменту Бузукова Е.А.
Решение ситуационной производственной задачи « Выбор поставщика ТМЦ».
Решение ситуационной производственной задачи « Расчет потребности конкретного предприятия в сырье и материалах.
Работа со словарем. Тема 2.
Запасы в логистической системе предприятия. Управление запасами в логистике Содержание 40 Лекции 20 1. Понятие, сущность и необходимость в материальных запасах. Роль и значение запасов в логистической системе предприятия. Экономическая сущность запасов и их классификация. Необходимость формирования запасов на предприятии и причины их создания. 2. Определение оптимальных объемов запасов. 3. Виды запасов в логистике. Оптимальные запасы и затраты на их хранение. Производственные запасы, запасы готовой продукции, буферные запасы, запасы для компенсации издержек, запасы для удовлетворения ожидаемого спроса. Оптимизация и регулирование материальных запасов. 4. Нормирование затрат. Структура затрат на формирование и поддержку запасов. Последствия избытка накопленных запасов. 5. Базисные системы, механизмы и инструменты управления запасами. Цели, задачи и функции управления запасами в логистике. Статическая модель управления запасами. Обобщающая модель оптимальной партии поставок с потерей невыполненных заявок. 6. Модель управления затратами, учитывающая систему скидок. Динамическая модель управления запасами. Система с фиксированным размером запасов (СФРЗ), система управления запасами с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня. 7. Система управления запасами «минимум–максимум». Методы регулирования запасов. 8. Основные концепции и технологии, способствующие сокращению общих издержек логистической системы. Зарубежный опыт управления запасами.
Эволюция концепций и технологий логистики. Информационная логистическая концепция. Концепция планирования потребностей/ресурсов (MRP1, MRP2, DRP). Концепция «Точно в срок» (KANBAN). 9 Концепция стройного производства. Логистика в реальном масштабе времени (Time-based logistics). Логистика добавленной стоимости (Value added logistics). Концепции: «Реагирование на спрос», «Цель поставок».Управление отношений с клиентами (Customer Relationship management CRM). Управление цепочками поставок (Supply Chain Management SCM). 10. Урок опроса по теме: Запасы в логистической системе предприятия. Управление запасами в логистике 11 Практические занятия №№3,4,5,6,7,8 12 3
Нормирование запасов. 12 Метод технико-экономических расчетов. 13,14 Расчет потребности в материальных запасах для производства продукции. 15. Расчет необходимого размера среднего запаса товаров на складе. 16. Оценка рациональности структуры запасов. Самостоятельная работа № 2 8 Составление опорного конспекта по теме(на основе лекционного материала).
Аннотирование научной статьи «Реверсивная логистика в управлении запасами».
Решение ситуационной производственной задачи
Эссе на тему « Управление запасами: от прибыли до убытка –один шаг».
Составление теста и эталона к нему. Тема 3.
Управление логистическими процессами на производстве Содержание 36 Лекции 16 2
1. Сущность и значение производственной логистики. Понятие и сущность производственной логистики. Логистика производственных процессов. Организация материальных потоков в производстве. 2. Организация производственного процесса во времени. Традиционная концепция организации производства. Логистическая концепция организации производства и ее преимущества. 3,4 Управление потоками в рамках производственных логистических систем.
Выталкивающая система управления материальными потоками на производстве (системы MRP). Вытягивающие системы управления материальными потоками (системы KANBAN, JIT). Воронкообразная модель логистической системы. Правила приоритетов в выполнении заказов. Пространственные и временные связи в процессе организации потоков. Формы организации движения материальных потоков во внутрипроизводственных логистических системах. 5,6 Оптимизация внутрипроизводственных издержек логистической системы.
Сущность и виды внутрипроизводственных издержек логистической системы. Механизмы оптимизации внутрипроизводственных издержек. 7,8 Семинарское занятие по теме: Управление логистическими процессами на производстве Практические занятия №№ 9-12 8 3
1. Расчет длительности производственного цикла партии деталей. 2. Решение задачи сетевого планирования комплекса работ. 3. Решение задачи сетевого планирования комплекса работ. 4. Решение задач по оптимизации внутрипроизводственных издержек. Самостоятельная работа № 3 12 Составление опорного конспекта по теме (на основе лекционного материала).
Аннотирование научной статьи «Производственная логистика или что такое «вытягивающее» планирование».
Решение ситуационных производственных задач.
Эссе на одну из тем:
Система взаимодействия производства и закупочной логистики.
Роль маркетинга в организации производственной логистики.
Работа со словарем. Тема 4.
Логистика распределения Содержание 27 1. Лекции
Теоретические основы логистики распределения. Экономическая сущность логистического процесса в системе распределения. Базовые принципы распределительной логистики. Цели, задачи, функции логистики распределения. Правила логистики распределения. 14 2. Понятие дистрибьюции. Термины, используемые в соответствующей функциональной области как синонимы. 3. Системы распределения товаров.
Этапы формирования системы распределения товаров. Сущность и общая характеристика каналов распределения. Количество контактов при различных вариантах распределения товаров. Функции членов канала распределения. 4. Этап принятия решений о выборе канала распределения. Обоснование выбора канала распределения. Логистические посредники распределения. 5. Управление логистическими процессами в системе распределения.
План системы распределения. Организация системы распределения. Основные тенденции развития системы распределения товаров. Товародвижение6 сущность и принципы. 6. Каналы товародвижения. Организация процесса товародвижения. Автономная система обработки заказов. Последовательность этапов обработки грузов. 7. Семинарское занятие по теме:
Логистика распределения Практические занятия №№ 13-15 6 3
1. Определение комплексного показателя уровня обслуживания клиентов предприятия.
2. Провайдеры логистики 3. Выбор наиболее экономичного варианта канала распределения Самостоятельная работа № 4 7 Составление опорного конспекта по теме (на основе лекционного материала).
Подготовка докладов и рефератов к семинарскому заняти.
Выполнение компьютерной презентации.
Решение ситуационных производственных задач. Курсовая работа 20 3
Самостоятельная работа по выполнению курсовой работы 20 3
МДК 02.02.
Оценка рентабельности системы складирования и оптимизация внутрипроизводственных потоковых процессов 105 Тема 1
Теоретические основы складского хозяйства Содержание 18 Лекции 2 2
1 Сущность складского хозяйства.
Виды складов и их классификация. Принципы складского хозяйства. Назначение складов. Характеристика современного склада. 2 Организация складского процесса. Процесс работы склада. Показатели работы склада. Варианты размещения складских помещений. Принципы выбора формы собственности склада. Основы организации деятельности склада и управления им. 3 Законодательные и нормативно-правовые основы складской деятельности. Основные требования, предъявляемые законодательством к складской деятельности. Нормативные документы, определяющие деятельность складского хозяйства. Отраслевой стандарт: общие положения и требования, предъявляемые к производственной деятельности склада. Санитарные и противопожарные требования. Трудовые отношения. Практические занятия № 1 - № 5 10 3
1
Разбор конкретных ситуаций*:
Решение задачи «Определение количества и местоположения складов предприятия» 2 Разработка упрощенной схемы технологического процесса на общетоварном складе по группам операций. 3 Расчет численности работников склада.
4 Определение соотношения элементов складской площади.
5 Расчет общей площади помещений для хранения товаров Самостоятельная работа 6 Доклады на тему:
Сущность и назначение складского хозяйства.
Классификация и формы склада в логистике.
Основные показатели эффективности складской деятельности.
Организация деятельности склада
Нормативные требования к параметрам складских знаний и сооружений.
Нормативные требования к объемно-плановыми конструктивным решениям склада.
Условия хранения продукции и требования к технологическому оборудованию.
Нормативные требования: производительность труда, уровень механизации, уровень
автоматизации. Тема 2.
Технико-экономические аспекты организации складской системы. Содержание 20 Лекции 2 2
1 Упаковка и маркировка товара на складе. Первичная упаковка товаров. Понятие о грузовой единице, средства упаковки средства ограничения доступа к товару. Маркировка и манипуляционные знаки. 2 Системы штрихкодирования. Назначение штрихкодирования. Основные функции штрих кодов и их использование в коммерческой практике. Техника для использования штрих кодов. RFID-технология: технические особенности и перспективы применения. 3 Конструкционные элементы и оборудование склада. Напольное покрытие. Стеллажи. Рампа и доковое оборудование. Логика использования. Средства малой механизации и их использование (роклы, тележки, сетчатые контейнеры). Погрузочно-разгрузочное оборудование (вилочный автопогрузчик, штабеллер, ричтрак). Особое оборудование. Конвейер. Узкопроходное оборудование. Крупно-тоннажное оборудование. Термооборудование. Практические занятия № 6 - № 11 12 3
1 Разбор конкретных ситуаций*:
Расчет вместимости склада. Коэффициентный анализ использования площадей склада и оборота склада. 2 Решение задачи «Оценка целесообразности использования складской техники».
3 Расчет себестоимости складских помещений.
4 Расчет потребности склада в погрузочно-разгрузочной технике.
5,6 Групповая дискуссия*:
Требования к маркировке груза. Основные надписи при маркировке груза.
Технология и области применения штрихкодирования.
Применение метода автоматической идентификации объекта (RFID - радиочастотная
идентификация).
Конструкционные элементы склада и их использование.
Средства малой механизации и их использование.
Погрузочно-разгрузочное оборудование.
Особое оборудование склада. Самостоятельная работа 6 3
Разработка презентации «Основное и вспомогательное оборудование склада» , «Разработка схемы складского технологического процесса».
Тема 3. Внутрипроизводственные процессы и их оптимизация Содержание 26 Лекции 4 2
1. Складские зоны. Зонирование склада. Зоны: разгрузки, приема, хранении и отбора товара, контроля и комплектации заказов, транспортной экспедиции, отгрузки, служебные помещения персонала. 2. Процесс приемки товара на склад. Нормативно-правовое регулирование приемки товара на склад. Подготовка склада к приемке. Организация приемки товара на склад. Основные виды и технологии приемки товара. Проверка сопроводительной документации. Определение сохранности внешнего вида транспортного средства, тары, упаковки. разгрузка транспортных средств. Предварительная приемка. Окончательная приемка.. 3. Хранение товара на складе. Комплектация и выдача заказа. Размещение товара на хранение. Хранение товара: основные виды и технологии. Структура затрат на складирование. Адресная система хранения: принцип построения. Порядок перехода к адресной системе хранения. Проблемные моменты и ошибки в хранении товара. Хранение опасных грузов. Комплектация заказа. Учет характеристик товаров при планировании отбора. Формирование маршрута комплектации. Объединение заказа в партии. Выдача заказа. 4. Оптимизация расходов системы складирования. Направления оптимизации расходов системы складирования. Оптимизация складских технологий: логистическая экспертиза, анализ процесса, обоснование показателей снижения логистических издержек, перепроектирование технологий работы склада, совершенствование организационно-управленческих решений и информационной системы, система внедрения изменений. Практические занятия № 12 - № 18 14 3
1 Разбор конкретных ситуаций*:
Решение задачи «Товарное соседство отдельных групп товара на складе». 2 Решение задачи «Расчет складской площади зоны основного хранения».
3 Расчет затрат и себестоимости складской деятельности.
4 Зонирование складского комплекса.
Проектирование технологических зон грузопереработки. 5
Решение производственных ситуаций, возникающих при приеме товара по количеству и качеству. 6,7
Групповая дискуссия* по темам:
Увеличение пропускной способности складского комплекса.
Повышение эффективности использования складского пространства.
Понижение количества брака и потерь при хранении.
Повышение производительности труда персонала и техники.
Снижение затрат, связанных с хранением запасов.
Понижение стоимости обработки единицы груза.
Повышение качества предоставляемых клиентам услуг. Самостоятельная работа 8 3
Разработка презентации «Оптимальное зонирование складской территории»
Расчетно-графическая задача «Увеличение пропускной способности склада»
Решение ситуационной производственной задачи «Определение грузовой площади складского помещения».
Разработка презентации «Разработка эффективной системы сервисного обслуживания клиентов. Тема 4.
Управление логистическими процессами в системе складирования Содержание 23 Лекции 2 2
1 Основы управления складом. Основные методики управления и планирования складского хозяйства. Общие подходы к определению показателя эффективности работы склада. Основные показатели работы складского хозяйства и оценка их эффективности. Методы контроля складской деятельности. Использование графика Ганта при управлении складским хозяйством. Правила диспетчеризации и составления расписаний. Борьба с хищениями: логика действий и основные мероприятия. 2 Система управления логистическими процессами на складе. Построение системы управления логистическими процессами на складе: этапы, технологии. Логистическая экспертиза складского хозяйства. Анализ типовых процессов смежных со складами. Ранжирование проблемных процессов. Перепроектирование технологии работы склада. Совершенствование организационно-управленческих решений. 3 Автоматизированные системы упарвления складом. WMS – система. RP – система. Структура, функции, основные требования. Взаимодействие систем. Понятие об SCE – блоке. Практические занятия № 19 - № 25 14 3
1
Разбор конкретных ситуаций*:
Решение задачи «Определение точки безубыточности склада». 2 Построение и использование графика Ганта.
3 Оптимальный размер складских мощностей: модель центра тяжести».
4
Составление технологической карты складских процессов. Разработка графика работы погрузочно-разгрузочных механизмов в течение рабочей смены. 5 Решение задачи «Влияние логики организации складского процесса на потребности в площадях, силах, средствах. 6,7
Групповая дискуссия*:
Управление логистическими процессами в системе складирования
Основные показатели работы склада и их определение.
Методики управления складской деятельностью.
Проблемы управления складской деятельностью.
Современные подходы к определению эффективности работы склада.
Затраты на складирование, как часть общих логистических затрат. Самостоятельная работа 7 3
Аналитическое задание «Разработка рациональной системы складирования на действующем складе».
Аналитическая задача «Определение основных элементов складской системы при строительстве нового склада».
Работа над проектом «Строительство логистического центра». Характеристика и основная идея проекта. Курсовая работа 10 3
Самостоятельная работа по выполнению курсовой работы 8 МДК 02.03. Оптимизация процессов транспортировки и проведение оценки стоимости затрат на хранение товарных запасов
114 Тема 1
Теоретические основы процесса транспортировки Содержание 38 Лекции 14 2
1 Транспортировка грузов в системе транспортной логистики. Понятие транспортировки как отрасли материального производства. Основные группы транспорта: транспорт общего пользования, внутрипроизводственный транспорт.. 2 Организация транспортных работ. Транспортные работы и их виды. Логистический подход к организации транспортного процесса. Основные понятия транспортировки и экспедирования грузов. Виды транспортных перевозок грузов. 3 Транспортные средства и их виды. Факторы, влияющие на выбор транспортных средств. Виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, внутренний водный, морской. Воздушный, трубопроводный. Достоинства и недостатки отдельных видов транспорта. Транспортная документация. 4 Грузопотоки и грузооборот. Понятие мощности грузопотока и объема грузооборота. Внутренние и внешние грузопотоки. Грузооборот. Шахматная ведомость грузооборота. Оформление грузопотоков в виде эпюр и схем. Практические занятия № 1 - № 7 14 3
1
Решение ситуационной задачи «Определение оптимального варианта доставки груза различными видами транспорта» 2 Расчетно-графическое задание «Разработка схемы организации транспортного
процесса конкретного предприятия» операций. 3,4,5
Работа с транспортной документацией: экспедиционная расписка, складская расписка, санитарный паспорт на транспорт, договор аренды транспортного средства без экипажа, договор аренды транспортного средства с экипажем, претензия, акты, ТОРГ-12. 6 Определение соотношения элементов складской площади.
7 Решение ситуационной производственной задачи «Составление шахматной ведомости грузооборота» Самостоятельная работа: 10 3
Эссе на тему «Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса».
Индивидуальное задание «Расчет грузооборота склада, грузопереработки слада», «Определение коэффициента неравномерности поступления товара на склад». Тема 2.
Оптимизация процессов транспортировки Содержание 38 Лекции 12 2
1 Организация и планирование перевозок. Системы планирования перевозок: по стандартному расписанию, по заявкам. Организация внутренних превозок. Терминальные перевозки. Виды маршрутов для перевозки грузов: маятниковые, веерные, кольцевые. Выбор маршрута транспортировки. Порядок выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Этапы планирования перевозок: технико-экономическое, календарное, диспетчирование. Логистическая концепция построения модели транспортного обслуживания. 2 Оптимизация транспортных процессов. Определение логистических расходов на транспорте. Определение понятий6 тариф, фрахт. Транспортные тарифы: виды, классификация, условия применения. Составляющие стандартного линейного тарифа. Транспортные операции, включаемые в состав провозной платы. Тарифные правила перевозок различными видами транспорта. Методы оптимизации транспортных процессов. Оптимизация затрат: на накопление груза для транспортной партии, на комплектацию партии груза, связанных с простоем транспортных средств при выполнении грузовых операций. Транспортно-логические цепочки. Практические занятия № 8 - № 12 14 2
Групповая дискуссия* по темам:
Задачи, решаемые складской логистикой.
Сущность транспортных работ.
Виды транспортных работ.
Сущность процесса транспортировки грузов.
Основы экспедирования груза.
Виды транспортных перевозок.
Характеристика отдельных видов транспорта.
Достоинства и недостатки отдельных видов транспорта.
Факторы, влияющие на выбор транспортных средств.
Сущность грузопотока и грузооборота. Самостоятельная работа 12 3
Эссе на тему: «Потери при доставке груза: как бороться и как избежать», «Перевалка в пути – необходимость или навязанная услуга?».
Индивидуальные задания «Управление транспортной логистикой при железнодорожных перевозках», «Управление транспортной логистикой при морских перевозках»
«Определение удельного складского грузооборота». Тема 3.
Экономическая сущность затрат на хранение товарных запасов.
Оценка стоимости затрат на хранение товарных запасов.
Содержание 38 Лекции 10 2
1 Экономическая сущность затрат на хранение товарных запасов. Виды затрат на хранение товарных запасов: амортизация компонентов основных средств, материалы, топливо и энергия для реализации складских функций хранения товарных запасов, оплата труда с соответствующими начислениями, сторонние услуги, прочие выплаты денежных средств. Совокупные затраты на хранение товарных запасов. Издержки на компенсацию старения запасов. Издержки исчерпания запасов. 2 Методы оценки товарных запасов. Оценка запасов: по себестоимости каждой единицы закупаемых товаров; по средней себестоимости (средневзвешенной средней, скользящей средней); по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО); по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО). Характеристика величины запасов и затрат на их хранение. 3 Оценка стоимости затрат на хранение товарных запасов. Методика проведения оценки. Общая оценка стоимости затрат. Оценка стоимости затрат на хранение: в целом по реализованному товару, по каждому артикулу (виду) товара, по товарным группам, по каждой партии каждого артикула (вида) товара. Оценка объема проданного товара. Оценка периода оборота запасов. Оценка удельной стоимости хранения: среднедневной запас. Ежедневные средние затраты. Оценка затрат в целом. Практические занятия № 13 - № 18 12 3
1
Разбор конкретных ситуаций*:
Решение ситуационной производственной задачи «Расчет амортизации компонентов основных средств, материалов, топлива и энергии для реализации складских функций 2 Решение ситуационной производственной задачи «Расчет затрат на оплату труда и сторонних услуг». 3 Решение задачи «Методика оценки стоимости затрат на хранение товарных запасов». 4 Решение ситуационной производственной задачи «Оценка объема проданных
товаров». 5 Решение ситуационной производственной задачи «Оценка периода оборота запасов». 6 Решение ситуационной производственной задачи «Оценка удельной стоимости хранения: среднедневной запас, ежедневные средние затраты». Самостоятельная работа 16 3
Разработка презентации на тему: «Экономическая сущность затрат на хранение товарных запасов», «Оценка стоимости затрат на хранение товарных запасов».
Составление интеллектуальной карты по теме (на основе лекционного материала).
Составление технологической карты на тему: «Методика оценки стоимости затрат на хранения товарных запасов». УП.02.01
Учебная и производственная практики
Виды работ:
Определение сроков и объемов закупок материальных ценностей.
Проверка наличия всех документов, сопровождающих поставку (отгрузку) материальных ценностей.
Произведение осмотра товарно-материальных ценностей и занесение в описи их полного наименования и технических или эксплуатационных показателей.
Проверка соответствия фактического наличия запасов организации данным учетных документов.
Нормирование товарных запасов.
Применение методологических основ систем управления запасами в конкретных ситуациях.
Оценка рациональности структуры запасов.
Проведение выборочного регулирования запасов.
Расчет показателей оборачиваемости групп запасов, сравнение их с показателями предыдущих периодов.
Определение потребности в ресурсах для производственного процесса.
Участие в оперативном планировании материальных потоков в производстве.
Анализ и разработка предложений по сокращению длительности производственного цикла.
Выбор возможных каналов сбыта конкретного предприятия.
Анализ и разработка предложений по улучшению качества логистических процессов в системе распределения.
Расчет транспортных расходов логистической системы.
Анализ и разработка предложений по оптимизации транспортных расходов.
Разработка смет транспортных расходов.
Участие в организации терминальных перевозок.
Участие в выборе вида транспортного средства; разработка маршрутов следования.
108 ПМ.02.ЭК
Квалификационный экзамен 4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ.
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов «Логистика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Оборудование учебного кабинетов и рабочих мест кабинетов «Логистика», «Информационных технологий в профессиональной деятельности»:
рабочие места на 25-30 обучающихся;
рабочее место преподавателя;
технические средства обучения: мультимедийная система
Методическое обеспечение кабинетов:
дидактический материал по дисциплинам:
раздаточный материал для контроля знаний, умений и навыков;
раздаточный материал для изучения, систематизации и обобщения тем дисциплин;
карточки тестовых заданий;
методические указания по выполнению самостоятельных работ;
экзаменационные билеты для итогового контроля.
Наглядные пособия:
комплект плакатов по темам;
справочники.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Аникин Б.А. и др.Логистика: учебное пособие для бакалавров/Б.А.Аникин (и др.); - М. ; Проспект, 2015. – 408с.
Аникин Б.А. Логистика производства. Теория и практика: учеб. /Б.А. Аникин, А.П. Тяпухин.-М.: Проспект, 2014.-233с.
Волгин В.В. Логистика хранения товаров: практ. пособие. – М.: Дашков и К0,2014.-125с.
Григорьев М.Н., С.А.Уваров. Логистика – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 825с.
Дыбская В.В. Логистика складирования: учеб.-М.: ИНФРА-М,2014.- 129с.
Киреева Н.С. Складское хозяйство: учеб. пособие.-М.: Академия, 2014.-210с.
Неруш Ю.М., Неруш А.Ю.Логистика.Практикум.: учеб. пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.:Издательство Юрайт, 2014. – 221с.
Рогов В. А. Управление запасами: учеб. пособие / В. А. Рогов, А. Д. Чудаков. - Старый Оскол : ТНТ, 2013. - 216 с.
Стерлигова А. Н. Управление запасами в цепях поставок: учеб. / А. Н. Стерлигова. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 430 с.
Сергеев В. И. Логистика снабжения: учеб. / В. И. Сергеев, И. П. Эльшевич ; ред. В. И. Сергеев. - М. : Рид Групп, 2011. - 416 с.
Стерлигова А. Н. Управление запасами в цепях поставок: учеб. / А. Н. Стерлигова. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 430 с.
Дополнительные источники:
Григорьев М.Н. Логистика: учеб. / М.Н. Григорьев, С.А. Уваров.-М.: ЮРАЙТ, 2012.-214с.
Дыбская В.В. Логистика складирования: учеб.-М.: ИНФРА-М,2014.- 129с.
Моисеева Н. К. Экономические основы логистики: учеб. пособие / Н. К. Моисеева; ред. В. И. Сергеев. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 528 с.
Рыжова И.О. Логистика в торговле: учеб. пособие / И.О. Рыжова, А.М. Турков.- М.: Академия, 2014.-239с.
Рыжова И.О. Практикум по логистике: учеб. пособие / И.О. Рыжова, А.М. Турков.- М.: Академия, 2014.-221с.
Уоллас Т. Планирование продаж и операций. Практическое руководство : пер. с англ. / Т. Уоллас, Р. Сталь. - 3-е изд. - СПб : Питер, 2010. - 272 с.
Управление розничным маркетингом : пер. с англ. / ред. Д. Гилберт. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 571 с.
Фёдоров Л. С. Общий курс логистики : учеб. пособие / Л. С. Фёдоров, М. В. Кравченко. - М. : КНОРУС, 2010. - 224 с.
Журналы: «Логинфо», «Логистика и управление», «Логистика и управление цепями поставок», «Логистика сегодня», «Прикладная логистика», «Автоперевозки: грузовые, пассажирские, международные», «Складские технологии», «Современный склад».
Газеты: «Коммерсант», «Деловой вестник», «Торговая газета», «Экономика и жизнь».
Интернет-ресурсы:
Электронно-библиотечная система znanium.com
«Гарант» – справочно-правовая система - http://www.park.ru.
«Консультант Плюс» - http://www.consultant.ru.
Информационно-правовая система “Кодекс” - http://www.kodeks.net.
Журнал «Конъюнктура товарных рынков» (Маркетинг&Логистика) - http://www.ktr.itkor.ru.
Информационный портал по логистике, транспорту и таможне - http://www.logistic.ru.
РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера) - www. rbc. ru.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Преподаватели колледжа обязаны ежегодно обновлять образовательную программу в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных образовательной организацией в учебном плане, и (или) содержание рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии, с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом.
Преподаватели и администрация колледжа обязаны обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
Администрация и преподаватели колледжа обязаны обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы, а также обязаны сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов.
Преподаватели должны предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Основы философии, математика, информатика, иностранные языки, экономика организации, бухгалтерский учет и другие должны предшествовать освоению данного модуля.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля, наличие высшего профессионального образования экономического профиля и стажа практической работы.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой.
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций (ПК), но и развитие общих (ОК) компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ПК 2.1. Участвовать в разработке инфраструктуры процесса организации снабжения и организационной структуры управления снабжением на уровне подразделения (участка) логистической системы с учетом целей и задач организации в целом.
Разработка оптимальной инфраструктуры процесса организации снабжения на предприятии.
Определение зон, участников и элементов инфраструктуры снабжения.
Разработка рациональной организационной структуры управления снабжением на уровне подразделения (участка) логистической системы.
Определение эффективных технологий взаимодействия участников инфраструктуры снабжения на предприятии.
Разработка алгоритма действий по организации закупочной деятельности на предприятии.
Определение потребности предприятия в материальных ресурсах.
Осуществление оптимального выбора поставщика материальных ресурсов. Формы контроля:
Устный контроль: фронтальный и индивидуальный устный опрос;
Письменный контроль:
- выполнение самостоятельных работ;
- тестирование;
- решение ситуационных задач;
- выполнение практических заданий.
Виды контроля:
- предварительный;
- текущий;
- итоговый.
Методы:
- наблюдение за работой обучающихся;
- устный опрос;
- письменный опрос
- тестирование (письменные дидактические тесты, компьютерное тестирование)
- проверка практических занятий;
- проверка отчета по самостоятельной работе студента;
- проверка выполненных заданий индивидуальной и групповой презентации.
Критерием оценки результатов освоения профессионального модуля является способность выполнения конкретных профессиональных задач в ходе аудиторных занятий и самостоятельной работы, во время учебной практики: узнавание ранее изученных объектов и свойств, выполнение работ по образцу, инструкции или под руководством преподавателя; планирование и самостоятельное выполнение работ, решение проблемных задач.
ПК 2.2. Применять методологию проектирования внутрипроизводственных логистических систем при решении практических задач.
Рациональное применение методологии проектирования процесса закупок на предприятии.
Эффективное применение методологии проектирования систем управления запасами при решении производственных задач (СФРЗ, СФИВЗ).
Применение оригинальных систем управления запасами во внутрипроизводственных логистических системах.
Проектирование рационального движения материальных ресурсов во внутрипроизводственных логистических системах.
Применение методологии проектирования зон складских помещений.
Применение рационального размещения товаров на складе.
Результат разработки транспортно-технологических схем перевозочного процесса.
Качество рекомендаций по разработке эффективных технологических схем перевозки. ПК 2.3. Использовать различные модели и методы управления запасами.
Определение потребности предприятия в материальных запасах для производства продукции.
Проведение оценки рациональности структуры запасов.
Расчет показателей оборачиваемости групп запасов.
Проведение выборочного регулирования запасов.
Определение сроков и объёмов закупок материальных ценностей для пополнения запасов.
Практическое применение системы управления запасами с фиксированным размером заказа (СФРЗ).
Практическое применение системы управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами (СФИВЗ). ПК 2.4. Осуществлять управление заказами, запасами, транспортировкой, складированием, грузопереработкой, упаковкой, сервисом.
Выбор оптимальной системы управления заказами на предприятии.
Выбор наиболее предпочтительной системы управления запасами (СУЗ).
Проведение оценки основных параметров различных систем управления запасами.
Разработка и применение критериальной оценки поставщиков, дистрибьюторов, перевозчиков грузов.
Осуществление расчета потребности в складских помещениях и складских площадях.
Разработка оптимальной организации системы складского зонирования.
Разработка оптимальной организации движения товарных потоков на складе.
Выбор складского оборудования для эффективной организации процесса грузопереработки.
Осуществление выбора транспортного средства для транспортировки груза.
Проведение расчета потребного количества транспортных средств.
Проведение оценки затрат на перевозку груза. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Объяснять сущность и социальную значимость своей будущей профессии.
Участвовать во внеаудиторной деятельности, связанной с будущей профессией (конкурсы профессионального мастерства, выставки и т.п.).
Демонстрировать интерес к будущей профессии. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области проектирования логистических процессов.
Оценка эффективности и качества выполнения заданий. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области разработки логистических планов.
Эффективный поиск необходимой информации.
Использование различных источников, включая электронные. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. Самоанализ и коррекция результатов собственной работы. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля.
Проявлять готовность к организации и контролю работы.
Проявлять способность принятия на себя ответственности за результат деятельности.
Демонстрировать способность к адаптации в изменяющихся условиях профессиональной деятельности.

 

 

////////////////////////////