Тест с ответами по этнопсихологии (2019 год)

 

  Главная      Учебники - Тесты              правообладателям

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест с ответами по этнопсихологии (2019 год)

 

 

1.Этнопсихология — это:
а) наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях;

 

2. Структура этнической психологии включает, за исключением:
а) национальный характер;
б) национальное самосознание;
в) национальные чувства и настроения;
г) личный опыт;
д) национальные интересы

.

3. Одним из основных понятий этнической психологии является:
в) этнос;

 

4. Для измерения культур используются следующие синдромы, за исключением:
а) простота — сложность;
б) индивидуализм — коллективизм;
в) открытость — закрытость;
г) маскулинность — феминность;
д) духовность — бездуховность.

 

5. Концепция выявления типических коллективных переживаний в рамках этнической психологии принадлежит:
а) Г.Г. Шпету;

6. В кросскультурной психологии выделяют 4 измерения стилей вербальной коммуникации (исключите лишнее):
а) прямой и непрямой;
б) искусный (вычурный) и краткий (сжатый);
в) личностный и ситуационный;
г) инструментальный и аффективный;
д) глобальный и местный.

 

7. Случаи массовых перемещений, когда представители того или другого этноса добровольно или вынужденно покидают территорию места формирования этноса и переселяются в иные географические или культурные пространства, называется:
б) миграцией;

8. Автором теории психологии нардов является:
в) Штейнталь;

9. Принцип совместимости, когда разные группы сохраняют свои, присущие им культурные индивидуальности, хотя в тоже время объединяются в единое общество на другом, равно значимом для них основании, называется:
б) интеграцией;

10. В психологии причины этнических конфликтов обычно рассматриваются в рамках более общих теорий (исключить один неверный ответ):
а) межгрупповые конфликты как продукт универсальных психологических характеристик;
б) индивидуальные различия как основа межгрупповых конфликтов;
в) теория реального конфликта;
г) теория научения.

11. Вставьте пропущенное слово, чтобы получилось целостное представление. Для формирования и поддержания этнической . . . необходимо искать пути взаимопонимания и тождественности культур на основе общих для всего человечества нравственных ценностей. Слова для выбора:
б) толерантность;

12. Обратной стороной внутригруппового фаворитизма считается:
д) межгрупповая враждебность.

 

13. Вставьте слово и закончите определения понятия: … — восприятие и интерпретация поведения других через призму своей культуры Слова для выбора:
г) этноцентризм;

14. Э. Эриксон считал, что теория «тугого пеленания» получила усиление в:
г) России.

 

15. При подготовке индивидов к взаимодействию в инокультурной среде психологи обычно рекомендуют во избежание недоразумений использовать как можно меньше:
а) жесты;

16. Приписывание причин поведения или результатов деятельности при восприятии людьми друг друга называют:
в) каузальной атрибуцией;

17. В структуре этнической идентичности обычно выделяют два основных компонента:
а) когнитивный и аффективный;

18. Упрощенными образами этнических групп являются:
а) этнические стереотипы;

19. Обычно выделяются три основные стратегии разрешения этнических конфликтов на макроуровне (исключить неверный ответ):
а) правовые механизмы;
б) боевые действия;
в) переговоры;
г) информационный путь.

 

20. Основными характеристиками взаимодействующих культур являются (исключите неверный ответ):
а) степень сходства между культурами;
б) степень различия между культурами;
в) особенности культуры, к которой принадлежат переселенцы и визитеры;
г) особенности страны пребывания;
д) степень каузальной атрибуции.

 

21. Нация это:
г) сплоченная общность людей, характеризующаяся единством языка, культуры, территории, а также тесными экономическими контактами.

 

22. Система определенных связанных представлений членов того или иного этноса, относительно своеобразия и особенностей бытия, мира, ценностных ориентаций и этнических констант — это
а) этническая картина мира;

23. Сочетание индивидуальной оценки человеком, являющимся представителем конкретного этноса, своих возможностей и качеств и своей роли в этносе, общая оценка уровня значимости этноса среди других народов.
б) национальная самооценка;

24. Направленность и склад мышления личности, этнической группы – это
в) менталитет;

25. Специальная методология этнопсихологии включает в себя следующие принципы:
а) принцип детерминизма;
б) принцип единства сознания и деятельности;
г) принцип учета этнологических факторов;
д) принцип относительности всех психологических факторов.

 

26. О каком принципе выработанном в рамках этнопсихологии и этнопедагогики идет речь: «Воспитание обязано ориентироваться на такие педагогические мероприятия, которые были бы понятны представителям данной национальной общности, соответствовали ее исторически сложившимися традициям»:
в) принцип единства национального сознания и национального своеобразия педагогической деятельности;

27. Кто из исследователей пришел к выводу, что каждая нация имеет свой темперамент и своеобразные черты характера:
б) В.М. Бехтерев;

28. Кто автор монографии «Психология народа»:
а) В. Вундт;

29. К основным признакам отличия рас относятся:
б) цвет кожи; 
в) форма черепа; 
г) особенности телосложения.

 

30. Национальному сознанию присущи следующие характеристики:
в) наличие целостной картины мира, ее передача другому поколению и детерминированность сложного восприятия жизни.

31. Последствия межэтнических взаимоотношений:
а) геноцид;
в) ассимиляция; 
г) сегрегация; 
д) интеграция.

 

32. Автостереотипы:
а) всегда положительны;

 

33. Процесс формирования негативных отношений к представителям той или иной нации на основе бессознательного, эмоционального отвержения какой-либо идеи, которая кажется неприемлемой — это
в) противоположная реакция.

 

34. Это когда одна национальная общность постепенно перенимает обычаи, традиции другой доминирующей группы, вплоть до полного растворения в ней.
в) ассимиляция;

35. Крайняя форма межэтнического взаимодействия:
в) геноцид;

36. Кто охарактеризовал механизм зарождения и функционирования социальных установок:
г) Д.И. Узнадзе.

 

37. Гетеростереотип это:
б) совокупность оценочных суждений о другом народе;

38. Что относится к атрибутивным процессам:
б) каузальная атрибуция; 
в) стереотипизация.

 

39. Этническая идентичность включает в себя:
б) осознание своей принадлежности к определенной этнической общности;

40. Социально фиксированная установка, предрасположенность к определенному поведению личности — это
г) аттитюды.

 

41. Второй по порядку следования этапы формирования супружеских отношений в много национальной семье:
б) формирование взглядов на свою собственную семью как много национальную;

42. Активное неосознанное устранение из сферы сознательного представителей тех иных наций негативных переживаний – это
а) психологическое вытеснение;

43. В классификацию этнических конфликтов по приоритетным целям входят:
а) социально-экономические, этно-территориальные, этнодемографические конфликты;

44. К последствиям межэтнических отношений не относится:
б) национализация;

45. Кто занимался исследованием национальной психологии народов, населявших СССР:
в) Б.Ф. Поршнев;

46. Бессознательные комплексы, выполняющие в этнической культуре роль основных механизмов, ответственных за психологическую адаптацию этноса к окружающей среде — это
б) этнические константы;

47. Набор общих наследственных физиологических особенностей индивида, связанных с единством происхождения и определенной общностью распространения — это
в) раса;

48. Вставьте пропущенное слово. Л.Н. Гумилев определил этногенез как длительный цикличный процесс развития, включающий в себя четыре фазы: возникновение, подъем, …, исчезновение этноса.
а) упадок

49. Взаимное непонимание, возникающее между людьми и вызываемые тем, что одно и тоже явление имеет разные смысловые значения и неоднозначное толкование из-за принадлежности к разным этническим общностям -это
б) психологические смысловые барьеры; 

50. Совокупность материальных и духовных ценностей нации а также используемых ею способах взаимодействия с природой и другими нациями.
в) национальная культура.

 

51. Что относится к официальным этническим символам:
а) флаг;
д) лозунги.

 

52. Вставьте пропущенное слово 
Этнические … понимаются как относительно устойчивые упрощенные схематизированные и эмоционально окрашенные образы и мнения обобщенного характера о той или иной этнической группе.
а) стереотипы

53. Устойчивая генетическо-социальная группировка людей, обладающая общим языком, культурой и собственным самосознанием — это
б) этнос;

54. Этнические стереотипы выполняют следующие функции:
а) упорядочение информации;
б) экономят усилия человека при восприятии объектов окружающей действительности;
в) защита ценностей;

55. Процесс продвижения этнических групп в пределах этнической территории, переселение их в другие районы.
б) миграция;

56. Признак существования нации, включающий в себя информацию о предках (предания, традиции, заветы и т.д.).
а) историческая память;

57. Вставьте пропущенное слово. …. — это процесс передвижения этнических групп за пределами этнической территории.
б) эмиграция

58. Механизмы формирования этнических стереотипов:
а) схематизация;
б) каузальная атрибуция;
д) категоризация;
е) проекция.

 

59. Кто из исследователей выделил следующую иерархию человеческих рас: первобытные расы, низкие расы, средние расы, высшие расы:
г) Г. Лебон.

 

60. Большая социальная группа, чрезвычайно сплоченная и имеющая одну территорию, язык, культуру, черты национальной психики и тесные экономические связи — это
а) нация;

61. Кто был первым известным ученым, описавшим нравы народов других стран:
а) Геродот;

62. Группы, сохраняя свою этническую идентичность, объединяются в единое целое на каком-либо значимом для них основании (экономические и культурные).
а) интеграция;

63. Первый по порядку этап протекания межэтнического конфликта:
а) латентная или скрытая стадия;

64. Идеологическая, политическая, социальная теория и практика, проповедующая идею исключительности и превосходства своей нации, называется … .
а) национализм

65. Сложная совокупность социальных, политических, экономических, нравственных и религиозных взглядов и убеждений нации, которая отображает определенный уровень ее духовного развития — это
г) национальное сознание.

66. Выделяют:
а) гетеростереотипы и автостереотипы;
б) положительные, отрицательные и амбивалентные стереотипы;
д) стереотипы поведения и восприятия.

 

68. Результат осмысления людьми своей принадлежности к определенной этнической общности.
а) национальное самосознание; 

 

69. Вставьте пропущенное слово. Национальный … — это совокупность признаков, комплекс физических и духовных качеств, отличающих людей разных национальностей друг от друга.
а) характер

70. Приписывание причин поведения или результата деятельности при восприятии людьми друг друга называется: 
б) каузальная атрибуция; 

71. Вставьте пропущенное слово. Под национальным … понимается совокупность эмоционально-экспрессивных характеристик, определяющих специфику поступков и деятельности людей как представителей одного этноса.
а) темперамент

72. Вхождение индивида в культуру своего народа называется:
а) инкультурация; 

73. Приспособление людей к жизни в новой этнической среде.
г) адаптация.

 

74. Устный и письменный способ выражения нацией мыслей и общения.
в) национальный язык.

 

 

 

1.С какими науками в наибольшей степени связана этнопсихология?

1)Биология и физиология

2)Этнография, социальная психология

3)Социология и история

4)География и демография

 

2. Кто из русских мыслителей разработал оригинальную концепцию языка, основанную на изучении его природы, связи языка и мышления?

1)В.С. Соловьев

2)Н.Г. Чернышевский

3)В.О. Ключевский

4)А.А. Потебня

 

3.Какое из следующих утверждений раскрывает понятие «интеллект»?

1)Интеллект – это умение писать считать, решать логические задачи, высказываться на заданные темы

2) Интеллект – это совокупность определенных способностей, общепризнанная в различных культурах

3)Интеллект – это понятие, под которым, в зависимости от этнокультурных особенностей понимаются различные способности, умения, навыки

4)Интеллект – это качество человека, этноса, оно носит врожденный характер

 

4. Кто разработал теорию социальной идентичности?

1)М. Кэмпбелл

2)Г. Тэджфел

3)М. Шериф

4)К. Левин

 

5.Что такое «культурная дистанция»?

1)Это степень отдаленности места проживания одного народа, от другого

2)Это разница между народами в их историческом происхождении, пути, который они прошли в своем развитии (первобытнообщинный строй, феодальный, капиталистический и т.п.)

3)Это разница в степени интеллектуального развития представителей разных этносов (словарь, логическое мышление, математические способность и т.п.)

4)Это совокупность отличительных признаков, все, чем отличается одна страна, культура от другой, начиная от языка, обычаев, климата, пищи и т.п.

 

1. «Закон сопричастности» сформулировал:

• Л. Леви-Брюль

2. «Родительскими» дисциплинами этнопсихологии считаются психология и ...

• культурная антропология

3. А. Тэшфел (1919-1982) был _______________ социальным психологом.

• британским

4. Авторами стратегии социального творчества являются социальные психологи

• А. Тэшфел и Дж. Тернер

5. Автором «Гипотезы контакта» является:

• Д. Кэмпбелл

6. Автором книги «Введение в этническую психологию» (1927 года) является:

• Г.Г. Шпет

7. Автором концентрической модели африканской личности является:

• И. Cay

8. Автором одной их первых концепций развития у ребенка осознания принадлежности к национальной

группе является:

• Ж. Пиаже

9. Автором положения, согласно которому все различия между народами (в том числе их поведение и

нравы) связаны с природой и климатом страны, является:

• Гиппократ

10. Автором понятия «субъективная культура» является:

• Г. Триандис

11. Автором термина «атрибуции-оборотни» является:

• Г.У. Солдатова

12. Американскими учеными П. Экманом и У. Фризеном была проведена серия экспериментов,

выявивших инвариантность мимики в различных культурах и получивших название:

• «исследований универсальности»

13. Амок — заболевание, характерное для:

• малайцев

14. Анализ представлений об этнических группах в литературе и искусстве называется:

• имагологией

15. Анализируя особенности русского языка, ученые обнаружили большое количество признаков того,

что русская культура является культурой

• высококонтекстной

16. Атрибуции, при которых позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой

группы объясняются внутренними причинами, а негативное поведение своей группы и позитивное

поведение чужой группы — внешними причинами, называются:

• этноцентристскими

17. Бессонница, апатия, депрессия, беспокойство, охватывающее жителей высокогорья Анд, чаще

всего детей, называется:

• сусто

18. Болезнь канадских индейцев, которая проявляется в отвращении к обычной еде, беспокойстве,

склонности к убийствам и каннибализму, называется:

• витико

19. Больше всего сторонников имела в СССР теория этноса

• Ю. Бромлея

20. В Америке движение человека с выпрямленным телом символизирует его:

• силу и агрессивность

21. В древности чукчи сами называли себя:

• луораветланы

22. В зависимости от характера использования средств коммуникации в межличностном общении культуры народов делятся на:

• высококонтекстные и низкоконтекстные

23. В Новое время (XVIII в.) важнейшими этнодифференцирующими признаками воспринимались:

• родной язык и культура

24. В России спор между сторонниками естественно-научной психологии И.М. Сеченова и гуманитарной психологии К.Д. Кавелина завершился следующим образом:

• победу одержали сторонники И.М. Сеченова

25. В США понятие «социальная дистанция» было введено в научный оборот в ХХ веке в:

• 20-е годы

26. В США, начиная с 50-х годов, анализ этнических конфликтов организован в рамках:

• службы общинных отношений

27. Вместо термина «культурный шок» использовать понятие «стресс аккультурации» предложил:

• Дж. Берри

28. Во второй половине XX в. основным фактором, лежащим в основе межэтнических различий психики, чаще всего называют:

• культуру

29. Впервые термин «социальный стереотип» был использован в:

• 1922 году

30. Впервые термин «социальный стереотип» использовал американец

• У. Липпман

31. Вторая попытка создания в России этнической психологии была предпринята в:

• 20-е годы XX века

32. Второй формой этнической идентичности, возникшей с переходом людей к оседлости и производящему хозяйству, считают:

• «осознание общности происхождения»

34. Высокий уровень идентификации со своей этнической группой и высокий уровень идентификации с чужой этнической группой являются полюсами модели этнической идентичности

• линейной биполярной

35. Гипотеза, согласно которой горизонтально-вертикальная иллюзия слабее проявляется у людей, которым редко приходится видеть горизонт или смотреть вдаль, и сильнее у людей, живущих в среде, где привычны бескрайние просторы, называется гипотезой

• «перспективной живописи»

36. Гипотеза, согласно которой люди, выросшие в западном мире, окруженные множеством прямоугольных по форме предметов, в большей мере подвержены иллюзии Мюллера-Лайера, чем люди из традиционных культур, вокруг которых больше предметов с округлыми и неправильными геометрическим формам, называется гипотезой

• «мира плотников»

37. Годы жизни социального психолога А. Тэшфела:

• 1919-1982

38. Группы являются в межгрупповых отношениях их:

• объектом и субъектом

39. Дезорганизованность, ощущение неприспособленности, неудачливости, бессмысленности существования, отчужденность, отчаяние, агрессивность являются, по мнению автора книги «Маргинальный человек» Э. Стоунквиста, симптомами

• внутриличностного конфликта

40. Действительное восприятие детьми себя членами не своей этнической группы, а группы с более высоким статусом, относится к понятию:

• ложной идентичности

41. Для сохранения или восстановления позитивной этнической идентичности используется стратегия

• социального творчества

42. До середины XX века в сравнительно-культурной психологии различия между расами в отношении значимости разных органов чувств при восприятии назывались:

• сенсотип

43. Ж. Пиаже, известный ученый в области становления этнической идентичности, является психологом

• швейцарским

44. Жесты, непосредственно связанные с содержанием речи человека, визуально подчеркивающие то, что слова пытаются выразить символически, называются:

• иллюстраторы

45. Жесты, помогающие нашему телу приспособиться к окружающей обстановке, но со временем способные утратить эту функцию, называются:

• адаптеры

46. Запрещение вступать в брак с представителями «чужого» народа относится к понятию:

• этнической эндогамии

47. Зарождение этнопсихологии как самостоятельной науки произошло в:

• Германии

48. Зарождение этнопсихологии как самостоятельной науки произошло в:

• середине XIX века

49. Знания о своих и чужих этнических группах, их истории, обычаях, особенностях культуры — это:

• этническая осведомленность

50. Знания, представления индивида об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков образуют компонент структуры этнической идентичности

• когнитивный

51. И.М. Сеченов отрицал возможность проведения научных исследований в психологии на основе

• emic подхода

52. Из перечисленных видов, к основным видам культурной трансмиссии относятся:

• «непрямая»

• вертикальная

• горизонтальная

53. Из перечисленных направлений, к направлениям этнопсихологических исследований относятся:

• абсолютизм

• релятивизм

• универсализм

54. Из перечисленных особенностей, к основным особенностям коллективных представлений народов, по мнению Л. Леви-Брюля, относятся:

• крайняя эмоциональная интенсивность

• непроницаемость для объективного опыта

• нечувствительность к логическим противоречиям

55. Из перечисленных особенностей, к особенностям теории «Культура и личность» относятся:

• возвращение к индивидуальной психологии

• особое внимание к сексуальной сфере

• особый интерес к процессу формирования личности

• разработка понятия «личность» как первичной единицы, определяющей структуру целого

56. Из перечисленных пунктов, к компонентам структуры этнической идентичности относятся:

• аффективный

• когнитивный

• поведенческий

57. Из перечисленных пунктов, к наиболее существенным свойствам этнических стереотипов относятся:

• согласованность

• устойчивость к новой информации

• эмоционально-оценочный характер

58. Из перечисленных пунктов, к основным видам атрибутивных процессов относятся:

• социальная каузальная атрибуция

• стереотипизация

59. Из перечисленных пунктов, к основным группам функций стереотипизации относятся:

• психологические

• социально-психологические

• социальные

60. Из перечисленных пунктов, к основным особенностям этнической идентичности относятся:

• мифологичность

• обращенность в прошлое

61. Из перечисленных пунктов, к основным социальным функциям стереотипизации относятся:

• объяснение существующих межгрупповых отношений

• оправдание существующих межгрупповых отношений

62. Из перечисленных пунктов, отличительными характеристиками межгруппового восприятия от восприятия межличностного являются:

• большая оценочность

• большая устойчивость

• согласованность

• унифицированность

63. Из перечисленных элементов, к элементам концентрической модели африканской личности И. Сау относятся:

• внешний слой — тело

• источник психической энергии

• источник физиологической энергии

• ядро — духовный источник

64. Из перечисленных элементов, к элементам модели атрибуции достижений Б. Вайнера относятся:

• везение

• способности

• трудность задачи

• усилия

65. Из перечисленных этапов, к основным этапам инкультурации, по мнению М. Херсковица, относятся:

• детство

• зрелость

66. Изучая цветовое зрение, британский исследователь У. Риверс обнаружил, что туземцы часто смешивают цвета

• синий и зеленый

67. Индивид, причисляющий себя к широким наднациональным общностям — европейцам, азиатам и т.д., проявляет идентичность

• космополитическую

68. Интерпретация поведения и результатов деятельности индивидов на основании их группового членства относится к понятию:

• социальной каузальной атрибуции

69. Использование единицы анализа и сравнения, которые считаются свободными от культурного влияния, является отличительной особенностью этнопсихологии

• etic подход

70. Использование людьми стандартов своей культуры в качестве универсальных относится к понятию:

• этноцентризм

71. Использование специфичных для культуры единиц анализа и терминов носителей культуры является отличительной особенностью этнопсихологии

• emic подход

72. Исследователи, полагающие, что индивид с разной степенью интенсивности может идентифицировать себя как с одной, так и одновременно с двумя этническими общностями, предложили модель

• двух измерений этнической идентичности

73. Исследователь занимает позицию внешнего наблюдателя, стремясь дистанцироваться от культуры, в этнопсихологии

• etic подход

74. Категоризация протекает в соответствии с принципом

• биполярности

75. Качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам или собственным способностям и усилиям, называется:

• локусом контроля

76. Классификация культур на кофигуративные, постфигуративные и префигуративные принадлежит:

• М. Миду

77. Классификация факторов, лежащих в основе приписывания любых причин успеха и неудачи, на внутренние либо внешние, стабильные либо нестабильные, контролируемые либо неконтролируемые принадлежит американскому психологу

• Б. Вайнеру

78. Когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты образуют собой этнической идентичности

• структуру

79. Количество слоев концентрической модели африканской личности И. Сау равно

• четырем

80. Количество этнопсихологий, возникших в мировой науке в XX веке в результате разобщенности исследователей:

• 2

81. Коллективизм, при котором акцент делается на взаимозависимости и единстве членов группы, по мнению американского исследователя Г. Триандиса, называется:

• горизонтальным

82. Коллективизм, при котором акцентируется иерархия членов группы, по мнению американского исследователя Г. Триандиса, называется:

• вертикальным

83. Концепцию о ментальности первобытного и современного человека разработал:

• Л. Леви-Брюль

84. Концепция, подчеркивающая эмоциональную насыщенность коллективных представлений, заражающих эмоциями каждого отдельного человека и пробуждающих в нем потребность в принадлежности к своей социальной группе, называется:

• «законом сопричастности»

85. Крайняя форма этноцентризма, выражающаяся в максимизации межгрупповых различий и осознании подавляющего превосходства своей группы, называется:

• делегитимизацией

86. Культурно-специфичный подход, стремящийся понять изучаемые явления, в XX веке ученые стали называть:

• emic

87. Культуры народов рассматривают как равные и одинаковые, а наличие различий между ними объясняют неспособностью существующих методик выявить внутреннее сходство между психологическими явлениями сторонники

• «абсолютизма наоборот»

88. Культуры, в которых не предки и не современники, а сам ребенок определяет ответы на сущностные вопросы бытия, называются:

• префигуративными

89. Культуры, в которых этносы в значительной степени оторваны от традиций, а преобладающей моделью поведения для людей оказывается поведение их современников, называются:

• кофигуративными

90. Культуры, ориентированные на предков и традиции, называются:

• постфигуративными

91. Культуры, представители которых больше внимания обращают на контекст сообщения, на то, с кем и при какой ситуации происходит общение, называются:

• высококонтекстными

92. Культуры, представители которых больше внимания обращают на содержание сообщения, на то, что сказано, а не на то, как сказано, называются:

• низкоконтекстными

93. Любые элементы культуры, будь то жилище или способы социализации детей, изучаются с точки зрения участника (изнутри системы) в этнопсихологии

• emic подход

94. Механизм, с помощью которого этническая группа «передает себя по наследству» своим новым членам, прежде всего детям, относится к понятию:

• культурная трансмиссия

95. Модель двух измерений этнической идентичности включает типов этнической идентичности

• 4

96. На протяжении длительного времени одним из важнейших этнодифференцирующих признаков является:

• язык

97. На сегодняшний день в японском языке для обозначения понятия «жена» есть:

• 11 слов

98. На уровне межгрупповых отношений изучаются _______________ основных вида атрибутивных процессов.

• 2

99. Наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон, относится к понятию:

• конфликта

100. Наиболее приемлемой формой социального восприятия при взаимодействии этнических общностей и культур на современном этапе истории человечества можно считать:

• сопоставление культур

101. Направление этнопсихологических исследований, в основе которого лежит абсолютизация сходства между культурами и игнорирование различий между ними, называется:

• абсолютизмом

102. Направление этнопсихологических исследований, в основе которого лежит подчеркивание различий между культурами, называется:

• релятивизмом

103. Направление этнопсихологических исследований, в основе которого лежит утверждение о единстве психики людей, но с возможными достаточно существенными внешними различиями, называется:

• универсализмом

104. Наука о причинах, закономерностях развития, течения и исхода болезней — это:

• патология

105. Наука, занимающаяся изучением оптико-кинетической системы знаков в коммуникативном процессе, называется:

• кинесика

106. Неконтролируемое побуждение покинуть кров, сорвать одежды во время полярной зимы в Гренландии и на Аляске называется:

• публоктоком

107. Немецкие ученые М. Лацарус и Г. Штейнталь явились основателями учения (психологического направления)

• «Психология народов»

108. Немецкий философ XVIII века, практически не разделявший понятия «народный дух», «душа народа» и «народный характер»

• И.Г. Гердер

109. Обмен информацией между индивидами на основе неречевых знаковых систем относится к понятию коммуникация

• невербальная

110. Обмен информацией между людьми на основе речевых знаковых систем относится к понятию коммуникация

• вербальная

111. Обмен информацией между общающимися индивидами называется:

• коммуникацией

112. Объективное место индивида или этнической группы в социальной системе в соответствии с их характеристиками называется:

• этническим статусом

113. Одну из наиболее полных классификаций направлений психологической антропологии под названием «Основные школы и подходы в психологической антропологии» предложил американский ученый:

• Ф. Бок

114. Окончание конфликта по любым причинам — это его ...

• завершение

115. Определение «культура — это часть человеческого окружения, созданная самими людьми» принадлежит ...

• М. Херсковицу

116. Оригинальную концепцию языка, основанную на исследовании его психологической природы, разработал русский ученый:

• А.А. Потебня

117. Основателем сравнительно-культурной психологии считается:

• У. Риверс

118. Основателем этнографии является древнегреческий ученый:

• Геродот

119. Основателями «Психологии народов» — новой науки (направления), входящей в состав психологии, явились ученые:

• М. Лацарус и Г. Штейнталь

120. Основная личностная структура, формируемая данной культурой («средняя личность»), относится к понятию:

• «базовая личность»

121. Основные «измерения» стереотипов — содержание, их направленность, степень благоприятности, в первую очередь зависят от:

• характера межэтнических отношений

122. Основные показатели этноцентризма выделили ученые:

• М. Бруэр и Д. Кэмпбелл

123. Особый случай атрибуции черт, когда индивиду приписываются характеристики исходя из его группового членства, относится к понятию:

• стереотипизации

124. Осознание индивидом в процессе этнической идентификации своей принадлежности к определенному этносу относится к понятию:

• критерия внутреннего выбора

125. Осознание индивидом в процессе этнической идентификации того, кем его воспринимают другие (социальное окружение), относится к понятию:

• критерия приписывания

126. Осознание индивидом своего членства в социальной группе вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству, называется:

• социальной идентичностью

127. Осознание принадлежности к группе относится к понятию:

• групповой идентификации

128. Осознанная попытка индивида сменить этническую группу называется стратегией

• индивидуальной мобильности

129. Относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей, относятся к понятию:

• этнических стереотипов

130. Отрицание собственной этнической идентичности, чувство униженности, предпочтение других групп в качестве референтных, образуют собой ...

• негативные этнические аттитюды

131. Первая попытка русских ученых «встроить» этнопсихологию в психологию была предпринята в XIX веке в:

• 70-е годы

132. Первая попытка создания в России научной этнопсихологии в рамках психологии закончилась:

• неудачей

133. Первое эмпирическое исследование этнических стереотипов было проведено в 1933 году ...

• Д. Кацом и К. Брейли

134. Первое эмпирическое исследование этнических стереотипов было проведено в 1933 году в:

• США

135. Первой формой этнической идентичности, возникшей у охотников и собирателей «предэтнических общин», считают:

• «сознание родства по крови и по браку»

136. Первостепенной задаче по проверке универсальности существующих социально-психологических теорий американский ученый Дж. Берри дал название:

• «перенос и проверка»

137. Первым в России предпринял попытку «встроить» этнопсихологию в психологию

• К.Д. Кавелин

138. Передающиеся из поколения в поколение предписания, регулирующие экспрессивные выражения лица у данного народа, относятся к понятию:

• «культурно обусловленные правила «показа» эмоций»

139. Перечисленные направления: 1) исследование социализации детей (этнография детства); 2) исследование национального характера; 3) анализ нормы и патологии в разных культурах — являются основными направлениями

• психологической антропологии

140. Питательной средой для попыток доказать превосходство одних народов над другими из-за «научно доказанной» интеллектуальной неполноценности последних зачастую служит такое направление этнопсихологических исследований, как:

• абсолютизм

141. По мнению А.Г. Асмолова, поведение личности, которое, выражая «типовые программы данной культуры» и регулируя поведение в стандартных для данной общности ситуациях, освобождает индивида от принятия индивидуальных решений, называется:

• социотипическим

142. По мнению американского исследователя Г. Триандиса, можно выделить _______________ типа(-ов) коллективизма.

• 2

143. По мнению американского исследователя Дж. Брунера, для современных культур характерна ориентация:

• индивидуалистическая

144. По мнению американского исследователя Дж. Брунера, для традиционных культур характерна ориентация:

• коллективистическая

145. По мнению Г. Триандиса, наилучшие результаты валидности сравнительно-культурных исследований могут быть достигнуты при использовании подхода:

• etic — emic — etic

146. По мнению Г. Триандиса, характерные для каждой культуры способы, с помощью которых ее члены познают созданную людьми часть человеческого окружения, — это:

• субъективная культура

147. По мнению Г.Г. Шпета, изучение таких проявлений душевной жизни человека, как язык, мифы, верования, нравы, искусство, относится к предмету:

• этнической психологии

148. По мнению Ж. Пиаже, национальные чувства у детей просыпаются в возрасте:

• 8-9 лет

149. По мнению Ж. Пиаже, ребенок приобретает первые — фрагментарные и несистематичные - знания о своей этнической принадлежности в возрасте:

• 6-7 лет

150. По мнению Ж. Пиаже, этническая идентичность у детей формируется в полном объеме в возрасте:

• 10-11 лет

151. По мнению значительного числа ученых (М. Мид, Э. Эриксона и др.), наиболее ярким проявлением «спеленутой души» (тугое пеленание детей) является душа:

• русского

152. По мнению М. Лацаруса и Г. Штейнталя, психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенному народу, их самосознание называется:

• «народный дух»

153. По мнению М. Херсковица, инкультурация включает:

• 2 этапа

154. Подход к рассмотрению этноса как явления географического, природного, а не социального принадлежит:

• Л. Гумилеву

155. Позиция индивида на высшем этапе личностного роста, характеризующая его как посредника между различными культурами, называется:

• конструктивной маргинальностью

156. Позиция индивидов, которые балансируют между двумя культурами, не овладевая в должной мере нормами и ценностями ни одной из них, относится к понятию:

• маргинальной этнической идентичности

157. Позиция человека, при которой он принимает решения и действует в соответствии со своими личными целями, предпочитая их целям общественным, относится к понятию:

• индивидуализм

158. Полевое сравнительно-культурное исследование «Дети шести культур» с 1954 г. проводилось американскими культурантропологами и психологами

• Б. и Дж. Уайтингами

159. Полная дифференциация своей и чужой групп вплоть до исключения последней из рода человеческого является целью

• делегитимизации

160. Понятие «базовая личность» ввел:

• А. Кардинер

161. Понятие «пралогическое мышление» ввел:

• Л. Леви-Брюль

162. Понятие «социальная дистанция» было введено в научный оборот американским ученым:

• Е. Богардусом

163. Понятие «социальная идентичность» ввел:

• А. Тэшфел

164. Понятие сенсотип исчезло из сравнительно-культурной психологии в XX веке к началу:

• 70-х годов

165. Понятия emic и etic введены американским лингвистом

• К. Пайком

166. После экспериментов М. Херсковица исследователи сделали вывод, что восприимчивость к зрительным иллюзиям зависит от:

• среды, в которой живет человек

167. Правильная самоидентификация индивида, сопровождающаяся ощущением неполноценности, ущемленности и даже стыда за представителей своего этноса, называется:

• негативной этнической идентичностью

168. При исследовании Г. Триандисом и В. Вассилиу греческой субъективной культуры было обнаружено, что у греков в иерархии личностных черт как ценностей самое высокое место занимает черта, обозначаемая словом

• «филотимос»

169. Приоритет интересов группы над личными интересами относится к понятию:

• коллективизм

173. Присущее людям свойство воспринимать и оценивать жизненные явления таким образом, что некритичное отношение не распространяется на все свойства и сферы жизнедеятельности своей группы и предпринимаются попытки понять и объективно оценить чужую культуру, называется:

• благожелательным этноцентризмом

174. Присущее людям свойство не только судить о чужих ценностях, исходя из собственных, но и навязывать их другим, называется:

• воинственным этноцентризмом

175. Проблематика каузальной атрибуции заняла одно из ведущих мест в мировой социальной психологии к:

• началу 70-х годов ХХ века

176. Программная статья М. Лацаруса и Г. Штейнталя «Мысли о народной психологии» была напечатана в России полностью в:

• 1864 года

177. Проксемика — это наука о (об) ...

• пространственно-временной организации общения

178. Процесс вхождения индивида в новую для него культуру относится к понятию:

• «аккультурация»

179. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности, называется:

• социализацией

180. Процесс обучения индивида в специализированных институтах социализации (школах, вузах), а также на практике у окружающих его помимо родителей взрослых — это трансмиссия ...

• «непрямая»

181. Процесс передачи культурных ценностей, умений, верований и т.п. от родителей к детям — это трансмиссия ...

• вертикальная

182. Процесс усвоения и передачи социального опыта и традиций культуры в ходе общении со сверстниками — это трансмиссия ...

• горизонтальная

183. Процесс, приводящий к порождению в сознании человека образа мира, — это:

• категоризация

184. Психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности, относится к понятию:

• этнической идентичности

185. Психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, выражающая меру его подчинения групповому давлению, — это:

• конформность

186. Психологические особенности, отличающие один народ от другого, относятся к понятию:

• национальный характер

187. Публокток — заболевание, характерное для:

• жителей Гренландии и Аляски

188. Рассматривать этническую идентичность как переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других предложил:

• Г. Шпет

189. Реальный механизм проявления себя членом определенной группы, построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях образуют компонент структуры этнической идентичности

• поведенческий

190. Род бешенства, напоминающего собачье, припадок бессмысленной, кровожадной мании, называется:

• амоком

191. Русский ученый А.А. Потебня главным фактором, объединяющим людей в «народность», считал:

• язык

192. Самое короткое и одновременно самое широкое определение культуры сформулировал:

• М. Херсковиц

193. Самоидентификация индивида, сопровождающаяся этноцентристскими стереотипами, предубеждениями к представителям других этнических групп, уклонением от тесного взаимодействия с ними и нетерпимостью в межэтническом взаимодействии, — это:

• этническая гиперидентичность

194. Серия экспериментов, выявивших инвариантность мимики в различных культурах, была проведена американскими учеными П. Экманом и У. Фризеном в ХХ веке в:

• 60-е годы

195. Сильная, хотя и разного уровня интенсивности, идентификация с двумя группами называется:

• биэтнической идентичностью

196. Система образов, которые лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в нем и, следовательно, определяют поведение людей, относится к понятию:

• ментальность

197. Совместная деятельность участников конфликта, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению, относится к понятию _______________конфликта.

• разрешения

198. Современные этнопсихологи У. и К. Стефаны, проанализировав большой объем литературы, выделили предложенные разными авторами _______________ измерений культур.

• 11

199. Согласно модели Беннета, в процессе успешной адаптации индивид проходит этноцентристских этапа

• 3

200. Согласно результатам, полученным британским исследователем У. Риверсом, более, чем англичане, подвержены горизонтально-вертикальной иллюзии

• индийцы

201. Согласно результатам, полученным британским исследователем У. Риверсом, чаще, чем представители двух других культур, воспринимают линии в иллюзии Мюллера-Лайера как различающиеся по длине

• англичане

202. Согласно теории эволюции Ч. Дарвина, мимика — движения лица, выражающие эмоции

• не зависит от расы и культуры

203. Согласованность между восприятием группы самой себя и ее восприятием другой группой является:

• признаком истинности стереотипов

204. Социально-психологическую причину разнообразия культур как желание этноса отличаться от своих соседей, развивая оригинальный стиль жизни, выявил:

• К. Леви-Строс

205. Социальный психолог Дж. Тернер является ученым

• британским

206. Социологическая категория, относящаяся к определению этнической принадлежности, называется:

• этничностью

207. Социологическая концепция, рассматривающая способность человека жить в гармонии с окружающими, не теряя при этом собственной индивидуальности, как наиболее желанное качество личности относится к понятию:

• коммунитарианизм

208. Сравнительно прочно сохраняющиеся черты личности, чаще всего встречающиеся у взрослых членов данного общества, относятся к понятию:

• «модальная личность»

209. Среди множества факторов (вещей), которые, по мнению Ш. Монтескье, управляют людьми, на первое место он выдвигал:

• климат

210. Стереотипы конфликтующих этнических групп, когда себе приписываются только позитивные качества, а «врагам» — противоположные негативные, называются:

• полярными образами

211. Стереотипы преимущественно усваиваются в:

• раннем детстве

212. Структура исследования и категории для ее описания, а также гипотезы конструируются ученым заранее — это происходит в этнопсихологии ...

• etic подход

213. Структура исследования постепенно раскрывается ученому, который заранее не может знать, какие единицы анализа он будет использовать, — это происходит в этнопсихологии ...

• emic подход

214. Субъективная интерпретация индивидом мира, которая в повседневной жизни далеко не всегда основывается на научном знании, в широком смысле называется:

• атрибуцией

215. Субъективно переживаемые взаимосвязи между двумя индивидами, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, называются:

• межличностными отношениями

216. Субъективно переживаемые отношения между людьми разных национальностей относятся к понятию:

• межэтнических отношений

217. Тенденция благоприятствовать собственной группе и ее членам при сравнении с другими группами — это:

• внутригрупповой фаворитизм

218. Теория «Культура и личность» была разработана в:

• США

219. Термин «инкультурация» ввел в культурантропологию

• М. Херсковиц

220. Термин «конструктивная маргинальность» ввел:

• М. Беннет

221. Термин «культурно обусловленные правила «показа» эмоций» был разработан

• П. Экманом и У. Фризеном

222. Термин «психическая этнография» предложил русский ученый:

• Н.И. Надеждин

223. Термин «филотимос» означает:

• человек широкой души, надежный, «уважительный»

224. Термин «этноцентризм» был впервые введен в:

• 1906 году

225. Термин «этноцентризм» ввел:

• У. Самнер

226. Термины «аллоцентрическая» личность и «идиоцентрическая» личность были предложены американским ученым

• Г. Триандисом

227. Техника перевода психологических методик под названием «метод двойного перевода сдецентрированием» разработана:

• О. Вернером и Д. Кэмпбеллом

228. У истоков зарождения теории «Культура и личность» стоял(-а):

• Р. Бенедикт

229. У истоков этнопсихологии в США стоял(-а):

• Ф. Боас

230. Удовлетворенность членством в этнической общности, желание принадлежать ей, гордость за достижения своего народа образуют собой ...

• позитивные этнические аттитюды

231. Упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, характеризующиеся высокой степенью согласованности индивидуальных представлений, — это:

• социальные стереотипы

233. Ученые обычно выделяют _______________ вида(-ов) культурной трансмиссии.

• 3

234. Форма межгруппового конфликта, когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку — это конфликт ...

• этнический

235. Французы А. Бине и Т. Симон в начале XX в. создали тесты

• интеллекта

236. Центральной особенностью коллективных представлений народов Л. Леви-Брюль считает их:

• нечувствительность к логическим противоречиям

237. Частичное устранение противоречия между оппонентами, как правило, с участием третьей стороны перевод противоборства на общественно безопасный уровень относится к понятию_______________ конфликта.

• урегулирования

238. Чаще всего для выявления межкультурных различий используется модель атрибуции достижений Б. Вайнера, согласно которой для предсказания или объяснения результатов достижений индивиды используют _______________ фактора(-ов).

• 4

239. Человек, склонный к индивидуализму, по мнению американского ученого Г. Триандиса, называется личностью

• идиоцентрической

240. Человек, склонный к коллективизму, по мнению американского ученого Г. Триандиса, называется личностью

• аллоцентрической

241. Чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней образуют компонент структуры этнической идентичности

• аффективный

242. Этапов становления этнической идентичности, соотносимых с этапами психического развития ребенка, по мнению Ж. Пиаже, имеется:

• 3

243. Этническая идентичность более четко осознается в среде

• полиэтнической

244. Этническая осведомленность и этническое самоназвание образуют структуру компонента этнической идентичности

• когнитивного

245. Этнические группы с более низким статусом имеют тенденцию характеризовать себя с точки зрения

• теплоты и добросердечия

246. Этнографические архивы — «Региональную картотеку человеческих отношений» (Human Relations Area Files — HRAF) собирают в:

• США

247. Этнопсихологии, возникшие в мировой науке в XX в., получили названия

• психологическая антропология и сравнительно-культурная психология

 

 

 

 

////////////////////////////