Сестринский процесс при заболеваниях органов пищеварения. Учебное пособие для студентов (2019 год)

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сестринский процесс при заболеваниях органов пищеварения. Учебное пособие для студентов (2019 год)

 

 

Оглавление
Список сокращений
3
Значение изучения темы
4
Формирование системы пищеварения
5
Дисфункция гепатобилиарного тракта
6
Сестринский процесс при хроническом гастродуодените у детей
8
Сестринский процесс при остром гастрите
11
Сестринский процесс при язвенной болезни
13
Ситуационные задачи
15
Тесты для оценки достигнутого уровня знаний
19
Рекомендуемая литература
21
Список сокращений
АД - артериальное давление
ДБТ - дисфункция гепатобилиарного тракта
ДПК - двенадцатиперстная кишка
ЖКТ - желудочно-кишечный тракт
ЖП - желчный пузырь
Нр - Helicobacter pylori
ФЭГДС - фиброэзофагогастродуоденоскопия
ЦНС - центральная нервная система
ЧДД - частота дыхательных движений
ЯБ - язвенная болезнь
Значение изучения темы:
Учебные и воспитательные цели
Общая цель занятия:
- сформировать у студентов целостное представление о методологии сестринского
процесса, раскрыть содержание научных подходов к формированию понятийного и
терминологического аппарата сестринского дела;
- профессиональное значение темы подготовить высоко квалифицированного
специалиста, хорошо ориентирующегося в методологии сестринского процесса,
оказывающего влияние на формирование статуса профессии медсестры;
- личностное значение темы развить профессиональную и моральную ответственность
будущей медсестры за жизнь, здоровье и качество медицинской помощи населению;
- изучить особенности сестринского процесса при заболеваниях органов пищеварения.
Процесс изучения темы занятия направлен на формирование элементов следующих
компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению
подготовки (специальности) «педиатрия»:
ОК -1 способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и
процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-
биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной
деятельности
ПК-1 способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты
врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским
персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками
ПК-5 способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный
осмотр,
клиническое
обследование,
результаты
современных
лабораторно-
инструментальных исследований « у больных детей и подростков, написать медицинскую
карту « больного ребенка и подростка
3
ПК-11 способностью и готовностью использовать методы оценки природных и
медико-социальных факторов среды в развитии болезней у детей и подростков, проводить их
коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению
инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-
просветительную работу по гигиеническим вопросам
ПК-12 способностью и готовностью проводить с прикрепленным детским населением
и подростками профилактические мероприятия по предупреждению возникновения
наиболее часто встречающихся заболеваний; осуществлять общеоздоровительные
мероприятия по воспитанию здорового образа жизни с учетом факторов риска, назначать
питание здоровому ребенку«
ПК-17 способностью и готовностью выявлять у больных детей и подростков основные
патологические симптомы « заболеваний, используя знания основ медико-биологических
« дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам организма в целом
« выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных
и
угрожающих жизни состояний
Цели занятия:
обучающийся должен знать:
важнейшие понятия и определения «Сестринского дела»;
основные причины и общие закономерности возникновения и развития теоретических
подходов к сестринскому делу в мире;
основные требования по сохранению врачебной тайны
психологические особенности ребенка и родителей в условиях заболевания, в т.ч. при
госпитализации
анатомо-физиологические особенности органов пищеварения детей различного возраста и
подростков;
основы воспитания и организации здорового образа жизни;
особенности методики исследования системы пищеварения детей и подростков;
основные синдромы поражения органов пищеварения у детей и подростков;
уметь
грамотно вести дискуссию по важнейшим вопросам теории сестринского дела;
различать информацию возможную для доведения до родителей и пациентов;
создать комфортные психологические отношения в условиях пребывания в стационаре с
ребенком, родителями, персоналом, коллегами;
устанавливать психологический и речевой контакт со здоровыми и больными детьми и их
родителями;
собрать анамнез болезни и жизни, сделать заключение по анамнезу;
оценить физическое и нервно-психическое развитие ребенка и их соответствие возрастным
нормативам;
4
провести клиническое обследование системы пищеварения у здорового и больного ребенка,
сделать заключение по результатам;
консультировать пациента и семью по вопросам профилактики заболеваний органов
пищеварения;
проводить реабилитационные и профилактические мероприятия;
общаться с пациентами в процессе профессиональной деятельности;
выявлять неотложные и угрожающие жизни состояния.
владеть
медицинской этикой и деонтологией;
чутким отношениям к пациентам и их родственникам;
методами психологической коррекции при организации охранительного режима в условиях
лечебно-профилактических учреждений;
методикой общего осмотра и осмотра отдельных частей тела
методами измерения антропометрических показателей (массы, роста);
методикой измерения температуры тела;
методикой исследования пульса;
методикой измерения артериального давления;
методами пропаганды здорового образа жизни;
осознавать здоровье как ценность;
методикой сбора анамнеза при заболеваниях органов пищеварения.
Формирование системы пищеварения
Формирование органов пищеварения начинается с
3-4-й недели эмбрионального
периода, когда из энтодермальной пластинки (внутренняя полость зародыша) образуется
первичная кишка.
На переднем конце ее на 4-й неделе возникает ротовое отверстие, а несколько позднее
на противоположном конце появляется анальное отверстие. Кишка быстро удлиняется.
У плода желудочно-кишечный тракт начинает функционировать на 16-20-й неделе
внутриутробной жизни:
уже выражен глотательный рефлекс;
в слюнных железах обнаруживается амилаза: участвует в процессе пищеварения;
в желудочных - пепсиноген: расщепляет в процессе пищеварения белки и пептиды;
в тонкой кишке - секретин: стимулирует работу поджелудочной железы.
Особенности системы пищеварения
полость рта относительно
мала; язык большой;
хорошо развиты мышцы рта и щек;
в толще щек имеются жировые тельца (комочки Биша), отличающиеся значительной
упругостью в связи с преобладанием в них твердых (насыщенных) жирных кислот.
5
Слизистая оболочка полости рта
нежная,
суховатая,
богата кровеносными сосудами,
легко ранима.
Слюнные железы
развиты слабо, продуцируют мало слюны.
В большей степени функционируют подчелюстная, подъязычная железы у детей
грудного возраста, у детей после года и взрослых - околоушная.
Активно функционировать слюнные железы начинают к 3-4-му месяцу жизни, но
даже в возрасте 1 года объем слюны (150 мл) составляет 1/10 от количества ее у взрослого
еловека.
Пищевод
у детей раннего возраста имеет воронкообразную форму.
длина у новорожденных составляет 10 см, с возрастом она увеличивается,
диаметр пищевода становится больше.
в возрасте до года слабо выражены физиологические сужения пищевода, особенно в
области кардиального отдела желудка, что способствует частому срыгиванию пищи у детей
-го года жизни.
Желудок
у детей грудного возраста расположен горизонтально, что объясняет склонность
детей первого года жизни к срыгиванию и рвоте.
Печень
Печень у детей относительно большая,
у новорожденных она составляет около 4 % массы тела (у взрослых 2 % массы тела).
У детей раннего возраста желчеобразование менее интенсивное, чем у детей старшего
возраста.
Дисфункция гепатобилиарного тракта
расстройство тонуса и моторики желчного пузыря и/или желчных протоков с
нарушением оттока желчи в двенадцатиперстную кишку.
Заболевание встречается во всех возрастных группах, проявляется чаще всего в
дошкольном возрасте, прогрессирует в раннем школьном возрасте и может приводить к
азвитию хронической патологии.
Причинами развития ДБТ являются:
Различные врожденные аномалии желчного пузыря и его протоков.
Острые и хронические воспалительные заболевания
Вегетативная дисфункция - неврозы, вегетативно-сосудистая дистония.
При ДБТ нарушаются процессы переваривания, всасывания и моторная функция
желудочно-кишечного тракта.
I этап сестринского процесса при ДБТ
Характерные жалобы при гипертонической форме (повышение тонуса ЖП и протоков):
на приступообразные, кратковременные, коликоподобные боли в правом подреберье с
иррадиацией в спину и под лопатку, в околопупочную область у детей младшего школьного
возраста.
Характерные жалобы при гипотонической форме (снижение тонуса ЖП и протоков):
на тупые, длительные боли в правом подреберье или околопупочной области
сопровождаются чувством тяжести или распирания в правом подреберье: тошноту
иногда рвоту, горечь во рту, метеоризм, запоры.
Объективные методы
обследования: Осмотр:
6
Кожные покровы и видимые слизистые: бледность, желтушность, синева под глазами,
язык обложен белым или беловато - желтым налетом
болезненность в правом подреберье при пальпации живота, у детей младшего
школьного возраста в околопупочной области
Результаты лабораторных и инструментальных методов диагностики: общий
нализ крови, общий анализ мочи, исследование кала;
ультрасонография; холецистография - определение объема желчного пузыря натощак и
после
желчегонного завтрака (яичный желток);
ФЭГДС.
Существующие проблемы:
обусловленные нарушением тонуса и моторики желгевыводящих
путей: - боли в правом подреберье или околопупочной области; - чувство
тяжести или распирания в правом подреберье.
обусловленные нарушениями
пищеварения: - тошнота, иногда рвота; -
горечь во рту; - метеоризм:
- запоры.
обусловленные нарушением функции вегетативной нервной
системы: - потливость; - раздражительность; - утомляемость;
- головные боли;
- боли в области сердца;
- похолодание конечностей.
Цель сестринского ухода:
способствовать выздоровлению, не допустить развитие осложнений.
План ухода
Обеспечить организацию и контроль над соблюдением лечебно-охранительного
режима
Реализация ухода:
Независимые вмешательства:
- провести беседу с пациентом/родителями о заболевании и профилактике осложнений;
Мотивация: Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей.
Создание режима щажения ЖКТ,
обеспечение максимальных условий
комфорта. Уменьшение боли.
Организация досуга
Реализация ухода:
Независимое вмешательство:
-
рекомендовать родителям принести любимые книжки, игрушки
Мотивация:
Создание комфортных условий Создание
комфортных условий в палате
Реализация ухода:
Независимые вмешательства:
- контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания;
- контролировать регулярность смены постельного белья;
- контролировать соблюдение тишины в палате
Мотивация:
Удовлетворение физиологических потребностей во сне и отдыхе
7
Оказание помощи в проведении гигиенических
мероприятий Реализация ухода:
Независимые вмешательства:
- провести беседу с пациентом и/или родителями о необходимости соблюдения личной
гигиены;
- рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье;
- контролировать и оказывать помощь ребенку при проведении гигиенических
мероприятий Мотивация:
Обеспечение санитарно-гигиенических мероприятий. Потребность быть чистым
Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением диеты
Реализация ухода:
Независимые вмешательства:
- проведение беседы с пациентом и/или родителями об особенностях питания, о
необходимости соблюдения диеты;
-
рекомендовать родителям приносить для питья: минеральные воды
Мотивация:
Удовлетворение физиологической потребности в
пище Выполнять назначения врача Реализация
ухода:
Зависимые вмешательства
- раздача лекарственных препаратов индивидуально в назначенной дозе, регулярно по
времени;
- объяснить пациенту и /или родителям о необходимости приема лекарственных
препаратов;
- провести беседу о возможных побочных эффектах лекарственных препаратов;
- провести беседу с пациентом и/или родителями о необходимости проведения
назначенных лабораторных исследований;
- научить маму/пациента правилам сбора мочи, кала;
- обеспечить посудой для сбора мочи и кала; контролировать сбор мочи и кала;
- перед каждым инструментальным исследованием провести психологическую
подготовку ребенка/родителей
- объяснить цели и ход проведения исследования,
- научить ребенка правилам поведения,
- сопроводить на исследование.
Мотивация:
Профилактика осложнений.
Раннее выявление побочных эффектов,
Диагностика заболевания.
Оценка работы печени, желчного пузыря, протоков, ЖКТ.
Контроль эффективности проводимого лечения.
Психологическая поддержка.
Диагностика заболевания.
Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на
лечение Реализация ухода:
Независимые вмешательства:
- контроль аппетита, сна;
- выявление жалоб;
- измерение температуры тела утром и вечером;
- контроль физиологических отправлений;
- при ухудшении общего состояния срочно сообщить лечащему или дежурному врачу
8
Мотивация:
Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и
профилактика осложнений
5 этап. Оценка эффективности ухода.
При правильной организации сестринского ухода выздоровление ребенка наступает в
установленные сроки,
пациент выписывается в удовлетворительном состоянии под наблюдение
гастроэнтеролога/участкового педиатра в детской поликлинике.
Пациент и его родители должны знать об особенностях режима дня и диеты, которые
должен соблюдать ребенок после выписки из стационара, о необходимости диспансерного
учета и строгом соблюдении всех рекомендаций.
Сестринский процесс при хроническом гастродуодените у детей
Хронический гастрит/гастродуоденит - хроническое рецидивирующее очаговое или
диффузное воспаление слизистой оболочки желудка
(и ДПК), сопровождающееся
нарушением процессов физиологической регенерации со склонностью к прогрессированию,
развитию атрофии и секреторной недостаточности, лежащих в основе расстройства
пищеварения и обмена веществ.
Факторы, способствующие развитию заболевания:
Helicobacter pylori (Нр) - спиралевидная грамотрицательная палочка
Медикаменты, в особенности кортикостероиды, нестероидные
противовоспалительные препараты при длительном их приеме;
Пищевая аллергия
Паразитарные инвазии, в первую очередь лямблиоз.
Аутоиммунные заболевания других органов и систем
Дуоденогастральный рефлюкс
Усугубляющие факторы нерегулярное питание
еда всухомятку,
злоупотребление острой и жирной пищей, недостаток белка и витаминов в рационе
употребление синтетических пищевых добавок, кофе, алкоголя.
Психоэмоциональные факторы и вегетативные дисфункции, которые вследствие
регуляторных сдвигов приводят к нарушению секреторной и моторной функции ЖКТ и
впоследствии - к развитию хронического процесса.
Экологические причины, в частности, состояние питьевой воды, атмосферы
содержанию нитратов в почве.
Варианты клинического течения гастродуоденита: -
с неизмененной секреторной функцией желудка; - с
пониженной секреторной функцией желудка; - с
повышенной секреторной функцией желудка.
1 этап. Сбор информации о пациенте для диагностики
заболевания Жалобы:
на боли в животе или около пупка,
ранние — появляются во время или через 10- 20 мин после еды;
поздние появляются натощак или после еды через 1,5-2 ч; сочетание ранних и
поздних болей.
чувство быстрого насыщения,
тошноту,
отрыжку,
изжогу,
рвоту,
9
нарушение аппетита.
Объективные методы
обследования: Осмотр:
бледность, синева под глазами, язык обложен белым налетом, болезненность в
эпигастральной области при пальпации живота.
Результаты лабораторных и инструментальных методов диагностики.
2 этап. Выявление проблем больного ребенка поддерживать общее состояние
есть
спать
отдыхать
общаться
Существующие проблемы Обусловленные хроническим воспалением слизистой
оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки:
- Боли в эпигастральной области или около пупка во время еды, после еды или натощак.
- Чувство тяжести в желудке.
Обусловленные нарушениями пищеварения.
- Чувство быстрого насыщения.
- Тошнота.
- Отрыжка нишей, воздухом, «тухлым», «кислым».
- Изжога.
- Вздутие живота.
- Урчание в животе.
- Склонность к запорам или к послаблению стула.
- Снижение или отсутствие аппетита.
3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре
Цель сестринского ухода: Способствовать выздоровлению, не допустить развитие
осложнений.
Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением лечебно-охранительного
режима
Независимые вмешательства:
- Провести беседу с пациентом/ родителями о заболевании и профилактике
осложнений
- Ограничить воздействие внешних раздражителей
Мотивация:
Создание режима щажения ЖКТ,
обеспечение максимальных условий комфорта.
Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей.
Уменьшение боли.
Организация досуга
Реализация ухода:
Независимое вмешательство:
Рекомендовать родителям принести любимые книжки,
игрушки Мотивация:
Создание комфортных условий
Создание комфортных условий в палате
Независимые вмешательства:
- контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания;
- контролировать регулярность смены постельного белья;
- контролировать соблюдение тишины в палате
10
Мотивация:
Удовлетворение физиологических потребностей во сне и
отдыхе Оказание помощи в проведении гигиенических
мероприятий Реализация ухода:
Независимые вмешательства:
- провести беседу с пациентом и/или родителями о необходимости соблюдения личной
гигиены;
- рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье;
- контролировать и оказывать помощь ребенку при проведении гигиенических
мероприятий Мотивация:
Обеспечение санитарно-гигиенических мероприятий. Потребность быть чистым
Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением диеты Реализация
ухода:
Независимые вмешательства:
Проведение беседы с пациентом и/или родителями об особенностях питания, о
необходимости соблюдения диеты.
Рекомендовать родителям приносить для питья минеральные
воды Мотивация:
Удовлетворение физиологической потребности в пище
Выполнять назначения врача раздача лекарственных препаратов
объяснить пациенту о необходимости приема лекарственных
препаратов; провести беседу о возможных побочных эффектах
провести беседу с пациентом о необходимости проведения назначенных
лабораторных исследований;
научить правилам сбора мочи, кала; обеспечить посудой для сбора мочи и
кала; контролировать сбор мочи и кала;
перед инструментальным исследованием провести психологическую подготовку
ребенка, объяснить цели и ход проведения исследования, научить ребенка правилам
поведения, сопроводить на исследование.
Мотивация:
Ликвидация инфекции.
Профилактика осложнений.
Раннее выявление побочных эффектов.
Диагностика заболевания.
Оценка работы ЖКТ
Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение
контроль над аппетитом, сном;
выявление жалоб;
измерение температуры тела утром и вечером;
контроль физиологических отправлений;
при ухудшении общего состояния срочно сообщить лечащему или дежурному
врачу Мотивация:
Контроль эффективности проводимого лечения и
ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.
5 этап. Оценка эффективности ухода
При правильной организации сестринского ухода выздоровление ребенка наступает в
установленные сроки.
11
Пациент и его родители должны знать об особенностях режима дня и диеты, которые
должен соблюдать ребенок после выписки из стационара, о необходимости соблюдений всех
рекомендаций.
Сестринский процесс при остром гастрите
Острый гастрит - острое воспалительное поражение слизистой оболочки желудка,
сопровождающееся нарушением секреции и моторики.
Основные факторы риска развития острого гастрита
· нарушение питания (употребление недоброкачественной трудноперевариваемой
пищи);
· недостаток витаминов;
· длительное нарушение ритма питания;
· пищевые токсикоинфекции;
· заболевания, сопровождающиеся нарушением обменных процессов в организме;
· аллергия к пищевым продуктам;
· раздражающее действие некоторых лекарственных веществ (аспирин, антибиотики и
др.);
· ожоги щелочами или кислотами.
Основными симптомами острого гастрита являются:
- чувство полноты и тяжести в эпигастральной области;
- острые диспепсические расстройства (тошнота, рвота), которые возникают спустя 4-
12 ч. после погрешности в диете. Рвота обильная, в рвотных массах видны остатки
непереваренной пищи;
- появляются жидкие испражнения со зловонным запахом;
- вздутие живота;
- метеоризм;
- схваткообразные боли в животе;
- в тяжелых случаях значительно снижается артериальное давление, появляется
бледность кожных покровов, пульс слабого наполнения;
- при пальпации живота выявляется разлитая болезненность в эпигастральной области;
при поносах болезненность отмечается по ходу толстой кишки;
- иногда повышается температура тела;
- язык обложен серым налетом;
- изо рта неприятный запах.
В пользу острого гастрита говорит сочетание остро развившихся диспепсических
расстройств, возникших после погрешностей в диете или после приема алкоголя. В самом
начале заболевания отмечается увеличение секреции желудка, а затем происходит ее
снижение. При гастроскопии выявляются гиперемия слизистой оболочки, слизь, иногда
наличие эрозий и кровоизлияний. Полное восстановление слизистой оболочки происходит
спустя 12-15 дней от начала заболевания. В большинстве случаев заболевание заканчивается
полным выздоровлением, но иногда острый гастрит переходит в хронический. Полному
выздоровлению способствует своевременное начало лечения.
Правила ухода за больным острым гастритом
- При развитии острого гастрита необходимо полное воздержание от приема пищи в
течение 1-2 дней.
- Назначают обильное теплое питье небольшими порциями (крепкий чай, теплая
щелочная минеральная вода).
- Желудок необходимо полностью освободить от остатков пищи, для этого проводят
промывание желудка изотоническим раствором хлорида натрия или
0,5% раствором
гидрокарбоната натрия (1 чайная ложка питьевой соды на 1 литр воды).
12
- Если боли в эпигастральной области выражены, то, по назначению врача, следует
положить теплую грелку на живот.
- При наличии озноба положить грелку к ногам.
- Контроль за полноценным и своевременным приемом назначенных врачом
лекарственных препаратов.
- В остром периоде показан постельный режим.
- Избегать психологических нагрузок. Больной не должен волноваться и раздражаться.
- Ограничение физической нагрузки в первые дни болезни.
- Создание условий для глубокого и полноценного сна. Продолжительность сна должна
быть не менее 8 часов в сутки.
- Необходимо наблюдать за частотой пульса, артериальным давлением, температурой
тела, переносимостью пищи, стулом (частота, консистенция).
- Со 2-3-го дня больному дают 6 раз в день небольшими порциями нежирный бульон,
слизистый суп, протертую рисовую или манную кашу, кисели, сливки, молоко на ночь.
- На 4-й день больному можно давать мясной или рыбный бульон, отварную курицу,
паровые котлеты, картофельное пюре, белый подсушенный хлеб.
- Через 6-8 дней больного переводят на обычное питание.
- Для профилактики развития хронического гастрита больному рекомендуется
рациональное питание, избегать злоупотребления спиртными напитками, курением.
Одной из разновидностей острого гастрита является эррозивный гастрит, который
возникает вследствие попадания в желудок крепких кислот, щелочей, солей тяжелых
металлов, этилового спирта. Симптомы болезни зависят от характера яда, степени
повреждения слизистой оболочки рта, пищевода и желудка, способности ядовитых веществ
всасываться в кровь.
Основные симптомы эррозивного гастрита
- Интенсивные боли в эпигастральной области;
- Жжение в полости рта, глотке, пищеводе;
- Боли и затруднение при глотании;
- Повторная рвота пищей, слизью, иногда кровью;
- Черный стул;
- Гипотония;
- Пятна от ожогов на слизистой оболочке губ, уголках рта, щек, языка, зева, гортани;
- При поражении гортани появляются охриплость голоса, затрудненное дыхание;
- Живот вздут, болезнен.
Угрожающий жизни период болезни продолжается 2-3 дня.
Правила ухода за больным с острым эррозивным гастритом
- Срочная госпитализация в хирургическое отделение или токсикологический центр.
- Промывание желудка большим количеством теплой воды. При поражении щелочами
желудок необходимо промыть 0,5-1% раствором уксусной кислоты или водой, в которую
добавлено несколько кристаллов лимонной кислоты на 1 л воды.
- Соблюдение постельного режима первые 2-3 дня.
- Контроль за артериальным давлением, пульсом.
- Контроль за характером стула (появление темного стула свидетельствует о примеси
крови).
- Контроль за полноценным и своевременным приемом назначенных врачом
лекарственных препаратов.
- Избегать психологических нагрузок. Больной не должен волноваться и раздражаться.
- Ограничение физической нагрузки в первые дни болезни.
- Создание условий для глубокого и полноценного сна. Продолжительность сна должна
быть не менее 8 часов в сутки.
- Полное голодание 1-2 дня.
13
- С 3-го дня назначают лечебное питание: больному дают молоко, сливочное масло
кусочками, растительное масло по 200 г. в день, взбитые яичные белки.
Сестринский процесс при язвенной болезни
Язвенная болезнь хроническое рецидивирующее заболевание, характеризующееся
формированием язвенного дефекта в желудке или ДПК, обусловленное нарушением
равновесия между местными факторами защиты и агрессии
Этиология Helicobacter рylori
Среди внешних этиологических факторов ведущая роль принадлежит
Helicobacter pylori, его обнаруживают при ЯБ в 99,9%
нарушение равновесия между факторами защиты и факторами агрессии
Факторы агрессии
Повышенная продукция соляной кислоты и пепсина (кислотно-пептический фактор)
Нарушение моторики и кровообращения
Пилорический хеликобактер
Защитные факторы:
слизисто-бикарбонатный барьер;
нормальная регенерация;
достаточное кровоснабжение;
«антродуоденальный кислотный тормоз»
Сестринский процесс
Провести беседу с пациентом и его близкими о необходимости строго соблюдать
диету
Информировать пациента о медикаментозном лечении язвенной болезни
(лекарственных препаратах, дозах, правилах их приема, побочных эффектах,
переносимости).
Убедить пациента в необходимости регулярного приема назначенных лекарственных
препаратов.
Осуществлять контроль за пищевыми/питьевыми передачами пациенту
родственниками и близкими.
Оказывать помощь при рвоте.
Постоянно контролировать соблюдение пациентом диеты, режима питания и
полупостельного режима.
Контролировать массу тела пациента
Осложнения язвенной болезни:
Кровотечение Симптомы кровотечения:
Рвота жидкими массами цвета кофейной гущи
Черный жидкий стул - «мелена»
Слабость
Головокружение
снижение артериального давления
пульс при кровотечении частый, слабого наполнения
кожные покровы бледные и влажные
Доврачебная помощь:
Вызвать врача
Успокоить пациента, уложить, повернув голову набок (профилактика асфиксии)
14
Приготовить лоток и полотенце для ухода при рвоте
Положить пузырь со льдом на эпигастральную область
Запретить пить, принимать пищу, разговаривать
Контролировать общее состояние пациента, цвет кожных покровов. сознание, пульс,
артериальное давление.
Ситуационные задачи
Задача №1
Ребенку 1 месяц, поступил на обследование и лечение. Диагноз: пилоростеноз?
пилороспазм?
Ребенок беспокойный. Настоящий вес ребенка 3200,0. Кожные покровы
бледные, чистые, подкожно-жировой слой развит недостаточно (истончен на животе и
бедрах). Дистония. Живот слегка вздут, мягкий, безболезненный при пальпации,
видимой перистальтики не наблюдается. Стул 3 раза в сутки, желтого цвета, кислого
запаха. Контрольное кормление 100,0.
Из анамнеза: от первой беременности, роды 1-е в ягодичном предлежании, вес при
рождении 3000,0, рост 49 см. Срыгивания начались еще в роддоме, были редкими 1-2 раза
в день, затем участились и с 3-недельного возраста отмечались почти после каждого
кормления, за последнюю неделю появилась рвота «фонтаном».
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского
ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Проведите беседу с мамой о необходимости проведения
рентгенологического исследования желудочно-кишечного тракта.
Задача № 2
На стационарном лечении находится девочка 9 лет.
Диагноз: хронический гастродуоденит.
Девочка жалуется на боли в животе режущего характера, боли появляются
приступообразно через несколько минут после приема пищи и длятся 30-40 минут.
Локализация боли - верхняя часть живота. Периодически сопровождается тошнотой,
рвотой. Девочка по характеру упрямая, капризная. Девочка от 1-й беременности,
доношенная. Учится хорошо. Последние 3 года питается беспорядочно, часто в сухомятку,
т.к. родители работают и обслуживать девочку некому. Девочка живет в семье с отчимом, в
семье частые ссоры.
Объективно: девочка пониженного питания. Бледная, синие тени под глазами. Пульс
88 уд./мин., ЧДД 20 в минуту, АД 100/60. Живот при пальпации мягкий, болезненный в
эпигастральной области.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского
ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Проведите беседу о диетическом питании.
3. Продемонстрируйте технику фракционного исследования желудочного сока.
Задача №3
Девочке 8 лет. Диагноз: дискинезия желчевыводящих путей.
Жалобы на тупые ноющие боли в области правого подреберья, тошноту,
отрыжку, периодическую рвоту. Боли усиливаются после употребления жирной пищи.
Стул со склонностью к запорам. Аппетит у девочки плохой.
Мама считает дочку больной в течение последних 2-х лет.
Объективно: кожные покровы бледные, суховатые на ощупь. Девочка пониженного
питания. Язык влажный, густо обложен у корня белым налетом. Пульс 88 уд./мин., ЧДД 22
в минуту, АД 100/50. Живот при пальпации мягкий, болезненный в области правого
подреберья, при поколачивании по реберной дуге справа возникает боль.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского
ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Проведите беседу о рациональном питании детей школьного возраста.
3. Продемонстрируйте технику дуоденального зондирования.
Задача №4
На прием к участковому педиатру обратилась мать с ребенком 4-х лет.
После осмотра был выставлен диагноз: энтеробиоз.
Жалобы на зуд в перианальной области, боли в животе, снижение аппетита, тошноту,
нарушение сна, отмечается также ночное недержание мочи. Девочка со слов матери стала
капризной, раздражительной. Заболела около 2-х недель назад.
Девочка активная, кожные покровы бледные, живот мягкий, слегка болезненный при
пальпации вокруг пупка, вокруг ануса следы расчесов.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план
сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского
вмешательства.
2. Объясните матери необходимость соблюдения санэпидрежима и обучите ее
методам профилактики энтеробиоза.
3. Продемонстрируйте взятие мазка на энтеробиоз.
Задача №5
Ребенок 13 лет страдает язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки,
неоднократно находился на лечении в стационаре. Утром, собираясь в школу, заметил
у себя темный дегтеобразный стул. Появилась слабость, головокружение, шум в
ушах.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику измерения артериального давления.
г) измерить АД;
д) при низком артериальном давлении ввести подкожно раствор кордиамина 1,3
мл по назначению врача.
3. Техника измерения АД согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Тесты для оценки достигнутого уровня знаний
1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПАЦИЕНТА
1) одиночество
2) риск суицидальной попытки
3) беспокойство по поводу потери работы
4) нарушение сна
2. ЦЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА
1) диагностика и лечение заболевания
2) обеспечение приемлемого качества жизни в период болезни
3) решение в опроса об очередности мероприятий ухода
4) активное сотрудничество с пациентом
3. К ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ПОТРЕБНОСТИ, СОГЛАСНО ИЕРАРХИИ
А.МАСЛОУ, ОТНОСИТСЯ
1) уважение
2) знание
3) дыхание
4) общение
4. СТРАХ СМЕРТИ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОБЛЕМОЙ
1) психологической
2) физической
3) социальной
4) духовной
5.
ПОНЯТИЕ ЖИЗНЕННО ВАЖНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ОЗНАЧАЕТ
1) способность функционировать независимо
2) дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека
3) любое осознанное желание
4) потребность человека в самоактуализации
6.
КОЛИЧЕСТВО ЭТАПОВ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА
1) два
2) три
3) семь
4) пять
7.
ВТОРОЙ ЭТАП СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА ВКЛЮЧАЕТ
1) планирование объема сестринских вмешательств
2) выявление проблем пациента
3) сбор информации о пациенте
4) определение целей сестринского ухода
8.
СЛОВО "ДИАГНОЗИЗ" В ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА ОЗНАЧАЕТ
1) болезнь
2) признак
3) состояние
4) распознавание
9.
СЕСТРИНСКИЙ ДИАГНОЗ (ПРОБЛЕМЫ ПАЦИЕНТА)
1) недержание мочи
2) ангина
3) цианоз
4) асфиксия
10.
ПРОБЛЕМА ЗАДЕРЖКА СТУЛА
1) второстепенная
2) потенциальная
3) эмоциональная
4) настоящая
11.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ПАЦИЕНТА
1) сон
2) жажда
3) признание
4) еда
12.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЕСТРИНСКОГО ДИАГНОЗА
1) выявление клинического синдрома
2) выявление конкретного заболевания
3) выявление причины заболевания
4) описание проблем пациента, связанных с реакциями на заболевание
13.
СЕСТРИНСКИЙ ДИАГНОЗ
1) может изменяться в течение суток
2) не отличается от врачебного
3) определяет болезнь
4) имеет цель вылечить
14.
ПОНЯТИЕ СЕСТРИНСКОГО ДИАГНОЗА ВПЕРВЫЕ ПОЯВИЛОСЬ
1) в Японии
2) в Соединенных Штатах Америки
3) в России
4) в Англии
15.
ВЫБЕРИТЕ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННОГО ПЕРЕЧНЯ СЕСТРИНСКИЙ ДИАГНОЗ
1) нарушено удовлетворение потребности в безопасности
2) персонал избегает контактов с пациентом
3) сердечная недостаточность
4) дефицит знаний по уходу за стомой
16.
КЛАССИФИКАЦИЯ СЕСТРИНСКИХ ДИАГНОЗОВ (ПРОБЛЕМ ПАЦИЕНТА)
1) краткосрочные и долгосрочные
2) настоящие и потенциальные
3) партнерские, авторитарные и контрактные
4) технические, духовные, социальные
22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////