Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 56
поиск по сайту правообладателям
Что
такое религия? Когда
и где возник
буддизм? Первоисточники Вопрос
об исторической
достоверности
личности Будды Его
биография и
происхождение Первая
проповедь и
первые ученики Деятельность
Будды Община Отшествие
Будды в Нирвану 10.Учение
Будды 11.
Истина о четырех
отделах 12.
Интеллектуализм
буддийской
этики 13.
Любовь в буддизме 14.
Отрицательный
характер его
заповедей 15.
Нирвана 16.
Буддийская
община 17.
Образ жизни
монахов 18.
Зародыши культа 19.
Распространение
буддизма 20.
Оценка буддизма.
Положительные
и отрицательные
стороны 21.
Переход к
христианству 22.
Значение мировых
религий Буддизм 1.
Что такое религия? Религия
является одной
из древнейших
и основных
(наряду с нау-кой,
образованием,
культурой) форм
духовной культуры.
В совре-менной
науке популярно
определение
религии, исходящее
из приз-нания
ее основой веры
в Бога (“религия
есть вера в
Бога”). Наряду
с ним, широкое
распространение
имеют другие
подходы к понима-нию
сущности религии:
религия есть
система взглядов,
в основе ко-торых
лежит понятие
священного,
святого, религия
есть одна из
свойственных
культуре форм
приспособления
человека к
окружаю-щему
миру, удовлетворения
его духовных
потребностей. Ядром
религии является
вера, именно
в ней обнаруживаются
важ-нейшие
особенности,
определяющие
место религии
в отношениях
человека и
мира. Религиозная
вера складывается
из: собственно
веры, т.е. убеждения
в истинности
основ религи-озного
учения; знания
наиболее
существенных
положений
вероучения; признания
и следования
нормам нравственности,
содержа-щимся
в религиозных
требованиях
к человеку; соблюдения
норм и требований,
представляемых
к повседнев-ной
жизни человека; Существуют
различные типы
религий: монотеистические,
поли-тистические;
ритуальные
и религии спасения,
национальные
и ми-ровые. Главные
мировые религии
в современном
мире – христианство,
ислам, буддизм Крупнейшие
религии сегодня: Христианство
– 1024 млн. человек Ислам
– 529 млн. человек Индуизм
– 478 млн. человек Конфуцианство
– 305 млн. человек Буддизм
– 268 млн. человек Синтоизм
– 60 млн. человек Даосизм
– 52 млн. человек Иудаизм
– 14 млн. человек 2.
Когда и где
возник буддизм Буддизм
возник на территории
Индостана в
VI
веке до нашей
эры являясь,
таким образом,
первой по времени
своего возникновения
мировой религией.
В это время в
Индии уже сложилось
классовое
общество, существовал
ряд государств,
экономической
основой ко-торых
была эксплуатация
членов земледельческих
общин. Острота
классовых
антагонизмов
усугублялась
существованием
оастовой системы. Представители
высшей оасты
– брахманы
играли важную
роль в общественно-политической
жизни. Религия
брахмаизма
освещала существующее
оастовое деление.
3.
Первоисточники. Возникновение
буддизма связывается
с жизнью и
проповедничес-кой
деятельностью
Сиддхартхы
Гаутамы Будды.
Некоторые
буддо- логи
прошлого века
отрицали историчность
Будды. Большинство
исследователей
полагают , что
нет оснований
подвергать
сомнению
действительное
существование
основателя
буддизма. Согласно
легендам, Будда
родился в 560 году
до нашей эры.
Местом рождения
считается
северо-восток
Индии. Он был
сыном главы
иммени шаньев.
В 29 лет , пораженный
фактом обилия
пере-живаемых
людьми страданий,
Гаутама расстался
со всеми благами
и соблазнами
роскошной жизни
, оставил жену
с малолетним
сы-ном и отправился
странствовать.
Наконец , в некий
момент , Гау-тама
, сидя под деревом
, внезапно узрел
истину , и именно
с этого момента
стал Буддой,
то есть просветленным,
озаренным,
умудрен-ным.
Умер в 480 году
до нашей эры,
положив основание
многолюд-ной
церковной
организации-сангхе.
Эта легенда
не может претен-довать
на точность
во всех деталях. Возникновение
буддизма было
связано с появлением
ряда произ-ведений
, вошедших в
состав классического
свода буддизма-типи-така
это слово обозначает
на языке кали
”три сосуда”.
Типитака была
кодифицирована
около III
века . В качестве
источника по
древнему буддизму
являются эпические
поэмы Мивагхаим,
относя-щиеся
ко II
веку . Большое
значение имеет
изобразительный
мате-риал ,
содержащийся
на стелах и
других сооружениях.
4.
Вопрос об
исторической
достоверности
личности Будды В
истории изучения
буддизма были
попытки доказать
мистич-ность
образа Будды
и этим сделать
необъяснимым
сам факт образо-вания
этой мировой
религии. Попытки
эти связывают
с именами
голландского
исследователя
Керна и французского
индолога Сена-ра.
Сенар с подавляющей
ученостью и
эрудицией
пытался изло-жить
биографию
Будды, как солнечного
героя, объясняя
все под-робности
его жизни
мифологическим
описанием
фактов метеоро-логических
и космических. 5.
Его биография.
Происхождение
Будда
происходил
из рода Сакиев,
владевших
небольшим
госу-дарством
у Петальских
гор. Его рождение
было ознаменовано
не-обычайными
знамениями;
брахманы предсказали
отцу, что сын
его будет великим
царем, если
останется в
миру, и сделается
Буддой, освободителем
вселенной, если
уйдет от мира.
Аскет Девала
при-шел взглянуть
на божественного
младенца и,
предсказав
ему вели-кое
будущее, возблагодарил
богов, удостоивших
его дожить до
появления
Будды. В
16 лет он женился
на прекрасной
Ясодхар, победив
своих со-перников
в стрельбе из
лука и других
состязаниях.
Жизнь его про-ходила
счастливо,
среди всякого
изобилия и
богатства. Отец
нароч-но окружал
его всевозможной
роскошью и
радостями,
чтобы убе-речь
его от монашеского
пути. Но однажды,
во время первого
выез-да из дворца
Сиддарта, он
впервые увидел
старика, больного,
мерт-веца и
монара. Это
зрелище взволновало
царевича и
натолкнула
его на мысль
о страдании.
Ему представилась
необходимость
найти ис-тенное
блаженство
для того, чтобы
спасти и себя,
и свою милую
Ясодхару, и все
страдающее
человечество.
Однажды ночью,
после вещего
сна, он принял
решение уйти
от своей прежней
жизни, от почета
и славы, роскоши
и богатства,
от родителей
и любимой же-ны.
Незаметно он
выходит за
ворота дворца,
надевает желтый
плащ нищего
монаха и сливается
с бесконечной
толпой, которая
бродит по пыльным,
белым дорогам
Индии. В это
время царевичу
было 26 лет. Прошло
семь лет, пока
он нашел себя,
почувствовал
себя и скупленным
Буддой и искупителем
человечества. Сначала
он обратился
к мудрецам-монахам
и вверил в себя
их ру-ководству,
но не получил
от них ничего.
От них он пошел
бродить по
стране Магадха
и пришед в Урувелу.
Шесть лет провел
Гаутала в этом
лесу, усиленно
постясь, ожидая
небесного
просвещения.
Ви-дя его аскетические
подвиги, пять
его товарищей
ждут от него
чу-дес и хотят
стать его учениками.
Тело его обезобразилось
от поста и истязаний,
а он чувствовал
себя далеко
от цели. Тогда
он оставил этот
путь и стал
принимать пищу. И
вот однажды,
сидя под деревом,
он понял всю
истину. Двадцать
восемь дней
Будда провел
под деревом,
размышляя над
тем, что от-крылось
ему в интуиции.
По прошествии
этого срока,
приступил к
нему искуситель
злой Мара и
пытается отвратить
Будду от дела
со-вершения
человеческого
спасения. Зная,
что Будда непобедим
зем-ными желаниями,
Мара избирает
другой путь.
Он советует
святому отойти
в Нирвану,
удовлетвориться
спасением для
себя. Но Будда
побеждает этот
величайший
соблазн всех
святых и аскетов
и твердо отвечает
Маре, что войдет
в Нирвану только
тогда, когда
его святой
закон процветет,
увеличится
и распространится
по земле и будет
возвещен всем
людям через
его ученикам,
монахов и монахинь. 6.
Первая проповедь
и первые ученики Утвердившись
в своем намерении
проповедью
спасти людей,
Будда направился
в Бенарес. Он
хотел, прежде
всего, просветить
тех пятерых
монахов, которые
спасались
вместе с ним
в лесу Уру-вела. Пять
монахов с радостью
выслушали его
и приняли от
него пос-вящение.
Скоро к этим
ученикам
присоединились
еще новые, и,
когда их число
возросло до
шестидесяти
Будда послал
их на пропо-ведь.
Сам учитель
отправился
в Урувелу, где
обратил на путь
спа-сения многих
брахманов и
светских людей.
7.
Деятельность
Будды Вся
последующая
жизнь Будды
была наполнена
путешествиями
и проповедью.
Три месяца в
году (дождливый
период) Будда
и его ученики
отдыхали в
какой-нибудь
из убежищ, отведенных
им бога-тыми
покровителями.
Сюда собирались
со всей Индии
почитатели
Будды, спешившие
услышать проповедь
спасения от
самого учите-ля
и пожить около
него. Из таких
мест Будда
особенно любил
ог-ромный парк
Джетавану,
подарок одного
купца, прославленный
во многих
произведениях
буддийской
литературы.
О нем говорил
один буддийский
поэт:
Джетавана
прелестный
сад, .
Где
ходили толпы
мудрецов,
Где
жил царь истины
–
Место,
где было радостно
моему сердцу. Остальное
время Будда
и его ученики
бродили по
Индии, глав-ным
образом, в районе
восточных
государств
Индостана.
Слава его
распространялась
по всей Индии
и встречи с ним
искали не только
монахи, но и
цари, принцы,
царские сановники
и богатые купцы. Результатом
этих бесед
обычно было
приглашение
Будды со всеми
учениками на
обед. После
обеда, во время
которого прислуживает
сам хозяин со
своим семейством,
Будда произносит
какое-нибудь
поучение Когда
таких приглашений
не было, Будда
по древнему
монашес-кому
обычаю отправлялся
в соседнюю
деревню за
милостыней.
Он делал это
вместе с учениками
после обычной
утренней беседы
с ни-ми и духовных
упражнений.
После обеда
наступало время
отдыха и сна,
пока не спадал
жар и не наступал
вечер, когда
после “свя-щенного
молчания”,
опять начинались
шумные посещения
друзей и поклонников. 8.
Община
Надо
полагать, что
община учеников
Будды еще при
жизни учи-теля
была тесно
сплоченным
орденом, имевшим
свои правила
и ор-ганизацию. Дело
в том, что техника
монашеского
общежития была
выработа-на
в Индии задолго
до Будды, и по
внешнему своему
виду Будда со
своими учениками
мало отличался
от многочисленных
монашеских
общин тогдашней
Индии. Внешними
признаками
учеников Будды
было желтое
платье и бритая
голова; ученики
отрекались
от семейных
связей, от
собст-венности
и соблюдали
строгое целомудрие. В
общине не было
различий каст
и монашеское
платье сглажива-ло
различия между
рабом и господином,
отверженными
Судрой и Брахманом. Господствующее
настроение
общины первых
лет было состояние
спокойной
уравновешенности,
переходящей
в тихую, сосредото-ченную
радость. Состояния
экстатической
восхищенности
были единичными
слу-чаями и
общей жизни
буддийских
монахов не
характеризовали.
Все они отличались
полной чистотой,
душевным миром
и преданнос-тью
Будде. Мы
напрасно стали
бы искать в
буддийских
источниках
характе-ристику
того или иного
ученика: все
они на одно
лицо, все говорят
одним языком,
отличаются
одними добродетелями
и занимаются
одинаковой
деятельностью.
История, правда,
называет имена
более близких
учеников Будды,
но это не делает
их личностями:
они оста-ются
типами буддийских
святых, убивших
все свои индивидуаль-ные
свойства за
одно со всеми
страстями,
желаниями,
симпатиями. Рядом
с монахами,
вступившими
в общину и давшими
обеты, сто-яли
светские люди,
принимавшие
его учение, но
оставшиеся
в миру не порвавшие
с семьей, собственностью.
Они служили
общине по мере
своих сил своими
дарами. Среди
таких верующих
мирян были
цари, князья,
брахманы. Кроме
мужчин, в орден
принимались
и женщины. Каково
же бы-ло их положение
среди монашествующих? Вот
несколько
буддийских
текстов, рисующих
отношение Будды
к женщине: Как
нам, Господи,
- спрашивает
ближайший
ученик Будды
Ананда, - вести
себя с женщинами? Избегайте
ее вида, Ананда,
- отвечал Будда. Но
если мы ее увидим,
что нам делать? Не
разговаривайте
с ней Но
если мы уже
заговорили
с ней? Тогда
будьте осторожны И
все-таки Будда
должен был
уступить настояниям
женщин и при-нять
их в общину, но
положение их
всегда было
унизительно-под-чиненное;
их только терпели,
несмотря на
их чрезвычайную
пре-данность
общине и неустанную
работу на пользу
братии. Вот
просьба одной
из его страстных
последовательниц,
некой Висакхи: Я
желала бы, Господи,
всю свою жизнь
давать общине
дождевые платья,
давать пищу
чужим проезжающим
монахам, кормить
стран-ствующих
монахов, кормить
больных братьев,
ухаживать за
боль-ными, давать
им лекарства,
раздавать
ежедневно рис
и подарить
общине монахинь
купальные
костюмы. Будда,
который сначала
заявляет Висакхи,
сто “совершенные
слишком возвышены,
чтобы соглашаться
на всякое желание”,
дает свое разрешение
на эту благотворительную
деятельность. 9.
Отшествие Будды
в Нирвану
Сорок
четыре года
проповедовал
Будда свое
учение и постепенно
приблизился
к пределу своей
жизни. Ему было
80 лет, когда он
сильно заболел
и был близок
к смерти, но
одна мысль
привязывала
его к этому
миру: “не годится
мне войти в
Нирвану, прежде
чем я не поговорю
с теми, которые
заботились
обо мне, с общиной
моих учеников.
Преодолею эту
болезнь силой
своей и удержу
свою жизнь”. И
Возвышенный
преодолел свою
болезнь. Он
встал со своего
ло-жа и сел в
тени дома, чтобы
изложить ученикам
последнюю свою
волю: “Будьте
своими собственными
светочами, -
говорил он
своим соб-ственным
прибежищем.
Другого не
ищите. Изучайте
познание,
пре-обретенное
мною и возвращенное
вам, живите
согласно с ним
так, чтобы ваша
святая жизнь
долго длилась
на радость
людям. Истин-но
говорю вам, все
земное подвержено
гибели. Молитесь
непрес-танно.
Через три месяца
войдет Совершенный
в Нирвану”. После
нескольких
бесед, когда
учитель передал
своим ученикам
все, что имел
он угасил в
себе волю,
поддерживающую
в нем жизнь и
стал ждать
смерти. После
месяца странствий
он пришел с
учениками в
Кузинару. Там
в лесу, ученики
уложили своего
утомленного
и больного
учителя на
замлю, головой
к северу. Время
цветения деревьев
еще не наступи-ло,
но два дерева,
под которыми
лежал учитель,
были сверху
до низу покрыты
цветами, которые
целым дождем
падали на
отходя-щего;
и птицы громко
пели в воздухе. -
Видишь, Ананда,
- сказал Совершенный,
- еще не настало
время цветения,
а цветы падают
на тело Совершенного
и небесные
муд-рецы поют
в воздухе, чтобы
почтить Совершенного. Но
совершенному
нужна иная
слава Ученики
и ученицы, которые
живут по правде
и закону – вот
истинная слава
Совершенного. Любимый
ученик Ананда
отошел в сторону
и горько плакал
об умирающем
учителе, но
Совершенный
велел подозвать
его к себе и
уьешал его
словами, полными
глубокого,
скрытого отчаяния
и тра-гизма: “Не
надо так, Ананда,
не жалуйся и
не печалься.
Разве я не гово-рил
тебе раньше
об этом? Это
неизбежно –
расставаться
со всеми, что
дорого, со всеми
кого любишь.
Все, что рождено,
что создано,
что сделано
– обречено на
смерть. Но ты
долго чтил
Совершенного
мыслями, словами,
делом своим,
из любви, по
доброте, с радостью,
без лжи. Ты хорошо
делал Ананда.
Стремись, и ты
тоже скоро
очи-стишся”. Последними
его словами,
с которыми он
обратился к
ученикам, были: “Истинно
говорю вам,
ученики мои,
все созданное
– скоропрехо-дяще.
Боритесь
непрестанно”. И
поднялся дух
его от одного
экстаза к другому
по всем степеням
восхищения
и вошел в Нирвану. На
восходе солнца
благородные
жители Кузинары
сожгли, перед
городскими
воротами тело
Будды со всеми
почестями,
какие оказы-вались
усопшим царям. 10.
Учение Будды Проповедь
Будды, по выражению
Мензиса – “не
теория, а путь
спасения”.
Поэтому мы
напрасно стали
бы искать в
священных
книгах буддистов
систематической
космологии,
теологии или
пси-хологии.
Сам Будда
формулировал
свое учение
в четырех словах:
страдания, цепь
причинностей,
уничтожение
страдания и
путь к нему. И
все-таки, хотя
в буддизме нет
систематического
учения о мире
богах и человеческой
душе, все же
Будда не мог
обойтись без
того чтобы свои
практические
рассуждения
не строить на
скрыто предполагаемой
метафизике.
Проповедуя
отречение от
мира, он должен
был говорить,
что та-кое мир,
проповедуя
об освобождении
от влечений,
он неизбежно
учил о человеческой
душе и т.д. Поэтому
изложению “пути
спасе-ния” мы
предпочитаем
краткую характеристику
того мировоззре-ния,
которое предполагается
буддийской
проповедью. Буддийская
философия,
отличается
сильным субъективным
ха-рактером,
больше всего
занимается
человеком. Но
что такое чело-век?
Он есть не более,
чем связка,
агрегат психических
состояний. Как
повозка есть
только агрегат
колес, гвоздей,
досок, и не имеет
ничего одинакового,
кроме пустого
слова “повозка”,
так и человек
составляет
сумму своих
свойств и состояний
и ничего больше.
Лич-ность есть
нечто призрачное
и уничтожаемое.
Не умирают
только те душевные
состояния,
которыми мы
жили. Они идут
за нами из одной
жизни в другую,
они не дают
человеку уйти
из жизни и от
цепи возрождения. Теорию
переселения
Будда везде
предполагает
разумеющейся
са-ма собой. В
буддийских
памятниках
иногда упоминаются
боги, но они не
играют никакой
роли в учении
Будды. Он нигде
не отрицает
их, но и нигде
не ставит людей
в связь с ними. В
буддийской
религии есть
одно божество
– сам Будда. Из
любви к людям,
он согласился
воплотиться
и войти в цепь
человеческих
страданий,
чтобы проповедовать
людям избавление.
Но вместе с
тем, он не является
источником
божественных
сил, благодати
в прямом смысле
слова; людей
спасает, по
буддийскому
воззрению, не
личность Будды,
не его сверхъестественная
сила, а то познание,
которое открывается
в его учении. В
своем предсмертном
слове Будда
так и говорил
о тождестве
се-бя с законом,
им провозвещенным.
Перейдем теперь
к этому зако-ну. План
буддийского
катехизиса
установлен
самим учителем.
Он состоит из
четырех отделов:
учение о страдании,
учение о проис-хождении
страдания,
учение об уничтожении
страдания,
практи-ческий
путь к уничтожению
страдания. Это
– основа всего
закона, символ
веры буддистов. -Как
вы думаете,-
спросил Будда
своих учеников,
что больше,
вода четырех
морей или проливаемые
вами слезы,
когда вы стран-ствуете
по этому миру,
и грустите и
плачете о том
, что вам дается
то , что вы ищете? Страданием
проникнуто
все существующее
и это страдание
неизменно
связано с самим
фактом существования,
потому что ни
один блаженный
, ни брахман,
ни боги не могут
сделать так,
чтобы не старилось
то, что подлежит
старости, чтобы
не болело то,
что подвержено
болезни , чтобы
не умирало то,
что подвержено
смерти, чтобы
не падало то
, что подвержено
падению , чтобы
не погибало
то , что подвержено
гибели. Страдание
и бытие мнонимы.
И куда бы не
обращался взор
человека- в
прошлом или
в будущем он
видит бесконечное,
неис-черпаемое
море слез и
бесконечное
существование
под разными
видами страдания. Это
представление
о страдании
тесно сведено
в буддизме с
пред-ставлением
, что “нет неизменной
сущности в этом
бывании”, что
все течет , все
изменяется,
пожирая само
себя и не насыщаясь.
Душу буддиста
томила такая
“дурная бесконечность”;
сама она- это
непрерывное,
не имеющее
конца и смысла,
колесо жизни,
причиняло ему
метофизическую
боль, независимо
от частых горес-тей
и мук сансары(
житейское море)
. “Все
пребывает в
пламени . Глаза
и все чувства
находятся в
пламени, зажженном
огнем любви,
огнем ненависти,
огнем соблаз-на;
он зажигается
рождением,
старостью и
смертью, скорбью
с воплями печали,
заботой, страданием
и отчаянием.
Весь мир окутан
дымом, весь мир
|