История. Экзаменационные варианты ОГЭ 2020 года

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История. Экзаменационные варианты ОГЭ 2020 года

 

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
ИСТОРИЯ
1 / 6
Открытый вариант 1
Часть 1
Основной государственный экзамен
Ответами к заданиям 1-14 являются цифра, последовательность цифр
по ИСТОРИИ
или слово (словосочетание). Укажите ответы сначала в тексте работы,
а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера
Вариант № 1
соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов,
запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву
Инструкция по выполнению работы
пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке
образцами. Имена российских государей следует писать только буквами
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
(например: НиколайВторой).
21 задание. Часть
1 содержит 14 заданий с кратким ответом, часть
2
содержит 7 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа
1
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции
(180 минут).
первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Ответы к заданиям
1-14 записываются в виде цифры,
последовательности цифр или слова (словосочетания). Ответ запишите в
СОБЫТИЯ
ГОДЫ
поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
А) начало Столыпинской аграрной реформы
1)
1378 г.
К заданиям 15-21 следует дать развёрнутый ответ. Задания 15-17
Б) битва на реке Воже
2)
1565 г.
предусматривают анализ исторического источника. Задания
18-21
В) учреждение опричнины
3)
1649 г.
предусматривают разные виды работы с историческим материалом:
4)
1861 г.
установление причинно-следственных связей
(18), анализ исторического
5)
1906 г.
текста, поиск и исправление в нём ошибок (19), сравнение исторических
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
событий и явлений
(20), анализ исторической ситуации, связанной
с деятельностью исторической личности (21). Задания 15-21 выполняются на
А
Б
В
бланке ответов № 2.
Ответ:
Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается
использование гелевой или капиллярной ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
2
Расположите в хронологической последовательности исторические события.
в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов
Запишите цифры, которыми обозначены исторические события,
не учитываются при оценивании работы.
в правильной последовательности в таблицу.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
1) восстание под предводительством С.Т. Разина
количество баллов.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание
2) восстание под предводительством К.А. Булавина
в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.
3) восстание под предводительством И.И. Болотникова
4) восстание под предводительством Е.И. Пугачёва
Желаем успеха!
Ответ:
3
Запишите термин, о котором идёт речь.
Название одного из основных занятий восточных славян - сбора мёда диких
пчёл.
Ответ: ___________________________.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
ИСТОРИЯ
2 / 6
Открытый вариант 1
4
Какие из перечисленных городов не были разорены монгольскими войсками
7
Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже
в ходе нашествия хана Батыя на русские земли в 1237-1242 гг.? Найдите
суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.
в приведённом списке названия двух городов и запишите цифры, под
Помещичье хозяйство после Крестьянской реформы 1861 г.
которыми они указаны.
Местность
Преобладание
Преобладание
Преобладание
1) Рязань
отработочной
смешанной
капиталистической
2) Владимир
системы
системы
системы
3) Новгород
Чернозёмные
50%
12%
38%
4) Псков
губернии
5) Киев
Нечернозёмные
28%
20%
52%
губернии
Ответ:
НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ
ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ
СУЖДЕНИЯ
А) Капиталистическая система ведения
1) чернозёмных губерниях
5
Ниже приведён перечень названий. Все они, за исключением одного,
хозяйства преобладала в
2) половину от общего числа
обозначают название государственных органов Российской империи в XVIII-
Б) В нечернозёмной полосе количество
3) нечернозёмных губерниях
XIX вв.
губерний с преобладанием смешанной
4) пятую часть от общего
1) Правительствующий
сенат;
2) Верховный
тайный
совет;
системы хозяйствования составляло
числа
3) Государственная дума; 4) Государственный совет; 5) Военная коллегия.
В) В чернозёмной полосе количество
5) десятую часть от общего
губерний с преобладанием отработочной
числа
Найдите и запишите порядковый номер названия,
«выпадающего» из
системы составляло
данного ряда.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А
Б
В
Ответ:
Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами
6
(положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат
факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите
для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера
соответствующих предложений запишите в таблицу.
1) Подписание Сан-Стефанского договора означало достижение Россией
своих целей в войне.
2) Болгария была разделена на две части: северная объявлялась княжеством,
зависимым от Турции; южная - автономной турецкой провинцией под
названием Восточная Румелия.
3) Решения Берлинского конгресса означали дипломатическое поражение
России.
4) Сербия стала независимым государством.
Номер предложения, содержащего
тезис 1
факт 1
тезис 2
факт 2
Ответ:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
ИСТОРИЯ
3 / 6
Открытый вариант 1
Рассмотрите схему и выполните задания 8-10.
8
Укажите век, когда в состав Московского государства вошли города,
обозначенные на схеме цифрами «6» и «7». Ответ запишите словом.
Ответ: ___________________________.
Заполните пропуск в предложении (назовите монарха).
9
«Цифрой "5" в легенде схемы обозначена граница Московского государства
к началу правления ______________.
Ответ: ___________________________.
Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру,
10
обозначающую в легенде схемы землю, о присоединении которой идёт речь
в данном отрывке.
«Новый правитель Московского государства в своей политике в отношении
других княжеств продолжал политику отца по завершению собирания
русских земель. Князю удалось вынудить вольнолюбивых псковичей
покориться воле правителя Московского государства. Большое значение для
завершения процесса собирания русских земель имело присоединение
Рязанской земли.
Во внешней же политике на западном направлении самым крупным военным
успехом Василия III за всё время его правления было взятие Смоленска,
ставшее результатом трёх смоленских походов».
Ответ:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
ИСТОРИЯ
4 / 6
Открытый вариант 1
11
Рассмотрите изображение и выполните задание.
12
Заполните пропуск в схеме.
Создание
центральных органов
государственного управления
Иван III
Пётр I
Александр I
Василий III
________________
________________
_______________
?
министерства
приказы
Ответ: ___________________________.
Укажите год, в память о событиях которого в России была выпущена данная
медаль.
1)
1805 г.
2)
1807 г.
3)
1814 г.
4)
1856 г.
Ответ:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
ИСТОРИЯ
5 / 6
Открытый вариант 1
Часть 2
Ознакомьтесь с перечнем и изображениями
памятников
культуры и
выполните задания 13 и 14.
Для записи ответов на задания этой части (15-21) используйте БЛАНК
ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (15, 16 и т. д.), а затем
развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
1) «Домострой»;
2) «Сказание о Мамаевом побоище»;
3) «Повесть о Шемякином суде»
Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните
задания 15-17. Используйте в ответах информацию текста, а также
4)
5)
знания из курса истории.
Прочитайте отрывок из исторического источника.
«В лето
6731 по грехам нашим пришли народы незнаемые при
Мстиславе князе Романовиче в десятое лето княжения его в Киеве. Пришла
неслыханная рать, безбожные моавитяне, называемые монголы, их же никто
ясно не знает, кто они и откуда пришли, и каков язык их, и какого племени
они, и что за вера их… Мы слышали, что многие страны попленили [они]:
ясов, обезов, касогов - и половцев безбожных избили множество.
А Котян, князь половецкий, с иными князьями и с остатком половцев
прибежали к тому месту, что называется вал половецкий, а другие половцы
многие убежали в Русскую землю. Этот Котян был тесть Мстиславу
Мстиславичу Галицкому. И пришёл он с князьями половецкими в Галич
с поклоном к князю Мстиславу, к зятю, и ко всем князьям русским. И дары
принёс многие: коней, и верблюдов, и буйволов, и невольниц - и одарил
13
Какие из приведённых памятников
культуры были созданы в XVII в.?
князей русских, и сказал так: „Нашу землю монголы отняли сегодня, а вашу
Выберите два памятника культуры
и запишите в таблицу цифры, под
которыми они указаны.
завтра возьмут. Приходите, обороните нас. Если не поможете нам, то мы
нынче иссечены будем, а вы - завтра…” И долго думали князья, и сотворили
Ответ:
совет в городе в Киеве такой: „Лучше нам встретить их на чужой земле,
нежели на своей”.
И начали князья собирать воинов каждый в своей волости. Тогда был
Мстислав в Киеве, а Мстислав Козельский в Чернигове, а Мстислав
Торопецкий в Галиче. То были старшие князья в Русской земле. Князя же
14
Создателем какого из приведённых памятников культуры является протопоп
великого Юрия Суздальского не было на совете том».
Сильвестр? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
Ответ:
15
Укажите век, когда произошли описываемые события. Назовите сражение,
о подготовке к которому повествует автор.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1
16
Какое предостережение согласно тексту летописи использовал половецкий
в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
князь, чтобы сделать свою просьбу о помощи более убедительной для
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером
русских князей? Какое решение приняли русские князья в ответ на эту
соответствующего задания.
просьбу?
Укажите одни любой итог сражения, о подготовке к которому идёт речь?
17
Укажите отчество упомянутого в отрывке суздальского князя.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
ИСТОРИЯ
6 / 6
Открытый вариант 1
Задания 18-21 предусматривают разные виды работы с историческим
20
Существует точка зрения, что, несмотря на различия, социально-
материалом: установление причинно-следственных связей (18), анализ
экономическое развитие России в периоды правлений Николая I и
исторического текста, поиск и исправление в нём ошибок (19), сравнение
Александра II имело общие черты. Приведите не менее двух общих черт.
исторических событий и явлений (20), анализ исторической ситуации,
связанной с деятельностью исторической личности (21). Выполняя эти
задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.
21
Вскоре после вступления на престол нового императора сменилось
руководство Министерства финансов Российской империи. По инициативе
нового министра финансов были понижены выкупные платежи, отменена
18
Что из перечисленного было одной из причин (предпосылок) заговора против
подушная подать, созданы Крестьянский поземельный банк и Дворянский
Павла I?
земельный банк. Однако, по мнению ряда историков, Дворянский земельный
- поражения русских армии и флота в ходе военных действий
банк препятствовал эффективному развитию сельского хозяйства в России.
антифранцузской коалиции;
1. Назовите императора, о котором идёт речь.
- издание указа о единонаследии;
2. Укажите министра финансов, о котором идёт речь.
- ограничение дворянских прав и привилегий;
3. Почему Дворянский земельный банк препятствовал эффективному
- массовые выступления крестьян против усиления крепостничества.
развитию сельского хозяйства в России? Укажите одну причину.
Объясните, как выбранное Вами положение связано с возникновением
заговора против Павла I.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с правильным
19
Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.
номером задания.
Суд над декабристами проходил при закрытых дверях. Пятеро из них,
признанные наиболее виновными: К.Ф. Рылеев, С.П. Трубецкой,
С.И. Муравьёв-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П.Г. Каховский - были
казнены в Петропавловской крепости 13 июня 1826 г. Более 120 декабристов
сослали на каторгу или на поселение в Сибирь, отправили рядовыми
солдатами на Крымскую войну. Не многим довелось пережить долгое
николаевское царствование.
Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим
образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).
Положение текста, в котором
Исправленное положение текста
допущена ошибка
1)
2)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
ИСТОРИЯ
1 / 6
Открытый вариант 2
Часть 1
Основной государственный экзамен
Ответами к заданиям 1-14 являются цифра, последовательность цифр
по ИСТОРИИ
или слово (словосочетание). Укажите ответы сначала в тексте работы,
а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера
Вариант № 2
соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов,
запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву
Инструкция по выполнению работы
пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке
образцами. Имена российских государей следует писать только буквами
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
(например: НиколайВторой).
21 задание. Часть
1 содержит 14 заданий с кратким ответом, часть
2
содержит 7 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа
1
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции
(180 минут).
первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Ответы к заданиям
1-14 записываются в виде цифры,
СОБЫТИЯ
ГОДЫ
последовательности цифр или слова (словосочетания). Ответ запишите в
А) битва на реке Калке
1)
1223 г.
поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Б) созыв первого Земского собора
2)
1378 г.
К заданиям 15-21 следует дать развёрнутый ответ. Задания 15-17
В) Цусимское сражение
3)
1549 г.
предусматривают анализ исторического источника. Задания
18-21
4)
1853 г.
предусматривают разные виды работы с историческим материалом:
установление причинно-следственных связей
(18), анализ исторического
5)
1905 г.
текста, поиск и исправление в нём ошибок (19), сравнение исторических
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
событий и явлений
(20), анализ исторической ситуации, связанной
с деятельностью исторической личности (21). Задания 15-21 выполняются на
А
Б
В
бланке ответов № 2.
Ответ:
Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается
использование гелевой или капиллярной ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
2
Расположите в хронологической последовательности исторические события.
в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов
Запишите цифры, которыми обозначены исторические события,
не учитываются при оценивании работы.
в правильной последовательности в таблицу.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
1) основание Санкт-Петербурга
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов.
2) взятие русскими войсками под командованием А.С. Шеина крепости
Азов
После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание
в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.
3) присоединение к Российской империи Крыма
4) подписание Ништадтского мира
Желаем успеха!
Ответ:
3
Запишите термин, о котором идёт речь.
Исключительные сословные преимущества, которыми наделялось
российское дворянство, окончательно оформившиеся в жалованной грамоте
дворянству.
Ответ: ___________________________.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
ИСТОРИЯ
2 / 6
Открытый вариант 2
4
Какие из перечисленных территорий вошли в состав Российской империи
7
Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже
в первой половине XIX в.? Найдите в приведённом списке две территории
суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.
и запишите цифры, под которыми они указаны.
Динамика крестьянских выступлений после отмены крепостного права
1) Средняя Азия
Показатель
1861 г.
1862 г.
1863 г.
2) Белоруссия
Количество
крестьянских
1889
844
509
3) Финляндия
выступлений
4) Бессарабия
Число преданных суду крестьян
480
510
223
5) Крым
НАЧАЛА СУЖДЕНИЙ
ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ
Ответ:
СУЖДЕНИЙ
А) Согласно данной таблице наибольшее
1) постоянно увеличивалось
количество крестьянских выступлений
2)
1861 г.
5
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного,
отмечено в
3)
1862 г.
появились в ходе Великих реформ 1860-1870-х гг.
Б) Согласно данной таблице наибольшее
4)
1863 г.
число крестьян, преданных суду за
1) уставная грамота; 2) земская управа; 3) мировой судья; 4) городской
5) постоянно уменьшалось
выступления, отмечено в
магистрат; 5) суд присяжных.
В) Согласно данной таблице количество
Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного
крестьянских выступлений
ряда.
А
Б
В
Ответ:
Ответ:
Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами
6
(положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат
факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите
для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера
соответствующих предложений запишите в таблицу.
1) В XVII в. происходило законодательное оформление системы крепостной
зависимости.
2) Соборным уложением был введён бессрочный сыск беглых крестьян.
3) В период правления первых царей династии Романовых укрепилась
центральная власть в Российском государстве.
4) Прекратился созыв Земских соборов.
Номер предложения, содержащего
тезис 1
факт 1
тезис 2
факт 2
Ответ:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
ИСТОРИЯ
3 / 6
Открытый вариант 2
Рассмотрите схему и выполните задания 8-10.
Заполните пропуск в предложении (укажите десятилетие): «Война, события
8
которой обозначены на схеме, произошла в тысяча восемьсот __________
годах». Ответ запишите словом.
Ответ: ___________________________.
9
Укажите фамилию вице-адмирала, командовавшего русским флотом
в походе, обозначенном на схеме цифрой «1».
Ответ: ___________________________.
10
Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру,
обозначающую на схеме город, название которого пропущено в данном
отрывке.
«5 сентября первая группа англо-французской эскадры вышла из Варны
и направилась в сторону Крыма. В её составе находилось и 9 турецких
кораблей, на которых размещался турецкий экспедиционный корпус.
14 сентября войска союзников беспрепятственно высадились в районе
___________. Вместе с ними на берег сошла турецкая дивизия численностью
в 7 тыс. человек пехоты с 12 полевыми и 9 осадными орудиями».
Ответ:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
ИСТОРИЯ
4 / 6
Открытый вариант 2
11
Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.
12
Заполните пропуск в схеме.
Собирание земель вокруг
Москвы
Даниил Московский
?
Василий Третий
Коломна
Новгород
Смоленск
Ответ: ___________________________.
Что из перечисленного относится к тому же веку, когда произошло событие,
в честь юбилея которого выпущен данный почтовый блок?
1) крещение Руси
2) объединение Киева и Новгорода под властью одного князя
3) введение законодательного запрета кровной мести
4) составление Устава Владимира Всеволодовича
Ответ:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
ИСТОРИЯ
5 / 6
Открытый вариант 2
Часть 2
Ознакомьтесь с перечнем и изображениями
памятников
культуры
и выполните задания 13 и 14.
Для записи ответов на задания этой части (15-21) используйте БЛАНК
ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (15, 16 и т. д.), а затем
развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
1) краснокирпичные стены Московского Кремля;
2) «Слово о полку Игореве»;
3) «Житие протопопа Аввакума»
Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания
15-17. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из
4)
5)
курса истории.
Прочитайте отрывок из мирного договора.
«Россия и Япония взаимно обязуются:
эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за
исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского
полуострова, и возвратить в исключительное управление Китая вполне и во
всём объёме все части Маньчжурии, которые ныне заняты русскими или
японскими войсками или которые находятся под их надзором, за
исключением вышеупомянутой территории.
Российское императорское правительство объявляет, что оно не
обладает
в
Маньчжурии земельными преимуществами либо
преференциальными или исключительными концессиями, могущими
затронуть верховные права Китая или несовместимыми с принципом
равноправности.
Российское императорское правительство уступает императорскому
японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова
Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все
общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая
13
Какие из приведённых памятников
культуры
были
созданы
в
XII
в.?
параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории.
Выберите два памятника культуры
и запишите в таблицу цифры, под
Россия и Япония взаимно соглашаются не возводить в своих владениях
которыми они указаны.
на острове Сахалине и на прилегающих к нему островах никаких
укреплений, ни подобных военных сооружений. Равным образом они
Ответ:
взаимно обязуются не принимать никаких военных мер, которые могли
бы препятствовать свободному плаванию в проливах Лаперузовом
и Татарском».
14
В создании какого из приведённых памятников культуры принимал участие
Аристотель Фиораванти? Укажите порядковый номер этого памятника
15
Укажите год, когда был подписан данный договор. Укажите название города,
культуры.
где он был подписан.
Ответ:
16
Используя содержание отрывка, укажите любые два условия договора,
касающихся острова Сахалина и прилегающих к нему территорий.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1
в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером
17
Укажите любые два сражения, произошедших в ходе войны, по итогам
соответствующего задания.
которой был подписан данный мирный договор.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
ИСТОРИЯ
6 / 6
Открытый вариант 2
Задания 18-21 предусматривают разные виды работы с историческим
20
Существует точка зрения, что, несмотря на существенные различия, в
материалом: установление причинно-следственных связей (18), анализ
политической деятельности Ивана Калиты и Дмитрия Донского имелись
исторического текста, поиск и исправление в нём ошибок (19), сравнение
значимые общие черты. Приведите не менее двух общих черт.
исторических событий и явлений (20), анализ исторической ситуации,
связанной с деятельностью исторической личности (21). Выполняя эти
задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.
21
После издания новым императором манифеста о незыблемости
самодержавия министр финансов подал в отставку. Новый министр
финансов, назначенный императором, выступил с инициативой об отмене
18
Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) присоединения
подушной подати, и подать постепенно была отменена.
в середине XVI в. Среднего и Нижнего Поволжья к Российскому
1. Назовите этого императора.
государству?
2. Укажите нового министра финансов, о котором идёт речь.
- учреждение опричнины;
3. Укажите одну причину отмены подушной подати.
- формирование стрелецкого войска;
- начало создания регулярного военно-морского флота;
- введение рекрутской повинности.
Объясните, как выбранное Вами положение связано с присоединением
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с правильным
Среднего и Нижнего Поволжья к Российскому государству в середине XVI в.
номером задания.
Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.
19
В 1136 г. после изгнания князя Всеволода Мстиславича в Новгородской
земле установилась монархическая форма правления. Верховной властью
обладало вече, в деятельности которого, по мнению некоторых историков,
принимали участие все свободные горожане. Народное собрание решало
вопросы войны и мира, избирало высших должностных лиц, приглашало
князя. Высшим должностным лицом был тысяцкий: он управлял
новгородскими землями, возглавлял суд, смещал и назначал должностных
лиц, руководил внешней политикой. Он выбирался из местных бояр.
Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим
образом.
Положение текста, в котором
Исправленное положение текста
допущена ошибка

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
ИСТОРИЯ. 9 класс
1/6
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
16
Какое предостережение согласно тексту летописи использовал половецкий
князь, чтобы сделать свою просьбу о помощи более убедительной для
Прочитайте отрывок из исторического источника.
русских князей? Какое решение приняли русские князья в ответ на эту
«В лето
6731 по грехам нашим пришли народы незнаемые при
просьбу?
Мстиславе князе Романовиче в десятое лето княжения его в Киеве. Пришла
неслыханная рать, безбожные моавитяне, называемые монголы, их же никто
ясно не знает, кто они и откуда пришли, и каков язык их, и какого племени
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
они, и что за вера их… Мы слышали, что многие страны попленили [они]:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
ясов, обезов, касогов - и половцев безбожных избили множество.
1) ответ на первый вопрос: «Нашу землю монголы отняли сегодня,
А Котян, князь половецкий, с иными князьями и с остатком половцев
а вашу завтра возьмут… Если не поможете нам, то мы нынче
прибежали к тому месту, что называется вал половецкий, а другие половцы
иссечены будем, а вы - завтра»;
многие убежали в Русскую землю. Этот Котян был тесть Мстиславу
2) ответ на второй вопрос: русские князья решили оказать
Мстиславичу Галицкому. И пришёл он с князьями половецкими в Галич
поддержку половцам («Лучше нам встретить их на чужой земле,
с поклоном к князю Мстиславу, к зятю, и ко всем князьям русским. И дары
нежели на своей»)
принёс многие: коней, и верблюдов, и буйволов, и невольниц - и одарил
Правильно даны ответы на два вопроса
2
князей русских, и сказал так: „Нашу землю монголы отняли сегодня, а вашу
Правильно дан ответ на один вопрос
1
завтра возьмут. Приходите, обороните нас. Если не поможете нам, то мы
Ответ неправильный
0
нынче иссечены будем, а вы - завтра…” И долго думали князья, и сотворили
Максимальный балл
2
совет в городе в Киеве такой: „Лучше нам встретить их на чужой земле,
нежели на своей”.
И начали князья собирать воинов каждый в своей волости. Тогда был
Мстислав в Киеве, а Мстислав Козельский в Чернигове, а Мстислав
17
Укажите одни любой итог сражения, о подготовке к которому идёт речь?
Торопецкий в Галиче. То были старшие князья в Русской земле. Князя же
Укажите отчество упомянутого в отрывке суздальского князя.
великого Юрия Суздальского не было на совете том».
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
15
Укажите век, когда произошли описываемые события. Назовите сражение,
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
о подготовке к которому повествует автор.
1) итог, например: поражение русско-половецкого войска;
(Может быть указан другой итог.)
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
2) отчество князя - Всеволодович
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильно указаны итог сражения и отчество князя
2
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Правильно указан один любой элемент
1
1) век - XIII в.;
Ответ неправильный
0
2) сражение - битва на реке Калке.
Максимальный балл
2
Каждый элемент может быть засчитан только при условии
отсутствия неверных позиций наряду с верной
Правильно указан век и названо сражение
2
Правильно указан только век.
1
ИЛИ Правильно названо только сражение
Ответ неправильный
0
Максимальный балл
2

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
ИСТОРИЯ. 9 класс
3/6
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
18
Что из перечисленного было одной из причин (предпосылок) заговора против
19
Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.
Павла I?
- поражения русских армии и флота в ходе военных действий
Суд над декабристами проходил при закрытых дверях. Пятеро из них,
антифранцузской коалиции;
признанные наиболее виновными: К.Ф. Рылеев, С.П. Трубецкой,
- издание указа о единонаследии;
С.И. Муравьёв-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П.Г. Каховский - были
- ограничение дворянских прав и привилегий;
казнены в Петропавловской крепости 13 июня 1826 г. Более 120 декабристов
- массовые выступления крестьян против усиления крепостничества.
сослали на каторгу или на поселение в Сибирь, отправили рядовыми
Объясните, как выбранное Вами положение связано с возникновением
солдатами на Крымскую войну. Не многим довелось пережить долгое
заговора против Павла I.
николаевское царствование.
Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Положение текста, в котором
Исправленное положение текста
1) правильный ответ - ограничение дворянских прав и привилегий;
допущена ошибка
2) объяснение, например: политика Павла I ущемляла дворянство,
ограничивала те его права, которые оно завоевало в нелёгком
1)
противостоянии с государством. На протяжении всего
2)
послепетровского периода российские монархи всегда учитывали
интересы дворянства, так как оно было опорой трона. По существу
Павел I покушался на статус дворянства, пытаясь вернуть его к
состоянию времени Петра I. Поэтому именно в среде высшего
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
российского дворянства созрел заговор против императора.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
(Может быть приведено другое, близкое по смыслу объяснение.)
В правильном ответе должно быть указано следующее:
Даны правильный ответ и верное объяснение
2
Положение текста, в котором
Исправленное положение
Дан правильный ответ, объяснение не дано.
1
допущена ошибка
текста
ИЛИ Дан правильный ответ, объяснение неверно
1) Пятеро из них, признанные
Пятеро из них, признанные
Ответ неправильный
0
наиболее
виновными:
наиболее
виновными:
Максимальный балл
2
К.Ф. Рылеев, С.П. Трубецкой,
К.Ф. Рылеев, П.И. Пестель,
С.И.
Муравьёв-Апостол,
С.И.
Муравьёв-Апостол,
М.П.
Бестужев-Рюмин
М.П.
Бестужев-Рюмин
и П.Г. Каховский
- были
и П.Г. Каховский
- были
казнены в Петропавловской
казнены в Петропавловской
крепости 13 июня 1826 г.
крепости 13 июня 1826 г.
2)
Более
120 декабристов
Более 120 декабристов сослали
сослали на каторгу или на
на каторгу или на поселение
поселение в Сибирь, отправили
в Сибирь, отправили рядовыми
рядовыми
солдатами
на
солдатами на Кавказскую войну
Крымскую войну
Правильно указаны два ошибочных положения, правильно сделаны
3
два исправления
Правильно указаны одно-два ошибочных положения, правильно
2
сделано одно исправление

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
ИСТОРИЯ. 9 класс
5/6
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Правильно указаны только два ошибочных положения, исправления
1
21
Вскоре после вступления на престол нового императора сменилось
сделаны неправильно.
руководство Министерства финансов Российской империи. По инициативе
ИЛИ Правильно указаны только два ошибочных положения,
нового министра финансов были понижены выкупные платежи, отменена
исправления не сделаны
подушная подать, созданы Крестьянский поземельный банк и Дворянский
Правильно указано только одно ошибочное положение, исправление
0
земельный банк. Однако, по мнению ряда историков, Дворянский земельный
сделано неправильно.
банк препятствовал эффективному развитию сельского хозяйства в России.
ИЛИ Правильно указано только одно ошибочное положение,
1. Назовите императора, о котором идёт речь.
исправление не сделано.
2. Укажите министра финансов, о котором идёт речь.
ИЛИ Ошибочные положения не указаны, но приведены
3. Почему Дворянский земельный банк препятствовал эффективному
исправления (любое количество).
развитию сельского хозяйства в России? Укажите одну причину.
ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл
3
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
20
Существует точка зрения, что, несмотря на различия, социально-
1) император - Александр III;
экономическое развитие России в периоды правлений Николая I и
2) министр финансов - Н.Х. Бунге;
Александра II имело общие черты. Приведите не менее двух общих черт.
3) причина, например: Дворянский земельный банк выдавал ссуды
помещикам под залог их земель на льготных условиях; поддержка
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
дворян, которые, как правило, «проедали» выданные банком деньги,
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
а не вкладывали их в производство, тормозила процесс перехода
Могут быть приведены общие черты:
помещичьих земель к состоятельным крестьянам, эффективнее
1) в правления обоих императоров в России происходил
использовавшим сельскохозяйственные угодья.
промышленный переворот;
(Может быть указана другая причина.)
2) в правления обоих императоров в России строились железные
Правильно назван император, указаны министр финансов и причина
3
дороги;
Правильно указаны любые два элемента ответа
2
3) в правление Николая I и в первые годы правления Александра II
Правильно указан любой один элемент ответа
1
в России существовало крепостное право, препятствовавшее
Ответ неправильный
0
формированию рынка рабочей силы;
Максимальный балл
3
4) в правления обоих императоров в стране существовало крупное
помещичье землевладение.
Могут быть приведены другие общие черты
Правильно приведены две общие черты
2
Правильно приведена одна общая черта
1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие
0
требованию задания.
ИЛИ
Ответ неправильный
Максимальный балл
2

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
ИСТОРИЯ. 9 класс
1/1
Ответы к заданиям
№ задания
Ответ
1
512
2
3124
3
бортничество
4
34
5
3
6
1432 <или> 3214
7
342
8
пятнадцатый
9
иваначетвёртого <или> иванагрозного
10
3
11
3
12
коллегии
13
34 <или> 43
14
1

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
ИСТОРИЯ. 9 класс
1/6
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
16
Используя содержание отрывка, укажите любые два условия договора,
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
касающихся острова Сахалина и прилегающих к нему территорий.
Прочитайте отрывок из мирного договора.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
«Россия и Япония взаимно обязуются:
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за
Могут быть указаны следующие условия:
исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского
1)
«российское
императорское
правительство
уступает
полуострова, и возвратить в исключительное управление Китая вполне и во
императорскому японскому правительству в вечное и полное
всём объёме все части Маньчжурии, которые ныне заняты русскими или
владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие
японскими войсками или которые находятся под их надзором, за
к последней острова, равно как и все общественные сооружения
исключением вышеупомянутой территории.
и имущества, там находящиеся»;
Российское императорское правительство объявляет, что оно не
2) «пятидесятая параллель северной широты принимается за предел
обладает
в
Маньчжурии земельными преимуществами либо
уступаемой территории»;
преференциальными или исключительными концессиями, могущими
3) «Россия и Япония взаимно соглашаются не возводить в своих
затронуть верховные права Китая или несовместимыми с принципом
владениях на острове Сахалине и на прилегающих к нему островах
равноправности.
никаких укреплений и подобных военных сооружений»;
Российское императорское правительство уступает императорскому
4) Россия и Япония «взаимно обязуются не принимать никаких
японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова
военных мер, которые могли бы препятствовать свободному
Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все
плаванию в проливах Лаперузовом и Татарском»
общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая
Правильно указаны два условия
2
параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории.
Правильно указано одно условие
1
Россия и Япония взаимно соглашаются не возводить в своих владениях
Ответ неправильный
0
на острове Сахалине и на прилегающих к нему островах никаких
Максимальный балл
2
укреплений, ни подобных военных сооружений. Равным образом они
взаимно обязуются не принимать никаких военных мер, которые могли
бы препятствовать свободному плаванию в проливах Лаперузовом
17
Укажите любые два сражения, произошедших в ходе войны, по
итогам
и Татарском».
которой был подписан данный мирный договор.
15
Укажите год, когда был подписан данный договор. Укажите название города,
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
где он был подписан.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Могут быть указаны следующие сражения:
1) бой у Чемульпо;
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
2) оборона Порт-Артура;
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
3) бой у Цзиньчжоу;
1) год - 1905 г.;
4) сражение при Ляояне;
2) город - Портсмут.
5) сражение на реке Шахэ;
Каждый элемент может быть засчитан только при условии
6) сражение при Мукдене;
отсутствия неверных позиций наряду с верной
7) Цусимское сражение.
Правильно указаны год и название города
2
Могут быть указаны другие сражения
Правильно указан только год.
1
Правильно указаны два сражения
2
ИЛИ Правильно указано только название города
Правильно указано только одно сражение
1
Ответ неправильный
0
Ответ неправильный
0
Максимальный балл
2
Максимальный балл
2

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
ИСТОРИЯ. 9 класс
3/6
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
18
Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) присоединения
в середине XVI в. Среднего и Нижнего Поволжья к Российскому
19
Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.
государству?
- учреждение опричнины;
В 1136 г. после изгнания князя Всеволода Мстиславича в Новгородской
- формирование стрелецкого войска;
земле установилась монархическая форма правления. Верховной властью
- начало создания регулярного военно-морского флота;
обладало вече, в деятельности которого, по мнению некоторых историков,
- введение рекрутской повинности.
принимали участие все свободные горожане. Народное собрание решало
Объясните, как выбранное Вами положение связано с присоединением
вопросы войны и мира, избирало высших должностных лиц, приглашало
Среднего и Нижнего Поволжья к Российскому государству в середине XVI в.
князя. Высшим должностным лицом был тысяцкий: он управлял
новгородскими землями, возглавлял суд, смещал и назначал должностных
лиц, руководил внешней политикой. Он выбирался из местных бояр.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
образом.
1) правильный ответ - формирование стрелецкого войска;
2) объяснение, например: основанное на системе ополчений войско,
Положение текста, в котором
Исправленное положение текста
когда под знамёна московского князя собирались подвластные
князья с дружинами, в ходе серии походов на Казань (в частности,
допущена ошибка
походов
1547-1550 гг.) не смогло в полной мере обеспечить
выполнение задачи укрепления безопасности восточных границ и
одержать победу над Казанским ханством. Необходимость создания
нового войска, способного противостоять могущественным соседям,
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
вызвала военную реформу, частью которой стало начало
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
формирования особых царских воинских подразделений,
В правильном ответе должно быть указано:
существующего на постоянной основе,
- стрелецких полков.
Положение текста, в котором
Исправленное положение
Созданные стрелецкие полки имели единообразное обмундирование
допущена ошибка
текста
и вооружение
(в том числе огнестрельное), укрепили
1) В
1136 г. после изгнания
В 1136 г. после изгнания князя
боеспособность всего войска. Усиленные созданными в 1550 г.
князя Всеволода Мстиславича
Всеволода
Мстиславича
стрелецкими полками русские войска взяли Казань и Астрахань, что
в
Новгородской
земле
в
Новгородской
земле
привело к вхождению в состав Российского государства Среднего и
установилась
монархическая
установилась республиканская
Нижнего Поволжья.
форма правления
форма правления
(Может быть приведено другое, близкое по смыслу объяснение.)
2)
Высшим должностным
Высшим должностным лицом
Даны правильный ответ и верное объяснение
2
лицом был тысяцкий: он
был посадник: он управлял
Дан правильный ответ, объяснение не дано.
1
управлял
новгородскими
новгородскими
землями,
ИЛИ Дан правильный ответ, объяснение неверно
землями,
возглавлял
суд,
возглавлял
суд,
смещал
Ответ неправильный
0
смещал
и
назначал
и назначал должностных лиц,
Максимальный балл
2
должностных лиц, руководил
руководил внешней политикой
внешней политикой
Правильно указаны два ошибочных положения, правильно сделаны
3
два исправления
Правильно указаны одно-два ошибочных положения, правильно
2
сделано одно исправление

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
ИСТОРИЯ. 9 класс
5/6
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Правильно указаны только два ошибочных положения, исправления
1
21
После издания новым императором манифеста о незыблемости
сделаны неправильно.
самодержавия министр финансов подал в отставку. Новый министр
ИЛИ Правильно указаны только два ошибочных положения,
финансов, назначенный императором, выступил с инициативой об отмене
исправления не сделаны
подушной подати, и подать постепенно была отменена.
Правильно указано только одно ошибочное положение, исправление
0
1. Назовите этого императора.
сделано неправильно.
2. Укажите нового министра финансов, о котором идёт речь.
ИЛИ Правильно указано только одно ошибочное положение,
3. Укажите одну причину отмены подушной подати.
исправление не сделано.
ИЛИ Ошибочные положения не указаны, но приведены
исправления (любое количество).
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
ИЛИ Ответ неправильный
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Максимальный балл
3
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) император - Александр III;
20
Существует точка зрения, что, несмотря на существенные различия, в
2) министр финансов - Н.Х. Бунге;
политической деятельности Ивана Калиты и Дмитрия Донского имелись
3) причина, например:
значимые общие черты. Приведите не менее двух общих черт.
- сложности со сбором подушной подати и огромные недоимки;
- постепенно (к концу XVIII в.) от уплаты подушной подати
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
были последовательно освобождены все сословия, кроме
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
крестьян, эта подать стала исключительно крестьянским
Могут быть приведены общие черты:
налогом; существование налога, уплачиваемого лишь частью
1) обоим князьям пришлось подтверждать свои властные
населения, нарушало равенство населения перед податным
полномочия в борьбе за великокняжеский ярлык;
законом.
2) политическая деятельность обоих князей способствовала
(Может быть указана другая причина.)
укреплению роли Москвы как политического центра русских земель
Правильно указаны император, министр финансов и причина
3
(в частности, Ивану Калите удалось добиться права сбора
Правильно указаны любые два элемента ответа
2
ордынского выхода со всех русских земель и организовать переезд
Правильно указан любой один элемент ответа
1
митрополита Русской Православной Церкви в Москву, а Дмитрий
Ответ неправильный
0
Донской организовал общерусское противодействие ордынскому
Максимальный балл
3
владычеству);
3)
оба
князя
осуществляли меры по укреплению
обороноспособности
Москвы,
в
частности
возводя
фортификационные сооружения: при Иване Калите был построен
дубовый Кремль, а при Дмитрии Донском сооружены
белокаменные стены Московского Кремля.
Могут быть приведены другие общие черты
Верно приведены две общие черты
2
Верно приведена только одна общая черта
1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие
0
требованию задания.
ИЛИ
Ответ неправильный
Максимальный балл
2

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
ИСТОРИЯ. 9 класс
1/1
Ответы к заданиям
№ задания
Ответ
1
135
2
2143
3
привилегии
4
34
5
4
6
1234 <или> 3412
7
235
8
пятидесятых
9
нахимов
10
3
11
2
12
ивантретий
13
25 <или> 52
14
1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////