Главная Учебники - Политология Лекции (политология) - часть 4
НОВОКУЗНЕЦКИЙ ФИЛИАЛ-ИНСТИТУТ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА»
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ Выполнил: 3 курс, ЮЗВ-083, Черепанова Юлия Викторовна
ПОЛИТОГЛОГИЯ
ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА ВАРИАНТ – 1 Проверил: к.полит.н. Артюх Е.В. Новокузнецк, 2010 г. ОГЛАВЛЕНИЕ Анкета……………………………………………………………………………3 Введение ………………………………………………………………………...4 Объект и предмет политологии как науки……………………………………..5 Теоретические подходы к определению природы политики…………………5 Структура политической науки и ее основные методы……………………….7 Функции политологии в современном обществе……………………………..10 Связь политологии с другими общественными науками…………………….11 Функционирование федерального собрания РФ……………………………...14 Функции Федерального Собрания…………………………………………….15 Политическая социализация…………………………………………………...18 Список литературы……………………………………………………………21 АНКЕТА 1. Ф.И.О. студента Черепанова Юлия Викторовна
2. Год и место рождения. 1985 г.р., г. Новокузнецк
3. Состав семьи на время рождения студента. Семья полная.
4. Социальное происхождение родителей. Рабочий класс
5. Когда и где учился (все формы обучения). МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» – с 1992- 2000гг.
ГОУ СПО «Новокузнецкий педагогический колледж №1» - с 2000-2006гг.(дневная форма обучения)
ГОУ ВПО «Новосибирский Государственый Педагогический Университет» – с 2005-2009 гг.(заочная форма обучения)
НФИ ГОУ ВПО «Кемеровского Государственного Университета» – с 2008-2012 гг. (заочная форма обучения)
6. Любимые предметы студента в школе, вузе, других местах обучения. Литература, английский язык.
7. Работа в настоящее время: кем? когда? где? Педагог дополнительного образования, с 2006г. в МОУ ДОД «Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н. К. Крупской»
8. Принимает ли участие в политической жизни? (да, нет). Да
9. Является ли членом какого-либо объединения (партии, движения). Нет
10.Какая из городских организаций (государственных структур) вызывает у него большее недоверие (администрация, милиция, учебное заведение и пр.). Администрация
Политология как наука Объект и предмет политологии как науки.
Политология
- это наука о политике, о конкретно-исторических политических системах, об их структуре и механизме их функционирования и развития. Объектом
изучения политической науки является политика - политические процессы, происходящие в обществе. Предметом
политологии являются такие разные по своему характеру институты, феномены и процессы, как: · История развития политических теорий и учений · политические институты (партии, движения, государство, политическая система) · политическая культура, политическое поведение · политическое сознание, общественная мысль · международные отношения · Сердцем предмета политологии является власть. Конечно, эти проблемы изучаются не только политологией, но и философией, социологией, государственно-правовой наукой и т.д. Политология же изучает их, интегрируя в себе отдельные аспекты этих дисциплин.[1]
Основные теоретические подходы к определению природы политики.
Хотя сущность политики исследуется в науке более двух тысяч лет, вопрос о том, что такое политика, остается открытым. Существуют различные понимания политики: 1. Исторически первое определение политики как управления обществом актуально и в современной политологии. Политика трактуется как деятельность по управлению какими-либо общественными процессами. В содержательном плане эта деятельность предстает как решение всех проблем, за исключением нравственных (Д. Истон и Г. Алмонд), как авторитарное распределение ценностей (Д. Истон), как способ регулирования конфликтов. 3. Институционный подход делает акцент на организации, в которой материализуется власть. В одних трактовках политика - это участие в делах государства, использование классами государственной власти для осуществления своих целей (В.И. Ленин). Но политика вершится не только государством, поэтому другие определения указывают на разнообразные институты и организации, которые могут выступать субъектами политики. 5.Телеологический подход трактует политику как особую форму человеческого существования, связанную с целедостижением и организацией. Подобная трактовка расширяет границы политики, т.к. целеполагание есть в любой сфере деятельности, то политику можно обнаружить в самых разнообразных отношениях, например между супругами, в отношениях преподавателя и студента. Согласно консенсусному
подходу
, политика - это сфера объединения всех членов общества, когда общественные проблемы разрешаются ненасильственными средствами через поиск компромиссов, без победителей и побежденных. Политика будет пониматься как деятельность, направленная на достижение гражданами согласия исключительно мирными и ненасильственными средствами. Конфликтный подход
рассматривает политику как сферу борьбы, в которой побеждает сильнейший, как господство одних над другими. Политика трактуется как поле столкновения интересов социальных групп и институтов по поводу власти, по поводу контроля над механизмом распределения общественных благ.[2]
Структура политической науки и ее основные методы.
Функции политологии в современном обществе.
Познавательная
функция признана познавать политическую реальность и давать знания о природе и источниках властных отношений, способах их рациональной организации. Инструменталистская (или практическая)
функция призвана использовать научные выводы в политической правтике, государственном управлении, партийной стратегии и тактике, в процессах принятия решений и технологиях их реализации. Воспитательно-социализационная
- призвана формировать демократическую политическую культуру граждан, воспитывать индивида как гражданина своей страны и как вообще «политического человека». Диагностическая
функция призвана определять соответствие программ политических курсов как тенденциям социального прогресса, так и реальным возможностям и состоянию развития конкретного общества. Функция политической рефлексии
призвана вырабатывать способность рационально-критически оценивать политические процессы, свободно самоопределяться в политической жизни. Прогностическая
функция признана разрабатывать желаемые и возможные варианты развития политических процессов, учитывая действие различных факторов. В отечественной политологии отмечаются такие функции политики: · выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества, · разрешение общественных конфликтов, их рационализация, · руководство и управление политическими и общественными процессами в интересах тех или иных слоев населения или всего социума в целом, · интеграция различных слоев населения за счет подчинения их интересов интересам целого, обеспечение целостности общественной системы, стабильности и порядка, · политическая социализация, обеспечение преемственности и инновационности социального развития общества.[4]
Связь политологии с другими общественными науками.
В основе взаимосвязи и взаимодействия политологии с другими общественными науками лежат, по меньшей мере, два обстоятельства. Во - первых, это тесное и всеобщее переплетение процессов общественного развития (экономических, политических, психологических, религиозных и других) в самой жизни. Поэтому любая общественная теория не может не основываться на существовании этих связей, их воздействии на развитие общества. Во-вторых, в обществе возникают проблемы, связанные с основными, важнейшими общественными ценностями, изучением которых и выработкой практических мероприятий, по поводу которых заняты, можно смело утверждать, все общественные науки. Главные из этих ценностей: материальное благосостояние общества и его стабильность; национальная безопасность; свобода и конституционный порядок. Политологии активно опирается на результаты научных разработок. Например, политология пользуется материалами правовой науки: правовое обоснование, оформление и оценка политических институтов, политических процессов, политических отношений обеспечивает гарантии их нормального развития и функционирования. Функционирование федерального собрания РФ, состав и его функции.
Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами. Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция РФ устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трех установленных Конституцией РФ случаях: 1) для заслушивания посланий президента РФ; 2) для заслушивания посланий Конституционного Суда РФ; 3) для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.[6]
Функции Федерального Собрания
В Конституции РФ закреплены предметы ведения обеих палат Федерального Собрания. Эти перечни устанавливают основной круг полномочий палат, не затрагивая законодательную деятельность. В теории права выделяют три основные функции Федерального Собрания: 1. Представительная (представление многонационального населения РФ с учетом федеративного устройства государства); 2. Законотворческая (законодательная деятельность на федеральном уровне); 3. Контрольная. Рассмотрим подробнее каждую из них. Как представительный орган
Федеральное Собрание представляет интересы всего многонационального народа России, формирует и выражает его волю. Являясь носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, её многонациональный народ в результате выборов (прямых и косвенных) передаёт (делегирует) своим представителям в Федеральное Собрание часть государственной власти, доверяет им от имени народа осуществлять эту государственную власть. Совет Федерации - орган, представляющий интересы субъектов РФ. Государственная Дума - орган представительства всех граждан РФ. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. Выборы в Российской Федерации проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Законотворческая функция
, безусловно, является основной функцией Парламента, ведь законодательство - основа и гарантия существования самого государства. В реализации этой функции участвуют обе палаты Федерального Собрания, но основную роль играет Государственная Дума. В процессе законотворчества участвуют и другие субъекты, перечисленные в ст. 104 Конституции РФ. Конституция именует Федеральное Собрание законодательным органом[7]
, определяя в качестве его основной функции законотворчество. Это единственный законодательный орган на федеральном уровне. Никто, кроме Федерального Собрания, не имеет права издать федеральные законы. Они имеют высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ. Законотворческая функция состоит в разработке и принятии законов, регулирующих основные стороны жизни государства и общества. Она включает в себя не только процесс принятия закона, но и процесс его создания, оформления. В Российской Федерации законодательный процесс состоит из следующих основных стадий: -Законодательная инициатива (внесение законопроекта в Государственную Думу); -Рассмотрение законопроекта (как правило, в трех чтениях) и принятие закона Государственной Думой; -Рассмотрение и одобрение Советом Федерации закона, принятого Государственной Думой; -Подписание закона Президентом РФ и его обнародование. Также существуют дополнительные этапы, применяемые при возникновении разногласий: -Рассмотрение закона в согласительной комиссии; -Повторное рассмотрение Государственной Думой закона, отклоненного Советом Федерации; -Повторное рассмотрение Государственной Думой закона, отклоненного Президентом РФ; -Повторное рассмотрение Советом Федерации закона, отклоненного Президентом РФ. У некоторых видов актов есть свои закрепленные в законодательстве особенности принятия, например, у Федеральных конституционных законов, Федеральных законов по предметам совместного ведения, Законов о поправках к Конституции РФ. Также Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ (ст. 102, 103), принимают постановления. Согласно ст. 15 Конституции РФ, законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Контрольная функция
Федерального Собрания заключается в парламентском контроле. Парламентский контроль - право представительного органа участвовать в формировании исполнительных органов государственной власти, требовать от них отчета о своей деятельности и отправлять в отставку министров или правительства в целом в случае признания их деятельности неудовлетворительной. Конституция не называет Федеральное Собрание контрольным органом, но некоторые полномочия позволяют ему осуществлять ряд контрольных функций. К контрольным полномочиям Совета Федерации может быть отнесено: -утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений; -отрешение Президента РФ от должности; -назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда; -назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. К контрольным полномочиям Государственной Думы могут быть отнесены: -дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; -решение вопроса о доверии Правительству РФ; -назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, а также Уполномоченного по правам человека; -выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Итак, Федеральное Собрание осуществляет свои полномочия в рамках своих функций. Для осуществления своих функций Федеральному Собранию необходима четкая организация деятельности.[8]
Политическая социализация.
Институты политической социализации.
Политическая социализация
— это процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности. Другими словами, политическая социализация сводится к усвоению политических ценностей и норм, необходимых для адаптации в сложившейся политической системе и выполнения различных видов политической деятельности. Политическая социализация является одним из направлений общего процесса социализации индивидов. Основными агентами политической социализации выступают такие социальные институты, как образование, средства массовой информации, семья и другие. Большую роль в процессе политической социализации в современном обществе выполняют политологи и политология, как научная и образовательная дисциплина.[9]
Институты политической социализации
принято подразделять на политические и неполитические. К первым относят государственные и специализированные политические институты, партии, организации и движения. Ко вторым – семью, систему образования, работу, круг неформального общения, церковь, средства массовой информации. Политическая социализация личности начинается в раннем детстве и продолжается всю жизнь. В самом общем виде в ней можно выделить два этапа. Первый этап – это становление личности, ее формирование в качестве гражданина и получение права участия в выборах. На этом этапе происходит накопление политических знаний, усвоение основных политических ценностей и ориентаций. На втором этапе политическая социализация продолжается уже с подключением опыта собственной политической практики, освоением новых социальных и политических ролей. В дальнейшем для разных индивидов этапное значение могут иметь переломные моменты в динамике общественно-политических изменений, повороты собственной политической судьбы и т.п.[10]
Политической социализации в демократическом обществе придается большое значение. Это связано, с тем, что при нормальном процессе политической социализации в обществе обеспечивается преемственность в передаче от поколения к поколению политических установок и ценностных ориентаций. Далее, при нормальном процессе политической социализации осуществляется подготовка к реализации прав и обязанностей гражданина, к плавному вхождению человека в общественно-политическую жизнь. Роль социализации в регулировании и воспроизводстве политических отношений, формируется под воздействием социализирующих факторов, прежде всего культуры. Однако выделение элемента культуры в социализации есть лишь одна сторона этого процесса. Другая сторона состоит в том, что в ходе социализации индивиды не просто адаптируются к среде и усваивают образцы политического поведения и политической активности. Они учатся сохранять и трансформировать унаследованный опыт, преобразуя тем самым себя и окружающий мир. Таким образом, в результате политической социализации индивидуум приобщается к политической культуре, формирует свою политическую ориентацию, усваивает правила и нормы политического поведения. Они становятся для него той самой опорой, которая формирует стиль его политической деятельности. В этом смысле социализация выступает как процесс политического формирования и политического воспитания человека.[11]
Список литературы
1. Авакьян С.А. Федеральное Собрание - парламент России / С.А. Авакьян - М.: Российский юрид. издат. дом, 1999. - 432 c. 2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М.В. Баглай. - М.: НОРМА, 2007. - 784 с. 3. Гаджиев К.С. Политология: Учебник / К.С. Гаджиев. – М.: Логос, 2001. - 488 с. 4. Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. - 536 с. 5. Заболотная Г.М., Криницкий А.Я. Политология: учебник / Г.М. Заболотная, А.Я. Криницкий. - Тюмень: ТюмГУ, 2000. - 214 с. 6. Политология. Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина – М.: Центр, 2001. - 336 с. 7. Политология. Курс лекций / Под ред. Н.Н. Колмаковой Н.Н. - Тула: ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2003. - 8. Пугачев В.П. Введение в политологию / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев – М.: Аспект-Пресс, 2002. - 477 с. 9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // «Российская газета», 1993. - ст. 94. [1]
Пугачев В.П. Введение в политологию / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев – М.: Аспект-Пресс, 2002. - 477с. [2]
Заболотная Г.М., Криницкий А.Я. Политология: учебник / Г.М. Заболотная, А.Я. Криницкий. - Тюмень: ТюмГУ, 2000. - 214 с. [3]
Пугачев В.П. Введение в политологию / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев – М.: Аспект-Пресс, 2002. - 477с. [5]
Гаджиев К.С. Политология: Учебник / К.С. Гаджиев. – М.: Логос, 2001.– 488 с. [6]
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М.В. Баглай. - М.: НОРМА, 2007. - 784 с. [7]
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // «Российская газета», 1993. - ст. 94. [8]
Авакьян С.А. Федеральное Собрание - парламент России / С.А. Авакьян - М.: Российский юрид. издат. дом, 1999. - 432 c. [9]
Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. — 536 с. [10]
Политология. Курс лекций / Под ред. Н.Н. Колмаковой Н.Н. - Тула: ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2003.
|