Пожаротушение: проблемы, технологии, инновации (2018 год) - часть 21

 

  Главная      Учебники - Пожарное дело     Пожаротушение: проблемы, технологии, инновации. Материалы 6-й международной научно-практической конференции - 2018 год

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..  19  20  21  22   ..

 

 

Пожаротушение: проблемы, технологии, инновации (2018 год) - часть 21

 

 

81 

2.  Федеральный  закон от  21.12.1994  N  69-ФЗ  (ред.  от  29.07.2017)  «О  пожарной 

безопасности». 

3.  Приказ МЧС России от  25.10.2017 N 467  «Об  утверждении Положения о по-

жарно-спасательных  гарнизонах»  (Зарегистрировано  в  Минюсте  России  09.02.2018 
N 49998). 

4.  Приказ  МЧС  РФ  от  21.11.2008  N  714  (ред.  от  17.01.2012)  «Об  утверждении 

Порядка  учета  пожаров  и  их  последствий»  (Зарегистрировано  в  Минюсте  РФ 
12.12.2008 N 12842). 

 
 

Андросенко С.Г. 

Академия ГПС МЧС России 

 

РЕШАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРИ ТУШЕНИИ  

ТОРФЯНОГО ПОЖАРА 

 

Ежегодно возникающие в Российской Федерации торфяные пожары, 

могут  охватывать  площадь  до  нескольких  миллионов  гектаров.  Они  со-
здают угрозу населенным пунктам и объектам экономики, наносят матери-
альный ущерб, вред экологии и тем самым жизни и здоровью граждан, ин-
тересам общества и государства; 

Торфяники расположены на землях различных категорий определен-

ных по Земельному Кодексу РФ [1], что является определяющим фактором 
при определении ответственных за тушение пожаров. 

Из анализа нормативной правовой базы можно сделать вывод что за 

организацию тушения пожаров на природных территориях, за исключени-
ем земель лесного фонда, на землях обороны и безопасности и землях осо-
бо охраняемых природных территорий, в полной мере отвечает МЧС Рос-
сии. В числе прочего МЧС России отвечает за организацию тушения тор-
фяных пожаров на землях сельскохозяйственного назначения, в городских 
лесах и парках, на землях транспорта. 

Зачастую торфяные пожары охватывают огромные площади, возни-

кает много очагов отдельных пожаров, что в свою очередь создает опреде-
ленные трудности при управлении действиями подразделений по тушению 
пожаров в особенности при ограниченности имеющихся сил с средств. 

Существующий  подход  к  организации  тушения  пожаров  подразде-

лениями пожарной охраны изложен [3] и определяет решающее направле-
ние, но изложенные в вышеуказанном приказе основные принципы приме-
нимы  при  осуществлении  пожаротушения  в  городских  и  сельских  насе-
ленных пунктах, и объектах инфраструктуры что не в полной мере подхо-
дит для организации действий по тушению торфяных пожаров. 

Согласно  федеральному  закону  от  21.12.1994  N  69-ФЗ  (ред.  от 

29.07.2017) «О пожарной безопасности» пожар - неконтролируемое горение, 

82 

причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, ин-
тересам общества и государства [2]. 

При торфяном пожаре возникают следующие условия причиняющие 

вред и создающие опасность: 

- угроза перехода пожара на территорию населенных пунктов и воз-

горание  жилых  зданий  (в  реальных  условиях  основным  механизмом  рас-
пространения пожара является перенос тлеющей торфяной крошки и искр 
под действием ветра); 

-  распространение  пожара  на  близлежащие  строения  и  сооружения 

различного назначения, объекты промышленности, транспортные коммуника-
ции; 

-  задымление  территорий  (в  продуктах  горения  выделяющихся  на 

пожарах, содержится 50 - 100 видов химических соединений, которые мо-
гут  оказывать  токсическое  действие  на  человека  Дым  от  горящих  торфя-
ников  в  опасной  для  здоровья  концентрации,  может  распространяться  на 
расстояние до нескольких сотен километров. Для людей с заболеваниями 
сердечно-сосудистой  системы  и  органов  дыхания,  высокая  концентрация 
продуктов сгорания торфяников может вести к увеличению смертности); 

-  распространение  пожара  на  сельскохозяйственные  угодья,  места 

выпаса  скота,  сбора  ягод  и  грибов  тем  самым  нанесение  вреда  экологии  (в 
торфяной  золе  на  месте  пожаров  концентрация  бензапирена  составляет  от 
760– дот 1800 мкг/кг, что в сотни раз больше ПДК. Освоение в сельскохозяй-
ственных целях горельников вследствие изменения агрохимических свойств 
и  токсичности  торфопочв,  возможно  не  раньше  чем  через  два,  три  года,  а 
сбор и употребление в пищу ягод, грибов, выросших на горельниках, опасно 
для  здоровья,  так  как  бензапирен  может  поступать  в  организм  через  кожу, 
органы дыхания и пищеварительный тракт) [4]; 

-  распространение  пожара  на  лесные  массивы  (ном  пожаре  в  лесу 

внешне деревья под тлеющими торфяниками выглядят целыми, но из-за тле-
ния корней деревья начинают неожиданно и что важно бесшумно падать, что 
создает особую опасность для участников тушения торфяного пожара). 

Таким  образом  при  возникновении  многоочаговых  торфяных  пожа-

ров или при большой площади пожара и ограниченности имеющихся сил с 
средств  целесообразно  было  бы  учитывать  вышеперечисленные  условия 
для введения сил и средств подразделений. 

При определении  решающего  направления  ведения действий по  ту-

шению торфяного пожара по нашему мнению целесообразно было бы ис-
ходить из следующих принципов: 

имеет место реальная угроза жизни людей, перехода пожара на тер-

риторию населенных пунктов - силы и средства подразделений сосредото-
чиваются и на защиту населенных пунктов и предотвращение возгорания 
жилых зданий; 

83 

развитие пожара создает угрозу распространения пожара на близлежа-

щие строения и сооружения различного назначения, объекты промышленно-

сти, транспортные коммуникации - силы и средства подразделений сосредо-

точиваются и вводятся на направлениях, обеспечивающих защиту объектов; 

очаги  пожара  создают  угрозу  задымления  территорий  населенных 

пунктов  -  силы  и  средства  подразделений  сосредотачиваются  и  вводятся 

для ликвидации тех очагов, которые являются источником наиболее силь-

ного задымления; 

очаги  пожара  расположены  на  торфополях  вдали  от  населенных 

пунктов  -  силы  и  средства  подразделений  сосредотачиваются  и  вводятся 

для  ликвидации  очагов  пожара  расположенных  на  сельскохозяйственных 

угодьях, местах выпаса скота, 

развитие  пожара  создает  угрозу  распространения  пожара  на  лесные 

массивы- силы и средства подразделений сосредоточиваются и вводятся на 

направлениях, обеспечивающих предотвращение распространения пожара 

на лесные массивы. 

Литература 

1.  Земельный  кодекс  Российской  Федерации  от  25.10.2001  N  136-ФЗ.  Первона-

чальный  текст  документа  опубликован  в  изданиях  «Собрание  законодательства  РФ», 

29.10.2001, N 44, ст. 4147, «Парламентская газета», N 204-205, 30.10.2001, «Российская 
газета», N 211-212, 30.10.2001. 

2.  Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от  29.07.2017)  «О пожарной 

безопасности». 

3.  Приказ  МЧС  России  от  16.10.2017  N  444  "Об  утверждении  Боевого  устава 

подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожа-
ров и проведения аварийно-спасательных работ" (Зарегистрировано в Минюсте России 
20.02.2018 N 50100). 

4.  Исаева Л.К., Наместникова О.В, Соловьѐв С.В., Сулименко В.А., Шилин С.А.  

Пожарная  и  экологическая  опасность  торфяников.  Журнал  «Пожары  и  чрезвычайные 

ситуации: предотвращение, ликвидация» №3 2010 г. 

 
 

Захаревский В.Б., Попова О.В., Данилов М.М., Курпяков С.С.

 

Академия ГПС МЧС России 

 

К ВОПРОСУ БОЕВОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ ОСНОВНОГО 

ТАКТИЧЕСКОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ 

 

В  условиях современного представления о потребности в логистиче-

ской  системе  знаний  о  методах  подготовки  и  ведения  боевых  действий 

составной их частью  на различных  этапах  тушения пожара  главную  роль 

играет значение основного тактического подразделения.  

При определении времени свободного развития пожара, необходимо 

учитывать  время  боевого  развертывания  первого  прибывшего  основного 

84 

тактического подразделения. Проведенный анализ статистических данных, 
характеризующих действий пожарных подразделений показал, что в туше-
нии  рассматриваемого  ряда  пожаров  на  территории  РФ,  принимают  уча-
стия  от  одного  до  двух  первичных  тактических  подразделений  и  одной 
единицы на специальном пожарном автомобиле. В случае сосредоточения 
на месте пожара двух подразделений на основных пожарных автомобилях 
общего  применения  исходя  из  их  тактических  возможностей  максималь-
ные  расстояния  для  подачи  огнетушащих  веществ  (которое  учитывается 
как положительное граничное условие) возможно на 250-260 метров по го-
ризонтали, что соответствует количеству напорных рукавов для прокладки 
магистральной линии к месту пожара. При необходимости прокладки ма-
гистральных линий на большие расстояния по горизонтали, для сокраще-
ния  времени  развертывания  подается  ствол  первой  помощи  от  ѐмкости 
первичного тактической подразделения, но при развитом пожаре, при ко-
тором необходима подача огнетушащего вещества с обеспечением условий 
бесперебойной подачи, или при отсутствии возможности проезда к месту 
пожара, имеет место применения схем развертывания по условиям А и Б, 
показанные на рисунке 1 и 2 соответственно. Причем моделируются усло-
вия  развертывания  основного  тактического  подразделения  в  зависимости 
от  рассматриваемого  ряда  пожаров  с  условием  минимакса  –  как  правила 
принятия  решений,  используемое  в теории  игр, теории  принятия  реше-
ний,
 исследовании  операций, и  статистике для  минимизации  возможных 
потерь из тех, которые лицу, принимающему решение, нельзя предотвра-
тить  при  развитии  событий  по  наихудшему  для  него  сценарию.  Данный 
принцип  минимакса  целесообразно  использовать  в  задачах  приближения 
функций  исследования  боевых  действий,  где  критерием  минимакса  явля-
ется  последовательные  и  в  тоже  время  одновременные  действия

 

первич-

ных тактических подразделений. 

В целях проработки вопроса развертывания основного тактического 

подразделения и дальнейшей формализации  боевых действий в зависимо-
сти от вариантов расстановки первичных тактических подразделений про-
веден расчет выполнения норматива пожарно-строевой подготовки.  

Н=63м

N=16  Q=7,2 л/с   D=77

2.1

2.2

1.1

2.3

2.4

1.2

1.3

1.4

1.3

1.2

1.В

2.В

50

3,6

50

3,6

 Рис. 1. Схема развертывания по условию А 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22   ..