МОТОПОМПА ПОЖАРНАЯ МП- 13/80 “ГЕЙЗЕР”, МП- 13/80.01“ГЕЙЗЕР”, МП- 13/80.01 П “ГЕЙЗЕР”. ПАСПОРТ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ, ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ НП-13/80-01-00-00-00.ПС

 

  Главная      Книги - Пожарное дело 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОТОПОМПА ПОЖАРНАЯ МП- 13/80 “ГЕЙЗЕР”, МП- 13/80.01“ГЕЙЗЕР”, МП- 13/80.01 П “ГЕЙЗЕР”. ПАСПОРТ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ, ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ НП-13/80-01-00-00-00.ПС

 

 

МОТОПОМПА ПОЖАРНАЯ
МП- 13/80 “ГЕЙЗЕР”
МП- 13/80.01“ГЕЙЗЕР”
МП- 13/80.01 П “ГЕЙЗЕР”
ПАСПОРТ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ,
ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
НП-13/80-01-00-00-00.ПС
г. Сергиев Посад
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие сведения об изделии
3
2. Назначение изделия
3
3. Технические характеристики
4
4. Комплект поставки
5
5. Устройство и принцип работы
6
6. Указания мер безопасности
17
7. Подготовка к работе
17
8. Порядок работы
18
9. Техническое обслуживание
20
10. Возможные неисправности и методы их устранения
23
11. Правила хранения, консервации и транспортирования...«.25
12. Свидетельство о приемке
26
13. Гарантийные обязательства
26
14. Сведения о рекламациях
26
15. Отзыв о работе изделия
28
16. Приложение 1«««««««««««««««««««30
17. Приложение 2«««««««««««««««««««31
3
Настоящий паспорт предназначен для получения общих сведений о
мотопомпе, изучения ее устройства и принципа работы, порядка подготовки, а
также технического обслуживания, возможных неисправностей и способа их
устранения.
ВНИМАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЯ !
Предприятие-изготовитель оставляет за собой право постоянно
совершенствовать конструкцию изделия. Изменения, не влияющие на
работоспособность, технические характеристики и надежность, могут быть не
отражены в данном эксплуатационном документе.
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИЗДЕЛИИ
Наименование и индекс:
- мотопомпа пожарная МП-13/80 “Гейзер” с приводным двигателем ВАЗ
11113;
- мотопомпа пожарная МП-13/80.01 “Гейзер” с приводным двигателем
ВАЗ 2108.
- мотопомпа пожарная МП-13/80.01П “Гейзер” с приводным двигателем
ВАЗ 2108 на прицепе.
Цифры, входящие в наименование означают:
13 - подача насоса в номинальном режиме, л/с;
80 - напор насоса в номинальном режиме, м;
01 - модификация с приводным двигателем ВАЗ 2108.
01П - модификация с приводным двигателем ВАЗ 2108 на прицепе
2.НАЗНАЧЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ
Мотопомпа предназначена для забора и подачи воды с температурой до
+300 С, плотностью до 1010 кг/м3 из открытых водоисточников или емкостей
открытого или закрытого типа при тушении пожаров класса “А” ГОСТ 27331-87.
Мотопомпа может быть использована для перекачки воды из емкости в
емкость, откачки воды из колодцев, подвалов, орошения или полива и других
подобных целей.
Мотопомпа может быть использована в городах и сельской местности.
Мотопомпа выпускается в климатическом исполнении “У” для категории
размещения 1 ГОСТ 15150-69 при температуре окружающего воздуха
- 30
+
40 0 С.
4
3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
3.1. Технические характеристики мотопомпы приведены в таблице 1.
Таблица 1
Значения
Наименование показателей
МП-13/80
МП-13/80.01
Общие данные
Тип мотопомпы
пожарная,
пожарная,
переносная
переносная
Подача в номинальном режиме, л/с, не менее
13,0
13,3
Напор в номинальном режиме, м
805
805
Наибольшая геометрическая высота всасывания, м
7,5
7,5
Время
всасывания
при
наибольшей
геометрической высоте, с, не более
40
40
Подача насоса при наибольшей геометрической
высоте всасывания и номинальном напоре, л/с, не
менее
6,7
6,7
Предельное давление насоса, кгс/см2, не более
13,4
19,0
Диаметр и количество присоединительных
патрубков, мм:
- напорного
270
2х70
- всасывающего
1х100
1100
Габаритные размеры, мм:(не более)
- длина
1210
1100
- ширина
720
660
- высота
940
920
Масса (сухая), кг
215
175
Насос
Тип насоса
НП- 13/80,
НП- 13/80,
центробежный,
центробежный,
двухступенчат
двух-
ый,
ступенчатый,
консольный
консольный
Вакуумная система
автоматическая
Тип вакуумного насоса
автоматическая
диафрагменн
ый
диафрагменный
Максимальная величина создаваемого вакуума в
полости центробежного насоса, кгс/см2
- 0,85
Рабочие характеристики
-
0,85
приложение 1
Двигатель
приложение 1
Тип
четырехтактн
ый
четырехтактный
бензиновый,
бензиновый,
карбюраторны
карбюраторный
5
Модель
й
Количество цилиндров и расположение цилиндров
ВАЗ 11113
ВАЗ 2108
Диаметр цилиндра и ход поршня
2 в ряд
4 в ряд
Рабочий объем, см3
8271
82х71
Степень сжатия,
749
1500
Номинальная мощность при частоте вращения
9,9
9,9
коленчатого вала 5600 об/мин, кВт (л.с)
Способ запуска двигателя
24,3 (33)
55 (75)
от
от
Система охлаждения
электростарте
электростартера
водяная (тосол),
ра
принудительная
водяная
Топливо
(тосол),
Расход топлива при работе мотопомпы в
принудительн
бензин АИ-92
номинальном режиме, л/ч
ая
бензин АИ-92
8,6
7
4. КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ
Таблица 2
Обозначение
Наименование
Кол.
МП-13/80 “Гейзер”
Мотопомпа
1
МП-13/80.01 "Гейзер"
Рукав всасывающий d 100
2*
Рукав напорный d 51
6*
Рукав напорный d 66
8*
СВ-100
Сетка всасывающая
1*
РСП-50 или РСК-50
Ствол пожарный ручной
2*
РСП-70 или РСК-70
Ствол пожарный ручной
2*
ОРТ-50
Ствол пожарный ручной
1*
ОРТ-70
Ствол пожарный ручной
1*
ГП-5070
Головка переходная
2*
РТ-70
Разветвление рукавное
1*
ПС-1
Пеносмеситель
1*
ГПС-600
Пеногенератор
2*
Задержка рукавная
1*
Фонарь поисковый
1*
Чехол
1*
Колесо в сборе
2
ЗИП
Запасные части, инструмент и принадлежн.
1комп.
НП-13/80-01-00-00-00.ПС
Паспорт
1
Двигатель ВАЗ 11113
Руководство
по
техническому
Двигатель ВАЗ 2108
обслуживанию и ремонту.
1*
По требованию заказчика за отдельную плату.
6
По требованию и согласованию с потребителем мотопомпы МП 13/80 и
МП13/80.01 могут поставляться на прицепе.
Ведомость комплекта ЗИП
Таблица 3
Обозначение
Наименование
Где применяется
Кол.
Запасные части
072-078-36
Уплотняющее кольцо
насос
1
092-098-36
Уплотняющее кольцо
1
105-110-30
Уплотняющее кольцо
1
235-245-46
Уплотняющее кольцо
1
250-260-46
Уплотняющее кольцо
1
030-035-30
Уплотняющее кольцо
1
Плавкий предохранитель 8 А
1
Инструмент
ГОСТ 2839-80
Ключ гаечный 810
Двигатель, насос
1
Ключ гаечный 1214
1
1
Ключ гаечный 1317
1
Ключ гаечный 1922
1
Отвертка комбинированная
1
Ключ свечной
Принадлежности
пожарная
1
Ключ специальный К 80
ГОСТ 14286-69
арматура
1
Ключ специальный К 150
Примечание. Допускается изменение комплекта поставки и ЗИП по
согласованию с потребителем.
5. УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ
5.1. Насос
Для подачи воды на мотопомпе установлен центробежный,
двухступенчатый насос НП-13/80.
Насос выполнен двухступенчатым с осевым подводом первой ступени. В
качестве отводящих устройств в первой ступени использован направляющий
аппарат с переводными каналами, а на второй также направляющий аппарат с
кольцевой камерой.
Насос (рис.1) состоит из корпуса, крышки, двух рабочих колес, вала и узла
уплотнения. Вал насоса изготовлен из нержавеющей стали и установлен
7
8
Рис.1
1. Кольцо
24. Втулка
47. Подшипник
2. Щуп масляный
25. Крышка
48. Цапфа
3. Хомут
26. Манжета
49. Фланец
4. Штифт
27. Корпус манжет
50. Гайка
5. Кольцо стопорное
28. Кольцо 072-078-36
51. Шайба стопорная
6. Втулка
29. Фланец
52. Винт установочный
7. Заглушка
30. Подшипник
53. Подшипник
8. Насос мембранный
31. Втулка
54. Шпонка
9. Хомут
32. Корпус 2
55. Кольцо 042-048-36
10. Кольцо 030-035-30
33. Шпилька
56. Кольцо 092-098-36
11. Прокладка (под ГМВ-100)
34. Шайба
57. Кольцо 105-110-30
12. Сетка
35. Эксцентрик
58. Шпилька
13. Втулка
36. Кольцо 115-117-10
59. 190-195-36
14. Крышка
37. Кулачок
60. Крыльчатка
15. Прокладка
38. Рычаг сцепления
61. Шпонка
16. Втулка распорная
39. Ось
62. Кольцо угловое
17. Шайба стопорная
40. Корпус 3
63. Шпилька
18. Гайка крыльчатки
41. Кольцо выжимное
64. Гайка колпачковая
19. Колесо направляющее 1
42. Кольцо запорное
65. Кольцо 032-038-36
20. Кольцо 250-260-46
43. Подшипник выжимной
66. Уплотнитель
21. Колесо направляющее 2
44. Вал
67. Уплотнитель
22. Корпус 1
45. Рычаг подшипника
68. Кольцо
23. Кольцо 235-245-46
46. Манжета
69.Пружина
9
в скользящем, не требующем обслуживания подшипнике со стороны
всасывания и шарикоподшипнике промежуточного шарикоподшипникового узла.
Герметизация шарикоподшипниковых узлов обеспечивается манжетами.
Рабочие колеса установлены на валу на шпонках. Между рабочими
колесами расположена дистанционная втулка. Для разгрузки от осевой силы в
задних дисках рабочих колес имеются отверстия.
Для контроля уровня масла в корпусе насоса расположен щуп.
На насосе установлен мановакуумметр, показывающий давление или
разрежение во всасывающем патрубке и давление на выходе из насоса.
Для слива воды из полости насоса установлен сливной краник.
Насос оборудован двумя напорными вентилями тарельчатого типа (рис.2),
отличительной чертой которых является то, что при отсутствии давления в
напорном патрубке автоматически перекрывается выход из насоса. Пружина 3
отжимает шток 4 с клапаном 7.
5.2. Вакуумная система водозаполнения
Насос оборудован автоматической вакуумной системой водозаполнения
“Рrimatic”
(рис.3). Вакуумный насос диафрагменного типа расположен
непосредственно в корпусе центробежного насоса. При включении
центробежного насоса от эксцентрика расположенного на валу начинает работать
вакуумный насос и удаляется воздух из всасывающей полости.
Эксцентрик 1 через толкатель 2 передвигает плунжер 4 вперед и назад. Во
время всасывания плунжер движется наружу и воздух из центробежного насоса
поступает в камеру 9. При обратном движении плунжера мембраной 3 поз.3 под
воздействием пружины 5 перекрывается вход в камеру и воздух выходит в
атмосферу через отверстия в плунжере по каналу 6.
После заполнения всасывающей линии и насоса вода под давлением
попадает в камеры
9 и преодолевает усилия пружин. Оба плунжера с
мембранами 1 поз.7 и мембранами 2 поз.8 занимают крайнее положение и
перекрывают вход в атмосферу. Оба толкателя при этом выходят из рабочего
поля эксцентрика.
На корпусе вакуумного насоса предусмотрены дренажные отверстия, через
которые в процессе работы мотопомпы допускается течь воды.
10
Напорный вентиль
Рис.2
1. Кольцо
резиновое
5. Гайка
уплотнительное
6. Гайка
2. Шпиндель
7. Клапан
3. Пружина
8. Штурвал
4. Шток
11
Автоматическая вакуумная система "Primatic"
Рис.3
1.Эксцентрик;
7. Мембрана 1;
2. Толкатель;
8. Мембрана 2;
3. Мембрана 3;
9. Камера;
4. Плунжер;
10. Крышка;
5. Пружина;
11. Впускной канал.
6.Выпускной канал;
12
Диафрагменный вакуумный насос
Рис.4
1. Корпус;
10. Плунжер;
2. Шпилька;
11. Мембрана 1;
3. Мембрана 3;
12. Шайба;
4. Втулка;
13,16. Винт;
5.
Кольцо
резиновое
14. Мембрана 2;
уплотнительное;
15, 17. Шайба;
6.
Кольцо
резиновое
18. Пружина;
уплотнительное;
19.Крышка;
7. Шток;
20. Пружина;
8. Шайба защитная;
21. Контрпоршень;
9. Толкатель;
22. Болт.
13
5.3. Система управления, контрольно-измерительные приборы
Органы управления мотопомпы расположены на приборной панели (рис.5),
прикрепленной к раме.
Управление состоит из следующих элементов:
- рукоятка включения и отключения сцепления (5);
- клавиша включения и отключения зажигания (3);
- кнопка включения стартера (4);
- гашетка управления воздушной заслонкой карбюратора (8);
- гашетка управления дроссельной заслонкой карбюратора (9).
Для включения сцепления необходимо рукоятку перевести в положение
“1”, при отключении в положение “0”.
Гашетки управления работой карбюратора соединены с тягами воздушной
и дроссельной заслонок при помощи жестких тросиков в защитных оплетках.
При эксплуатации мотопомпы необходимо следить, чтобы все тяги
системы управления были правильно отрегулированы.
Для контроля за работой двигателя и насоса предусмотрены следующие
контрольно-измерительные приборы (рис.5):
- контрольная лампочка зажигания и зарядки аккумуляторной батареи
(1);
- контрольная лампочка давления масла в системе смазки двигателя (2);
- указатель температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения
двигателя (7);
- счетчик моточасов (10);
Структурная электрическая схема представлена на рис.6.
Непосредственно на насосе установлены мановакуумметр для измерения
разряжения или давления на входе в насос и давления на выходе из насоса.
5.4. Рама
Центробежный насос и двигатель устанавливаются на специальной
сварной раме, изготовленной из стальной трубы. Рама оборудована четырьмя
откидными поручнями для переноски мотопомпы.
Для защиты от механических повреждений и атмосферных осадков
мотопомпа оборудована легкосъемным защитным кожухом.
14
Пульт управления
5
1
2
7
8
9
6
3
4
10
Рис 5
1. Контрольная лампа зажигания
2. Контрольная лампа давления масла
3. Клавиша включения и отключения зажигания
4. Кнопка «старт»
5. Ручка сцепления
6. Панель
7. Указатель температуры в системе охлаждения
8. Ручка воздушной заслонки
9. Ручка газа
10.Счетчик моторесурса
15
Схема электрическая структурная
Рис.6
1. Аккумуляторная батарея
2. Стартер
3. Генератор
4. Контрольная лампа зарядки аккумуляторной батареи
5. Счетчик моторесурса
6. Контрольная лампа давления масла
7. Указатель температуры охлаждающей жидкости
8. Датчик температуры охлаждающей жидкости
9. Датчик давления
10. Датчик момента искрообразования
11. Трансформатор
12. Коммутатор
13. Выключатель зажигания
14. Кнопка стартера
15. Предохранитель 8А
16. Поисковый фонарь
16
5.5. Двигатель
Мотопомпа оборудована серийным бензиновым карбюраторным
двигателем ВАЗ 11113 или ВАЗ 2108.
Подробное описание конструкции двигателя, инструкция по его
эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту прилагается по
требованию заказчика.
5.6. Система охлаждения двигателя
Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая с принудительной
циркуляцией и расширительным бачком.
В системе охлаждения используется радиатор специальной конструкции. В
систему заливается охлаждающая жидкость марки “Тосол А-40”.
5.7. Топливный бак
Топливный бак представляет собой стандартную канистру с вваренной в ее
корпус трубкой со штуцером для подсоединения топливного шланга. Топливный
бак устанавливается в специальной нише на раме мотопомпы.
5.8. Аккумуляторная батарея
На мотопомпе установлена аккумуляторная батарея емкостью 45 а/ч.
5.9. Поисковый фонарь
Мотопомпа снабжена поисковым, шарнирным, съемным галогеновым
фонарем с лампой накаливания мощностью 55 Вт. Фонарь устанавливается и
крепится на корпусе насоса.
С помощью штатива и удлинительного провода длиной 10 м, прилагаемых
в качестве дополнительного оборудования, он может быть размещен отдельно от
мотопомпы.
17
6.УКАЗАНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ
К работе с мотопомпой допускаются лица, изучившие ее устройство и
правила эксплуатации.
Эксплуатация мотопомпы должна осуществляться только на открытом
воздухе. Рабочее место оператора должно быть с наветренной стороны.
Заправку мотопомпы топливом проводить только при выключенном
двигателе.
Запрещается соединять и рассоединять рукава, трубопроводы, подтягивать
резьбовые соединения во время работы мотопомпы.
Мотопомпа при эксплуатации должна устанавливаться горизонтально на
твердой поверхности. Наклон при установке может быть не более 10º .
Минимальное давление при работе мотопомпы должно быть не менее
1,5 кгс/см².
Запрещается работа мотопомпы с включенным насосом без воды более 1 мин.
При эксплуатации не допускается подтекание топлива из топливного бака,
бензопровода и поплавковой камеры карбюратора.
КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ!
- эксплуатация мотопомпы у открытых линий электропередач, находящихся
под напряжением и расположенных в радиусе действия струи пожарного ручного
ствола;
- эксплуатация мотопомпы в глубоких колодцах и шахтах.
В случае аварии немедленно остановите двигатель, выключив зажигание.
7. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ
Долговечность двигателя и мотопомпы в целом в значительной степени
зависят от режима ее работы во время обкатки.
Продолжительность обкатки мотопомпы - 30 часов.
Перед первым пуском:
- проверьте уровень масла в картере двигателя и в насосе;
- проверьте уровень электролита в элементах аккумуляторной батареи и
при необходимости долейте дистиллированную воду;
- проверьте уровень охлаждающей жидкости
(тосол А
40) и при
необходимости долейте.
Внимательно осмотрите всю мотопомпу.
Подкачайте бензин в карбюратор из топливного бака с помощью ручного
привода бензинового насоса.
Запустите двигатель, прогрейте его до температуры 60-700С и проверьте,
нет ли подтекания масла, охлаждающей жидкости и бензина.
18
7.1.Обкатка двигателя
Произведите обкатку двигателя мотопомпы на режимах, указанных в
таблице 4:
Таблица 4
Давление на выходе из
Подача насоса,
Продолжительность, t,
насоса, Р2, кгс/см2
Q, л/с
час
3 - 4
3 - 6
10
5 - 6
3 - 6
10
6 - 8
6 - 8
5
6 - 8
8 - 10
5
После обкатки:
- замените масло в двигателе;
- замените масляный фильтр;
- отрегулируйте обороты холостого хода двигателя;
- проверьте крепление генератора, радиатора, опор двигателя, системы
выпуска выхлопных газов, картера сцепления к двигателю;
- при необходимости отрегулируйте натяжение ремня вентилятора.
8. ПОРЯДОК РАБОТЫ
8.1. Работа из открытых водоисточников
Установите мотопомпу по возможности на ровную площадку.
Снимите с всасывающего патрубка насоса заглушку. Соедините между
собой всасывающие рукава и присоедините к ним всасывающую сетку. Один
конец рукава подсоедините к насосу, а второй с сеткой опустите в водоем. Сетка
должна быть погружена в воду на глубину не менее, чем
0.5 м. При прокладке
всасывающая линия не должна иметь перегибов в вертикальной плоскости, т.к.
это может привести к образованию “воздушных мешков” и нестабильной работе
насоса.
Присоедините напорные рукава со стволами к напорным вентилям насоса.
Проверьте закрытие сливного краника из насоса.
Переведите гашетку управления воздушной заслонкой карбюратора в
верхнее положение (заслонка закрыта).
Включите клавишу зажигания, при этом должны загореться контрольная
лампа зарядки аккумуляторной батареи и лампа давления масла.
Нажмите кнопку включения стартера. Если при этом двигатель не начнет
работать, выключите зажигание и, повторите запуск двигателя через 10-15 сек.
При работающем двигателе контрольные лампы зарядки аккумуляторной батареи
и давления масла должны погаснуть.
После запуска двигателя прогрейте его до температуры
40-50
0С и
включите сцепление: плавно переведите рукоятку сцепления в положение “1”.
При включенном сцеплении начинает работать центробежный насос и
вакуумная система водозаполнения.
19
После заполнения всасывающей линии и насоса водой и появлении
давления на выходе из насоса
1,5-2 кгс/см2 вакуумная система должна
автоматически отключиться.
При помощи гашетки управления дроссельной заслонкой карбюратора
поднимите давление на выходе из насоса до 5-6 кгс/см2 и плавно откройте
напорные вентили.
При достижении температуры двигателя 70-80 0С откройте воздушную
заслонку карбюратора (переведите гашетку управления в нижнее положение).
Рекомендуется поддерживать температуру охлаждающей жидкости в
пределах 85 - 90 0С.
Режим работы мотопомпы регулируйте гашеткой управления дроссельной
заслонкой (давление на выходе из насоса) и напорными вентилями (подача
насоса).
После окончания работы плавно снижайте частоту вращения двигателя.
Снизьте давление на выходе из насоса до 2-3 кгс/см2 и одновременно
отключите сцепление
(установите рукоятку сцепления в положение
“0”) и
переведите гашетку управления дроссельной заслонкой карбюратора в нижнее
положение.
После работы при минусовых температурах на мотопомпе слейте остатки
воды из насоса краном (Рис.1). После кратковременной работы двигателя на
холостом ходу выключите клавишу зажигания.
8.2. Обслуживание мотопомпы во время работы
При работе мотопомпы визуально контролируйте:
- давление на выходе из насоса;
- температуру охлаждающей жидкости;
- давление масла в двигателе (по контрольной лампочке).
При работе из водоема следите за тем, чтобы всасывающая сетка была
полностью погружена в воду во избежание попадания воздуха во всасывающую
линию.
Если мотопомпа длительное время работает при повышенной температуре
окружающего воздуха, после остановки двигателя снимите защитный кожух.
8.3. Обслуживание мотопомпы после работы
После работы мотопомпы:
- откройте сливной краник на насосе;
- отсоедините всасывающие рукава и поставьте заглушку на всасывающий
патрубок насоса;
- отсоедините напорные рукава и слейте из них воду;
- установите заглушки на напорные вентили насоса;
- просушите всасывающие и напорные рукава;
- проверьте уровень охлаждающей жидкости и масла в двигателе и насосе;
20
- тщательно очистите от грязи и пыли все оборудование и мотопомпу как
внутри, так и снаружи;
- внимательно осмотрите все трубопроводы, места крепления двигателя и
насоса, крепления отдельных агрегатов двигателя. При необходимости подтяните
ослабевшие соединения;
- проверьте сварные швы рамы мотопомпы визуально;
- устраните все дефекты, замеченные во время работы.
При эксплуатации должны вестись журналы:
- учета времени работы мотопомпы;
- учета неисправностей при эксплуатации;
- учета технического состояния;
- учета технического обслуживания.
В журналах также должны содержаться сведения об изменениях
конструкции изделия и его составных частей, произведенных в процессе
эксплуатации и ремонта, сведения о замене составных частей изделия за время
эксплуатации, сведения о ремонте изделия.
9. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
9.1. Безотказность работы мотопомпы в течение длительного времени в
значительной степени зависит от правильного и своевременного технического
обслуживания.
9.2. Техническое обслуживание мотопомпы заключается в периодической
проверке состояния узлов и механизмов, проведения необходимых ремонтных
работ, регулировке и смазке.
9.3. Техническое обслуживание мотопомпы по объему выполняемых работ
и периодичности их проведения подразделяются на три вида:
- ежесменное техническое обслуживание (таблица 5);
- техническое обслуживание № 1 (ТО-1), проводимое через каждые 100
часов работы мотопомпы (таблица 6);
- техническое обслуживание № 2 (ТО-2), проводимое через каждые 200
часов работы мотопомпы (таблица 7).
9.4. Ежесменное техническое обслуживание
21
Таблица 5
Приборы, инст-
румент,
Содержание работ
Технические
приспособления
и методика их проведения
Требования
и материалы,
необходимые
для выполнения
работ
Осмотрите место установки
Подтекание масла,
Визуально
мотопомпы и убедитесь в
топлива, охлаждающей
отсутствии подтекания масла,
жидкости не допускается
топлива и охлаждающей жидкости
Очистка мотопомпы от грязи и
Ветошь, вода,
пыли
бензин
Приведите в порядок
комплектующее оборудование,
бывшее в употреблении
Проверьте наличие и уровень масла
Уровень масла должен
Щуп
в двигателе и насосе, уровень
быть по верхнюю метку
охлаждающей жидкости
щупа. Уровень
охлаждающей жидкости
должен быть по отметку
“max” в расширительном
бачке
Проверьте плотность и надежность
Ключи из
присоединения проводов к
комплекта ЗИП
клеммам аккумулятора
Проверьте и при необходимости
Проскальзывание ремня
Ключи из
отрегулируйте натяжение ремня
не допускается
комплекта ЗИП
генератора и ремня ГРМ
(газораспределительного
механизма)
Не допускается
Проверьте плавность перемещения
признаков заедания
гашеток управления заслонками
карбюратора
22
9.5. Техническое обслуживание № 1
Таблица 6
Приборы, инст-
румент,
Содержание работ
Технические
приспособления и
и методика их проведения
Требования
материалы,
необходимые для
выполнения работ
Выполнить работы по ежесменному
техническому обслуживанию
Проверьте надежность крепления
Ослабление крепления не
Ключи из
стартера и генератора к двигателю
допускается
комплекта ЗИП
Проверьте крепление бензонасоса
Течь в местах
Ключи из
соединений не
комплекта ЗИП
допускается
Прослушайте работу клапанов
Ключи из
двигателя и при необходимости
Не допускается стук и
комплекта ЗИП
отрегулируйте зазоры
дребезжание клапанов
Зачистите выводные контакты
Ветошь,
аккумуляторной батареи и
Грязь, окисления не
технический
зажимные контакты проводов.
допускаются
вазелин.
Проверьте уровень электролита в
банках аккумуляторной батареи и
В соответствии с
Ключи из
степень зарядки
инструкцией по
комплекта ЗИП
эксплуатации двигателя
Дистиллирован-
ная вода, элек-
тролит, нагру-
зочная вилка
23
9.6. Техническое обслуживание № 2
Таблица 7
Приборы, инст-
румент,
Содержание работ
Технические
приспособления и
и методика их проведения
Требования
материалы,
необходимые для
выполнения работ
Выполнить работы по
техническому обслуживанию № 1
Произведите замену фильтра и
В соответствии с
Фильтр. Ключи из
масла в двигателе
инструкцией по
комплекта ЗИП
эксплуатации двигателя
Произведите замену масла в насосе
В соответствии с
Масло. Ключи из
инструкцией по
комплекта ЗИП
эксплуатации насоса
Промойте систему охлаждения
В соответствии с
Тосол. Ключи из
и произведите замену
инструкцией по
комплекта ЗИП
охлаждающей жидкости
эксплуатации двигателя
10 ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Таблица 8
Наименование неисправностей,
Вероятная причина
Метод устранения
внешнее проявление и
дополнительные признаки
Неисправность двигателя и его
агрегатов
(см. “Руководство по
техническому обслуживанию и
ремонту двигателей ВАЗ 11113
и ВАЗ 2108”)
Вакуумная система не
1.Открыт сливной кран
1.Кран закрыть
обеспечивает заполнение
2.Всасывающая линия не
2.Проверить
всасывающей линии и насоса
герметична
наличие
водой
уплотнительных
манжет в
соединительных
головках
Проверить
состояние
всасывающих
24
рукавов, при
обнаружении
3.Всасывающая сетка не
проколов или
полностью погружена в
разрывов заменить
воду
их новыми
4.Мембраны вакуумного
3.Погрузить сетку
насоса загрязнены или
на глубину не
изношены
менее, чем 0,5 м
4.Очистить
мембраны,
1.Засорена всасывающая
проверить и при
Вакуумный насос работает,
сетка или фильтр на
необходимости
разрежение в норме, вода в
входе в насос
заменить
насос не поступает
2.Расслоение
всасывающих рукавов
1.Очистить
всасывающую
Срыв напора в
сетку и фильтр
При работе насоса происходит
результате
2.Заменить
частое включение и отключение
недостаточного
неисправные рукава
вакуумного насоса
заглубления
всасывающей сетки
Обеспечить
погружение
При работе насоса снизилась
1.Засорена всасывающая
всасывающей сетки
подача, стрелка
сетка или фильтр на
мановакуумметра сильно
входе в насос
колеблется
2.Подача насоса
1.Очистить
превышает допустимую
всасывающую
величину для данной
сетку и фильтр
высоты всасывания
2.Уменьшить
подачу насоса
1.Ослабли болты
При работе насоса
крепления насоса
наблюдаются стуки и вибрация
2.Изношены
подшипники
1.Подтянуть болты
3.Повреждены рабочие
колеса
2.Заменить
4.В полость насоса
подшипники
попали посторонние
3.Заменить рабочие
предметы
колеса
Нарушение
4.Удалить
Из дренажного отверстия
герметичности торцевого
посторонние
струйкой течет вода
уплотнения
предметы
Заменить
уплотнение
25
11. ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ, КОНСЕРВАЦИИ И
ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ
Мотопомпу следует хранить в закрытом отапливаемом помещении (в
зимнее время - в утепленном).
Перед установкой на длительное хранение мотопомпу, запасные части и
инструмент следует законсервировать. Консервация должна производиться в
помещении при температуре не ниже +15 0С.
Для этого необходимо:
- детали и узлы протереть тряпкой, смоченной в бензине;
- детали и узлы, имеющие следы коррозии тщательно очистить, промыть и
высушить;
- на всасывающий и напорные патрубки надеть заглушки;
- запустить двигатель и прогреть его, остановить двигатель, слить бензин
из топливного бака;
- снова запустить двигатель и работать в режиме холостого хода до
полного расхода топлива из карбюратора;
- вывернуть свечи зажигания и залить в каждый цилиндр 25-30 г моторного
масла. Для равномерного распределения масла провернуть 2-3 раза коленчатый
вал и завернуть свечи;
- очистите всю электропроводку и насухо протрите;
-
смазать все металлические неокрашенные части мотопомпы
консервационной смазкой НГ-208 или техническим вазелином ВТВ-1;
- снять аккумуляторную батарею и смазать клеммы техническим
вазелином.
В целях надежного хранения мотопомпы не реже одного раза в три месяца
контролировать состояние консервации.
Мотопомпа может транспортироваться всеми видами транспорта.
26
12 СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРИЕМКЕ
Мотопомпа пожарная МП-13/80 “Гейзер” заводской № __________
Мотопомпа пожарная МП-13/80.01 “Гейзер” заводской № __________
двигатель ВАЗ 11113 № _____________
двигатель ВАЗ 2108 № _____________
центробежный насос НП-13/80 № _____________
соответствует ТУ 4854-001-18215408-99.
Произведена наработка мотопомпы в полном обьеме (не менее 8 часов)
согласно ТУ 4854 - 001 - 18215408 - 99 (см. приложение 2).
Мотопомпа подвергнута консервации и упаковке согласно инструкции по
эксплуатации.
М.П.
Дата выпуска_________________
Начальник ОТК_______________
Представитель
_______________
13. ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Предприятие-изготовитель гарантирует исправную работу мотопомпы в
течение 500 часов с момента ввода ее в эксплуатацию, но не более 12 месяцев со
дня отгрузки потребителю при условии соблюдения правил эксплуатации и
хранения, указанных в паспорте.
В случае выхода из строя отдельных деталей или мотопомпы в целом в
течение гарантийного срока, предприятие-изготовитель обязано за свой счет и в
кратчайший технически возможный срок восстановить работоспособность
мотопомпы.
Гарантийный срок службы комплектующих изделий считается равным
гарантийному сроку мотопомпы и истекает одновременно с истечением
гарантийного срока мотопомпы.
27
Гарантии не распространяются на мотопомпы, используемые на
соревнованиях и обучении персонала.
14. СВЕДЕНИЯ О РЕКЛАМАЦИЯХ
Рекламационный акт составляется потребителем в период гарантийного
срока совместно с представителем предприятия-изготовителя; в случае неявки в
установленный срок - с представителем другой незаинтересованной организации.
В акте необходимо указать:
- время и место составления акта;
- фамилии лиц, составивших акт с указанием занимаемых должностей;
- точный адрес потребителя - почтовый и железнодорожный;
- марку, заводской номер мотопомпы и дату получения;
- общую продолжительность работы мотопомпы (в часах) с момента ее
приобретения и отдельно
- со времени последнего ремонта; условия
эксплуатации или хранения;
- показания приборов во время эксплуатации;
- подробное описание возникших неисправностей или явных дефектов с
указанием, по возможности, причин, вызвавших дефекты;
- ремонты, произведенные потребителем до составления рекламации.
В случае ремонта мотопомпы, произведенного потребителем, вместе с
актом направляется карточка ревизии мотопомпы.
По требованию предприятия-изготовителя мотопомпа должна быть
отправлена в его адрес вместе с паспортом и рекламационным листом.
28
15. ОТЗЫВ О РАБОТЕ ИЗДЕЛИЯ
Мотопомпа МП-13/80 “Гейзер”, МП-13/80.01 "Гейзер"
1. Заводской № _____________ Дата выпуска____________________
2. Характер работы мотопомпы________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
3. Сколько отработано изделием часов с начала эксплуатации или после
составления последнего отзыва о работе _______________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
4. Какие выявлены недостатки в конструкции мотопомпы и меры по их
устранению____________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
5. Какие виды технического обслуживания были проведены и их
количество
________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
6. Сколько раз и каким видам ремонта было подвергнуто изделие __
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
7. Какие части изделия за время эксплуатации были заменены _____
____________________________________________________________
29
____________________________________________________________
____________________________________________________________
8. Какие изменения в конструкции изделия и его составных частей были
произведены в процессе эксплуатации и ремонта ________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
9. Ваши пожелания по дальнейшему улучшению качества изделия __
____________________________________________________________
____________________________________________________________
10. Ваш почтовый адрес ______________________________________
____________________________________________________________
11. Должность, фамилия (и подпись) лица, составившего отзыв ____
____________________________________________________________
Дата заполнения ____________________________________________
Ваши отзывы направляйте по адресу: 141300, Московская обл., г. Сергиев
Посад, ул. Железнодорожная,22/1.
Примечания:
1. Показатели по каждому пункту отзыва указываются за период,
соответствующий количеству отработанных часов.
2. При заполнении пунктов 3 - 7 следует указывать, через какое количество
часов были произведены работы.
3. Отзыв о работе следует высылать изготовителю не реже 1 раза в год
30
Приложение 1
Сравнительные характеристики подачи воды мотопомп МП 13/80 и МП 13/80.01
2
Р2, кгс/см
20
19
18
17
16
15
14
13
12
11
10
9
Рн 8
7
6
5
4
3
2
1
0
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
QH
- Рабочая характеристика МП 13/80.01
-
Рабочая характеристика МП 13/80
Таблица характеристик МП 13\80
Таблица характеристик МП 13\80.01
№ п/п
Р2,кгс/см
Q, л/с
№ п/п
Р2,кгс/см
Q, л/с
1
13,4
0
1
19,0
0
2
12,7
3,8
2
15,0
11,0
3
11,7
6,3
3
14,0
13,0
4
10,7
8,2
4
13,0
14,5
31
5
9,9
9,2
5
12,0
15,7
6
9,4
10,2
6
11,0
16,8
7
8,9
11,3
7
10,0
17,7
8
8,4
12,2
8
9,0
18,3
9
7,7
12,6
9
8,0
19,0
10
6,9
14,0
10
7,0
19,5
11
6,5
14,6
11
6,0
20,0
12
6,3
15,0
Приложение 2
ВЫПИСКА ИЗ ТУ 4854 - 001 - 18215408 - 99.
5. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ.
5.1.Внешний осмотр.
При внешнем осмотре проверяется качество изготовления изделия, его
внешний вид, крепление сборочных единиц и деталей, качество лакокрасочных и
других покрытий, наличие и правильность обозначений и маркировки, а также
комплектность.
5.2. Обкатка (частичная).
Предварительная обкатка проводится в течение
1 часа на режимах,
приведенных в таблице 5.
Таблица 5.
Давление на выходе из насоса
Подача насоса
Продолжительность
Р2,кгс/см2
Q, л/мин
t, мин
3 - 4
3 - 6
15
5 - 6
3 - 6
15
6 - 8
6 - 8
15
6 - 8
8 - 10
15
Обкатка проводится при геометрической высоте всасывания h=1,5 - 3,5 м.
Во время обкатки осуществляется контроль за значениями подачи и давления
масла в системе смазки двигателя и температуры в системе охлаждения.
Исправление дефектов литейных деталей - согласно ОСТ 4.021.203 - 87.
32
33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////