Литература. Экзаменационные варианты ОГЭ 2020 года

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература. Экзаменационные варианты ОГЭ 2020 года

 

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
ЛИТЕРАТУРА
1 / 5
Открытый вариант 1
Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается
использование гелевой или капиллярной ручки.
Основной государственный экзамен
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
по ЛИТЕРАТУРЕ
в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов
не учитываются при оценивании работы.
Вариант №1
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
Инструкция по выполнению работы
количество баллов.
Желаем успеха!
Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей.
Часть 1 включает в себя два альтернативных варианта, содержащих
текст художественного произведения и вопросы к нему. Вам необходимо
выбрать ОДИН из двух вариантов. Первый вариант ориентирован на анализ
фрагмента эпического
(или драматического, или лироэпического)
произведения, второй - на анализ лирического стихотворения (или басни).
Выбрав для работы один из вариантов, прочитайте предложенный
текст и последовательно выполните три задания, которые требуют написания
развёрнутого ответа ограниченного объёма. Выполняя первые два задания
(1.1.1,
1.1.2 или
1.2.1,
1.2.2), дайте ответ в примерном объёме
3-5 предложений с опорой на текст.
Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает не только размышление
над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением
или фрагментом, текст которого также приведён в экзаменационной работе
(примерный объём ответа - 5-8 предложений).
Выполняя задания части
1, постарайтесь сформулировать прямые
связные ответы, избегайте пространных вступлений и характеристик.
Указание на объём ответов в части 1 условно, оценка ответа зависит от
его содержательности.
Часть 2 содержит пять тем сочинений, требующих развёрнутого
письменного рассуждения. Выберите ОДНУ из предложенных Вам тем и
напишите сочинение объёмом не менее
200 слов, аргументируя свои
рассуждения и ссылаясь на текст художественного произведения (если объём
сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
При выполнении всех заданий опирайтесь на авторскую позицию,
формулируйте свою точку зрения, используйте теоретико-литературные
понятия для анализа произведения. Соблюдайте нормы литературной
письменной речи. Во время экзамена разрешается пользоваться
орфографическим словарём, полными текстами художественных
произведений, а также сборниками лирики.
На выполнение работы даётся 235 минут. Рекомендуем 2 часа выделить
на выполнение заданий части 1, а оставшееся время отвести на написание
сочинения (часть 2).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
ЛИТЕРАТУРА
2 / 5
Открытый вариант 1
Они подвигались, без малейшего усилия бросая вокруг себя косы, широкими
Часть 1
полукругами обнажая перед собою поляны, окашивая, подбивая округ пней и
кустов и без малейшего напряжения вздыхая, каждый по-своему, но в общем
Просмотрите предложенные для анализа тексты (варианты 1,
2).
выражая одно, делая по наитию нечто единое, совершенно цельное,
Выберите вариант, который Вы будете выполнять. Оценивается
необыкновенно прекрасное. И прекрасны совершенно особой, чисто русской
выполнение только ОДНОГО варианта части 1.
красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и
полусловами вместе с откликающейся далью, глубиной леса. <…>
Вариант 1
В чём ещё было очарование этой песни, её неизбывная радость при
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните
всей её будто бы безнадёжности? В том, что человек всё-таки не верил, да и
задания 1.1.1-1.1.3.
не мог верить, по своей силе и непочатости, в эту безнадёжность. «Ах, да все
пути мне, молодцу, заказаны!» - говорил он, сладко оплакивая себя. Но не
плачут сладко и не поют своих скорбей те, которым и впрямь нет нигде ни
Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу
пути, ни дороги.
«Ты прости-прощай, родимая сторонушка!» - говорил
поблизости от неё - и пели.
человек - и знал, что всё-таки нет ему подлинной разлуки с нею, с родиной,
Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь,
что, куда бы ни забросила его доля, всё будет над ним родное небо,
которой все мы жили в то время, не вернётся уже вовеки. <…>
а вокруг - беспредельная родная Русь, гибельная для него, балованного,
Теперь они пели: «Ты прости-прощай, любезный друг!» - подвигались
разве только своей свободой, простором и сказочным богатством.
по берёзовому лесу, бездумно лишая его густых трав и цветов, и пели, сами
«Закатилось солнце красное за тёмные леса, ах, все пташки приумолкли, все
не замечая того. И мы стояли и слушали их, чувствуя, что уже никогда не
садились по местам!» Закатилось моё счастье, вздыхал он, тёмная ночь с её
забыть нам этого предвечернего часа и никогда не понять, а главное,
глушью обступает меня, - и всё-таки чувствовал: так кровно близок он с этой
не высказать вполне, в чём такая дивная прелесть их песни.
глушью, живой для него, девственной и преисполненной волшебными
Прелесть её была в откликах, в звучности берёзового леса. Прелесть её
силами, что всюду есть у него приют, ночлег, есть чьё-то заступничество,
была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем,
чья-то добрая забота, чей-то голос, шепчущий:
«Не тужи, утро вечера
что видели, чувствовали и мы, и они, эти рязанские косцы. Прелесть была в
мудренее, для меня нет ничего невозможного, спи спокойно, дитятко!» - И из
том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами -
всяческих бед, по вере его, выручали его птицы и звери лесные, царевны
и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим
прекрасные, премудрые и даже сама Баба-Яга, жалевшая его
«по его
полевым воздухом, которым дышали и они и мы с детства, этим
младости». Были для него ковры-самолёты, шапки-невидимки, текли реки
предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим
молочные, таились клады самоцветные, от всех смертных чар были ключи
свежим, молодым лесом, полным медвяных трав по пояс, диких несметных
вечно живой воды, знал он молитвы и заклятия, чудодейные опять-таки по
цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой
вере его, улетал из темниц, скинувшись ясным соколом, о сырую Землю-
дорогой, её простором и заповедной далью. Прелесть была в том, что все мы
Мать ударившись, заступали его от лихих соседей и ворогов дебри дремучие,
были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо,
чёрные топи болотные, носки летучие - и прощал милосердный Бог за все
спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не
посвисты удалые, ножи острые, горячие...
должно понимать, когда они есть. И ещё в том была (уже совсем не
(И.А. Бунин. «Косцы»)
сознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом
была Россия, и что только её душа могла петь так, как пели косцы в этом
откликающемся на каждый их вздох берёзовом лесу.
Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно
только вздохи, подъёмы молодой, здоровой, певучей груди. Пела одна грудь,
как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с
той несравненной лёгкостью, естественностью, которая была свойственна в
песне только русскому. Чувствовалось - человек так свеж, крепок, так наивен
в неведении своих сил и талантов и так полон песнью, что ему нужно только
легонько вздыхать, чтобы отзывался весь лес на ту добрую и ласковую,
а порой дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
ЛИТЕРАТУРА
3 / 5
Открытый вариант 1
В бланк ответов № 2 запишите номер задания 1.1.3.
В бланк ответов
№ 2 запишите номера заданий
1.1.1 и
1.1.2
Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа
и сформулируйте прямой связный ответ (3-5 предложений) на каждый
и сформулируйте прямой связный ответ
(5-8 предложений),
вопрос.
аргументируйте свои суждения, опираясь на оба текста
(можно
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста
обращаться и к другим эпизодам этих же произведений),
произведения
(можно обращаться и к другим эпизодам этого же
не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических
произведения).
и логических ошибок.
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте
логических ошибок.
ответы аккуратно и разборчиво.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте
ответы аккуратно и разборчиво.
1.1.3
Сопоставьте приведённый фрагмент рассказа И.А. Бунина
«Косцы» с
1.1.1
Почему пение рязанских крестьян приводит повествователя к раздумьям
фрагментом рассказа И.С. Тургенева «Певцы». В чём состоит различие в
о Родине?
пении героев?
Итак, рядчик1 выступил вперёд, закрыл до половины глаза и запел
1.1.2
Какую роль в приведённом фрагменте играют всплывающие в памяти автора
высочайшим фальцетом. Голос у него был довольно приятный и сладкий,
персонажи русских сказок?
хотя несколько сиплый; он играл и вилял этим голосом, как юлою,
беспрестанно заливался и переливался сверху вниз и беспрестанно
возвращался к верхним нотам, которые выдерживал и вытягивал с
особенным стараньем, умолкал и потом вдруг подхватывал прежний напев
с какой-то залихватской, заносистой удалью...
Пел он весёлую плясовую песню, слова которой, сколько я мог уловить
сквозь бесконечные украшения, прибавленные согласные и восклицания,
были следующие:
Распашу я, молода-молоденька,
Землицы маленько;
Я посею, молода-молоденька,
Цветика аленька.
Он пел, все слушали его с большим вниманьем. Он, видимо,
чувствовал, что имеет дело с людьми сведущими, и потому, как говорится,
просто лез из кожи. Действительно, в наших краях знают толк в пении, и
недаром село Сергиевское, на большой орловской дороге, славится во всей
России своим особенно приятным и согласным напевом. Долго рядчик пел,
не возбуждая слишком сильного сочувствия в своих слушателях; ему
недоставало поддержки, хора; наконец, при одном особенно удачном
переходе, заставившем улыбнуться самого Дикого-Барина, Обалдуй не
выдержал и вскрикнул от удовольствия. Все встрепенулись. Обалдуй с
Моргачом начали вполголоса подхватывать, подтягивать, покрикивать:
«Лихо!.. Забирай, шельмец!.. Забирай, вытягивай, аспид! Вытягивай ещё!
Накаливай ещё, собака ты этакая, пёс!.. Погуби Ирод твою душу!» и пр.
Николай Иваныч из-за стойки одобрительно закачал головой направо и
налево. Обалдуй наконец затопал, засеменил ногами и задёргал плечиком,
а у Якова глаза так и разгорелись, как уголья, и он весь дрожал как лист
и беспорядочно улыбался. Один Дикий-Барин не изменился в лице и по-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
ЛИТЕРАТУРА
4 / 5
Открытый вариант 1
прежнему не двигался с места; но взгляд его, устремлённый на рядчика,
несколько смягчился, хотя выражение губ оставалось презрительным.
Вариант 2
Ободрённый знаками всеобщего удовольствия, рядчик совсем завихрился и
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните
задания
уж такие начал отделывать завитушки, так защёлкал и забарабанил языком,
1.2.1-1.2.3.
так неистово заиграл горлом, что, когда наконец, утомлённый, бледный и
облитый горячим потом, он пустил, перекинувшись назад всем телом,
ЖЕЛАНИЕ
последний замирающий возглас,
- общий, слитный крик ответил ему
Медлительно влекутся дни мои,
неистовым взрывом. Обалдуй бросился ему на шею и начал душить его
И каждый миг в унылом сердце множит
своими длинными, костлявыми руками; на жирном лице Николая Иваныча
Все горести несчастливой любви
выступила краска, и он словно помолодел; Яков как сумасшедший закричал:
И все мечты безумия тревожит.
«Молодец, молодец!» Даже мой сосед, мужик в изорванной свите, не
Но я молчу; не слышен ропот мой;
вытерпел и, ударив кулаком по столу, воскликнул:
«Ага! хорошо, чёрт
Я слёзы лью; мне слёзы утешенье;
побери, хорошо!» - и с решительностью плюнул в сторону.
Моя душа, пленённая тоской,
(И.С. Тургенев. «Певцы»)
В них горькое находит наслажденье.
О жизни час! лети, не жаль тебя,
___________
1
Исчезни в тьме, пустое привиденье;
Рядчик - наниматель рабочих, подрядчик.
Мне дорого любви моей мученье —
Пускай умру, но пусть умру любя!
(А.С. Пушкин, 1816)
В бланк ответов
№ 2 запишите номера заданий
1.2.1 и
1.2.2
и сформулируйте прямой связный ответ (3-5 предложений) на каждый
вопрос.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста
произведения.
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и
логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте
ответы аккуратно и разборчиво.
В чём и почему находит утешение лирический герой стихотворения?
1.2.1
1.2.2
Какую роль в данном стихотворении играют риторические обращения и
восклицание?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
ЛИТЕРАТУРА
5 / 5
Открытый вариант 1
Часть 2
В бланк ответов № 2 запишите номер задания 1.2.3.
Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа
Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений
и сформулируйте прямой связный ответ
(5-8 предложений),
(2.1-2.5) и укажите её номер в бланке ответов № 2.
аргументируйте свои суждения, опираясь на оба текста, не искажайте
Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше
авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
ответы аккуратно и разборчиво.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов)
произведения(-ий). В сочинении по поэзии нужно анализировать
не меньше двух произведений.
1.2.3
Сопоставьте стихотворения А.С. Пушкина «Желание» и А.А. Фета «Нет, я не
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
изменил. До старости глубокой…». В чём тематическая
близость
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа
приведённых стихотворений?
произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.
* * *
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение
Нет, я не изменил. До старости глубокой
аккуратно и разборчиво.
Я тот же преданный, я раб твоей любви,
И старый яд цепей, отрадный и жестокий,
Ещё горит в моей крови.
2.1
Каково авторское отношение к князю Игорю? (По «Слову о полку Игореве»)
Хоть память и твердит, что между нас могила,
Хоть каждый день бреду томительно к другой, -
2.2
Какие отрицательные черты своего поколения показал М.Ю. Лермонтов
Не в силах верить я, чтоб ты меня забыла,
в образе Печорина? (По роману «Герой нашего времени»)
Когда ты здесь, передо мной.
Мелькнёт ли красота иная на мгновенье,
2.3
Почему многие стихотворения Ф.И. Тютчева относят к философской лирике?
Мне чудится, вот-вот тебя я узнаю;
(На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
И нежности былой я слышу дуновенье,
И, содрогаясь, я пою.
(А.А. Фет, 1887)
2.4
В чём смысл названия рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»?
Тема детства в отечественной и зарубежной прозе второй половины ХХ -
2.5
начала ХХI в. (На примере одного из произведений по Вашему выбору)
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером
соответствующего задания.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
ЛИТЕРАТУРА
1 / 5
Открытый вариант 2
Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается
использование гелевой или капиллярной ручки.
Основной государственный экзамен
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
по ЛИТЕРАТУРЕ
в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов
не учитываются при оценивании работы.
Вариант №2
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
Инструкция по выполнению работы
количество баллов.
Желаем успеха!
Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей.
Часть 1 включает в себя два альтернативных варианта, содержащих
текст художественного произведения и вопросы к нему. Вам необходимо
выбрать ОДИН из двух вариантов. Первый вариант ориентирован на анализ
фрагмента эпического
(или драматического, или лироэпического)
произведения, второй - на анализ лирического стихотворения (или басни).
Выбрав для работы один из вариантов, прочитайте предложенный
текст и последовательно выполните три задания, которые требуют написания
развёрнутого ответа ограниченного объёма. Выполняя первые два задания
(1.1.1,
1.1.2 или
1.2.1,
1.2.2), дайте ответ в примерном объёме
3-5 предложений с опорой на текст.
Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает не только размышление
над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением
или фрагментом, текст которого также приведён в экзаменационной работе
(примерный объём ответа - 5-8 предложений).
Выполняя задания части
1, постарайтесь сформулировать прямые
связные ответы, избегайте пространных вступлений и характеристик.
Указание на объём ответов в части 1 условно, оценка ответа зависит от
его содержательности.
Часть 2 содержит пять тем сочинений, требующих развёрнутого
письменного рассуждения. Выберите ОДНУ из предложенных Вам тем и
напишите сочинение объёмом не менее
200 слов, аргументируя свои
рассуждения и ссылаясь на текст художественного произведения (если объём
сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
При выполнении всех заданий опирайтесь на авторскую позицию,
формулируйте свою точку зрения, используйте теоретико-литературные
понятия для анализа произведения. Соблюдайте нормы литературной
письменной речи. Во время экзамена разрешается пользоваться
орфографическим словарём, полными текстами художественных
произведений, а также сборниками лирики.
На выполнение работы даётся 235 минут. Рекомендуем 2 часа выделить
на выполнение заданий части 1, а оставшееся время отвести на написание
сочинения (часть 2).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
ЛИТЕРАТУРА
2 / 5
Открытый вариант 2
Часть 1
взбежишь по лестнице к себе на четвёртый этаж - скажешь только кухарке:
«На, Маврушка, шинель...» Что ж я вру - я и позабыл, что живу в бельэтаже.
Просмотрите предложенные для анализа тексты (варианты 1,
2).
У меня одна лестница стóит... А любопытно взглянуть ко мне в переднюю,
Выберите вариант, который Вы будете выполнять. Оценивается
когда я ещё не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как
выполнение только ОДНОГО варианта части 1.
шмели, только и слышно: ж... ж... ж... Иной раз и министр...
Вариант 1
Городничий и прочие с робостью встают со своих стульев.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните
задания 1.1.1-1.1.3.
Мне даже на пакетах пишут: «Ваше превосходительство». Один раз я
даже управлял департаментом. И странно: директор уехал, - куда уехал,
неизвестно. Ну, натурально, пошли толки: как, что, кому занять место?
Анна Андреевна. Так вы и пишете? Как это должно быть приятно
Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, -
сочинителю! Вы, верно, и в журналы помещаете?
нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь - просто чёрт возьми!
Хлестаков. Да, и в журналы помещаю. Моих, впрочем, много есть
После видят, нечего делать, - ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры,
сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт-Дьявол», «Норма». Уж и названий
курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних
даже не помню. И всё случаем: я не хотел писать, но театральная дирекция
курьеров! Каково положение?
- я спрашиваю.
«Иван Александрович,
говорит: «Пожалуйста, братец, напиши что-нибудь». Думаю себе: «Пожалуй,
ступайте департаментом управлять!» Я, признаюсь, немного смутился,
изволь братец!» И тут же в один вечер, кажется, всё написал, всех изумил. У
вышел в халате: хотел отказаться, но думаю: дойдёт до государя, ну да и
меня лёгкость необыкновенная в мыслях. Всё это, что было под именем
послужной список тоже... «Извольте, господа, я принимаю должность, я
барона Брамбеуса, «Фрегат Надежды» и «Московский телеграф»... всё это
принимаю, говорю, так и быть, говорю, я принимаю, только уж у меня: ни,
я написал.
ни, ни!.. Уж у меня ухо востро! уж я...» И точно: бывало, как прохожу через
Анна Андреевна. Скажите, так это вы были Брамбеус?
департамент, - просто землетрясенье, всё дрожит и трясётся как лист.
Хлестаков. Как же, я им всем поправляю статьи. Мне Смирдин даёт
за это сорок тысяч.
Городничий и прочие трясутся от страха. Хлестаков горячится ещё
Анна Андреевна. Так, верно, и
«Юрий Милославский» ваше
сильнее.
сочинение?
Хлестаков. Да, это моё сочинение.
О! я шутить не люблю. Я им всем задал острастку. Меня сам
Марья Антоновна. Ах, маменька, там написано, что это господина
государственный совет боится. Да что в самом деле? Я такой! я не посмотрю
Загоскина сочинение.
ни на кого... я говорю всем: «Я сам себя знаю, сам». Я везде, везде. Во дворец
Анна Андреевна. Ну вот: я и знала, что даже здесь будешь спорить.
всякий день езжу. Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш...
Хлестаков. Ах да, это правда, это точно Загоскина; а вот есть другой
(Поскальзывается и чуть-чуть не шлёпается на пол, но с почтением
«Юрий Милославский», так тот уж мой.
поддерживается чиновниками.)
Анна Андреевна. Ну, это, верно, я ваш читала. Как хорошо написано!
Хлестаков. Я, признаюсь, литературой существую. У меня дом
(Н.В. Гоголь. «Ревизор»)
первый в Петербурге. Так уж и известен: дом Ивана Александровича.
(Обращаясь ко всем.) Сделайте милость, господа, если будете в Петербурге,
прошу, прошу ко мне. Я ведь тоже балы даю.
Анна Андреевна. Я думаю, с каким там вкусом и великолепием дают
балы!
Хлестаков. Просто не говорите. На столе, например, арбуз
- в
семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из
Парижа; откроют крышку - пар, которому подобного нельзя отыскать в
природе. Я всякий день на балах. Там у нас и вист свой составился: министр
иностранных дел, французский посланник, английский, немецкий посланник
и я. И уж так уморишься, играя, что просто ни на что не похоже. Как

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
ЛИТЕРАТУРА
3 / 5
Открытый вариант 2
В бланк ответов № 2 запишите номер задания 1.1.3.
В бланк ответов
№ 2 запишите номера заданий
1.1.1 и
1.1.2
Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа
и сформулируйте прямой связный ответ (3-5 предложений) на каждый
и сформулируйте прямой связный ответ
(5-8 предложений),
вопрос.
аргументируйте свои суждения, опираясь на оба текста
(можно
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста
обращаться и к другим эпизодам этих же произведений),
произведения
(можно обращаться и к другим эпизодам этого же
не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических
произведения).
и логических ошибок.
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте
логических ошибок.
ответы аккуратно и разборчиво.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте
ответы аккуратно и разборчиво.
1.1.3
Сопоставьте рассматриваемый фрагмент комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
с приведённым ниже фрагментом комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
1.1.1
В приведённой сцене Хлестаков самозабвенно лжёт. Почему он это делает?
Какие общие черты присущи Хлестакову и Репетилову?
1.1.2
Что заставляет городских чиновников «трястись от страха»?
Репетилов
Зови меня вандалом:
Я это имя заслужил.
Людьми пустыми дорожил!
Сам бредил целый век обедом или балом!
Об детях забывал! обманывал жену!
Играл! проигрывал! в опеку взят указом!
Танцовщицу держал! и не одну:
Трёх разом!
Пил мёртвую! не спал ночей по девяти!
Всё отвергал: законы! совесть! веру!
Чацкий
Послушай! ври, да знай же меру;
Есть от чего в отчаянье придти.
Репетилов
Поздравь меня, теперь с людьми я знаюсь
С умнейшими!! - всю ночь не рыщу напролёт.
Чацкий
Вот нынче, например?
Репетилов
Что ночь одна, - не в счёт,
Зато спроси, где был?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
ЛИТЕРАТУРА
4 / 5
Открытый вариант 2
Чацкий
Вариант 2
И сам я догадаюсь.
Прочитайте приведённое ниже произведение
и
выполните
задания
Чай, в клубе?
1.2.1-1.2.3.
Репетилов
В Английском. Чтоб исповедь начать:
* * *
Из шумного я заседанья.
Тени сизые смесились,
Пожало-ста молчи, я слово дал молчать;
Цвет поблекнул, звук уснул -
У нас есть общество, и тайные собранья
Жизнь, движенье разрешились
По четвергам. Секретнейший союз...
В сумрак зыбкий, в дальний гул.
Мотылька полёт незримый
Чацкий
Слышен в воздухе ночном...
Ах! я, братец, боюсь.
Час тоски невыразимой!..
Как? в клубе?
Всё во мне, и я во всём...
Репетилов
Сумрак тихий, сумрак сонный,
Именно.
Лейся в глубь моей души,
Тихий, томный, благовонный,
Чацкий
Всё залей и утиши.
Вот меры чрезвычайны,
Чувства - мглой самозабвенья
Чтоб взашеи прогнать и вас, и ваши тайны.
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
Репетилов
С миром дремлющим смешай!
Напрасно страх тебя берёт,
(Ф.И. Тютчев, 1836)
Вслух, громко говорим, никто не разберёт.
Я сам, как схватятся о камерах, присяжных,
О Бейроне, ну о матерьях важных,
В
бланк ответов
№ 2 запишите номера
заданий
1.2.1
и
1.2.2
Частенько слушаю, не разжимая губ;
и сформулируйте прямой связный ответ (3-5 предложений) на каждый
Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп.
вопрос.
Ax! Alexandre! у нас тебя недоставало;
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста
Послушай, миленький, потешь меня хоть мало;
произведения.
Поедем-ка сейчас; мы, благо, на ходу;
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и
С какими я тебя сведу
логических ошибок.
Людьми!.. Уж на меня нисколько не похожи!
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте
Что за люди, mon cher! Сок умной молодёжи!
ответы аккуратно и разборчиво.
(А.С. Грибоедов. «Горе от ума»)
1.2.1
Почему стихотворение «Тени сизые смесились…» можно отнести не только
к пейзажной, но и к философской лирике?
1.2.2
При помощи каких художественных средств поэту удалось передать
состояние гармоничного покоя в природе?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
ЛИТЕРАТУРА
5 / 5
Открытый вариант 2
Часть 2
В бланк ответов № 2 запишите номер задания 1.2.3.
Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа
Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений
и сформулируйте прямой связный ответ
(5-8 предложений),
(2.1-2.5) и укажите её номер в бланке ответов № 2.
аргументируйте свои суждения, опираясь на оба текста, не искажайте
Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше
авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
ответы аккуратно и разборчиво.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов)
произведения(-ий). В сочинении по поэзии нужно анализировать
не меньше двух произведений.
1.2.3
Сопоставьте стихотворение Ф.И. Тютчева
«Тени сизые смесились…» и
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
приведённое ниже стихотворение М.Ю. Лермонтова
«Выхожу один я на
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа
дорогу…». В чём схожи и чем различаются
эти
произведения?
произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.
***
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение
1
аккуратно и разборчиво.
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
2.1
Почему «Слово о полку Игореве» завершается прославлением русских
И звезда с звездою говорит.
князей?
2
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
2.2
Какова авторская оценка личности Пугачёва и народного восстания в романе
Что же мне так больно и так трудно?
А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
3
2.3
На какие нравственные проблемы откликается проза Л.Н. Толстого? (На
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
примере одного из произведений по Вашему выбору)
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
2.4
Тема поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского.
(На примере
4
Но не тем холодным сном могилы...
не менее двух произведений по Вашему выбору)
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
2.5
Трагедия войны в прозе второй половины ХХ века. (На примере одного из
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
произведений по Вашему выбору)
5
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером
Тёмный дуб склонялся и шумел.
соответствующего задания.
(М.Ю. Лермонтов, 1840)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Литература. 9 класс.
1
Литература. 9 класс.
2
Система оценивания экзаменационной работы по литературе
3. Логичность и соблюдение речевых норм
Критерии оценивания выполнения заданий 1.1.1 и 1.1.2,
2
Отсутствуют логические, речевые ошибки
1.2.1 и 1.2.2, требующих написания связного ответа объёмом
1
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая,
3-5 предложений
и/или речевая) - суммарно не более двух ошибок
0
Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от
Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его
наличия/отсутствия ошибок других видов)
содержательности
(при наличии глубоких знаний экзаменуемый может
Максимальный балл - 6
ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли
экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Если по критерию
1
«Соответствие ответа заданию» ставится
Критерии оценивания выполнения сопоставительных заданий 1.1.3
0 баллов, то задание считается невыполненным, и ответ дальше не
и 1.2.3, требующих написания связного ответа объёмом
проверяется. По другим критериям выставляется 0 баллов.
5-8 предложений
Если по критерию 1 ставится 1 балл, то по критерию 2 «Привлечение
текста произведения для аргументации» за ответ не может быть поставлено
Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его
более 1 балла.
содержательности
(при наличии глубоких знаний экзаменуемый может
Если по критерию 2 за ответ ставится 0 баллов, то по критерию 1 не
ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли
может быть поставлено более 1 балла, а по критерию 3 «Логичность и
экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
соблюдение речевых норм» ответ не оценивается, по критерию
3
Если по критерию
1
«Сопоставление произведений» ставится
выставляется 0 баллов.
0 баллов, то задание считается невыполненным, и ответ дальше не
проверяется. По другим критериям выставляется 0 баллов.
Баллы
Критерии
Если по критерию
2
«Привлечение текста произведения при
1. Соответствие ответа заданию
сопоставлении для аргументации» ставится 0 баллов, то по критерию 3
2
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста
«Логичность и соблюдение речевых норм» ответ не оценивается, по
приведённого фрагмента/стихотворения
критерию 3 выставляется 0 баллов.
1
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не
Баллы
Критерии
позволяет судить о понимании текста приведённого
фрагмента/стихотворения
1. Сопоставление произведений
0
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей
2
Произведения убедительно сопоставлены в заданном
направлении анализа
2. Привлечение текста произведения для аргументации
1
Произведения поверхностно, формально2 сопоставлены в
2
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне
заданном направлении анализа
анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов,
0
Не проведено сопоставление произведения с предложенным
микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена,
текстом в заданном направлении анализа
фактические ошибки отсутствуют
1
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне
пересказа произведения или общих рассуждений о его
содержании, авторская позиция не искажена,
И/ИЛИ допущено одна-две фактические ошибки
0
Суждения не аргументированы текстом произведения,
И/ИЛИ авторская позиция искажена1,
И/ИЛИ допущено три или более фактические ошибки
1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения,
2
Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается
общих авторских оценок.
повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Литература. 9 класс.
3
Литература. 9 класс.
4
Критерии оценивания выполнения заданий 2.1-2.5, требующих
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для
написания сочинения (в объёме не менее 200 слов)
аргументации
4
Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является
При сопоставлении для аргументации тексты двух произведений
главным. Если при проверке работы эксперт по критерию 1 ставит 0 баллов,
привлекаются на уровне анализа важных для выполнения
задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется. По
задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.,
другим критериям выставляется 0 баллов.
авторская позиция обоих произведений не искажена,
При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём
фактические ошибки отсутствуют
написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее
3
При сопоставлении для аргументации текст одного произведения
200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все
привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания
слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной
фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого -
и оценивается 0 баллов3.
на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании,
При объёме работы от 150 до 200 слов предельное количество ошибок
для каждого балльного уровня не меняется.
авторская позиция обоих произведений не искажена,
В инструкции к заданию части 2 указано: «В сочинении по поэзии
И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка
нужно анализировать не меньше двух произведений». В зависимости от
2
При сопоставлении для аргументации тексты двух произведений
формулировки темы участник может раскрывать её на примере
привлекаются на уровне пересказа или общих рассуждений об
стихотворений или лирических поэм. При оценке такого сочинения по
их содержании (без анализа важных для выполнения задания
критерию
2
учитывается количество привлеченных лирических
фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), авторская
произведений: при привлечении только одного произведения оценка не
позиция обоих произведений не искажена,
может быть выше 1 балла.
ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа
Баллы
Критерии
важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем,
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие
деталей и т.п., а текст другого произведения не привлекается,
3
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко,
авторская позиция не искажена,
многосторонне
И/ИЛИ допущено две фактические ошибки
2
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но
1
При сопоставлении для аргументации текст одного произведения
односторонне
привлекается на уровне пересказа произведения или общих
1
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта
рассуждений о его содержании
(без анализа важных для
поверхностно
выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и
0
Тема не раскрыта
т.п.), а текст другого произведения не привлекается, авторская
2. Привлечение текста произведения для аргументации
позиция не искажена,
3
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных
ИЛИ авторская позиция одного из двух произведений искажена
для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей
(при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3
и т.п.,
и 2 баллов),
авторская позиция не искажена,
И/ИЛИ допущено три фактические ошибки
фактические ошибки отсутствуют
0
При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается
2
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных
текст ни одного из сопоставляемых произведений,
для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей
и т.п.,
И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений,
авторская позиция не искажена,
И/ИЛИ допущено четыре или более фактические ошибки
допущено одна-две фактические ошибки
3. Логичность и соблюдение речевых норм
2
Отсутствуют логические, речевые ошибки
1
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая,
3 Правила подсчёта слов совпадают с правилами, используемыми при проверке работ ЕГЭ
и/или речевая) - суммарно не более двух ошибок
по русскому языку, ЕГЭ по литературе:
«При подсчёте слов учитываются как
0
Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от
самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая
последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» - одно слово,
наличия/отсутствия ошибок других видов)
«всё же» - два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например,
Максимальный балл - 8
«М.Ю. Лермонтов» - одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при
подсчёте не учитываются (например, «5 лет» - одно слово, «пять лет» - два слова).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Литература. 9 класс.
5
Литература. 9 класс.
6
1
Для аргументации текст привлекается на уровне общих
рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия
Критерии оценивания грамотности
темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.),
ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста,
Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого
авторская позиция не искажена,
оценивается отдельно за всю работу.
И/ИЛИ допущено три фактические ошибки
Экзаменационная работа оценивается по критериям ГК1-ГК3
0
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий),
«Грамотность», если участник выполнил не менее двух заданий части 1
ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста
и задание части 2 (сочинение).
произведения(-ий)) допущено четыре или более фактические
ошибки,
И/ИЛИ авторская позиция искажена
Баллы
Критерии
3. Опора на теоретико-литературные понятия
ГК1. Соблюдение орфографических норм
2
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и
2
Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной
использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях
ошибки
раскрытия темы сочинения,
1
Допущено две-четыре ошибки
ошибки в использовании понятий отсутствуют
0
Допущено пять и более ошибок
1
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не
ГК2. Соблюдение пунктуационных норм
использованы для анализа текста произведения(-ий),
2
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух
И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий
ошибок
0
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение,
1
Допущено три-пять ошибок
или допущено более одной ошибки в использовании понятий
4. Композиционная цельность и логичность
0
Допущено более пяти ошибок
3
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его
ГК3. Соблюдение грамматических норм
смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет
2
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка
нарушений последовательности и необоснованных повторов
1
Допущено две-три ошибки
2
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его
0
Допущено четыре и более ошибки
смысловые части логически связаны между собой,
НО
Максимальный балл за грамотность - 6
внутри смысловых частей есть нарушения последовательности
и необоснованные повторы
1
В сочинении прослеживается композиционный замысел,
НО
есть нарушения композиционной связи между смысловыми
частями,
И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается
0
В сочинении не прослеживается композиционный замысел,
допущены грубые нарушения последовательности частей
высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла
сочинения
5. Соблюдение речевых норм
2
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок
1
Допущено три-четыре речевые ошибки
0
Допущено пять или более речевых ошибок
Максимальный балл за сочинение - 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////