Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 63

 

Поиск            

 

Правовая охрана товарных знаков

 

             

Правовая охрана товарных знаков

Введение


Продолжающийся процесс углубления и расширения рыночных от­ношений в стране ведет к появлению значительного разнообразия това­ров. В результате реализация многих видов товаров уже сталкивается с трудностями, связанными с действующими рыночными законами.

В этих условиях наблюдается повышенный интерес со стороны пред­принимателей к товарному знаку как инструменту, позволяющему завое­вать место на рынке, достойное качеству реализуемых изделий.

Этот интерес выражается, с одной стороны, в виде беспрецедентного количества заявок на регистрацию товарных знаков, поступающих в Федеральный институт промышленной собственности за последние три года, а с другой стороны, в виде проблем, возникающих в результате нарастающего числа столкновений интересов владельцев известных и набирающих известность товарных знаков.

В этой работе раскрываются некоторые особенности в области использования и охраны товарных знаков в условиях развива­ющихся рыночных отношений и действия Закона Российской Федерации ,,О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров1".



Развитие законодательства регулирующего правовую охрану товарных знаков в Российской Федерации


При развитии капиталистического способа производства ис­пользование товарных знаков резко возросло и со временем стало получать государственную поддержку в виде предоставления им правовой охраны, установления уголовной и гражданской ответ­ственности за использование чужих товарных знаков. В России 1830 г. был принят Зако­н «О товарных клеймах». В силу новизны предмета регулиро­вания он носил довольно общий характер, не давал четкого опре­деления товарного клейма, но содержал указание на обязанности владельцев товарных клейм, устанавливал ответственность за подделку чужого клейма.

Было разработано не только национальное, но и международ­ное законодательство, поскольку возникла необходимость приоб­ретать права на товарные знаки за рубежом. В 1883 г. была под­писана Парижская конвенция об охране промышленной собственности, а в 1891 г. заключено Мадридское соглашение о междуна­родной регистрации фабричных и товарных знаков.

Со временем под влиянием социально-экономических факто­ров и норм международных соглашений национальные законы претерпевали определенные изменения.

В 1896 г. в России был принят новый, более совершенный, За­кон «О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клей­мах)». Это был второй законодательный акт, касающийся клейм - прообраза товарных знаков. Он содержал определение товарного знака, существо которого сохранилось и до настоящего времени, - это «всякого рода обозначения, выставляемые промышленниками и торговцами на товарах или на упаковке и посуде, в коих они хранятся для отличия оных от товаров других промышленников и торговцев». Возникновение исключительного права на товарный знак связывалось с его регистрацией в уполномоченном органе - Министерстве торговли и промышленности. Исключительное право на товарный знак действовало в течение 10 лет и при опре­деленных условиях могло быть возобновлено. В соответствии с положениями Закона уступка товарного знака могла быть произ­ведена только вместе с передачей самого производства (предприятия).

Правовая охрана товарных знаков в той или иной степени осуществлялась и после установления советской власти. Принятие законодательных актов во многом обусловливалось исторически­ми этапами развития государства. Так, в период проведения но­вой экономической политики был издан Декрет «О товарных зна­ках». В соответствии с этим актом обязательную регистрацию то­варных знаков торговых и промышленных предприятий осущест­влял Комитет по делам изобретений. Декрет содержал ряд крите­риев охраноспособности товарных знаков, используемых и в на­стоящее время.

После образования СССР было издано постановление ЦИК и СНК СССР «О товарных знаках», по сути воспроизводившее ра­нее действовавшее законодательство.

В период с 1936 по 1940 год регистрация товарных знаков бы­ла децентрализована, затем она проводилась Народным комисса­риатом торговли СССР, а с 1959 г. - Государственным комитетом по делам изобретений и открытий.

В соответствии с постановлением Совета Министров от 15 мая 1962 г. «О товарных знаках» Комитет по делам изобретений и от­крытий разработал и утвердил Положение о товарных знаках. Со­гласно этому Положению предприятия были обязаны иметь то­варные знаки, зарегистрированные в установленном законодательством порядке. В 1974 г. Госкомизобретений утвердил новое Положение о товарных знаках.

Большое количество принципиально новых положений в сис­теме правовой охраны товарных знаков содержали нормы Закона СССР «О товарных знаках и знаках обслуживания», принятого в 1991 г., но так и не вступившего в действие из-за распада Совет­ского Союза.

Большая часть положений этого документа была воспроизве­дена в Законе Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», вступившем в действие с 17 октября 1992 г.

Помимо этого Закона правовое регулирование отношений, свя­занных с товарными знаками и знаками обслуживания, осуществ­ляется на основе норм некоторых законов Российской Федерации, подзаконных актов, а также международных договоров, в которых участвует Россия. Кроме того, необходимо указать нормы Граж­данского кодекса Российской Федерации. Например, статья 132 ГК устанавливает, что в состав предприятия как имущественного комплекса входят, в частности, «права на обозначения, индиви­дуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслужива­ния)». Эта статья говорит еще об одном аспекте правовой охраны - «использование средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя». Часть вторая Граж­данского кодекса также содержит ряд норм, относящихся к пра­вам на товарные знаки и знаки обслуживания. Например, глава 54 устанавливает возможность передачи прав на товарный знак, знак обслуживания по договору коммерческой концессии и подробно регламентирует порядок осуществления такой сделки.

Статья 10 Закона РФ «О конкуренции и ограничении мо­нополистической деятельности на товарных знаках» среди форм недобросовестной конкуренции называет и несанкционированное использование чужих средств индивидуализации.

Среди подзаконных актов, развивающих положения названных законов, необходимо указать следующие:

Положение о Российском агентстве по патентам и товарным знакам, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 1997 г. № 1203 «О Российском агентст­ве по патентам и товарным знакам и подведомственных ему орга­низациях»;

Правила продления срока действия регистрации товарного знака и знака обслуживания в Российской Федерации, внесения изменении в регистрацию и свидетельство на товарный знак и знак обслуживания, утвержденные приказом Роспатента от 16.09.93 № 63, зарегистрированные Минюстом России 20.09.93 за № 346, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Роспатента от 27.07.98 № 145, зарегистрированным Минюстом России 24.08.98 за № 1594;

Правила выдачи дубликата охранного документа на объект промышленной собственности, утвержденные председателем Рос­патента 20 марта 1995 г., зарегистрированные Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 1995 г. № 821, с изме­нениями и дополнениями, внесенными приказом Роспатента от 27.07.98 № 145, зарегистрированным Минюстом России 24.08.98 за№ 1594;

Правила регистрации договоров об уступке товарного знака и лицензионных договоров о предоставлении права на использова­ние товарного знака, утвержденные председателем Роспатента 26 ноября 1995 г., зарегистрированные Министерством юстиции Российской Федерации 13 октября 1995 г. за № 960, с изменения­ми и дополнениями, внесенными приказом Роспатента от 27.07.98 № 145, зарегистрированным Минюстом России 24.08.98 за № 1594;

Правила подачи возражений и их рассмотрения в Апелляцион­ной палате Роспатента, утвержденные председателем Роспатента 19 апреля 1995 г., зарегистрированные Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля 1995 г. за № 884, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Роспатента от 27.07.98 № 145, зарегистрированным Минюстом России 24.08.98 за № 1594;

Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на реги­страцию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные председателем Роспатента 29.11.95, зарегистрированные Мини­стерством юстиции Российской Федерации 8 декабря 1995 г. за № 989, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Рос­патента от 19.12.97 № 213, зарегистрированным Минюстом Рос­сии 15.01.98 за № 1453;

Положение о пошлинах за патентование изобретений, полез­ных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров, утвержденное постановлением Прави­тельства РФ от 12 августа 1993 г. № 793, с изменениями и допол­нениями от 23 апреля, 12 августа 1994 г., 9 октября 1995 г., 12 августа 1996 г., 16 апреля, 20 августа 1997 г., 31 марта 1998 г.;

Правила подачи жалоб, заявлений и ходатайств и их рассмот­рения в Высшей патентной палате Российского агентства по па­тентам и товарным знакам, утвержденные приказом Роспатента от 21.05.98 № 107, зарегистрированным Минюстом РФ 23.07.98 за № 1568, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Роспатента от 04.12.98 № 232, зарегистрированным Минюстом России 03.02.99 за № 1696;

Правила продления срока действия регистрации товарного знака и знака обслуживания в РФ, внесения изменения в регистрацию и свидетельство на товарный знак и знак обслуживания

Постановление правительства «Об образовании Высшей патентной палаты Российского Агентства по патентам и товарным знакам» от 30 марта 1998г. №367


Товарный Знак как объект правовой охраны


Понятие товарного знака.


Для того чтобы наиболее полно раскрыть сущность понятия «товарный знак», следует обратиться к Закону Российской Федерации «О товарных знаках, знаках об­служивания и наименованиях мест происхождения товаров».

Статья 1 Закона регламентирует отношения, связанные с двумя объектами промышленной собственности - товарным знаком и знаком обслуживания в этой же статье Закон уравнивает статус этих объ­ектов, указывая, что вместо сочетания терминов «товарный знак и знак обслуживания» применяется лишь термин «товарный знак». Ни одна норма Закона не может быть отнесена только к товарным знакам или только к знакам обслуживания. В связи с чем мы можем говорить об одинаковом правовом режиме для этих двух объектов.

В соответствии со ст,1 Закона под товарным знаком понимает­ся обозначение, способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц.

Основания для предоставления правовой охраны товарного знака в Российской Федерации определены в статье 2 Закона. Ис­ходя из пункта первого данной статьи, такая охрана предоставля­ется на основании государственной регистрации товарного знака. Иными словами, факт регистрации знака имеет правоустанавливающий характер. Наряду с этим, правовая охрана может быть предоставлена в силу международных договоров Российской Фе­дерации. Это, в частности, относится к так называемым «общеи­звестным товарным знакам», льготный режим охраны которых предусмотрен статьей б-bis Парижской конвенции. Руководству­ясь названной статьей, страны Союза обязуются отклонять или признавать недействительной регистрацию и запрещать приме­нение товарного знака, который по определению компетентного органа страны регистрации или страны применения уже является в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующе­гося преимуществами настоящей Конвенции, и используется для идентичных или подобных продуктов.

Субъекты права на товарный знак названы в пункте 3 статьи 2 Закона — это юридические лица, а также физические лица, осу­ществляющие предпринимательскую деятельность, т.е. те лица, которые производят товары, оказывают услуги или занимаются посреднической или иной деятельностью в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации. Речь идет о статье 23 Гражданского кодекса Российской Федерации1.

Ограничение правоспособности физических лиц, предус­мотренное российским Законом, направлено на предотвращение случаев регистрации товарных знаков в спекулятивных целях ли­цами, не производящими товаров и не оказывающими услуг. По­добная регистрация может привести к возникновению препятст­вий для использования сходных товарных знаков на рынке, ус­ложнению экспертизы по заявкам на товарные знаки в связи с перегрузкой фондов зарегистрированных товарных знаков, к внесению в реестры, в частности в Государственный реестр то­варных знаков Российской Федерации «мертвых» товарных зна­ков.

На зарегистрированный товарный знак в силу положений статьи 3 Закона выдается свидетельство (охранный документ) на товарный знак. Свидетельство удостоверяет приоритет товарно­го знака, исключительное право владельца на товарный знак в от­ношении товаров, указанных в свидетельстве.

Исключительное право на товарный знак. Возникновение, реализация, прекращение права на товарный знак.


В соответствии со статьей 4 Закона за владельцем товарного знака закрепляется исключительное право на этот знак. Исключительный характер права означает, что владелец то­варного знака обладает монополией на реализацию тех правомо­чий, которые заложены в данном субъективном праве. То есть ни­кто, кроме правообладателя (владельца товарного знака), не мо­жет осуществлять правомочия, составляющие содержание его ис­ключительного права на товарный знак.

Каковы же эти правомочия ? Прежде всего - правомочие пользования. Оно может реализо­вываться путем маркировки товаров, услуг; введения марки­рованных товаров в хозяйственный оборот, размещения знака в деловой документации, в рекламе и т.п.

Маркировка означает простановку товарного знака либо на са­мом товаре, либо на его упаковке. Если речь идет об услугах, то знак обслуживания может размещаться, например, на одежде об­служивающего персонала в виде эмблемы, значка. Введение в хозяйственный оборот маркированных товаров оз­начает, в частности, продажу этих товаров, предложение к прода­же, хранение с целью дальнейшей продажи и т.п.

Если речь идет об использовании знака в деловой документа­ции, то, как правило, имеется в виду сопроводительная докумен­тация к реализуемому товару. Если знак используется в рекламе, то, как правило, - без товара, например, до того, как реально на­чалась реализация товара на потребительском рынке.

Следующее правомочие - правомочие распоряжения. Реализу­ется путем передачи права на товарный знак (в виде уступки или лицензии) полностью или частично другому лицу, продления сро­ка действия регистрации товарного знака, внесения в нее измене­ний или подачи заявления о досрочном прекращении действия регистрации товарного знака. Обо всех этих действиях подробно будет рассказано в соответствующих разделах настоящей работы.

Исключительное право на товарный знак означает также право владельца товарного знака запрещать другим лицам использовать этот знак. Никто не может использовать охраняемый в Россий­ской Федерации товарный знак без разрешения его владельца.

Сфера действия права на знак ограничивается: перечнем товаров, указанных в свидетельстве; территорией страны регистрации; сроком, на который данный товарный знак зарегистрирован.

Пункт 2 статьи 4 определяет действия, которые могут быть квалифицированы как нарушения прав владельца товарного знака. Нарушением признается несанкционированное изготов­ление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью то­варного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обо­значения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров.

Исключительное право на товарный знак у первоначального владельца возникает вследствие регистрации знака (или иных предусмотренных законодательством оснований). Если происхо­дит уступка товарного знака, то у последующего владельца право на товарный знак возникает вследствие заключения сделки, т.е. из договора.

Для прекращения исключительного права на товарный знак также установлено несколько оснований. Прежде всего - истече­ние срока действия регистрации товарного знака. Если владелец товарного знака не подаст заявления о продлении срока действия регистрации, она прекращает свое действие и тем самым прекра­щается действие исключительного права на товарный знак.

Владелец товарного знака может также активно отказаться от своего исключительного права, подав заявление об отказе от реги­страции товарного знака.

Действие исключительного права может быть прекращено вследствие аннулирования регистрации товарного знака, последо­вавшей на основании решения Высшей патентной палаты ввиду превращения товарного знака в обозначение, вошедшее во всеоб­щее употребление как обозначение товаров определенного вида.

Регистрация товарного знака может быть аннулирована на ос­новании решения Высшей патентной палаты о досрочном пре­кращении ее действия по причине неиспользования товарного знака. Такое решение может быть принято в соответствии с пунк­том 3 статьи 22 Закона в случае подачи любым заинтересованным лицом заявления о досрочном прекращении действия регистрации товарного знака вследствие его неиспользования в течение пяти­летнего периода. При этом необходимо помнить, что пятилетний период неиспользования товарного знака должен быть непрерыв­ным и следовать либо непосредственно после регистрации товар­ного знака, либо предшествовать подаче заявления.

Кроме того, Законом установлено, что помимо аргументов за­интересованного лица Высшая патентная палата обязательно зна­комится с аргументами владельца товарного знака, его объясне­нием сложившейся ситуации. Так, в частности, могут быть при­няты во внимание доказательства владельца, свидетельствующие, что товарный знак не использовался по не зависящим от него об­стоятельствам.


Виды товарных знаков.


Выполняя одну и ту же функцию и имея в связи с этим некото­рые общие признаки, товарные знаки в то же время весьма разнообразны. В литературе встречаются различные принципы их классификации, но все они основаны на положениях Закона. Статья 5 Закона ус­танавливает неисчерпывающий перечень видов товарных знаков. Закон различает словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения, а также их комбинации.

Наиболее распространены словесные товарные знаки, так как они обладают большей различительной способностью, чем другие виды знаков. Они могут восприниматься и на слух, и визуально, что делает их более доступными потребителю, например при по­средстве устной рекламы. Словесные товарные знаки могут пред­ставлять собой отдельное слово или словосочетание, например существительное с прилагательным. В последнее время большую популярность приобрело использование в качестве словесного то­варного знака целой значимой фразы - слогана.

С течением времени попытки найти удачное и свободное (никем не зарегистрированное) обозначение становится все труд­нее. Поэтому все чаще появляются искусственно образованные (иногда их называют фантазийными) слова, которые как правило, используются для обозначения (маркировки) фармацевтических препаратов, химических веществ и т.п. Зачастую такое новое сло­во содержит указание на какой-либо химический элемент, входя­щий в препарат или вещество, но иногда такой связи не просле­живается, да и цели такой не ставится.

К изобразительным обозначениям могут относиться изображе­ния живых существ, предметов, природных или созданных чело­веком объектов, фигуры любых форм - квадраты, овалы, прямо­угольники, ромбы и т.п., композиции линий, пятен, фигур на плоскости. Натуралистическое изображение названных объектов встречается в товарных знаках очень редко. Как правило, они в различной степени стилизованы. В большинстве случаев изобра­жения являются абстрактными. Возможно и использование сим­волов, но использование общепринятого символа в обозначении может повлечь отказ в регистрации товарного знака.

Наиболее привлекательными и охраноспособными обозначе­ниями являются достаточно простые, лаконичные изображения, не перегруженные всевозможными декорирующими элементами. Такое обозначение легче запоминается, внимание потребителя не рассеивается на многочисленные составляющие элементы, при­сущие, например, сложным изобразительным элементам.

Объемный товарный знак — это изображение какого-либо объ­екта, фигуры, комбинации линий и т.п. в трех измерениях - дли­не, ширине и высоте. По существу это изображение формы изде­лия либо его упаковки. При этом необходимо, однако, иметь в ви­ду, что объемное изображение известного всем предмета не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. Оно должно обладать различительной способностью, т.е. быть оригинальным, непохожим на другие изделия аналогичного назначения. Чаще всего в качестве объемных товарных знаков охраняется ориги­нальная упаковка товара, например коробка для конфет или пече­нья, банка или бутылка для напитка, флакон для духов или туа­летной воды и т.п.

К комбинированным обозначением относятся комбинации элементов разного характера: изобразительных, словесных, объ­емных и т.д. Например, комбинированным является обозначение, которое состоит из стилизованного изображения какого-либо ар­хитектурного сооружения и слова либо словосочетания. Зачастую словесным элементом комбинированного знака служит часть фирменного наименования владельца товарного знака.

Огромное распространение в последние годы получили комби­нированные товарные знаки в виде этикеток для напитков, лекар­ственных препаратов, оберток для конфет, печенья. В качестве комбинированных товарных знаков заявляются фрагменты коро­бок для конфет, чая, сигарет и т.д.

Помимо прямо названных Законом видов товарных знаков различают звуковые, световые, обонятельные и другие товарные знаки. Предусмотрев возможность подачи заявок на регистрацию в качестве товарных знаков таких видов обозначений, Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию то­варного знака и знака обслуживания определили форму представ­ления таких изображений и способ описания заявляемого обозна­чения. Так, если заявляется звуковое (световое) обозначение, то оно представляется в виде фонограммы (видеозаписи) на аудио (видео)кассете. В качестве описания звукового обозначения может быть представлена нотная запись. При невозможности описать обозначение подобным способом может быть дано указание на вид звука — например, шум какого-то происхождения. Если заяв­ляется световое обозначение, то приводится характеристика световых символов и/или сигналов, их последовательности, длитель­ности свечения и других особенностей.

Особое место среди товарных знаков занимают коллективные знаки. Их отличие от других видов товарных знаков заключается в статусе субъекта права на знак, в режиме использования знака. Об этих особенностях будет сказано далее. В качестве же коллек­тивного знака может быть зарегистрировано любое из перечис­ленных выше обозначений - словесное, изобразительное, комби­нированное и т.д.

Необходимо также указать на существование цветных и черно-белых товарных знаков. Цвет или цветовое сочетание товарного знака определяет