АО «Кордиант». Каталог основных дефектов пневматических шин, возникающих в процессе их эксплуатации (2017 год)

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АО «Кордиант». Каталог основных дефектов пневматических шин, возникающих в процессе их эксплуатации (2017 год)

 

 

Ш
Приложение
к приказу Генерального директора АО «Кордиант»
№ 72 от 30.03.2017г.
Каталог основных дефектов
пневматических шин,
возникающих в процессе их
эксплуатации.
Характерные признаки
дефектов.
Редакция 3
2017 год
Содержание
Введение …………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 2
Раздел 1 Дефекты, возникающие в процессе эксплуатации пневматических шин вследствие
нарушения потребителем правил эксплуатации шин …………………………………………………………………………………………
4
Раздел 2 Дефекты, возникающие в процессе эксплуатации (для определения причин возникновения
необходимы исследования) ………………………………………………………………………………………………………………………… 25
Раздел 3 Дефекты, возникающие вследствие нарушения правил хранения или транспортировки …………………………….. 36
Раздел 4 Дефекты, возникающие (выявленные) в процессе эксплуатации пневматических шин
вследствие нарушения технологии при изготовлении шин………………………………………………………………………………… 39
Приложение А Гарантийные обязательства изготовителей шин (справочное) ……………………………………………………….. 51
Приложение В Рекламации (справочное) ………………………………………………………………………………………………………... 53
Приложение С Конструкция пневматических шин (справочное) …………………………………………………………………………… 56
Приложение Д Влияние некоторых факторов на работоспособность шин (справочное) ………………………………………….. 59
Приложение Е Особенности эксплуатации зимних шин (справочное)…………….. ……………………………………………………. 64
Введение
«Каталог дефектов автомобильных шин в эксплуатации» разработан АО «Кордиант» при участии: АО «Кордиант-Восток»,
ПАО «Омскшина» и филиала АО «Кордиант» в г. Ярославле (ЯШЗ), распространяется на продукцию, изготавливаемую на
производственных площадках, входящих в Холдинг АО «Кордиант».
Настоящий каталог введен в действие приказом Генерального директора АО «Кордиант» № 72 от 30.03.2017г. и предназначен
для классификации дефектов пневматических шин, возникающих в процессе их эксплуатации.
В каталоге представлено несколько групп дефектов:
- дефекты, возникающие в процессе эксплуатации пневматических шин вследствие нарушения потребителем
правил эксплуатации шин;
- дефекты, возникающие в процессе эксплуатации пневматических шин, для определения истинных причин
возникновения которых необходимо проводить исследования с применением техническим средств, в том числе
разрушающих методов;
- дефекты, возникающие вследствие нарушения правил хранения или транспортировки;
- дефекты, возникающие (выявленные) в процессе эксплуатации пневматических шин вследствие нарушения
технологии при изготовлении шин.
Ш
Раздел 1
Дефекты, возникающие в процессе
эксплуатации пневматических шин
вследствие нарушения потребителем
правил эксплуатации шин
(виновник - потребитель)
4
Пробой протектора с разрушением
слоев брекера и разрывом каркаса
Характерные признаки дефекта: местное разрушение элементов рисунка протектора,
повреждение брекера и каркаса вследствие внешнего воздействия. В зависимости от
силы удара возможно сквозное повреждение автошины.
Причины: наезд на дорожное препятствие на высокой
скорости движения (рельс, открытый люк и др.).
Рекомендации: преодолевать дорожные препятствия на
низкой скорости движения.
5
Полный износ рисунка протектора
Характерные признаки дефекта: предельный естественный износ рисунка
протектора, определяется минимально допустимой остаточной высотой рисунка
протектора по индикатору износа. Износ рисунка протектора до индикаторов износа
может быть равномерным при нормальной эксплуатации и неравномерным при
технической неисправности автомобиля.
Причины: выработка ресурса шины; частые торможения и/или ускорения;
неисправность ходовой части автотранспортного средства (АТС).
Рекомендации: систематически проверять внутреннее давление в шинах; следить за
остаточной высотой рисунка протектора; поддерживать АТС в технически исправном
состоянии.
6
Усиленный износ рисунка протектора
по краям беговой дорожки
Характерные признаки дефекта: усиленный износ по краям крайних беговых
дорожек, дефект характерен для рулевых и прицепных шин.
Причины: эксплуатация шины на пониженном относительно нормы внутреннем
давлении; эксплуатация с перегрузом. Высокая боковая нагрузка (прохождение
поворотов на высоких скоростях; развороты с малыми радиусами; высокий
центр тяжести).
Рекомендации: необходимо систематически проверять внутреннее давление в шине.
Значение внутреннего давления должно соответствовать предписаниям завода-
изготовителя шин и техническому паспорту АТС. Контроль нагрузочных
характеристик.
7
Волнообразный усиленный износ по
крайним дорожкам беговой части протектора
Характерные признаки дефекта: усиленный износ различного характера по крайним
беговым дорожкам, дефект характерен для рулевых и прицепных шин.
Причины:
- Сочетание различных типов вибрации колеса при эксплуатации автомобиля на
высоких скоростях (неисправность подвески, высокий центр тяжести.
- эксплуатация шины на пониженном относительно нормы внутреннем давлении.
8
Усиленный износ рисунка протектора
по центру беговой дорожки
Характерные признаки дефекта: значительный износ рисунка протектора по центру
беговой дорожки по всей длине окружности шины.
Причины: эксплуатация шины с повышенным относительно нормы внутреннем
давлении.
Рекомендации: необходимо систематически проверять внутреннее давление в шине.
Значение внутреннего давления должно соответствовать предписаниям завода-
изготовителя шин и техническому паспорту АТС
9
Односторонний износ рисунка протектора
Характерные признаки дефекта: износ рисунка протектора по одному углу беговой дорожки.
Причины: - техническая неисправность подвески,
- неправильная регулировка углов установки
колес (сход-развал),
- несвоевременная перестановка колес
(характерно для грузовых АТС).
Рекомендации: необходимо систематически проверять«Схождение» передних колёс автомобиля
сход-развал колес, техническое состояние подвески АТС.
10
Местный износ рисунка протектора
(пятнистый износ)
Характерные признаки дефекта: износ рисунка протектора в виде пятна или пятен
по окружности.
Причины: - разное давление в сдвоенных шинах,
- разница в наружном диаметре сдвоенных шин,
- последствия блокировки колес при торможении, или резкое торможение,
движение юзом,
- техническая неисправность подвески АТС.
Рекомендации: подбирать сдвоенные шины одного и того же типоразмера и модели,
и с одинаковой остаточной высотой рисунка протектора; следить за внутренним
давлением, рекомендованным для сдвоенных шин и техническим состоянием
подвески АТС.
11
Повышенный износ шин
на прицепной оси
Характерные признаки дефекта: износ шин на низких пробегах, характерен на
последней или первой от тягача прицепной оси. На шине имеются поперечные мех
повреждения, поверхность протектора имеет шершавую поверхность
Причины:
- Малые радиусы разворота, особенно при повышенных нагрузках на шину.
- Эксплуатация шин с перегрузом.
- Эксплуатация шин на дорожном полотне с высоким абразивным воздействием на
шину.
12
Пилообразный износ рисунка протектора
Характерные признаки дефекта: величина неравномерного износа элементов
рисунка протектора (неравномерный износ каждой шишки протектора или группы
шашек)
Причины: - несвоевременная перестановка колес,
- пониженное относительно нормы внутреннее давление в шине и/или
эксплуатация с перегрузом,
- техническая неисправность подвески АТС.
Рекомендации: необходимо систематически проверять внутреннее давление в
шинах, следить за техническим состоянием подвески АТС, производить
своевременную перестановку шин .
13
Выкрошивание резины рисунка протектора
Характерные признаки дефекта: выщербленная поверхность рисунка
протектора с многочисленными потертостями, сколами и трещинами.
Причины:
- эксплуатация шин на дорогах с неусовершенствованным, абразивным и
изношенным покрытием, движение по щебню и гравию.
14
Продольные (круговые) разрезы,
порезы по протектору
Характерные признаки дефекта: явное видимое механическое воздействие на
резину протектора.
Причины:
- механическое повреждение протектора вследствие пробуксовки колёс;
- повреждение о выступающие элементы подвески АТС.
15
Разрушение резины протектора
Характерные признаки дефекта: внешний вид шины имеет губчатый характер,
локальное снижение твердости резины протектора, возможно повышение
пластичности и наличие осмоления.
Причины:
- последствия воздействия агрессивных жидкостей на резину протектора
(например: растворитель, нефтепродукты, дизель, топливо, антифриз и т.д.).
16
Механическое повреждение
Характерные признаки дефекта: нарушение целостности шины.
Явно выраженное механическое повреждение шины. Может иметь различную
конфигурацию в зависимости от предмета, на который совершён наезд.
17
Пробой протектора (локальный)
Характерные признаки дефекта - локальное разрушение шины:
1. Сквозное отверстие.
2. Пробой до брекера или каркаса.
Причины: наезд шины на твердый предмет с острой кромкой.
18
Дефект от застревания камней
между сдвоенными шинами
Характерные признаки дефекта: на резине боковины хорошо виден след от
воздействия постороннего предмета в виде вмятин и потертостей, возможно
разрушение резины боковины и нитей корда каркаса.
Причины: попадание посторонних предметов между сдвоенными шинами на задней
оси автомобиля. Результат - разрушение боковины, разрыв каркаса.
Могут быть предъявлены для рассмотрения две шины, повреждённые одним
предметом. На резине боковине имеется характерный отпечаток от попавшего предмета
между шинами.
Рекомендации: производить систематический осмотр шин, удалять посторонние
19
предметы между шинами.
Круговое механическое
повреждение боковины
Характерные признаки дефекта: нарушение целостности боковины в
окружном направлении разной ширины и глубины.
Причины: повреждение боковины посторонними предметами. Возможно
повреждение шины вследствие касания о выступающие детали АТС.
20
Расслоение в каркасе вследствие
повреждения посторонним предметом
Характерные признаки дефекта: при механическом повреждении каркаса
возможно наличие расслоения слоев каркаса или отслоение боковины,
расслоение в каркасе усугубляется последующей эксплуатацией поврежденной
шины.
Причины:
- механическое повреждение боковины острым предметом в процессе
эксплуатации.
21
Перетирание материалов бортовой зоны шины
в месте соприкосновения с закраиной реборды обода
Характерные признаки дефекта: при воздействии металлической закраины реборды обода на бортовую зону
шины происходит постепенное перетирание (выработка) резины боковины, бортовой ленты и в особо
тяжелых случаях происходит перетирание завернутых слоев корда каркаса на крыло и материалов крыла
(крыльевой ленты, наполнительного шнура). Дефект может иметь различный вид, но обязательно имеется
выработка (истирание)м материалов шины (резины и корда).
Причины:
- эксплуатация шины на
пониженном относительно
нормы внутреннем давлении
и/или с перегрузом,
- использование неисправных,
деформированных или
неподходящих ободьев,
- неквалифицированный
монтаж.
22
Излом каркаса
Характерные признаки дефекта: различные стадии излома каркаса - потемнение участков
шины в плечевой зоне, раскрашивание резины герметизирующего слоя, отделение нитей
корда от резины герметизирующего слоя, обугливание нитей корда каркаса, осмоление
резины герметизирующего слоя, разлохмачивание и разрыв нитей корда каркаса, полное
разрушение шины.
Причины: эксплуатация шины на
пониженном относительно нормы
внутреннем давлении в шине и/или с
перегрузом.
23
Разрушение бортовой резины вследствие
перегрева (подвулканизованный борт)
Характерные признаки дефекта: вследствие воздействия высоких температур резина
бортовой зоны становится твёрдой, хрупкой, имеет вид
«эбонитовой» резины.
Возможно наличие многочисленных трещин и сколов.
Причины: - неисправная тормозная система АТС,
- перегрев тормозных барабанов, частые и длительные торможения
(например, на длинных спусках).
24
Разрыв бортового кольца и боковины
Характерные признаки дефекта: разрыв пучка проволок, составляющих бортовое
кольцо. Может быть повреждён только борт (проволока бортового кольца) без
разрыва боковины.
Причины: - неквалифицированный монтаж шины,
- неисправное шиномонтажное оборудование.
25
Ш
Раздел 2
Дефекты, возникающие в процессе
эксплуатации пневматических шин
Для определения причин возникновения
необходимы дополнительные
исследования (виновник - потребитель
или производитель)
26
Отслоение протектора
Причины эксплуатационного характера:
- наезд на дорожное препятствие,
- эксплуатация по грубому дорожному покрытию,
- наличие прокола или пробоя по беговой части до
слоев брекера.
- эксплуатация шин на повышенных скоростях с
перегрузом.
Причины производственного характера:
-
нарушение технологии сборки покрышки,
технологии вулканизации.
27
Трещина по дну канавки
Причины эксплуатационного характера :
- эксплуатация
шины на пониженном
относительно нормы внутреннем давлении в
шине и/или с перегрузом,
- наличие посторонних предметов в элементах
рисунка протектора,
- механическое повреждение,
- малые радиусы разворота.
Причины производственного характера :
- занижена толщина подканавочного слоя
протектора.
28
Разрушение брекера с изменением
конфигурации профиля покрышки
Причины эксплуатационного характера :
- эксплуатация шины с нагрузкой выше установленных
норм,
- воздействие ударных деформаций при езде по
дорогам имеющим выбоины.
Причины производственного характера :
- недостаточная прочность связи металлокорда и
резины брекера.
29
Расслоение в плечевой зоне -
расслоение по кромке брекера
Причины эксплуатационного
характера :
- эксплуатация шины с
нагрузкой выше
установленных норм или с
пониженным относительно
нормы внутреннем
давлением,
- воздействие ударных
деформаций при езде по
дорогам имеющим выбоины.
- механические повреждения
в плечевой и протекторной
зоне.
Причины производственного
характера :
- нарушение технологии
изготовления, недостаточная
прочность связи
металлокорда и резины
брекера.
30
Вздутие по боковине
Причины эксплуатационного характера :
-наезд на дорожное препятствие на высокой
скорости движения.
-эксплуатация
шины на пониженном
относительно нормы внутреннем давлении,
- механическое повреждение борта шины при
монтаже.
Причины производственного характера :
- нарушение технологии изготовления.
31
Разрыв резины боковины по месту вздутия
Причины эксплуатационного характера :
- механическое повреждение.
- эксплуатация шины на пониженном относительно нормы внутреннем давлении.
Причины производственного характера :
- низкая прочность связи между резиной боковины и обрезинкой корда каркаса,
разряжение нитей корда.
32
Отслоение резины боковины от нитей корда
каркаса с лучевыми разрывами резины боковины
Причины эксплуатационного характера :
- эксплуатация шины с нагрузкой выше установленных норм или на пониженном
относительно нормы внутреннем давлении,
- механическое повреждение по боковине или нарушение целостности г/слоя, что
приводит к диффузии воздуха по нитям каркаса, повышению внутрикаркасного
давления и разрыву по боковине в виде «звездочки»).
Причины производственного характера :
- нарушение технологии изготовления.
33
Отслоение резины боковины
Причины эксплуатационного характера:
-эксплуатация шины с нагрузкой выше
установленных норм или на пониженном
относительно нормы внутреннем давлении,
рекомендованных производителем АТС,
- механическое повреждение.
Причины производственного характера:
- нарушение технологии изготовления.
34
Мелкая сетка трещин старения
Причины эксплуатационного характера :
- эксплуатация шины после окончания гарантийного срока хранения,
- нарушение правил хранения (длительное воздействие прямых солнечных лучей),
-воздействие агрессивных жидкостей на резину,
- эксплуатация шины с нагрузкой выше установленных норм или на пониженном относительно
нормы внутреннем давлении, рекомендованных производителем АТС
Причины производственного характера :
- нарушение рецептурного состава резиновой смеси боковины, недостаточное количество
противостарителей.
35
Расслоение в надбортовой зоне
Причины эксплуатационного характера :
- перегрев тормозов и ободьев в результате
длительного торможения или неисправности
тормозов (при этом происходит растрескивание
основания борта и возможно изменение цвета
резины бортовой части),
- эксплуатация шины с нагрузкой
выше установленных норм или на пониженном
относительно нормы внутреннем давлении.
Причины производственного характера :
- нарушение технологии при изготовлении шины.
36
Ш
Раздел 3
Дефекты, возникающие вследствие
нарушения правил хранения или
транспортирования
(виновник - филиал Кордиант или
Потребитель)
37
Деформация бортового кольца
Причины: - нарушение
правил хранения или
транспортировки.
38
Механическое повреждение ездовых камер
Автокамеры были порваны при транспортировке или выгрузке. Перед загрузкой
необходимо тщательно осматривать кузов автомобиля или контейнер на наличие
торчащих гвоздей, болтов и других острых предметов.
39
Ш
Раздел 4
Дефекты, возникающие (выявленные) в
процессе эксплуатации пневматических
шин вследствие нарушения
технологии при изготовлении шин
(виновник - Производитель)
40
Некачественный ремонт
Причины:
- нарушение технологии выполнения ремонта шины.
41
Нарушение конфигурации беговой части
протектора
Причины:
- нарушение технологии изготовления шины.
42
Просвечивание и выход наружу нитей
металлокорда брекера
Причины:
- отсутствие подканавочного слоя вследствие применения заготовки протектора с
заниженной толщиной,
- применение протекторных заготовок с заниженной длиной.
43
Наплывы резины по боковине
Причины:
- нарушение технологии изготовления шины.
44
Пузыри в резине боковины
Причины:
- нарушение технологии изготовления шины.
45
Постороннее включение по боковине
Причины:
- нарушение технологии изготовления шины.
46
Расхождение стыка каркаса с
просвечиванием нитей корда
Причины:
- нарушение технологии изготовления шины.
47
Выпадение нитей первого слоя каркаса
Причины:
- нарушение технологии изготовления шины.
48
Расхождение стыка деталей
покровной резины
Причины:
- нарушение технологии изготовления шины.
49
Поперечная складка на ездовой камере
Причины:
- нарушение технологии изготовления ездовых
камер.
50
Продольная складка на ездовой камере
Причины:
- нарушение технологии изготовления ездовых
камер.
51
Приложение А (справочное)
Гарантийные обязательства изготовителей шин
1. Гарантийный срок и срок службы шин пневматических для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых
автомобилей и автобусов особо малой вместимости; шин пневматических для грузовых автомобилей, прицепов к ним,
автобусов и троллейбусов - 5 лет с даты изготовления. Для ошипованных шин - 2 года с даты изготовления.
Гарантийный срок и срок службы остальных шин устанавливается в соответствии с требованиями, изложенными в
технических условиях или ГОСТ на шину.
Возможность дальнейшей эксплуатации шины определяет потребитель в соответствии с ее техническим состоянием
(кроме шин с регулируемым давлением и шин пневматических для строительных, дорожных, подъемно-транспортных и
рудничных машин).
Эксплуатация шин должна соответствовать правилам эксплуатации шин, утвержденным в установленном порядке,
информации изготовителя о шине и/или договору/контракту на поставку.
2. Изготовитель гарантирует:
а) При соблюдении правил транспортирования, хранения и эксплуатации соответствие шин пневматических
требованиям Технических условий или ГОСТ, в соответствии с которыми выпускается конкретная шина.
б) Для шин пневматических для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов
особо малой вместимости; шин пневматических для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и троллейбусов
- отсутствие производственных дефектов и работоспособность шин до предельного износа рисунка протектора,
соответствующего высоте индикатора износа, в пределах гарантийного срока и срока службы шины.
51
Приложение А (справочное)
Гарантийные обязательства изготовителей шин
3. Изготовитель не несет ответственность за дефекты изделий, которые были допущены:
- при неправильном хранении;
- при использовании обода (диска) несоответствующего обозначения;
- при использовании деформированного, корродированного и загрязненного обода;
- при применении покрышки и камеры несоответствующего обозначения;
- при неправильном или неквалифицированном монтаже шины;
- при установке шины с нарушением ее геометрического положения и с повреждением шины от неисправной детали
автомобиля;
- при эксплуатации шины с нарушением рекомендуемого внутреннего давления и с нагрузкой выше установленных
норм;
- при механическом или химическом повреждении шины;
- при использовании покрышки с глубиной рисунка протектора меньше установленного норматива;
- при установке шины на несоответствующий автомобиль.
Другие гарантийные обязательства изготовителя оговариваются в договоре/контракте на поставку.
52
Приложение В (справочное)
Рекламации
В.1 Порядок предъявления рекламаций
Порядок отношений между потребителями и изготовителями продукции (исполнителями, продавцами)
регламентирован «Гражданским кодексом Российской Федерации» и Законом Российской Федерации
«О защите прав потребителей», введенным в действие Постановлением Верховного Совета РФ № 2300-1 от
07.02.1992 г.
Рекламации на шины, выбывшие из эксплуатации по производственным дефектам, могут быть предъявлены
в течение гарантийного срока и срока службы шин, предусмотренных государственными стандартами
или техническими условиями на шины.
Индивидуальные владельцы автотранспортных средств при обнаружении производственных дефектов
у покрышек имеют право предъявить рекламацию изготовителю шин или магазину-продавцу, где была
приобретена шина.
Владелец шины при обращении в магазин заполняет «Заявление о проведении рекламационной
экспертизы», к которому прикладывает рекламационную карточку, товарный чек и копию технического паспорта
на автомобиль. В рекламационной карточке заявитель указывает: Ф.И.О., паспортные данные, данные по шине
и причину, по которой предъявляется рекламация. Кроме этого, заявитель должен помнить, что шины
принимаются на экспертизу без камер, очищенными от грязи, с обозначенными местами предполагаемых
дефектов.
При предъявлении поврежденных шин непосредственно на завод, физическое лицо заполняет бланк
«Заявление на рассмотрение рекламации», юридические лица заполняют заявление и «Рекламационный акт
на шины».
В заявлении указывают: ФИО, паспортные данные, модель автомашины, сведения по шине (дату изготовления,
заводской номер, пробег) и причину, по которой предъявляется рекламация.
В рекламационном акте на шины указывают: наименование предприятия (организации), адрес предприятия
(организации), модель автомашины, сведения о шине (дату изготовления, заводской номер, пробег, причину
снятия с эксплуатации).
В случае повреждения камеры по причине разрушения покрышки в процессе эксплуатации на экспертизу
принимаются покрышки в комплекте с камерой.
53
Приложение В (справочное)
Рекламации
В.2 Рассмотрение рекламаций и проведение экспертизы
При рассмотрении рекламаций используется следующая основная документация:
- Закон о защите прав потребителя.
- Гражданский кодекс РФ.
- Технические условия, информация о товаре.
- ГОСТ 7463 Шины пневматические для тракторов и сельскохозяйственных машин.
- ГОСТ 8430 Шины пневматические для строительных, дорожных, подъемно-транспортных и рудничных машин.
Технические условия.
- ГОСТ 13298 Шины с регулируемым давлением. Технические условия.
- ГОСТ 22374 Шины пневматические. Конструкция. Термины и определения.
- ГОСТ 24779 Шины пневматические. Упаковка, транспортирование, хранение.
А также другая документация, по которой изготавливается продукция.
Для рассмотрения рекламаций по шинам необходима соответствующая практическая подготовка специалистов и
наличие теоретических знаний:
- основы конструкции автомобильных шин;
- основы технологии изготовления автомобильных шин;
- основы теории работы автомобильных шин.
Знание этих основ поможет рассматривать отказ шин в эксплуатации в комплексе всех факторов, повлиявших на
образование дефектов в процессе работы шин.
При проведении экспертизы необходимо провести:
- анализ надписей, имеющихся на шине. Все надписи и маркировки, имеющиеся на шине должны соответствовать
нормативной документации, по которой изготавливается шина (ТУ или ГОСТ).
- оценку параметров и правильности применения шины.
Применение шин должно соответствовать техническому паспорту автомобиля, рекомендациям завода - изготовителя
шин.
54
Приложение В (справочное)
Рекламации
- измерение фактической высоты рисунка протектора в мм.
Минимально-допустимая остаточная высота рисунка протектора для шин:
- легковых автомобилей - 1,6 мм;
- грузовых автомобилей - 1,6 мм;
- автобусов и троллейбусов - 2,0 мм;
- относящихся к категории зимняя - 4,0 мм;
- на прицепах и полуприцепах - высота рисунка такая же, как и для шин автомобилей, с которыми они
работают.
Эксплуатация шин разрешена до предельного износа рисунка протектора, соответствующего высоте индикатора
износа, в пределах гарантийного срока.
Результаты экспертизы позволяют определить причины возникновения дефектов шин.
При возникновении спорных вопросов или несогласии владельца с решением рекламационных комиссий, они могут
обратиться в судебные органы.
55
Приложение С (справочное)
Конструкция пневматических шин
Пневматическая шина представляет собой упругую
оболочку, предназначенную для установки на ободе колеса и
заполняемую воздухом или азотом под давлением.
По способу герметизации шины делятся на камерные и
бескамерные. Камерные шины (рис. 2) состоят из покрышки и
камеры с вмонтированным в нее вентилем.
Размер камеры всегда несколько меньше внутренней
полости соответствующей ей по обозначению покрышки.
Это позволяет избежать образования складок камеры в
накачанном состоянии. Вентиль представляет собой обратный
Рис.1
Конструктивные элементы и основные размеры шин: D - наружный
клапан, позволяющий нагнетать воздух в шину и
диаметр; H -высота профиля шины; B - ширина профиля шины;
препятствующий выходу его наружу.
d - посадочный диаметр обода колеса (шины); 1 - каркас; 2 - брекер;
3 - протектор; 4 - боковина; 5 - борт; 6 -бортовая проволока;
Грузовые камерные шины, монтируемые на плоские
7 - наполнительный шнур
разборные обода, оснащаются ободными лентами.
Бескамерная
шина
представляет
собой
усовершенствованную покрышку, которая одновременно
выполняет функции обычной покрышки и камеры. Внутренняя
полость в бескамерной шине образуется покрышкой и ободом
колеса. У бескамерных шин
(рис.
3) внутренний объем
герметизируется воздухонепроницаемым резиновым слоем
(гермослоем), наложенным на внутренний слой каркаса, а
вентиль специальной конструкции вставляется в отверстие в
ободе колеса. Бескамерные шины имеют немало преимуществ
перед камерными, а потому завоевали рынок, вытесняя
прежнюю конструкцию. Они имеют меньшую массу, лучше
Рис. 2
балансируются, а при проколах, особенно небольших, теряют
Конструкция колеса с камерной шиной:
воздух не так быстро, как камерные шины. При этом
1 - обод колеса; 2 - камера; 3 - шина (покрышка); 4 - вентиль.
56
Приложение С (справочное)
Конструкция пневматических шин
в некоторых случаях прокол можно загерметизировать, не снимая
шины с колеса.
Покрышка — упругая резинокордная оболочка пневматической
шины, воспринимающая тяговые и тормозные усилия и
обеспечивающая сцепление шины с дорогой. Основными
элементами покрышки являются каркас, брекер, протектор,
боковины и борта.
Ездовая камера — кольцевая резиновая трубка со специальным
вентилем, заполняемая воздухом.
Рис. 3
Конструкция колеса с бескамерной шиной: 1 - протектор;
Каркас
— резинокордная основа
(силовая часть) покрышки;
2 - герметизирующий воздухонепроницаемый резиновый слой;
выполнен из одного или нескольких слоев обрезиненного корда с
3 - каркас; 4 - вентиль колеса; 5 - обод.
резиновыми прослойками, закрепленных на бортовых кольцах.
Брекер состоит из одного и более слоев разреженного
прорезиненного корда, разделенных резиновыми прослойками, и
расположен между каркасом и протектором.
В зависимости от материала корда в брекере шины
подразделяются на шины с текстильным брекером
(ТБ) и
металлобрекерные (МБ), а при использовании металлокорда и в
каркасе, и в брекере — цельнометаллокордные (ЦМК).
Шинные заводы, входящие в состав АО «Кордиант» выпускают
пневматические шины двух основных конструкций: диагональные и
Рис. 4
Конструкция диагональной (а) и радиальной (б) шины:
радиальные (рис. 4).
1 — борта; 2 — бортовая проволока; 3 — каркас;
Радиальная шина (шина типа R) имеет меридиональное (от борта к
4 — брекер; 5 — боковина; 6 — протектор.
борту) направление нитей в слоях каркаса, а направление нитей в
слоях брекера близко к окружному.
57
Приложение С (справочное)
Конструкция пневматических шин
В диагональной шине каркас и брекер состоят из наложенных друг на друга слоев корда, нити которых
перекрещиваются под заданным углом. Угол наклона нитей в брекере посередине беговой дорожки 45—60°.
Радиальные шины имеют технико-экономические преимущества перед диагональными шинами (повышенная
долговечность, высокое сцепление с дорогой, пониженное сопротивление качению, что обусловливает сокращение
расхода топлива, пониженное теплообразование и др.). Однако диагональные шины предпочтительны для некоторых
условий эксплуатации, например, в условиях высоких ударных нагрузок на дорогах низкого качества и в условиях
бездорожья.
Протектор — наружная часть покрышки, представляющая собой массивный слой резины с рельефным рисунком на
внешней поверхности. Он обеспечивает сцепление с дорогой и предохраняет каркас шины от механических
повреждений.
Рельефная часть поверхности протектора, состоящая из совокупности выступов и выемок или канавок, называется
рисунком протектора. По эксплуатационному назначению выделяют дорожный, универсальный, повышенной
проходимости и специальные (например зимний) рисунки протектора.
Шины с дорожным рисунком протектора применяют на дорогах с твердым (асфальтовым и т. п.) покрытием.
Шины с протектором повышенной проходимости предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья.
Шины с зимним рисунком протектора эксплуатируются на заснеженных и обледенелых дорогах.
Направленный рисунок протектора (в соответствии с направлением вращения колеса) несимметричен относительно
радиальной плоскости колеса.
В некоторых моделях шин используется асимметричный (относительно центральной плоскости вращения колеса)
рисунок протектора.
На боковых стенках покрышки протектор переходит в более тонкие резиновые слои — боковины, прикрывающие
боковые части каркаса.
Борта состоят из одного и более проволочных колец, на которых закреплены слои каркаса, и обеспечивают
крепление покрышки на ободе колеса.
58
Приложение Д (справочное) Влияние некоторых
факторов на работоспособность шин
Д.1 Внутреннее давление
При качении (движении) автомобильной шины при воздействии нормальной
нагрузки, одновременно происходит как деформирование, так и восстановление
профиля шины.
При эксплуатации шины на пониженном или снижающемся давлении
увеличивается деформация высоты профиля шины, при этом возрастает
теплообразование в материалах шины, что приводит к ослаблению прочности
«классический» пример излома
каркаса покрышки вследствие езды
связи между деталями конструкции и в итоге завершается разрушением шины.
на пониженном или снижающемся
Соблюдение необходимого внутреннего рабочего давления в шине - главное
внутреннем давлении
условие правильной эксплуатации автомобильных шин.
Дефекты, связанные с несоблюдением необходимого внутреннего рабочего давления:
- повышенный износ рисунка протектора по краям беговой дорожки вследствие заниженного внутреннего рабочего
давления;
- повышенный износ рисунка протектора по центру беговой дорожки вследствие завышенного внутреннего давления;
- излом каркаса или полное разрушение шины из-за езды на пониженном давлении или эксплуатации шины с нагрузкой
выше установленных норм. На внутренней полости шин могут наблюдаться следующие стадии: потемнение резины
гермослоя в плечевой зоне, выкрошивание резины гермослоя в плечевой зоне, оголение нитей корда каркаса в
плечевой зоне, разлохмачивание нитей корда каркаса в плечевой зоне, разрушение боковины (протектор отдельно -
боковины отдельно);
- несоблюдение рабочего давления в сдвоенных шинах ускоряет выход из строя одной из шин, а также может привести
к так называемому «пятнистому износу».
При эксплуатации на пониженном рабочем давлении в шине по внутренней полости могут образовываться
радиальные трещины в плечевой зоне, отслоение боковины, расслоение в надбортовой зоне и др. проявления.
59
Приложение Д (справочное) Влияние некоторых
факторов на работоспособность шин
Д.2 Износ протектора
Интенсивность износа протектора зависит от применяемых материалов: высокодисперсного технического углерода,
противостарителей, типа каучуков, а также от рисунка протектора.
На быстрый износ протектора влияют следующие факторы:
- стиль вождения, ускорения, в том числе на поворотах, резкие торможения, большая перегрузка;
- особенности конструкции автомобиля - влияние тяговой и тормозной нагрузки на колесо;
- действие боковых сил, проявляющихся при установке колёс со схождением, а также при движении по извилистым
дорогам и обгонах из-за возникновения повышенных центробежных сил;
- несоблюдение внутреннего давления в шине;
- наличие дисбаланса и биения колёсного узла;
- состояние дорожного покрытия, рельеф местности.
Износ протектора автомобильных шин относится к износу высокоэластичных полимерных материалов и
подразделяется на: усталостный износ, износ посредством «скатывания» и абразивный износ.
Усталостный износ. При этом износе происходит разрушение резины поверхностного слоя протектора после
многократных деформаций его выступами истирающей поверхности.
Износ посредством
«скатывания». Классический рисунок истирания представляет систему параллельных
чередующихся гребней и впадин.
Абразивный износ. Интенсивный износ шин на дорогах с щебенчатым покрытием вследствие среза поверхности
шашек, царапин, надрывов и т.д.
В реальных условиях эксплуатации истирание протекторных резин происходит по смешанному механизму износа,
интенсивность износа определяется суммой отдельных видов износа.
Д.3 Механические повреждения
- различные порезы протектора и боковины, связанные с наездами на предметы с острыми кромками;
- сквозные пробои протектора и боковины, связанные с наездами на дорожные препятствия;
60
Приложение Д (справочное) Влияние некоторых
факторов на работоспособность шин
-повреждения протектора и боковины, связанные с пробуксовкой, а также с
эксплуатацией на дорогах с неусовершенствованным (абразивным) покрытием;
- повреждения, связанные с не удалёнными посторонними предметами из
рисунка протектора и между сдвоенными шинами;
- повреждения бортовой части шины вследствие неквалифицированных
шиномонтажных работ;
- повреждения новых шин в процессе хранения или транспортировки.
Д.4 Дисбаланс и биение (радиальное и боковое)
наезд на бордюрный камень с
При движении автомобиля колесо с шиной вращается с определённой
высокой вероятностью разрушения
частотой. Достигая некоторых скоростей, эта частота начинает совпадать
боковой стенки шины
с внутренними колебаниями кузова автомобиля. Внутренние колебания возрастают, если шины имеют механические
повреждения, небольшие вздутия, повышенный местный износ.
Ещё больше вибрации возрастают, если шины имеют повышенный дисбаланс, радиальное и боковое биение, силовую
неоднородность.
Шины имеют два вида дисбаланса: статический и динамический:
а) статический - неравномерное распределение массы шины относительно оси вращения. Этот дисбаланс возникает в
результате нарушения технологии производства.
б) динамический - обусловлен неуравновешенностью по ширине колеса и может быть обнаружен только при его
вращении. Динамический дисбаланс определяется при монтаже шины на колёсный диск и должен устраняться
корректирующей массой с каждой стороны обода колеса в соответствии с показателями, установленными в
технических условиях на шину.
Следует помнить, что технические показатели (показатели качества) в ТУ/НД установлены для новых шин, т.е. для
шин, которые не были в эксплуатации (пробег 0 км), эксплуатация начинается с момента установки шины на АТС.
61
Приложение Д (справочное) Влияние некоторых
факторов на работоспособность шин
Шина, которая была в эксплуатации и имеет неравномерный износ протектора
вследствие торможений и восприятия динамических ударов, может иметь
показатели динамического дисбаланса, превышающие показатели НД.
Наличие у шины радиального и бокового биений при движении вызывает
колебательные процессы у автомобиля. Для новых шин показатели не должны
превышать указанные в НД. Если при монтаже шины выявлено радиальное или
боковое биение, превышающее нормальное значение, то такие шины не должны
допускаться к эксплуатации.
Шина не является идеально однородной конструкцией. Технологические допуски,
неточности расположения деталей, нессимитричные элементы конструкции и
«Развал» передних колёс
другие факторы приводят к возникновению геометрической неоднородности,
автомобиля
неоднородному распределению масс, неоднородности по жёсткости.
Суммарное действие всех видов неоднородности проявляется в
возникновении сил, действующих на автомобиль в целом и на саму шину и
вызывающих их колебания.
Д.5 Техническая неисправность автомобиля:
- отклонение от нормы развала передних колёс или искривление осей влечет за
собой односторонний износ рисунка протектора;
«Схождение» передних колёс
автомобиля
62
Приложение Д (справочное) Влияние некоторых
факторов на работоспособность шин
- неисправная (повреждённая) подвеска усугубляет местный износ (пятнистый износ);
- неисправность амортизаторов, тормозов, люфтов в подшипниках ступиц, отклонение от нормы углов схождения
передних колес и люфт в рулевом управлении приводит к «пилообразному» износу протектора;
- эксплуатация шин на ободьях с деформированной закраиной, ржавчиной на полке обода, с неисправными тормозами
автомобиля приводит к разрушению борта;
- наличие одновременно нескольких неисправностей: несоответствующие нормативам развал и схождение,
неисправности подвески, тормозной системы и др. приводит к ещё более сложным видам износа.
63
Приложение Е (справочное)
Особенности эксплуатации зимних шин
Оснащению шипами противоскольжения подлежат только зимние шины, имеющие специальные отверстия под
шипы.
Обязателен режим обкатки зимних ошипованных шин, а именно: в пределах от 800 до 1000 км.
Запрещён «спортивный» стиль вождения: резкий старт, пробуксовка, повороты на высоких скоростях, интенсивное
торможение. Повышенному износу шипов и разрушению шин способствует езда по асфальту, а также наезд на
выбоины и другие препятствия.
После завершения режима обкатки происходит усадка шипов, поэтому необходимо провести повторную
балансировку шин в сборе с колесом.
При большом износе шипы не обеспечивают нормального сцепления и необходимой безопасности движения. Кроме
того, они могут повредить брекер и вывести шину из строя.
64

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////