Литература. Билеты с ответами для экзамена (5 класс) – 2020 год

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература. Билеты с ответами для экзамена (5 класс) – 2020 год

 

 

Билет № 13.
1. Обоснуйте название повести «В дурном обществе». Кто ее герои? Как меняют новые знакомства главного героя?
Повесть названа В. Г. Короленко  «В дурном обществе» , потому что в ней рассказывается о сыне судьи, который подружился с нищими детьми. «Дурным обществом» называет компанию пана Тыбурция не сам мальчик, а старый Януш, который был когда-то одним из мелких графских служащих.
Рассказ ведется от имени Васи, поэтому прямого описания Васи нет в повести. Вася был смелый мальчик, честный, добрый, он умел держать слово. В тот год, когда произошла эта история, ему было семь или восемь лет. В произведении писателя остро стоит проблема разных социальных слоев, а также, сложные внутрисемейные отношения.
Главные герои: Вася, Валек, Маруся, Тыбурций.
Второстепенные персонажи: отец Васи, Соня, профессор, Штык-юнкер Заусайлов, Лавровский, Пан Туркевич, Януш.
Валеку было около девяти лет. Он был больше Васи , «худой и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязную рубашонку, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами» . Валек вел себя солидно и внушал Васе уважение «своими манерами взрослого человека» .

Маруся, сестра Валека, была худенькая маленькая девочка четырех лет. «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, — пишет Короленко в главе „Знакомство продолжается“. — Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика... »
Вася сравнивал Марусю со своей сестрой Соней, которой тоже было четыре года: «...моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту» . Соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная. Маруся росла в нищете и часто бывала голодна. За ней ухаживал брат Валек.
После знакомства с Валеком и Марусей Вася чувствовал радость от новой дружбы. Ему нравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь.

Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним, когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением. Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушел домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась «острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли». Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил ей цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди иногда совершают плохие поступки (например, воруют) по необходимости. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви.

2.
Назовите основные отличия литературной сказки от народной. 

 

СХОДСТВО

 

 

 

Народная сказка

 

 

Литературная сказка

 

Сюжет

Вымышленные события.

 

Вымышленные события.

Часто встречающаяся тема

Противостояние добра и зла.

Противостояние добра и зла.

 

Литературные обороты и выражения

 

Троекратные повторы, эпитеты.  

Троекратные повторы, эпитеты.  

Герои сказки

Деление героев на положительных и отрицательных.

 

Деление героев на положительных и отрицательных.

Второстепенные герои

Волшебные вещи и помощники.

 

Волшебные вещи и помощники.

Основа сказки

Ценности, которые присущи всем народам (добро, любовь, справедливость)

 

Ценности, которые присущи всем народам (добро, любовь, справедливость)

 

 

РАЗЛИЧИЕ

 

 

 

Народная сказка

 

 

Литературная сказка

 

Автор

Нет одного автора, писалась целыми поколениями.

 

 

Конкретный человек.

Текст

Имеет несколько вариантов. Передавался в устной форме.

 

Неизменный текст, зафиксированный в письменной форме.

Литературное описание

Простое, с использованием общепринятых эпитетов.

 

Бывает сложное, детальное, неповторимое.

Композиционные элементы

Присказка, зачин, концовка.

Может не иметь традиционных элементов.

 


3. Прочитайте выразительно стихотворение А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста». Какую бы иллюстрацию вы нарисовали к этому стихотворению?

Был трудный бой. Всё нынче как спросонку...
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, - забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый.
Из тех, что главарями у детей.
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас, как дорогих гостей.

Машины обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами не труд.
Выносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют...

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен.
Мы прорывались к площади вперёд,
А он гвоздит, - не выглянуть из башен, -
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишком
Он примостился - столько всяких дыр!
И вдруг к машине подбежал парнишка:
«Товарищ командир! Товарищ командир!

Я знаю, где их пушка... Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду»...
«Да где же? Где?» - «А дайте, я поеду
На танке с вами, прямо приведу!»

Что ж, бой не ждёт. «Влезай сюда, дружище...»
И вот мы катим к месту вчетвером,
Стоит парнишка, мимо пули свищут, -
И только рубашонка пузырём.

Подъехали. «Вот здесь!» И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём,
И эту пушку заодно с расчётом
Мы вмяли в рыхлый жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть.
От дома к дому шёл большой пожар.
И помню, я сказал: «Спасибо, хлопец...»
И руку, как товарищу, пожал.

·                     Был трудный бой. Всё нынче как спросонку.
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, - забыл его спросить.

Билет № 14 
1. Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». История создания, тема, идея. Каким качествам учит этот рассказ?

 Решив писать по-новому, Толстой создает «Азбуку» (1871-1872) и «Новую Азбуку» (1874-1875), отличающиеся простотой, ясностью и силой языка. В первую книгу входил и «Кавказский пленник», основой для которого послужили впечатления самого автора, чуть не плененного горцами в 1853 году. В 1872 году рассказ был напечатан в журнале «Заря». Писатель высоко оценивал свое произведение, причисляя «Кавказского пленника» к «искусству, передающему самые простые житейские чувства, такие, которые доступны всем людям всего мира,— искусству всемирному». Произведение действительно написано просто и даже его смысл лежит на поверхности.
Рассказ Л.Н.Толстого называется "Кавказский пленник" не зря - ведь фактически пленников было двое: офицеры Жилин и Костылин.
Оба офицера, оказавшись в одинаковых условиях, ведут себя по-разному.

Пессимист Костылин с жалобами покоряется судьбе, ничего не делает для изменения своего положения.
В отличие от него Жилин медленно, но упорно продвигается в своем желании вырваться из плена: сначала завоевывает дружбу дочери предводителя, готовится к побегу, выискивает возможность осмотреть окрестности,
и наконец решается на сам побег.
Многие вопросы затронуты в рассказе. Тема дружбы, искренней и настоящей со стороны Жилина и «дружбы по случаю» у Костылина. Если первый защищал второго, как самого себя, то последний бросил товарища на смерть.

Тема подвига также раскрывается в рассказе. Язык и описание событий естественные и житейские, ведь произведение для детей, поэтому подвиги Жилина описываются совершенно обыденно, но на самом деле кто будет защищать своего товарища в любой ситуации? Кто будет готов все отдать, чтобы освободиться? Кто добровольно откажется беспокоить старушку-мать непосильным для нее выкупом? Конечно, настоящий Герой. Для него подвиг – естественное состояние, потому он не гордится этим, а просто так живет.

Тема милосердия и сочувствия раскрыта в образе Дины. Она пожалела такого доброго и умелого человека, прониклась к нему чисто дружеской симпатией и уважением.

Основная идея рассказа «Кавказский пленник» – никогда не нужно сдаваться перед трудностями, нужно  преодолевать их, а не ждать помощи от других, причем неважно, какие условия, выход можно найти всегда. По крайней мере, постараться.

Главный урок, который читатель может вынести из «Кавказского пленника» — никогда нельзя сдаваться. Даже если все против тебя, даже если кажется, что надежды нет, то когда-нибудь все изменится в лучшую сторону, если направлять все усилия для достижения своей цели. И пусть, к счастью, немногим знакома такая экстремальная ситуация, как у Жилина, у него стоит поучиться стойкости. Еще одна важная вещь, которой учит рассказ – война и национальная рознь бессмысленны. Потому что, несмотря на некоторые различия в ценностях и образе жизни, каждый из нас всегда и везде стремиться к одному – спокойствию, счастью, а главное- миру.
Рассказ Л.Н. Толстого спустя почти 150 лет не потерял актуальности. Он написан просто и понятно, но это вовсе не отражается на его глубоком смысле. Поэтому это произведение обязательно к прочтению.

2.
Дайте определение понятию «сравнение». Приведите примеры из литературы или свои.
  Сравнение – это
 изобразительный прием, в котором сопоставляются два предмета (действия или явления) с целью усилить характеристики одного из них. Причем в отличие от метафор в сравнениях всегда упоминаются два элемента – то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают.                                                                                                                                                                              Лес, точно терем расписной, (сравнение) 
Лиловый, золотой, багряный, 
Веселой, пестрою стеной 
Стоит над светлою поляной. (И. А. Бунин "Листопад") 

3.
Прочитайте наизусть стихотворение А. Фета.
А.Фет
Весенний дождь

Еще светло перед окном, 
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом, 
В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли, 
Качаясь, движется завеса, 
И будто в золотой пыли 
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло, 
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло, 
По свежим листьям барабанит.

Билет № 15 
1. Охарактеризуйте главных героев рассказа «Кавказский пленник». Сравните их. 
Небогатый русский дворянин Иван Жилин попадает на Кавказ в составе русской армии, ведущей войну за присоединение Кавказа к Российской империи. По просьбе старенькой матери, которой он высылает деньги из своего жалования, он получает на военной службе отпуск и вместе со обозом отправляется на Родину. Однако обоз движется очень медленно и Жилин вместе с другим офицером Костылиным решают поехать одни. Хотя Жилин ведет себя очень осторожно и предусмотрительно, в горах в то время было очень опасно, их замечают горцы и нападают на них. Бросив Жилина одного, Костылин убегает, и храбрый офицер, обладающий немалой силой и отвагой, вступает в неравный бой с татарами, который проигрывает из-за их численного превосходства. Находясь в плену он не падает духом и все время думает о том как достичь своей цели. Деятельный и активный он даже там находит чем себя занять: чинит различные вещи, делает девочке глиняные куклы, плетет корзины из прутьев. Он ведет себя среди врагов настолько смело и уверенно, что даже суровые горцы проникаются к нему доверием и уважением. У Жилина доброе сердце: он сумел подружиться с маленькой девочкой Диной, делал для неё куклы и различные безделушки, в благодарность та приносила ему лепешки, молоко, а иногда и мяса кусочек. Ему нельзя отказать не в уме, не в предусмотрительности: в плену он потихоньку изучает татарский язык и подкармливает злющую дворовую собаку хозяина Уляшин, которая в ночь побега за его доброту и ласку выпускает его из аула. Иван Жилин представляет собой образец мужественности и чести, и его характер гармонично отражается в его фамилии, по которой можно сделать выводы что это человек сильный, крепкий и стойкий как морально, так и физически. Он верит в свои силы и надеется только на себя, поэтому прикладывает все свои усилия чтобы достигнуть цели, а не сидит сиднем как Костылин, и не ждет, что все за него сделают семья или товарищи.
Костылин - богатый и влиятельный русский офицер дворянского происхождения, имеющий достаточно высокий ранг для того, чтобы начальство разрешило ему отпуск. Вместе с Жилиным он отправляется в путь с военным обозом и попадают в плен к татарам. Когда происходит нападение горцев, Костылин имевший при себе ружье, даже не успевает им воспользоваться, потому что потеряв голову от страха, и трусливо бросив товарища на произвол судьбы, пытается убежать. Но его ловят и пленяют. Испуганный и потерянный он сразу же покорно соглашается написать письмо с требованием выкупа за пять тысяч монет, хотя умный и толковый Жилин пытается хотя бы выторговать за это у татар хоть немного еды и чистой одежды. В плену он ведет себя как слабый и бесхребетный человек, не пытающийся ничего предпринимать, и просто ожидающий когда за него заплатят деньги. Во время первого побега изнеженный и не привыкший к трудностям Костылин постоянно ноет и стонет, соглашается, чтобы худой и изможденный Жилин с изрезанными ногами тащил его на себе.
Костылин — довольно подлый, эгоистичный и слабовольный человек, который ради собственной выгоды не побрезгует предательством. Фамилия героя перекликается со словом костыль, т.е. со слабым человеком, которому нужна поддержка и опора.

Сравнительная характеристика героев:

Жилин

Костылин

Внешность

Жилин – человек невысокого роста, худощавый, очень ловкий и расторопный. «Жилин хоть и невелик ростом, а удал был».

Костылин – плотный и тучный человек, неуклюжий, неповоротливый. «Мужчина грузный, толстый, весь красный».

Поведение до плена

Жилин вел себя рассудительно, опасался татар. Когда татары напали, сражался до последнего. Он проявил смелость.

Костылин не придавал значения опасности. Когда напали татары, он ускакал на лошади с ружьем, бросив Жилина одного. Он повел себя как трус.

Поведение в плену

Жилин пытался спастись. Он наблюдал за татарами и их жизнью. Вычислил, где находится русская крепость. По ночам он копал ход под сараем. В свободное время делал поделки и чинил сломанные вещи.

Костылин все это время «сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит».

Во время побега

Жилин примечал все звуки, следил за дорогой, подбадривал Костылина. Когда тот не смог идти, не бросил его, а понес на себе.

Костылин еле шел, потому что натер ноги. Он задерживал обоих, все время говорил: «Я больше не могу». По вине Костылина первый побег закончился неудачей.

Характер героев

Жилин – смелый человек, который умеет за себя постоять. Он находит выход из любой ситуации. Это трудолюбивый человек, он все время чем-то занят, и все у него получается хорошо. Он думает не только о себе, но и о других: о матери, у которой нет денег, о Костылине, которого не бросил в беде.

Костылин – человек вялый и нерешительный. Он сразу смирился со своей участью и ничего не делал, чтобы спастись. Не пытался чем-то заняться, только спал все время. В трудной ситуации думал только о себе, поэтому оставил Жилина одного против татар.

2. Что такое тема, идея произведения? 
 Тема – то, о чём говорится в произведении. ( о чем оно?). Чаще всего отображается в названии.
Идея- основная мысль произведения, то есть то, чему оно нас учит.
 В идее выражено отношение автора к поставленной в его сочинении проблеме, к мыслям, высказываемым персонажами.


3. Прочитайте наизусть стихотворение о войне. (на выбор)
М. Владимов

Еще тогда нас не было на свете

 

Еще тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май!

Еще тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой!

 

Еще тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли.

Солдаты Мая, слава вам навеки

От всей земли, от всей земли!

 

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину,

За мирный дом,

За мир, в котором мы живем!


Билет № 16
 
1.Какое место в рассказе Л. Толстого «Кавказский пленник» занимает Дина? Как и почему она помогала Жилину? Что хочет сказать нам писатель, рассказывая об этой дружбе
Дина- дочь татарского атамана. Это была девочка «тоненькая, худенькая, лет тринадцати». Впервые Дина и Жилин встречаются в первый день, когда офицеры попадают в плен. Вид Жилина пугает ее. Но мнение Дины о пленном офицере вскоре меняется.

  В плену Жилин лепит из глины куколок. Однажды у него удается хорошая кукла, которую офицер дарит Дине. Девочка заинтересовывается подарком, и на следующий день уже нянчится с этой куклой, как с младенцем. Но местная старуха отбирает у нее куколку и разбивает.

  Тогда Жилин делает для Дины еще одну куклу. Между девочкой и офицером завязывается некое подобие дружбы, насколько это возможно в существующих условиях. Дина тайком приносит офицеру молоко и сдобные лепешки.

  После неудачной попытки побега, Жилина сажают в глубокую яму; даже тогда Дина продолжает носить офицеру еду и приходит навещать.

  Однажды Дина говорит, что пленников собираются убить. Она чувствовала, что он хороший человек. Она помогла ему сбежать во второй раз, хотя ее могли за это очень строго наказать, если бы кто-то узнал. Жилин тоже полюбил Дину: прощаясь с ней, он тепло ее поблагодарил и со слезами сказал: "Прощай, Динушка, век буду тебя помнить". Он жалел, что не сможет больше делать ей кукол.
Именно эта дружба стала решающей в побеге Жилина из плена. Девушка подала палку пленнику, что помогло ему выбраться из места его заключения. Кроме того, молодая татарка вручила в дорогу пищу. Трогательным кажется момент прощания друзей. Эта удивительная взаимосвязь двух разных людей указывает на то, что дружить могут люди разного возраста, пола, вероисповедания, сословия. История Жилина и Дины учит нас тому, как важно быть добрыми друг к другу даже в самых трудных ситуациях. Жилин сделал для Дины кукол просто потому, что был добрым человеком и любил детей. Дина почувствовала его доброту и спасла ему жизнь. 

2. Сформулируйте понятие «юмор». 
Юмор- одно из литературоведческих понятий, означающее в произведении насмешливое отношение к характерам персонажей и их бытовой жизни. Юмор- это достаточно безобидный смех, соединённый с жалостью, снисходительный и даже сочувственный. Среди наиболее ярких авторов, в чьих  произведениях много юмора выделяют, например, Н.В. Гоголя, А.П.Чехова.
3. Прочитайте выразительно стихотворения «Алёнушка» Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева. Что их объединяет? 

Александр Прокофьев — «Аленушка»

Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
В ней тростник качается, шумит
А на берегу, совсем, как в сказке,
Милая Аленушка сидит.
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел.
Тополиный пух на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
С берега трава, врываясь буйно,
Знать не хочет, что мертва вода,
И цветет дурман с цветком багульник
Рядом у заглохшего пруда
Но кукушка на сосне кукует,
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет.


Дмитрий Кедрин — «Аленушка»

Стойбище осеннего тумана,
Вотчина ночного соловья,
Тихая царевна Несмеяна —
Родина неяркая моя!

Знаю, что не раз лихая сила
У глухой околицы в лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.

Только всё ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Алёнушки поёшь…

Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся б умирать,
Потому что в детстве песню эту,
Знать, и надо мной певала мать!


Эта два близких по настроению, но разных по содержанию стихотворения. Схожесть их в том, что они посвящены родной природе и были написаны, вероятно, под впечатлением картины Васнецова. У этих стихотворений одинаковое количество строф (четверостиший), одинаковый способ рифмовки (перекрестная), одинаковый размер.
Тем не менее это два разных стихотворения. 
Стихотворение Кедрина написано в 1942 году в годы войны и потому для поэта образ девушки на берегу лесного пруда оказывается образом Родины и поэт в стихотворении признается в своей любви к Родине. В этом стихотворении мы не видим описания картины, а напротив поэт акцентирует внимание на любви к Родине и ее красотах. В стихотворении проскальзывает нотка тревоги за Родину, но выражается уверенность, что Родина вынесет все беды и невзгоды и станет только краше.
Дмитрий Кедрин обращается к малой Родине, связывая её образ со сказочными персонажами, вспоминая Алёнушку как царевну Несмеяну, с её " тихой, незаметной и нетленной" красой. Поэт говорит о терпеливости и смирении, стойкости и богатстве родной земли, гордится её традициями, говорит о связи поколений. У него Алёнушка - поэтический символ Родины.
В стихотворении Прокофьева мы видим почти буквальное описание картины Васнецова. Поэт рисует прекрасную девушку, используя несколько деталей: венок из красных гвоздик и белых лилий и синее платье с рисунком, похожим на тополиный пух. Мы видим чувство восхищения красотой девушки и её близостью к природе. Также поэт описывает пруд, камыши, багульник на берегу и девушку на берегу в простом венке. По этому венку мы понимаем, что поэт описывает реальную картину, а не сказочную. И потому в этом стихотворении нет той грусти, которой пронизана картина Васнецова. Заключительные строки стихотворения и вовсе наполняют пейзаж радостью. Прокофьеву словами удалось не просто описать картину Васнецова, а оживить её. В печальном образе девочки-сиротки он увидел вечный сказочный образ Алёнушки и дал читателю почувствовать надежду на счастливый конец сказки, на продолжение жизни, оживив заглохший пруд золотыми лучами щедрого солнца.

                                     Билет № 17 
1.Смешное и грустное в рассказе А.П.Чехова «Хирургия»
Великий русский писатель Антон Павлович Чехов по образованию был врачом, поэтому тема медици­ны занимает особое место в его творчестве. Так, в рас­сказе «Хирургия» Чехов представляет нам лекаря, ко­торый несерьёзно относится к своему делу.

В этом произведении мы знакомимся с двумя ге­роями — фельдшером Курятиным и дьячком Вон­мигласовым. Чехов изображает обычную ситуацию: дьячок обратился к фельдшеру с просьбой вылечить больной зуб. Но в этой жизненной истории писатель показывает нам, к чему приводит безответственность лекаря.

Курятин очень самоуверен, он считает себя хоро­шим врачом, а на самом деле не может даже удалить зуб. Буквально в каждой строчке рассказа Чехов по­казывает нам, что этого героя нельзя назвать не только врачом, но и воспитанным, культурным человеком.

Уже в начале рассказа автор говорит, что Курятин много курит, даже в больнице. Наверное, не случай­но Чехов дал герою такую фамилию — Курятин. Опи­сывая фельдшера, писатель отмечает: «На лице выра­жение чувства долга и приятности». Несмотря на то что Курятин рассказывает Вонмигласову о том, как лечил помещика Египетского и сам же произносит, что в ме­дицине «без понятия нельзя», мы видим, что у фельд­шера нет необходимых знаний. С сатирическим оттен­ком Чехов описывает то, как Курятин пытается вы­рвать зуб, как он выбирает инструмент: «Фельдшер берёт козью ножку, минуту смотрит на неё вопроси­тельно, потом кладёт и берёт щипцы».

«Хирургия — пустяки…» — вот главная фраза, ко­торая характеризует Курятина как врача.

Но и второго героя, Вонмигласова, нельзя назвать образованным человеком. Мы узнаём о смешных спо­собах, которыми он пытался
самостоятельно вылечить зуб.

Во взаимоотношениях героев Чехов раскрывает их невоспитанность. Если в начале рассказа они обраща­ются друг к другу на «вы», то в конце — на «ты». Сна­чала Вонмигласов называет Курятина «благодетелем», а в конце — «паршивым чёртом», «иродом». Фельд­шер также оскорбляет своего пациента, называет его «мужиком», «невежей». Речь обоих героев несвязна, в ней полно ненужных слов. Взаимоотношения героев Чехов описывает с осо­бым юмором. Но нельзя не заметить и трагизм, который присутствует в рассказе, ведь по вине таких невежественных лекарей страдают люди.
Своим произведением Чехов хотел показать, что пока существует такие врачи, неизбежны и подобные ситуации. В уста Вонмигласова автор вложил важные слова: «Коли не умеешь рвать, так не берись!» Это значит, что человек, не знающий и не владеющий каким-либо делом, не должен за него браться, пока не освоит его. Тем более, когда речь идет о серьезных профессиях.
2. В чем особенности жанра «сказ»? В чем его отличие от сказки?
 
Сказ и сказка довольно похожие жанры, но в то же время они отличаются друг от друга. Глагол «сказывать» дал начало двум литературным терминам сказ и сказка. Сказ имеет существенное различие отличающее его от сказки. Он создан на известных данных довольно близких к настоящим фактам в которых описывается действия и определенные облики минувшего прошлого. Часто используется форма повествования в которой рассказчик описывает события от своего имени. Сказ появляется в том случае, когда происходит какое-то действие или поступок, в котором непосредственно участвовали люди. Термином сказ как раз называют несказочное народное творчество или даже литературное произведение. В сказе рассказ ведется от первого лица, то есть в нем обязательно присутствует рассказчик, которые как-бы повествует о том, чему сам был свидетелем. Сказка рассказывается от третьего лица. Сказки всегда строятся по строго определенной схеме и имеют определенные отличительные черты, например троекратные повторы. Сюжет сказа может быть любым и не подчиняется строгим закономерностям. В сказках деяния зачастую совершаются в выдуманном сказочном пространстве, как например «тридевятое царство» которое находиться в непонятном для обычного человека месте и окутанное тайнами, загадками. Сказ – это форма повествования, которое происходит в конкретном месте.

3.Подготовьте характеристику героев по одному из прочитанных произведений. Какую роль вы бы хотели сыграть? 
Герои рассказа "В дурном обществе": главные и второстепенные персонажи,
Характеристика героев рассказа «В дурном обществе» Главные герои :
 Вася – мальчик из хорошей, обеспеченной семьи. Ему около 9 лет. Вася – сын судьи. Он живет с отцом и сестрой. Мать мальчика умерла несколько лет назад. Вася – умный, смелый, добрый мальчик, сорванец, проводящий все время на улице. Он дружит с нищими детьми – Валеком и Марусей из «дурного общества». 
Валек – нищий бездомный мальчик, приемный сын бродяги Тыбурция. Валеку около 9 лет. Это умный, смелый, самостоятельный мальчик. Он живет в «подземелье», носит старую одежду и голодает от нищеты. Валек ворует еду, чтобы накормить сестру и других нищих. Он ведет себя по-взрослому и знает много интересного. Нищий Валек  и мальчик из приличной семьи Вася дружат, несмотря на все их различия.
 Маруся – нищая девочка, приемная дочь бродяги Тыбурция, младшая сестра Валека. Марусе около 4 лет. Это слабая и болезненная девочка. Вероятно, она болеет чахоткой. Маруся плохо ходит, редко смеется и не любит играть в игры. Из-за нищей жизни в «подземелье», Маруся серьезно заболевает и умирает. 
Пан Тыбурций – нищий бродяга, мужчина средних лет, приемный отец Валека и Маруси. Тыбурций очень любит своих детей. Он зарабатывает на жизнь тем, что развлекает народ в кабаках. Также он ворует еду, чтобы прокормить семью. Тыбурций  – умный и образованный человек. У него темное прошлое, о котором никто ничего не знает.
Отец Васи Отец Васи – местный судья, уважаемый и обеспеченный человек. После смерти жены он не занимается Васей и холоден с ним. Отец Васи – честный, неподкупный, справедливый человек. Соня Соня – сестра главного героя Васи. Ей 4 года. Соня, как и Вася, осталась без матери. За девочкой ухаживает нянька. У Сони есть красивые куклы и платья (в отличие от нищей Маруси).
 Профессор «Профессор» – нищий бродяга из шайки пана Тыбурция. «Профессор» – тихий старичок, страдающий слабоумием. Он все время что-то бормочет про себя. Он не переносит, когда при нем говорят о режущих или колющих предметах. Штык-юнкер Заусайлов Заусайлов – нищий из шайки пана Тыбурция. Он, как и вся шайка, живет в «подземелье». Его отличительной чертой является огромный рост. Заусайлов обычно заступается за беззащитного «профессора». Лавровский Лавровский – нищий из шайки пана Тыбурция, отставной спившийся чиновник.
Пьяный Лавровский часто валяется под заборами и в лужах.
Пан Туркевич – нищий из шайки пана Тыбурция. Туркевич называет себя генералом, все время пьянствует и буйно себя ведет. Он любит шутить и забавлять публику.
Януш – старый нищий, живущий в заброшенном замке. Он выгоняет пана Тыбурция и его шайку бродяг из замка, и те поселяются в старой часовне, «подземелье». Януш называет Тыбурция и его друзей-бродяг «дурным обществом», хотя сам тоже является нищим
.


                                                

 

 

 

                                      Билет № 18 
1.Сказ П.Бажова «Медной горы Хозяйка». Образы Степана и Хозяйки

Сказ Бажова «Медной горы Хозяйка» интересен тем, что в нем с обычным человеком происходят необыкновенные события.
В сказке «Медной горы Хозяйка» Павла Петровичи Бажова Степан – крепостной крестьянин, работающий на одном из местных горных заводов. Перед читателем он предстает как один из центральных персонажей. Степан -человек открытый, прямой, влюбленный в свое дело, по натуре художник. Он подолгу может любоваться уральскими самоцветами, делать из них фигурки и цветы. Никому не завидует. Он бескорыстен, не жаждет наживы, не хочет иметь несметные богатства. Главное его дело - это любимая работа. Он как будто в мертвый камень вкладывает частицу своей души, и от этого камень становится, как живой. У него золотые руки и прекрасная человеческая душа.
Главная тема произведения - обличение жадности. Встреча Степана с Хозяйкой Медной горы произошла не случайно. Она олицетворяет собой столкновение молодого человека со сказочным богатством.
Однажды Степан встречает волшебное существо, которое предстает перед ним то ли девушкой, то ли ящерицей, которая была Хозяйкой медной горы – владелица окружающих земных богатств. Она была враждебно настроена против начальства и всякого рода прислужникам. Еще с детских годов Степан обещал взять в жену сиротку Настеньку и отказывает Хозяйке в женитьбе на ней, но выполняет все ее просьбы, за что она помогает ему избавиться от каторги и стать по-настоящему свободным.
Будучи мастером на все руки Степан строит прекрасный дом, жена рожает ему детей, но муж все равно несчастен. Он не мог успокоиться и мысли о Хозяйке не покидали его. Дочь его была точной копией Хозяйки.  Но с каждым прожитым днем он понимает, что Настенька – не та, которая ему нужна и всеми силами пытается не забыть Хозяйку Медной горы. Да и Настя сама понимала, что творится что-то неладное.
Его семейное несчастье стало настоящим испытанием, которое он так и не смог пройти достойно до конца. Автор отчетливо это описывает в моменте кончины – юноша умирает в лесу, рядом с ним находится та самая девушка-ящерка, которая плачет. В руках у него слезы Хозяйки – зеленые драгоценные камешки, которые он хранит с их первой встречи. Он не смог ее забыть. Хозяйку медной горы нельзя назвать плохим героем, так как она дает выбор тем, кто к ней приходит.

Центральная проблема сказа - негативное влияние нежданного богатства на человека. Сказ заканчивается следующим высказыванием в адрес главной героини: "Худому с ней встретится - горе, и доброму - радости мало". До встречи с волшебной ящерицей Степан был хорошим человеком. Впервые его стойкость поколебалась при расставании с ней. Хозяйку нельзя назвать отрицательным персонажем, любому гостю она предоставляет добровольный выбор. Просто алчный человек сразу же будет готов на все ради богатства, а в душу доброго могут закрасться сомнения.

2.Что такое пейзаж в литературном произведении? Какова его роль? 
Пейзаж- картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора, литературного направления или же течения, с которым он связан. Писатели стремились включать этот внесюжетный элемент в свои произведения 

с самыми разными целями. В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж. В литературе природа - это образец для подражания, постоянный источник вдохновения. Природу человек видит, слышит, пробует, трогает, чувствует. И читатель, читая произведение вместе с писателем испытывает восхищение перед гармоничным миром природы.
Картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Но пейзажи-это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. 
Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему. Пейзаж создает психологический настрой восприятия текста, помогает раскрыть внутреннее состояние героев, подготавливает читателя к изменениям в их жизни.
  
3. Прочитайте наизусть басню И. Крылова (на выбор). Проанализируйте её.
 
Басня «Моська и слон»

По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться;
Ну так и лезет в драку с ним.
"Соседка, перестань срамиться, -
Ей Шавка говорит, - тебе ли со Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает. -
"Эх, эх! - ей Моська отвечает, -
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
"Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!"

Мораль басни "Слон и Моська" заключается в том, что нередко пустые, ничего из себя не представляющие  люди хотят казаться более значимыми в глазах окружающих. Для этого они нападают на хороших людей, спокойно идущих своей дорогой, шумят, кричат, 
При этом « мелкие» люди (Моськи) часто осознают свою пустоту, но пытаются заявить о себе хотя бы так. Умные люди (Слоны) стараются не обращаться внимания на нападки глупцов (Мосек), понимая их цель. Однако порой такие эпизоды все же омрачают жизнь достойных людей.

                                                   Билет № 19 
1. Природа в изображении писателей XX века. К.Г.Паустовский «Заячьи лапы».
 
Природа всегда занимала особое место в литературе. В произведениях писателей XX века ясно звучит призыв спасти то, что мы теряем, то есть природу.
В рассказе К.Г  "Заячьи лапы" Паустовского описывается история из жизни деда Лариона, который находясь на любимой охоте и пытаясь застрелить зайца, начинает нести наказание. Он попадает на путь движущегося огня, который чуть не лишил его жизни. Только с помощью, своей жертвы - бедного зайца, деду удалось найти обратный путь и выбраться из леса. В рассказе можно наблюдать, какое же чувство досады и стыда за свой поступок испытывает дед по отношению к своему спасителю - зайцу, которого он, только недавно, намеревался лишить жизни.

Пейзажные зарисовки имеют в этом рассказе определённое значение. Их можно разделить на два вида: это неимоверная жара с сильным ветром, поднимающим пыль, как туман и осенний вечер с присущей ему прохладой и непроглядной тьмой, когда лучше сидеть дома за столом и попивая чай обсуждать прошедший день.
В начале идёт рассказ о том, как Ваня принес обожженного зайца к врачу, тот безжалостно их выгоняет. Дальше действие развивается и Ваня с дедом направляются разыскивать другого, городского врача, который тоже не желая лечить ищет оправдания для отказа. В итоге все закончилось хорошо и зайцу была оказана своевременная помощь. В заключении рассказа Ларион повествует о зайце, как о своем спасителе. И читатель понимает, насколько сильно виновен дед перед нисколько не повинным животным.
Так же можно заметить, что автором был умышленно нарушен порядок действий в рассказе. Паустовский даёт возможность читателю встать на место рассказчика, которому до последнего не были известны мотивы такой безмерной заботы деда по отношению к зайцу.
Природа во многом оказывается добрее человека, она способна на любую безвозмездную помощь несмотря на причиненную ей боль. Автор пытается донести до читателя, что человек должен быть благодарен природе и ни при каких обстоятельствах не нарушать течение её жизни. Природа не всегда бывает спокойной, мирной, располагающей к любованию ею. В этом рассказе природа - страшное стихийное бедствие, которое трудно остановить. Лесной пожар уничтожает растения, портит почву, угрожает жизни животных и даже людей. Вот почему очень важно осторожно обращаться в лесу с огнем. Люди должны помогать друг другу и животным. Животные тоже иногда приходят на помощь человеку, а человек должен платить за добро добром. Автор небезразличен к участникам истории, о которой он пишет: осуждает поведение ветеринара, отказавшегося вылечить больного зайца, разделяет жалость бабки Анисьи к Ване и зайчонку.
После такой истории возникает чувство, что дед больше никогда не пойдёт на охоту и навсегда останется защитником природы.

Автор убеждает нас: научись искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. Если мы научимся этому, то мы - настоящие люди.


2. Дайте определения понятиям « драма», «пьеса».(На примере пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»).

Драма – это 1. Один из трех родов литературы, определяющий произведения, предназначенные для сценического воплощения. Отличается от эпоса тем, что имеет не повествовательную, а диалогическую форму; от лирики – тем, что воспроизводит внешний по отношению к автору мир. Подразделяется на жанры: трагедия, комедия, а также собственно драма. 2. Драмой также называют драматическое произведение, не имеющее четких жанровых признаков, соединяющее в себе приемы разных жанров; иногда такое произведение именуют просто пьесой.
Пьеса — драматическое произведение, обычно классического стиля, созданное для постановки какого-либо действия в театре, для исполнения со сцены. 
Структура пьесы включает в себя текст действующих лиц (диалоги и монологи) и функциональные авторские ремарки (примечания, особенностей интерьера, внешности персонажей и т.д.). Как правило, пьеса начинается списком действующих лиц, иногда — с указанием их возраста, профессии, родственных связей и т.п. 
Драма – это произведение художественной литературы, написанное для постановки на сцене.
Текст драмы состоит из монологов, диалогов и ремарок.
Драма состоит из действий, актов, картин, сцен.
Пьеса — литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.

 Одно из самых лучших произведений Маршака — пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Она была написана в 1943  году, когда шла Великая Отечественная война. Написана по мотивам словацкой народной сказки о девочке, которая накануне Нового года встретила одновременно двенадцать месяцев. Но Маршак не только пересказал сюжет сказки, а расширил его. Ввел новых героев: маленькую королеву, ее придворных. В этой сказке рассказывается о том, как королева под Новый год издала указ, что наградит того, кто принесет ей корзину подснежников. Жадные и злые Мачеха с Дочерью посылают в лес Падчерицу. Падчерица встречает у костра 12 братьев Месяцев. Они помогают ей, дарят ей подснежники и волшебное колечко. Мачеха с родной Дочерью приносят подснежники во дворец, и Королева приказывает им показать, где они нарвали цветы. Мачеха с Дочерью рассказывают о Падчерице, и Королева со свитой, с Мачехой, Дочкой и Падчерицей едут в лес. Королева хочет казнить Падчерицу, но братья Месяцы приходят ей на помощь, превращают Мачеху и ее Дочку в собак, разгоняют придворных. Маршак учит нас добру и состраданию, но делает это не в форме занудных поучений, а в форме сказки, которая доходит до самого сердца. Мы осуждаем жадную Мачеху с Дочкой, своенравную Королеву, глупую и неискреннюю Гофмейстерину, сочувствуем Падчерице и Учителю Королевы. Мы смеемся над жадностью, глупостью и ложью и верим в добро и справедливость.

3. Подготовьте выразительное чтение отрывка из баллады В. Жуковского «Кубок». В чем особенность интонации чтения баллады?

При чтении баллады вслух будут возникать интонации призыва (при описании речи царя), страха (при описании моря), грусти (когда юноша нырнул и его не видно), веселья и радости (когда юноша вынырнул). Снова потребуется особая интонация, чтобы передать ужас юноши перед морскими глубинами, интонация повеления и печали (второй приказ царя и заступничество царевны). Заканчивается чтение на грустной ноте, которая в этой балладе повторяется особенно часто.
«Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой,
В ту бездну прыгнет с вышины?
Бросаю мой кубок туда золотой:
Кто сыщет во тьме глубины
Мой кубок и с ним возвратится безвредно,
Тому он и будет наградой победной».

Так царь возгласил, и с высокой скалы,
Висевшей над бездной морской,
В пучину бездонной, зияющей мглы
Он бросил свой кубок златой.
«Кто, смелый, на подвиг опасный решится?
Кто сыщет мой кубок и с ним возвратится?»

Но рыцарь и латник недвижно стоят;
Молчанье – на вызов ответ;
В молчанье на грозное море глядят;
За кубком отважного нет.
И в третий раз царь возгласил громогласно:
«Отыщется ль смелый на подвиг опасный?»

И все безответны... вдруг паж молодой
Смиренно и дерзко вперед;
Он снял епанчу, и снял пояс он свой;
Их молча на землю кладет...
И дамы и рыцари мыслят, безгласны:
«Ах! юноша, кто ты? Куда ты, прекрасный?»

И он подступает к наклону скалы
И взор устремил в глубину...
Из чрева пучины бежали валы,
Шумя и гремя, в вышину;
И волны спирались, и пена кипела:
Как будто гроза, наступая, ревела.

И воет, и свищет, и бьет, и шипит,
Как влага, мешаясь с огнем,
Волна за волною; и к небу летит
Дымящимся пена столбом;
Пучина бунтует, пучина клокочет…
Не море ль из моря извергнуться хочет?

И вдруг, успокоясь, волненье легло;
И грозно из пены седой
Разинулось черною щелью жерло;
И воды обратно толпой
Помчались во глубь истощенного чрева;
И глубь застонала от грома и рева.

 

 

 

                                              Билет № 20 
1.Образ Фильки в рассказе К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».Чему учит данный рассказ?
 

От названия сказки Константина Георгиевича Пау­стовского «Тёплый хлеб» веет теплом, добротой, неж­ностью и любовью. И действительно, это произведение рассказывает нам о том, как добрые дела помогают растопить «охлаждённое сердце» и побеждают «злобу людскую». Главный герой сказки — Филька — предстаёт пе­ред нами «молчаливым, недоверчивым». А прозвище «Ну Тебя» говорит о его лени, эгоизме, «неласково­сти» и даже грубости. Особенно ярко эти черты Фильки проявились в сцене с конём: «„Да ну тебя! Дьявол!» — крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам». Филька обидел раненого коня. За это поплатился не только он, но и все жители деревни. Наступили хо­лод и голод. Природа словно взбунтовалась из-за такого жесто­кого обращения с конём. С этого момента в сказке начинают происходить фантастические события. Конь «взмахнул хвостом и тотчас… засвистел пронзитель­ный ветер, вздул снег…». История, рассказанная Филь­ке бабушкой, тоже похожа на сказку. Кроме того, в произведении появляется сорока, которая трещала о том, что разбудила тёплый ветер и тем самым помогла людям. Но ведь на самом деле не только сорока вернула тепло. Паустовский показывает нам, что Филька осоз­нал свой плохой поступок и решил исправиться. В лютый мороз он отправился за помощью к мельнику Панкрату. Мы видим, что в Фильке проявляются воля, смекалка. Он сам придумывает выход. Вся деревня по­могала Фильке исправить свою ошибку и помирить­ся с конём. С особым теплом Паустовский описывает упорство, труд людей и то, как в деревне пекли дол­гожданный хлеб. В конце сказки Панкрат говорит коню: «Филька — не злой человек», и конь прощает мальчика. Филька искренне раскаялся и искупил свою вину. В самом начале произведения «зима стояла тёплая», затем наступил «лютый мороз», и вот «запахло вес­ной». Одновременно с изменениями в погоде про­изошли изменения и в душе Фильки. Хлеб, который он дал коню в конце сказки, был тёплым оттого, что Филька согрел его теплом своей души. Показывая нравственный путь своего героя, Паус­товский учит нас исправлять «злодейство» и не совер­шать плохих поступков.
2. Рассказчик и автор в произведении.
 
Автор – писатель, поэт или драматург, создатель художественного или публицистического произведения, в котором отражается его мировоззренческая позиция и реализуется индивидуальный авторский стиль. Рассказчик – вымышленный персонаж, от имени которого ведется повествование о судьбе героев или о событиях, составляющих содержание литературного произведения.

1.                   Автор – создатель литературного произведения. Рассказчик – один из его персонажей.

2.                   Автор выстраивает сюжет и описывает события, рассказывать о которых должен вымышленный герой – рассказчик.

3.                   Благодаря образу рассказчика может быть выражена авторская позиция по отношению к описываемым событиям.

4.                   В оценочных суждениях рассказчика частично проявляется мировоззрение автора.

3. Прочитайте наизусть стихотворение К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете». Назовите идею стихотворения. 
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…

Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.

За тридевять земель, в горах Урала,
Твой мальчик спит. Испытанный судьбой,
Я верю: мы во что бы то ни стало
В конце концов увидимся с тобой.

Но если нет, когда наступит дата
Ему, как мне, идти в такие дни
Вслед за отцом, по праву, как солдата,
Прощаясь с ним, меня ты помяни.

К. Симонов стал самым известным и популярным советским автором, посвятившим свое творчество теме войны. За обычной историей скрывается искалеченное детство миллионов советских детей. Брестская крепость первой подверглась нападению превосходящих сил фашистских войск. Ее героическая оборона продолжалась до 30 июня. Симонов не уточняет подробности эвакуации мальчика. Достаточно того, что первые десять дней войны обойдутся для него десятью годами «на том и этом свете». Ребенок потерял мать. Самая страшная картина стихотворения – «седой мальчишка» с «уснувшей игрушкой», привязанный для надежности к пушечному лафету. Вторая часть стихотворения описывает чувства автора при виде этого мальчика. Он находится в рядах солдат, которые только отправляются на фронт и еще не знакомы со всеми ужасами войны.
 В стихотворении раскрывается мотив детства, загубленного жестокой и беспощадной войной. Поэт пытался при помощи слова поддержать солдат, продемонстрировать жизненную необходимость борьбы с фашистами, принесшими горести войны на территорию Советского Союза. Симонов призывал стоять на смерть ради маленьких сыновей и дочерей, у которых отняли детство, ради матерей и отцов, ради возлюбленных. На искренние стихотворения Константина Михайловича не могли не откликнуться сердца советских бойцов.


 

                                                Билет № 21 
1.Положительные и отрицательные герои пьесы- сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».
 
В 1943 году на свет появилась пьеса-сказка "Двенадцать месяцев" С.Я.Маршака . В ее основу легла словацкая легенда о новогоднем костре и братьях-месяцах, собравшихся вокруг него.
Падчерица символизирует собой все лучшие женские качества, прославляемые на Руси: доброту, трудолюбие, скромность, вежливость, честность, терпение, самопожертвование. Она тесно связана с природным началом, понимает язык животных, восхищается красотой леса. Это искренняя, открытая девушка может проявить твердость и пойти на смерть, чтобы сберечь доверенную тайну.
Мачеха и ее дочь меркантильны. Ради богатства они способны погубить падчерицу, пойти на ложь, предательство. Даже между собой героини постоянно ссорятся. Дочь готова послать мать в сильнейшую метель искать подснежники без всякого угрызения совести.

Маршак показывает, что такое отношение к людям ведет к серьезным проблемам.

 Четырнадцатилетняя королева - сирота, чем вызывает сочувствие к себе. Ее некому было воспитывать, так как девочка росла без родителей. Придворные поклонялись ей и исполняли все капризы. Раздутое самомнение привело к ужасающим последствиям. Королева не знакома с моральными нормами, привыкла легко распоряжаться жизнями подданных. Она уверена, что даже природа должна выполнять ее капризы. Рядом с Королевой мы видим льстивых придворных и лицемерных послов. При первой опасности все они сбегают, сбросив своенравную девушку в лесной чаще. Это воплощение неискренних отношений между людьми. Положительным героем сказки "Двенадцать месяцев" является солдат. Он отзывчив, великодушен, всегда действует по совести и думает о благополучии других людей. Старый учитель - натура неоднозначная. Он образован, старается жить в согласии с законами природы, глубоко переживает из-за безнравственности и эгоизма Королевы. Но в то же время боится расправы над собой и идет на поводу у капризной девчонки. В трудную минуту он, однако, не теряет присутствия духа, смело бросается спасать от медведя ученицу. Маршаку удалось изобразить доброго, честного, справедливого старика. Братья месяцы- справедливые, честные- силы природы, в характере каждого братца присутствуют качества времён года: самый младший братец Март- молодой, весёлый, звонко смеющийся мальчишка, самый старший Декабрь-старик с длинной белой бородой, готовый помочь девочке, которая всем месяцам знакома, заботливый- укутывает все деревья, Февраль- лохматый старик, жалеющий помочь, видя как падчерица много трудится,"трое братьев старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое - совсем еще мальчики".
2.Какова роль портрета в литературном произведении. 

Портрет - картина, рисунок или фотография с изображением лица, фигуры какого-нибудь человека.
Портрет— изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии), а также в литературе. Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер. С портрета обыкновенно начинается знакомство читателя с персонажем.
3.Характеристика героев  из сказки «Снежная королева» Г. Х. Андерсена
 
Описание Герды «…волосы у неё вились, и кудри золотым сиянием окружали её милое, приветливое личико, кругленькое и румяное, словно роза».  Герда — добрая, ласковая, храбрая. Она любит Кая, как брата и отправляется в длинный и долгий путь, чтобы спасти его. Горячее сердце подтолкнуло Герду к такому шагу. Герда верила, что Кай жив, и она обязательно должна ему помочь. Черты характера Герды: сильная, смелая, верная, храбрая, искренняя, целеустремленная, настойчивая  В поисках девочке помогли учёные вороны, принц с принцессой, которые дали Герде тёплую одежду и рукавички, маленькая разбойница и олень. Во время своих долгих странствий Герда проявляет себя только с лучшей стороны. Она милая, приветливая, добрая и это привлекает к ней не только различных людей, но и животных, и птиц. Она храбрая, терпеливая, настойчивая, и это помогает ей не унывать от неудач и не терять веру в то, что она найдет Кая. Она верная, любящая, надежная, и это помогает ей справиться с чарами самой Снежной королевы и растопить лед в сердце мальчика. Если бы Герда была настоящей, а не сказочной девочкой, у нее было бы полным-полно друзей. Я в этом ни капельки не сомневаюсь. Снежная королева заколдовала сердце Кая и превратила его в комок льда. Но горячие слёзы Герды и её любовь спасли мальчика. Герда оказалась сильнее Снежной королевы. ведь У Снежной королевы- холодное сердце, а у Герды-горячее. Герда-воплощение лучших человеческих качеств. Поэтому она побеждает зло, отвоевывает Кая у Снежной королевы. Описание Снежной королевы: -«Она была так прелестна и нежна, но изо льда,…, и все же живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя». Снежная королева злая, гордая, холодная, бездушная, бесчувственная, подлая, эгоистичная, «холодное» сердце, влияет на людей силой, властью «Горячее» сердце Герды влияет на людей добротой, самоотверженностью, целеустремленностью Характеристика Кайя: В начале сказки это добрый и отзывчивый мальчик. После того, как Кай попадает во дворец Снежной Королевы, его сердце становится ледяным — теперь это грубый, злой и бесчувственный мальчик. Кай не понимает, что нельзя жить без истинных чувств — такое существование бессмысленно. Герда своей истинной любовью спасает Кая из ледяного заточения.

                                                                  Билет№22 
1. В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Композиция рассказа, образ главного героя.

Тринадцатилетний Васютка, сын бригадира, пытается в меру своих сил помогать взрослым, добывает для них кедровые орехи.
В один из дней, захватив ружьё и провиант, парнишка зашел подальше в лес, надеясь на богатый урожай, и заблудился. После тщетных попыток отыскать дорогу Васютка осознает, что помощи ждать неоткуда, рассчитывать надо только на себя.Ужас, паника и растерянность постепенно уступают место спокойной рассудительности. Не зря парень рос в этом суровом краю, с малолетства слыша наставления стариков о том, как вести себя в подобном случае. Применяя советы бывалых охотников и собственные навыки, мальчику удаётся не только продержаться в жестких условиях несколько дней, поборов в себе страх, но и добыть себе пропитание, обогреться, обнаружить затерянный водоем с ценной рыбой, и, вспомнив уроки географии, выйти к берегу Енисея, к людям. Шестьдесят километров прошел школьник за пять долгих, полных неизвестности и тревоги, дней. Зная, что рыбаки давно тоскуют без улова, Васютка, прибыв домой, без промедления сообщил об увиденном озере. Указав путь бригаде заветный маршрут, подросток чувствует причастность к общему делу. Впоследствии водоём был нанесен на карту и назван именем Василия.
Василий Шадрин – обычный деревенский школьник, озорник и хвастунишка. Он любит приключения, считает себя вполне взрослым и самостоятельным человеком. Его характер сложился под воздействием отца, немногословных жителей таежной деревни. Обычаи и традиции сибирского края также наложили свой отпечаток. Автор не дает подробной характеристики главного героя, его личность раскрывается в процессе повествования.
Попав в безвыходное, пугающее положение, зная, чем может обернуться потеря дороги в лесу, ясно представляя последствия, Васютка проявил мужество и выдержку, практическую сметку и рассудительность, не утратив при этом чувства юмора. Не поддавшись страху, отважно преодолевая препятствия, парнишка думает не только о себе, но и об общих интересах.
Завязка происходит, когда, увлекшись охотой за глухарем, подросток заблудился. Кульминацией выступает момент, когда таёжники спасают отчаявшегося Васютку. Развязка рассказа – это возвращение парня к матери и начало промысла в открытом озере. Преодолевать трудности, всегда искать выход из непростой ситуации, использовать все возможности – вот чему учит эта история.
2. Объясните понятие «робинзонада».                                               РОБИНЗОНАДА — термин, вошедший в лит-ру через роман Дефо «Жизнь и приключения Робинзона Крузо, моряка из Иорка, проведшего 28 лет на необитаемом острове, описанные им самим». Этот термин обозначает литературные произведения, в которых изображается жизнь, приключения и производство обособленных личностей вне общества, выживание одного или несколько людей на острове.                                                                                     3. Прочитайте выразительно отрывок из «Кавказского пленника» с. 255 со слов «Ухватился за шест…» до слов « Только в темноте, слышно, монисты в косе по спине побрякивают.» Какие чувства героев передаются? 
Ухватился за шест, велел Дине держать, полез. Раза два он обрывался — колодка мешала. Поддержал его Костылин, — выбрался кое-как наверх. Дина его тянет ручонками за рубаху изо всех сил, сама смеётся.
Взял Жилин шести говорит:
— Снеси на место, Дина, а то хватятся, — прибьют тебя.
Потащила она шест, а Жилин под гору пошёл. Слез под кручь, взял камень вострый, стал замок с колодки выворачивать.
А замок крепкий — никак не собьёт, да и неловко. Слышит — бежит кто-то с горы, легко попрыгивает. Думает: «Верно, опять Дина». Прибежала Дина, взяла камень и говорит:
—Дайя.
 Села на коленочки, начала выворачивать. Да ручонки тонкие, как прутики, — ничего силы нет. Бросила камень, заплакала. Принялся опять Жилин за замок, а Дина села подле него на корточках, за плечо его держит. Оглянулся Жилин, видит — налево за горой зарево красное загорелось, месяц встаёт. «Ну, — думает, — до месяца надо лощину пройти, до лесу добраться». Поднялся, бросил камень. Хоть в колодке, — да надо идти.

— Прощай, — говорит, — Динушка. Век тебя помнить буду.
Ухватилась за него Дина, шарит по нём руками, ищет, куда бы лепёшки ему засунуть. Взял он лепёшки.
— Спасибо, — говорит, — умница. Кто тебе без меня кукол делать будет? — И погладил её по голове.
Как заплачет Дина, закрылась руками, побежала на гору, как козочка прыгает. Только в темноте слышно — монисты в косе по спине побрякивают.
Этот эпизод передает тоску и горечь расставания, которые будет испытывать Дина после расставания с Жилиным, который стал ей другом.
Здесь мы видим пример настоящей дружбы. Дина,  несмотря на свои чувства, на возможность наказания после сделанного,  спасает Жилина от смерти, проявляет заботу, положив с собой еду, хоть и знает, что больше  не увидит своего товарища, подарившего ей детство.
                                          
Билет № 23 
1.Расскажите о Д.Дефо и его произведении «Робинзон Крузо». Какова его основная мысль?
Даниель Дефо родился в Англии, в городе Бристоле. Отец его был торговец мясом. Он хотел, чтобы сын стал священником. Но сын мечтал о путешествиях и стал купцом. Он плавал в разные страны мира, но богатства себе не нажил. Его больше интересовали люди, чем деньги. Даниель Дефо стал журналистом, выступал против несправедливых законов, наказывающих бедняков и защищающих богачей.
В шестьдесят лет Дефо написал свой первый роман «Робинзон Крузо», потом — продолжение этого романа. С тех пор прошло уже почти триста лет, но этот роман остается одной из самых известных и любимых во всем мире книг.
Считается, что идею создания романа Дефо позаимствовал из реально произошедшего случая с одним моряком – Александром Селькирком.
Робинзон – один из трех сыновей в семье. Старший брат главного героя погиб на войне во Фландрии, средний пропал без вести, поэтому за будущее младшего родители переживали втройне. Тем не менее, образования ему никакого не дали, с детства его занимали в основном только мечты о морских приключениях. Отец уговаривал его жить размеренно, соблюдать «золотую середину», иметь надежный честный заработок. Однако сын не смог выкинуть из головы детские фантазии, страсть к приключениям и в восемнадцать лет, против воли родителей, отправился на корабле в Лондон. Так начались его странствия. В первый же день на море случился шторм, напугавший юношу и заставивший задуматься о небезопасности предпринятого путешествия и о возвращении домой. Однако после окончания бури герой решил отправляться дальше.   Так, неплохо устроившись в Бразилии, имея свою весьма доходную плантацию, приобретя друзей и хороших соседей, н соглашается на новое дело: доплыть до берегов Гвинеи и тайно приобрести там рабов для увеличения плантаций. Он и команда, всего 17 человек, отправляются в путь, в роковую для героя дату – первое сентября. Теперь его ждало более серьезное испытание. Корабль снова попал в шторм и разбился, погибла вся его команда, а Робинзон оказался один на необитаемом острове.
В первую очередь, конечно, книга учит умению трудиться. Робинзон прожил на необитаемом острове двадцать восемь лет, но он не стал дикарем, не потерял признаки цивилизованного человека, и все это благодаря труду. Именно трудовая и умственная деятельность отличает человека от дикаря, благодаря ей герой держался на плаву и с достоинством выдержал все испытания.
На примере Робинзона показано, как важно иметь терпение, как необходимо учиться новому и постигать то, чего раньше никогда не делал. А развитие новых навыков и способностей рождает в человеке рассудительность и здравый ум, так пригодившийся герою на необитаемом острове.

2. С. Черный .В чем схожесть рассказов «Кавказский пленник» и «Игорь-Робинзон» 

3. Выразительное чтение отрывка из баллады Р.Л.Стивенсона «Вересковый мёд». Чем она схожа с балладой В. Жуковского? 
Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед»

Из вереска напиток
Забыт давным-давно.
А был он слаще меда,
Пьянее, чем вино.
В котлах его варили
И пили всей семьей
Малютки-медовары
В пещерах под землей.

Пришел король шотландский,
Безжалостный к врагам,
Погнал он бедных пиктов
К скалистым берегам.
На вересковом поле
На поле боевом
Лежал живой на мертвом
И мертвый -на живом.

Лето в стране настало,
Вереск опять цветет,
Но некому готовить
Вересковый мед.
В своих могилках тесных,
В горах родной земли
Малютки-медовары
Приют себе нашли.

Король по склону едет
Над морем на коне,
А рядом реют чайки
С дорогой наравне.
Король глядит угрюмо:
«Опять в краю моем
Цветет медвяный вереск,
А меда мы не пьем!»

Но вот его вассалы
Приметили двоих
Последних медоваров,
Оставшихся в живых.
Вышли они из-под камня,
Щурясь на белый свет,-
Старый горбатый карлик
И мальчик пятнадцати лет.

К берегу моря крутому
Их привели на допрос,
Но ни один из пленных
Слова не произнес.
Сидел король шотландский,
Не шевелясь в седле,
А маленькие люди
Стояли на земле.

Гневно король промолвил:
— Пытка обоих ждет,
Если не скажете, черти,
Как вы готовите мед!
Сын и отец молчали,
Стоя у края скалы.
Вереск звенел над ними,
В море катились валы.

И вдруг голосок раздался:
— Слушай, шотландский король,
Поговорить с тобою
С глазу на глаз позволь!
Старость боится смерти.
Жизнь я изменой куплю,
Выдам заветную тайну!-
Карлик сказал королю.

Голос его воробьиный
Резко и четко звучал:
— Тайну давно бы выдал,
Если бы сын не мешал!
Мальчику жизни не жалко,
Гибель ему нипочем,
Мне продавать свою совесть,
Совестно будет при нем.
Пускай его крепко свяжут
И бросят в пучину вод,
А я научу шотландцев
Готовить старинный мед!

Сильный шотландский воин
Мальчика крепко связал
И бросил в открытое море
С прибрежных отвесных скал.
Волны над ним сомкнулись.
Замер последний крик…
И эхом ему ответил
С обрыва отец старик.

— Правду сказал я, шотландцы,
От сына я ждал беды,
Не верил я в стойкость юных,
Не бреющих бороды.
А мне костер не страшен,
Пускай со мной умрет
Моя святая тайна –
Мой вересковый мед!


                                                  Билет№24
 
1.Докажите, что сказка Г.-Х. Андерсена «Снежная королева» волшебная.
 
Главные герои сказки — обыкновенные мальчик и девочка. Так нам кажется сначала. Но затем происходит невероятное; Каю в глаз и сердце попали осколки зеркала дьявола, после чего его забрала к себе сама Снежная королева! Это она заставила мальчика забыть дом, родителей, названую сестричку Герду.

Кажется, нет ничего удивительного в том, что Герда отправи­лась на поиски пропавшего Кая, ведь каждый из нас наверняка поступил бы так же, если бы дело касалось лучшего друга. Но вот девочка попадает в дом к женщине, умеющей колдовать. И здесь начинаются чудеса: волшебный гребень, отнимающий память, чудесный сад, «где вечно сияло солнышко и цвели цветы всех вре­мен года».

Во время своих странствий Герда знакомится с принцем и прин­цессой. Ничего необычного в этом нет. Но где еще вы найдете прин­цессу, управляющую государством в столь юном возрасте, да еще и такую разумную? А мудрые придворные вороны чего стоят?! Они не только умеют разговаривать по-человечески, но и рассуждают, как люди. Однако способностью говорить обладают не только во­роны, но и другие животные, например голуби и северный олень, живущие в плену у маленькой разбойницы. Оно повествует о борьбе добра и зла. И автор показывает, что доброе сердце всегда побеждает злое. Эта идея является моралью всего произведения. Добродетельность способна победить волшебные чары злой Снежной королевы. Любовь способна растопить холодное сердце. Глубокие светлые чувства преодолевают любые препятствия и преграды. Для настоящей любви и верности нет никаких преград. Всегда стоит бороться за свои цели, преодолевать любые трудности, а также защищать своих друзей. 

Для чего же писатель соединил эти два таких непохожих друг на друга мира: реальный и волшебный? Я думаю, он хотел, чтобы не только дети, но и взрослые не утрачивали веру в чудеса. Ведь превратить жизнь в сказку можем только мы сами.

2.Дайте определения понятиям «ремарка», «диалог», «монолог», «афиша» 
 Ремарка - замечание автора текста (книги, рукописи, письма), уточняющее или дополняющее какие-либо детали.
Монолог -речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.
 Диалог -разговор между двумя лицами.
Афиша - рекламное или справочное листовое издание, оповещающее о предстоящем культурном мероприятии и предназначенное для расклейки. Афиши вывешиваются у входов в театры, на улицах, площадях и в других публичных местах; объявление о действующих лицах драматического произведения.
 

3.Прочитайте наизусть стихотворение русских поэтов XX века о Родине, родной природе.
И.Бунин
«Помню – долгий зимний вечер…»
Помню – долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады,
Буря плачет у окна.
«Дорогой мой, – шепчет мама, –
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и веселым
Завтра утром быть опять, –
Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шепот леса
И полдневный летний зной;
Вспомни, как шумят березы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»
И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.
Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грез –
Шепот зреющих колосьев
И невнятный шум берез…

                                                   Билет № 25 
1.М. Твен «Том Сойер». В чем привлекательность героя?
 
На первый взгляд, Том Сойер — такой же рядовой мальчуган, как и большинство его сверстников. И все же — особенный герой, поскольку Твен наделил его всеми самыми замечательными качествами, которые только могут быть присущи подростку.
Том нежно любит тетушку Полли. Не умея усмирять свои наклонности мальчик тем не менее переживает, если видит, что доставляет тете беспокойство и огорчение. Тому свойственно чувство справедливости. От не терпит притворства, ханжества, неискренности. Именно поэтому послушный братец Сид часто становится объектом неприязни Тома. Порой на мальчика находит желание стать хорошим, «правильным» ребенком, не его вина, что ему чаще всего не удается обуздать свой неуемный нрав. Со всеми мальчишками на свете Тома Сойера роднит то, что он не терпит скуки, однообразия. 
Мальчишка, воспитывающийся без матери и отца. Что случилось с его родителями, автор не открывает. По повести создаётся впечатление, что все свои лучшие качества Том получил на улице и в школе. Попытки тёти Поли привить ему элементарные стереотипы поведения не могут увенчаться успехом. Том – идеальный мальчишка и сорванец в глазах мальчишек всего мира. С одной стороны это гипербола, но с другой стороны, имея реальный прототипов, Том действительно несёт в себе всё лучшее, что может нести в себе подрастающий мужчина. Он смел, с обострённым чувством справедливости. Во многих эпизодах именно эти качества он проявляет при сложных жизненных ситуациях. Ещё одна черта, которая не может ни затронуть чувства читателя-  это  предприимчивость. Остаётся лишь вспомнить историю с побелкой забора, которая является ещё и далеко идущим проектом. Обременённый различными мальчишескими предрассудками, Том выглядит совершенно обычным мальчиком, что и подкупает читателя. Каждый видит в нём маленькое отражение себя.  2.Объясните литературный термин «сюжет».                                              Сюжет- (от франц. sujet - предмет) - событие или совокупность событий в эпических и драматических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом. В сюжете обычно выделяют такие структурные элементы, как завязка , развитие действия , кульминация и развязка . Сюжет можно назвать "образом события или цепью событий".         3. Прочитайте выразительно начало сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Объясните, в чем опасность невежества?
Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?
Двенадцать.
А как их зовут?
Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы февраль пришёл раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель.

Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.

Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу.

Как же это случилось? А вот как.

В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица — всё не так, как ни повернётся — всё не в ту сторону.

Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то бельё на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.

Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь. Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом.

Была зима. Шёл январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер.

Люди сидели в домах и топили печки.

В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метёт вьюга, а потом вернулась к тёплой печке и сказала падчерице:

— Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница.

Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает её в лес? Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники! Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадёшь в лесу, увязнешь в сугробах. А сестра говорит ей:

— Если и пропадёшь, так плакать о тебе никто не станет! Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка.

Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.

Ветер снегом ей глаза порошит, платок с неё рвёт. Идёт она, еле ноги из сугробов вытягивает.

Всё темнее становится кругом. Небо чёрное, ни одной звёздочкой на землю не глядит, а земля чуть посветлее. Это от снега.

Вот и лес. Тут уж совсем темно — рук своих не разглядишь. Села девочка на поваленное дерево и сидит. Всё равно, думает, где замерзать.

И вдруг далеко меж деревьев сверкнул огонёк — будто звезда среди ветвей запуталась.

Поднялась девочка и пошла на этот огонёк. Тонет в сугробах, через бурелом перелезает. «Только бы, — думает, — огонёк не погас!» А он не гаснет, он всё ярче горит. Уж и тёплым дымком запахло, и слышно стало, как потрескивает в огне хворост. Девочка прибавила шагу и вышла на полянку. Да так и замерла.

Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костёр горит, чуть ли не до самого неба достаёт. А вокруг костра сидят люди — кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют.

Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? На охотников будто не похожи, на дровосеков ещё того меньше: вон они какие нарядные — кто в серебре, кто в золоте, кто в зелёном бархате.

Стала она считать, насчитала двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое — совсем ещё мальчики. Молодые у самого огня сидят, а старики — поодаль.

Невежество- недостаток знаний, необразованность, неразвитость, отсталость.Оно опасно как и для самого человека, так и для жизни людей, окружающих этого невежду, вынужденных жить с ним, прежде всего. Опасен невежда тем, что обычно весьма уверен в себе, в своей правоте, в том, что его мнение является верным и абсолютно по всем вопросам. Поэтому на своём мнении о том, как поступить в той или иной ситуации, невежда обычно очень упорно настаивает, в качестве аргумента приводя громкие крики, потрясания кулаками. А потом, когда на основе его решения делается огромное количество ошибок, невежда, конечно, уклоняется  от исправления ситуации.

 

 

 

////////////////////////////