Генеральный план п. Лососина Советско-Гаванского района Хабаровского края - 2008 год

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

 


 

Генеральный план п. Лососина Советско-Гаванского района Хабаровского края - 2008 год


 

Том 1 Пояснительная записка 010118433 – 244 - ГП


 

Экз.№


 

Хабаровск 2008

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ АКАДЕМИЯ


 


 

Генеральный план п. Лососина Советско-Гаванского района Хабаровского края


 

Том 1 Пояснительная записка 01018433 – 244 - ГП


 

 


 

Хабаровск 2008


 

№ т


 

Обозначение


 

Наименование


 

Примечание

1

010118433 – 244 - ГП

   
       
   

1. Задание на проектирование;

 
   

2.Картографическое описание границы городского посѐлка «Рабочий поселок Лососина;

 
   

3. Анализ состояния существующей территории,

 
   

проблем и направлений еѐ комплексного

 
   

развития;

 
       
   

4. Обоснование вариантов решения задач

 
   

территориального планирования;

 
       
   

5. Перечень мероприятий по территориальному

 
   

планированию;

 
       
   

6. Обоснование предложений по территориаль-

 
       
   

ному планированию, этапы их реализации;

 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
  1. ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ


     

    1. Объект территориального планирования:

    «Генеральный план п. Лососина

    Советско-Гаванского района Хабаровского края»

    2. Заказчик:

    Архитектурно-строительное управление Администрации Советско-Гаванского муниципального района

    3. Инвестор:

    Администрация городского поселения «Рабочий посѐлок Лососина»

    4. Исполнитель:

     

    5. Основание для проектирования

    Решение Совета депутатов городского поселения «Рабочий Посѐлок Лососина «Об утверждении Программы по разработке Градостроительной документации городского поселения «Рабочий Поселок «Лососина» на период 2007-2008 годы» от 03.11.2006

    № 34

    6. Основные характеристики объекта проектирования

    Поселок Лососина основан в 1933 году. Расположен на северо- западном побережье залива Советская Гавань. Площадь в границах черты посѐлка – 870 га. Численность населения – 3200 человек.

    7. Основные задачи разработки генерального плана посѐлка:

     

    8. Состав проекта и этапы разработки:

    Проект разработать в одну стадию. При разработке генерального плана поселения руководствоваться СНиП 2.07.01-89*

    «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Объѐм материалов принять в соответствии с

    «Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации», утверждѐнной постановлением Госстроя РФ от 29.10.200 г. 150.

    При выполнении проекта предусмотреть выделение этапов разработки:

    1. Сбор исходных данных и предпроектные научно- исследовательские работы;

    П. Разработка генерального плана;

    Ш. Выполнение ГИС версии генерального плана;

    9. Сбор исходных

    Осуществляет Исполнитель во взаимодействии со структурными

      1. Формирование архитектурно-планировочной концепции развития посѐлка в краткосрочной (4… 8) лет) и долгосрочной перспективе на основе принципов нового экономического управления территориями поселения и недвижимостью;

      2. Определение оптимальных параметров экономического и территориального развития поселения с учѐтом требований сохранения благоприятной среды жизнедеятельности и обоснованного соотношения урбанизированных и естественных территорий;

      3. Разработка концепции развития промышленной инфраструктуры поселения в условиях открытого порта;

      4. Разработка концепции развития транспортной инфраструктуры поселения в условиях открытого порта;

      5. Разработка концепции развития инфраструктуры инженерных сетей поселения в условиях открытого порта.


     

    данных:

    подразделениями администрации Советско-Гаванского муниципального района и городского поселения «Рабочий посѐлок Лососина»

    10. Особые требования:

     

    11. Согласование, экспертиза и утверждение проекта

    Провести в соответствии с требованиями Градостроительного Кодекса РФ и «Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации», утверждѐнной постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 г. 150.

      1. Проект выполнить на бумажном и электронном носителях. Для разработки ГИС формата генерального плана использовать программный пакет MAPINFO.

      2. Для разработки использовать топосъѐмку в М 1:2000; М 1:5000.

      3. Обеспечить вовлечение общественности и жителей поселения в процесс корректировки генерального плана посредством информирования граждан, проведения социологических опросов населения и общественных слушаний по проекту.


     

      1. Нормативы градостроительного проектирования


         

        При подготовке проекта генерального плана поселения руководствоваться СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СНиП № 11-04-2003 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации», в части не противоречащей Градостроительному кодексу РФ № 190-ФЗ и Закону о введении Градостроительного кодекса Российской Федерации №191-ФЗ, с учѐтом планируемых показателей обеспечения населения Хабаровского края объектами социального и коммунально-бытового назначения, инженерной инфраструктуры, благоустройства территории.


         

      2. Основные требования к составу, содержанию и масштабу материалов, содержащихся в документе территориального планирования


         

        Состав графических и текстовых материалов, содержащихся в проекте генерального плана должен соответствовать требованиям, указанным в ст.23 Градостроительного Кодекса РФ.


         

      3. Исходные данные для разработки проекта генерального плана


     

    Сбор исходных данных осуществляется Исполнителем при содействии и непосредственном участии Заказчика.

    Исходная информация включает материалы по современному состоянию и имеющимся программам развития территории Хабаровского края и Советско-Гаванского муниципального района.


     

    Примечание:

    задание на проектирование: «Утверждено» Главой городского поселения п. Лососина,

    «Согласовано» с директором ФГУП «Дальгипроводхоз» и главным архитектором муниципального района (документы прилагаются).

  2. КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ГРАНИЦЫ городского поселения «Рабочий посѐлок Лососина»


 

Граница начинается в точке с ГК 48 59’56” СШ и 140 18’00” ВД на Мысе Маячном на восточном берегу бухты Юго-Западная, на стыке с границей городского поселения

«Город Советская Гавань», и идѐт в северо-восточном направлении по акватории бухты, пересекая пирс на мысе Анастасии, до точки с ГК 49 00’44” СШ и 140 18’47” ВД на мысе Вячеслава, затем идет на северную оконечность острова Тулло в точку с ГК 49 01’20” СШ и 140 20’54” ВД, где поворачивает на юг и идет на мыс Низкий в точку с ГК 49 00’15” СШ и 140 21’18” ВД, от которой, пересекая бухту Ситуан, выходит в устье ручья Горный. От устья ручья граница следует вверх по его течению на юг до точки с ГК 48 58’34” СШ и 140 20’55” ВД на стыке с границей городского поселения «Город Советская Гавань.

От этой точки граница идѐт строго на запад 1,77 км до точки с ГК 48 58’34” СШ и 140 19’28” ВД на юго-западном углу садово-огородных участков, в которой поворачивает на северо-запад и идѐт 1,77 км до точки 48 59’27” СШ и 140 19’00” ВД на пересечении истока ручья Дъяника с ЛЭП, откуда вниз по его течению идѐт до его устья в бухте Маячной и по еѐ западному берегу, пересекая пирс, выходит на мыс Маячный к исходной точке.


 

  1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ, ПРОБЛЕМ И НАПРАВЛЕНИЙ ЕЁ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ


     

    1. Территориально-планировочное положение.

      Административным и планировочным центром проектируемого района является город Советская Гавань, к северу от которого вдоль сильно изрезанного бухтами берега Татарского пролива расположен ряд поселков: Майский, Заветы Ильича, Октябрьский, Ванино, п. ЛОСОСИНА (до 1969 года п. Лососина входил в состав г. Советская Гавань, а затем выделился в самостоятельный поселок городского типа с населением 2,4 тыс. человек (1969г.). В настоящее время в п. Лососина проживает 3020 человек.

      Город Советская Гавань сложился в виде компактного селитебного массива с выраженной планировочной структурой. Город примыкает к бухтам Курикша, Окоча, Эгге, где расположены основные промышленные предприятия города.

      Территориально город беспрепятственно может развиваться в северо-восточном, восточном и южном направлениях за счет освоения свободных от застройки и леса земель, пригодных для освоения, в основном, без инженерной подготовки и имеющих относительно спокойный рельеф, за исключением склонов гор и местных понижений, где

      протекают мелкие ручьи. С восточной стороны границей свободных к освоению земель является горный склон прибрежного хребта, на западе – пойма реки Большая Хади.

      Протяженность Советской Гавани 11,2 км, ширина входной части между мысами – 2,3, км., площадь территории - 35 кв.км, отметка над уровнем моря – 50 метров.


       

    2. Географическое положение

      Советская Гавань – административный центр Советско-Гаванского муниципального района, который с точки зрения своего географического положения стратегически важен, как для Хабаровского края, так и для Российской Федерации. И район, и его «столица» выходят к южному берегу одноименного глубоководного залива, что способствует заходу судов с любой осадкой. С севера район граничит с Ванинским, на западе – с Нанайским районами, на юге – с Приморским краем. Восточную границу занимает побережье Татарского пролива Охотского моря, отделяющего от острова Сахалин, Японское море приближает экономически развитую Японию.

      Площадь территории – 15,6 тыс. кв. км, что составляет 2% от всей территории Хабаровского края. Слабая заселенность, характерная для всего Дальневосточного округа, присуща и Советско-Гаванскому району (2,9 чел. На 1 кв.км.). Район относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Почти весь экономический потенциал района сосредоточен в агломерации, составляющей с городом Советская Гавань единое целое: рабочие поселки Майский, Лососина, Заветы Ильича и п. Гатка.

      Приморское положение с выходом к зарубежным государствам помогает интегрироваться с российской и, главным образом, мировой экономикой. За счет чего район и его – ведущий транспортно-сервисный центр Дальнего Востока с эффективным промышленным производством, развитым комплексом образования и сферы услуг, обеспечивающим высокое качество жизни населения.

      Советская Гавань удалена от административного центра края – г. Хабаровска к востоку на 640 км, и на 32 км от порта Ванино – одного из крупнейших российских портов на Тихом океане. Город является конечным пунктом Транссибирской и Байкало- Амурской железнодорожных магистралей. При размещении промышленных предприятий использовались удобные бухты вдоль южного берега залива, поэтому планировка Советской Гавани характеризуется отдельными, независимо развивающимися жилыми образованиями, тяготеющими к собственным предприятиям. Единственной связью между районами города служит автомобильная дорога длиной 32 км.

      Адаптация судоремонтных предприятий к новой экономической ситуации и определение своей ниши на рынке ремонта судов и сооружений – одна из основных целей стратегического развития города Советская Гавань с Советско-Гаванским районом


       

    3. Природно-климатические особенности

      Рельеф. В геоморфологическом отношении территория Советско-Гаванского района представляет собой прибрежный участок, сильно расчлененный и изрезанный бухтами Татарского пролива. Сформирован район в эпоху мезозойской складчатости. Расположен в южной части массива Сихотэ-Алинь, состоящего из ряда хребтов, вытянутых в Восточном направлении, сложенных, главным образом, вулканитами, базальтами и глинистыми сланцами. Средние высоты – 800-1000 м над уровнем моря, максимальная гора Бо-Джауса – 1637 м. По мере удаления от Сихотэ-Алиньского хребта крутизна и изрезанность рельефа уменьшается. Горный ландшафт района дополнен глубокими речными долинами с плоской заболоченной поверхностью. Большую крутизну имеют истоки рек и склоны, непосредственно примыкающие к рекам и проливу.

      Полезные ископаемые: камень строительный, кирпичные глины, песчано-гравиевый материал. Известны проявления оловянных руд (южная окраина Буту – Коппинского оловоносного района.

      Климат Советско-Гаванского района носит муссонный характер, формирующийся под влиянием водных пространств Тихого океана со снежной зимой и влажным летом. На климат сильно влияют горный рельеф местности и близость моря. Вследствие этого на территории Советско-_Гаванского района наблюдается уникальное смешение флор и фаун, характерных для южной и северной тайги.

      Средняя годовая температура воздуха в районе колеблется в пределах -1С до -0,1С. Средняя температура января -18с, августа +17С. На климат сильно влияют горный рельеф местности и близость моря. Территория района относится к зоне избыточного увлажнения. В течении года выпадает в среднем 792 мм осадков.

      С апреля по август в заливе наблюдаются туманы. Средняя температура воды от 1С зимой до 16С . Лед обычно появляется с конца декабря до конца марта.

      Внутренние воды. На территории Советской Гавани и прилегающей местности гидрографическая сеть весьма развита и включает ряд постоянно действующих водотоков. Почвы, растительность и животный мир. Почвы на территории района подзолистые, кислой реакции. В этой полосе произрастают елово-пихтовые кедрово-широколиственные и местами лиственничные насаждения. Растительный покров – ель, пихта, лиственница, дуб, берѐза, ясень, кедр. Среди обычной для района растительности встречаются и редкие

      виды, такие как губастик отпрысковый, камнеломка Коржинского, смеловская неопознанная, пион обратнояйцевидный, рябинник сумахолистный, тис остроконечный, тилия японская.

      Советско-Гаванский район богат лесными ресурсами. Лесосечный фонд, доступный для ведения лесозаготовительных работ, составляет более 60% территории Советского лесхоз. Площадь земель лесного в районе составляет 1,3 млн.га. Общий запас древесины 120,5 млн.куб.м, из них эксплуатационный запас – 86,9 млн.куб. м. Расчетная лесосека – 675 тыс.куб.м.

      Леса на территории города и района имеют водорегулирующее, водоохранное, почвозащитное, санитарно-гигиеническое и эстетическое значение. Кроме этого они играют большую роль в обеспечении промышленности высококачественной древесиной. Более 17% площади Советско-Гаванского района занимают особо охраняемые природные территории. Преобладающая их часть приходится на государственный природный заповедник «Ботчинский» (267,4 тыс.га).


       

    4. Экологическое состояние

      В Советско-Гаванском районе наблюдаются относительно благоприятные климатические условия для рассеивания примесей в атмосферном воздухе. Уровень загрязнения воздушного бассейна можно охарактеризовать как невысокий. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе за счет улучшения качества твердого топлива, используемого Майской ГРЭС (р.п. Майский) для выработки электроэнергии, и ведущегося озеленения города.

      Основными источниками загрязнения прибрежно-морских акваторий являются сбросы сточных вод от предприятий промышленности и жилищно-коммунального хозяйства. В г. Советская Гавань 63% сточных вод сбрасываются без очистки в бухты залива Советская Гавань. Существенное влияние на состояние морской акватории оказывает деятельность морского порта г. Советская Гавань. В целях планомерного улучшения качества окружающей среды на десятилетний период ФГУП «РОСНИПИ»

      «Урбанистика» г. Санкт-Петербурга разрабатывает «Генеральный план развития г. Советская Гавань».


       

    5. Административно-территориальное устройство

      На территории Советско-Гаванского района в соответствии с реестром административно-территориальных и территориальных единиц Хабаровского края

      находятся: городские населенные пункты: г. Советская Гавань, рабочие посѐлки Заветы Ильича, ЛОСОСИНА, Майский, сельские населенные пункты: п. Гатка, п. Нельма, п. Коппи, п. Иннокентьевский, с. Гроссевичи..


       

    6. Население и социальная сфера

      1. Демографическая ситуация и динамика численности населения

        Наибольшее число жителей зафиксировано в Советско-Гаванском районе в 1991 г.- 61 тыс.чел. С этого года численность населения неуклонно снижается: на конец 2001 г. численность населения составила 47,5 тыс. человек. На 1 января 2007 г. численность населения Советско-Гаванского района составила 45,9 тыс.чел.

        Численность постоянного населения городского поселения «Рабочий посѐлок Лососина» по данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю составляет 3035 человек (на 01.01.08г.). По подсчетам местных властей фактически в поселении проживает 3679 человек. На начало 2003 года в поселении проживало 3237 человек, преобладала естественная убыль (-70), на начало 2007 года проживало уже 3020 (в 2006 году преобладала миграционная убыль (-35).

        Демографические процессы. Рождаемость в 2007 г. составила 497 человек или 10,9% на 1000 человек населения, против 11,5% в среднем по краю. Число умерших составило 658 человек или 14,4% на 1000 человек населения, при среднекраевом показателе 14,2%. Таким образом, естественная убыль населения равна 3,5% (в Хабаровском крае – 2,7%). Определяющими факторами изменения численности населения города с районом являются, как естественная убыль, так и постоянный миграционный отток, что, что приводит к снижению численности трудоспособного населения.


         

        3.7. Экономика

        В прошлые годы экономика района испытывала достаточно жесткое воздействие ряд негативных факторов и тенденций, выступающих ограничителями развития производства товаров и услуг. На экономику в целом существенно повлияли высокие темпы инфляции, недостаточный спрос внутреннего рынка на продукцию производственного назначения.

        В непростой ситуации Администрация района при поддержке Правительства края удалось сохранить судоремонтные и портовые мощности, реализовать намеченные меры в социальной сфере. В течение 2007 г. общеэкономическая ситуация в районе в целом была стабильна, оборот крупных и средних организаций по видам экономической деятельности в действующих ценах составил 4,9 млрд. рублей или 112,2% к уровню 2006 года. Оборот

        розничной торговли торгующих организаций за 2007 год составил 1,8 млрд. рублей, или 152,2% к уровню в сопоставимой оценке.

        Основные отрасли экономики района и города: лесная и деревообрабатывающая, транспортная, добыча и переработка рыбы и морепродуктов, судоремонт, обработка груза в портах. Стоимость основных фондов отраслей экономики муниципального района за пять лет увеличилась в 1,2 раза и по состоянию на конец 2007 года составила 8,4 млрд. руб.


         

        Промышленность. Географическое положение города и района предопределило ведущую отрасль народного хозяйства. Ею была и остается рыбная промышленность. В общем объеме ее продукция составляет 55%, сегодня в отрасли работает около 30 предприятий различных форм собственности. Основной вид деятельности – океаническое рыболовство. Кроме того, предприятия осуществляют прибрежный лов камбалы, наваги, горбуши, краба. На долю рыбодобывающих предприятий района приходится более 40% общекраевого объема вылова водных биологических ресурсов.

        На высоком технологическом уровне находится рыбоперерабатывающая промышленность.


         

        Промышленные предприятия п. Лососина: СПК Рыболовецкий колхоз «Простор (горбуша – сырец приморская; морская капуста (лимит); ООО «Фабрика орудий лова (производство орудий лова); ЗАО Гаваньбункер (год основания – 2000).


         

        Численность п/п персонала


         

        Таблица 3.1


         

        Наименование предприятия

        Отчетный год 2004

        Отчетный год 2005

        2007

        Перспектива

        примечание

        1. СПК Рыболовецкий колхоз

        «Простор»

        27

        27

        8

        14 (2008)

         

        2. ООО «Фабрика орудий лова»

        34

        31

        28

           

        3. ЗАО «Гаваньбункер»

        з/м

        з/м

        з/м

           


         

        Направление по восстановлению рыбных запасов на территории района включено в

        «Основные направления развития рыбной промышленности Хабаровского края до 2010 года», утвержденные постановлением Правительства Хабаровского края от 05.12.2005

        года №135-пр. Заключен договор между министерством природных ресурсов Хабаровского края и предприятием ООО «Комета» о строительстве в Советско-Гаванском районе лососевого рыбоводного завода за счет средств предприятия. В ноябре 2007 года ООО «Комета» ввело в эксплуатацию лососевый рыбоводный завод мощностью 15 млн. штук в год.


         

        Лесная и деревообрабатывающая отрасль – одна из наиболее значимых отраслей для экономики Советской Гавани и «его» района. В структуре общего объема производства она составляет 27% (млрд. рублей).

        Сама география района, способствует развитию производств по глубокой переработке древесины, согласно постановления Правительства Хабаровского края определены основные мероприятия по развитию переработки леса, в том числе в Советско-Гаванского района. В отрасли необходимо дальнейшее привлечение инвестиции в приобретение оборудования по глубокой переработке древесины, которое обеспечит увеличение ассортимента произведенной продукции и рост рентабельности.


         

        Судоремонт.

        Освоение растущих грузопотоков в Дальневосточном регионе создает хорошие предпосылки для развития судоремонта в крае. Однако с повышением требований международных морских организаций и конвенций особое внимание судовладельцам приходится уделять техническому состоянию эксплуатируемых судов. Проведенный анализ показывает, что возраст судна не является главным фактором, определяющим его технико-экономические показатели. Более важным является своевременный ремонт судов. Для получения положительного финансового результата затраты на ремонт судов должны составлять ежегодно порядка 30% общих расходов на их эксплуатацию.

        Следует отметить, что на Дальнем Востоке вообще отсутствуют сооружения, на которых можно осуществлять ремонт кораблей, судов и плавсредств водоизмещением более 20 тыс. тонн.

        Поэтому назрела необходимость создания в Дальневосточном регионе современного судоремонтного комплекса с использованием производственных мощностей существующих предприятий и создания новых мощностей для ремонта крупнотоннажных судов дедвейтом до 300 тыс. тонн и морских платформ для работы на шельфе.


         

        Строительство. В 2006 году предприятиями отрасли освоен объем строительно- монтажных работ в размере 78,2 млн. рублей, или 130% в сопоставимых условиях к 2005

        году. Основной объем подрядных работ освоен ООО «Восходрегиострой» на строительстве школы по ул. Флѐрова. При помощи Правительства Хабаровского края в августе 2006 года введена в эксплуатацию школа по ул. Флѐрова. Софинансирование Администрации Советско-Гаванского муниципального района составило 4 млн. рублей. Для переселения жителей Советско-Гаванского района из аварийного и ветхого жилья начата реконструкция ДМО по ул. Ростовской в п. Лососина под 24-х квартирный дом, посредством проведения конкурса на размещение муниципального заказа определена подрядная организация ООО «Восходрегиострой», с которой заключен договор на выполнение строительно-монтажных работ.

        В 2008 – 2009 годах предполагается реконструкция 18-ти квартирного жилого дома (по Постановлению Правительства Хабаровского края от 17 октября 2005 года

        № 124-пр).

        Пищевая промышленность. Ежегодно сокращаются объемы производства крупнейшим предприятием района ОАО Горпищекомбинат «Совгаванский». С 2006 года прекращено производство водки и ликероводочных изделий. Выпуск пива в 2006 году к уровню 2002 года сократился в 3,5 раза и составил 73 тыс. дал. В 2007 году предприятием произведено пива 29 тыс. дал, что в 2.5 раза меньше, чем в 2006 году и безалкогольных напитков 19 тыс. дал или на 26,9 меньше уровня 2006 года.

        Производство хлебобулочных изделий. Основным предприятием производителем ОАО «Гаваньхлеб» в 2006 году сокращено на 30,4% к уровню 2002 года. Падение объемов производства продолжилось в 2007 году (22,8% к уровню 2006 года). Снижение выпуска хлебобулочных изделий в основном связано с поставкой хлеба конкурентом- производителем из Ванинского района.

        С целью повышения конкурентоспособности своей продукции, предприятиям хлебопекарной отрасли необходимо проводить работу по привлечению инвестиций для расширения производства, замены устаревшего оборудования, освоению новых видов продукции в нарезке и упаковке.

        Улучшилась ситуация предприятий по переработке рыбы и морепродуктов района (ООО «Востокрыба», ООО «Юго-Восток», ООО «ДВ Рыбак», РК «Простор», ИП Корнеев). В 2007 г. ими произведено и реализовано рыбной продукции на 33,8 млн.рублей, что на 14% больше, чем в 2006 г.

        Рыболовецкий колхоз «Простор», находящийся в п.Лососина, производит продукт для диетического (лечебного и профилактического) питания «Ламидан» и

        «Ламифарен» в виде гелей и порошков на основе глубокой переработки морской капусты. Продукция рыболовецкого колхоза «Простор» реализуется через

        розничную и аптечную сеть района, а также через консультативный центр при районной больнице.

        В 2006-2010 г.г. предлагается осуществить строительство производственного модуля по переработке рыбы и морепродуктов (4,5 тыс.тонн) – по согласованию с министерством природных ресурсов.


         

        Внешнеэкономическая деятельность.

        В период становления рыночных отношений внешнеэкономические связи стали важным стабилизирующим фактором хозяйственного развития Советско-Гаванского района, обеспечивающим сохранение его экономического потенциала и удовлетворение первоочередных потребностей внутреннего рынка.

        Близость стран АТР и отсутствие платежеспособного спроса на товарную продукцию предприятий района на внутреннем рынке предопределили направленность внешнеэкономических связей региона на соседние страны. Наибольший удельный вес в экспорте Советско-Гаванского района имеют Япония, Китай и Южная Корея. В экспорте района доминирует продукция лесной и рыбной отраслей. Увеличение экспортных поставок древесины способствует развитию портового хозяйства района.

        В свете предстоящего ввода в РФ заградительных пошлин на экспорт круглого леса с 2009 года, перспективы развития лесной отрасли района связаны с реализацией проектов по переработке древесины.


         

        Транспорт и связь.

        Транспорт. Уникальное транспортно-географическое положение Советско- Гаванского района создает благоприятные условия для образования крупного транспортного узла на Дальнем Востоке, с выходом на страны АТР.

        Внешние транспортные связи осуществляются по Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, воздушным путѐм из аэропорта «Май-Гатка», по автодороге Советская – Гавань и далее по автодороге «Хабаровск-Лидога-Ванино с подъездом к г. Комсомольск-на-Амуре», имеется возможность автомобильным транспортом добраться до г. Комсомольска-на-Амуре, до столицы края – г. Хабаровска, и выйти на сеть автомобильных дорог России, в т.ч. федеральные трассы «Чита-Хабаровск»,

        «Хабаровск-Владивосток» и «Хабаровск-Находка»

        Ванино-Советско-Гаванский транспортный узел является одним из важнейших на Дальнем Востоке, и объединяет в себе все виды транспорта. Распоряжением Губернатора края от 22.12.2005 № 783-р создана постоянно действующая рабочая группа по развитию

        Ванино-Советско-Гаванского транспортного узла. Прорабатывается вопрос создания в регионе логистического центра. Он предусматривает объединение в холдинг железной дороги, торговых портов Ванино и Советская Гавань, судоремонтных мощностей, авиа перевозчиков, автотранспортных компаний. Предусматриваются реконструкция аэропорта

        «Май-Гатка», реконструкция и увеличение провозных и пропускных мощностей БАМа и завершение строительства автодороги «Хабаровск-Лидого-Ванино с подъездом к г. Комсомольск-на-Амуре», дальнейшая специализация имеющихся причалов и перегрузочных комплексов, сооружение рыбного и лесного портов, нефтепорта. Перспективные грузопотоки через Ванино – Советско-Гаванский транспортный узел, с учетом дополнительных грузопотоков, заявленных частными инвесторами, осуществляющими инвестиционные проекты в портах Ванино и Советская Гавань, могут составить 30 млн. тонн к 2013 г. и более 65 млн.тонн к 2020 г.

        Для повышения пропускной способности железной дороги ОАО «РЖД» разработаны мероприятия, включающие в 2010-2011 г.г. открытие 12 ранее законсервированных станций и строительство 11 новых железнодорожных разделительных пунктов, реализацию к 2013 году проекта «Реконструкция участка Оунэ-Высокогорная, со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре – Совестская Гавань» и проекта «Стратегическая программа развития Байкало-Амурской магистрали на период до 2020 г.» со строительством вторых путей на отдельных участках БАМа, открытием ранее закрытых и строительством новых станций.

        В связи с развитием транспортной инфраструктуры, с 2003 по 2007 годы увеличился в 2,3 раза грузооборот автомобильного транспорта, в 2007 грузооборот составил 20,6 млн.т.-км. Грузооборот порта Советская Гавань остался на уровне 2003 года и составил 0,5 млн.т.


         

        Финансовый сектор. Торговля и сфера услуг.

        В 2005-2007 годах активно развивался потребительский рынок района, с приростом розничной торговли на 72,0%, оборота общественного питания – на 10,4%, объема платных услуг населению – на 32,6% (к уровню 2—4 года).

        Оборот розничной торговли за 2007 г. составил по району 2,0 млрд. руб. или 140,% к уровню прошлого года в сопоставимой оценке, что значительно выше среднекраевого показателя (115,3%. Розничный оборот на 87,8% формировался торгующими организациями и на 12,2% - за счет продажи товаров на вещевых и смешанных рынках. Населению продано продовольственных товаров на 992,0 млн. руб., непродовольственных товаров – на 1038,1 млн. руб.

        На территории Советско-Гаванского муниципального района осуществляют деятельность 294 предприятия стационарной розничной сети с торговой площадью 18,4 тыс. кв.м. Из общего количества розничных предприятий 97% находится в частной собственности.

        За 2005-2007 годы сеть предприятий розничной торговли и общественного питания расширилась соответственно на 76 и 5 единиц.

        За 2007 год населению района было оказано платных услуг на 770,4 млн. руб., что превысило уровень 2006 года на 109,1%. Бытовые услуги предоставляют в районе 93 предприятия, в том числе 27 парикмахерских, 14 мастерских по ремонту бытовой техники и аппаратуры, 10 мастерских по ремонту обуви, 8 предприятий автосервиса.

        В п. Лососина находятся: магазин «Пеликан» (251 кв.м), магазин Сладкий (36 кв.м). магазин Чистюля (103 кв.м), магазин Иван (97,7 кв.м); общепит представлен 4-мя предприятиями: Кафе «Чинар» (60п.м.), кафе «Страйк» (50 пм.), кафе «Чайка» (120 п.м.), кондитерский цех (ул. Луначарского,3); платные услуги населению оказывает

        «Рембыттехника» (ул. Луначарского,1), бани «Терма» (26 мест).


         

        Бюджет.

        Доходы бюджета муниципального района в 2007 году составили 1059,3 млн.рублей, и по сравнению с 2002 годом увеличились в 3,9 раза.

        Расходы бюджета муниципального района в 2007 году составили 1081,7 млн.рублей, и по сравнению с 2002 годом увеличились в 3.6 раза, в том числе основными были расходы:

        на образование – 33,4%;

        на социальную политику – 6,8%;

        на жилищно-коммунальное хозяйство – 26,4%; на здравоохранение и спорт – 10%;

        на национальную безопасность и правоохранительные органы – 1.1%.

        В 2007 году наблюдается рост собственных доходов местного бюджета к уровню 2006 года на 124,6% или на 57,3 млн.руб., численность населения района сократилась на 0,6% или на 261 чел. Бюджетная обеспеченность возросла на 125,5 или на 1,3 тыс. руб.

        На 2008 год прогноз местного бюджета по собственным доходам ожидается с ростом 130,3 или на 87,8 млн.руб. и ростом бюджетной обеспеченности на 129,7 или на 1,9 тыс.руб.

        На снижение объема собственных доходов бюджета повлияло изменение налогового и бюджетного законодательства, с 2005 года дополнительные нормативы отчислений в

        местный бюджет от федеральных и региональных налогов устанавливаются в соответствии с нормами Бюджетного кодекса.

        1. ОБОСНОВАНИЕ ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ


           

          1. Инвестиционная деятельность как фактор территориального планирования В настоящее время решение задач территориального планирования необходимо связывать с проводимой инвестиционной политикой в районе. В экономике Советско- Гаванского муниципального района в последнее время сложился ряд благоприятных предпосылок для роста инвестиций: увеличение объемов промышленного производства, улучшение финансового положения предприятий важнейших отраслей экономики. За 2006 г. инвестиции в основной капитал составили 290 млн. руб. В расчете на одного

            жителя района инвестиции в основной капитал за 2006 г. составили 7,1 тыс. рублей.

            Уникальное расположение Советско-Гаванского муниципального района на берегах залива Советская Гавань предопределяет развитие здесь крупного транспортного комплекса. Залив Советская Гавань – один из самых больших и глубоководных заливов российского побережья Японского моря, состоящий из нескольких бухт.

            С целью привлечения потенциальных инвесторов, Администрацией муниципального района разработана и утверждена решением Совета депутатов «Стратегия социально- экономического развития МО «Город Советская Гавань с Советско-Гаванским районом», в которой определена Миссия района – ведущий сервисно-транспортный центр Охотоморского района Дальнего Востока России. Для осуществления этой Миссии необходимо привлечение инвестиций для создания единого транспортного узла, включающего все виды транспорта, развития порта, промышленных предприятий, строительства, строительства дорог, социальные сферы.

            Транспортный комплекс района включает в себя морской торговый порт «Советская Гавань», железнодорожную станцию «Совгавань-город», аэропорт «Май-Гатка». В заливе Советская Гавань расположены Морской торговый порт, имеющий семь грузовых районов – ООО СП «Совгавань-порт», ООО «Гаваньбункер, ООО «Норд»,

            ООО Совгаванская судоремонтная компания, ООО «Причал-Трейдинг, нефтепирс ОАО

            «Хабаровскэнерго»-Майская ГРЭС, ФГУП «Росморпорт», и морской рыбный порт.

            Выход района на транссибирскую магистраль и БАМ осуществляется по однопутной железной дороге, протяженность которой в границах района 25 км. В районе действует станция Совгавань-город. Станция способна обеспечивать ежегодно переработку 1-1,2 млн. тонн грузов.

            Внешняя транспортная связь между муниципальным районом и другими районами Хабаровского края осуществляется автомобильным транспортом по автодороге Советская Гавань – Ванино – Лидога и далее по трассе «Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре. Внутренняя транспортная связь между муниципальными поселениями района и соседним Ванинским районом осуществляется автомобильной дорогой длиной в 32 км с твердым покрытием.

            С целью создания условий для масштабного притока инвестиций в экономику Советско-Гаванского района Постановлением № 40 от 25.02.2004 создан инвестиционный Совет и утверждено Положение о порядке проведения конкурсного отбора и экспертизы инвестиционных проектов, реализация которых требует муниципальной поддержки: предоставление муниципальных гарантий, налоговых льгот и бюджетных средств.

            Перспективы развития Советско-Гаванского муниципального района просматриваются в рамках развития Советско-Гаванского-Ванинского транспортного узла и тесно связаны с разработкой Генерального плана. В настоящее время Администрацией муниципального района заключен договор с ФГУП

            «РосНиПиУрбанистики» на корректировку Генерального плана г. Советская Гавань. Корректура Генерального плана производится с учетом реализации проекта развития Советско-Гаванского-Ванинского транспортного узла.

            В перспективе можно рассматривать два сценария развития района – умеренный и интенсивный. В настоящее время, исходя и мирового экономического кризиса первоочередные планы по инвестиционной политике откладываются на неопределенный срок и поэтому можно предполагать на ближайший срок (5 лет) только умеренное развитие экономики района и городских поселений.


             

          2. Влияние ПОЭЗ «Советская Гавань» на уровень социально-экономического развития поселений района

            Влияние портовой особой экономической зоны в порту Советская Гавань с соответствующими преференциями для участников инвестиционной деятельности будет способствовать высоким темпам развития Хабаровского края. Рассчитаны и представлены показатели финансовой, бюджетной и социально-экономической эффективности инвестиционных проектов. При расчетах использованы данные по инвестиционной и операционной (текущей) деятельности в рамках проектов, предоставленных потенциальными резидентами.

            В перечень потенциальных резидентов первой очереди портовой особой экономической зоны включены следующие организации, в том числе две, расположенные в границах п. ЛОСОСИНА:

            • ЗАО «Гаваньбункер» - нефтепеработка и бункеровка судов;

            • СПК Р/К «Простор» - переработка морепродуктов.

              Механизм ПОЭЗ за счет льготного режима налогообложения вызовет некоторый приток инвестиций в Рыбный комплекс, что позволит ускорить темпы развития отрасли в районе и соответственно в Хабаровском крае.

              Объем производства рыбо-и морепродуктов в связи с созданием Портовой экономической зоны уже в 2009 году увеличится, как ожидается в 10 раз. А к 2015 году общий объем производства рыбо – и морепродуктов резидентами зоны (СПК Р/К Простор» и ООО «Восточная прибрежная компания» составит 127 тыс.тонн.

              Создание ПОЭЗ на территории Советско-Гаванского муниципального района будет связано с созданием новых рабочих мест. В соответствии с предполагаемым сроками строительства и модернизации объектов ПОЭЗ, выявлена предполагаемая потребность в трудовых ресурсов. Ориентировочно их число только на предприятиях – резидентах первой очереди, составит 4 722 человек (к окончательному выходу на проектную мощность) в т.ч.: нефтеперевалка и бункеровка – 9%; рыбопереработка и морепродукты – 11%. На предприятиях рыбного комплекса количество рабочих мест увеличится примерно на 20%.

              Характеристика потенциальных резидентов ПОЭЗ «Советская ГаванЬ», расположенных в п. ЛОСОСИНА :

              1. Закрытое акционерное общество «Гаваньбункер»

                Основные виды деятельности:

            • услуги по бункеровке торговых и рыболовецких судов;

            • перевалка нефтепродуктов, в том числе на экспорт;

            • обеспечение нефтепродуктами предприятий и организаций;

            • сбор и переработка разливов нефтепродуктов. Потребность в трудовых ресурсах составит 110 человек.

              1. Сельскохозяйственный производственный кооператив Рыболовецкий колхоз

              «Простор»

              Основные виды деятельности:

            • промышленное рыболовство;

            • искусственное воспроизводство рыбных запасов;

            • производство пищевой и технической рыбной продукции, консервов, реализация на внутреннем рынке и на экспорт;

            • портово-причальное обслуживание;

            • погрузочно-разгрузочные работы.

Потребность в трудовых ресурсах составит 140 человек.


 

    1. Трудовые ресурсы Советско-Гаванского муниципального района.

В 2007 году среднегодовая численность постоянного населения в районе составила 45,7 тыс. человек, что на 1,1 тыс. человек меньше, чем в 2003 году.

Численность населения трудоспособного возраста за указанный период сократилась на 10%, моложе трудоспособного возраста – на 22%. Численность экономически активного населения составила 25,4 тыс. человек и сократилась по сравнению с 2003 годом на 5,4 процента. Среднегодовая численность занятых в экономике составила 22 тыс. человек или 86,6 процента от экономически активного населения (в крае 92,4%). Резерв трудовых ресурсов в районе ограничен, напряженность на рынке труда растет. Уровень зарегистрированной безработицы за указанный период увеличился с 3.1% до 4,5%, и составил на 01.01.2007 года – 1143 человека. Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, в расчете на одну заявленную вакансию составила 7 человек, против 5 человек в 2003 году. Среди безработных более 65% составляют женщины.

В настоящее время, по данным на 01 января 2008 г. среднесписочная численность работников Советско-Гаванского района составляет 16052 человека, из них 2266 человек работает в г. Советская Гавань.

В п. Лососина в настоящее время проживает 3020 человек. На градообразующих предприятиях посѐлка работает около 500 человек. Близость районного центра, крепкие межселенные связи, выражающиеся в хорошей транспортной доступности, позволяют жителям поселка искать места трудоустройства в самом районном центре.

Создание портовой особой экономической зоны на территории Советско-Гаванского муниципального района будет связано с созданием новых рабочих мест. В соответствии с предполагаемыми сроками строительства и модернизации объектов ПОЭЗ, может быть выявлена предполагаемая потребность в трудовых ресурсах. Ориентировочно их число, только на объектах района, составит 4722 человека.


 

Число рабочих мест на объектах ПОЭЗ (п.Лососина)


 

Таблица 4.1.


 

%п/п

Наименование объекта

Число рабочих мест, ед.

1

ЗАО «Гаваньбункер» (бункеровка судов)

210

2

СПК Р/К «Простор» (завод по переработке и заготовке морепродуктов)

260


 

Развитие портовой зоны в период с 2008 по 2010 годы обеспечит прирост количества создаваемых рабочих мест на 12% с 16 052 человек на 01.01.2008 г. до 18 тыс. человек на 01.01.2010 г.

Из них на судоремонтных предприятиях количество рабочих мест вырастет на 237% или 901 человек. Количество работников портовых компаний (перевалочных и контейнерных терминалов) вырастет на 173% или 1089 человек. На предприятиях рыбного комплекса количество рабочих мест ориентировочно составит 1770 человек, увеличившись по отношению к 2008 г. на 20%.

Создание ПОЭЗ послужит стимулом к развитию транспортной инфраструктуры района и региона в целом, что соответственно повлечет за собой увеличение потребности в дополнительных трудовых ресурсах.

Следует отметить, что для всех организаций возникнет проблема с квалифицированными специалистами. Еѐ необходимо будет решать путѐм обучения кадров, либо найма и командирования таких специалистов из других районов.

По прогнозу до 2020 года трудовые ресурсы этих районов увеличатся по сравнению с 2005 годом на 5 тыс. человек. Для реализации запланированных инвестиционных проектов дополнительная потребность в трудовых ресурсах в этой зоне составит с учетом потерь около 9 тыс. человек. Основными источниками их пополнения являются: увеличение доли занятого населения за счѐт сокращения безработицы, доли занятости лиц старше трудоспособного возраста, привлечения работников со всего Хабаровского края и соседних регионов. За счет мобилизации собственных трудовых ресурсов будет обеспечено 35% потребности. Оставшуюся потребность в трудовых ресурсах, а это 7 тыс. человек необходимо привлечь из других регионов страны.

Но основная потребность в кадрах ожидается в промышленных отраслях, которые получат толчок в развитии в связи с появлением возможности транспортировки своей продукции до еѐ потребителей. Учитывая районы зарождения и погашения грузопотоков, основное число новых рабочих мест появится даже за пределами Хабаровского края. Вместе с тем, создание портовой особой экономической зоны и развитие транспортного узла создаст лучшие транспортные возможности для промышленных

предприятий края и района и сформирует условия для создания в этом регионе новых предприятий.

4.4.Перечень объектов портовой инфраструктуры и сведения о состоянии объектов инфраструктуры

Порт Советская Гавань расположен на берегу залива Советская Гавань – одного из самых больших и глубоководных заливов российского побережья Японского моря, состоящего из нескольких бухт. Глубина фарватера залива достигает 30 метров, общая протяженность причалов – 2598 м (в т.ч. 475 м с глубинами свыше 9,5 м), максимальная длина причала – 273 м, максимальная глубина у причалов – 10,5 м. Всего в порту насчитывается 17 причалов и причальных сооружений, находящихся в различных бухтах и принадлежащих различным организациям.

П. Лососина располагается на берегах бухт Лососина, Маячная В них расположены:

Пр ичал № 34 - быв ший причал О АО «Морс кие ресурсы» (длина причала 250 мет ров

– ст оянка рыболовецких судов);

Пр ичал № 35 - РК «П РОСТО Р» (длина причала 273 мет ров );

ООО «ЮНИЧЕК» (длина причала 70 мет ров – ст оянка судов).


 

Железнодорожные подходы:

Железнодорожная ветка соединяет Советскую Гавань через Комсомольск-на-Амуре с Байкало-Амурской т Транссибирской железнодорожными магистралями. Ванинский и Советско-Гаванский районы соединены однопутной железнодорожной линией протяженностью 34 км. Количество станций – 4 (Ванино, Советская Гавань- Сортировочная, Десна и Советская Гавань-Город. Станция Советская Гавань- Сортировочная состоит из 7 приемо-отправочных путей (кроме главного) полезной длины от 591 м до 837 м для приема и отправления грузовых и пассажирских поездов. Станция Десна состоит из 2-х приемо-отправочных путей (кроме главного) полезной длины до 263 м для приема и отправления грузовых поездов. Станция Советская Гавань-Город состоит из 3-х приемо-отправочных путей полезной длины от 388 м до 629 м для приема и отправления грузовых поездов. Все три станции обслуживают ряд подъездных путей необщего пользования.

Согласно проекту «Стратегическая программа развития Байкало-Амурской магистрали на перспективу до 2020 года», разработанному ГипротрансТЭИ – филиалом ОАО «РЖД», расчетное количество грузовых поездов к 2010 году на участке Ванино –

Советская – Город ожидается до 8 пар поездов в сутки, к 2015 году – до 9 пар поездов в сутки, к 2020 году - до 23 пар поездов в сутки.

После проведения запланированных ОАО «РЖД» мероприятий по модернизации Байкало-Амурской магистрали (в частности, строительства нового Кузнецовского тоннеля) потребности портовой особой экономической зоны в железнодорожном сообщении будут полностью обеспечены.


 

Автомобильные подходы:

  1. Строящаяся автомобильная дорога от п. Лидога до п. Ванино протяженностью 329,3 км с наличием участков разных технических категорий;

  2. Автомобильная дорога г. Советская Гавань – р.п. Ванино, протяженностью 40,2 км является автодорогой межмуниципального значения Ш технической категории, находится в удовлетворительном состоянии;

  3. Подъезд к аэропорту г. Советская Гавань Ш технической категории, протяженностью 12,7 км отнесѐн к автомобильным дорогам регионального значения, находится также в удовлетворительном состоянии.

    Существующие автомобильные дороги в целом обеспечивают потребности портовой особой экономической зоны. Приоритетом развития является завершение строительства автомобильной дороги «Хабаровск – Лидога – Ванино с подъездом к г. Комсомольску-на- Амуре» с асфальтобетонными покрытием.


     

    Электроснабжение:

    Электроснабжение Советско-Гаванского энергоузла, который функционирует в районе г. Советская Гавань и пос. Ванино осуществляется:

    • от Хабаровской энергосистемы по одноцепной ВЛ 220 кВ «Комсомольск-на-Амуре- Ванино», протяженностью 400 км и пропускной способностью более 80 МВт, подстанции 220/110/10 «Ванино» мощностью 125 МВА;

    • от Майской ГРЭС, расположенной вблизи г. Советская Гавань.

      Намеченная реализация инвестиционных проектов развития транспортно- перегрузочных комплексов морской и промышленной инфраструктуры в Советско- Гаванском и Ванинском энергоузле предусматривает увеличение потребности в электроэнергии с 85 МВт до 170 МВт.

      Для удовлетворения возрастающего спроса на электрическую энергию в Советско- Гаванском и Ванинском энергоузле намечены к реализации инвестиционные проекты:

    • строительство ТЭЦ в г. Советская Гавань установленной электрической мощностью

    120 МВт и тепловой мощностью 200 Гкал/ч, с использованием высокоэффективного генерирующего оборудования. С завершением строительства ТЭЦ обеспечивается возможность организации централизованного теплоснабжения от новой ТЭЦ потребителей г. Советская Гавань и прилегающих населенных пунктов;

    • Строительство второй цепи ВЛ 220 кВ от г. Комсомольска-на - Амуре до г. Советская Гавань, протяженностью более 400 км. Намеченные сроки реализации проекта

      – 2009 – 2013 годы.

      Таким образом, существующие и проектируемые мощности обеспечат надежное снабжение портовой особой экономической зоны электроэнергией.


       

      Водоснабжение и водоотведение:

      Особая экономическая зона находится в черте г. Советская Гавань, границы ПОЭЗ примыкают к существующим системам водопровода и канализации города. Протяженность системы канализации города Советская Гавань 35 км. Диаметр сетей – 11- 450 мм, станций перекачки стоков нет, очистных сооружений канализации нет, сточные воды в количестве 12 тыс. м. куб в сутки сбрасывается в бухту Юго-Западная без очистки.


       

      В посѐлке ЛОСОСИНА, ПОЭЗ находится в пределах населенного пункта, границы зоны примыкают к системам водоснабжения и водоотведения. Строительство систем водоснабжения и водоотведения проводилось преимущественно в 1953-1975 годах. Водоснабжение п. Лососина осуществляется от 5 подземных водозаборов общей производительностью 762 м. куб в сутки. Потребность поселка в воде в настоящее время в среднем составляет 762 м.куб в сутки. Протяженность водоводов 5 км, диаметр 100-150 мм. В системе имеется 2 резервуара емкостью 400 м.куб и 300 м.куб. Протяженность системы канализации поселка 7 км, диаметр сетей 100-150 мм, станций перекачки стоков нет. Водоотведение поселка составляет 400 м. куб в сутки. Стоки без очистки сбрасываются в бухту Лососина.

      Существующие системы способны обеспечить водоснабжение и водоотведение портовой особой экономической зоны. Приоритетными направлениями развития являются обновление водопроводных сетей; реконструкция и перекладка ветхих сетей канализации, а также организация очистки сточных вод (посредством биологической очистки или УФ-обеззараживания).

      Теплоснабжение:

      ПОЭЗ находится в черте г. Советская Гавань, существующие тепловые сети поселения примыкают к границам ПОЭЗ.

      Протяженность тепловых сетей г. Советская Гавань 62 км, диаметром 57-325 мм, годы постройки 1953-1985 г. Протяженность тепловых сетей п. Лососина 6 км, диаметр – 57-273 мм, годы постройки 1953-1985 г. Физический износ тепловых сетей составляет 75%.

      Теплоснабжение п. Лососина осуществляется от котельной № 12, в котельной установлено 2 котлоагрегата, год установки 1997 г. Физический износ оборудования составляет 52%. С учетом необходимого резерва свободная мощность теплоисточника отсутствует.

      В 2008-2009 г.г. запланировано выполнение мероприятий по реконструкции котельной п. Лососина с переводом котлоагрегатов с мазута на уголь

      С завершением в 2011 году строительства ТЭЦ обеспечивается возможность организации централизованного теплоснабжения от новой ТЭЦ потребителей г. Советская Гавань и прилегающих населенных пунктов.

      Существующие и проектируемые мощности обеспечивают надежное теплоснабжение портовой особой экономической зоны.

      Газоснабжение:

      Газификация г. Советская Гавань не планируется ввиду значительной удаленности (около 450 км) от магистрального газопровода, отсутствия потребителей, обеспечивающих эффективное использование природного газа, а также низкой экономической эффективности эксплуатации газотранспортной системы.

      Несмотря на это, существующие и прогнозные потребности портовой особой экономической зоны в природном газе полностью обеспечиваются поставками природного газа в цистернах и баллонах.


       

      ВЫВОД: Создание портовой особой экономической зоны базир уется на

      с ущ еств ующе м экономическом базисе, который позволяет разверн уть работы по

      созданию Ванино-Советско-Гаванского транспортного узла , а в пер спек тиве - кр упного

      логи стического центра, который втянет в свою орби т у весь промышленный потенциал

      рай он а.

      В наст оя щее вр емя мо жно рас смат риват ь два сценария развития городских

      поселений района, включая п. ЛОСОСИНА – умеренны й и инт енсивный.

      Интенсивный вариант развития можно б уде т рассм атривать только после глобальн ой

      реконстр укции транспортн ой инфрастр укт уры не только самого узла , а подх одов к нем у

      как со стороны автомобильной связки «Ли дога – Ванино », так и со стороны усиленного

      железнодорожного уч астка БАМа «С ели х ино - Советская Гавань » (строительство

      тоннеля, вторых п ут ей и т.п., новых разъездов и станций ), которые позволят обеспечить

      планир уе мый гр узообо рот.


       

      1. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ


         

        1. Территориальное планирование в составе Градостроительного Кодекса РФ.

          Ст. 23 Градостроительного Кодекса РФ раскрывает требования к содержанию генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов. Ст.23 обосновывает необходимость подготовки генерального плана поселения и является опорной для разработчиков. Исходя из содержания генерального плана поселения авторами – разработчиками подготовлены карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе :

          • схема современного использования территории (ст. 23 п.6) на которой отображены границы поселения (п. 6.1), границы земель сельскохозяйственного назначения, границы, границы земель специального назначения и т.п. (п. 6.3); существующие и планируемые границы земель промышленности, энергетики, транспорта, связи (п. 6.4); границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон;

          • схема транспортной инфраструктуры (ст. 23 п.3.2.), включающая в себя автомобильные дороги общего пользования (магистральные дороги регулируемого движения, магистральные дороги общегородского значения регулируемого движения, пешеходно-транспортные, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенного пункта);

          • схема инженерных сетей и сооружений (ст. 23. п. 3.1.) с показом объектов электро-, тепло-, и водоснабжения населения в границах поселения;

          • карта – предложение по территориальному планированию генерального плана (ст.23. п. 5, 6, 7, 8) с разработкой границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон (п. 5); показом границ зон с особыми условиями использования территорий (производственные) (п. 7);


     

    5.2. (ст .23. п.3.2.). Транспортная инфраст рукт ура .

    Учитывая современное социально-экономическое положение п. ЛОСОСИНА в системе поселений Советско-Гаванского муниципального района и его место в Портовой

    Особой Экономической Зоне (ПОЭЗ), как одного из резидентов, при разработке предложений по территориальному развитию п. Лососина необходимо опираться на сложившиеся прочные межселенные связи между районным территориальным образованием г. Советская Гавань и самим поселком.

    Таким образом, на первый план выходят предложения по усовершенствованию транспортной инфраструктуры. Авторами разработана схема транспортной инфраструктуры в системе Генерального плана п. Лососина, исходя из предположения, что транспортная инфраструктура является «каркасом» территориального образования, на который как бы нанизываются основные планировочные зоны – промышленные, коммунально-складские, жилые в виде микрорайонов (многоэтажная застройка – 5 эт. и выше), общественные центры и участки с индивидуальной застройкой. Это так называемое «тело» территориального образования.

    Предложения сводятся к созданию компактной замкнутой транспортной сети с выходом на продолжение федеральной дороги (Лидога-Ванино-Советская Гавань- п. Лососина). Федеральная дорога проектируется вдоль восточной границы поселения с тремя выходами на существующую и реконструируемую транспортную уличную сеть (ул. Ростовская, пер. 1 Сибирский, ул. Свободная). Ул. Ростовкая и пер. Сибирский переходят в класс магистральных дорог регулируемого движения. В схеме предусмотрено две магистральные улицы районного значения с пешеходно-транспортной функцией (ул. Сибирская и ул. «Новая»). В результате появляется тесная связь как существующих жилых зон с промышленными, так и вновь проектируемых.

    Для более тесной связи жилой зоны п. Лососина и г. Советская Гавань предлагается выход улицы Сибирская через переулок 1 Сибирский и ул. Свободная на территорию муниципального образования г. Советская Гавань.


     

    5.3. (ст. 23 п. 5-8) Территориальное планирование генерального плана

    На генеральном плане выделено несколько территориальных зон. Промышленная зона («Простор» и «Восточно-промышленный комплекс рыбопереработки») получает свое развитие за счет увеличения территорий под транспортно – перегрузочные комплексы в западной части поселка (б. Маячная) и северо-восточной части поселка в районе котельной между ул. Ростовской и федеральной дорогой до северной границы поселка под коммунально-складские организации.

    Получает своѐ развитие жилая зона по двум направлениям: расширения территории под многоэтажную застройку (от существующей вплоть до восточной границы поселка, совпадающей с новой федеральной дорогой). Общественный центр, включающий школу,

    гостиницу получит своѐ развитие в южном направлении, вплоть до пер. Сибирского. Предполагается увеличение территории, отведенной под коллективные садоводства в границах улиц Сибирская, Герцена и пер. Сибирского. Дальнейшее развитие получит территория, отведенная под индивидуальную застройку с участками. Еѐ развитие пойдет в юго-западном направлении и будет сосредоточена в квадрате со сторонами: ул. Свободная Новая федеральная дорога – пер. 1 Сибирский и проектируемая пешеходная улица.


     

    Характеристика функциональных зон п. Лососина


     

    Таблица 5.1


     

    № п/п

    Наименование зоны

    Существующее состояние

    1 очередь

    П очередь

    1.

    ЖИЛЫЕ

    А) многоэтажная застройка 5 эт. и выше

    Б) индивидуальная застройка с участками


     

    11,1269 га

    59,62 га


     

    22,7741 га

    24,40 га


     

    13,2433 га

    15,00 га

    2.

    ОБЩЕСТВЕННО- ДЕЛОВЫЕ

    А) преимущественно общественной застройки


     

    3,19 га


     

    18,0665 га

     

    3.

    ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ

    А) промышленные предприятия Б) транспортно-перегрузочные комплексы

    В) коммунально-складские организации


     

    60,9894 га

     


     

    47,9383 га

    4.

    ТРАНСПОРТА

    (протяженность улиц)

    9,96 км

    10,4 км

    реконструкция

    + новое строительство 7,13 км +3,27 км

     

    5.

    ПРИРОДНО- РЕКРЕАЦИОННЫЕ


     

    0,9720 га

     


     

    4,3297 га

    5.4. (ст.23. п. 3.1.) Система инженерных сетей и сооружений.

    Система теплоснабжения представлена неразветвленной локальной сетью тепловых сетей. Теплоснабжение осуществляется котельной № 12. Как было выяснено, в настоящее время, мощностей котельной № 12 хватает для обеспечения жилого фонда п. Лососина горячей водой и теплом. Учитывая запланированное строительство ТЭЦ в г. Советская Гавань, в перспективе можно предположить объединение систем теплоснабжения города и посѐлка, с последующим закрытием котельной № 12. К, сожалению, планы ввода ТЭЦ в 2011 году откладываются на неопределенный срок – причина мировой экономический кризис. Основные сети расположены по ул. Ростовской, а также по поездам, ведущим к общественному центру поселка и к основной жилой зоне с многоэтажной застройкой 5-эт. и выше.

    В 2008-2009 г.г. запланировано выполнение мероприятий по реконструкции котельной п. Лососина с переводом котлоагрегатов с мазута на уголь (см. подробно п.4.4.). Водоснабжение осуществляется через магистральную сеть водоснабжения диаметром

    150 мм, которая проложена от скважин подземного водозабора по ул. Свободная и ул. Сибирской, охватывая существую центральную часть поселка.


     

    1. ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ, ЭТАПЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ


 

Основой разработки предложений по территориальному планированию городского поселения является Градостроительный Кодекс РФ и его Статья 23. «Содержание генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов», руководством

  • СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

    Положения о территориальном планировании, содержащиеся в генеральном плане, включают в себя:

    Ст. 23. п. 5.1. Цели и задачи территориального планирования;

    Ст. 23. п. 5.2. перечень мероприятий по территориальному планированию

    Цель разработки генерального плана – формирование архитектурно- планировочной концепции развития посѐлка в краткосрочной (4… -8) лет и долгосрочной перспективе на основе принципов нового экономического управления территориями поселения и недвижимостью

    6.1 Основанием для обоснования предложений по территориальному планированию

    служат нормативные документы как районного, так и краевого значения, которые

    разработаны на основе анализа промышленного развития района в прошлые годы. В прошлые годы экономика района испытывала достаточно жесткое воздействие ряда негативных факторов и тенденций, выступающих ограничителями развития производства товаров и услуг. На экономику в целом существенно повлияли высокие темпы инфляции, недостаточный спрос внутреннего рынка на продукцию производственного назначения.

    В непростой ситуации Администрации района при поддержке Правительства края удалось сохранить судоремонтные и портовые мощности, реализовать намеченные меры в социальной сфере. В течение 2007 г. общеэкономическая ситуация в районе в целом была стабильна, оборот крупных и средних организаций по видам экономической деятельности в действующих ценах составил 4,9 млрд. рублей, или 112,2% к уровню 2006 года. Оборот розничной торговли торгующих организаций за 2007 год составил 1,8 млрд. рублей, или 152,2% к уровню 2006 года в сопоставимой оценке.

    Показатели, отражающие результаты деятельности предприятий экономики района, свидетельствуют об улучшении их финансового состояния. Впервые за последние 5 лет сальдированный результат деятельности предприятий всех форм собственности являлся прибыльным. Улучшился инвестиционный климат района.

    Основные отрасли экономики района и города: лесная и деревообрабатывающая, транспортная, добыча и переработка груза в портах. Стоимость основных фондов отраслей экономики муниципального района за пять лет увеличилась в 1,2 раза и по состоянию на конец 2007 года составила 8,4.млрд. руб.

    С целью привлечения потенциальных инвесторов, администрацией муниципального района разработана и утверждена решением Совета депутатов «Стратегия социально- экономического развития МО «Город Советская Гавань с Советско-Гаванским районом», в которой определена Миссия района – ведущий сервисно-транспортный центр Охотоморского района Дальнего Востока России. Для осуществления этой Миссии необходимо привлечение инвестиций для создания единого транспортного узла, включающего все виды транспорта, развития порта, промышленных предприятий, строительства дорог, социальной сферы.

    С целью создания условий для масштабного притока инвестиций в экономику Советско-Гаванского района Постановлением № 40 от 25.02.2004 создан инвестиционный Совет и утверждено Положение о порядке проведения конкурсного отбора и экспертизы инвестиционных проектов, реализация которых требует муниципальной поддержки: предоставление муниципальных гарантий, налоговых льгот и бюджетных средств.

    Общий объем инвестиций в основной капитал (в развитие бизнеса) за весь период функционирования зоны (ПОЭЗ) в будущих ценах составит 86,7 млрд. руб.

    Первоначальные инвестиции (С 2008-2010 г.г.) составят около 10 млрд. Источником данных вложений является собственный и заемный капиталорганизаций – резидентов зоны.

    Ярко выраженная инвестиционная активность будет наблюдаться в двух периодах:

    1. С 2008 по 2010 года активность обусловлена созданием новых предприятий, а также комплексной реструктуризацией и модернизацией функционирующих предприятий

  • резидентов ПОЭЗ.

  1. С 2018 -2021 всплеск инвестиционной активности вызван первичной заменой оборудования предприятий, имеющихся в ПОЭЗ и строительством контейнерного терминала ЗАО «СГ МТП».

Остальные небольшие всплески инвестиционной активности связаны с плановой заменой мощностей предприятий-резидентов ПОЭЗ.

Реализация предложений по территориальному планированию поселения рассчитана на 25 лет и будет происходить в два этапа: 1 очередь (7-8 лет) – 2009-2016 (2017) г.г.;

2 очередь (18 лет) - 2009 2027(2028) г.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////