Пожаротушение: проблемы, технологии, инновации (2018 год) - часть 23

 

  Главная      Учебники - Пожарное дело     Пожаротушение: проблемы, технологии, инновации. Материалы 6-й международной научно-практической конференции - 2018 год

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..  21  22  23  24   ..

 

 

Пожаротушение: проблемы, технологии, инновации (2018 год) - часть 23

 

 

89 

безопасности"  гласит:  тушение  лесных  пожаров  осуществляются  в  соот-
ветствии  с  Лесным  кодексом  Российской  Федерации  и  положениями 
настоящей статьи [3].  

В соответствии со статьями 51, 81-84 Лесного кодекса РФ, Тушение 

пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда осуществляется 
органами  государственной  власти,  уполномоченными  в  области  лесных 
отношений,  и  органами  местного  самоуправления  в  отношении  лесов, 
находящихся в муниципальной собственности [4]. 

Существующий  подход  к  организации  тушения  торфяных  пожаров 

определенный  Приказом  Министерства  природных  ресурсов  и  экологии 
РФ от 8 июля 2014 г. № 313 "Об утверждении Правил тушения лесных по-
жаров" не в полной мере подходит для осуществления действий по туше-
нию торфяных пожаров подразделениями пожарной охраны [5]. 

Необходима разработка новых соответствующих нормативных актов 

чтобы  исключить  возможность  противоречий  и  неопределенностей  в  ту-
шении торфяных пожаров.  

Разработка  таких  нормативных  актов  и  документов  должна  осу-

ществляться  исходя  из  следующих  факторов  с  правовой  и  технической 
точки зрения для успешной организации тушения торфяных пожаров. 

Факторы,  влияющие  на  тушение  торфяных  пожаров  можно  разде-

лить на организационные и независящие от человеческого фактора. 

К организационным факторам можно отнести: 
численность  личного  состава  пожарных,  аварийно-спасательных  ав-

томобилях  и  привлеченной  приспособленной  для  пожаротушения    граж-
данской техники; 

обеспеченность горящей площади противопожарным водоснабжени-

ем, а так же удаленность водоисточников от места пожара;  

количество и виды пожарных стволов подаваемых для локализации и 

ликвидации горения. 

К независящим от человеческого фактора: 
изменение  видимости  и  концентрации  ядовитых  газов  с  течением 

времени развития и тушения пожара; 

время года и суток;  
скорость изменения горения. 
Из вышесказанного следует, что проблема тушения торфяных пожа-

ров стоит остро и требует безотлагательного решения. Не смотря на, суще-
ствующую нормативную и техническую базу необходимо проводить даль-
нейшие исследования и доработки.  

Литература 

1.  Ресурсы торфаhttp://www.geographyofrussia.com›resursy-torfa. 
2.  Торфяные пожары в России http://tass.ru/info/1352655. 

90 

3.  Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". 
4.  "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ. 
5.  Приказ Министерства природных ресурсов и  экологии РФ от  8 июля 2014 г. 

№ 313 "Об утверждении Правил тушения лесных пожаров". 

 
 

1

Назарко А.А., 

2

Фогилев И.С., 

2

Ищенко А.Д 

1

ГУ МЧС России по Смоленской области, 

2

Академия ГПС МЧС России 

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФПС ГПС  

ПО ОХРАНЕ АЭС С ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ВОЙСК НАЦИО-

НАЛЬНОЙ ГВАРДИИ ПРИ РЕАГИРОВАНИИ НА ПОЖАРЫ НА 

ОБЪЕКТАХ АТОМНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ 

 

Мировой опыт пожаров¸ происшедших на объектах атомной энерге-

тики  показывает,  что  даже  высокий  уровень  обеспечения  атомных  элек-
тростанций современными системами защиты, не исключает возможность 
возникновения аварийных ситуаций, немалая доля которых приходится на 
пожары,  которые  в  отдельных  случаях  выливаются  в  крупномасштабные 
аварии[1]. 

Для организации предупреждения и тушения пожаров на АЭС, в со-

ответствии  с  распоряжением  Правительства  Российской  Федерации,  при-
казом МЧС России созданы и функционируют подразделения федеральной 
противопожарной  службы  Государственной  противопожарной  службы  по 
охране АЭС (ФПС ГПС по охране АЭС) [2]. 

От  слаженных  действий  пожарно-спасательных  подразделений  и  пер-

сонала  объекта  зависит  безопасность  всей  атомных  станций.  В  этой  связи 
необходимо  минимизировать  время  прибытия  пожарно-спасательных  под-
разделений к месту вызова на территорию атомных станций. 

Все  действующие  АЭС  России  входят  в  перечень  критически  важ-

ных и потенциально опасных объектов и размещаются в пределах крупных 
городов и населѐнных пунктов [3]. Именно поэтому функции обеспечения 
безопасности АЭС и прилегающих к ним территорий в случаях несанкци-
онированного  доступа  и  террористических  атак  переданы  Федеральной 
службе войск национальной гвардии Российской Федерации. 

Подразделения  пожарно-спасательных  частей  по  охране  АЭС,  как 

правило,  расположены  вне  территорий  действующих  атомных  станций 
России  и  в  случаях  возникновения  пожаров  на  них  осуществляют  проезд 
через контрольно-пропускные пункты, охраняемые Росгвардией. 

Проведенные исследования по реагированию пожарно-спасательных 

подразделений  к  месту  вызова  на  территорию  АЭС  показали  следую-
щее[4]: 

91 

1.Временной  показатель  прибытия  пожарных  автомобилей  ПСЧ–35 

по охране Белоярской АЭС к месту вызова 27.06.2013 г. составил 35 минут 
(рисунок 1).  

 

Рисунок 1.Прибытие пожарно-спасательной части № 35 по охране Белоярской АЭС 

 к месту вызова 27.06.2013 года 

Данный показатель связан в первую очередь с тем, что сообщение о 

пожаре  поступило  диспетчеру  ПСЧ-35  только  через  25  минут  с  момента 
его обнаружения. 

2. Время прибытия пожарных автомобилей ПСЧ8 по охране Курской 

АЭС к месту вызова 20.03.2014 г. составило 20 минут (рисунок 2). 

 

 

Рисунок 2.Прибытие пожарно-спасательной части № 8 по охране Курской АЭС  

к месту вызова 20.03.2014 года 

В результате проведенной проверки обнаружено, что информация о 

пожаре поступила в ПСЧ-8 только через 6 минут после его обнаружения. 

3.  Время  следования  пожарных  автомобилей  ПСЧ-37  по охране  Ро-

стовской АЭС к месту вызова 09.02.2015 г. составило 16 минут вследствие 
сообщения о пожаре в ПСЧ только через 7 минут с момента его обнаруже-
ния (рисунок 3). 

92 

 

Рисунок 3.Прибытие пожарно-спасательной части № 37 по охране Ростовской АЭС к 

месту вызова 09.02.2015 года 

В  результате  изучения  причин  задержки  прибытия  подразделений 

ФПС ГПС по охране АЭС к месту вызова выявлено, что в отдельных слу-
чаях  виной  этому  послужила  неисправность  автоматических  средств про-
пуска пожарных автомобилей через контрольно–пропускные пункты АЭС 
и несогласованность в действиях служб охраны объектов. 

В  случаях  возникновения  пожаров  на  объектах  АЭС  особенно  важ-

ным  является  своевременное  прибытие  пожарно-спасательных  подразде-
лений для локализации и ликвидации пожаров в начальной стадии их раз-
вития.  В  этой  связи  необходимо  наладить  взаимодействие  охраны  объек-
тов  атомных  электростанций  и  подразделений  пожарно–спасательных 
служб  при  проезде  пожарной  техникой  контрольно–пропускных  пунктов, 
оборудованных  автоматическими  средствами  контроля  доступа  на  терри-
торию  АЭС.  Практические  исследования  данного  вопроса  планируется 
провести в ближайшее время, с привлечением сил Смоленского пожарно-
спасательного гарнизона, представителей Смоленской АЭС и научных ра-
ботников Академии ГПС МЧС России. 

Литература 

1.  Авария  на  Чернобыльской  АЭС, интернет  ресурс  https://ru.wikipedia.org/wiki/ 

(дата обращения 19.01.2018). 

2.  Приказ МЧС России от 11.08.2015 № 424 "Об  утверждении Порядка органи-

зации  деятельности  объектовых  и  специальных  подразделений  федеральной  противо-
пожарной службы Государственной противопожарной службы" 

3.  Харевский В.А., Богданов А.Е., Ищенко А.Д., Фогилев И.С.  Разработка ком-

плекса  средств  защиты  оперативного  персонала  атомных  электростанций  при  по-
жар//Журнал  Пожары  и  чрезвычайные  ситуации,  предотвращение,  ликвидация,  номер 
4/ 15-С.13-18. 

4.   Пузач С. В., Лебедченко О. С., Ищенко А. Д., Фогилев И. С. Временной ме-

ханизм воздействия опасных факторов пожара на персонал АЭС и комплексная защита 
от  них  //  Пожаровзрывобезопасность,  2017.  Т.  26,  №  8.  С.  15–22.  DOI: 
10.18322/PVB.2017.26.08.15-24. 

 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  21  22  23  24   ..