Теоретические основы регионального развития. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год)

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретические основы регионального развития. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год)

 

 

Теоретические основы регионального развития


 

  1. Краткая характеристика современного федерализма как одной из форм государственного устройства

    Федерализм – принцип государственного устройства, который заключается в разделении государственной власти между государством и его субъектами, что обеспечивает его (государства) единство и целостность.

    XX век – век федерализма. Из 200 стран-членов ООН более 20 из них – чисто федеративные, среди которых есть и индустриальные гиганты (США), и государства поменьше (Австрия, Швейцария), есть и переходные. В федеративных государствах проживает 40% населения земного шара (>2,5 млрд). В последнее время на путь федерализма встали такие страны, как Бельгия, Босния и Геруеговина.

    Специфические принципы федерализма:

    • принцип единства в многообразии (без учета этнических особенностей)

    • принцип разделённого суверенитета

    • принцип субсидиарности

    • принцип сочетания симметрии и асимметрии в федеративном устройстве (одинаковые права и в то же время управление)

      Федерализм может совпадать с федеративной формой государственного устройства, но это не обязательный признак, поскольку «федерализм… может существовать без федерации, но невозможно существование федерации без федерализма».

      Федерация – форма государственного устройства, при котором входящие в неё образования (единицы) наделены определёнными полномочиями, исторически присущими государствам (конституция, парламент, исполнительные и судебные органы), при сохранении единого гражданства, денежной единицы и общей конституции.

      Федерация – форма государственного устройства, основанная на принципе федерализма и разделении государственной власти между государством и его субъектами.

  2. Действующие модели федераций (на примерах США, РФ, Бельгии, Индии и др.)

    Что касается моделей федерализма, то наиболее уместна их классификация, основанная на культурных особенностях и геополитических свойствах государства. Этот принцип классификации моделей федерализма объясняет причину многообразия форм федеративного устройства го- сударства: становится ясно, что не все государства, которым свойственна федеративная форма государственного устройства, применяют единые принципы построения федерации. Кроме того, не каждое государство способно стать федерацией, и такая форма государственного устройства одним народом может восприниматься как ценность, благо, а другим — как произвол.

    А). Канадская модель

    Исполнительный федерализм. Пример: Индия, ≈ Россия, Нигерия. Руководство определяет всё. Центр – средство поддержания отношений. Высока роль региональных элит.

    Б). Американская модель

    Федерация федераций. Стремление к самостоятельности и равенству всех штатов между собой.

    В). Российская модель

    Полуфедерационная модель. Национально-территориальный признак образования. Очень большая территория. Неравнозначность субъектов (проявляется в названиях). Некоторые имеют право заключать международные договоры (Москва).

    Г). Симметричный федерализм

    Субъекты федерации наделены абсолютно равными правами, но у центра больше. Пример: ФРГ, Австралия, Австрия, Бельгия

    Д). Европейская модель

    Суперфедерация. ЕС действует как государство. Имеются наднациональные органы.


     

    По способу распределения и осуществления властных полномочий выделяются централизованные и децентрализованные федерации.

    Такое деление обладает определенной долей условности, как замечают сами сторонники такого разделения. Степень централизации может быть различной, и в некоторых случаях четко отнести ту или иную федерацию к какому-либо виду сложно (высокоцентрализованными федера- циями называют Индию и Пакистан).

    С точки зрения способа создания различаются договорные, конституционные и конституционно-договорные федеративные государства.

    Договорные федерации возникают на основе соглашения, договора, заключенного между самостоятельными государствами (так, например, шло развитие созданного в 1922 г. СССР и образованной в 1787 г. федерации США). Договор может заключаться и между отдельными государственными образованиями, без какого-либо акта общего характера (таким образом, сна- чала создавалась конфедерация, ставшая затем федерацией, в Швейцарии).

    Конституционные федерации создаются в результате актов государственной власти. Они учреждаются обычно путем принятия конституции или поправок к ней (в 1956 г. — Индия, в 1993 г.

    — Бельгия).

    Вместе с тем сторонники такого разделения федераций говорят, что нельзя поставить непреодолимый рубеж между договорными и конституционными федерациями. Создание федераций в США, Швейцарии, Германии и в некоторых других странах имело по существу договорно-конституционный характер.

  3. Симметричная и асимметричная федерации: их сопоставительный анализ

    По равенству статусов своих субъектов федерации делятся на симметричные и асимметричные. Эта классификация федераций тоже не абсолютна: симметричных федераций, даже с юридической точки зрения, не говоря уже о неодинаковой фактической роли их различных субъектов, не существует. Тем не менее, такое различение "имеет определенное методологическое значение для дальнейшего анализа различных моделей территориально-политического устройства".

    Симметричная федерация состоит из однопорядковых составных частей, т.е. все они должны иметь одинаковый правовой статус субъектов федерации. Однако на практике реализация данного принципа может привести к игнорированию экономических, исторических и других особенностей отдельных регионов. Всякая нивелировка принижает богатство форм.

    Асимметричная федерация имеет три разновидности.

    Первая модель характеризуется сосуществованием в рамках одной федерации разных структурных единиц: субъектов и других территориальных образований (федеральных территорий, федерального округа, ассоциированных государств). Это структурно асимметричная форма, неравенство заложено в составе федерации существованием субъектов и несубъектов с усеченными правами последних.

    Вторая модель включает в свой состав только субъекты, но они не одинаковы. Типичной такой формой является Россия: среди ее 83 субъектов - республики, края, области, автономная область, автономные округа, 2 города федерального значения. В соответствии со ст.5 ч.I Конституции 1993г. все субъекты равноправны, но на деле республики названы "государствами", имеет свои конституции и собственное гражданство.

    Третья модель - "скрытая асимметрия". В такой федерации все субъекты могут быть однопорядковыми, но элементы асимметрии присутствуют и здесь (например, имеют неодинаковое представительство в верхней палате парламента, зависящее от численности населения субъектов, как в Арабских эмиратах).

    Асимметричная федерация опирается на объективно существующие социально- экономические, исторические, национальные и иные условия. Однако, если градация в структуре федерации осуществлена без учета специфических условий и без необходимой подготовки населения, это может вызвать острые конфликты.

  4. Сущность современного регионализма (мировой и европейский опыт)

    Образование регионов, их слияние, укрупнение, распад и дробление составляют сущность процесса регионализации, мирового и национального регионализма.

    Мировой регионализм выражается в регионализации международных отношений, передаче части государственных функций на международный или субнациональный уровень. Регионы в лице своих формальных и неформальных институтов противодействуют негативным

    вызовам глобализации и выступают в качестве самостоятельного субъекта международных отношений.

    В современном мире успешно развивается европейский (западный) регионализм, основанный на приоритете прав и интересов личности перед правами и интересами любой общности. Американский регионализм кроме того превратил географическую периферию в полюса высоких технологий. Китай и другие азиатские государства демонстрируют модель восточного регионализма, основанного на сочетании поэтапной открытости к мировым рынкам с авторитарной государственной властью.

    Европейский регионализм основан на принципах «атлантического» федерализма, предусматривающего освобождение гражданского общества из-под опеки государства. Сущность европейского регионализма заключается в поэтапном переходе от наднациональных объединений к Европе регионов. В этом процессе Совет Европы идет как бы впереди Европейского Союза, закладывая фундамент будущего гражданского общества. Таким образом, сущность регионализма заключается в интеграции по формуле Европа регионов. В основе европейского регионализма лежит теория субсидиарности, предусматривающая в общественных отношениях приоритет прав и интересов личности перед правами и интересами любой общности. В Западной Европе принцип субсидиарности предусматривает четкое распределение прав и обязанностей по исполнительной вертикали с делегированием полномочий на тот территориальный уровень, где они могут исполняться наиболее эффективно.

    В результате, образуется новая реальность, в которой компетенции нации-государства сужаются, а права региональных структур расширяются. Эта тенденция противоречит интересам руководства наций-государств и ЕС, поэтому они стремятся держать процесс регионализации под своим контролем (т.е. сделать его управляемым).

  5. Регионализм и федерализм: их соотношение в контексте происходящих процессов в европейском регионе

Тесная связь теории федеративного (государственного) устройства и регионоведения объясняется тем, что контекстуально федерализм и регионализм очень близки. Это обусловлено общностью объекта исследования, каковым является территориальная организация государства (страны).

В федеративной идее политическое начало выражено в большей степени, чем в регионализме, у последнего несколько отличные гносеологические и исторические корни. В своей первооснове федерализм – это интегративная политическая идея. А регионализм – техника рациональной дифференциации и управления различиями территорий. Поэтому и смыслы их несколько разнятся. Федерализм в децентралистском, «разделистском» смысле – это более поздняя «редакция» первоначальной федеративной идеи, которая уточнялась по мере ее сближения с концепцией регионализма (этот процесс явственно обозначился вскоре после окончания Второй мировой войны). То же самое относится и к идеям «субсидиарности» и

«кооперации», проникшим в федеративную теорию под непосредственным влиянием регионализма. Базовыми ценностными установками федерализма являются политическое единство и системное объединение потенциалов территориальных образований, а регионализма

– их экономическая эффективность и сбалансированное развитие как элементов дифференцированного множества.

В той или иной степени регионализация побуждает федеральные органы власти передавать соответствующие компетенции территориальным образованиям и признавать их в качестве регионов. Это означает, что с регионализмом, который сопутствует регионализации в современной государственной политике, нельзя бороться, скорее, необходимо вырабатывать совместную политику заинтересованности регионов и центра во включении их на равных основаниях в интегрированное федеральное пространство.

6.Научные взгляды, концепции и практические шаги относительно территориального устройства будущей Европы (региональное измерение).

  1. )Основные сценарии будущего развития Европы

  2. )Некоторые вопросы о будущем гражданстве жителей Европы

В 1999 году эксперты Еврокомиссии подготовили специальный доклад “Сценарии Европы 2010”.Выводы, полученные в ходе проведенных в докладе ислледований:

-От краха Вестфальской системы к сообществу регионов(создана по итогам 3ө-летней войны 1616- 1648). Замена отдельного суверенного государства. В Вестфальской системе были созданы основы международного права. Переход от системы миропорядка к системе регионов.

-Усиление экономической и политической мощи регионов. Усиление локального влияния местной власти в регионе по принципу ДУ ИТ ЁРСЕЛФ. Распространени идеологии об опоре на собственные силы.

-Принцип Разделяемой Ответственности или общественного договора между ЕС и государствами(регионами), общественными организациями по научнотехническим, политическим, экономическим, экологическим аспектам, а также разграничение разносторонних полномочий.

-Триумф свободного рынка. Отношения между регионами донорами, отсталыми регионами и государствами будут строиться исключительно по законам рынка (во всех сферах жизни).

-“100 цветов”. Жизнь без правительства, все проблемы решаются на местном уровне. Варианты гражданства:

1)экономическое 2)мультикультурное 3)неореспубликанское 4)постнациональное 5)транснациональное

Так как происходит кризис структуры государство-нация, нужно выделять регионы, Европа регионов, либо Соединенные штаты Европы.

Из-за исторической несправедливости у некоторых государств большая площадь, у некоторых весьма маленькая (Люксембург, Лихтенштейн), нужно устранить историческую ошибку.

Глобализация и интеграция экономики, целью которых является втягивание локальных образований, межрегиональных образований. Удельный вес транснациональных объединений во все сферах жизни растет. НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, в которой компетенции государства-нации уменьшаются, а права регионов расширяются, поэтому нужно грамотно управлять процессами регионализации.

Институт регионального развития:

1)Комитет регионов. Представляет регионы государств-членов ЕС. 2)Ассамблея Европейских регионов. Представляет 289 регионов из 23 стран.

3)Хартия ЕС. Принята ЕвроПарламентом в 1991 году, занимается проблемами регионов.

7.Многомерность пространства и иерархия его структурных элементов.

Пространство-научная категория.

Пространство-поле(зона) дейсвтия и поле для принятия решений, состояние, процесс. Региональное пространство- характеризуется интегральным единством объектов, процессов, факторов для поддержания и развития.

Территорией прежде всего называется земельное пространство, на которое

распространяется юрисдикция государства или административной единицы (территориального образования) в его составе.

ВИДЫ пространства:

-глобальное-самое огромное

-геополитическое( за пределами государства)

-географическое(ландшафтные и климатические зоны)

-геоэкономическое; социокультурное;коммуникативное:информационное;образовательное;инновационное;конфесси ональное;правовое;гуманитарное.

Категории географического пространства( территории):

1)Географические координаты 2)Ландшафт 3)Климатические зоны 4)Территориальная организация общества 5)Природные богатства

ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ пространство- чуть меньше глобального –географическая проекция динамики расстановки сил в мире.

1)Макроуровень-члены военно-политических блоков(центры полюсов):Европа, НАТО 2)Национальный(государственный) уровень- совокупность территориальных форм геополитического пространства+зона влияния(Великобритания). Борьба за зоны нац.интересов. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ пространство.

  1. )Единое мировое экономическое пространство, лидер которого США.

  2. )Макроуровень-США, ВБ, Франция, Германия, Италия, Япония, Канада, Б7

На данный момент у мирового эконоического пространства 3 полюса:АТР, США+Канада, З.Европа.


 

Региональное пространство- реальное или виртуальное пространство,интегральное единство объектов, процессов, факторов;поддержание и развитие жизнедеятельности территориальных образований.

Элементы и качественные признаки многомерного регионального пространства: 1)Элементы:

-Центр-перефирия -Фокус, сосредоточение процессов регионального развития

-Ядро, основное место региона -Полюс, источник концентрации влияния

-Очаг

2)Территориальное развитие-качественная характеристика, ориентирована на постоянную положительную динамику его основных параметров

МНОГОМЕРНОЕ ПРОСТРАНСТВО это- регион+региональное пространство


 

8.Научные теории о формах организации пространства и региональном развитии.

Основные направления теории развития регионов:

1)Теория размещенного производства, капитала, населения (факторов производства) 2)Теория размещения деятельности

3)Парадигмы и концепции регионального формирования 4)Теория эффективного межрегионального взаимодействия

2 НАПРАВЛЕНИЯ: материальные факторы и нематериальные факторы(труд, привязанность к месту, инновации и т.д.)

1 НАПРАВЛЕНИЕ:

Тюнен, Вебер, Лаунхардт- наиболее рациональное местонахождение объектов производства по отношению к местам сбыта товаров (Тюнен, город деревня), зависимость мест объекта производства от места добычи сырья(Лаунхардт);Вебер, классификация факторов размещения(рабочая сила, транспорт, нахождение оптимального местоположения).

Кристаллер,ТЕОРИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ МЕСТ:

Центры обслуживают определенные территории, соты, кристаллеровское деление, территория в виде правильного шестиугольника. Определенная структура размещения объектов в пространстве,центральное место; иерархия центральных мест(центр регион местное самоуправление)

Вокргу города 6 поселков, вокруг села 6 деревень( город 6 поселков 36 поселений 216 деревень) М=(К-1) в нной степени (М число зависимых мест; н степень иерархии; К ур иерархии,увеличенный на один).

Условия развития:

  1. )Использование всей территории 2)Равновесие цен и издержек 3)Форма региона шестиугольник 4) Каждое место это вершина шестиугольника


     

  2. НАПРАВЛЕНИЕ:

    Хегерштранд-Теория диффузий и инноваций(1953)

    Диффузия инноваций-распространение(рассеивание) по территории различных экономических инноваций (новые технологии, опыт и т.д.)

  3. типа диффузии:

1)Рассеивание- возникает везде равномерно 2)Перемещение- преимущественно в одном секторе 3)Смешанный тип- рассеивается преимущественно в одну сторону ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИННОВАЦИИ- ДИФФУЗИЯ- НАКОПЛЕНИЕ- НАСЫЩЕНИЕ


 

ТЕОРИЯ ПОЛЮСОВ РОСТА

Франсуа Перру, большая роль ведущей отрасли, развитие экономического пространства от центра к перефирии.

Согласно Перру, все экономические субъекты изначально неравноправны и связаны друг с другом отношениями соподчинения, которые формируются естественным образом по мере укрупнения компаний, внедрения некоторыми из них новых технологий и т. д. Те же отношения Перру распространял и на отдельные государства и территории.

Центры принятия решений и генерирования прибыли названы Перру «полюсами роста», которые в ходе своего развития оказывают благоприятный эффект на свою периферию (подчиненные фирмы и территории). Задачей госрегулирования экономики, соответственно, является не макроэкономическое стимулирование, а политика, направленная на создание и

поддержку «полюсов роста» и расширение зоны их влияния. ПЕТВЕ-ось между полюсами, которая дает импульс росту Теория формирования ТПК- Колоссовский.

9.Основные качественные характеристики процесса регионального развития.

Изменение характерно любой изменяемой действительности.

Развитие- особый вид изменения, обновления системы, внуренней структуры и функций, превращение в нечто новое.

Региональное развитие:режим функционирования региональной системы, который ориентирован на позитивную динамику уровня и качества жизни населения при сохранении воспроизводства социальноого, этнокультурного, хозяйственного, природоресурсного и экологическоо потенциалов территорий.

РР- единственное приемлемое состояние, норма бытия региона, сложный комплекс. Процесс. Признаки РР:

  1. )Устойчивость- способность к длительному сохранению условий для воспроизводства потенциала региона в режиме социальной ориентации.

  2. )Социальная ориентация- направление РР на улучшение качества жизни населения региона (рождаемость/смертность; продолжительность жизни; образованность; уровень потребления социальных благ;духовное развитие); сбалансировано с ресурсами.

  3. )Сбалансированность- всех составляющих потенциала РР

  4. )Управляемость- не дать региону стихийно развиваться, основная цель-РП. Ресурсный потенциал региона:

1)Природный 2)Трудовой 3)Финансовый 4)Информационный 5)Инновационный 6)Другой Кадастр- свод количественного потенциала природного регсурса (земельный, водный) Инновация- конечный результат от введения в регионе процесса передовых научных технологий Инновационная инфраструктура- система реализации инновационных процессов Инновационная сфера-область деятельности по внедрению новых технологий(работ, услуг) Инновационный потенциал-совокупность ресурсов региона

Инновационная политика- совокупность идей, целей, по реализации поставленных задач Инновационная программа-результат работы федеральных, региональных, межрегиональных органов, заключающийся в согласии по распределению ресурсов, исполнителям и срокам выполнения поставленных задач

Текущие социальные цели:

1) Улучшение качества предлагаемых услуг 2)Экономико-социальный рост 3)Доступное жилье 4)Духовная жизнь 5)Развитие науки 6)Занятость работой

Государственная РП СТРАНЫ:

РП региона---Ресурсный потенциал региона---Текущие социальные цели;инфраструктура региона;концепция развития региона;состояние экономики региона;правовое обеспечение--- налоговая и бюджетная система;информационно-аналитическая работа;диагностика и профилактика проблем; финансовое обеспечение---этнокультурная составляющая региона; экологическая ситуация;демографическая ситуация;регионально-политическая элита.

10.Многомерность понятия “регион”; анализ западных и российских экспертов

Разновидности регионов по Алексею Дмитриевичу Воскресенскому:

1)-Географические макрорегионы: Азия, Африка, Америка, Австралия и Океания, Европа

-Мезорегионы:Центральная, Южная, Северная Америка; Европа; Австралия и Океания без воды; Северо-Восточная, Западная, Южная(Индия, Вьетнам, Пакистан), Центральная(Казахстан, Киргизия, Иран, Туркменистан) Азия.

-Субърегионы: Европа( Северная, Восточная, Центральная, Южная; Ближний Восток( 16 стран Южной Азии, Египет и Судан) и так далее.

РЕГИОН- обширная территория, охватывающая главные подразделяемые части континентов или их целостные части.( часть территории, имеющая определенные границы)

  1. )Историко-Культурные регионы:

    -Китайский -Корейский -Вьетнамский(Вьетнам, Лаос, Камбоджа) -Индийский( Цейлон, Непал, Индия, Бутан) -Тюркский(Турция, Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Туркменистан, Азербайджан)

    -Арабский( 17 государств) -Российский (Россия, Украина, Белоруссия) -Европейский (европейские государства) -СевероАмериканский(США,Канада) -ЛатиноАмериканский(От Мексики до Аргентины) -Африканский (все время меняется)

    Культура-прежде всего, язык.

  2. )Культурно-религиозные (цивилизационные) регионы:

-Конфуцианский и буддистский:Монголия, Китай

-Индуистский

-Мусульманский (от Индонезии до западного побережья Африки)

-Православный( Россия, Украина, Белоруссия, Греция, Болгария, Молдавия, Румыния, Черногория)

-Западно-христианский(Канада, США, Австралия, Новая Зеландия, Латинская Америка, Африка)

-Тихоокеанский(Япония:синтоисты и буддисты) 4)Международно-политические регионы:

-Зоны действия международных организаций

-НАТО -АСЕАН -ЦентральноАмериканские государства -Американские государства -ШОС

-СНГ -Организация стран Балтийского( Средиземного) моря 5)Геоэкономические и геополитические регионы:

-Англоамериканские государства( по принципу экономической кооперации, совместная система безопасности, общность истории и традиций

-Марокко, Алжир, Тунис, Западная Сахара:Страны “Агрив”(там, где восходит Солнце) Макрорегионы мира по Вольскому:

  1. )Западная Европа 2)ЦентральноВосточная Европа 3)Российский 4)Средняя Африка и Средний Восток 5)Южная Азия 6)Восточная Азия 7)ЮгоВосточная Азия 8)Африка южнее Сахары 9)Северная Америка 10)Латинская Америка 11)Австралия и Океания


     

    Регионализация -глобализация в отдельном регионе мира

    Регионализм -общественные отношения, в котором главными являются отношения между регионом и государством.


     

    Признавая существующую путаницу в определении понятий «район» и «регион», американские профессоры П. Джеймс и Дж. Мартин пишут: «Обычно под словом "регион" понимается целостный участок территории, отличающийся некоторой однородностью в своей основе, но не обладающий четкими границами. Более того, это слово часто употребляется для обозначения больших территорий, образующих главные подразделения континентов. Но в профессиональном языке географов, используемом здесь, слово "регион", или "район", применяют по отношению к территориям самой разной площади, которые характеризуются определенной однородностью, являющейся специфической и служащей основанием для того, чтобы выделить эти территории». Профессор Гарвардского университета Грае писал: «Мы можем определить государство. Оно имеет организацию, границы и название. Оно имеет записанную историю. Но что такое район?

    Конечно, это не политическая и не административная единица. Мы можем сказать лишь, что это

    территория, отличающаяся достаточно характерными признаками для того, чтобы отделить ее от соседей».


     

    По Гладкому и Чистобаеву: Западная Европа, Восточная Европа, Евразийский макрорегион, Афро- Азиатские макрорегионы, Англоязычная Америка, Латинская Америка, Австралия и Океания. В составе афроазиастских макрорегионов: Месопотамия, Египет, Левант, Аравия, Магриб, Малая Азия, ИранАфганистан, Центральная Азия, Япония, Китай, Индокитай, Островная часть ЮВ Азии, Индостан и Африка южнее Сахары.

    1. Индекс развития человеческого потенциала как важнейший индикатор регионального развития и его составляющие элементы.


       

      Индекс человеч развития – комбинированный показатель, характеризирующий развитие человека в странах и регионах мира. Разработан пакистанским экономистом. Используется ООН как альтернативный показатель человеч прогресса, противоположный чисто экономическим оценкам.

      Был введен ПРООН в 1990 г. в Докладе о развитии человека. Рассчитывается экспертами ПРООН совместно с группой независимых международных экспертов.

      При подсчете ИЧР учитывается 3 вида показателей:

      • Здоровье и долголетие, измереямое ожидаемой продолжительностью жизни

      • Доступ к образованию, измеряемый уровнем грамотности взрослого населения

      • Достойный уровень жизни, измеряемый величиной ввп на душу населения по паритету покупательной способности.

        Эти три измерения стандартизируются в виде числовых значений от 0 до 1, среднее геометрическое которых представляет собой совокупный показатель ИЧР в диапазоне от 0 до 1. Затем государства ранжируются.


         

        Главная задача вычислений ИЧР – ранжирование различных стран и сопоставление рейтинга стран по ИЧР и ВВП на душу населения. Если рейтинг по ИЧР выше, чем по среднедушевому ВВП, это позволяет судить о большей ориентированности экономики страны на цели человеческого развития, и наоборот.

        ИЧР – критерий разделения стран на группы с различным уровнем человеческого развития.

        • Страны с очень высоким уровнем человеческого развития (ИЧР > 0,9)

        • Страны с высоким уровнем человеческого развития (ИЧР > 0,8)

        • Страны со средним уровнем человеческого развития (0,5 < ИЧР < 0,8)

        • Страны с низким уровнем человеческого развития (ИЧР< 0,5)

          Отчеты запаздывают на 2 года. Охватывает 187 стран и территорий и еще 8 стран, которые не

          могут предоставить данную статистику.

          Статистика на 2014 год позволяет увидеть, что уровень ЧР продолжает расти, но темпы его повышения снизились во всех регионов мира и процесс весьма не стабильный. Происходит процесс сближение стран с оч высоким и низким уровнем развития.

          Страны с очень высоким уровнем ИЧР

          1. Норвегия

          2. Австралия

          3. Швейцария

          4. Нидерланды

          5. США

          6. Германия

          Россия находится на 57 месте (0,778) (страны с высоким уровнем человеческого развития), Киргизия 125 место (страны со средним уровнем человеческого развития)

          Россия: продолж жизни - 69 лет

          Продолж образования в среднем – 11,7 лет

          Валовой нац доход - 12700 $ в год. Социальное неравенство, экологич проблемы, низкий уровень жизни. Делается усилия на использование природных ресурсов, а не на диверсификацию экономики. Но РФ опережает остальные страны БРИКС.

          рейтинг по 1990 г СССР занимало 26 место, а США 19 место. В 1994 г РФ на 34, была инерция тех потенциалов, кот были в СССР.


           

    2. Сущность и основные задачи РП государства.

      Региональная политика - сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным, экологическим развитие' страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.


       

      Цели и задачи региональной политики:

      1. создание и упрощение единого экономического пространства и Обеспечение социальных, экономических, правовых и организационных основ государственности

      2. относительное выравнивание условий социально- экономического развития регионов;

      3. приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для государства;

      4. максимальное использование природных в т. ч. ресурсных особенностей регионов;

      5. предотвращение загрязнения окружающей среды, экологизация регионального природопользования, комплексная экологическая защита регионов.


         

        В развивающихся странах региональная политика требует вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий и ресурсов, интеграции различных пространств в единый нац рынок, смягчения противоречий между городом и деревней, регулирование урбанизации.

        Для России региональная политика имеет исключительно важное значение из-за огромных различий в природно-географических, социально-демографических, экономических и других условиях. В современных условиях, в период перехода к рыночным отношениям, роль региональной политики еще более возрастает. Это обусловлено:

        • усилением центробежных, сепаратистских настроений в регионах, дезинтеграцией экономического пространства;

        • необходимостью учета специфики регионов при проведении реорганизации экономики и учета резко отличающихся начальных условий в регионах;

        • незавершенностью и противоречивостью разграничения компетенции федеральных и региональных органов управления;

        • политической нестабильностью и межэтнической напряженностью в ряде регионов;

        • геополитическими и социально-экономическими последствиями распада СССР;

        • экономическим кризисом, острыми проблемами в регионах.

          Цели региональной экономической политики Правительства России носят долговременный

          характер и связаны со стратегическими направлениями социально-экономического развития страны.

          Основными целями региональной политики в Российской Федерации являются:

        • обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства;

        • обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов;

        • выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

        • предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;

        • приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;

        • максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;

        • становление и обеспечение гарантий местного самоуправления;

        • перераспределение полномочий между центрами и регионами в направлении предоставления большей самостоятельности территориальным образованиям;

        • поиск путей разрешения противоречий между государством и регионами или между регионами;

        • координация стратегических целей, долговременных региональных программ и т.д.

          Одними из важнейших положений региональной политики в Российской Федерации являются:

        • децентрализация власти путем закрепления за субъектами Российской Федерации возможно большего числа полномочий в сферах совместного ведения, а также усиление влияния населения на принятие решений федеральными органами государственной власти. Эти меры будут способствовать повышению эффективности взаимодействия федеральных

          органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечению стабильности развития и укреплению единства Российского государства;

        • обеспечение действия принципа равноправия субъектов Российской Федерации между собой и в их отношениях с федеральными органами государственной власти с учетом

      специфики каждого из них путем достижения реального конституционно-правового равенства субъектов Российской Федерации, соблюдения прав и интересов субъектов Российской Федерации в ходе подготовки и принятия правовых актов федеральных органов государственной власти.


       

    3. Понятие о субъектах и объектах РП государства

      К основным объектам рег политики относятся: производственные (предприятия), социальные (человек-как представитель социума, семьи, этноса), денежно-финансовые и тд. В качестве субъектов регионального управления могут выступать как конкретные представители государственной и региональной власти (лица физические), так и отдельные учреждения, организации и предприятия (лица юридические).


       

    4. Основные принципы РП.

      Принципы:

      • четкое распределение ответственности и прав между исполнительными органами различных уровней, осуществляющих функции управления региональным развитием;

      • учет экономических и социальных задач в региональном развитии;

      • формирование, прежде всего долгосрочных целей развития регионов;

      • долгосрочное планирование и учет всех имеющихся ресурсов для обеспечения регионального развития.

      • концентрация ресурсов в наиболее нуждающихся регионах и группах регионов;

      • финансирование рассматривается скорее как долгосрочная программа, а не как одноразовый проект;

      • политика осуществляется путем установления отношений партнерства между Европейской комиссией, национальным правительством и местными и региональными властями;

      • принцип дополнительности, когда финансирование на уровне ЕС дополняет, а не заменяет собой ресурсы, ассигнуемые на эти цели на национальном уровне;

      • принцип субсидиарности, при котором управление ресурсами осуществляется на самом нижнем в зависимости от ситуации административном уровне: региональном,

        национальном или европейском. Кроме того, существенное внимание уделяется контролю и оценке, что позволяет обеспечивать эффективное использование фондов.


         

    5. Субсидиарность как базовый принцип современной региональной политики

    Политическая теория субсидиарности исходит из необходимости распределения власти по вертикали. Ее смысл состоит в поиске оптимума между централизацией и регионализацией на основе предоставления каждому уровню власти необходимого набора полномочий. Распределение компетенции по вертикали позволяет повысить эффективность управления и не допустить концентрации политических, экономических и иных ресурсов в одних руках, а следовательно, и ответственности за их использование.

    Очевидно, что при рассмотрении механизма субсидиарности мы сталкиваемся, с проблемами в системе: «Центр-регион-муниципалитет», затрагивающими компетенционную триаду

    «полномочия-финансы-ответственность» и упирающимися в проблемы административного

    вмешательства. Опустив рассмотрение вопросов распределения финансов, акцентируем внимание на политико-правовую сторону проблемы взаимоотношений между уровнями власти.

    Исходя из взаимной детерминированности политики и права, отметим, что принцип субсидиарности не получил своего системного закрепления в законодательстве России: те или иные аспекты данного принципа хаотично раскрываются в отдельных федеральных законах. Конституция РФ так же не содержит понятия «субсидиарность», хотя и предусматривает в соответствии с частью 3 статьи 5 один из принципов федеративного устройства Российской Федерации - разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации [1]. При этом статьи 11 и 76 Конституции РФ, по-разному определяют правовые формы регулирования предметов ведения и полномочий. Так, часть 3 статьи 11 Конституции РФ устанавливает, что «Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий», а часть 2 статьи 76 к регулятору разграничении предметов ведения и полномочий органов государственной власти относит федеральный закон: «По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации». Данная политико- правовая коллизия заставляет задуматься о том, какая форма разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти является приоритетной, а соответственно, каким властным потенциалом обладает субъект Российской Федерации и насколько этот потенциал стабилен.

    Принцип Субсидиарности определен в статье 5 Договора о создании Европейского Сообщества. Он означает, что решения должны приниматься на как можно более близком к гражданам уровне, причем необходимо следить за тем, чтобы те или иные действия Сообщества были действительно оправданными в рамках национальных, региональных или местных возможностей. В тех сферах, которые не попадают под исключительные полномочия Союза, последний только тогда предпринимает какие-то действия, когда его меры являются более действенными, чем национальные, региональные или местные. С Субсидиарностью связаны принципы пропорциональности и необходимости, то есть меры Союза не должны выходить за рамки того, что необходимо для реализации целей договоров.

    На заседании в Эдинбурге в декабре 1992 г. Европейский Совет принял декларацию о принципе Субсидиарности, в которой регулируется его применение. Согласованная в этой декларации концепция была включена в протокол о применении принципов Субсидиарности и пропорциональности, присоединенный Амстердамским договором к Договору о создании Европейского Сообщества. Этот протокол помимо прочего предусматривает систематическое проведение анализа результатов действия законопроектов с точки зрения принципа Субсидиарности и уменьшение, насколько это возможно, обязательной силы мер, определяемых Сообществом.

    1. Основные принципы рп.

      Региональная политика государства —сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.

      Региональная политика обычно является составной частью национальной стратегии социально экономического развития и как таковая полностью исходит из философской концепции властей. При выработке основных направлений региональной политики необходимо учитывать ряд важнейших принципов, а именно:

      • согласование интересов государства и регионов;

      • дифференцированный подход к возможностям и перспективам развития регионов;

      • субсидиарность;

      • обеспечение комплексного социально-экономического развития регионов.

      • участие широких слоев населения в региональном развитии

      • автономность каждого региона

      • открытость границ.

    2. Субсидиарность как базовый принцип современной рп.


       

      Политическая теория субсидиарности исходит из необходимости распределения власти по вертикали. Ее смысл состоит в поиске оптимума между централизацией и регионализацией на основе предоставления каждому уровню власти необходимого набора полномочий.

      Распределение компетенции по вертикали позволяет повысить эффективность управления и не допустить концентрации политических, экономических и иных ресурсов в одних руках, а следовательно, и ответственности за их использование.


       

    3. Бюджетный федерализм: понятие, основные модели.

      Под бюджетным федерализмом (БФ) следует понимать систему взаимоотношений между бюджетами различных уровней в федеративном государстве.

      Связанный с распределением финансовых ресурсов, БФ играет важную роль в решении проблемы социального неравенства и обеспечения оптимального соотношения экономической эффективности и территориальной справедливости. Преодоление возникающих при этом противоречий и обеспечение прав каждой личности и людских коллективов на получение определенного объема социальных услуг и является целью бюджетного федерализма.

  2. модели бюджетного федерализма:

  • децентрализованный (конкурентный) бюджетный федерализм

    -кооперативный бюджетный федерализм (главный принцип-территориальная справедливость) Первый из них встречается реже (в некоторых странах с развитой рыночной экономикой) и отличается высокой степенью децентрализации управления, финансовой независимости региональных властей и ослабленностью главной движущей силы региональной политики - государственного сектора. Ясно, что конкурентная модель БФ более перспективна в небольших по территории государствах, где, как правило, отсутствуют необжитые пространства и большие диспропорции в уровне развития регионов. Считается, что достоинства данной модели состоят в относительной независимости регионов от центра и минимизации перераспределительных процессов в бюджетно-налоговой системе.


     

    Кооперативный тип БФ более распространен в мире и характеризуется более или менее ярко выраженным участием центрального правительства в политике выравнивания межрегиональных диспропорций, ответственностью центра за поступление в регион государственных финансов и вообще тесным сотрудничеством центральных и местных государственных структур. Некоторые недостатки данной модели БФ (рутинность процесса перераспределения, зависимость местных администраций от центра и др.) с лихвой компенсируется такими ее преимуществами, как экономичность централизованного сбора налогов, хорошие возможности по аккумулированию средств в целях горизонтального выравнивания территориальных бюджетов и т. п. В мире не существует идеальной модели бюджетного федерализма: эффективность каждой из них зависит от множества объективных и субъективных факторов, определяющих специфику страны.


     

    1. Сущность стратегии регионального развития и её структурные элементы.


     

    Стратегия регионального развития 一 это способ, средство достижения намеченных целей, форма управления хозяйственной деятельностью и территориальной организацией (жизни) общества. Правильный выбор стратегии позволяет сконцентрировать усилия и ресурсы на реализации потенциала экономического развития и тем самым обеспечивать эффективное развитие регионов в рыночных условиях. В ходе разработки стратегии выявляются место, роль и функции регионов в новых условиях хозяйствования, определяются стратегические приоритеты развития региона в трансформируемой экономике, обосновываются экономические, финансовые и организационные механизмы реализации стратегии в новой институциональной среде. Безусловно, стратегия развития отдельного региона должна органически вписываться в стратегию развития страны и

    составлять с ней единое целое.


     

    Качественные признаки регионального развития:

    1. устойчивость процесса рег раз - способность к длительному сохранению условий для воспроизводства потенциала региона в режиме соц ориентации

    2. социальная ориентация - региональное развитие направленоe на улучшение качества жизни населения региона.

      Данный признак определяется след факторами

  • рождаемость и смертность

  • продолжительность жизни

  • уровнем потребления социальных благ

  • образованность населения

  • духовная культура

  1. сбалансированность всех составляющих потенциала развития региона

  2. управляемость процессами регионального развития. Требование и одновременно основная цель не дать развиваться стихийно, в режиме саморегулирования.


 

В целом региональная система стратегического планирования должна включать в себя следующие основные элементы:

Долгосрочную стратегию социально-экономического развития на 20-25 лет, определяющую основные приоритеты и перспективы развития региона.

Среднесрочную программу социально-экономического развития на 4-6 лет, содержащую согласованный перечень мероприятий и проектов, которые позволят реализовать намеченные в рамках стратегии долгосрочные цели.

Краткосрочные планы органов власти на год, описывающие первоочередные задачи, которые необходимо решить для выполнения программы социально-экономического развития, ответственных за выполнение задач и ресурсы, требуемые для их выполнения.

Структурные элементы:

Инновационная инфраструктура - это система организаций и структур которая участвует в реализации инновационных процессов.

Инновационная сфера - это область деятельности по внедрению новых технологий, работ услуг. Инновационный потенциал - это совокупность различных ресурсов региона

Инновационная политика - совокупность целей и задач по реализации конечных результатов Инновационная программа - это комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам и сроками и исполнителями

Инновационный банк - вид коммерческих банков отличающийся от других банков.

  • степенью риска вложения капитала ( венчурные капиталы означает рисковые капиталы)

  • объемами и сроками вложение капитала и выдачи ссуд

  • необходимостью дополнительных гарантий вкладов


 

20. Условия развития региональных процессов.


 

  1. )Понятие о концепции развития региона и ее структурных элементах.

    Концепция (лат.conceptio) означает:

    • Понимание, способ понимания, способ трактовки явлений, основная точка зрения;

    • Руководящая идея;

    • Ведущий замысел.

      Концепция регионального развития – это основная идея развития региона; основной взгляд на

      разрешение проблемы регионального развития; первичный базовый элемент в системе выработки стратегии и постановки задач развития региона.

      Концепция – это идея регионального строительства, первичный базовый документ с обоснованием наиболее верных:

    • Целей развития и способов их реализации;

    • Масштабов развития;

    • Правового, финансового обеспечения;

    • Методов достижения конечных целей.

      В концепции:

    • Определяются масштабы, темпы, основные направления регионального развития региона, его отдельных подсистем и проблемных территорий;

    • Дается оценка мер по региональному развитию;

    • Дается общее обоснование системы применяемых мер;

    • Обосновываются рост уровня и совершенствование образа жизни населения региона.

      На основе концепций разрабатываются программы (целевые комплексные документы), в которых

      сама концепция обосновывается более подробно. Идеология концепции развития региона зависит от:

      1. Иерархического ранга региона. Иерархия (ранжирование) регионов в РФ:

        • Высшее звено – социально-экономическая система страны;

        • Крупные экономические районы РФ: «Большая Волга», «Северо-Запад»,

          «Черноземье», «Сибирское соглашение»;

        • Субъекты страны: республики, края, области, автономные округа, города федерального подчинения.

        • Муниципальные образования.

          Чем выше ранг, тем устойчивее тенденции развития, меньше зависимость от внешних факторов,

          больше опора на собственные ресурсы.

      2. Потенциальных возможностей региона:

        • Демография

        • Инфраструктура

        • Климат

        • Экология

        • Людские (рабочие) ресурсы

        • Финансовые возможности

          Чем крупнее совокупный потенциал, тем выше инерционность развития, меньше воздействие

          случайных явлений. Например, если в малом городе разместить более-менее крупное предприятие, это скажется на темпах развития города, но не отразится на уровне области.

      3. Внешних условий:

        • Совокупность централизованных ресурсов

        • Иностранные инвестиции

        • Государственная стратегия социально-экономического развития

        • Геополитическое положение

        • Соседи региона

      Структура концепции регионального развития (на примере российского опыта):

      1. Цели концепции и проблема региона: исследуется «стартовый» уровень региона, изучаются тенденции и проблемы. Выделяют 2-3 основные проблемы, определяющие развитие региона. Далее формируется система целей ближней перспективы. От того, насколько верно установлены проблемы, зависит правильность выбора системы целей. Еще лучше, установить промежуточные проблемные ситуации, что облегчит устранение конечной проблемы. Формируются основные положения концепции: проблемы, цели, методы развития региона, ресурсное обеспечение, механизм управления регионом.

      2. Прогноз и анализ: обобщение результатов прогнозов развития регионов, формирование целостной системы предварительных прогнозов долгосрочного развития региона. Все прогнозы взаимосвязаны: без учета миграций нельзя составить социально- демографический прогноз, миграции нельзя спрогнозировать без экономического прогноза, а эк.прогноз – без оценки экономического потенциала.

      3. Учет внешних факторов: подробное изучение внешних факторов, окончательное согласование целей и ресурсов (возможно сокращение кол-ва целей), взаимоувязка эк., соц., эколог. аспектов регионального развития.

      4. Концептуальный (завершающий/сводный): концепция приобретает целевой характер, изложена сама идея концепции в форме целей, задач развития и выбор модели развития.

      Любая концепция регионального развития по масштабам имеем разноуровневые аспекты:

    • 1-ый аспект – макроструктурный; отражает принципиальные подходы к наиболее крупным проблемам: вывод региона из состояния депрессии или стагнации, подъем экономики региона, поддержка предпринимательства;

    • 2-ой – межотраслевой; направлен на решение проблемных ситуаций (более мелкого масштаба);

    • 3-ий – территориальный; направлен на формирование перечня объектов, которые нужно развивать; например, на охрану окр.ср., регулирование демографической ситуации и пр.;

      рассматриваются пути становления и развития местного самоуправления, совершенствования административно-территориального устройства.

      Модели существующих концепций регионального развития:

      1. Инерционная: на базе уже сложившейся системы наращивания темпов регионального развития, с учетом выбора инвестиционной политики.

      2. Конверсионная: решительное преобразование систем развития и управления.

      При выборе соответствующей модели особое внимание обращается на учет местных условий развитости инфраструктуры региона.

      Условия успешной реализации концепции:

    • Уровень (степень) готовности различных структур государства к реализации разработанной концепции (бюджетное обеспечение, правовое обеспечение и др.)

    • Объективность оценки ситуации в регионе и реальность поставленных задач

    • Степень заинтересованности региона в реализации концепции, особенно местной политической элиты и предпринимателей.

  2. )Сущность диагностики как первоосновы научного прогнозирования регионального развития.

    Понятие региональной диагностики тесно связано с определением общего состояния региона; состояния его "здоровья" или "болезни". Экономическое состояние региона обследуется с помощью системы индикаторов, однако понятие «норма» бесполезно, так как РФ – страна большая и неоднородная.

    Задачи диагностики:

    1. получить паспорт региона - картину, отражающую его состояние – для выработки тактики и стратегии его развития;

    2. результаты диагностики востребованы другими органами (информация для отраслевой реструктуризации хоз. комплекса, для составления планов соц-эк. развития РФ);

    3. это один из инструментов для банков, корпораций и бирж, которые размещают своим капиталы и формируют региональные рынки.

      Данные диагностики необходимы для прогнозирования регионального развития и выработки стратегии регионального развития.

      Диагностика - объективно необходимый комплекс мер для получения всесторонней информации о чем-либо.

      Виды диагностики:

      1. Природно-ресурсного потенциала региона (совокупности естественных ресурсов, служащих основой развития местной экономики). Трудности количественной оценки: оценивать не только ресурсы, но и природные условия; сложно вычислить потенциал всех видов ресурса отдельно; каждый потенциал имеет свои единицы измерения, трудно свести к общему знаменателю. Балльный метод: есть единая шкала, каждый потенциал региона в зависимости от своей величины получает свой балл (исчисляется по формуле). Метод стоимостных показателей: оценка стоимости продукции, которая может быть получена в пределах данного региона.

      2. Демографии региона (смертность, рождаемость, возраст, миграции, % городского/сельского населения). Важность диагностики после 90-х, когда страна перешла к суженному воспроизводству населения. Диагностика рождаемости: установить

        факторы, влияющие на тенденции в рождаемости, и их влияние. Диагностика смертности: особо важно учитывать детскую смертность, смертность в трудоспособных возрастных категориях.

        image

      3. Расселения: анализ районов с разной плотностью населения, коэффициент территориальной концентрации населения (величина средней плотности населения):

        n

        image

        image

        RD , где 0,5 S

        R - коэффициент концентрации населения D - среднее расстояние между поселениями S - площадь исследуемой территории

        n - число поселений

        Если R=2 – равномерное распределение населенных пунктов, 0 – скученность населения, 1- хаотичное распределение.

        Также следует учесть долю региона в стране. Она рассчитывается по формуле: K=0,5*(Si- Pi)*100%

        K - Доля региона в стране

        Si - Доля площади территории Pi - Доля населения

      4. Рынка труда: безработица, равновесное состояние (кол-во людей и рабочих мест), скрытая безработица (неполный рабочий день/неоплачиваемый отпуск).

      5. Экономического уровня развития региона: характеризует степень использования всех региональных производственных ресурсов, эффективность достигнутого экономического потенциала. Метод в СССР: определение регионального национального дохода на душу населения, расчет коэффициента долевого участия региона в национальном доходе всей страны. В РФ используется этот же метод при помощи данных валового регионального продукта.

      6. Динамических качеств регионов (производительность труда, инновации, прирост населения).

      7. Экологическая: качество региональной среды обитания населения (абиотическая/ биотическая/социальная). Диагностика состояния конкретных геосистем. Состояние: естественное (не измененное человеком), равновесное (скорость восстановления выше темпов нарушений), кризисное (скорость восстановления ниже), критическое (труднообратимый процесс), состояние коллапса (утеря экологической системы). Распространенное понятие в диагностике – экологический ущерб – фактические или возможные потери, возникающие в результате антропогенного воздействия. Трудности: несовпадение природных и административных границ; несовершенство методики исчисления.

    Сложность диагностики - отсутствуют единые шкалы, единицы измерения, параметры оценки. Важная составляющая региональной диагностики – экспертная – совокупность методов и форм сбора диагностической информации, получаемой контактными способами.

    Методы экспертной диагностики:

    1. опрос специалистов (экспертный - опрашиваются эксперты)

    2. социологическое собеседование

    3. наблюдение

    4. контент-анализ (анализ по тексту)

    5. разработка индикаторов (методических ключей для проведения диагностики) Алгоритм проведения диагностики:

    1. оценка влияние объективных факторов долговременного характера (местоположение, климат, удаленность от моря)

    2. анализ состояния социально-экономического развития

    3. предварительная оценка ресурсов и предпосылок развития региона

    4. разработка концепции (стратегических направлений) развития

    5. прогноз социально-экономического развития

    6. обоснование механизма государственного регулирования регионального развития

  3. )Задачи и виды прогнозирования развития региона.

    Прогнозирование – важнейшая часть процесса управления. От него зависят последствия регионального развития, полнота использования ресурсов. «Управлять – значит предвидеть». Ошибочное управление – негативные последствия и потери.

    Классификация прогнозов по признакам:

    • по объекту прогнозирования: отдельные регионы, зоны, районы, комплексы

    • по предмету прогнозирования: социальная сфера, экономическая, экологическая

    • по субъектам прогнозирования: федеральный центр, министерства, субъекты федерации

    • по срокам: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет, до 10-15 лет)

      Подходы к организации проведения прогнозов:

      1) генетический:

      Прогноз основывается на уже достигнутых результатах региона

      1) нормативно-целевой:

      Прогноз строится исходя из сформулированных целей

      Оба подхода дополняют друг друга за счет сопоставления результатов.

      Классификация прогнозов по видам аналогична классификации диагностики (классификация прогнозов по предметам прогнозирования).

      Сущность видов прогнозирования:

      1) Социально-демографический прогноз:

      Цель - определить характер, направление и количественные параметры естественного и механического движения населения, его занятости, занятости экономически активной части.

      За основу берутся данные за год, методом экстраполяции прогнозируется численность населения на перспективу:

      Население прогноза = Население конкретного года * К в степени n (среднегодовой прирост за определенный период n), К берется по таблицам.

      Составляется баланс экономически активного населения:

      1. Демографический подход (развитие региона прогнозируется в зависимости от естественного прироста населения) – краткосрочное прогнозирование

      2. Экономический подход (потребности в рабочей силе определяются исходя из намечаемых темпов роста) – долгосрочное прогнозирование

      С помощью данных о численности/занятости населения можно рассчитать:

    • Доходы населения

    • Рост з/п

    • Рост услуг населению

    • Потребительская корзина

      1. Прогноз природно-ресурсного потенциала:

        В процессе прогноза выявляется естественный базис производства: земля – почва для с/х и территория под застройку, вода – элемент жизнедеятельности, энергетический ресурс.

        Последовательность прогнозирования:

    • экономическая оценка данного потенциала

    • выявление проблем в использовании ресурсов

    • степень обеспеченности региона сырьем

    • выработка решений для улучшения использования ресурсов

    • технические мероприятия, необходимые для развития региона

      При прогнозах необходимо учитывать изменение круга источников энергии и сырья в развитием

      научно-технического прогресса. Этапы прогнозирования:

    • место региона по отдельным составляющим природно-ресурсного потенциала

    • анализ/оценка факторов, влияющих на освоение/использование ресурсов

    • экономическая оценка ресурсов (в РФ платят не за все, есть специальные федеральные законы: «о недрах», «о плате за землю» и т.д.

    • исследование перспектив развития хозяйства региона

      1. Экономический прогноз:

    • определение потребностей региона в различных товарах, сырье, энергии, топливе

    • движение товаров и услуг

    • развитие форм собственности

    • развитие финансовой системы

    • развитие системы местных налогов

    • стоимость пользования недрами

    • размер земельного налога

    • стоимость охоты (отстрел, отлов...)

      1. Экологический прогноз:

    • вредность воздействия на природу местных отраслей народного хозяйства (выбросы, сливы, отвалы)

    • устойчивость природной среды к регенерации

    • перспективы сохранения окр.ср.

      На основе прогноза устанавливаются лимиты на природопользование (лимиты по объемам

      выбросов, по размещению отходов производства). Компенсация за ущерб – плата за выбросы, сбросы, размещение отходов. Составляется договор на комплексное природопользование (регламентация условий воздействия на окр.ср., размеры штрафов).

      1. Технологический прогноз

        В основном отражает общие черты организации производства и функции гос.управления, т.к. большая часть инновационных, научно-технических, оборонных вопросов решается на гос.уровне. На уровне субъектов отслеживают лишь начала возникновения технологий. Подход позволяет избавить субъект управления регионом от вмешательства в технологические отношения предприятий.

      2. Информационный прогноз

      Информация – одно из главных условий предвидения будущего.

    • прогноз базы данных о развитии региона (должна обновляться, новые данные)

    • предвидение, прогнозирование развития СМИ

    • прогнозирование развития информационных технологий

      Прогнозы взаимосвязаны, на их обобщенной совокупности формируются концепция и

      стратегический план региона.

  4. )Современные общенаучные и прикладные методы прогнозирования регионального развития.

    Акцент делается на краткосрочные прогнозы. Используются как общенаучные, так и специальные методы, и способы исследования.

    В зависимости от способа получения информации методы бывают:

    1. Метод экстраполяции:

      Предвидение будущего как продолжение настоящего (продолжение чего-либо в таком же темпе, направлении, масштабе). Extra + polire = делать гладким.

      Распространение выводов полученных из наблюдения над одной частью явления на его другую часть. Происходит наложение результатов анализов на будущие события.

      Главный показатель – время. Применяется только, если развитие явления охарактеризовано плавной траекторией (нет существенных изменений).

      Виды методов экстраполяции:

      • Графический (не требует априорного задания вида функции)

      • малых квадратов (априорно заданный вид функции)

      • экспотенциального сглаживания (априорно заданный вид функции)

        Метод применяется на начальных этапах, определяются лишь общие контуры явления, годен для

        краткосрочных прогнозов.

    2. Метод экспертных оценок:

      Экспертная оценка – систематизированный опрос специалистов с соответствующим практическим опытом в данной сфере. Метод удается при проблемном подходе (подход к вопросу как к

      проблеме). Применяется при отсутствии необходимой информации, ограниченности времени и средств.

      Атрибуты:

      • соответствующие специалисты

      • анкеты

      • вопросы

      • процедура опроса, его проведение

      • обработка результатов Виды экспертного опроса:

    1. индивидуальный (анализ результатов, представленных другими экспертами)

    2. групповой (для предварительного обсуждения с последующим голосованием и обсуждением итогов)

    3. метод Дельфа (многоэтапный опрос, формулируются цель и задачи экспертной оценки, затем поэтапно идет обсуждение вариантов с коррекцией ответов – несколько туров, опрос продолжается до выработки общего мнения)

    4. метод мозговой атаки (генерация идей, срочное решение проблем – научно- практические конференции, оперативные совещания)

  1. Программно - целевой метод (теория графов):

    Основывается на формировании целей социально-экономического развития и последовательного решения каждой из них. Цепь: проблема-цель-ресурсы-организация-решение. В результате формируется целевая комплексная программа. Часто создаются "графы древа целей" или "графы дерева решений". Применяются для выработки стратегии управления региональным развитием.

  2. Метод моделирования:

Берется один район, туда внедряются методы или технологии, затем распространяются по всему региону.

Билет №20 Условия развития региональных процессов


 

Условия: внешние и внутренние.

Условия: субъективные и объективные (не зависят от нас) Объективные внешние условия:

  1. Географическое положение

    -само положение (ширина, долгота)

    • климат

    • природа

      -близость водоемов, выход к морю.

  2. Соседние регионы

    сильные или слабые, какое влияние оказывают.

  3. Состояние войны/мира

  4. Природные катаклизмы Субъективные условия (внутренние условия):

  1. Отношения с соседями

  2. Географические (природные и трудовые ресурсы)

  3. Демография

  4. Организация региональной политики (законодательная база, научная база, региональная политика в самом государстве).

Билет №21 Понятие о концепции развития региона и её структурных элементах.


 

Концепция:

  • идея регионального строительства, базовый документ с обоснованием наиболее верных целей, масштабов, методов, правового и финансового проекта.

  • понимание, способ понимания, основная точка зрения.

  • наиболее важный научно обоснованный базовый документ в системе разработки стратегии регионального развития.


     

    Любая концепция регионального развития по масштабам имеет разноуровневые аспекты:

    1. Макроструктурный аспект (наиболее крупные проблемы)

    2. Межотраслевой аспект (проблемы более мелкого характера)

    3. Территориальный аспект


     

    Идеология концепции развития региона зависит от


     

    1. Иерархического ранга региона

      РФ (от высшего звена к низшему):

      1. Социально-экономическая система страны.

      2. Крупные экономические районы («Сибирское соглашение», «Большая Волга»)

      3. Субъекты (регионы страны)

      4. Муниципальные образования.


         

    2. Потенциальные возможности региона

      • Климат

      • Ресурсы

      • Инфраструктура

      • Экология


       

    3. Внешние условия

    • Инвестиции

    • Геополитическое положение

    • Соседи

    • Внешние связи


     

    Структура концепции:

    Цели концепции. Проблемы региона

    |

    Прогноз развития. Анализ состояния

    |

    Учет внешних факторов

    |

    Основная идея концепции в форме целей, средств, выбор модели развития.


     

    Модели развития:

    1. Инерциальная (все идет так, как есть, стимулируется уже существующая модель развития)

    2. Конверсионная (революционная)

    При выборе модели особое внимание уделяют состоянию инфраструктуры.


     

    Условия успешной реализации концепции

    • Уровень подготовленности региона развиваться в соответствии с концепцией

    • Объективность оценки задачи реализации

    • Степень заинтересованности региона (элиты)


       

      Билет №22 Сущность диагностики как первоосновы научного прогнозирования регионального развития.


       

      Понятие региональной диагностики тесно связано с определением общего состояние региона («здоровье» или «болезнь»)

      Квалифицированная, проведенная на научной основе диагностика позволяет получить паспорт региона, отражающий его реальное состояние.


       

      Диагностика – необходимый комплекс мер для получения всесторонней информации о регионе.

      Виды современной региональной диагностики:

      1. Диагностика природно-ресурсного потенциала.

      2. Диагностика демографии

      3. Диагностика расселения

      4. Диагностика рынка труда

      5. Диагностика экономического уровня развития региона (ВРП)

      6. Диагностика динамических качеств региона.

      7. Экологическая диагностика региона (качество среды обитания населения)


         

        Методы экспертной диагностики:

        • Опрос специалистов ( экспертный опрос)

        • Социологическое собеседование

        • Наблюдение

        • Контент-анализ (анализ по тексту)

        • Разработка так называемых индикаторов (методических ключей для проведения диагностики)

      Алгоритм диагностики:

      1. Оценка влияния объективных факторов долговременного характера (+природные условия)

      2. Анализ состояния социально-экономического развития.

      3. Предварительная оценка ресурсов и предпосылок развития региона.

      4. Разработка концепции развития

      5. Прогноз социально-экономического развития

      6. обоснование механизма государственного регулирования регионального развития.


       

      Билет №23 Задачи и виды прогнозирования развития региона.


       

      Прогнозирование региональных процессов – важнейшая и неотъемлемая часть сложного процесса управления. От него в значительной мере зависят экономические, социальные и экологические последствия регионального развития, полнота использования трудовых, при родных и материально вещественных ресурсов.

      Прогнозирование – одна из форм плановой деятельности, состоящая в научном предвидении состояния объекта прогнозирования в определенный момент будущего, основанная либо на анализе тенденций социально-экономического развития объект за соответствующий период, либо на использовании нормативных расчетов.


       

      Прогнозы можно классифицировать по ряду признаков:

    • по объекту прогнозирования

      -регионы

      -зоны

      -районы

      -комплексы

    • по предмету прогнозирования

      социальная, экономическая, экологическая и др. сферы

    • по субъектам прогнозирования

      -федеральные центры

      -министерства

      -субъекты федерации

    • по срокам

      -краткосрочные (1год)

      -среднесрочные (до 5 лет)

      -долгосрочные ( 5 лет и больше)


       

      Основные подходы к организации прогноза:

    • генетический (основан на уже достигнутых целях)

    • нормативно-целевой подход (строится исходя из сформулированных целей) Обо подхода дополняют друг друга.


 

Основные виды прогнозирования:


 

  1. Социально-демографическое прогнозирование

    Цель: определить характер, направление и количественные параметры естественного и механического движение населения региона, занятости его экономически активной части.

    Основа – данные за год, собранные методом экстраполяции Прогнозируется численностиь населения на перспективу + темпы роста.

  2. Прогноз природно-ресурсного потенциала Обращается внимание на следующие факторы:

    • экономическая оценка данного потенциала

      -проблемы в использовании ресурсов

      -степень обеспеченности района сырьем

      -технические мероприятия, необходимые для развития региона


       

  3. Экономический прогноз

    • Определение потребностей региона в товарах, сырье и т.д.

    • Движение товаров и услуг

    • Развитие форм собственности

    • Развитие финансовой системы

    • Развитие системы местных налогов

      -Стоимость пользования недрами

      -размер земельного налога

      -стоимость отхода


       

  4. Экологический прогноз.

    -Вредность воздействия на природу местных отраслей народного хозяйства (выброс, слив)

    -Устойчивость природной среды (способность к регенерации) Перспективы сохранения окружающей среды


     

  5. Информационный прогноз

    -Прогноз базы данных о развитии данного региона.

    -Предвидение, прогнозирование развития СМИ

    • Прогноз развития информационных технологий.


 

Билет №24 Современные общенаучные и прикладные методы прогнозирования регионального развития.


 

Методы прогнозирования регионального развития.

Акцент делается на краткосрочные прогнозы. Используются общенаучные и специальные методы и способы исследования.

Группы методов:

  1. Метод экстраполяции

    Распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на его другую часть.

    Наложение результатов анализа, выводов наблюдения на будущие события и процессы.

    Данный метод применяется, когда процесс развивается по траектории в одну сторону и параметры изменяются медленно.

    Разновидности:

    -графический ( используются наглядные изображения изменений и динамики)

    -экспотенциальное сглаживание

    -малые квадраты (сущность состоит в минимизации суммы квадратических отклонений между наблюдаемыми и расчетными величинами. Чем меньше разница между фактическими значениями и расчетными, тем более точен прогноз.


     

  2. Метод экспертных оценок

    Подготовка вопросов (анкет) для экспертов. Анализ результатов. Виды опросов: индивидуальный и групповой.

    -Метод Дельфи: многоэтапный опрос – формулируется цель и оценки, по турам идет обсуждение вариантов с коррекцией оценки.

    Метод «мозговой атаки» - генерация идей. Оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участники обсуждения высказывают как можно больше вариантов решения.


     

  3. Программно-целевой метод На основе «теории графов»

    Основан на формировании целей социально-экономическом развитии и последовательном решении.

    Проблема

    | Цель

    |

    Ресурсы и организация

    | Решения


     

    В итоге формируется целевая комплексная программа.

    В ходе выполнения создаются «графы дерева целей» и «графы дерева решений». Результаты прогнозирования применяются прежде всего для выработки стратегии управления региональным развитием.


     

  4. Метод моделирования

Создается модель, происходит испытание. В регионоведении за модели берутся субъекты федерации, и только при достойных результатах в субъектах федерации реформы проецируется на все государство.

Модели достижения стратегических целей:

-инерционная модель

-конверсионная модель (решительные преобразования)


 

Этапы разработки стратегии управления региональным развитием.

  1. Оценка и анализ всех внешних факторов

  2. Изучение и оценка предложений по проектам программного развития.

  3. Прогнозирование сценариев развития

  4. Выбор стратегии регионального развития

Теоретические основы регионального развития


 

  1. Краткая характеристика современного федерализма как одной из форм государственного устройства


     

    Федерализм – принцип государственного устройства, который заключается в разделении государственной власти между государством и его субъектами, что обеспечивает его (государства) единство и целостность.

    XX век – век федерализма. Из 200 стран-членов ООН более 20 из них – чисто федеративные, среди которых есть и индустриальные гиганты (США), и государства поменьше (Австрия, Швейцария), есть и переходные. В федеративных государствах проживает 40% населения земного шара (>2,5 млрд). В последнее время на путь федерализма встали такие страны, как Бельгия, Босния и Геруеговина.

    Специфические принципы федерализма:

    • принцип единства в многообразии (без учета этнических особенностей)

    • принцип разделённого суверенитета

    • принцип субсидиарности

    • принцип сочетания симметрии и асимметрии в федеративном устройстве (одинаковые права и в то же время управление)

      Федерализм может совпадать с федеративной формой государственного устройства, но это не обязательный признак, поскольку «федерализм… может существовать без федерации, но невозможно существование федерации без федерализма».

      Федерация – форма государственного устройства, при котором входящие в неё образования (единицы) наделены определёнными полномочиями, исторически присущими государствам (конституция, парламент, исполнительные и судебные органы), при сохранении единого гражданства, денежной единицы и общей конституции.

      Федерация – форма государственного устройства, основанная на принципе федерализма и разделении государственной власти между государством и его субъектами.


       

  2. Действующие модели федераций (на примерах США, РФ, Бельгии, Индии и др.)


     

    Что касается моделей федерализма, то наиболее уместна их класси- фикация, основанная на культурных особенностях и геополитических свойствах государства. Этот принцип классификации моделей федерализма объясняет причину многообразия форм федеративного устройства го- сударства: становится ясно, что не все государства, которым свойственна федеративная форма государственного устройства, применяют единые принципы построения федерации. Кроме того, не каждое государство способно стать федерацией, и такая форма государственного устройства

    одним народом может восприниматься как ценность, благо, а другим — как произвол.

    А). Канадская модель

    Исполнительный федерализм. Пример: Индия, ≈ Россия, Нигерия. Руководство определяет всё. Центр – средство поддержания отношений. Высока роль региональных элит.

    Б). Американская модель

    Федерация федераций. Стремление к самостоятельности и равенству всех штатов между собой.

    В). Российская модель

    Полуфедерационная модель. Национально-территориальный признак образования. Очень большая территория. Неравнозначность субъектов (проявляется в названиях). Некоторые имеют право заключать международные договоры (Москва).

    Г). Симметричный федерализм

    Субъекты федерации наделены абсолютно равными правами, но у центра больше. Пример: ФРГ, Австралия, Австрия, Бельгия

    Д). Европейская модель

    Суперфедерация. ЕС действует как государство. Имеются наднациональные органы.


     

    По способу распределения и осуществления властных полномочий выделяются централизованные и децентрализованные федерации.

    Такое деление обладает определенной долей условности, как замечают сами сторонники такого разделения. Степень централизации может быть различной, и в некоторых случаях четко отнести ту или иную федерацию к какому-либо виду сложно (высокоцентрализованными федерациями называют Индию и Пакистан).

    С точки зрения способа создания различаются договорные, консти- туционные и конституционно-договорные федеративные государства.

    Договорные федерации возникают на основе соглашения, договора, заключенного между самостоятельными государствами (так, например, шло развитие созданного в 1922 г. СССР и образованной в 1787 г. федерации США). Договор может заключаться и между отдельными государственными образованиями, без какого-либо акта общего характера (таким образом, сна- чала создавалась конфедерация, ставшая затем федерацией, в Швейцарии).

    Конституционные федерации создаются в результате актов государ- ственной власти. Они учреждаются обычно путем принятия конституции или поправок к ней (в 1956 г. — Индия, в 1993 г. — Бельгия).

    Вместе с тем сторонники такого разделения федераций говорят, что нельзя поставить непреодолимый рубеж между договорными и конститу- ционными федерациями. Создание федераций в США, Швейцарии, Германии и в некоторых других странах имело по существу договорно- конституционный характер.

  3. Симметричная и асимметричная федерации: их сопоставительный анализ


     

    По равенству статусов своих субъектов федерации делятся на симметричные и асимметричные. Эта классификация федераций тоже не абсолютна: симметричных федераций, даже с юридической точки зрения, не говоря уже о неодинаковой фактической роли их различных субъектов, не существует. Тем не менее, такое различение "имеет определенное методологическое значение для дальнейшего анализа различных моделей территориально-политического устройства".

    Симметричная федерация состоит из однопорядковых составных частей, т.е. все они должны иметь одинаковый правовой статус субъектов федерации. Однако на практике реализация данного принципа может привести к игнорированию экономических, исторических и других особенностей отдельных регионов. Всякая нивелировка принижает богатство форм.

    Асимметричная федерация имеет три разновидности.

    Первая модель характеризуется сосуществованием в рамках одной федерации разных структурных единиц: субъектов и других территориальных образований (федеральных территорий, федерального округа, ассоциированных государств). Это структурно асимметричная форма, неравенство заложено в составе федерации существованием субъектов и несубъектов с усеченными правами последних.

    Вторая модель включает в свой состав только субъекты, но они не одинаковы. Типичной такой формой является Россия: среди ее 83 субъектов - республики, края, области, автономная область, автономные округа, 2 города федерального значения. В соответствии со ст.5 ч.I Конституции 1993г. все субъекты равноправны, но на деле республики названы "государствами", имеет свои конституции и собственное гражданство.

    Третья модель - "скрытая асимметрия". В такой федерации все субъекты могут быть однопорядковыми, но элементы асимметрии присутствуют и здесь (например, имеют неодинаковое представительство в верхней палате парламента, зависящее от численности населения субъектов, как в Арабских эмиратах).

    Асимметричная федерация опирается на объективно существующие социально-экономические, исторические, национальные и иные условия. Однако, если градация в структуре федерации осуществлена без учета специфических условий и без необходимой подготовки населения, это может вызвать острые конфликты.


     

  4. Сущность современного регионализма (мировой и европейский опыт)

    Образование регионов, их слияние, укрупнение, распад и дробление составляют сущность процесса регионализации, мирового и национального регионализма.

    Мировой регионализм выражается в регионализации международных отношений, передаче части государственных функций на международный или субнациональный уровень. Регионы в лице своих формальных и неформальных институтов противодействуют негативным вызовам глобализации и выступают в качестве самостоятельного субъекта международных отношений.

    В современном мире успешно развивается европейский (западный) регионализм, основанный на приоритете прав и интересов личности перед правами и интересами любой общности. Американский регионализм кроме того превратил географическую периферию в полюса высоких технологий. Китай и другие азиатские государства демонстрируют модель восточного регионализма, основанного на сочетании поэтапной открытости к мировым рынкам с авторитарной государственной властью.

    Европейский регионализм основан на принципах «атлантического» федерализма, предусматривающего освобождение гражданского общества из-под опеки государства. Сущность европейского регионализма заключается в поэтапном переходе от наднациональных объединений к Европе регионов. В этом процессе Совет Европы идет как бы впереди Европейского Союза, закладывая фундамент будущего гражданского общества. Таким образом, сущность регионализма заключается в интеграции по формуле Европа регионов. В основе европейского регионализма лежит теория субсидиарности, предусматривающая в общественных отношениях приоритет прав и интересов личности перед правами и интересами любой общности. В Западной Европе принцип субсидиарности предусматривает четкое распределение прав и обязанностей по исполнительной вертикали с делегированием полномочий на тот территориальный уровень, где они могут исполняться наиболее эффективно.

    В результате, образуется новая реальность, в которой компетенции нации-государства сужаются, а права региональных структур расширяются. Эта тенденция противоречит интересам руководства наций-государств и ЕС, поэтому они стремятся держать процесс регионализации под своим контролем (т.е. сделать его управляемым).


     

  5. Регионализм и федерализм: их соотношение в контексте происходящих процессов в европейском регионе


 

Тесная связь теории федеративного (государственного) устройства и регионоведения объясняется тем, что контекстуально федерализм и регионализм очень близки. Это обусловлено общностью объекта

исследования, каковым является территориальная организация государства (страны).

В федеративной идее политическое начало выражено в большей степени, чем в регионализме, у последнего несколько отличные гносеологические и исторические корни. В своей первооснове федерализм – это интегративная политическая идея. А регионализм – техника рациональной дифференциации и управления различиями территорий. Поэтому и смыслы их несколько разнятся. Федерализм в децентралистском,

«разделистском» смысле – это более поздняя «редакция» первоначальной федеративной идеи, которая уточнялась по мере ее сближения с концепцией регионализма (этот процесс явственно обозначился вскоре после окончания Второй мировой войны). То же самое относится и к идеям «субсидиарности» и «кооперации», проникшим в федеративную теорию под непосредственным влиянием регионализма. Базовыми ценностными установками федерализма являются политическое единство и системное объединение потенциалов территориальных образований, а регионализма – их экономическая эффективность и сбалансированное развитие как элементов дифференцированного множества.

В той или иной степени регионализация побуждает федеральные органы власти передавать соответствующие компетенции территориальным образованиям и признавать их в качестве регионов. Это означает, что с регионализмом, который сопутствует регионализации в современной государственной политике, нельзя бороться, скорее, необходимо вырабатывать совместную политику заинтересованности регионов и центра во включении их на равных основаниях в интегрированное федеральное пространство.

 

 

 

 

////////////////////////////