Программа дополнительного вступительного испытания по общеобразовательному предмету информатика и информационно-коммуникационные технологии для курсантов МВД

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа дополнительного вступительного испытания по общеобразовательному предмету информатика и информационно-коммуникационные технологии для курсантов МВД

 

 

 

ПОРЯДОК, ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ И ПРОГРАММА дополнительного вступительного испытания по общеобразовательному предмету информатика и информационно-коммуникационные технологии


 

Порядок, форма проведения и программа дополнительного вступительного испытания по общеобразовательному предмету информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) разработана на основе Федерального компонента государственных стандартов среднего (полного) общего образования, базового и профильного уровней (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089) для лиц, поступающих на основе целевого приема в Воронежский институт МВД России на обучение по образовательным программам высшего образования за счет средств федерального бюджета (очная и заочная формы обучения).

 


 

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ


 

Дополнительное вступительное испытание по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) проводится в Воронежском институте МВД России (далее в Институте) в письменной форме (тестирование), в специально подготовленных помещениях, обеспечивающих необходимые условия абитуриентам для подготовки и сдачи испытания.

Кандидаты на обучение, не явившиеся на дополнительное вступительное испытание без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку, к дальнейшим испытаниям не допускаются.

В случае заболевания кандидат на обучение обязан до начала дополнительного вступительного испытания обратиться в медицинскую часть по обслуживанию Института. Получив заключение врача, подтвержденное медицинской справкой по установленной форме, он должен обратиться к секретарю приемной комиссии. Решением председателя приемной комиссии кандидат на обучение освобождается от дополнительного вступительного испытания до выздоровления. Ему предоставляется право сдачи дополнительного вступительного испытания в более поздний срок, но не позднее дня сдачи последнего дополнительного вступительного испытания, указанного в расписании занятий. При этом допускается сдача не более одного испытания в день.

После начала дополнительного вступительного испытания заявления о болезни не рассматриваются.

Пересдача дополнительного вступительного испытания запрещается.

При входе в помещение, где проводится дополнительное вступительное испытание, кандидат на обучение предъявляет паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Для заполнения бланков тестирования абитуриент обязан иметь при себе ручку с яркими чѐрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

Во время проведения дополнительного вступительного испытания кандидатам на обучение запрещается:

- использовать мобильные телефоны или иные средства связи, справочные материалы (учебники, пособия, справочники, словари, энциклопедии и другие источники информации, в том числе на электронных носителях и изготовленные самостоятельно);

использовать любые электронно-вычислительные устройства;

  • общаться с другими абитуриентами;

  • покидать территорию, определенную приемной комиссией для проведения дополнительного вступительного испытания, без разрешения приемной комиссии.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Кандидату на обучение разрешается использовать для записей только бланки установленного образца и листы бумаги с печатью приемной комиссии Института. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Консультации кандидатов на обучение с экзаменаторами во время проведения дополнительного вступительного испытания допускаются только в части уточнения содержания тестовых заданий.

За нарушение правил поведения на дополнительном вступительном испытании кандидат на обучение может быть удален с испытания с выставлением неудовлетворительной оценки (независимо от объема выполненных тестовых заданий), о чем составляется акт, утверждаемый председателем (заместителем председателя) приемной комиссии.

Продолжительность дополнительного вступительного испытания по информатике и ИКТ − три астрономических часа 55 минут (235 минут).

Результаты сдачи дополнительного вступительного испытания по информатике и ИКТ оцениваются по 100-балльной шкале. Максимально возможная суммарная оценка − 100 баллов. Минимальный балл для участия поступающих в дальнейшем конкурсе – 60 баллов. Абитуриент, набравший на дополнительном вступительном испытании по информатике и ИКТ менее 60 баллов, к дальнейшему участию в конкурсе не допускается.

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ


 

Общее количество заданий в тесте – 64. Каждое задание содержит краткую инструкцию по его выполнению. Тестовые задания имеют различные формы представления (текстовые, графические, табличные). Тестовые задания составлены таким образом, что они не затрагивают особенности аппаратного и программного обеспечения, используемого при изучении информатики и ИКТ в конкретной школе. Для описания алгоритмов могут быть использованы любые средства: языки программирования (Паскаль, Бейсик и т.д.), язык блок-схем, псевдокод.

Тест состоит из 3 частей.

Часть 1 содержит 40 заданий с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных. В этой части представлены задания базового и повышенного уровня сложности, рассчитанные на небольшие временные затраты и базовый уровень знаний абитуриентов.

Часть 2 содержит 20 задания базового и повышенного уровней сложности. В этой части собраны задания с кратким ответом, подразумевающие самостоятельное формулирование и запись ответа в виде числа или последовательности символов.

Часть 3 содержит 4 задания высокого уровня сложности. В этой части собраны задания с кратким ответом, подразумевающие самостоятельное формулирование и запись ответа в виде числа или последовательности символов.

Тестовые задания оцениваются разным количеством баллов в зависимости от их типа и уровня сложности.

За выполнение каждого задания части 1 присваивается (в дихотомической системе оценивания) либо 0 баллов («задание не выполнено»), либо 1 балл («задание выполнено»).

За выполнение каждого задания части 2 присваивается (в дихотомической системе оценивания) либо 0 баллов («задание не выполнено»), либо 2 балла («задание выполнено»).

За выполнение каждого задания части 3 присваивается (в дихотомической системе оценивания) либо 0 баллов («задание не выполнено»), либо 5 баллов («задание выполнено»).

Содержание настоящей программы включает четыре основных раздела:

  1. Введение в информатику.

  2. Алгоритмы и элементы программирования.

  3. Использование программных систем и интернет-сервисов.

  4. Работа в информационном пространстве.

Введение в информатику. Происхождение термина «информатика». Слово «информация» в обыденной речи. Информация, как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация, как

сведения, предназначенные для восприятия человеком. Термины

«информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «сигнал» в курсе информатики.

Символ. Алфавит − конечное множество символов. Текст — конечная последовательность символов данного алфавита. Расширенный алфавит русского языка. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите.

Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование. Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова (8, 16, 32). Примеры. Код ASCII. Юникод. Кодировки кириллицы. Знакомство с двоичной системой счисления. Двоичная запись целых чисел в пределах от 0 до 256. Системы счисления с основаниями 8, 16. Десятичная и другие позиционные системы счисления. Измерение и дискретизация. Возможность цифрового представления аудиовизуальных данных. Тезис: все данные в компьютере представляются как тексты в двоичном алфавите. Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, производные от них единицы.

Устройство компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода-вывода. Роль программ в использовании компьютера. Носители информации. Представление об объѐмах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов носителей. История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик компьютеров, физические ограничения на значения характеристик. Суперкомпьютеры.

Моделирование как метод познания. Формализация. Материальные и информационные модели. Информационное моделирование. Основные типы информационных моделей (табличные, иерархические, сетевые). Математические модели; их общие черты и различия с натурными моделями и словесными описаниями. Использование компьютеров при математическом моделировании.

Графы, деревья и списки, их применения при описании природных и общественных явлений, примеры задач.

Алгоритмы и элементы программирования. Исполнители; состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя. Необходимость формального описания исполнителя.

Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями). Алгоритмический язык; программа − запись алгоритма на алгоритмическом языке. Компьютер − автоматическое устройство, способное управлять по заранее составленной программе исполнителями, выполняющими команды.

Линейные программы. Их ограниченность: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных.

Логические значения. Получение логических значений путѐм сравнения чисел.

Основные понятия и операции формальной логики. Логические операции

«и», «или», «не». Логические выражения и их преобразование. Построение таблиц истинности логических выражений.

Простые и составные условия (утверждения). Соблюдение и несоблюдение условия (истинность и ложность утверждения). Запись составных условий (логических выражений).

Конструкции ветвления (условный оператор) и повторения (операторы цикла в форме «пока» и «для каждого»).

Имя алгоритма и тело алгоритма. Использование в теле алгоритма имен других алгоритмов. Вспомогательные алгоритмы.

Величина (переменная): имя и значение. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Знакомство с табличными величинами (массивами). Представление о структурах данных.

Понятие программы. Знакомство с одним из языков программирования. Классификация языков программирования. Структура алгоритмических языков: алфавит, лексика, синтаксис, семантика. Типы данных. Основные конструкции языка программирования. Функции и процедуры. Система программирования. Трансляторы языков: интерпретаторы и компиляторы. Примеры коротких программ, выполняющих много шагов по обработке небольшого объѐма данных; примеры коротких программ, выполняющих обработку большого объѐма данных.

Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки программ.

Использование программных систем и интернет-сервисов. Программная организация компьютеров и компьютерных систем. Виды программного обеспечения. Интернет-сервисы: почтовая служба; чат, телеконференции, интернет-телефония, справочные службы (карты, расписания и т.п.), поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и др.

Операционная система. Файл. Характерные размеры файлов (примеры: тексты, видео, результаты наблюдений и моделирования). Файловая система. Каталог (директория). Файловые менеджеры. Операции с файлами. Оперирование файлами и каталогами в наглядно-графической форме. Архивирование и разархивирование. Понятие о системном администрировании. Создание и обработка текстов; систематизация знаний о приемах и умений работы над текстом с помощью текстовых процессоров (поиск и замена, проверка правописания, одновременная работа с несколькими текстами, работа нескольких авторов над одним текстом и др.). Использование специализированных средств редактирования математических текстов и графического представления математических объектов. Использование систем

распознавания текстов.

Динамические (электронные) таблицы, построение таблиц, использование формул. Математическая обработка статистических данных. Сортировка (упорядочение) в таблице. Построение графиков и диаграмм. Примеры использования при описании природных и общественных явлений.

Создание и обработка графической и мультимедийной информации. Форматы графических и звуковых объектов. Ввод и обработка графических объектов. Ввод и обработка звуковых объектов. Создание графических комплексных объектов для различных предметных областей: преобразования, эффекты, конструирование. Создание и преобразование звуковых и аудио- визуальных объектов. Создание презентаций, выполнение учебных творческих и конструкторских работ.

Представление о системах управления базами данных, поисковых системах в компьютерных сетях, библиотечных информационных системах. Компьютерные архивы информации: электронные каталоги, базы данных. Компьютерные энциклопедии и словари. Компьютерные карты и другие справочные системы. Организация баз данных. Использование инструментов системы управления базами данных для формирования примера базы данных учащихся в школе.

Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете.

Средства и методика поиска информации, построение запросов, браузеры.

Работа в информационном пространстве. Передача информации. Источник и приѐмник информации. Основные понятия, связанные с передачей информации (канал связи, скорость передачи информации по каналу связи, пропускная способность канала связи). Постановка вопроса о количестве информации, содержащейся в сообщении. Вероятностный подход к определению количества информации. Единицы измерения количества информации. Размер (длина) текста как мера количества информации.

Локальные и глобальные компьютерные информационные сети. Маска подсети. Мощность адресного пространства компьютерной сети. Интернет. Сетевое хранение данных. Виды деятельности в Интернете. Технологии и средства защиты информации в глобальной и локальной компьютерных сетях от разрушения, несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы; защита от них. Проблема подлинности полученной информации. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы.

Инструменты создания информационных объектов для Интернета. Методы и средства создания и сопровождения сайта. Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в Интернете. Личная информация, средства ее защиты. Организация личного информационного пространства.


 

Рекомендуемая литература


 

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 10-й класс / Н.Д. Угринович. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013. – 216 с.

  2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень. Учебник / Н.Д. Угринович. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013. – 192 с.

  3. Семакин И.Г. Информатика. 10 класс. Базовый уровень / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. − М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013. – 264 с.

  4. Семакин И.Г. Информатика. 11 класс. Базовый уровень / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. − М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013. – 224 с.

  5. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. 11 класс. Профильный уровень / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Л.В. Шестакова. − М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013. – 352 с.

  6. Семакин И.Г. Информатика. 10-11 классы. Практикум. Углубленный уровень. В 2 частях. Часть 1 / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина, Л.В. Шестакова. − М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013. – 168 с.

  7. Семакин И.Г. Информатика. 10-11 классы. Углубленный уровень. Практикум. В 2 частях. Часть 2/ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Л.В. Шестакова. − М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013. – 120 с.

  8. Единый государственный экзамен 2011. Информатика / составители С.С. Крылов, В.Р. Лещинер, П.А. Якушкин. – М.: Интеллект-Центр, 2011. – 176 с.

  9. Информатика. 10–11 класс. Часть 1. Базовый курс. Учебник / под ред. Н.В. Макаровой. − СПб : Питер, 2014. – 320 с.

  10. Информатика. 10-11 класс. Часть 2. Программирование и моделирование. Учебник / под ред. Н.В. Макаровой. − СПб : Питер, 2014. – 400 с.

  11. Поляков К.Ю. Информатика. 10 класс. Углубленный уровень. В 2 частях (комплект из 2 книг) / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. − М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013. – 648 с.

  12. Поляков К.Ю. Информатика. 11 класс. Углубленный уровень. Части 1-2 (комплект) / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. − М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013. – 532 с.

  13. Гейн А.Г. Информатика и ИКТ. 10-11 классы. Задачник-практикум / А.Г. Гейн. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.

  14. Гейн А.Г. Информатика и ИКТ. 10 класс. Тематические тесты / А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман. – М.: Просвещение, 2010. – 144 с.

  15. Гейн А.Г. Информатика и ИКТ. 11 класс. Тематические тесты / А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман. – М.: Просвещение, 2010. – 112 с.

 

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////