Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 54
Белорусский государственный университет Факультет международных отношений Работа по курсу "Статистика" на тему: "Рынок услуг в европейском макрорегионе" Содержание Введение Часть 1. Европейский макрорегион в системе мирового экспорта/импорта услуг Часть 2. Основные показатели развития отдельных видов услуг в Европе Часть 3. Рынок услуг в Европейском Союзе Заключение Источники Приложения Введение
Одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных секторов мирового рынка является торговля услугами, характеризующаяся устойчиво высокими темпами роста, превышающими в последнее десятилетие темпы роста международной торговли товарами. Под услугой принято понимать такую деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а проявляется в некотором полезном для потребителя эффекте, удовлетворении конкретной потребности получателя услуги. В число услуг входят: транспортировка, банковское дело, страхование, туризм, телекоммуникационная связь, строительство, образование, реклама, медицинское обслуживание, обработка информационных данных и другие. Международная торговля услугами не является новым явлением. Многие услуги давно приобрели важное международное значение. Повсюду в масштабах мировой экономики услуги потребляются во всё более возрастающих количествах. В большинстве национальных экономик доля услуг в производстве достигла большой величины, превысив в развитых странах 70%, а в развивающихся странах составила в среднем 50%. Страны, которые некогда доминировали в промышленном производстве (Соединенные Штаты, Великобритания, Германия, Франция, Япония), осознали свою роль в мировой экономике скорее в качестве конкурентоспособных поставщиков услуг, нежели в качестве производителей основных товаров. На долю экономически развитых государств приходится более 70% экспорта услуг. При этом удельный вес первой пятёрки ведущих стран превышает 50% мирового вывоза услуг, а на 4 государства – США, Великобританию, Германию и Францию приходится 44%. Основное движение услуг осуществляется внутри Европейского макрорегиона. На него приходится половина мирового экспорта и мирового импорта услуг. Вместе с тем здесь наблюдается рост числа занятых в сфере услуг и доли третичного сектора в структуре ВВП. Для стран этого региона также характерны более высокие темпы роста внешней торговли услугами по сравнению с товарами и заметное увеличение их удельного веса в экспорте. Следует отметить, что большинство стран Европейского макрорегиона имеют положительное сальдо баланса услуг. Часть 1.
Европейский макрорегион в системе мирового экспорта/импорта услуг На сегодняшний день Европейский макрорегион занимает ведущее место на мировом рынке услуг. На него приходится половина мирового экспорта и мирового импорта услуг. В Таблице 1.1. и Таблице 1.2. представлены лидеры в мировом экспорте и мировом импорте услуг, приведены показатели объёмов их экспорта/импорта услуг, доли в мировом экспорте услуг, а также показатели годового прироста их доли на мировом рынке услуг. Как можно заметить по данным, приведенным в таблице, основную группу стран, лидирующих в мировом экспорте/импорте услуг, составляют страны Европейского макрорегиона. Эти же страны характеризуются и наиболее высокими показателями годового прироста своей доли на мировом рынке услуг. Таблица 1.1. Лидеры в мировом экспорте услуг, 2006 г. Таблица 1.2. Лидеры в мировом импорте услуг, 2006 г. Часть 2.
Основные показатели развития отдельных видов услуг в Европе Согласно классификации услуг Всемирной торговой организации (ВТО) все услуги делятся на транспортные, туристические и прочие услуги, в состав которых входят услуги связи, строительства, страхования, финансовые, компьютерные и информационные, услуги в области авторского права и лицензирования и др. Таблица 2.1. отражает динамику развития отдельных видов услуг в период с 1995 по 2006гг. Таблица 2.1. Годовой прирост экспорта отдельных видов услуг в Европе (%), 1995-2006 г. В соответствии с данными Таблицы 2.1. построена диаграмма, отображающая динамику прироста экспорта отдельных видов услуг в Европейском макрорегионе в период с 1995 по 2006гг. Диаграмма 2.1. Динамика прироста экспорта отдельных видов услуг в Европейском макрорегионе в период с 1995 по 2006гг. По данной диаграмме можно сделать выводы о том, в период с 1995 по 2004 гг. для всех видов услуг были характерны довольно высокие темпы прироста экспорта, которые достигли своего максимума в 2004г., затем резко снизились к 2005 году, после чего вновь стали увеличиваться. Наибольшими темпами прироста в период с 1990 по 2005 гг. характеризовались транспортные услуги. Пик их прироста приходится на 2004г., когда соответствующий показатель достиг 25%. Однако с 2004 по 2006 гг. темпы прироста экспорта данного вида услуг характеризуются снижением, в то время в динамику прироста экспорта других видов услуг отмечается обратная ситуация. В Таблицах 2.2, 2.3, 2.4 приведены показатели объёмов экспорта/импорта транспортных, туристических и прочих услуг, их доли в мировом экспорте/импорте услуг, а также показатели годового прироста их доли на мировом рынке услуг. Таблица 2.2. Рынок транспортных услуг Европы Таблица 2.3. Рынок туристических услуг Европы Таблица 2.4. Прочие услуги * Часть 3.
Рынок услуг в Европейском Союзе Ведущей группой стран по международной торговле услугами в Европейском регионе является Европейский союз, на долю которого приходится 27,3% мирового экспорта и 24% мирового импорта услуг. Вместе с тем в странах данного региона наблюдается рост числа занятых в сфере услуг и доли третичного сектора в структуре ВВП. Ниже приведены сведения о структуре ВВП в среднем по Европейскому макрорегиону (2006 г.) - сельское хозяйство: 2% - промышленность: 27.1% - услуги: 70.7% Структура занятости населения в среднем по Европейскому макрорегиону (2002 г.) - сельское хозяйство: 4,4% - промышленность: 27.1% - услуги: 67.1% На основе приведенных сведений можно построить диаграммы, которые более наглядно отражают место сферы услуг в экономике стран Европейского макрорегиона. Диаграмма 3.1 Структура ВВП в среднем по Европейскому макрорегиону (2006 г.) Диаграмма 3. 2. Структура занятости населения в среднем по Европейскому макрорегиону (2002 г.) В Таблице 3.1. представлены страны-лидеры в мировом экспорте услуг по состоянию на 2006 год. Таблица 3.1. Лидеры в мировом экспорте услуг, 2006 г. Диаграмма 3.3. Лидеры в мировом экспорте услуг, 2006 г. США Франция Германия Ирландия Испания Голландия Италия Бельгия Польша Австралия Несомненным лидером в становлении и прогрессе сектора услуг на протяжении прошлого века являются США. Сосредоточив в конце этого периода более 1/3 мирового производства услуг (доля США в ВВП вещной сферы составляет 30%), эта страна прокладывает путь для стран-последователей, задает ориентиры по многим магистральным направлениям общего поступательного движения -в области структурных тенденций, воспроизводственных пропорций, социальных отношений, глобализации, держит первенство в сфере технологий. Вслед за лидером идет Великобритания и с несколько большим отставанием следуют Франция, Канада, Италия, В Германии и особенно в Японии в большей степени сохраняются черты индустриальной экономики, и это обстоятельство расценивается экспертами как немаловажная причина сравнительно серьезных экономических проблем этих стран в последние полтора-два десятилетия. Но и здесь развитие услуг в последние годы явно ускоряется. Ведущими странами по торговле услугами в Европейском Союзе являются Великобритания, Германия и Франция. Вторым по величине экспортёром услуг в мире (после США) является Великобритания. В 2006г. её доля в мировом экспорте составила 8,3% (для сравнения США – 14,1%). Положительное сальдо в торговле услугами в Великобритании обеспечивается в первую очередь засчёт банковских и кредитных учреждений (доля Лондонских банков составляет около 20% международного кредитования. В Великобритании сосредоточена крупнейшая в мире сфера страховых услуг (около 1/5 части мирового рынка страховых услуг). На сектор услуг в Великобритании, приходится около 2
/3
от ВВП Великобритании. В нем основную долю (около 40%) занимают деловые и финансовые услуги. На долю государственных услуг приходится 35%, торговлю 19%. Гостиничные услуги занимают 5% всего рынка услуг. В 2006 г. общий объем экспорта услуг возрос относительно 2005г. на 9,8%. Лидирующие позиции в экспорте заняли финансовые услуги. Что касается импорта услуг, то здесь лидирующие позиции занимали туристические услуги (35,4%, прирост на 3,7%). Туристические услуги являются одним из основных сегментов рынка услуг Великобритании. В Великобритании работает более двух тысяч туристических компаний и фирм, наиболее крупными из которых являются "VisitUK", "NationalTrust", "EnglishHeritage", "Travelscope", "Travelcity" и др. В туристическом бизнесе Великобритании занято около 1,4 млн. человек, в т.ч. 618 тыс. приходится на сферу обслуживания, 230 тыс. работают в гостиницах, принадлежащих туроператорам, 150 тыс. – туроператоры и агенты и 130 тыс. занято на туристическом транспорте. Общее число зарубежных туристов, посетивших Великобританию в 2006 году, возросло на 6% по сравнению аналогичным периодом предыдущего года (с 29,9 млн. до 31,6 млн. посетителей). Сектор услуг Германии На Германию приходится 6,1% мирового экспорта (3-е место в мире). При этом в послежнее время наблюдается рост производственных услуг. Большое распространение получили здесь транспортные услуги: в Германии самая развитая транспортная сеть в мире. Банковские услуги осуществляются крупнейшими в мире немецкими банками: Deutsche Bank, Dresdener Bank и др. Доля сектора услуг в ВВП: 69,5% (2007г.)* Доля занятых в сфере услуг: 63,8% (2006г.)* Услуги, получившие наибольшее распространение: - банковские услуги - транспортные услуги - услуги страхования - туристические услуги Сектор услуг Франции Франция занимает 5-е место в мировом экспорте услуг (4,2% мирового экспорта), однако доля Франции на мировом рынке услуг снижается: в 90-е гг. она занимала второе место в мире, в 2001-2003 гг. – уже 3-е. В 2006 году годовой прирост объёма экспорта её услуг составил 0%. Доля сектора услуг в ВВП: 77,3% (2007г.)* Доля занятых в сфере услуг: 71,5% (2006г.)* Услуги, получившие наибольшее распространение: - финансовые услуги - транспортные услуги - туристические услуги - научное и техническое сотрудничество Активными темпами развивается сектор услуг в Испании, Италии и Нидерландах. Имея в среднем 10%-ный годовой прирост объёма экспортируемых услуг, эти страны на протяжении 2001-2006гг. входят в 10-ку крупнейших экспортёров услуг в мире. Заключение
На сегодняшний день Европейский макрорегион занимает ведущее место на мировом рынке услуг. На него приходится половина мирового экспорта и мирового импорта услуг. Вместе с тем наблюдается рост числа занятых в сфере услуг и доли третичного сектора в структуре ВВП. Ведущей группой стран по международной торговле услугами в Европейском регионе является Европейский союз, на долю которого приходится 27,3% мирового экспорта и 24% мирового импорта услуг. Вторым по величине экспортёром услуг в мире (после США ) является Великобритания. В 2006г. её доля в мировом экспорте составила 8,3% (для сравнения США – 14,1%). Положительное сальдо в торговле услугами в Великобритании обеспечивается в первую очередь засчёт банковских и кредитных учреждений (доля Лондонских банков составляет около 20% международного кредитования. В Великобритании сосредоточена крупнейшая в мире сфера страховых услуг(около 1/5 части мирового рынка страховых услуг). На Германию приходится 6,1% мирового экспорта (3-е место в мире). При этом в послежнее время наблюдается рост производственных услуг. Большое распространение получили здесь транспортные услуги: в Германии самая развитая транспортная сеть в мире. Банковские услуги осуществляются крупнейшими в мире немецкими банками: Deutsche Bank, Dresdener Bank и др. Франция занимает 5-е место в мировом экспорте услуг (4,2% мирового экспорта), однако доля Франции на мировом рынке услуг снижается: в 90-е гг. она занимала второе место в мире, в 2001-2003 гг. – уже 3-е. В 2006 году годовой прирост объёма экспорта её услуг составил 0%. Активными темпами развивается сектор услуг в Испании, Италии и Нидерландах. Имея в среднем 10%-ный годовой прирост объёма экспортируемых услуг, эти страны на протяжении 2001-2006гг. входят в 10-ку крупнейших экспортёров услуг в мире. Источники
1. Central Intelligence Agency [Electronic resource]. – Mode of access: https://www.cia.gov/
2. World Trade Organization [Electronic resource]. – Mode of access: http://www.wto.org/
3. Статистический офис Великобритании Приложение 1. Расчет абсолютных и относительных показателей динамики Таблица 1. Поток прямых иностранных инвестиций в сферу услуг Великобритании (1995-2006гг.) Приложение 2. Характеристика статистической таблицы и её структурных элементов Таблица 1.1. Лидеры в мировом экспорте услуг, 2006 г. Данная статистическая таблица содержит 3 типа заголовков: общий, верхние и боковые. Общий заголовок Лидеры в мировом экспорте услуг, 2006 г. располагается над макетом таблицы по центру и является внешним заголовком. Общий заголовок отражает содержание всей таблицы. Верхние заголовки характеризуют содержание граф (заголовки сказуемого): Экспортёры, Объём экспорта, Доля в мировом экспорте услуг, Годовой прирост, %. Боковые заголовки характеризуют содержание строк (заголовки подлежащего): Экспортёры (США, Великобритания, Германия, Япония, ….) По характеру подлежащего данная таблица является простой перечневой статистической таблицей. Подлежащее представляет собой простой перечень единиц, а именно стран-экспортёров услуг, сформированный по территориальному признаку. В подлежащем отсутствует группировка единиц совокупности. По структурному строению сказуемого данная статистическая таблица является таблицей с простой разработкой сказуемого, поскольку показатели, определяющие сказуемое, не подразделяются на подгруппы, и значения каждого из сказуемых являются независимыми друг от друга.
|