Пожаротушение: проблемы, технологии, инновации (2018 год) - часть 25

 

  Главная      Учебники - Пожарное дело     Пожаротушение: проблемы, технологии, инновации. Материалы 6-й международной научно-практической конференции - 2018 год

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..  23  24  25  26   ..

 

 

Пожаротушение: проблемы, технологии, инновации (2018 год) - часть 25

 

 

97 

 

  

 

                  

 

               мин. 

Время спасания последнего человека определяется по формуле  

  

 

  

 

                  

  

               мин. 

Требуемое число пожарных для спасения всех людей за время не бо-

лее 30 мин.: 

 

 

 

 

 

 

       

 

   

 

 

тр

   

 

   

    л. 

 

тр

 - требуемое время проведения спасательной операции (время вы-

носа всех спасаемых людей наружу здания или сооружения); 

 

 

 

(                  )

          

       л. 

Время спасания первого человека при  

 

=10 чел.: 

 

  

 

                  

  

             мин. 

Время спасания последнего человека при  

 

=10 чел.: 

 

  

 

                  

  

               мин. 

Из расчетов следует, что время спасения одного человека соизмери-

мо  со  временем  защитного действия  аппарата  на  сжатом воздухе,  то  есть 
одно звено в аппаратах на сжатом воздухе может спасти только одного по-
страдавшего. 

На  современном  этапе  информационные  технологии  развиваются 

молниеносными темпами и становится актуальным вопрос рациональности 
совместного  использования  информационных  ресурсов,  которые,  в  свою 
очередь,  со  временем  представляют  большую  ценность  для  поддержки 
принятия  решения  РТП.  Одной  из  востребованных  функций  бизнес-
аналитике  является  подсчет  посетителей  торгового  центра.  Анализ  воз-
можности  применения  данных  систем  для  поддержки  принятия  решений 
РТП, приведен в таблице 1

:

 

Таблица 1 

Сравнение систем подсчета людей 

Вид системы 

Принцип 

работы 

Получение online 

информации 

Погрешность 

Соответствие 

РТП 

Система, рабо-
тающая по ин-
фракрасному 
лучу 

 
ИК передат-
чик 

 
нет 

высокая 

Система, рабо-
тающая на теп-
ловых датчиках 

 
Инфракрас-
ное излучение 

 
да 

высокая 

Система, с фик-
сацией движения 

Детектор 
движения 

 
да 

95-97% 

98 

Сравнение систем учета людей в помещениях и анализ средств фик-

сации, позволяет сделать вывод о способности их осуществлять поддержку 
принятия  решения  для  прибывающих  пожарно-спасательных  подразделе-
ний и постановку задач. 

Литература 

1.  Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от  29.07.2017)  «О пожарной 

безопасности». 

2.  Организационно-методические  указания  по  тактической  подготовке  началь-

ствующего  состава  Федеральной  противопожарной  службы  МЧС  России  (письмо  МЧС 
России от 28 июня 2007 г. № 43-1889-18) 

3.  Методические  рекомендации  по  действиям  подразделений  федеральной  про-

тивопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных ра-
бот (направлен указанием МЧС России от 26.05.2010 N 43-2007-18). 

4.  Данилов  М.М.  А.Н. Денисов,  В.Б.  Захаревский  Программно  -  алгоритмиче-

ское обоснование решения задачи управления и принятия решений при пожаротушении 
на  объектах  экономики.  Материалы  четвертой  международной  научно-практической 
конференции  молодых  ученых  и  специалистов  «Проблемы  техносферной  безопасно-
сти-2015». – М: Академия ГПС МЧС России, 2015. – 367 с. Стр. 246 - 248. 

5.  Харисов  Г.Х.  Методические  указания  к  решению  задач  и  выполнению  кон-

трольных заданий по аварийно-спасательным работам. – М.: Академия ГПС МВД Рос-
сии, 2001. 45с. 

 
 

Холостов А.Л., Малышев Д.А., Таранцев А.А. 

Академия ГПС МЧС России 

 

ОБОСНОВАНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 

ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКИХ СЛУЖБ ПРИ УПРАВЛЕНИИ 

ЭКСТРЕННЫМИ СЛУЖБАМИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 

 

Повышение уровня защищенности народно-хозяйственных объектов 

и  граждан от  угроз  техногенного и  природного  характера  является  одной 
из первоочередных задач для стабильного социально-экономического раз-
вития государства.  

Ключевыми  элементами  в  системе  управления  реагированием  на  воз-

можные ЧС и происшествия техногенного и природного характера на регио-
нальном и муниципальном  уровнях являются Центры  управления в кризис-
ных  ситуациях  субъектов,  единые  дежурно-диспетчерские  службы  (ДДС) 
муниципальных  образований  и  автоматизированная  информационно-
управляющая система обеспечения вызова оперативных служб. 

Эффективность функционирования такой системы управления опре-

деляется соблюдением требований по оперативности, полноте и достаточ-
ности  реагирования  и  вероятностным  характеристикам  в  приеме  и  обра-
ботке сообщений. 

99 

Сокращение времени обработки поступающих в ДДС сообщений за-

висит от количества автоматизированных рабочих мест (АРМ) и квалифи-
кации  диспетчеров.  Кроме  оперативности  обработки  поступающих  сооб-
щений, существенным фактором является способность ДДС не допустить 
отказа в их приеме с вероятностью не более 0,1%, установленной требова-
ниями нормативных документов [1]. 

Процесс управления экстренными  службами с учетом особенностей 

функционирования  дежурно-диспетчерских  служб  можно  представить 
следующим образом (Рисунок 1).  

Задающим воздействием является проектное или расчетное решение 

[2, 3] по количественным параметрам ДДС (количество АРМ/диспетчеров, 
линий  связи),  обеспечивающим  соответствие  выходной  величины  задан-
ным  требованиям  (соблюдение  вероятностных  и,  в  ряде  случаев  [4],  вре-
менных характеристик). Внешним фактором, влияющим на процесс управ-
ления,  является  нестационарность  процесса  поступления  –  обслуживания 
сообщений в ДДС. При этом поддержание выходной величины в необхо-
димом  состоянии  (соответствие  вероятностных  и  временных  характери-
стик  заданным  требованиям)  осуществляется  с  помощью  управляющего 
воздействия – выбора минимальных количественных показателей, обеспе-
чивающих выполнение вероятностных и временных условий. 

В  этом  случае  решается  задача  синтеза,  подробно  рассмотренная  в 

работах [2, 5]. 

Объект управления:

ДДС 

Результат управления: 

обеспечение требуемой 

оперативности реагирования и 

вероятностных характеристик 

ДДС 

Отклоняющее воздействие:

нестационарность процессов поступления - 

обслуживания сообщений о пожарах и ЧС

Ограничение:

оптимальность принимаемого 

решения (соответствие 

количественных показателей ДДС 

вероятностным характеристикам 

оперативности реагирования)

Анализ 

оптимальности 

принимаемого

решения

Поиск решения, 

отвечающего 

условию 

оптимальности

Задающее 

воздействие:

количественные 

решения по 

составу ДДС

Выходная величина:

количественные 

показатели и 

вероятностные 

характеристики ДДС 

 

Рисунок 1. Управление экстренными службами с учетом особенностей 

функционирования ДДС 

При поиске оптимального решения необходимо проводить статисти-

ческий  анализ  поступления  сообщений  в  ДДС  и  их  последующего 

100 

обслуживания. При этом, в зависимости от вывяленных закономерностей, 
могут применяться как существующие аналитические решения или их по-
иск, так и методы имитационного моделирования [6].  

В  качестве  условия  оптимальности  принимаемого  решения  можно 

рассматривать  выполнение  условия  непревышения  вероятности  отказа  в 
обслуживании при минимальном количестве АРМ. 

Таким  образом,  разработка  методик  и  моделей  позволяющих  обос-

новать количественные показатели ДДС в соответствии с предъявляемыми 
вероятностными требованиями и учитывающими особенности их функци-
онирования  в  Системе  -  112,  является  задачей,  имеющей  существенное 
значение для повышения эффективности управления службами экстренно-
го реагирования на региональном уровне.  

Статистический анализ процессов 

поступления сообщений в дежурно-

диспетчерскую службу 

Поиск аналитических 

решений

Аналитическое 

решение 

существует?

Поиск аналитических 

решений или 

применение 

имитационного 

моделирования

Применение 

существующих 
аналитических

моделей 

Да

Нет

 

Рисунок 2. Алгоритм поиска решения в общем виде 

 

Литература 

1.  РД  45.120-2000  (НТП  112-2000)  «Городские  и  сельские  телефонные  сети. 

Нормы технологического проектирования». 

2.  Номограммы  для  решения  задач  синтеза  систем  массового  обслуживания  / 

А.А.  Таранцев,  Д.А.  Малышев,  А.П.  Нодь  //  Проблемы  управления  рисками  в  техно-
сфере, №2 (34), 2015г., С. 21-25. 

3.  Об  особенностях  функционирования  дежурно-диспетчерских  служб  экстрен-

ного  реагирования/  А.А.  Таранцев,  Д.А.  Малышев,  А.Д.  Ищенко  // Пожаровзрывобез-
опасность, №2, 2016 г., С. 75-80. 

4.  Артамонов В.С., Погорельская К.В., Таранцев А.А.  «Методика определения ра-

ционального  числа  операторов  и  линий  связи  Центра  управления  силами  Федеральной 
противопожарной службы» // Пожаровзрывобезопасность. – 2007. – Т.16, № 6. С. 4–9. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  23  24  25  26   ..