Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 62
Для выполнения
последующих
обоснований
и расчётов
необходимо
привести краткую
характеристику
указанного
в задании проекта
судна (табл.
1.1) и его энергетической
установки
(табл. 1.2). Таблица
1.1
Характеристика
судна проекта
559Б Параметры,
единицы измерения Значения Размерения
корпуса, м: длина ширина 80 15 Габариты
машинного
отделения,
м: длина ширина 18 14
Таблица 1.2
Характеристика
основных элементов
ЭУ судна проекта
559Б Элементы
ЭУ и
их параметры,
единицы измерения Значения
номинальная
частота вращения
коленчатого
вала, мин-1
удельный
эффективный
расход, кг/(кВтч):
Продолжение
табл. 1.2 Элементы
ЭУ и
их параметры,
единицы измерения Значения
номинальная
частота вращения
коленчатого
вала, мин-1
удельный
эффективный
расход топлива,
кг/(кВтч) На
основе данных
табл. 1.1 и 1.2 выполняется
расчёт показателей
установки
судна. Эффективная
мощность главной
ЭУ: где Энергооснащённость
судна: где Энергонасыщенность
по отношению
к длине машинного
отделения: где Энергонасыщенность
по отношению
к площади машинного
отделения: где Энергоёмкость
работы судна: где Удельная
масса ЭУ: где Абсолютный
КПД установки: где Эффективный
КПД установки: где КПД
судового
(пропульсивного)
комплекса: где КПД
энергетического
комплекса: где Результаты
расчёта представлены
в табл. 1.3. Таблица
1.3
Показатели
энергетической
установки судна
проекта 559Б Наименование
показателей,
единицы измерения Значения Энергонасыщенность
по отношению
к: длине
МО, кВт/м площади
МО, кВт/м2 39,2 2,8 Энергоёмкость
работы судна,
кДж/(ткм)
Продолжение
табл. 1.3 Наименование
показателей,
единицы измерения Значения 2. Обоснование
состава главной
энергетической
установки Целью
данного раздела
является обоснование
и выбор главных
двигателей,
а также выбор
типа главной
передачи. Исходными
данными при
выборе главных
двигателей
являются:
мощность главной
энергетической
установки
судна;
количество
и частота вращения
движителей. Количество
главных двигателей
следует принимать
равным числу
их у судна,
указанного
в задании. Требуемая
мощность двигателей
определяется
делением суммарной
мощности ЭУ
на количество
движителей
или число главных
двигателей
судна: Для
обоснования
марки главного
двигателя
необходимо
подобрать
несколько
дизелей, мощность
которых близка
к требуемой,
и сравнить их
с установленными
на судне по
комплексному
параметру
качества. В
качестве главного
двигателя судна
следует принимать
дизель, имеющий
наибольшее
значение комплексного
параметра. При
равных значениях
комплексного
параметра
предпочтение
отдаётся дизелю,
который в составе
ЭУ имеет больший
КПД судового
комплекса. Расчёт
комплексного
параметра
качества производим
по формуле: где При
выборе двигателей
транспортных
судов следует
принимать
Сопоставление
удобно производить
в табличной
форме (табл.
2.1). Таблица
2.1
Сопоставление
параметров
судовых дизелей Параметры,
единицы измерения Значения
частота вращения
коленчатого
вала, мин-1
удельный расход
топлива, кг/(кВтч)
удельный расход
масла, кг/(кВтч)
габаритные
размеры, м:
длина
ширина
высота 4,415 2,370 1,600 1,753 1,352 1,517 2,980 1,120 2,100
удельная
мощность, кВт/м3 В
качестве главного
двигателя
выбираем дизель
6ЧН16,5/18,5 производства
ОАО Дизельпром. В качестве
главной передачи
выбираем
реверс-редуктор
с передаточным
отношением
3,55. Для
обоснования
области эксплуатационных
режимов работы
главных двигателей
необходимо
выполнить
расчёт ограничительных
характеристик
главных двигателей
(табл. 3.1).
Координаты
характеристик
могут быть
определены
с помощью следующих
зависимостей.
Внешней номинальной
мощности:
где Ограничительной
по тепловой
напряжённости: Ограничительной
по механической
напряжённости: Винтовой
облегчённой: Винтовой
нормальной: Винтовой
швартовной: где Таблица
3.1
Расчёт координат
характеристик
судовых дизелей Параметры,
единицы измерения Значения
номинальная
эффективная
мощность
номинальная
частота вращения
механический
КПД на номинальном
режиме
долевая частота
вращения
адаптивная
поправка к
КПД
Продолжение
табл. 3.1 Параметры,
единицы измерения Значения
внешняя номинальной
мощности
по тепловой
напряжённости
по механической
напряжённости
облегчённая
нормальная
швартовная
Для обоснования
возможных
режимов работы
главных двигателей
в эксплуатации
по рассчитанным
координатам
строятся
ограничительные
и винтовые
характеристики
на одном чертеже
(рис. 1). Совмещение
характеристик
позволяет
установить
область эксплуатационных
режимов работы
главных двигателей,
которая для
судовых дизелей
с наддувом
ограничивается: – сверху:
частью линии
швартовной
характеристики
и ограничительной
по тепловой
напряжённости; – справа:
линией номинальной
частоты вращения
коленчатого
вала; – снизу:
линией облегченной
винтовой
характеристики; – слева:
линией минимально-устойчивой
частоты вращения
коленчатого
вала.
4. Выбор режима
работы главных
двигателей
СЭУ Для выбора
рационального
режима работы
главных двигателей
предварительно
выполняется
расчёт изменения
их параметров
при работе
главных двигателей
СЭУ по винтовой
характеристике
(табл. 4.1). Показатели
главных двигателей
на долевых
режимах могут
быть определены
с помощью следующих
зависимостей. Долевая
мощность: Эффективный
КПД на режиме: Удельный
расход топлива
на режиме: Часовой
расход топлива: Среднее
эффективное
давление на
режиме: где Таблица
4.1
Расчёт параметров
главных двигателей
по винтовой
характеристике Параметры,
единицы измерения Значения
номинальная
эффективная
мощность
номинальная
частота вращения
удельный расход
топлива
механический
КПД на номинальном
режиме
диаметр цилиндра
ход поршня
число цилиндров
долевая частота
вращения
адаптивная
поправка к
КПД
Продолжение
табл. 4.1 Параметры,
единицы измерения Значения
мощность
двигателя
на режиме
эффективный
КПД на режиме
удельный расход
топлива
часовой расход
топлива
среднее эффективное
давление
По результатам
расчётов необходимо
построить
графики изменения
показателей
главных двигателей
при работе их
по винтовой
характеристике
(рис. 2). Определяем
наиболее экономичный
режим работы
двигателя
(режим с
Для выбора
рационального
режима работы
дизель-генераторов
предварительно
выполняется
расчёт изменения
их параметров
при работе по
нагрузочной
характеристике
(табл. 5.1). Показатели
вспомогательных
двигателей
на долевых
режимах могут
быть определены
с помощью следующих
зависимостей. Долевая
эффективная
мощность: Эффективный
КПД на долевом
режиме: Удельный
расход топлива
на режиме: Часовой
расход топлива: Среднее
эффективное
давление на
режиме: где Таблица
5.1
Расчёт параметров
вспомогательных
двигателей
по нагрузочной
характеристике Параметры,
единицы измерения Значения
номинальная
эффективная
мощность
номинальная
частота вращения
удельный расход
топлива
механический
КПД на номинальном
режиме
диаметр цилиндра
ход поршня
число цилиндров
тактность
доля номинальной
эффективной
мощности
долевая эффективная
мощность
адаптивная
поправка к
КПД
эффективный
КПД на долевом
режиме
Продолжение
табл. 5.1 Параметры,
единицы измерения Значения
удельный расход
топлива
часовой расход
топлива
среднее эффективное
давление
По результатам
расчётов необходимо
построить
графики изменения
показателей
вспомогательных
двигателей
при работе их
по нагрузочной
характеристике
(рис. 3). Определяем
наиболее экономичный
режим работы
дизель-генератора
(режим с
6. Расчёт систем
энергетической
установки Для
обеспечения
нормальной
работы двигатели
(главные и
вспомогательные)
и котельная
установка СЭУ
оборудуются
системами:
топливной,
масляной, водяного
охлаждения,
сжатого воздуха
и газовыпуска.
Каждая система
может быть
подразделена
на две части:
непосредственно
связанную с
двигателем
и судовую. В
этом разделе
приведён расчёт
судовых систем
СЭУ, а также
требования
Речного Регистра
РСФСР для данных
систем.
Назначение
систем СЭУ: Топливная
система –
предназначена
для приёма,
перекачивания,
хранения, подготовки
к использованию
(очистки, подогрева
высоковязкого
топлива) и
транспортировки
топлива к
потребителям; Масляная
система –
предназначена
для приёма,
хранения, очистки
и подачи масла
к потребителям; Система
водяного охлаждения
– предназначена
для отвода
теплоты от
втулок цилиндров,
крышек цилиндров,
смазочного
масла, газовыпускного
коллектора
у крупных дизелей
без наддува
и других механизмов
энергетической
установки; Система
сжатого воздуха
– предназначена
для обеспечения
пуска двигателей,
подачи звукового
сигнала, подпитки
пневмоцистерн
и работы пневматических
систем автоматического
управления
и регулирования; Газовыпускная
система –
предназначена
для отвода в
атмосферу
выпускных
газов от двигателей,
котлов и камбуза. Насосы. Для перекачки
топлива из
запасных цистерн
в расходные
должны быть
предусмотрены
топливоперекачивающий
насос с механическим
приводом и
резервный
ручной насос.
При наличии
сепаратора
топлива в качестве
резервного
может быть
использован
насос сепаратора. На судах
с суточным
расходом топлива
не менее 1 т
допускается
устанавливать
один ручной
насос. Топливоперекачивающие
насосы, а также
насосы сепараторов,
кроме местного
управления,
должны иметь
средства для
их остановки
из всегда доступных
мест вне помещений,
в которых они
установлены.
Расположение
трубопроводов. Топливные
трубопроводы,
как правило,
должны быть
отделены от
трубопроводов
других систем. Трубопроводы,
предназначенные
для перекачки
подогретого
топлива под
давлением,
должны располагаться
в хорошо видимых
и доступных
местах. Топливные
трубопроводы,
как правило,
не должны
прокладываться
над двигателями
внутреннего
сгорания,
газовыпускными
трубопроводами,
паропроводами
(за исключением
паропроводов
для подогрева
топлива), паровыми
котла ми и их
дымоходами. В исключительных
случаях допускается
прокладка
топливных
трубопроводов
над указанным
выше оборудованием
при условии,
что в этих районах
трубопроводы
не будут иметь
разъемных
соединений. Приемные
трубопроводы
топлива от
цистерн вместимостью
более 50 л, расположенных
вне междудонного
пространства,
а также трубопроводы,
предназначенные
для выравнивания
уровня жидкости
в цистернах,
должны быть
снабжены запорными
клапанами,
установленными
непосредственно
на цистернах.
Эти клапаны
должны иметь
дистанционное
закрытие из
всегда доступных
мест, расположенных
вне того помещения,
в котором находятся
цистерны. На
расходных
цистернах
должны быть
клапаны быстрозапорного
типа. Приемные
трубопроводы
из междудонных
цистерн должны
быть снабжены
запорными
клапанами,
расположенными
выше цистерн. Подогрев
жидкого топлива
может осуществляться
только с помощью
паровых или
водяных змеевиков.
Применение
электронагревательных
устройств для
этой цели является
предметом
специального
рассмотрения
Речного Регистра. Змеевики
подогрева
топлива должны
располагаться
в наиболее
низких местах
цистерн. В глубоких
цистернах, в
которых змеевики
подогрева
расположены
на высоте, следует
предусматривать
возможность
отключения
отдельных
секций змеевиков
по мере снижения
уровня топлива
в цистернах. Концы
приемных топливных
труб в расходных
и отстойных
цистернах
должны располагаться
над змеевиками
подогрева таким
образом, чтобы
не происходило
оголение последних. Максимальная
температура
подогретого
топлива в цистернах
должна быть
не менее чем
на 10С
ниже температуры
вспышки паров
топлива. Для
контроля за
температурой
подогреваемого
топлива в необходимых
местах должны
быть установлены
термометры. Конденсат
греющего пара
должен проходить
через смотровое
устройство,
позволяющее
контролировать
его чистоту. Давление
пара, применяемого
для подогрева
топлива, не
должно превышать
0,5 МПа.
Устройства
для удаления
воды из топливных
цистерн. Для удаления
воды в расходных
и отстойных
цистернах
должны предусматриваться
клапаны самозапорного
типа и трубопроводы
к сточным цистернам. На сточных
трубопроводах
должны устанавливаться
смотровые
стекла. При
наличии поддонов
вместо стёкол
допускается
применение
открытых воронок. Устройства
для сбора утечек
топлива. Вкладные
цистерны, насосы,
фильтры и другое
оборудование
в местах возможной
утечки топлива
должны снабжаться
поддонами. Сточные
трубы от поддонов
должны быть
отведены в
сточные цистерны. Внутренний
диаметр сточных
труб должен
быть не менее
15 мм. Сточные
трубы должны
доводиться
до днища сточной
цистерны с
минимальным
зазором. При расположении
сточной цистерны
в междудонном
пространстве
должны быть
приняты конструктивные
меры, предотвращающие
поступление
воды в машинные
помещения через
открытые концы
сточных труб
в случае повреждения
наружной обшивки.
Должна быть
предусмотрена
предупредительная
сигнализация
по верхнему
предельному
уровню в сточных
цистернах. Если сточная
цистерна является
общей для сточных
труб от поддонов,
расположенных
в разных непроницаемых
отсеках, то
должны быть
предусмотрены
конструктивные
меры, предотвращающие
перелив воды
из одного
затопленного
отсека в другой
через открытые
концы сточных
труб.
Наполнение
запасных цистерн. Прием
жидкого топлива
на судно должен
производиться
через постоянный
трубопровод,
снабженный
необходимой
арматурой,
обеспечивающей
подачу топлива
во все цистерны
основного
запаса. Трубопровод
наполнения
топлива должен
доводиться
до днища цистерны
с минимальным
зазором. На
пассажирских
судах для приема
топлива должны
предусматриваться
специальные
приемные станции,
отделенные
от других помещений
и оборудованные
сточными трубами,
идущими в сточные
топливные
цистерны. Наполнительные
трубопроводы
цистерн, расположенных
выше двойного
дна, а также
наполнительные
трубопроводы
цистерн междудонного
пространства
должны присоединяться
к верхним частям
цистерн. Если
это осуществить
нельзя, то
наполнительные
трубы должны
иметь невозвратные
клапаны, устанавливаемые
непосредственно
на цистернах. В тех
случаях, когда
наполнительная
труба используется
в качестве
приемной, вместо
невозвратного
клапана следует
устанавливать
запорный клапан
с дистанционным
закрытием,
выведенным
в доступное
место, расположенное
за пределами
помещения, в
котором находится
цистерна.
Топливные
цистерны. Топливные
цистерны,
расположенные
на открытых
палубах и
надстройках,
а также в других
местах, подверженных
влиянию атмосферы,
должны быть
защищены от
воздействия
солнечных
лучей. Расходные
топливные
цистерны,
предназначенные
для непосредственного
питания главных
двигателей
в машинных
помещениях
без постоянной
вахты, должны
иметь устройство,
подающее оптический
и звуковой
сигнал в рулевую
рубку по допускаемому
низшему уровню
топлива в цистернах,
или автоматическое
наполнение
расходной
топливной
цистерны. Отсеки,
расположенные
в нос от таранной
переборки, не
должны использоваться
для перевозки
топлива или
других жидких
воспламеняющихся
веществ.
Подвод топлива
к двигателям
внутреннего
сгорания. Оборудование
топливной
системы должно
обеспечивать
подвод топлива,
подготовленного
надлежащим
образом и очищенного
в степени,
требующейся
для данного
двигателя. Фильтры
топлива должны
допускать их
очистку без
остановки
двигателей. Судовые
механические
установки, в
состав которых
входят двигатели,
работающие
на тяжелом
топливе, должны
быть оборудованы
двухтопливными
системами. При
работе главных
двигателей
на двух сортах
топлива (дизельном
и тяжелом) должны
быть приняты
меры против
смешивания
тяжелого топлива
с дизельным
топливом для
вспомогательных
двигателей. Для
удаления
паровоздушных
включений из
трубопроводов
подачи подогретого
тяжелого топлива
к насосам высокого
давления должны
быть установлены
деаэрационные
устройства. В системах
тяжелого топлива
рекомендуется
предусматривать
установку
автоматизированных
фильтров. При
наличии расходомеров
последние не
должны прерывать
работу двигателя
в случае их
регулировки
или выхода из
строя. Подвод
топлива к
дизель-генераторам,
предназначенным
для использования
в качестве
аварийных,
должен осуществляться
от автономной
расходной
цистерны,
расположенной
в помещении
аварийного
дизель-генератора.
Не допускается
расход топлива
из этой цистерны
для других
целей.
Трубопровод
подачи топлива
к дизель-генераторам
должен быть
отдельным, с
самостоятельными
фильтрами и
запорной арматурой.
Подвод топлива
к котлам. На
трубопроводе,
подающем топливо
к форсункам
каждого котла,
следует предусмотреть
быстрозапорный
клапан с местным
управлением.
При установке
автоматизированного
вспомогательного
котла быстрозапорный
клапан не требуется. Для
проверки температуры
и давления
тяжёлого топлива,
подаваемого
к форсункам,
в соответствующих
местах трубопроводов
необходимо
предусматривать
термометры
и манометры. При
подаче топлива
к котлам под
гидростатическим
давлением на
трубопроводе,
подающем топливо
к форсункам,
должны предусматриваться
фильтры. Вместимость
запасной цистерны: где Вместимость
расходной
цистерны главных
двигателей: Вместимость
расходной
цистерны
вспомогательных
двигателей: Вместимость
расходной
цистерны автономного
котла: Вместимость
сточной цистерны: где Вместимость
цистерны аварийного
запаса топлива: Подача
топливоперекачивающего
насоса: где Производительность
сепаратора: где Ёмкость
запасной цистерны
проекта равна
22 м3. Следовательно,
менять запасную
цистерну не
надо. Масляные
насосы двигателей
внутреннего
сгорания. При одном
главном двигателе
мощностью 220
кВт и более
должно быть
не менее двух
масляных
циркуляционных
насосов – основного
и резервного,
один из которых
может иметь
привод от двигателя. Подача
резервного
насоса должна
быть не менее
подачи основного
насоса. При наличии
двух и более
главных двигателей
резервный
масляный насос
не требуется. Следует
предусматривать
средства контроля
за протоком
масла в подшипниках
турбонагнетателей. Каждый
вспомогательный
двигатель
должен иметь
независимую
масляную систему. Объединение
масляных систем
вспомогательных
двигателей
является в
каждом случае
предметом
специального
рассмотрения
Речным Регистром. Если
масляный насос
не оборудован
предохранительным
или перепускным
клапаном, установка
такого клапана
должна предусматриваться
на напорном
трубопроводе. Подвод
смазочного
масла к двигателям
внутреннего
сгорания. Масляная
система должна
исключать
возможность
смешения различных
сортов масла. Концы
сливных труб
из картера
двигателя в
сточно-циркуляционную
цистерну должны
быть в ней
расположены
таким образом,
чтобы во время
работы двигателя
они были постоянно
погружены в
масло. Сливные
трубы от двух
или более двигателей
не должны соединяться
между собой. Трубопроводы
масляной системы
не должны соединяться
с трубопроводами
другого назначения,
за исключением
присоединения
к сепараторам,
которые могут
использоваться
для сепарирования
топлива при
наличии надёжных
устройств,
предотвращающих
смешение топлива
и масла. При сепарировании
масла необходимо
предусматривать
меры, исключающие
возможность
смещения масла
главного и
вспомогательного
двигателей,
если они работают
на разных марках
масла. На трубопроводах
масляных
циркуляционных
систем должны
быть установлены: на всасывающем
трубопроводе
насоса зубчатых
передач – магнитный
фильтр; на всасывающем
трубопроводе
насоса – один
фильтр грубой
очистки (сетка); на нагнетательном
трубопроводе
насоса главного
двигателя –
два параллельных
фильтра или
один сдвоенный
переключаемый
фильтр, или
один самоочищающийся
фильтр. При общей
масляной системе
двигателя и
турбонагнетателей
перед подшипниками
турбонагнетателей
должны устанавливаться
фильтры тонкой
очистки, конструкция
которых должна
допускать их
очистку без
прекращения
циркуляции
масла. После
фильтров следует
устанавливать
манометр. Пропускная
способность
каждого масляного
фильтра должна
превышать на
10% наибольшую
подачу насоса. Масляная
система должна
снабжаться
необходимыми
контрольно-измерителными
приборами. На масляном
трубопроводе
редуктора
должно предусматриваться
смотровое
стекло для
контроля за
протоком масла. Масляные
цистерны. Приёмные
трубопроводы
от цистерн,
расположенных
вне двойного
дна, должны
быть снабжены
запорными
клапанами,
установленными
непосредственно
на цистернах. При устройстве
подогрева масла
должны быть
выполнены
требования
для устройств
подогрева
топлива.
Расчёт системы Вместимость
запасной цистерны: где Вместимость
маслосборников
главных двигателей: Вместимость
маслосборников
|