Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 62
Центр
подготовки
кадров НГДУ
«Елховнефть»
ОАО «Татнефть»
курсы
повышения
квалификации операторов
обезвоживающих
и обессоливающих
установок
Тема:
«Запорная
арматура»
Виды,
конструкция,
область применения
(краны, вентили,
задвижки)
Правила
безопасного
обслуживания
запорной арматуры.
Первая
помощь при
артериальном
кровотечении.
Выполнила:
Евстигнеев
Евгений Александрович
Мастер
производственного
обучения: Гарипова
Л.Р. Г.
Альметьевск
2004г.
1.
Виды, конструкция,
область применения
(краны, вентили,
задвижки)
Вся
арматура
установленная
на трубопроводах,
называется
запорной. В
зависимости
от назначения
она подразделяется
на:
Запорную
– которая служит
для перекрытия
трубопроводов
(краны , вентиля,
задвижки, клапаны).
Запорную
– невозвратную
арматуру –
которая служит
для пропуска
жидкости в
одном направлении
и запирания
в обратном
(обратные клапана).
Предохранительную
арматуру – для
сброса избытка
давления
трубопроводов
от разрыва
(предохранительные
клапана).
Регулирующую
арматуру – для
регулирования
потоков и
поддержания
уровня (регулирование
клапана и регуляторы
уровня).
Задвижка
– запорное
устройство,
в котором перекрытие
прохода осуществляется
поступательным
перемещением
затвора в направлении
перпендикулярном
движению потока
транспортируемой
среды. Задвижки
получили широкое
применение
для перекрытия
потоков газообразных
или жидких сред
в трубопроводах
с диаметрами
условных проходов
от 50 до 2000 мм при
рабочих давлениях
4 – 200 кГ/см2 и температурах
среды до 450 градусов.
В
сравнении с
другими видами
запорной арматуры
задвижки обладают
преимуществами:
незначительными
гидравлическим
сопротивлением
при полностью
открытом проходе;
отсутствием
поворотов
потока рабочей
среды; возможностью
применения
для перекрытия
потоков среды
большой вязкости;
простотой
обслуживания;
относительно
небольшой
строительной
длиной, возможности
подачи среды
в любом направлении.
К
недостаткам,
общим для всех
конструкций
задвижек, следует
отнести: невозможность
применения
для сред с
кристаллизирующимися
включениями:
небольшой
допускаемый
перепад давлений
на затворе (по
сравнению с
вентилями)
невысокую
скорость срабатывания
затвора; возможность
получения
гидравлического
удара в конце
хода; большую
высоту трудности
ремонта изношенных
уплотнительных
поверхностей
затвора при
эксплуатации.
Задвижки
по прочности
подразделяются
на:
1.
стальные – для
высокого давления
2.
чугунные – для
давления до
16 кгс/см2.
Задвижки
бывают с выдвижным
шпинделем и
с не выдвижным,
когда при открытии
поднимается
сам маховик.
Бывают с параллельными
плашками, клёновыми,
проходное
сечение перекрывается
в вертикальной
плоскости.
При
виде конструктивного
типа задвижек
следует исходить
из следующего:
1) вида рабочей
среды; 2) химического
состава рабочей
среды; 3) давления
рабочей среды;
4) рабочей температуры;
5) наличие обоснованных
требований
к герметичности
затвора; 6) диаметра
трубопровода.
Клиновые
задвижки с
цельным клином
предназначены
в основном для
герметичного
перекрывания
трубопроводов
с большим рабочим
давлением
неагрессивной
среды как жидкой,
так и газообразной.
Задвижки
не рекомендуется
применять для
работы в кристаллизующихся
средах или в
средах, содержащих
твердые частицы,
а так же в агрессивных
средах.
Клиновые
задвижки с
упругим клином
применяют
в основном для
герметичного
перекрывания
трубопроводов
с нефтяными
и газовыми
средами высокой
температуры
и большим рабочим
давлением
среды. Применять
задвижки этого
типа для работы
в кристаллизующихся
средах или в
средах с механическими
примесями не
рекомендуется.
Задвижки
с составным
клином
рекомендуют
в основном для
трубопроводов
со средним
рабочим давлением
среды как жидкой,
так и газообразной,
без твердых
и абразивных
включений.
Температура
рабочей среды
устанавливается
в зависимости
от материалов
уплотнительных
поверхностей
затвора.
Параллельные
задвижки
предназначены
для установки
на трубопроводах
в процессах,
в которых не
требуется
достаточно
герметичного
перекрывания
трубопровода
при больших
значениях
рабочего давления.
Среда может
содержать
небольшое
количество
механических
примесей.
Однодисковые
задвижки
применяют, как
правило, для
трубопроводов
с высокой t0
и средней величиной
давления рабочей
среды, в которых
требуется
обеспечить
пропуск среды
при неполном
перекрывании
трубопровода.
При повышенных
требованиях
к герметичности
перекрытия
прохода наиболее
приемлемая
среда – некристаллизующиеся
жидкости с
достаточно
большой вязкостью,
например, нефть,
мазуты и др.
Двухдисковые
задвижки
рекомендуют
для герметичного
перекрывания
трубопроводов
со средним
давлением
рабочей среды
(как жидкой,
так и газообразной),
содержащей
небольшое
количество
механических
примесей. Температура
среды зависит
от материала
уплотнительных
поверхностей
затвора.
Задвижки
с эластичным
уплотнением
затвора
предназначены
для герметичного
перекрывания
трубопровода
с низкой температурой
и средним давлением
рабочей среды,
как жидкой, так
и газообразной.
Задвижки
с гуммированным
покрытием
внутренней
полости
применяют для
герметичного
перекрывания
трубопроводов
с рабочими
средами, обладающими
повышенной
агрессивностью
при невысоких
рабочих температурах,
а также содержащие
абразивные
включения.
Задвижки
с обводом (байпасом)
используют
в основном для
трубопроводов
с высоким давлением
рабочей среды.
Вентиль
– запорное
устройство
насажано на
шпиндель, проходное
сечение перекрывается
в горизонтальной
плоскости.
Вентили получили
широкое распространение
в качестве
запорных устройств
для перекрывания
потоков газообразных
или жидких сред
в трубопроводах
с диаметрами
условных проходов
до 300 мм (а в некоторых
случаях и до
400 мм) при рабочих
давлениях до
2500 кГ/см2 и температурах
сред от –200 до
+4500С в тех случаях,
когда к надежности
и герметичности
перекрытия
прохода предъявляются
высокие требования.
По
конструкции
корпуса вентили
разделяются
на: проходные,
угловые, прямоточные
и смесительные.
Существенно
важной является
классификация
вентилей по
назначению:
запорные,
запорно-регулирующие
и специальные.
В свою очередь,
регулирующие
могут быть
подразделены
по конструкции
дроссельных
устройств на
вентили с
профилированными
золотниками
и игольчатые.
Аналогично
запорные вентили
по конструкции
затворов
подразделяются
на вентили
тарельчатые
и диафрагменные,
а по способу
уплотнения
шпинделя на
сальниковые
и сильфонные.
Проходные
вентили
предназначены
для установки
в прямолинейных
трубопроводах.
Недостатки:
относительно
высокое гидравлическое
сопротивление;
наличие зоны
застоя; большие
строительные
размеры; сложность
конструкции
корпуса и
относительно
большой вес.
Угловые
вентили
предназначены
для соединения
двух частей
трубопровода,
расположенные
перпендикулярно
друг другу или
для монтажа
на повороте.
Работают при
давлениях
рабочей среды,
меньших 64кГ/см2
и при невысоких
температурах.
Прямоточные
вентили.
Преимущества:
относительно
малое гидравлическое
сопротивление;
компактность
конструкции;
отсутствие
зон застоя.
Недостатки:
большая длина
и относительно
большой вес.
Смесительные
вентили
служат для
смешивания
двух потоков
жидкой среды
с целью стабилизации
её температуры,
концентрации
реагентов,
разжижения
основной среды,
поддержания
качества и т.д.
Более простое
решение схемы
смешивания
получается
при использовании
смесительных
вентилей, в
которых два
потока смешиваются
непосредственно
в корпусе одного
вентиля. Их
применение
дает высокий
экономический
эффект за счет
того, что вместо
2-х вентилей и
специального
смесителя
применяется
только один
вентиль.
Диафрагмовые
вентили
(мембранные)
предназначены
для перекрывания
потоков сред
при невысоких
температурах
(до 100-1500С) и отсутствие
сальника; зон
застоя и карманов;
невысокое
гидравлическое
сопротивление;
небольшие
габаритные
размеры и вес.
Основной недостаток
– относительно
небольшой срок
службы мембраны.
Сильфонные
вентили
предназначены
для работы в
средах, утечка
которых в окружающую
атмосферу
недопустима
из-за высокой
стоимости,
агрессивности,
токсичности,
взрыво- или
пожароопасности,
ядовитости
и др. Преимущества
– полное исключение
утечки рабочей
среды и надежность
уплотнительного
элемента.
Запорно-регулирующие
вентили
обеспечивают
возможность
ручного или
дистанционного
управления
расходом среды
путем изменения
гидравлического
сопротивления
дроссельной
пары с надёжным
фиксированием
промежуточных
положений даже
при авариях
в линии питания
привода или
при затруднительном
доступе к вентилю,
а также достаточно
надёжно перекрывала
трубопровод.
Игольчатые
вентили
|