Пожарная безопасность на тепловозах и электровозах. Тестовые вопросы с ответами - 2020 год

 

  Главная      Учебники - Пожарное дело

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пожарная безопасность на тепловозах и электровозах. Тестовые вопросы с ответами - 2020 год

 

 

Экзамен для локомотивных бригад

 

 

 

1.      Кто несет ответственность за пожарную безопасность эксплуатируемых тепловозов?

            Ответственность за пожарную безопасность эксплуатируемых тепловозов несут:

машинисты — за принятые ими тепловозы;

начальники депо — за локомотивы, приписанные к депо.

 

  1. Требования к хранению смазочных материалов на локомотивах.

Смазочные материалы должны находиться только в металлических емкостях (бидонах, масленках и т. д.) с узкими горловинами и плотно закрывающимися крышками, а обтирочные концы, как чистые, так и загрязненные — в металлических ящиках, ведрах с крышками. Хранение смазочных и обтирочных материалов допускается только в строго определенных местах служебных отделений или в специальных подкузовных ящиках.

 

3.      Требования пожарной безопасности к электрооборудованию.

2.1.3. Все защитные устройства электрооборудования должны находиться в полной исправности.

Сечения токонесущих кабелей, проводов к ним, а также устройств заземления должны соответствовать требованиям чертежей.

Входы кабелей, силовых и низковольтных проводов и электрических аппаратов, клеммовые рейки, переходные коробки и выходы из них должны выполняться с применением переходных уплотнителей и втулок в соответствии с требованиями чертежей и правилами ремонта.

Места электрических соединений должны иметь надежные контакты. Расстояние между токонесущими и заземленными частями должно быть в пределах, установленных чертежами соответствующего оборудования.

2.1.4. При обесточивании по каким-либо причинам отдельных участков электрической цепи, электрические провода должны быть отсоединены от клемм с обеих сторон. Отсоединенные концы следует тщательно изолировать и подвязать для исключения соприкосновений с электрическими контактами и подвижными деталями.

2.1.5. Электрические провода и отдельные детали и узлы электрического оборудования, расположенные в местах возможного воздействия на них масла или топлива, должны быть покрыты маслостойкими красками или надежно защищены кондуитами, кожухами и т.п.

2.1.6. Не допускается применять нетиповую аппаратуру защиты или несоответствующую данной цепи по току срабатывания.

2.1.7. Эксплуатировать электрооборудование без дугогасительных камер, с нарушенной изоляцией электропроводки, не закрепленными контактами, соединять электрические провода между собой холодной скруткой, включать или отключать контакты реле принудительным способом запрещается.

2.1.8. Установленные электропечи должны быть только закрытого исполнения, с исправными кожухами, надежно укреплены и изолированы от примыкающих конструкций, изготовленных из горючих материалов.

2.1.9. Следует обращать особое внимание на то, чтобы кожухи электропечей и места подвода к ним электрических проводов были очищены от посторонних предметов и мусора.

2.1.10. Электропечи, электрокалориферы, вентиляционные каналы, надпотолочные пространства тамбуров, шкафы с электроаппаратами и тому подобное оборудование должны систематически очищаться от пыли, горючих материалов и мусора.

2.1.11. Подтекание масла или топлива в трубопроводах, на дизелях, компрессорах, редукторах и других узлах не допускается.

 

 

 

 

 

  1. Допустимый предел наполнения топливных баков локомотивов топливом.

2.1.13. Наполнение топливных баков тепловозов должно производиться ниже верхнего его уровня не менее чем на 50 мм, имея в виду свойство топлива расширяться при повышении температуры наружного воздуха и при включении топливоподогревательных устройств. Заправочный пистолет отводится от горловины бака только после полного прекращения вытекания топлива.

Заправочный пистолет должен иметь устройства для наворачивания на горловину бака, снятия статического электричества и быстрого отключения подачи топлива.

После набора топлива пробки баков должны быть плотно закрыты. Курить при заправке топливных баков запрещается.

 

5.      При каких нарушениях пожарной безопасности запрещается эксплуатация тепловозов.

 Запрещается эксплуатировать тепловозы:

а) с нарушением требований настоящего подраздела (2.1);

б) с неисправностями перечисленными в п. 12.4 Правил технической эксплуатации и записанными в журнале технического состояния локомотива (форма ТУ-152);

в) с неполным комплектом или неисправными средствами пожаротушения и пожарной сигнализации.

Установка печей для обогрева помещений проводников, сопровождающих локомотивы, пересылаемый в недействующем состоянии, с отступлениями от утвержденной конструкторской документации запрещается.

 На тепловозах кроме того, запрещается:

а) пользоваться для освещения и других целей открытым огнем (факелами, свечами, паяльными лампами и т. п.);

б) курить в дизельном помещении и вблизи аккумуляторных батарей;

в) сушить спецодежду и другие горючие материалы на дизелях, электродвигателях, генераторах, выхлопных трубах и других пожароопасных местах;

г) оставлять открытыми индикаторные краны дизелей;

д)  промывать бензином и керосином кузов и агрегаты.

 

  1. Оснащение тепловозов средствами пожаротушения, и их комплектность.

 Тепловозы обеспечиваются огнетушителями, пожарным инвентарем, оборудованием и ручным инструментом в соответствии с таблицей настоящей инструкции (приложение №1).

 Тепловозы с кузовом вагонного типа, кроме того, оборудуются установками пожаротушения в соответствии с конструкторскими документами, утвержденными в установленном порядке. Если в силу объективных причин установка пожаротушения на них отсутствует, неисправна или не заряжена огнетушащим веществом, в исключительных случаях допускается временная эксплуатация по разрешению начальника отделения дороги, выдаваемому для каждого конкретного случая. При этом дополнительно к огнетушителям, указанным в таблице, магистральные тепловозы с кузовом вагонного типа должны укомплектовываться порошковым или СО2 – огнетушителями вместимостью не менее 5 л каждый.

 Магистральные тепловозы, используемые в грузовом движении и обслуживаемые одним машинистом, должны быть оборудованы установкой пожаротушения с автоматическим режимом работы (пуск установки и процесс пожаротушения без участия человека).

Основные типы огнетушителей, рекомендуемых для укомплектования тепловозов приведены в приложении 1.

Укомплектование должно проводиться только полностью заряженными и опломбированными огнетушителями, снабженными бирками с указанием даты (месяц и год) зарядки и даты очередной перезарядки, контроля и технического освидетельствования, зависящие от типа огнетушителя. Допускается укомплектование огнетушителями, у которых вместо бирки ее содержание нанесено штемпельной краской на корпусе со стороны, противоположной насадке.

Тепловозы с кузовом вагонного типа и оборудуются автоматической пожарной сигнализацией.

В кабинах машинистов тепловозов на видном месте должны быть установлены памятки с необходимыми сведениями о действиях при пожаре и правилами применения установок пожаротушения.

 

НОРМЫ ОСНАЩЕНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПЕРВИЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ

 

Наименование

Класс пожара

измеритель

Огнетушители

Водные и

воздушно-пенные

Воздушно-эмульсионные

                Порошковые

Углекислотные

 

5*10

 

 

 

 

 

5****

2

5(10)

3

5 (8)

 Тепловозы магистральные с кузовом вагонного типа

В, Е

Секция

1

1

-

1

-

1

Тепловозы маневровые с кузовом капотного типа

В, Е

тепловоз

1

1

-

1

-

2

* огнетушители с фторсодержащим (хладоновым) зарядом вдвое эффективнее огнетушителей с углеводородным зарядом, поэтому их вместимость пропорционально уменьшена.

**** при оснащении воздушно-эмульсионными огнетушителями водные и воздушно-пенные не применять; при оснащении водными и воздушно-пенными огнетушителями, воздушно-эмульсионные не применять (распоряжение НР 925р от 26.04.2011г о внесении изменений в «Нормы оснащения объектов и подвижного состава первичными средствами пожаротушения)

 

7.      Обязанности локомотивной бригады при приемке тепловоза.

3.1.1. Локомотивная бригада обязана просмотреть журнал технического состояния принимаемого тепловоза. При наличии в нем записей о неисправностях, проверить их устранение, обратив особое внимание на записи, касающиеся пожарной безопасности. Если такие неисправности не устранены, машинист не должен принимать тепловоз в эксплуатацию.

3.1.2. При приемке тепловоза, после технического обслуживания ТО-3 и всех видов текущего ремонта следует удостовериться в наличии в журнале технического состояния (форма ТУ-152) записи о полном укомплектовании и исправности средств пожаротушения и пожарной сигнализации. Если такая запись отсутствует, машинист обязан потребовать ее внесения и не должен принимать тепловоз, пока такая запись не будет сделана.

3.1.3. Необходимо убедиться в том, что принимаемый тепловоз соответствуют требованиям правил пожарной безопасности .

Особое внимание обратить на места, агрегаты и узлы конструкции, представляющие повышенную пожарную опасность.

3.1.4. Основные узлы, представляющие повышенную пожарную опасность, и возможные причины пожара приведены в приложении 2 к настоящей инструкции. Принимая тепловоз, бригада должна на основании внешнего осмотра пожароопасных узлов убедиться в их технически исправном состоянии.

При обнаружении неисправностей они должны быть устранены. Особое внимание следует обратить на чистоту пожароопасных мест, наличие посторонних предметов, течей, скопление масла или дизельного топлива, неубранных концов, тряпок, ветоши и т. п.

3.1.5. Локомотивная бригада должна проверить наличие средств пожаротушения  и исправное их состояние. У огнетушителей проверяется наличие пломбы и дата освидетельствования. Огнетушитель, неопломбированный или не прошедший очередное освидетельствование в установленные сроки, считается неисправным и подлежит замене.

 

8.      Как проверить работоспособность автоматической пожарной сигнализации?

3.1.9. На тепловозах, оборудованных установкой автоматической пожарной сигнализации, проверяется ее исправность. Схема считается исправной, если при подаче питания загорается световая сигнализация в соответствии с условиями, предусмотренными для данного типа тепловоза. Звуковой сигнал включаться не должен.

На тепловозах, где это предусмотрено конструкцией, производится проверка схемы автоматической пожарной сигнализации путем имитации срабатывания пожарного извещателя. При этом звуковой сигнал должен включиться, а световой загореться или потухнуть, в зависимости от того, как это предусмотрено устройством данной системы автоматической пожарной сигнализации.

 

9.      Обязанности локомотивной бригады при сдаче тепловоза.

3.1.10. При сдаче тепловоза машинист, делая запись о необходимом ремонте в журнале технического состояния, обязан, кроме того, записать:

а) случаи ложного срабатывания автоматической пожарной сигнализации, если таковые имели место;

б) случаи загорания, указав, где и когда они произошли, какими средствами пожаротушения были ликвидированы;

в) о приведении в действие установки пожаротушения, при каких обстоятельствах она включалась, продолжительность действия и другие данные, необходимые для оценки ее результативности и технического состояния после пользования.

 

10.  Обязанности локомотивной бригады в пути следования.

3.2.1. Во время следования с поездом, а также резервом, помощник машиниста локомотива обязан периодически в соответствии с местными инструкциями, которые утверждаются начальником службы локомотивного хозяйства дороги, осматривать дизельные помещения обеих секций (на локомотивах трехсекционного исполнения — трех секций), обращая особое внимание на состояние пожароопасных узлов и о результатах осмотра доложить машинисту. При этом отлучаться помощнику машиниста из кабины управления при следовании на запрещающие сигналы запрещается.

3.2.3. Во время следования с грузовым поездом, локомотивная бригада должна следить за вагонами поезда с целью своевременного обнаружения пожара и своевременного принятия мер в соответствии с п. 3.4. настоящей инструкции.

3.2.4. Помимо вышеуказанных осмотров локомотивная бригада должна периодически просматривать дизельное помещение через двери в кабине машиниста и экипажную часть в открытые окна кабины.

Там, где конструкция высоковольтных камер и шкафов с электроаппаратами позволяет (наличие окон, сеток и т. п.) осуществлять их осмотр без открытия дверей, следует периодически контролировать отсутствие искрений контактов.

3.2.5. На тепловозах, кроме того, дизельные помещения и пожароопасные узлы должны быть осмотрены:

а) после запуска дизеля;

б) при прогреве дизелей при длительных стоянках на промежуточных станциях не реже чем через каждые 15-30 мин;

в) при прогреве дизелей в оборотных и основных депо не реже чем через один час.

3.2.6. В пути следования  локомотивная бригада должна следить за разряжением в картере дизеля по дифманометру. В случае уменьшения разряжения против установленной нормы следует выяснить причины и принять необходимые меры согласно утвержденному руководству по эксплуатации и обслуживанию.

 

11.  Действие локомотивной бригады при сборке аварийной схемы.

3.2.7. При необходимости сборки аварийной электрической схемы она должна собираться непосредственно машинистом или под его руководством электрическими проводами сечения, соответствующего данной цепи с применением зажимов. Отключать аппараты защиты при введении аварийной схемы, если они сами не явились причиной ее сборки, не допускается.

О всех случаях сборки аварийной электрической схемы машинист обязан сделать запись в журнале технического состояния ТУ-152, с указанием причины и места подключений.

3.2.8. Плавкие вставки разборных предохранителей и неразборные предохранители должны заменяться только типовыми, соответствующими требованиям электрической схемы.

 

12.  Действие локомотивной бригады при срабатывании сигнала автоматической пожарной сигнализации.

3.2.9. При срабатывании сигналов автоматической пожарной сигнализации локомотивная бригада должна немедленно проверить правильность сигнала о возникновении пожара и приступить к его тушению в соответствии с правилами, изложенными в п. 3.4 настоящей инструкции.

3.2.10. Если сигнал оказался ложным, из-за неправильного срабатывания пожарного извещателя, принимаются меры для восстановления системы автоматической пожарной сигнализации и приведение ее в исходное положение.

 

13.  Обязанности локомотивной бригады при горячем отстое в депо.

3.3.1. При постановке тепловоза на отстой с работающим дизелем локомотивная бригада перед уходом обязана:

а) убедиться в наличии сжатого воздуха в питательной магистрали воздухопровода давлением, равным рабочему;

б) проверить исправность схемы автоматической пожарной сигнализации;

в) при наличии установки порошкового пожаротушения с автоматическим режимом перевести управление установкой в этот режим включением соответствующего тумблера на блоке, расположенном в кабине машиниста. Там, где предусмотрено конструкцией, должен загореться индикатор “Автоматика при прогреве”.

3.3.2. После окончания горячего отстоя или при нахождении локомотивной бригады на тепловозе те установки, где нет интервала по времени между срабатыванием пожарного извещателя и пуском установки, должны быть немедленно переведены в полуавтоматический режим. Если имеется индикатор “Автоматика при прогреве” он должен погаснуть.

Там, где, конструкцией предусмотрен интервал времени между срабатыванием извещателя и пуском установки, выбор режима определяется машинистом.

 

14.  Действие локомотивной бригады при обнаружении пожара в составе.

3.4.2. При обнаружении пожара на тепловозе или в составе поезда машинист обязан принять меры к остановке поезда, соблюдая следующие требования и условия:

а) категорически запрещается останавливать поезда с горящими вагонами, независимо от рода груза: на железнодорожных мостах, путепроводах, виадуках, эстакадах, в тоннелях, под мостами, вблизи трансформаторных подстанций, тяговых подстанций, сгораемых строений или других местах, создающих угрозу быстрого распространения огня или препятствующих организации тушения пожара и эвакуации пассажиров;

б) в отдельных случаях, когда пожар обнаружен в грузовом поезде на неблагоприятном участке пути (выемка, высокая насыпь и т. п.) или когда потушить пожар имеющимися средствами не представляется возможным, машинист поезда, убедившись по документам в отсутствии в горящем и рядом стоящих вагонах опасных грузов, 1—3 классов (взрывчатые материалы, газы сжиженные и растворенные под давлением; легковоспламеняющиеся жидкости), может продолжить следование до ближайшей станции, сообщив о пожаре и роде горящего груза поездному диспетчеру или дежурному по станции, на которую следует поезд, для принятия ими мер к вызову пожарных подразделений и подготовке средств пожаротушения;

в) остановка поезда на электрифицированных линиях железных дорог должна производиться с таким расчетом, чтобы горящие вагоны или локомотив не располагались под жесткими или гибкими поперечинами, секционными изоляторами, воздушными стрелками, а также на сопряжениях анкерных участков;

г) при пожаре в вагоне с разрядными грузами поезд должен быть остановлен в таком месте, чтобы в случае взрыва в горящем вагоне уберечь людей и животных от гибели или отравления, а станционные, складские и другие здания, мосты, находящийся на путях подвижной состав — от повреждений и пожара;

д) при пожаре на тепловозе, оборудованном установкой пенного или порошкового пожаротушения, при торможении следует сохранить максимально возможное давление воздуха в главных воздушных резервуарах., которое необходимо для эффективной работы установки. Ручку крана машиниста после торможения нужно поставить в положение перекрыши без питания.

3.4.3. Одновременно с принятием мер по остановке поезда, машинист должен подать сигнал пожарной тревоги и, используя поездную радиосвязь или любой другой возможный в создавшейся ситуации вид связи, сообщить о пожаре поездному диспетчеру или дежурному по ближайшей станции для вызова пожарных подразделений.

 

15.  Действие локомотивной бригады при обнаружении пожара в составе на электрофицированном участке.

3.4.4. Пожар на электрифицированных линиях железных дорог представляет особую опасность, так как провода и КОНСТРУКЦИИ контактной сети находятся под номинальным напряжением 3 кВ при постоянном токе и 25 кВ при переменном.

В случае пожара в поезде на электрифицированном участке должны соблюдаться следующие требования:

а) если пожар возник на крыше локомотива или вагона и в других случаях, когда имеется опасность поражения током во время действий по тушению пожара, машинист обязан сообщить об этом поездному диспетчеру или дежурному по станции и одновременно с вызовом пожарного подразделения потребовать снятия напряжения с контактной сети на участке, где остановился поезд;

б) при тушении пожара запрещается до снятия напряжения приближаться к проводам и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2 м, а к оборванным проводам контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 10 м до их заземления;

в) применение для тушения пожаров воды или пенных средств допускается только после снятия напряжения с контактной сети и воздушных линий и их заземления установленным порядком.

Контактная сеть и воздушные линии без заземления рассматриваются, как находящиеся под напряжением, даже, если напряжение снято.

Напряжение считается снятым только в том случае, когда получено письменное разрешение электромонтера района контактной сети на тушение пожара с указанием в нем номера приказа энергодиспетчера, с каких устройств снято напряжение и времени снятия напряжения.

В тех случаях, когда прибытие электромонтера и получение письменного разрешения требует времени, за которое может произойти значительное развитие пожара с опасными последствиями, допускается принятие разрешения по радио.

В разрешении должен быть указан номер регистрируемого приказа энергодиспетчера, с каких устройств снято напряжение и время снятия напряжения. Получив разрешение, машинист электровоза или электропоезда должен по киловольтметру убедиться в отсутствии напряжения в контактной сети, заземлить ее установленным порядком и доложить об этом руководителю тушения пожара. Когда убедиться в отсутствии напряжения в контактной сети не представляется возможным, а также нельзя надежно ее заземлить, письменное разрешение электромонтера обязательно.

На электрифицированных путях станций постоянного тока, оборудованных стационарными разъединителями контактной сети с заземляющим ножом, установка переносных заземляющих штанг не требуется. По регистрируемому приказу энергодиспетчера работником, имеющим на это право, производится отключение разъединителя и одновременное заземление контактной сети заземляющим ножом этого разъединителя. При переменном токе, кроме того, должны быть установлены переносные заземляющие штанги на расстоянии между ними не более 200 м.

Разрешением на тушение пожара в этом случае является уведомление дежурного по станции об отключении разъединителя и заземлении контактной сети заземляющим ножом этого разъединителя, которое должно быть зарегистрировано в оперативном журнале с указанием номера приказа энергодиспетчера и времени отключения разъединителя.

Об отключении контактной сети и воздушных линий дополнительно объявляется по громкоговорящей связи;

г) тушение горящих частей локомотивов, вагонов или грузов, расположенных на расстоянии менее 2 м от проводов и конструкций контактной сети и воздушных линий, находящихся под напряжением, разрешается производить только углекислотными и порошковыми огнетушителями;

д) тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии 7 м и более от контактной сети и воздушных линий, находящихся под напряжением, а также очагов пожара внутри локомотивов, крытых вагонов, вагонов моторвагонного подвижного состава на электрифицированных участках допускается без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пены не касалась контактной сети и других предметов, находящихся под напряжением;

е) по окончании тушения пожара машинист, если он является согласно п. 3.4.1 настоящей инструкции руководителем работ, обязан убедиться в том, что люди удалены от частей контактной сети на расстояние не менее 2 м, после чего отметить время окончания работ на копии письменного разрешения, находящегося у электромонтера района контактной сети.

 

16.  Действие локомотивной бригады при обнаружении пожара на тепловозе.

3.4.6. При возникновении пожара на тепловозе машинист обязан:

а) перевести в нулевое положение рукоятку контроллера, остановить дизель горящей секции и остановить поезд, применением служебного торможения, ручку крана машиниста № 394 поставить в 3-е положение по возможности на не электрифицированном пути;

б) подать сигнал пожарной тревоги и сообщить о пожаре в соответствии с требованиями п. 3.4.3. настоящей инструкции;

   Запрещается производить остановку поезда с помощью кнопки  «Аварийной остановки тепловоза»

в) так как распространение огня при пожаре на тепловозе происходит быстро, то немедленно, если позволяют обстоятельства, не дожидаясь остановки поезда, направить помощника на тушение пожара;

г) принять меры к удержанию поезда на месте, выключить все приборы управления на пульте управления и рубильник аккумуляторной батареи, рассоединить клеммы АБ или снять перемычки на элемент АБ;

д) при небольшом очаге пожара ликвидировать его, используя имеющиеся огнетушители;

е) на тепловозах, оборудованных установкой пожаротушения, при значительном пожаре или когда огнетушителями потушить пожар не удается, привести в действие установку и приступить к тушению пожара, согласно указаниям, данным в приложении 2 настоящей инструкции;

ж) если пожар не может быть ликвидирован своими силами и имеющимися средствами, отцепить тепловоз и отвести горящую секцию от вагонов, деревянных строений и других сооружений. После этого, при опасности распространения огня с горящей секции на другую, секции расцепить на безопасное расстояние.

 

 

17.  Действие локомотивной бригады при обнаружении пожара в грузовом поезде.

3.4.7. При возникновении пожара в грузовом поезде в пути следования машинист локомотива обязан:

а) остановить поезд, применением служебного торможения, ручку крана машиниста № 394 поставить в 3-е положение, принять меры к удержанию его на месте и уточнить вагон, в котором обнаружен пожар;

б) вскрыть пакет с перевозочными документами, установить наименование груза в горящем и смежных вагонах, а при наличии опасного груза — его количество, номер аварийной карточки и размеры опасной зоны;

в) подать сигнал пожарной тревоги и сообщить о пожаре в соответствии с требованиями п. 4.4.3 настоящей инструкции;

г) до прибытия пожарного подразделения организовать тушение пожара всеми имеющимися средствами, руководствуясь указаниями по тушению для данного вида груза. Для опасного груза необходимо учитывать размеры опасной зоны, указанной в аварийной карточке.

3.4.8. Тушение пожара в грузовом поезде должно осуществляться с соблюдением следующих требований:

а) при пожаре в вагоне, груженом хлопком-волокном и другими подобными грузами, локомотивная бригада после остановки поезда организует тушение пожара на месте. Следует ликвидировать пламенное горение тюков имеющимися средствами без их выгрузки. Окончательная ликвидация пожара с выгрузкой груза производится на путях станции;

б) при пожаре в вагонах с горючими грузами локомотивная бригада одновременно с вызовом пожарного подразделения производит расцепку поезда и отвод горящих вагонов от других на расстояние 200 м и в такое место, где в радиусе примерно 200 м не будет пожароопасных объектов;

в) при пожаре цистерн с легковоспламеняющимися (ЛВЖ) и горючими (ГЖ) жидкостями горящие цистерны следует отвести от поезда в такое место, где в радиусе примерно 200 м отсутствуют пожароопасные объекты, в том числе трансформаторные и тяговые подстанции. При опасности взрыва цистерн с ЛВЖ радиус такой зоны должен быть не менее 250 м. Тушение ЛВЖ и ГЖ до прибытия пожарных подразделений производится пенными и порошковыми огнетушителями, землей и песком. Вытекающая жидкость отводится по канавам в естественные и искусственные выемки, котлованы и кюветы, с одновременной засыпкой землей. В необходимых случаях создаются заградительные земляные валы или отводные каналы;

г) при пожаре в вагоне со сжатыми и сжиженными газами в баллонах, локомотивная бригада отцепляет и отводит горящий вагон от поезда на 200 м и одновременно приступает к его тушению имеющимися в ее распоряжении средствами пожаротушения. В вагонах, сопровождаемых проводниками, тушение пожара осуществляется проводниками, локомотивная бригада в тушении пожара не участвует. Если пожар принял большие размеры, т. е. огонь распространился по всему вагону, производить тушение имеющимися у локомотивной бригады средствами и выгружать баллоны до прибытия пожарного подразделения запрещается. В таких случаях после удаления горящего вагона на расстоянии 200м локомотивная бригада организует его охрану с целью недопущения людей к вагону. Лица, назначенные для охраны вагона, должны находится за укрытием в безопасной зоне.

При пожаре цистерны со сжиженным газом и возникновении опасности ее взрыва, горящую цистерну следует отвести на безопасное расстояние и организовать ее охрану. Тушение такой цистерны огнетушителями запрещается;

д) при пожаре в вагоне со- взрывчатыми материалами (ВМ) локомотивная бригада обязана немедленно расцепить поезд, отвести горящий вагон от другого подвижного состава на безопасное расстояние, указанное в аварийной карточке, но не менее 800 м и действовать далее в соответствии с требованиями, изложенными в аварийной карточке на данный вид груза или инструкции, находящейся у сопровождающих лиц, при наличии таковых.

При наличии в поезде опасного груза, кроме перечисленных выше требований, должны выполняться указания, содержащиеся в аварийной карточке на данный опасный груз.

 

18.  Какие очаги возгорания тушатся порошковым огнетушителем?

Ручные порошковые огнетушители предназначены для тушения горящих нефтепродуктов и электроустановок, находящихся под напряжением до 1000 В.

Тип

ОПУ-2

ТУ22 –6098

-85

ОП-5-02

ТУ22. 144

-03-86

ОП-10А

ТУ22. 4105

-77

ОП-Ш(З)*

ТУ51-192-

83

Огнетушащая способность по классу В, м2

0,7

1,76

4

5,75

Вместимость корпуса, л, не менее

2

5

10

10

Масса заряда, кг, при огнетушащем порошке марки:

 

 

 

 

П-2АП

1,8

 

 

 

Пират-А

1,6

 

 

 

ПСБ-3

2

5-0,5

10

9,5

П-1

 

4,5±0,3

 

 

Рабочее давление в корпусе, МПа (кгс/см2), не менее

0,8 (8)

1 (10)

1,2 (12)

11.0 (10)

Продолжительность  действия при непрерывной подаче   порошка, с

8±1

15±5

20+5 -2

14±2

Длина порошковой струи, м, не менее

4

5

3,5

4,0

Остаток порошка, кг, не более

0,1

0,5

1

0,95

Усилие приведения в действие. Н  (кгс), не более

40 (4,1)

98 (10)

 

 

Длина рукава, м

нет

0,6

 

 

Габаритные размеры, мм

380x110 х

100

460х225х

225

600х175х

236

420х430х

200

Масса заряженного огнетушителя, кг

3,6

9,5

18

 

Допускаемая температура окружающего   воздуха, °С

от минус 50 до +50

от минус 50 до +50

от минус 40 до +50

от минус 20 до +50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Порошковый огнетушитель, устройство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Техническая характеристика

* (3) — закачной

Кроме приведенных могут использоваться ручные порошковые огнетушители ОП-2 ТУ22-4512-79, ОП-2Г (горнорудный) ТУ 12-100-208-79, ОП-2Б (бытовой) ТУ78-459-79, ОП-8Б1 (горнорудный) ТУ12-43-34-78, ОП-10 ТУ22-4105-77.

На рис. 1 показан огнетушитель ОП-5.

В состав огнетушителя входят: корпус 1, баллон для рабочего газа 3, крышка 4 и рукав 2 со стволом пистолетного типа 5.

Корпус служит для хранения огнетушащего вещества, баллон с рабочим газом ввернут в крышку огнетушителя. Крышка с баллоном крепится на резьбовой горловине корпуса с помощью гайки. В крышке огнетушителя размещен пусковой механизм и каналы для выхода газа, к которым привернута сифонная трубка. Крышка закрыта пластмассовым колпаком.

На обечайке корпуса имеется боковая трубка для выхода порошка, к которой крепится шланг со стволом. Через них под давлением газа, выходящего из баллона, выбрасывается порошок. Ствол имеет запорный клапан и рукоятку для его открытия.

Ствол позволяет выпустить порошок весь сразу или по частям, для чего необходимо периодически отпускать рукоятку, пружина которой закрывает ствол.

Для засыпки порошка в верхнем донышке корпуса имеется отверстие, закрываемое резьбовой пробкой.

Описанный огнетушитель относится к группе огнетушителей, у которых газ находится в отдельном баллоне высокого, давления, размещенном внутри корпуса. У закачных огнетушителей газ хранится вместе с порошком. Такие огнетушители менее трудоемки в эксплуатации, имеют более простую конструкцию, менее сложные запорно-пусковые устройства, но требуют повышенной герметичности последних.

 

20.  Какие очаги возгорания тушатся углекислотным огнетушителем?

2. С02 — огнетушители (углекислотные)

Ручные СО2 — огнетушители (углекислотные) ОУ-2, ОУ-5 ТУ22-150-128-89 и ОУ-8 предназначены для тушения загораний различных веществ и электроустановок, находящихся под напряжением не более 1000 В, кроме веществ, горение которых может происходить без доступа воздуха.

Огнетушители используют при температуре окружающего воздуха от минус 25 до +50°С.

 

21. Углекислотный огнетушитель, устройство

 

Тип

ОУ-2

ОУ-5

ОУ-8

Огнетушащая способность по классу В, м2

0,45

1;08

0,65

Вместимость корпуса, л

2

5

8

Давление разрыва предохранительной мембраны, МПа (кгс/см2)

16—19 (160-190)

Продолжительность выпуска заряда, с, при температуре 20±5°С, не более

8

9

20

Длина углекислотноснежной струи при температуре 20±2° С, м, не менее

1,5

3,0

3,5

Габаритные размеры

440x220x108

570x230x140

830x400

Масса заряда, кг

1,4±0,1

3,5±0,1

5,6±0,1

Масса  огнетушителя, кг, не более

6

13,5

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Техническая характеристика

 

На рис. 2 представлен огнетушитель ОУ-5, а на рис. 3 —ОУ-8.

Огнетушитель представляет собой стальной баллон, в горловину которого на конусной резьбе ввернуто запорно-пусковое устройство с сифонной трубкой.

На огнетушителе устанавливается запорно-пусковое устройство двух типов, пистолетного (рис. 4) и вентильного 2 (см. рис. 2).

Для приведения огнетушителя в действие в запорно-пусковом устройстве пистолетного типа необходимо рычаг 3 повернуть на себя, а в устройстве вентильного типа повернуть маховичок против часовой стрелки до отказа. Одновременно необходимо раструб направить на огонь. Подводить струю углекислого газа (снега) к огню нужно с края. При пользовании огнетушителем баллон нельзя наклонять в горизонтальное положение, так как при этом не обеспечивается нормальная работа огнетушителя.

 

22.  Установка пенного пожаротушения, устройство.

3.1.6. На тепловозах, оборудованных установками пенного пожаротушения проверяется:

а) наличие в полном объеме водного раствора пенообразователя в резервуаре;

б)  наличие рукавов и генераторов пены; длина рукавов пенной установки должна быть не менее 8 метров.

в) положение кранов и наличие пломб на пусковых кранах.

 

1.1. Установка пенного пожаротушения, в простейшем виде, состоит из резервуара с водным раствором пенообразователя, гидравлического и пневматического трубопроводов, рукавов и генераторов пены.

1.2. По пневматическому трубопроводу сжатый воздух подается в резервуар: и вытесняет из него водный раствор пенообразователя, который по гидравлическому трубопроводу, а затем рукаву поступает в генератор пены. В распыленном виде он попадает на сетку генератора пены и покрывает ее поверхность тонкой пленкой. Одновременно с водным раствором пенообразователя в генератор пены в значительных объемах поступает воздух. Из пленки раствора он выдувает на ячейках сетки пенные пузырьки и происходит образование воздушно-механической пены.

1.3. Объем воздушно-механической пены во много раз превосходит объем раствора, из которого она образуется. Отношение объема получаемой пены к объему исходного раствора (раствора, из которого она получена) называется кратностью пены. Пену с кратностью до 20 относят к низкократной, с кратностью от 20 до 200 — к среднекратной, а с кратностью свыше 200 — к высокократной.

Способность пены сохранять в течение определенного времени свои первоначальные свойства называется устойчивостью пены.

1.4. Для получения воздушно-механической пены обычно применяют пенообразователь ПО-1 по ГОСТ 6948-81, который имеет следующий состав в процентах:

 

контакт Петрова  (керосиновый контакт с содержанием сульфокислот не менее 55%), нейтрализованный натром едким техническим

 

 

89,5±3

клей костный

4,5 ±1

спирт этиловый синтетический

6,0±2

Основные  физико-химические  показатели  пенообразователя  ПО-1

Внешний вид

жидкость коричневого цвета, без посторонних включений

Наличие осадка

Отсутствие

Вязкость кинематическая при 20° С, м2/с (сСт), не более

40,0 10-6 (40)

Кратность пены 2%-ного водного раствора, не менее

6,0

Устойчивость пены, с, не менее

270

Водородный показатель, (рН) концентрата

7,0—9,0

Плотность при 20° С (кг/м3), не менее

1,1

Температура застывания, °С, не выше

минус 8

Вместо ПО-1 могут применяться другие пенообразователи, удовлетворяющие технической характеристике установки.

1.5. Процесс горения происходит только в среде, содержащей кислород. Такой средой является окружающий воздух. Следовательно, если горящие предметы изолировать от воздуха процесс горения прекратиться. Поэтому, чтобы потушить пожар, струю пены, образующейся в генераторе пены, направляют на горящие предметы, пена обволакивает их, прекращает доступ к ним воздуха и горение прекращается. Кроме того, пена отнимает тепло от горящих предметов и тем самым понижает возможность повторного воспламенения.

1.6. Рабочие растворы пенообразователя безвредны, а воздушно-механическая пена для людей совершенно не опасна, не оказывает вредного воздействия на кожу и одежду человека.

Электропроводность воздушно-механической пены мала и с увеличением кратности уменьшается. Однако, учитывая, что опасность поражения электрическим током через нее не исключена, тушить электрооборудование и связанные с ним конструкции до снятия напряжения, запрещается.

1.7. Пенные установки, применяющиеся на тепловозах и дизель -поездах, относятся к установкам локального пожаротушения по площади. По способу приведения в действие они являются ручными. Наиболее распространены установки с ручным местным пуском, но некоторые тепловозы прошедшие соответствующую модернизацию, оснащены установками, у которых   пуск  ручной  дистанционный. Это  так называемые полуавтоматические установки пенного пожаротушения.

Устройство установок

1.8. Установки пенного пожаротушения с ручным местным пуском.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.8.1. На рис.1 показана схема установки пенного пожаротушения с ручным местным пуском и генераторами пены средней кратности ГПСл-100, обеспечивающими кратность пены у установок в пределах от 60 до 100.

1.8.2. Пневматический трубопровод 6 соединен с питательной магистралью тормозной системы и подводит воздух к резервуару 7 с водным раствором пенообразователя, а гидравлический трубопровод 4 соединяет резервуар с генераторами пены 1 и служит для подачи к ним водного раствора пенообразователя.

Отсоединения пневматического трубопровода от питательной магистрали и пуск воздуха для приведения установки в действие осуществляются пусковыми пробковыми кранами 5.

1.8.3. Пневматический и гидравлический трубопроводы соединены трубой 9, на которой установлен разобщительный пробковый кран 10. Кроме того, на гидравлическом трубопроводе имеется пробковый кран 12, разобщающий его с резервуаром.

Эта труба и краны нужны для того, чтобы можно было соединить пневматический трубопровод с гидравлическим и произвести продувку последнего (например, после опробывания установки), не выливая водный раствор пенообразователя из резервуара. Когда установка подготовлена для работы, разобщительный кран 10 на соединительной трубе закрыт, а кран 12 на гидравлическом трубопроводе открыт.

1.8.4. На трубе, подводящей воздух к резервуару,- имеется бонка 8 с отверстием 01 м. В случае пропуска воздуха через пусковые краны он будет выходить через это отверстие, а не создавать в резервуаре давление и вытеснять раствор пенообразователя в гидравлический трубопровод. После опробывания установки сжатый воздух, заполнивший трубопровод, постепенно выходит через это отверстие. На некоторых тепловозах вместо этого в пробке и корпусе пусковых кранов 5 сделано дополнительное отверстие 02 м. При закрытом положении пусковых кранов, часть пневматического трубопровода, заключенная между ними, через это отверстие соединена с атмосферой.

1.8.5. На тепловозах и дизель -поездах, где по условиям размещения вертикальный участок гидравлического трубопровода, выходящего из резервуара, мал и поэтому не предохраняет остальную часть трубопровода от попадания раствора, устанавливается предохранительная диафрагма 13, которая разрывается при давлении 0,12 — 0,35 МПа (1,2 — 3,5 кгс/см2). На некоторых тепловозах диафрагма стоит на пневматическом трубопроводе, предохраняя его от заполнения раствором.

1.8.6. При приведении установки в действие (открытии одного из пусковых кранов) воздух под давлением, равным давлению в питательной магистрали тормозной системы, заполняет пневматический трубопровод, прорывает диафрагму (если она установлена на пневматическом трубопроводе) и вытесняет из резервуара водный раствор пенообразователя в гидравлический трубопровод. Раствор прорывает диафрагму (если она установлена на гидравлическом трубопроводе) и поступает к генераторам пены (рис. 2).

При открытом положении крана 1, раствор попадает во внутреннюю полость а корпуса центробежного распылителя 2. Затем через тангенциальные прорези б проходит внутрь вихревой камеры 3. В вихревой камере раствор закручивается и выходит из соплового отверстия 08,4 мм в виде расширяющейся распыленной струи. Через коллектор 4 и диффузор 5 раствор попадает на пакет сеток 6 и покрывает сетку тонкой пленкой. Выходя из соплового отверстия с большой скоростью, струя раствора увлекает за собой из атмосферы воздух, который тоже направляется в коллектор и диффузор.

При проходе пакета сеток происходит интенсивное пенообразование. Для придания формы и направления струе пены служит насадок 7.

На рис. 3 показан генератор пены ГПСл-100 из полимерных материалов.

1.8.7. Как правило, на секции тепловоза или моторном вагоне дизель -поезда Д1 имеется два генератора пены. Один из них размещается вблизи кабины машиниста (передний пост), а другой — в районе шахты холодильника тепловоза (задний пост). На дизель -поезде Д1 задний пост размещен в служебном помещении.

Для лучшей маневренности генераторы пены закреплены на гибких резинотканевых рукавах длиной 8-12 м.

1.8.8. На разных тепловозах и дизель -поездах установки имеют конструктивные отличия такие, как количество и объем резервуаров, наличие их прогрева, место установки предохранительной диафрагмы и другие, не меняющие принципа их работы.

1.9. Установки пенного пожаротушения с ручным дистанционным пуском (полуавтоматические установки пенного пожаротушения).

Такие установки предназначены для тушения пожара на тепловозе в двух режимах:

ручном — при помощи генераторов пены, включение которых и направление пены на горящий участок осуществляются непосредственно человеком (локомотивной бригадой);

полуавтоматическом — при котором неподвижно закрепленные генераторы иены после их дистанционного включения подают пену на наиболее пожароопасные места тепловоза без непосредственного участия локомотивной бригады в этом процессе.

1.9.1. На рис. 4 показана схема полуавтоматической установки пенного пожаротушения, которая применяется на части тепловозов 2ТЭ10Л. Эта установка, кроме дистанционного, имеет дублирующий местный пуск.

1.9.2. Пневматический трубопровод 20 соединен с питательной магистралью тормозной системы. От него по трубопроводу 23 воздух подводится к резервуару 25 с водным раствором пенообразователя, а по трубопроводу 21 — к цилиндру 8 отключения аккумуляторной батареи.

Отсоединение пневматического трубопровода 20 от питательной магистрали и пуск воздуха для приведения установки в действие при ручном местном пуске осуществляются пробковыми кранами 17 и 27. Пневматический трубопровод 21 разъединен с питательной магистралью электропневматическим вентилем 19.

Параллельно пусковому крану 17 установлен клапан 18, через который воздух из питательной магистрали поступает в трубопровод 20 при дистанционном пуске.

1.9.3. Пневматический и гидравлический трубопроводы, соединены трубами 32 и 33, на которых имеются разобщительные пробковые краны 6 и 4. На гидравлическом трубопроводе для разобщения его с резервуаром установлены пробковые краны 29 и 30. Эти трубы и краны нужны для того, чтобы можно было соединить гидравлический трубопровод с пневматическим и произвести его продувку не сливая раствора пенообразователя из резервуара. Когда установка подготовлена для работы, разобщительные краны 29 и 30 открыты, а краны 4 и 6 — закрыты.

1.9.4. На трубе 23, подводящей воздух к резервуару, имеется бонка 31 с отверстием 0 1 мм, о назначении которого было подробно сказано в пункте 1.8.4. На этой же трубе установлена диафрагма 28, предохраняющая пневматический трубопровод от попадания в пего раствора пенообразователя.

1.9.5. Генератор пены 1 с разобщительным краном 2 и рукавом 3 полужестко закреплен над шахтой холодильника и направлен в район расположения дренажных труб и масленного насоса, как наиболее пожароопасный в дизельном помещении. Когда установка подготовлена для работы, разобщительный кран 2 открыт. Генератор пены предназначен для тушения пожара, как в полуавтоматическом, так и в ручном режиме.

Генераторы пены 15 и 16 на коротких рукавах (1,5 м) 13 и 14 жестко закреплены в аппаратных камерах. Эти генераторы пены разобщительных кранов не имеют и предназначены для тушения пожара в аппаратных камерах при полуавтоматическом режиме. Для их отсоединения от гидравлической магистрали служит разобщительный пробковый кран 12.

Генератор пены 11 с разобщительным краном 10 и рукавом 9 размещается в кабине машиниста, свободно подвешен на кронштейне и предназначен для использования только в ручном режиме.

1.9.6. Цилиндр 8 служит для отключения аккумуляторной батареи при дистанционном пуске установки пожаротушения. Одновременно с началом работы установки шток цилиндра перемещается и размыкает рубильник аккумуляторной батареи.

1.9.7. Для дистанционного управления в кабине машиниста имеется блок из двух тумблеров. Включением соответствующего тумблера осуществляется пуск установки пожаротушения 1-й или 2-й секции.

1.9.8. Полуавтоматические установки пенного пожаротушения других тепловозов (ТЭЗ, М62, 2М62) имеют конструктивные отличия от описанной, не меняющие сущности их работы.

Подготовка установки к работе

1.10. Резервуар установки должен быть заполнен водным раствором пенообразователя, содержащим 6%' (по объему) пенообразователя ПО-1 ГОСТ 6948-81 или другого, удовлетворяющего требованиям технической характеристики установки, и 94% холодной чистой воды.

Чтобы раствор в процессе заливки не пенился, следует заливать сначала воду а затем пенообразователь. Уровень раствора должен быть между рисками на щупе, т. е. не доходить до верха резервуара на 30—50 мм. Это нужно для того, чтобы вода и пенообразователь быстрее перемещались при движении локомотива.

1.11. Пробка заливочной горловины должна быть плотно завинчена.

1.12. Пробковые краны генераторов пены должны быть закрыты, что соответствует положению рукоятки крана поперек его оси.

1.13. Пусковые краны на пневматическом трубопроводе должны быть закрыты и запломбированы. Закрытому положению соответствует вертикальное положение рукояток.

1.14 У тех установок, где имеется соединительная труба и краны для продувки системы, кран на соединительной трубе должен быть закрыт, а кран на гидравлическом трубопроводе открыт.

1.15. Спускной вентиль или кран, а на некоторых тепловозах спускная пробка, на резервуаре должны быть плотно закрыты до заливки резервуара.

1.16. Рукава должны быть свернуты и повешены вместе с генераторами пены на кронштейнах или уложены в других специально предусмотренных для этого местах.

Категорически запрещается:

а) вешать или укладывать вместе с рукавами и генераторами пены посторонние предметы;

б) связывать между собой витки свернутых рукавов.

1.17. На генераторах пены из полимерных материалов насадок должен быть закрыт крышкой:

1.18. При подготовке к работе полуавтоматических установок пенного пожаротушения, кроме требований, перечисленных выше, следует руководствоваться следующим:

а) у генераторов пены, свободно подвешенных на кронштейнах и предназначенных для использования только в ручном режиме, пробковые краны должны быть закрыты, а у генераторов пены полужестко закрепленных в дизельном помещении и предназначенных для работы, как в полуавтоматическом, так и ручном режимах — открыты;

б) пробковый кран, служащий для отсоединения генераторов пены, размещенных в высоковольтных камерах, от гидравлической магистрали, должен быть закрыт. Это нужно для того, чтобы водный раствор пенообразователя, случайно попавший в гидравлический трубопровод (например, при резком торможении или, если имеется пропуск воздуха через пусковые краны, а отверстие для его выхода — забито) не мог попасть на электрооборудование;

в) насадок должен быть закрыт крышкой только на тех генераторах пены из полимерных материалов, которые свободно подвешены и предназначены для работы в ручном режиме.

На остальных генераторах иены крышки должны быть сняты.

Тушение пожара

1.19. При тушении пожара с помощью установки пенного пожаротушения с ручным местным пуском нужно взять в руки ближайший к очагу доступный генератор пены, расправить рукав и открыть любой из пусковых кранов, сорвав пломбу. Установка будет готова к действию. Расправить рукав до открытия пусковых кранов следует для того, чтобы при поступлении раствора не произошло самопроизвольного раскручивания свернутого рукава, что может затруднить действия по тушению пожара.

Направив насадок генератора пены на горящие предметы, надо открыть кран генератора пены до упора и струя пены начнет выбрасываться из насадка. Для быстрой ликвидации пожара, когда он получил значительное распространение, следует пользоваться сразу двумя генераторами пены. При горении стен или предметов, расположенных по вертикальной плоскости, нужно направлять струю пены, начиная сверху, чтобы пена стекая, продолжала свои огнетушащие действия.

После ликвидации пожара нужно закрыть пусковые краны, краны на генераторах пены, свернуть рукава и уложить их на свои места.

1.20. При тушении пожара с помощью полуавтоматической установки пенного пожаротушения следует иметь в виду, что запас пенообразующего раствора, а следовательно, и пены на тепловозе ограничен.

Тушение пожара наиболее эффективно, когда пена подается непосредственно на горящие предметы, что осуществляется при ручном режиме работы установки. Поэтому, если имеется возможность, нужно использовать ручной режим.

Тушение пожара в полуавтоматическом режиме следует применять в том случае, когда применение ручного режима невозможно. Такая ситуация может возникнуть при отсутствии свободного члена локомотивной бригады для управления генератором пены, при невозможности проникнуть к горящему участку и т. п.

1.20.1. Тушение пожара в ручном режиме должно производиться в соответствии с указаниями изложенными в п. 1.19 настоящего приложения.

Для тушения пожара в ручном режиме предназначен генератор пены, свободно подвешенный в кабине машиниста (тепловозы 2ТЭ10Л) или переднем тамбуре (тепловозы М62, 2М62), а также может использоваться генератор пены, полужестко закрепленный в дизельном помещении. Нужно помнить, что кран последнего открыт, так как этот генератор пены подготовлен для работы в полуавтоматическом режиме.

Поэтому при применении одного генератора пены, свободно подвешенного в кабине машиниста или переднем тамбуре, желательно перекрыть кран генератора пены в дизельном помещении. Тогда вся пена пойдет через используемый генератор.

1.20.2. Тушение пожара в полуавтоматическом режиме с дистанционным пуском осуществляется включением тумблера того тепловоза (секции), где происходит пожар. При необходимости тушения пожара в ВВК нужно предварительно открыть кран 12 разобщающий генераторы (генератор) пены с гидравлической магистралью.

1.20.3. Тушение пожара в полуавтоматическом режиме с местным пуском осуществляется открытием любого из пусковых кранов. Аккумуляторную батарею нужно отключить вручную, предварительно до открытия пускового крана, так как ее автоматическое отключение происходит только при дистанционном пуске установки. Отключение аккумуляторной батареи особенно нужно при тушении пожара в ВВК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23.  Установка газового пожаротушения, устройство.

 

 

3.1.8. На тепловозах, оборудованных газовой установкой пожаротушения, проверяется:

а) давление в баллонах с огнетушащим составом, которое должно быть не менее установленного для данной температуры окружающего воздуха;

б) отсутствие механических повреждений огнетушителей установки и их головок-затворов (вмятины, заметные изменения формы, сильная коррозия и т. п.);

в) наличие пломб на рукоятках ручного привода, на тумблерах включения установки, на накидных гайках, крепящих коллекторы к штуцерам головок-затворов, на глухой накидной гайке на конце распределительного трубопровода.

3.1.8. На тепловозах, оборудованных газовой установкой пожаротушения, проверяется:

а) давление в баллонах с огнетушащим составом, которое должно быть не менее установленного для данной температуры окружающего воздуха;

б) отсутствие механических повреждений огнетушителей установки и их головок-затворов (вмятины, заметные изменения формы, сильная коррозия и т. п.);

в) наличие пломб на рукоятках ручного привода, на тумблерах включения установки, на накидных гайках, крепящих коллекторы к штуцерам головок-затворов, на глухой накидной гайке на конце распределительного трубопровода.

    

     Установка приводится в действие открытием одного из пусковых кранов 3(1), 3(2).  Воздух из питательной магистрали тормозной системы поступает в резервуар 1. Раствор пенообразователя из резервуара вытесняется воздухом  по гидравлическому трубопроводу 11 с постоянно открытым краном 2(3) в рукава 4(1), 4(2) и далее в  ГВП 5(1), 5(2).

Через кран 1 генератора (рис.40) раствор высокократной пены попадает в полость»а» корпуса распылителя 2  и через тангенциальные прорези «б» проходит внутрь вихревой камеры 3, где закручивается и выходит в виде распыленной струи. В коллекторе 4 струя увлекает за собой атмосферный воздух и попадает на сетки кассеты 6, при прохождении которых образуется пена.

Остатки раствора из трубопровода (рис.39) удаляются через ГВП 5(1) и 5(2), выставленные наружу тепловоза, для чего необходимо перекрыть кран 2(3) и открыть краны 3(3), 3(2), 3(1), 2(1), 2(2).

Емкость резервуара установки воздухопенного пожаротушения рассчитана на работу одного ГВП в течение 4 мин.

В комплект установки газового пожаротушения (УГП) входят:

- огнетушитель ОС-8МД1 ( допускается огнетушитель ОС-8М) (рис.41), расположенный на задней стенке высоковольной камеры (ВК) и заправленный огнегасящим составом «Хладон» 114В (допускается состав «3,5»);

- распылительный трубопровод 2, проходящей вдоль всей ВК, с 31 отверстием диаметром 2 мм каждое;

- ручное (тросовое) пусковое устройство 3(1), 3(2);

- рычаг затвора 4;

- выключатель в блоке со специальным ключом 5.

  При пуске усилие на рычаг затвора передается при помощи тросов 3(1), 3(2). От усилия на рычаг затвор вскрывается, и огнегасящий состав из огнетушителя поступает через отверстия распылительного трубопровода в  высоковольтную камеру. Одновременно это усилие передается на специальный ключ, который выдергивается, что приводит к освобождению штока выключателя. Контакты выключателя в электрических цепях управления нагрузкой и работой дизеля размыкаются. Выключается нагрузка и останавливается дизель.

В случае повышения давления в огнетушителе до критического (200±20) кгс/см², вызванного повышением температуры окружающей среды, предохранительная мембрана разрывается и газовая часть заряда стравливается.

Установка газового пожаротушения приводится в действие дистанционно при помощи ручных (тросовых) пусковых устройств 3(1), 3(2), находящихся в тамбуре на ВК  и в дизельном помещении на выпрямительной установке (ВУ), соединенных с рычагом затвора4.

ВНИМАНИЕ!!! Состав, которым производится зарядка огнетушителя ОС-8МД (рис.6), токсичен и находится под большим давлением, поэтому несоблюдение требований по эксплуатации установки газового пожаротушения может привести к несчастному случаю.

                                   При случайном вскрытии огнетушителя немедленно покиньте дизельное помещение, оставит открытыми входные двери для обеспечения проветривания дизельного помещения.

Категорически запрещается вскрывать затвор незакрепленного огнетушителя ОС-8МД во избежание травматизма. Для предотвращения случайного вскрытия затвора огнетушителя проверьте, чтобы рычаг затвора 4(рис.41) был зафиксирован замком предохранительного винта. Замок затвора должен быть разъединен с рычагом только перед введением тепловоза в эксплуатацию. После разъединения  затвора предохранительный  винт вновь вверните в рычаг.

Не допускается попадание на затвор бензина, масла, воды; ударов: по баллону, затвору, манометру и прямого нагрева баллонов источниками тепла.

Если загорание произошло в высоковольтной камере (ВК),  включите установку газового пожаротушения (УГП) за одну из ручек ручного пускового устройства 3(1), 3(2) (рис.41)

После включения  УГП войдите в кабину машиниста, плотно закройте за собой дверь и откройте окна кабины.

После истечения огнегасящего состава ( через 15-18 сек. После включения УГП) войдите в противогазе  в дизельное помещение для осмотра ВК.

24.  Установка порошкового пожаротушения, устройство.

На тепловозах, оборудованных установками порошкового пожаротушения, проверяется:

а) наличие рукавов и -пожарных стволов; длина рукавов должна быть 20 метров.

б)  положение кранов;

в) наличие пломб на кранах, блоках тумблеров и заправочных горловинах резервуаров. При отсутствии любой из пломб проверяется наличие огнетушащего порошка в резервуаре и, при необходимости, производится его перезарядка.

                             

  УСТАНОВКА ПОРОШКОВОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ ТЕПЛОВОЗА 2ТЭ116

 

 


1. Резервуар   2. Трёхходовой кран  3. Рукав  4. Порошковый трубопровод  5. Дизель-генератор

6. Пневматический клапан  7. Блок управления установкой  8. 12. Краны (нормально открыты) 

9.Питательная магистраль  10. Кран ( нормально закрыт)11. Эл. пневматический вентиль  

13. Пневматический трубопровод 14. Пожарный ствол 15. Предохранительное кольцо.                                                                                                                                                                       

        А - положение « Открыто на порошковый трубопровод» Б - положение « Открыто на пожарный ствол»

 

ПРАВИЛА

пользования порошковой противопожарной установкой на тепловозе   2ТЭ116

1. При ручном управлении:

1.1.   Остановить дизель, при необходимости выключить АБ.

1.2.   Остановить поезд, кран машиниста после торможения поставить в положение  перекрыши без питания или поставить рукоятку комбинированного крана в закрытое положение.

1.3.   Открыть кран 10 (кран 12 должен быть закрыт).

1.4.   Включить установку одним из тумблеров (на панели блока, на стенке кузова в районе установки резервуара и на стенке холодильной камеры.

1.5.   Снять с кронштейна пожарный рукав и развернуть его.

1.6.   Взять в руки пожарный ствол, направить его на горящий объект.

1.7.   Повернуть рукоятку трехходового крана в положение "Б".

1.8.   После    окончания   тушения   пожара   краны    поставить   в

нормальное положение.

 2. При полуавтоматическом   управлении:

2.1.   Действовать согласно пунктов 1.1. и 1.2.

2.2.   При приемке тепловоза проверить наличие пломб на установке пожаротушения. Открыть кран 12 (кран 10 должен быть закрыт).

2.3.   Трехходовой кран поставить в положение "А".

2.4.   Включить установку одним из тумблеров (на панели блока, на стенке кузова в районе установки резервуара и на стенке холодильной камеры.

2.5.   После окончания тушения пожара тумблер выключить.

2.6.   При постановке тепловоза на горячий отстой с работающей ДГУ, для автоматического приведения установки в действие, на панели блока управления включить тумблер "Автоматика   при прогреве

 

 

25.  Основные узлы, представляющие пожарную опасность и возможные причины пожара.

Пожароопасные узлы

Причины пожара

Меры по предотвращению пожара, или требования к техническому состоянию

Примечания

1

2

3

4

Цилиндры дизеля

Взрыв в картере и выброс пламени в дизельное помещение при прогарах днища  поршня, обрыве головки, изломе тронковой части (юбки), поломке поршневых колец.

После запуска дизеля проверить отсутствие посторонних шумов и стуков.

Перед началом работы дизеля под нагрузкой закрыть вентиль дренажной трубы, т. к. работа с открытым   вентилем ведет к снижению количества воздуха,   поступающего в цилиндры, и перегреву поршней

В пути следования следить по дифманометру за разряжением в картере,  не допуская его снижения меньше установленного.

 

 

Коллекторы выпускные

Скопление топлива в коллекторе с  последующим его воспламенением

Пробой газов через уплотнения смотровых крышек.

Не нарушать правил запуска и  прогрева  дизеля. Не  допускать длительной работы дизеля на малых нагрузках

После запуска дизеля  пропусков газов не должно быть. Затянуть гайки  крепления крышек.

 

Дренажная. система

Пропуск газов  и не сгоревших частиц продуктов сгорания через неплотности соединений дренажных труб с  выпускными патрубками, запорным вентилем и других резьбовых соединений.

Попадание их на поддон и другие промасленные поверхности

Выброс несгоревшего топлива и масла на крышу тепловоза.

Засорение и прогар дренажных труб.

Проверить  резьбовые соединения, при необходимости подтянуть. Проверить   чистоту  и протереть поверхность поддонов   и   другие,  не допуская скоплений масла, топлива, а также неубранных концов, тряпок и т. п. После запуска дизеля  убедиться в отсутствии пробоев газов

 

 

Следить за состоянием дренажных  труб и  регулярно  их очищать.

В установленные сроки дренажные трубы должны сниматься  с  тепловоза,  отжигаться  и очищаться.

Производится модернизация с установкой автоматического клапана и емкости для несгорев шего топлива и масла на дизелях 1 ОД 100.

Трубопроводы топлива и масла

При неплотностях соединений трубопроводов или обрывах труб подвода масла к смазываемым узлам  и  агрегатам, топливных труб высокого давления и других, масло или топливо воспламеняются от попадания на горячие узлы дизеля, в особенности при попадании на выпускные коллекторы, выпускные патрубки, дренажные трубы и др.

После пуска дизеля убедиться в отсутствии течи через все виды соединений топливного и масляного трубопроводов и особенно в районе выпускного коллектора и дренажных труб.

Обратить внимание на состояние масляных резинотканевых рукавов, не допуская эксплуатации с рукавами, имеющими выпучивание или трещины до корда. При обнаружении течи в пути следования на поврежденное место установить специальный хомут.

Не допускать работу тепловоза без защитных кожухов на дренажных трубках.

Разработана замена резино-тканевых рукавов упругими компенсирующими соединениями телескопического типа.

Турбокомпрессор

Выброс искр от масла и несгоревшего топлива на крышу тепловоза.

Осуществлять промывку турбокомпрессора без съема с тепловоза.

 

Воздушный ресивер дизелей  10Д100 и  11Д45

Скопление масла в воздушном ресивере с последующим его воспламенением.

Не допускать длительной работы дизеля на малых нагрузках.

На дизелях 11Д45 следить за состоянием контрольного отверстия в штуцере на раме дизеля.

 

Топливный бак

Вытекание топлива  по резьбе горловины, облив бака и попадание на него искр.

Попадание искр в топливный бак при открытых горловинах.

При наборе топлива не  переполнять бак.

Уровень топлива должен быть на 50 мм ниже верхнего листа бака.

После набора топлива или замера его уровня завинтить пробки, которые должны быть прикреплены к горловине цепочкой.

 

Вентиляторы охлаждения  тяговых электродвигателей

Поломка вентиляторного колеса и воспламенение от искр пространства под полом дизельного помещения.

Возгорание тяговых электродвигателей из-за недостаточного охлаждения при поломках вентиляторного колеса.

После запуска дизеля проверить отсутствие посторонних стуков.

Пространство под полом содержать в чистоте, не захламлять концами, тряпками и т. п.

На тепловозах типа ТЭ10 при модернизации ставится наборный задний диск и   бандаж на лопатках, что повышает надежность вентиляторного колеса.

Межсекционное соединение тепловозов

Попадание искр из выхлопных труб на промасленный брезент межсекционного суфле.

Проверить наличие защитных щитков над межсекционным суфле.

Следить за состоянием искрогасительных устройств и сеток. Не допускать  нарушений  правил запуска дизеля и трогания тепловоза с места.

При модернизации тепловозов типа ТЭ10 вместо суфле устанавливается межсекционное соединение с резиновыми  элементами  по  типу ЦМВ

Аккумуляторная   батарея

Искрение, выброс электролита, замыкания на корпус  при повреждении резиновых чехлов.

Проверить состояние и исправность аккумуляторных батарей, отсутствие окислов и солей, отсутствие течи электролита.   Все  перемычки   должны быть целы  и надежно закреплены на  выводах элементов.

 

Провода, подводящие ток  к электрооборудованию  агрегатов,  механизмов и т. п.

Искрения и     короткие замыкания в местах подвода проводов, особенно к электродвигателю топливоподкачивающего   агрегата  тепловозов, электропневматическим    вентилям, механизму управления муфтой вентилятора   холодильника, распределительным коробкам и т. д.

Проверить целостность изоляции, надежность   крепления проводов, наличие защиты  от перетирания и дополнительной изоляции проводов на выходах из  кондуитов,  кожухов,  клеммных коробок, штепсельных разъемов,   от  перетирания   об острые кромки   элементов конструкции

 

Высоковольтные   камеры

Несоответствие плавких вставок и предохранителей установленным характеристикам.

 

 

 

 

Плохое состояние силовых и низковольтных проводов и их изоляции

 

 

 

 

 

 

 

Плохое соединение проводов с аппаратами, приборами и др. узлами.

 

 

 

 

 

 

 

Плохое состояние контакторов, реле и других контактных аппаратов

 

 

 

 

Проверить соответствие плавких вставок и предохранителей предусмотренным электрической схемой.

Проверить плотность контактов в зажимах, состояние изоляционной   поверхности вставки. Следов механических  повреждений не должно быть

Не должно быть оплавлении, поджогов, изломов или трещин токоведущих   деталей, выплавления припоя в месте контакта с кабельными   наконечниками Изоляция должна быть целой, чистой и сухой

Не   допускать   эксплуатации локомотива с неисправными системами. Защиты электрических цепей от короткого замыкания и обрыва цепи возбуждения ТЭД.

Проверить плотность контакта, затяжку болтов, гаек, винтов, убедиться в наличии стопорящих деталей (шплинтов, шайб, контргаек) и правильности их установки. Провода, по той  или иной причине, отключенные от схемы, должны быть тщательно заизолированы и закреплены в положении, исключающем возможность их соприкосновения с элементами и корпусом локомотива.

Контактные поверхности не должны иметь подгаров и оплавлений, прилегание  их  друг к другу должно обеспечивать плотный контакт. Износ, разрыв и нажатие контактов должны соответствовать установленным нормам. При уменьшении усилия нажатия против

 

 

 

 

Отсутствие дугогасительных камер   или   неправильная   их   установка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неисправность резисторов.

 

 

 

 

Загорание тягового трансформатора электровозов  переменного  тока,

установленного значения производится регулировка аппарата или его замена

Проверить наличие дугогасительных камер и правильность их установки Дугогасительная  камера  должна  быть  надежно закреплена на кронштейне контактора, а ее магнитные полюсы плотно прилегать к магнитным  полюсам   дугогасительной катушки. Зазоры между краями подвижного контакта и внутренними поверхностями стенок дугогасительной камеры должны   допускать   свободное движение подвижной части контактора  при  включении  и  выключении. Все  детали   камер должны быть чистыми, не иметь изломов, нагара, следов металлизации, копоти, мест, выгоревших более чем на половину толщины стенок, ослабления крепежных деталей.

Резисторы не должны иметь перегоревших витков, изоляторы должны быть чистыми, а подводящие провода и перемычки не иметь подгаров, оплавлений и механических повреждений

Проверить плотность соединения фланцев крышки и бака трансформатора. Прокладки должны быть целы и все болты затянуты. Утечка трансформаторного масла через уплотнение фланцев не допускается Фарфоровые изоляторы выводов первичной и вторичной обмоток должны быть чистыми а шины и провода к выводам обмоток надежно закреплены.

 

Чердачное помещение электропоездов

Короткое замыкание проводов к электродвигателям вентиляторов, неисправность нагревательных элементов электрокалориферов, неисправность электродвигателя вентилятора.

При ТО-1 осмотреть состояние электрокалориферов и подводящих проводов. Проверять работу   вентиляторов на слух. Не допускать работы электрокалориферов с неработающим вентилятором

 

Межвагонные соединения электро- и дизель- поездов

Возникновение  дуги   и коротких замыканий при слабом контакте высоковольтных межвагонных соединений.

Проверить плотность установки и отсутствие подгаров контактов

 

Тяговые  электродвигатели

Ослабление контактов в коннекторных коробках, нарушения изоляции выводных проводов от перетирания или от воздействия в л лги и пыли при утере крышек коннекторных коробок или неплотной их установке

Загорание вентиляционных брезентовых патрубков при возникновении кругового огня или коротких замыканий в тяговом электродвигателе

Осмотреть состояние крепления контактов, удостовериться в наличии и плотной установке крышек коннекторных коробок.

 

 

 

 

Осмотреть патрубки и убедиться в отсутствии подгаров, неплотностей и т. д.

 

Нерабочая   кабина машиниста

Загорания    при   включенном отоплении

 

 

 

 

 

ЭЛЕКТРОТРАВМЫ.

              При поражении электрическим током, прежде всего, необходимо прекратить действие тока ( отключить напряжение, перерубить провод и т.п.), соблюдая при этом меры безопасности и не прикасаться к пострадавшему голыми руками, пока он находится по действием тока.

               При поражении током высокого напряжения или молнией пострадавшего, несмотря на отсутствие признаков жизни, можно вернуть к жизни. Если пострадавший не дышит, надо немедленно применить искусственное дыхание и массаж сердца делается до тех пор пока не восстановится   естественное дыхание или до прибытия врача.

После  того как пострадавший придет в сознание, необходимо на место ожога наложить стерильную повязку и принять меры по устранению возможных при падении механических предметов (ушибов, переломов). Пострадавшего от электротравмы, независимо от его самочувствия и отсутствия  жалоб, следует доставить в лечебное учреждение.

МЕХАНИЧЕСКИЕ ТРАВМЫ

                  При получении механической травмы необходимо остановить кровотечение, обработать рану перекисью водорода, наложить повязку. Если накладывается жгут, необходимо зафиксировать время его наложения. Жгут можно не снимать в течении двух часов в теплое время года, а в холодное – одного часа.

                   При переломах необходимо наложить шину, фиксирующею неподвижность поврежденных частей тела. Для этого можно использовать доски и бинт. При открытых переломах необходимо до наложения шины перевязать рану.

                  При растяжении связок необходимо наложить на место растяжения давящую повязку и холодный компресс. При вывихах конечностей необходимо зафиксировать в том положении, какое она приняла после травмы, на область сустава наложить холодный компресс.

При всех видах механических травм пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение.

ТЕРМИЧЕСКИЙ ОЖОГ.

                При ожогах первой степени ( наблюдается только покраснение и небольшое опухание кожи) следует смочить обоженное место крепким раствором марганцовокислого калия.

               При ожогах второй степени (образуются пузыри, наполненные жидкостью) надо наложить на обоженное место стерильную повязку. Не следует смазывать обоженное место жиром и мазями, вскрывать или прокалывать пузыри.

               При тяжелых ожогах не обоженное место следует наложить стерильную повязку и немедленно доставить пострадавшего в лечебное учреждение. Нельзя смазывать обоженное место жиром или мазями, отрывать пригоревшие к коже части одежды. Пострадавшего необходимо обильно поить горячим чаем.

ОЖОГИ КИСЛОТАМИ И ЩЕЛОЧАМИ.

               При ожогах кислотами обоженный участок тела следует обмыть водой с добавлением в неё щелочи: пищевой соды, мела, зубного порошка, магнезии, а при отсутствии щелочей – обильно полить чистой водой.

                При ожогах едкими щелочами следует обмыть обоженный  участок тела водой, подкисленной уксусной или лимонной кислотой или обильно обмыть чистой водой. Затем пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение.

ОТРАВЛЕНИЯ

             При отравлении недоброкачественными пищевыми продуктами необходимо вызвать у пострадавшего искусственную рвоту и промыть желудок, давая ему выпить большое количество (до6-10 стаканов)  теплой воды, подкрашенной марганцовокислым калием или слабого раствора питьевой соды. После этого напоить молоком и дать выпить 1-2 таблетки активированного угля.

         При отравлении кислотами необходимо тщательно промыть желудок водой и дать пострадавшему обволакивающее средство:  молоко, сырые яйца.

           При отравлении газами пострадавшего необходимо вынести из помещения на свежий воздух или устроить в помещении сквозняк, открыв окна и двери.

         При остановке дыхания и сердечной деятельности приступить к искусственному дыханию и массажу сердца.  Во всех случаях отравления пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение.

ТРАВМА  ГЛАЗА.

                      При ранениях глаза острыми или колющими предметами, а также повреждениях глаза при сильных ушибах, пострадавшего следует срочно доставить в лечебное учреждение. Попавшие в глаза предметы не следует вынимать из глаза, чтобы еще больше не повредить его. На глаз наложить стерильную повязку.

                      При попадании пыли или порошкообразного вещества в глаза промыть их слабой струей проточной воды.

                        При ожогах химическими веществами, необходимо открыть веки и обильно промыть глаза в течение 10-15 минут слабой струей проточной воды, после чего пострадавшего доставить в лечебное учреждение.

                        При ожогах глаз горячей водой или паром, промывание глаз не рекомендуется. Глаза следует закрыть стерильной повязкой и  пострадавшего доставить в лечебное учреждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////