САМОЛЕТ ЯК-18Т (36 серии). РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     САМОЛЕТ ЯК-18Т (36 серии). РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

САМОЛЕТ ЯК-18Т (36 серии). РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ - часть 1

 

 

 

 

Раздел О Служебная информация

РАЗДЕЛ 1
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О САМОЛЕТЕ

 

РАЗДЕЛ 2

ОБЩИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

РАЗДЕЛ 3 ПОДГОТОВКА К ПОЛЕТУ

РАЗДЕЛ 4 ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТА

РАЗДЕЛ 5
ДЕЙСТВИЯ В СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЯХ

РАЗДЕЛ 6

ДЕЙСТВИЯ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

РАЗДЕЛ 7

ЛЕТНЫЕ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

РАЗДЕЛ 8

ЭКСПЛУАТАЦИЯ СИСТЕМ И ОБОРУДОВАНИЯ

 

 

СОДЕРЖАНИЕ
НАЗНАЧЕНИЕ РЛЭ...................................................................................0.2

ОБЯЗАННОСТИ ДЕРЖАТЕЛЯ РЛЭ...........................................................0.2

ПРИНЯТЫЕ СИМВОЛЫ И СОКРАЩЕНИЯ................................................0.3

ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ.......................................................0.4

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ.........................................................0.5

ПЕРЕЧЕНЬ ДЕЙСТВУЮЩИХ СТРАНИЦ РЛЭ...........................................0.6

 

НАЗНАЧЕНИЕ РЛЭ

Настоящее руководство по летной эксплуатации (РЛЭ) является основным техническим документом, определяющим и регламентирующим правила летной эксплуатации самолета Як-18Т, технику и методику выполнения полета с учетом особенностей его пилотирования - в объеме, необходимом для обеспечения летной годности самолета.

РЛЭ предназначено для подготовки пилотов к выполнению полетных заданий.

В РЛЭ изложены основные сведения о самолеге, указания экипажу по его эксплуатации, технике пилотирования и по действиям в особых случаях полета. При этом предполагается, что во всех случаях экипаж должен действовать с учетом конкретно сложившейся обстановки.

Требования и указания, изложенные в Руководстве по летной эксплуатации, обязательны для членов экипажа,

Вылет самолета без РЛЭ на борту ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
ОБЯЗАННОСТИ ДЕРЖАТЕЛЯ РЛЭ
Держателем РЛЭ является владелец самолета, а в организациях, использующих РЛЭ в качестве нормативного документа - их руководитель.

Держатель РЛЭ несет ответственность за своевременное и правильное внесение в РЛЭ всех изданных изменений.

Для своевременного получения всех изданных изменений и дополнений к РЛЭ, держатель РЛЭ должен сообщить свои данные (Ф.И.О., почтовый адрес, факс, заводской и регистрационный номер самолета) Разработчику самолета.

За нахождение РЛЭ на борту самолега в каждом полете и обеспечение возможности быстрого получения необходимой информации в любой момент на земле и в полете несет ответственность командир воздушног о судна.

РЛЭ хранится в специальном кармане в кабине экипажа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИНЯТЫЕ СИМВОЛЫ И СОКРАЩЕНИЯ

GPS - система спутниковой навигации;

АЗС - автомат защиты цепи;

АНЗ - аэронавигационный запас топлива; АРК - автоматический радиокомпас;

АНО - аэронавигационные огни;

ВПП - взлетно-посадочная полоса;

ГПК - гирополукомпас;

ДС - датчик срыва;

ИПМ - исходный пункт маршрута;

ЗК - заданный курс;

КУР - курсовой угол радиостанции;

МК - магнитный курс;

ПВД - приемник воздушного давления; ПМУ - простые метеоусловия;

ПВП - правила визуальных полетов;

ПРС - приводная радиостанция;

САХ - средняя аэродинамическая хорда; СПУ - самолетное переговорное устройство; ТС- топливная система;

УКВ - ультракороткие волны.

 

 

ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Система введения изменений.

Совершенствование методов эксплуатации, введение конструктивных изменений или изменений состава бортового оборудования приводит к необходимости внесения в РЛЭ соответствующих изменений и дополнений.

Эти изменения и дополнения Разработчик издаст взамен или в дополнение соответствующего материала РЛЭ в виде отдельных листов типового образца и рассылает держателям РЛЭ.

Система учета изменений.

. Внесение разосланных листов с изменениями или дополнениями в РЛЭ подтверждается Листом регистрации изменений (см. п. 0.5.), помещенным в РЛЭ. На нем фиксируются регистрационные номера вновь поступающих заменяющих или дополняющих листов, которые проставляют после помещения этих листов в Руководство.

Если номер очередного полученного изменения не соответствует очередному порядковому номеру, это показывает, что соответствующий номер изданного изменения не получен. В этом случае держатель РЛЭ обязан немедленно затребовать недостающий материал.

. Настоящее Руководство соответствует своему назначению при условии, что оно своевременно приводится в соответствие с вводимыми изменениями.

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1 Общие сведения о самолёте

 

СОДЕРЖАНИЕ
1.1 ОБЩИЙ ВИД САМОЛЕТА....................................................................1.2

1.2 ОСНОВНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ..........................................1.4

1.3 ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОЛЕТА.............1.6 

 

1.1 ОБЩИЙ ВИД САМОЛЕТА

Легкий самолет ЯК-18Т представляет собой одномоторный моноплан с низкорасположенным крылом и убирающимся трехстоечным шасси с носовой опорой.

На самолете установлен поршневой двигатель воздушного охлаждения

М-14П, имеющий взлетную мощность 360 л.с., с трехлопастным металлическим воздушным винтом AV-803-1-B-C/CL-250-412.

Общий вид самолета представлен на рис. 1.1.

 

 

 

Вис. 1.1 Схема самолета в трех проекциях

 

 

1.2 ОСНОВНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Размеры и площади

Общие данные:

- длина самолета, м...................................................................8,354

- высота на стоянке, м..............................................................3,16

- высота в линии полета с выпущ. шасси/с убр. шасси., м......3,413/2,46

- стояночный угол, град.............................................................2

- клиренс винта на стоянке, м...................................................0,16

- база шасси, м..........................................................................1,955

- минимальный радиус разворота на земле

(по внешнему концу крыла), м..................................................9

Крыло:

- размах, м.................................................................................11,160

- геометрическая площадь, м2-..................................................18.8

- длина САХ,м............................................................................1,74

- удлинение................................................................................6.6

- профиль центроплана ClarckYH , %......................................................................14,5

- поперечное V по линии хорд, град..........................................7°20’

- угол установки по хорде бортовой нервюры, град..................+2

Элероны:

- общая площадь двух элеронов, м2 ..........................................1,92

- углы отклонения, град.:

вверх...........................................................................22

вниз............................................................................15

Посадочный щиток:

- площадь щитка, м2..................................................................1,6

- угол отклонения, град.:

на посадке...................................................................50
Вертикальное оперение:

- площадь, м2..........1,7

 

 

 

- площадь руля направления, м2 ..............................................0,982

- углы отклонения руля, град..........................................................................................................±27

Горизонтальное оперение:

- размах, м.................................................................................3,54

- площадь, м2.............................................................................3,185

- площадь руля высоты с триммером, м 2..................................1,235

- поперечное V горизонтального оперения, град.......................0

- угол отклонения руля высоты, град.........................................±25

- угол отклонения триммера РВ , град.......................................±20

Шасси:

- колея на стоянке, м..........................................................................3,12

- база на стоянке, м............................................................................1,955

- обозначение и размеры основных
колес ..................................................К141/Т141, шина500х150 модель 5А

- обозначение и размеры носового

колеса.................................................К-44, шина 400x150 модель 6А

 

 

1.3 ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОЛЕТА

Кабина самолета
Кабина самолета - четырехместная, вентиляционного типа, расположена в носовой части фюзеляжа. Фонарь кабины обеспечивает достаточную освещенность кабины в светлое время суток, обеспечивает хороший обзор передней полусферы и подстилающей поверхности в полете, а также обзор окружающей обстановки при рулении и движении по взлетно - посадочной полосе.

На левом и правом бортах кабины имеются двери, обеспечивающие посадку экипажа и пассажиров. В аварийной ситуации двери могут быть сброшены. При выдергивании ручек, установленных в нишах обшивок правого и левого бортов кабины. После этого пилоту достаточно надавить плечом на дверь, и она выходит из проема.

В кабине установлены два кресла пилотов. Кресла регулируются по росту летчика. Оба кресла снабжены привязной системой. Для удобства посадки пилотов в кресла на верхней раме фонаря имеются ручки. Каждое место пилота снабжено штурвалом и педалями системы управления самолетом.

В кабине самолета расположен двухместный пассажирский диван. Все кресла оборудованы привязной системой, служащей для фиксации пассажиров в полете. За пассажирским диваном расположен багажный отсек. Кабина оборудована системой обогрева, вентиляции и обдува стекол козырька фонаря. В кабине размещена приборная доска, рычаги управления и прочее оборудование с помощью которого осуществляется управление самолетом.

Экипаж состоит из одного или двух пилотов в зависимости от выполняемой задачи, при этом два или три места, включая место правого пилота и задний диван могут занимать два или три пассажира.

Максимальная масса полезной нагрузки (экипаж, пассажиры, груз, топливо, масло) составляет 400 кг.

 

 

Рис. 1.2 Компоновка кабины самолета Як-18Т
1 - Воздушный винт AV-803; 2 -Двигатель М -14П; 3 - Стеклоочиститель (только слева); 4 -Боковое лобовое стекло; 5 - кресла летчика и инструктора; 6 -Воздухозаборник вентилятора; 7 - Двери кабины; 8 - Пассажирский диван; 9 - Багажная полка; 10 - Багажник; 11 -Средний пульт; 12 - Штурвалы; 13 -Педали зттравления PH; 14 - солнцезащитный козырек; 15 - Компас КИ-13БС; 16 - Форточки на боковом лобовом стекле; 17 - Приборная доска.

 

 

 

 

Приборная доска, панель АЗС и средний пульт летчика


Схемы приборной доски, панели АЗС и среднего пульта показаны на рис. 1.3, 1.4, 1.5.

 

Рис. 1.3 Схема приборной доски самолетов ЯК-18Т (с серийного номера 01-36)

 

 

1 - Указатель скорости УС-450; 2 - Авиагоризонт АГБ-28Р;

3 - Высотомер ВМ-15ПБМ; 4 - Указатель поворота и скольжения ЭУП-53;

5 - Индикатор радиокомпаса KI227; 6 - вариометр ВР-10; 7 - Гирокомпас RCA15BK-2-28V; 8 - Тахометр ИТЭ-1К; 9 - Мановакууметр МВ-16К;

10 - Указатель температуры 2АЗ-1; 11 - Трехстрелочный индикатор УКЗ-1К;

12 - Пульт системы Garmin GNC-420; 13 - Радиостанция "Apollo SL-40";

14 -Радиокомпас KR-87; 15 - Ответчик Garmin GTX327; 16 - Аудиопанель Garmin GMA340; 17 - Указатель топливомера 2DA4-40; 18 - Вольтамперметр ВА-3; 19 - Акселерометр АМ-9С; 20 - Авиационные часы АЧС-1К; 21-Расходомер топлива FS-450; 22 - Термометр головки цилиндров ТЦТ-13К; 23 -Светосигнальные табло ТС- ИМ (все желтые) сверху-вниз: "Скорость мала", "Срыв", "Стружка в масле.", "Выпусти шасси", "Отказ генератора"; 24 - Автомат защиты радиобуя; 25 - Панель автоматов АЗК1М;

26 - Кран зарядки сети; 27 - Кран аварийного выпуска шасси; 28 - Манометр 2М-80К; 29 - Штурвалы; 30 - Переключатели, выключатели и автоматы защиты слева-направо: переключатель питания "АККУМ - АЭР. ПИТ."; "ГЕНЕР."; " ОБОГР. Д.С."; переключатель фары "РУЛЕЖКА - ПОСАДКА"; "АНО"; "МАЯК";

31 - Таблица девиации компаса КИ-13БС; 32 - Переключатель стеклоочистителя; 33 - Светосигнальные табло ТС-11М сверху-вниз первая колонка: "Щиток выпущен" - (зеленое), "Остаток топлива 15 л лев." - (красное), "Обогрев ПВД 1" - (зеленое), "Отказ обогрева ПВД-1" - (желтое); вторая колонка: "Триммер нейтрально" - (зеленое), "Остаток топлива 15 л прав." - (красное), "Обогрев ПВД 2" - (зеленое), "Отказ обогрева ПВД 2" - (желтое);

34 - Переключатели и автоматы защиты слева-направо: "ЗАЖИГ.", "МАГНЕТО ЛЕВ.", "МАГНЕТО ПРАВ."; 35 - Кран уборки-выпуска шасси 625300М;

36 - Светосигнальное табло ТС-11М (желтое) - "Отказ МБР"; 37 - Кнопка "ЗАПУСК"; 38 - Фиксатор кнопки запуска; 39 - Шприц заливной 740400;

40 - Кнопка "КОНТР. ЛАМП."; 41 - Индикатор положения шасси; 42 - Таблица летных ограничений в соответствии с АП-23; 43 - Кнопка "КОНТР. СРЫВА";

44 - Автомат защиты МБР; 45 - Автоматы защиты датчиков МБР;

46 - Тарировочная таблица топливомера - для Як - 18Т 36-ой серии.

 

 

Рис. 1.4 Панель автоматов защиты сети и выключателей (правая нижняя часть приборной доски
Выключатели и автоматы защиты: Верхний ряд, слева-направо:

"GMA-340", "УКВ-1", "УКВ-2", "GPS", "KR-87", "GTX-327", "КОД. ВЫСОТ.", "ЭУП", "FS-450";

Второй ряд, слева-направо: "ГЕНЕРАТОР", "ФАРА", "ПЛАФОН", "СИГН. ШАССИ", "ПРИБ. ДВИГ.", "РОЗЕТКИ СИГНАЛ.", "СИГНАЛ СРЫВА", "ОБОГР.

ПВД-1", "ОБОГР. ПВД-2";

Третий ряд, слева-направо: "АГБ-1", "АГБ-2", "ГК-1", "ГК-2", "ОСНОВНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ", "АВАРИЙНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ", "ОБОГР. ЧАСОВ", "Т.С.",

"СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ";

Нижний ряд, слева-направо: "АГБ-1", "АГБ-2", "ГК-1", "ГК-2", "ОСНОВНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ", "АВАРИЙНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ", "ОБОГР. ЧАСОВ", "Т.С.",

РАСТОРМ".

 

 

рис 1,5 Средний пульт 

 

 

Раздел 2 . Общие эксплутационные данные

 

СОДЕРЖАНИЕ
2.1 КЛАССИФИКАЦИЯ САМОЛЕТА.......................................................2.2

2.2 ОБЩИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ....................2.3

2.3 МИНИМАЛЬНЫЙ СОСТАВ ЭКИПАЖА ...........................................2.5

2.4 МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЛЮДЕЙ НА ВОРТУ.....................2.6

2.5 ПРОЧИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ................................................................2.7

2.6 ОБЩИЕ ЛЕТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ..................................................2.8

2.7 ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМ..............................2.10

 

2.1 КЛАССИФИКАЦИЯ САМОЛЕТА

Самолет ЯК - 18Т является многоцелевым самолетом и предназначен для:

- обучения и тренировки летного состава;

- перевозки пассажиров и больных;

- обеспечения связи и доставки почты;

- туристических и рекламных полетов.

На самолете установлен двигатель М - 14П воздушного охлаждения мощностью 360 л.с. с воздушным винтом AV -803 изменяемого в полете шага.

Современное радиоэлектронное и авиационное оборудование обеспечивает безопасность полетов днем и ночью в простых и сложных метеорологических условиях.
Весовые и центровочные данные

 

 

Учебно-

тренировочиый

вариант

Первоначального

обучения

вариант

Перегоно чный вариант

Взлетный вес, кг

1665

1550

1665

Полная нагрузка, кг

443

303

443

Топливо, кг

100

100

260

Снаряжение, кг

 

 

 

- первый ряд (кресла), 2 чел.

160

160

160

- второй ряд (диван), 2 чел.

160

_

_

- подушки на кресло

5

_

5

- парашюты

_

25

.

- масло

18

18

18

Прочее

3

28

3

Вес пустого, кг

1219

1219

1219

Положение ц.т., в %ОАХ

 

 

 

- на взлете, Ш.У.

20,2

14,6

17,1

- на посадке, Ш.В.

С 27 кг топлива, 50% масла

19,6

13,7

13,7

- пустого, Ш.В.

13,3

13,3

13,3

Диапазон допустимых центровок, % СЛХ

13 - 26

13 -22

13 - 22

 

 

 

 

Примечания: 1.Выпуск шасси смещаег положение Ц.Т. самолета вперед на 0,5 - 0,7 %САХ.

2.Весовая сводка соответствует комплектации самолета як -18 Т № 08-31, доработанного согласно техническому заданию № 18Т-1-УГА

кроме п. 7 от 05.10.2006г.

3. Весовые центровочные данные самолета ЯК -18Т No 08-31 получены методом расчета и лолжны быть уточнены по результатам взвешивания.

 

 

 

2.2 ОБЩИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Условия эксплуатации и виды полетов

Самолет может эксплуатироваться во всех климатических зонах без сезонных перерывов.

Полеты на самолете ЯК-18Т могут выполняться: днем в простых и сложных метеоусловиях, над равнинной или холмистой местностью, по Правилам визуального полета (ПВП).

Полеты в условиях обледенения, грозовой деятельности, ливневых осадков, града и снежных зарядов, длительные полеты над водным пространством ЗАПРЕЩАЮТСЯ.

Минимум погоды для взлета и посадки составляет: видимость не менее 2000 м, высота нижней кромки облачности не ниже 150 м.
Максимальная высота полета, м......................................................... 3000

Максимальная высота аэродрома над уровнем моря, м....................2000

Пределы изменения температур наружного воздуха при эксплуатации,

°С MCA -30; +30

Максимально допустимая скорость ветра при рулении, взлете и посадке на сухой и влажной ВПП (Ксц>0,3)

При взлете:

- встречная составляющая, м/с........................... 15

- боковая составляющая, м/с............................... 12

При посадке:

- встречная составляющая, м/с........................... 15

- боковая составляющая, м/с............................... 10

 

 

При взлете и посадке, м/с:

- встречная составляющая....................................... 10

- боковая составляющая............................................5

Максимальная скорость ветра при взлете и посадке на аэродромах с уплотненным снежным покровом (минимальная прочность снега 6кг/см2 )

При взлете и посадке, м/с:

- встречная составляющая.............................. 10

- боковая составляющая..................................6

 

Категории аэродромов и допустимые состояния поверхности ВПП

Допускается использовать аэродромы с искусственным покрытием, а также грунтовые аэродромы и подготовленные площадки, имеющие прочность покрытия не ниже 4 кг/см2 при следующих состояниях взлетно-посадочной полосы: сухая, влажная, залитая водой, с размокшим верхним слоем, покрытая слякотью и мокрым снегом, заснеженная.
Допустимая толщина слоя воды, слякоти - не более 5 см, толщина слоя рыхлого снега - не более 10 см.

 

 

2.3 МИНИМАЛЬНЫЙ СОСТАВ ЭКИПАЖА

Минимальный экипаж самолета состоит из одного пилота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..

 

///////////////////////////////////////