Пожаротушение: проблемы, технологии, инновации (2018 год) - часть 24

 

  Главная      Учебники - Пожарное дело     Пожаротушение: проблемы, технологии, инновации. Материалы 6-й международной научно-практической конференции - 2018 год

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..  22  23  24  25   ..

 

 

Пожаротушение: проблемы, технологии, инновации (2018 год) - часть 24

 

 

93 

1

Свергун С. А., 

2

Сазонов И.В., 

3

Григорьев А.Н. 

1

Главное управление МЧС России по Ростовской области, 

2

Главное управление МЧС России по Тульской области, 

3

Академия ГПС МЧС России 

 

К ВОПРОСУ УПРАВЛЕНИЯ ПОЖАРНО-ТАКТИЧЕСКИМИ 

ДЕЙСТВИЯМИ ПРИ ТУШЕНИИ КРУПНОГО ПОЖАРА  

В ГОРОДЕ РОСТОВ НА ДОНУ ЛЕТОМ 2017 ГОДА 

 

Донской регион регулярно сталкивается с различными угрозами и вы-

зовами в природно-техногенной сфере. Только за последние 3 года личный 
состав местных пожарно-спасательных гарнизонов, помимо тушения пожа-
ров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, активно участвовал 
в мероприятиях гражданской обороны, проводил работы по встрече, разме-
щению  и  первичному  жизнеобеспечению  вынужденных  беженцев  с  юго-
востока Украины, оказывал помощь попавшим в снежные заторы и развора-
чивал пункты обогрева на дорогах, откачивал воду из затопленных домов и 
спасал  людей,  пострадавших  от  паводков.  Однако,  наиболее  реальную 
опасность для населения и территорий представляют пожары. 

Пожарно-спасательные  подразделения  Ростовской  области,  возглав-

ляемые  опытными  и  грамотными  руководителями,  укомплектованы  про-
фессионально  подготовленным  личным  составом  и  оснащены  современ-
ными образцами специальной техники и оборудования, в том числе имеет-
ся  парк  пожарно-спасательных  автомобилей  новой  генерации,  способных 
решать  широкий  спектр  задач  по  ликвидации  угроз  в  природно-
техногенной сфере. 

Деятельность  системы  управления  регламентируется  необходимой 

нормативной  правовой  базой  Ростовской  области  и  органов  местного  са-
моуправления, руководящими документами МЧС России, Южного регио-
нального  центра  МЧС  России,  Главного  управления  и  постоянно  совер-
шенствуется.  В  качестве  примера,  подтверждающего  эффективность  си-
стемы  управления  на  территории  Ростовской  области,  рассмотрим  дей-
ствия  пожарно-спасательных  частей  ФПС  и  подразделений  иных  видов 
пожарной охраны при тушении крупного пожара в городе Ростов-на-Дону 
21 августа 2017 года. 

Это событие получило широкую известность и войдет в историю го-

рода,  как  самый  крупный  по  своим  масштабам  и  последствиям  пожар,  к 
ликвидации которого привлекалась исключительная по своей численности 
группировка сил и средств. 

На момент пожара, из-за засушливого лета с высокими температура-

ми  воздуха и сильными  ветрами, по всей территории Ростовской области 

94 

сложилась чрезвычайная пожароопасная обстановка. Первые случаи заго-
раний сухой растительности были отмечены уже в январе месяце, а к авгу-
сту статистика подобных случаев намного превысила аналогичные показа-
тели предыдущих лет. 

Исторически  сложилось,  что  в  Ростове-на-Дону,  так  называемый 

«Театральный  спуск»,  во  все  времена  считался  одной  из  самых  проблем-
ных  городских  территорий.  Большое  число  построек,  возведенных  еще  в 
первой половине XX века, пришли в негодность или пребывали в бесхоз-
ном состоянии, а новые дома в этом районе часто строились с нарушением 
градостроительных  норм  и  требований  пожарной  безопасности.  Вслед-
ствие  того,  что  местные  жители  не  придали  серьезного  значения  дыму 
первый звонок в дежурную часть «01» поступил спустя 6 минут с момента 
возникновения пожара. 

На  момент  прибытия  к  месту  пожара  первых  подразделений,  через  8 

минут  с  момента  поступления  сообщения  о  пожаре  горело  уже  4  дома  на 
площади 600 м

и возникла угроза перехода огня на близлежащие постройки. 

Быстрому  распространению  огня  способствовал  сильный  ветер, 

плотность застройки жилых зданий, а также детонация газовых баллонов в 
домах,  поэтому  за  5  минут  площадь  огня  превысила  1000  м

2

,  а  через  12 

минут – достигла 3000 м

2

По  решению  РТП  ранг  пожара  был  повышен  до  №4  и  проведено 

наращивание сил и средств Ростовского (местного) пожарно-спасательного 
гарнизона.  Организован  сбор  и  привлечение  к  тушению  пожара  личного 
состава, свободного от несения службы, введена в боевой расчет резервная 
пожарная  техника.  Основной  задачей  пожарно-спасательных  подразделе-
ний действий явилось спасение и эвакуация людей. 

Вследствие  сильного  ветра,  высокой  температуры  окружающей 

среды и постоянных взрывов газовых баллонов происходит переброс ог-
ня на жилые постройки, находящиеся на расстоянии более 300 метров от 
места  пожара.  К  тушению  пожара  привлечены  силы  и  средства  пожар-
ной охраны из близлежащих муниципальных образований (г.г. Таганрог, 
Батайск,  Аксай  и  Новочеркасск),  подразделений  иных  видов  пожарной 
охраны,  муниципального  звена  РСЧС  (цистерны  –  водовозки  УЖКХ  г. 
Ростова-на-Дону). 

Принимаемых мер оказывается недостаточно, поэтому на различных 

улицах образовалось 4 очага пожара общей площадью более 30 000 м

2

По согласованию с Южным региональным центром МЧС России со-

став привлекаемых сил увеличился в 33 раза за счет привлечения Донского 
спасательного центра, аэромобильных группировок Карачаево-Черкесской 
Республики, Краснодарского и Ставропольского краев, и в целом составил 
1235 человек и 219 единиц техники, из них от МЧС России 231 человек и 

95 

60  единиц  техники,  также  было  задействовано  7  воздушных  судов,  кото-
рые произвели 166 сбросов воды общим объемом 915 тонн. 

Благодаря принимаемым мерам пожар локализован на всей площади 

горения  через  6  часов  с  момента  возникновения,  но  еще  почти  18  часов 
проводилась ликвидация горения и разбор завалов. 

Победа  в  борьбе с  огненной  стихией  была  одержана благодаря  гра-

мотным управленческим решениям, а также высокому профессионализму, 
мужеству  и  самоотверженности  личного  состава  пожарной  охраны,  вы-
полнявших задачи по тушению пожара и спасению людей плечом к плечу 
с представителями иных ведомств и организаций. Не подлежит сомнению 
тот факт, что локализация и ликвидация пожара заняли бы намного больше 
времени,  без  участия  вертолетов  Министерства  обороны  и  Росгвардии,  а 
также личного состава МВД России и аэромобильных группировок от тер-
риториальных  органов  МЧС  России  на  территории  Южного  и  Северо  - 
Кавказского федеральных округов. 

Тушение  подобных  пожаров  –  сложный  организационно-

управленческий процесс, требующий от руководителя и участников туше-
ния пожара на всех этапах работы проявление высокого профессионально-
го мастерства и тактической выучки. 

Полученный опыт взят на вооружение в Главном управлении и учи-

тывается  при  принятии  управленческих  решений.  Уже  внесены  необходи-
мые  корректировки  при  планировании  действий  подразделений  пожарный 
охраны по тушению пожаров и проведении аварийно – спасательных работ. 

Основной  задачей  для  руководящих  сотрудников  всех  уровней,  и 

прежде всего должностных лиц, осуществляющих РТП является  постоян-
ное повышение профессионализма и оперативно-тактического мастерства, 
знание  специфики  действий  при  различных  природно-техногенных  угро-
зах, доведенное до автоматизма умение правильно ставить задачи в быстро 
меняющихся экстремальных условиях и находить пути их решения. 

События в Ростове-на-Дону показали, что благодаря грамотному ру-

ководству и продуманным действиям личный состав Ростовского (местно-
го) пожарно-спасательного гарнизона оказался готов к действиям в слож-
ных условиях обстановки. Благодаря оперативно проведенному сбору лич-
ного  состава,  свободного  от  несения  службы,  удалось  в  короткое  время 
провести наращивание привлекаемой группировки сил. 

В  контексте  уроков  Ростовских  событий  исключительное  значение 

приобретает задача по профилактической работе с населением, так прене-
брежение людей элементарными правилами пожарной безопасности неиз-
менно приводит к пожарам. 

Литература 

1.  Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О пожарной без-

опасности» 

96 

2.  Приказ МЧС РФ от 21.11.2008 N 714 (ред. от 17.01.2012) "Об  утверждении По-

рядка учета пожаров и их последствий" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.12.2008 N 
12842) 

3.  Методические  рекомендации  по  действиям  подразделений  федеральной  проти-

вопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ 
(направлен указанием МЧС России от 26.05.2010 N 43-2007-18) 

 
 

Захаревский В.Б., Бадмаев А.О., Солошина И.Р. 

Академия ГПС МЧС России 

 

К ФОРМАЛИЗАЦИИ ДЕЙСТВИЙ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОГО 

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПРИБЫВШЕГО ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА 

В МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОМ ЗДАНИИ 

 
Анализ  описания  пожаров  в  многофункциональных  зданиях,  позво-

ляет  сделать  вывод,  что  зачастую  руководитель  тушения  пожара,  прибыв 
на пожар, не имеет информации о количестве находящихся людей в здании 
и степень угрозы их жизни и здоровью. В связи с этим возникают трудно-
сти  по  определению  достаточности  сил  и  средств  пожарно-спасательных 
подразделений,  увеличению  времени  поиска  пострадавших  пожарными 
подразделениями.  Полагаем,  что  применение  камер  видеонаблюдения  и 
систем подсчета людей в здании для информирования, прибывшего на по-
жар подразделения по средствам инструментальной поддержки актуально. 

В  данной  статье,  проведем  аналитический  расчет  времени  спасения 

людей  способом  выносом на  руках,  в  девятиэтажном  многофункциональ-
ном здании. 

Время спасания первого человека определяется по формуле  

  

 

 

 

 

 

       

 

   

 

 

пн

   

 

     мин. 

 

 

  –  коэффициент  ((человек·минута)/(человек·метр)),  производи-

тельности работы пожарного  (Принимаем 1,2). 

   –  высота (м) от уровня земли, на которой находятся  люди, терпя-

щие бедствие при пожаре; 

 

 

 – число людей (чел), нуждающихся в спасании способом выноса 

на руках; 

 

пн

 – число пожарных (чел), выделенных для спасения людей;  

   – коэффициент (мин/чел), учитывающий потери времени из-за об-

разования очереди спасателей при их движении к месту и от места скопле-
ния спасаемых людей, а также при их снабжении СИЗОД (Принимаем 1);   

 

 

 – коэффициент, учитывающий работу  пожарных в СИЗОД (При-

нимаем 1,1). 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  22  23  24  25   ..